Научная статья на тему 'Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов'

Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4051
594
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
КОРРЕКЦИЯ / КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ (СЭВ) / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОФИЛАКТИКА СЭВ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / AND CORRECTION OF EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME (CMEA) / CORRECTION / EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME / PREVENTION / THE PREVENTION OF THE CMEA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Брынских Ксения Григорьевна

В статье представлен анализ особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Раскрыта модель коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Брынских Ксения Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the analysis of the characteristics of emotional burnout syndrome among teachers. Dis-closed model correction and prevention of emotional burnout syndrome in professional activity of teachers.

Текст научной работы на тему «Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов»

КОНЦЕПТ

Брынских К. Г. Коррекция и профилактика синдрома |д| эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75134. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

и

научно-методический электронный журнал копсеРии/2015/75134И1т. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

АШ 75134 УДК 159.9

Брынских Ксения Григорьевна,

магистрант ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск [email protected]

Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей синдрома эмоционального выгорания у педагогов. Раскрыта модель коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, коррекция, профилактика, коррекция синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), профилактика СЭВ. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В современное время проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности, к личностным особенностям.

Такая ситуация содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Профессиональный труд педагога - это высокая эмоциональная загруженность. С увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание».

Проблема «эмоционального выгорания» очень интересна для изучения. Она является одной из главных проблем современной школы. Поэтому актуальность исследования определяется: большой вероятностью возникновения у педагогов разных форм профессиональной деформации, в том числе «эмоционального выгорания», под влиянием сложных условий профессиональной деятельности; недостаточной изученностью проблемы «выгорания» у представителей этой профессии, и особенно, у начинающих педагогов - отсутствием надежных, апробированных методик профилактики и коррекции явления «эмоционального выгорания».

Цель нашего исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить коррекцию и профилактику синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.

Объектом нашего исследования является синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.

Предметом нашего исследования является коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.

Гипотеза нашего исследования - при внедрении модели программы коррекции и профилактики можно предупредить синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.

Методы исследования: теоретические - анализ литературы, обобщение, моделирование, целеполагание «Дерево целей» (В. И. Долгова [1]); эмпирические - формирующий эксперимент, тестирование по методикам: «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко»; «Тест «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (МВ1) для учителей и преподавателей высшей школы (методика

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Брынских К. Г. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - Спецвы-

_ _ пуск № 08. - ART 75134. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал konceptru/2015/75134htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-

ART 75134 УДК 159.9

К. Маслач и С. Джексон, адаптация Н. Е. Водопьянова); «Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора»; статистические - t-критерий Стьюдента.

По мнению К. Маслач синдром эмоционального выгорания - синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам (эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм), редукция профессиональных достижений. Главная причина «выгорания персонала» - психологическое, душевное переутомление от профессионально вынужденного общения [2, с. 20].

В. В. Бойко рассматривает синдром эмоционального выгорания как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения; при этом, выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет педагогу дозировать экономно расходовать энергетические ресурсы; в то же время, могут возникать его функциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности [3]. Он выделил три фазы формирования выгорания: фаза напряжения, резистенции, истощения, котором свойственные определенные симптом.

К стрессогенным особенностям педагогической деятельности относятся психологический климат (многие исследователи указывают на то, что конфликтность весьма характерна для педагогических коллективов); необходимость осуществления частых и продолжительных контактов с людьми (так называемый фактор «пресыщения общением»); взаимодействие с различными социальными группами (учащиеся, их родители, коллеги, представители администрации); специфика «объекта» труда, проявляющаяся в его собственной активности. Все ситуации общения, отягощенные высокой ответственностью за людей, сопровождаются высокой эмоциональной и интеллектуальной напряжённостью (В. И. Долгова [4]).

Профессиональный труд школьного учителя отличает высокая эмоциональная нагруженность, повышенная ответственность за свои действия и за действия школьников, повышенные требования к поддержанию профессионального уровня, недостаточно высокая общественная оценка социального статуса.

Этапы, методы и методики:

1) Поисково-подготовительный этап: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик. На этом этапе выполнено изучение психолого-педагогической литературы по проблеме СЭВ педагогов; были подобрана методики.

2) Опытно-экспериментальный этап: тестирование и обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по методикам: «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко»; «Тест «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (MBI) для учителей и преподавателей высшей школы (методика К. Маслач и С. Джексон, адаптация Н. Е. Водопьянова); «Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора». Затем полученные результаты были обработаны. Было разработано «древо целей» и модель программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов, а так же недрение и проведение программы.

3) Контрольно-обобщающий этап: анализ и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, проверка гипотезы, разработка рекомендаций.

«VI О nj

КОНЦЕПТ

Брынских К. Г. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - Спецвы-

_ _ пуск № 08. - ART 75134. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал konceptru/2015/75134htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-

ART 75134 УДК 159.9

Характеристика выборки

В исследовании приняли участие 20 педагогов из них 5 учителей начальных классов, 3 завуча, 12 учителей-предметников. Общие сведения о коллективе: коллектив учителей сформировался со дня основания школы. С каждым годом в школу приходят работать новые педагоги, среди них есть как молодые специалисты, так и педагоги-стажисты; уровень сплоченности в коллективе ниже среднего. Педагоги общаются малыми группами по интересам, по возрасту.

После первого среза по «Методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко», мы получили следующие данные (рис. 1). Мы видим, что фаза напряжения не сформировалась у 8 (40%) человек, в стадии формирования у 8 (40%) человек и сформировавшаяся у 4 (20%) человек. Испытуемым, у которых сформировалась или в стадии формирования свойственно следующее: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия.

100%

90%

80%

70%

60%

50% о

h 40%

о4

sa

ч

и Т

о

и

30% 20% 10% 0%

45%

45%

не сформ.

25%

в стадии форм. уровни развитие фазы

сформир.

напряжение I резистенция I истощение

В" 15%

Рис. 1. Распределение результатов исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко на констатирующем этапе

Фаза резистенции не сформировалась у 6 (30%) человек, в стадии формирования у 9 (45%) человек и сформировавшаяся у 5 (25%) человек. Испытуемым, у которых сформировалась или в стадии формирования свойственно следующее: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей.

Фаза истощения не сформировалась у 9 (45%) человек, в стадии формирования у 8 (40%) человек и сформировавшаяся у 3 (15%) человек. Испытуемым, у которых сформировалась или в стадии формирования свойственно следующее: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация) психосоматические и психовегетативные нарушения.

ru Q м

КОНЦЕПТ

Брынских К. Г. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75134. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75134.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

научно-методический электронный журнал ART 75134 УДК 159.9

Таким образом, для участия в опытно-эксперементальной работе по коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов на основании результатов первичной психодиагностики, нами было принято проводить коррекционно-профилактическую программу с группой риска.

Нами была разработана и апробирована «Программа коррекции и профилактика эмоционального выгорания педагогов» по рекомендациям В. И. Долговой, Г. Ю. Гольевой, О. А. Соболева [5, 6]) и определены организационно-педагогические условия и принципы ее эффективной реализации.

Цель программы: создание условий способствующих профилактике СЭВ; передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления; развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы; сплочения и доверия, снятие эмоционального напряжения; формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом.

В программе коррекции и профилактики приняли участие 10 педагогов МОУ СОШ № 43. Продолжительность программы составляет 20 часов. Занятия проводилось 1 раз в месяц, продолжительностью 2 академических часа. Программа проводилась в течение десяти занятий с группой наполняемостью 10 человек в довольно просторном помещении. В программе упражнения подбирались в соответствии с задачами и содержанием профилактики и коррекции эмоционального выгорания педагогов.

После реализации в практику школы программы коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов (с педагогами группы риска) нами была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на этапе констатирующего эксперимента. Построив диаграммы (рис. 2 и 3.) и сравнив результаты, мы видим, что фаза напряжения не сформировалась до у 0 (0%) чел., после программы 8 (80%) чел., в стадии формирования до у 7 (70%) чел., после программы 1 (10%) чел., и сформировавшаяся до у 3 (30%) чел., после программы 1 (10%) чел. Фаза резистенции не сформировалась до 2 (20%) чел. после программы 5 (50%) чел., в стадии формирования до у 6 (60%) чел., после программы у 5 (50%) чел. и сформировавшаяся до у 2 (20%) чел., после программы у 0 (0%) чел.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

напряжение

■ резистенция

■ истощения

не сформир.

в стадии формир. уровни развития фазы

сформир.

70%

Рис. 2. Распределение результатов исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (до реализации программы)

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 75134 УДК 159.9

Брынских К. Г. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75134. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75134.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

100% 90% 80% 70%

в4

« 60%

50% 40% 30% 20% 10% 0%

напряжение

■ резистенция

■ истощения

не сформир. в стадии формир. сформир.

уровни развития фазы

Рис. 3. Распределение результатов исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (после реализации программы)

Фаза истощения не сформировалась до у 4 (40%) чел., после программы у 5 (50%) чел., в стадии формирования до у 4 (40%) чел., после программы у 5 (50%) чел. и сформировавшаяся до у 2 (20%) чел., после программы у 0 (0%) чел.

Для определения эффективности реализации программы развития познавательно-профессиональной активности студентов использовался метод математической обработки данных - ^критерий Стьюдента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрев первую фазу эмоционального выгорания «напряжение» по «методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко», типичный сдвиг -положительный, 1 эмп = 4,3; 1эмп > 1о,об, следовательно, существуют статистические значимые различия в «фазе напряжения» до и после реализации коррекционно-профилактической программы. Эмпирическое значение 1 находится в зоне значимости: согласно правилу принятия гипотезы, Но отклоняется и принимается Н1 при р <0,01, т. е. программа воздействовала эффективно на «фазу напряжение». Сопоставив данные психодиагностики до и после реализации программы для «фазы резин-стенции» - типичный сдвиг - положительный, 1 эмп = 3,6; 1эмп > 1о,об, следовательно, существуют статистические значимые различия в «фазе резистенции» до и после реализации коррекционно-профилактической программы. Эмпирическое значение 1 попадает в зону значимости: согласно правилу принятия гипотезы, Но отклоняется и принимается Н1 при р <0,01, т. е. программа воздействовала эффективно на «фазу резистенции». И сопоставив данные психодиагностики до и после реализации программы для «фазы истощение», мы выявили, что типичный сдвиг - положительный, 1 эмп = 2,8; 1о,об < 1эмп < 1о,о1, следовательно, существуют статистические значимые различия в «фазе истощения» до и после реализации коррекционно-профилактической программы. Эмпирическое значение 1 попадает в зону неопределенности: согласно правилу принятия гипотезы, Но отклоняется и принимается Н1 при р < 0,01, т. е. программа воздействовала эффективно на «фазу истощения».

Можно сделать вывод о том, что поставленная в работе гипотеза подтвердилась, при внедрении модели программы коррекции и профилактики можно предупредить синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов. Мы проверили с помощью критерия ^критерию Стьюдента и выявили, что для фаз «напряжение, резистенции, истощения» существуют статистические значи-

PU г М

КОНЦЕПТ

Брынских К. Г. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - Спецвы-

_ _ пуск № 08. - ART 75134. - 0,4 п. л. - URL: http://e-

научно-методический электронный журнал konceptru/2015/75134htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-

ART 75134 УДК 159.9

мые различия. Материалы исследования показали, что после коррекционно-профилактической работы уровень сформированности фаз изменился.

На основании полученных данных были разработаны методические рекомендации по коррекции и профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности, обобщены выводы. Также педагогам были предложены упражнение для профилактики синдрома эмоционального выгорания.

Выводы: нами проведен анализ литературы по проблеме исследования, и выявлено что синдром эмоционального выгорания развивается у педагогов, если у педагога высокая эмоциональная загруженность. В силу специфических особенностей труда учителя сталкиваются с проявлениями профессиональных деформаций личности. Личностные деформации относятся к ряду причин, препятствующих профессиональному развитию человека. С увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». Одним из видов личностной деформации учителя является эмоциональное выгорание. Выгоранию подвержены чаще всего люди старше 35-40 лет. В их профессиональной сфере происходит спад. Чтобы предостеречь педагогов от эмоционального выгорания нужно проводить своевременную профилактику и коррекцию. В сферу образования нужно внедрять программы коррекции и профилактики синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов.

Программа коррекции и профилактики синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов была реализована успешно, следовательно, цель исследования достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Ссылки на источники

1. Долгова В. И. Системные инновационные технологии целеполагания // GLOBAL CRISIS OF CON-TEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05 -November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 - November 12, 2012). Chief editor - Pavlov V. V. - L., 2013. - С. 41-45.

2. Водопьянова Н. Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2011.- 160 с.

3. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко: методики и тесты. Психические состояния // Свойства личности. - 2012. - URL: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy/1/33-metodika-diagnostiki-urovnya-emotsionalnogo-vygoraniya-v-v-bojko (дата обращения: 4.02.2013).

4. Долгова В. И. Simulation of the formation of emotional stability of personality // HEALTH AS A FACTOR OF QUALITY AND LIFETIME OF BIOLOGICAL SPECIES: Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V. - L., 2013. - С. 67-70.

5. Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. - М.: Изд-во Перо, 2014. - 196 с.

6. Долгова В. И., Соболева О. А. Формирование конструктивной психологической защиты. - Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2006. - 184 с.

КОНЦЕПТ

Брынских К. Г. Коррекция и профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75134. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75134.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.

ISSN 2304-120Х

772304

120159

научно-методический электронный журнал ART 75134 УДК 159.9

Ksenia Brinskyh,

Candidate for a master's degree faculty of psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]

Correction and prevention of emotional burnout syndrome in professional activity of teachers Abstract. The article presents the analysis of the characteristics of emotional

burnout syndrome among teachers. Disclosed model correction and prevention of emotional burnout syndrome in professional activity of teachers.

Key words: emotional burnout syndrome, correction, prevention, and correction of emotional burnout syndrome (CMEA), the prevention of the CMEA.

Рекомендовано к публикации:

Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск

(Vi "7 «j

977230412015970

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.