Научная статья на тему 'Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов'

Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3712
510
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ПЕДАГОГИ / СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СТРЕСС / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME / EMOTIONAL EXHAUSTION / STRESS / TEACHERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Капитанец Елена Германовна

В статье говорится о проблеме формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов. Процесс постепенной утраты энергии (эмоциональной, физической, когнитивной) проявляется в симптомах эмоционального истощения, физического утомления, личной отстраненности педагогов, в снижении удовлетворения от работы. Исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов позволит определить ориентиры в разработке профилактических и коррекционных мероприятий указанного состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is devoted to the problem of emotional burnout among teachers. The process of gradual loss of energy (emotional, physical, and cognitive) is manifested in emotional exhaustion, physical fatigue, personal detachment of teachers, reduce of job satisfaction. Investigation of burnout will identify landmarks in the development of preventive and corrective actions of the specified condition.

Текст научной работы на тему «Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов»

ART 15047

научно-методический электронный журнал

УДК 159.922.2

Капитанец Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15047. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15047.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Капитанец Елена Германовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск [email protected]

Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов

Аннотация. В статье говорится о проблеме формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов. Процесс постепенной утраты энергии (эмоциональной, физической, когнитивной) проявляется в симптомах эмоционального истощения, физического утомления, личной отстраненности педагогов, в снижении удовлетворения от работы. Исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов позволит определить ориентиры в разработке профилактических и коррекционных мероприятий указанного состояния.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, стресс, педагоги.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Сегодня наряду с профессиональной компетентностью, включающей в себя личностное и профессиональное развитие педагогов, их профессиональный уровень, необходимо ещё и активное творчество, постоянное изучение опыта коллег, внедрение его в педагогическую практику, не теряя при этом собственный уровень креативности, нужны педагоги-новаторы, готовые к инновационной деятельности (В. И. Долгова [1]).

Все новые требования, предъявляемые к педагогам, требуют постоянной работы над собой, профессионального самосовершенствования, повышения квалификации, полной мобилизации внутренних ресурсов. Интенсивность профессиональной деятельности проявляется в снижении устойчивости психофизических функций, состоянии эмоциональной нестабильности, напряжённости, притом что педагогический труд всегда отличался высокой насыщенностью стрессовыми ситуациями. Снижение работоспособности, эмоциональное истощение, ухудшение результатов деятельности, появление нехарактерных ошибок, снижение памяти, внимания, потеря самообладания и самоконтроля - это результат длительного воздействия напряженных факторов педагогического труда, ведущий к конфликтам во взаимоотношениях с учениками, родителями, коллегами, способствующий возникновению и закреплению личностных негативных черт, разрушающих психическое здоровье. В результате у педагогов появляются стойкая неудовлетворенность собственной работой, эмоциональное и физическое истощение. Все это характеризует синдром эмоционального выгорания. Несмотря на разработанность данной проблемы в психолого-педагогической литературе (М. В. Агапова [2], В. В. Бойко [3], М. В. Борисова [4], Н. Е. Водопьянова [5], М. А. Воробьева [6], К. А. Дубиницкая [7], В. Е. Орел [8], Т. В. Форманюк [9] и др.), вопрос профилактики и коррекции указанного состояния остается актуальным.

Синдром эмоционального выгорания, по мнению М. А. Воробьевой, возникает в ситуациях интенсивности профессионального общения, представляет симптомоком-плекс характеристик психики педагога, отражающих взаимодействие с внешней средой под воздействием объективных и субъективных факторов [6].

С целью изучения формирования синдрома эмоционального выгорания Е. О. Карелиной (научное руководство автора) проведено исследование, в котором при-

f\j ■Л f\j

КОНЦЕПТ

Капитанец Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15047. 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15047.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 15047 УДК 159.922.2

няли участие 32 педагога. В процессе взаимодействия с психологами школ и с самими педагогами нами была составлена групповая характеристика участников исследования.

Самым длительным этапом профессиональной жизни педагога является этап профессиональной зрелости. Он охватывает примерно 20 лет жизни: от 30 до 50 лет, от шестого до двадцать пятого года работы. На этом этапе трудового пути находится свыше половины работающих в настоящее время учителей. Этот этап подразделяется на два подэтапа: от 30 до 40 лет и от 40 до 50 лет. Границей, отделяющей один подэтап от другого, является 40-летие. Это самый важный, самый существенный в жизни рубеж. Сегодня в каждой школе есть 5-6 учителей этого возрастного периода, стремящихся к преобразованию, новым взаимоотношениям с учениками, поискам нового содержания обучения, готовых к инновационной деятельности.

Для осуществления экспериментального исследования мы применяли следующие методики: «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко, опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)», адаптация Н. Е. Водопьяновой, тест-опросник К. Томоса на поведение в конфликтной ситуации.

Обсудим результаты исследования.

Результаты методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко представлены на рис. 1.

10% 0%

Напряжение Резистенция Истощение

Фазы эмоционального выгорания

Не сформировавшаяся фаза Фаза в стадии формировнаия Сформировавшаяся фаза

Рис. 1. Результаты исследования фаз эмоционального выгорания педагогов по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко

Результаты свидетельствуют о том, что 3% (1 человек) исследуемых имеют сформировавшуюся фазу напряжения, это говорит о том, что исследуемые чувствуют недовольство собой, своей работой, профессией, им бывает сложно самостоятельно принимать решения. Это выражается в переживаниях напряженности, настороженности, дискомфорта.

31% (10 человек) имеют напряжение как фактор эмоционального выгорания в стадии формирования, испытуемые нередко чувствуют себя некомфортно на рабочем месте, недовольство собой, не получают положительных эмоций.

IM IM

КОНЦЕПТ

Капитанец Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15047. 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15047.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 15047 УДК 159.922.2

У 66% (21 человек) отмечена несформировавшаяся фаза напряжения. Это говорит о том, что исследуемые хорошо чувствуют себя на рабочем месте, получают позитивные эмоции от рабочего процесса, от коллектива, чувствуют свою уверенность и нужность на работе.

По шкале «Резистенция» (от лат. resisto - «сопротивляться») 31% исследуемых (10 человек) имеют несформировавшуюся фазу, это говорит о том, что педагоги стараются снизить давление внешних обстоятельств на свое эмоциональное состояние, стремятся к психологическому комфорту. У 28% (9 человек) исследуемых выявлена резистенция в стадии формирования, педагоги стремятся минимизировать свои эмоции, стараются сократить или облегчить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, нередко обделяют окружающих элементарным вниманием.

41% (13 человек) имеют сформировавшуюся фазу, это свидетельствует о том, что испытуемые проявляют эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие, ограничивают эмоциональную отдачу, очень часто такая эмоциональная сдержанность и закрытость выливаются в домашнем кругу в агрессию по отношению к родным.

По шкале «Истощение» несформировавшаяся фаза зафиксирована у большей части коллектива, это 53% (17 человек), это говорит о том, что исследуемые чувствуют себя вполне комфортно на рабочем месте, они способны к продуктивной работе, чувствуют в себе эмоциональные силы для инновационной деятельности.

У 28% исследуемых (9 человек) истощение как фактор эмоционального выгорания находится в стадии формирования, это говорит о том, что у педагогов эмоциональные контакты могут вызывать напряжение, им становится сложно адекватно воспринимать требования администрации, в работе не используют инновационные подходы, что проявляется в безразличии или негативных эмоциях.

19% (6 человек), имеют сформировавшуюся фазу истощения, педагоги испытывают постоянный стресс, что сопровождается плохим настроением, дурными ассоциациями, чувством страха, неприятными ощущениями в области сердца, сосудистыми реакциями, обострением хронических заболеваний.

Результаты диагностики профессионального (эмоционального) выгорания (MBI) педагогов, адаптация Н. Е. Водопьяновой, представлены на рис. 2.

и и

tu И

о

«

tu V

о

и

«

3

100% 90% 80% 70%

40% 30% 20% 10% 0%

47%

44% 44%

47%

i Высокий Средний i Низкий

Эмоциональное Деперсонализация Редукция личных истощение достижений

Фазы эмоционального выгорания

Рис. 2. Результаты исследования эмоционального выгорания педагогов по методике «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)», адаптация Н. Е. Водопьяновой

PU o 'v

КОНЦЕПТ

Капитанец Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15047. 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15047.htm.

научно-методический электронный журнал Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 15047 УДК 159.922.2

Анализ данных по методике «Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)», адаптация Н. Е. Водопьяновой, показал, что по шкале «Эмоциональное истощение» высокий уровень выявлен у 47% (15 человек), это свидетельствует о том, что у половины испытуемых снижен эмоциональный тонус, повышена психическая ис-тощаемость, происходит утрата интереса и позитивных чувств к окружающим, наблюдается ощущение «пресыщенности» работой, неудовлетворенности жизнью в целом.

34% (11 человек) имеют средний уровень эмоционального истощения, у них также понижен эмоциональный тонус, снижается работоспособность, жизненная активность, но нельзя забывать, что некоторый уровень эмоционального истощения является возрастной особенностью.

Низкий уровень эмоционального истощения - у 19% исследуемых (6 человек), данная категория педагогов не испытывает негативных переживаний, работа, рабочий коллектив их вдохновляют, они чувствуют в себе заряд сил и энергии.

По шкале «Деперсонализация» 44% (14 человек) имеют высокий уровень, это проявляется в деформации отношений с окружающими, она бывает двух видов: повышенная зависимость от других либо повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к окружающим.

Также 44% исследуемых (14 человек) имеют средний уровень деперсонализации, это может говорить о том, что педагогам бывает сложно установить контакт с учениками, родителями, а если контакт установлен, то чувствуется напряжение, стремятся выполнять свои обязанности формально, без активного включения в рабочий процесс.

Определенный уровень деперсонализации - необходимый механизм психологической защиты для ряда профессий (педагогов, социальных работников, врачей) в социальной адаптации.

У 12% (4 человек) выявлен низкий уровень деперсонализации, педагоги хорошо устанавливают эмоциональные контакты с окружающими, активно включаются в работу и инновационную деятельность.

По шкале «Редукция личных достижений» высокий уровень зафиксирован у 22% (7 человек) испытуемых - может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей.

Самый высокий результат по редукции личных достижений у среднего уровня 47% (15 человек), характеризуется заниженной самооценкой значимости реально достигнутых результатов и снижении продуктивности ввиду изменения отношения к работе.

Изучая предпочитаемые стратегии поведения педагогов в конфликтных ситуациях, мы получили следующие результаты, приведенные в таблице.

Выбираемые стратегии поведения в конфликте

Стратегии Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление

Количество педагогов 10% 65% 93% 74% 52%

Результаты свидетельствуют о преимущественном выборе педагогами школ, во-первых, компромисса (93%), а во-вторых, избегания (74%) в качестве способов поведения в ситуациях конфликта. Это свидетельствует о высокой значимости для большинства педагогов сохранения позитивных отношений в коллективе и избегания конфликтных ситуаций. Поскольку любые конфликтные ситуации возникают на базе

ГУ r\J

ART 15047

научно-методический электронный журнал

УДК 159.922.2

Капитанец Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15047. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15047.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

объекти вно существующих противоречий, то важно развивать умения своевременно выявлять причины конфликта и совместно вырабатывать способы их устранения вместо игнорирования конфликтных ситуаций. В-третьих, предпочитаемой стратегией поведения в конфликте является сотрудничество (65% педагогов). Наименьшее число педагогов выбрало стратегию приспособления (52%). Стратегию соперничества выбрали 9,68% педагогов.

Составим иерархию способов поведения педагогов в конфликтных ситуациях по мере возрастания:

- Соперничество.

- Приспособление.

- Сотрудничество.

- Избегание.

- Компромисс.

При изучении способов реагирования педагогов в конфликтных ситуациях мы отмечаем высокую значимость сохранения позитивных отношений в коллективе и избегания конфликтных ситуаций для большинства педагогов. Проанализировав все полученные результаты, мы выявили, что синдром эмоционального выгорания присутствует у педагогов общеобразовательных учреждений. На основе анализа результатов исследования была разработана программа профилактики и коррекции эмоционального выгорания у педагогов общеобразовательных учреждений, целью которой является снижение эмоционального выгорания и обеспечение нормального функционирования личности педагога в окружающей среде. Программа профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов включает следующие направления:

- актуализация и развитие профессионально важных качеств у педагогов (В. И. Долгова, В. К. Шаяхметова [10]);

- формирование психологических защит у педагогов в стрессовых ситуациях (В. И. Долгова, О. А. Кондратьева [11]);

- повышение коммуникативной компетентности педагогов, обучение навыкам конструктивного общения, в том числе в напряженных ситуациях (В. И. Долгова, Е. В. Мельник [12]);

- формирование эмоциональной устойчивости педагогов (В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева [13]).

В целях направленной профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов следует: обдуманно и равномерно распределять свои нагрузки; стараться находить время для отдыха; переключаться с одного вида деятельности на другой; к конфликтам на работе относиться проще; не пытаться быть лучшим всегда и во всем (Е. Г. Капитанец [14]).

Программа рассчитана на 18 занятий в количестве 40 часов. Содержание занятий по продолжительности варьировалось от 1 часа до 6 часов. Реализация программы предполагает групповую форму работы.

Итак, эмоциональному выгоранию в большей степени подвержены те педагоги, которые работают с высокой самоотдачей, ответственностью, установкой на инновационный процесс. Синдром эмоционального выгорания педагогов представляет результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте, при этом следует отметить, что профессиональная специфика сказывается лишь на определенной степени стрессогенности отдельных факторов. Результаты исследования позволили разработать программу профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов.

(V Г (V

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 15047 УДК 159.922.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ось 1лки на источники

Капитанец Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15047. 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15047.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11. 12.

13.

14.

Долгова В. И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - № 12. - С. 17-24. Агапова М. В. Возможности социально-психологической реабилитации специалистов помогающих профессий, имеющих синдром эмоционального выгорания // Вестник интегративной психологии / под ред. В. В. Козлова. - Ярославль, 2004. - С. 19-21.

Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 96-105.

Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

Воробьева М. А. Исследование эмоционального выгорания у педагогов // Образование и наука. Изв. Урал. отд-ния Рос. Акад. образования. - 2006. - № 1. - С. 70-75.

Дубиницкая К. А. Социально-психологические аспекты формирования синдрома эмоционального выгорания у педагогов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений // Вестник МГОУ. - 2010. - № 4. - С. 57-65.

Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.

Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии - 1994. - № 6. - С. 57-64.

Долгова В. И., Шаяхметова В. К. Инвариантность профессионально важных качеств: монография. - Челябинск: Изд-во РЕКПОЛ, 2009. - 314 с.

Долгова В. И., Кондратьева О. А. Психологическая защита: монография. - М.: Перо, 2014. - 160 с. Долгова В. И., Мельник Е. В. Эмпатия: монография. - М.: Перо, 2014. - 185 с. Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. - М.: Перо, 2014. - 196 с.

Капитанец Е. Г. Проявление синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагогов // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - № 3. - С. 100-102.

Elena Kapitanets,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Theoretical and Applied Psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]

Study of emotional burnout syndrome among teachers Abstract. The paper is devoted to the problem of emotional burnout among teachers. The process of gradual loss of energy (emotional, physical, and cognitive) is manifested in emotional exhaustion, physical fatigue, personal detachment of teachers, reduce of job satisfaction. Investigation of burnout will identify landmarks in the development of preventive and corrective actions of the specified condition. Key words: emotional burnout syndrome, emotional exhaustion, stress, teachers. References

1. Dolgova, V. I. (2013) "Psihofiziologicheskie determinanty gotovnosti k innovacionnoj dejatel'nosti", Vest-nik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, № 12, pp. 17-24 (in Russian).

2. Agapova, M. V. (2004) "Vozmozhnosti social'no-psihologicheskoj reabilitacii speci-alistov pomogajush-hih professij, imejushhih sindrom jemocional'nogo vygoranija", in Kozlov, V. V. (ed.) Vestnik integrativnoj psihologii, Jaroslavl', pp. 19-21 (in Russian).

3. Bojko, V. V. (1999) Sindrom "jemocional'nogo vygoranija" v professionalem obshhenii, Piter, St. Petersburg, 105 p. (in Russian).

4. Borisova, M. V. (2005) "Psihologicheskie determinanty fenomena jemocional'nogo vygoranija u peda-gogov", Voprosypsihologii, № 2, pp. 96-105 (in Russian).

5. Vodop'janova, N. E. & Starchenkova, E. S. (2008) Sindrom vygoranija: diagnostika i profilaktika, Piter, St. Petersburg, 336 p. (in Russian).

6. Vorob'eva, M. A. (2006) "Issledovanie jemocional'nogo vygoranija u pedagogov", Obrazovanie i nauka. Izv. Ural. otd-nija Ros. Akad. obrazovanija, № 1, pp. 70-75 (in Russian).

7. Dubinickaja, K. A. (2010) "Social'no-psihologicheskie aspekty formirovanija sindroma jemocional'nogo vygoranija u pedagogov i vospitatelej doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij", Vestnik MGOU, № 4, pp. 57-65 (in Russian).

9772304120159

ART 15047

научно-методический электронный журнал

УДК 159.922.2

Капитанец Е. Г. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - ART 15047. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15047.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

85. Orel, V. E. (2005) Sindrom psihicheskogo vygoranija lichnosti, lzd-vo "Institut psihologii RAN", Moscow, 330 p. (in Russian).

9. Formanjuk, T. V. (1994) "Sindrom 'jemocional'nogo sgoranij'» kak pokazatel' professional'noj dezadap-tacii uchitelja", Voprosypsihologii, № 6, pp. 57-64 (in Russian).

10. Dolgova, V. I. & Shajahmetova, V. K. (2009) Invariantnost' professionals vazhnyh kachestv: mono-grafija, Izd-vo REKPOL, Cheljabinsk, 314 p. (in Russian).

11. Dolgova, V. I. & Kondrat'eva, O. A. (2014) Psihologicheskaja zashhita: monografija, Pero, Moscow, 160 p. (in Russian).

12. Dolgova, V. I. & Mel'nik, E. V. (2014) Jempatija: monografija, Pero, Moscow, 185 p. (in Russian).

13. Dolgova, V. I. & Gol'eva, G. Ju. (2014) Jemocional'naja ustojchivost' lichnosti: monografija, Pero, Moscow, 196 p. (in Russian).

14. Kapitanec, E. G. (2011) "Projavlenie sindroma jemocional'nogo vygoranija v profes-sional'noj deja-tel'nosti pedagogov", Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Novye gumanitarnye issledovanija, № 3, pp. 100-102 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

м 7 ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.