КОНЦЕПТ
Щеглова Г. С. Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART _ _ 75140. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал k°nC5Pi;ru/2N015/751124S<htm- - Г°с рег Эл № ФС 77
ART 75140 УДК 159.9
Щеглова Галина Сергеевна,
магистрант факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный
педагогический университет», г. Челябинск
Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания
педагогов школы
Аннотация. В статье обсуждаются возможности психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, дерево целей, модель, программа психолого-педагогической коррекции, технологическая карта. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Современная школа предъявляет большие требования ко всем аспектам деятельности учителя: к личностным особенностям, педагогическим умениям, знаниям, способам деятельности. На основе осуществления принципов личностно-ориентированного обучения, особую важность, мы считаем, приобретает изучение факторов, которые препятствуют гуманизации отношений в диаде «учитель-ученик». Синдром эмоционального выгорания, который характеризуется личностной отстраненностью, эмоциональной сухостью педагога, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся, расширением сферы экономии эмоций, оказывает достаточное влияние на характер профессионального общения учителя. Обсуждаемая профессиональная деформация мешает полноценному осуществлению учебного процесса, становлению профессионального коллектива, оказанию необходимой психологической помощи. На данном этапе развития педагогики важным является ориентация деятельности учителей на личность воспитанника. Выполнение этой роли требует от педагога способности противостоять влиянию эмоциональных факторов современной профессиональной среды, но высокая эмоциональная напряженность, связанная с особенностями межличностного взаимодействия в ходе профессиональной деятельности, часто приводит вместе с другими факторами к развитию синдрома эмоционального выгорания (Н. П. Абаскалова, Н. Е. Водопьянова, В. И. Долгова, Г. Ю. Гольева, О. А. Кондратьева [1, 2, 3, 4]).
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогическую коррекцию синдрома эмоционального выгорания педагогов школы.
Гипотеза: психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы будет более результативной, если:
- осуществить моделирование психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов школы;
- разработать и реализовать программу психологической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов школы.
В ходе исследования были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретические: анализ, обобщение, моделирование.
2. Эмпирические: эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам: «Профессиональное выгорание педагогов», «Опросник эмоционального выгорания В. В. Бойко», «САН» («Опросник самооценки функционального состояния»).
1 '
м 1 м
ART 75140
науш.о-методический электронный журнал
УДК 159.9
Щеглова Г. С. Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75140. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75140.htm. - Гос. per. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
3. Математико-статистические: Т-критерий Вилкоксона.
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ№ 42 г. Копейска. В исследовании приняли участие 20 педагогов разного возраста и с различным стажем работы.
Наша модель построена по рекомендациям В. И. Долговой, Е. В. Мельник [5] и состоит из 5 блоков:
1. Теоретический: анализ литературы по проблеме, определение форм, методов и методик диагностики, коррекции и оценки полученных результатов. Разработка коррекционной программы.
2. Диагностический: диагностика синдрома эмоционального выгорания у педагогов школы путем тестирования по методикам «Профессиональное выгорание педагогов», «Опросник эмоционального выгорания В. В. Бойко», «Опросник самооценки функционального состояния». Отбор участников психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов школы.
3. Коррекционный: проведение психолого-педагогической коррекции согласно разработанной программе в течение 10 занятий.
4. Оценочный: анализ полученных результатов. Проведение повторного тестирования, оценка динамики степени выраженности синдрома эмоционального выгорания, у участников группы путем количественного и качественного анализа произошедших изменений по сравнению с констатирующим экспериментом.
5. Прогностический: разработка методических рекомендаций по преодолению синдрома эмоционального выгорания педагогов школы на основании полученных результатов, профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов школы.
Целью модели психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов школы является реализация системной и систематической помощи по снижению уровня названного синдрома. Цель далее декомпозируется на задачи каждого этапа (В. И. Долгова [6]). Всего этапов - три этапа: теоретический (анализ психолого-педагогической литературы по теме, подбор методик), опытно-экспериментальный (констатирующий и формирующий эксперимент) и контрольно-обобщающий (анализ полученных результатов и разработка методических рекомендаций).
В ходе исследования были использованы следующие методы и методики: теоретические (анализ, обобщение, моделирование), эмпирические (эксперимент (констатирующий и формирующий), тестирование по методикам: «Профессиональное выгорание педагогов», «Опросник эмоционального выгорания» В. В. Бойко», «Опросник самооценки функционального состояния»), математико-статистические (Т-критерий Вилкоксона).
Анализируя полученные при тестировании данные, можно сделать следующие выводы: у 30% педагогов (12 человек) сформирован синдром эмоционального выгорания, ещё у 45% (18 человек) синдрос эмоционального выгорания находится в стадии формирования, и только у 25% (10 человек) синдром эмоционального выгорания не выявлен.
Сложившаяся ситуация требует формирования экспериментальной группы и проведения психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания педагогов.
Программа психолого-педагогической коррекции базировалась на трех составляющих самосознания:
- самопознание (когнитивный блок) - осознание педагогом школы своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов;
КОНЦЕПТ
Щеглова Г. С. Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART _ _ 75140. - 0,3 п. л. - URL: http://e-
научно-методический электронный журнал k°nC5Pi;ru/2N015/751124S<htm- - Г°с рег Эл № ФС 77
ART 75140 УДК 159.9
- отношение к себе (эмоциональный блок) - формирование у педагогов позитивного эмоционального отношения к себе, переживание в группе и осознание прошлого эмоционального опыта, получение новых эмоциональных переживаний в группе;
- саморегуляция (поведенческий блок) - преодоление неадекватных форм поведения, развитие и закрепление новых форм поведения.
Для проведения психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания была выбрана групповая форма работы, поскольку групповая форма включает в себя целенаправленное использование всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений между участниками группы в коррекционных целях и позволяет сконцентрировать внимание на проблемах межличностного взаимодействия клиентов.
Целью коррекционной работы являлось снижение интенсивности эмоционального выгорания у педагогов школы путем снятия эмоционального напряжения и повышения эффективности педагогического и межличностного общения.
Критерием эффективности программы является существенное снижение у участников коррекционной группы проявлений эмоционального выгорания вплоть до полного исчезновения.
С учетом поставленных задач был выбрана кратковременная форма проведения коррекционной работы: программа рассчитана на 10 занятий.
По окончании коррекционной работы было проведено повторное тестирование педагогов, вошедших в коррекционную группу.
Анализируя данные, полученные при повторном тестировании по методикам «Профессиональное выгорание» и «Опросник эмоционального выгорания В. В. Бойко», можно сделать следующие выводы: Уровень выраженности показателя «эмоциональное истощение» после проведения коррекционной работы снизился на 70% (со 100% (20 человек) до 30% (6 человек)); уровень выраженности показателя «деперсонализация» снизился на 60% (с 70% (14 человек) до 10% (2 человек)). Выраженность фазы тревожная напряженность в коррекционной группе снизилась на 10% (с 10% (2 человека) до нуля); резистенция на 50% (с 50% (10 человек) до нуля); педагогов со сформированной фазой истощения в группе не было, однако количество педагогов с данной фазой в стадии формирования также снизилось на 40% (с 60% (12 человек) до 20% (4 человека)).
В результате математической обработки результатов исследования при помощи Т-критерия Вилкоксона можно утверждать, что показателей степени выраженности синдрома эмоционального выгорания педагогов статистически достоверны, что подтверждает, что программа психолого-педагогической коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов школы позволила существенно снизить его уровень. Гипотеза исследования доказана.
По итогам работы были разработаны рекомендации по профилактике и устранению синдрома эмоционального сгорания педагогов школы на 4 уровнях: органический (телесный) (снятие физического напряжения, усталости, головной боли, бессонницы, ослабления иммунитета); эмоциональный (снятие эмоционального напряжения, беспокойства, взволнованности, чувства тревоги, подавленного и апатичного состояний:; рациональный (смысловой) (приобретение смысла своей профессиональной деятельности, снятие негативного отношения работника к собственным возможностям, формирование/реконструкция позитивного отношения к себе как к специалисту, повышение самопринятия); поведенческий (устранение стереотипов профессиональных действий, налаживание трудовой дисциплины).
КОНЦЕПТ
науш.о-методический электронный журнал ART 75140 УДК 159.9
Щеглова Г. С. Психолого-педагогическая коррекция синдрома эмоционального выгорания педагогов школы // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 08. - ART 75140. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/75140.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.
6.
Ссылки на источники
1. Абаскалова Н. П. Организация мониторинга здоровьесберегающей деятельности в образовательном учреждении (методические рекомендации) - Новосибирск, 2010.- 36 с. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2010. - 336 с. Долгова В. И., Гольева Г. Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. - М.: Изд-во Перо, 2014. - 196 с.
Долгова В. И., Кондратьева О. А. Психологическая защита: монография. - М.: Изд-во Перо, 2014. - 160 с.
Долгова В. И., Мельник Е. В. Моделирование процессов формирования профессиональной коммуникативной компетентности // FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT: Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V. - L., 2013. - С. 66-69. Долгова В. И. Системные инновационные технологии целеполагания // GLOBAL CRISIS OF CON-TEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05 -November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 - November 12, 2012). Chief editor - Pavlov V. V. - L., 2013. - С. 41-45.
Galina Shcheglova,
Candidate for a master's degree faculty of psychology, Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]
Psychological-pedagogical correction of the emotional burnout syndrome school teachers
Abstract. The article discusses the features of psychological-pedagogical correction syndrome of emotional burnout of teachers.
Key words: emotional burnout, objective tree, model, program of psychological-pedagogical correction, MP. Рекомендовано к публикации:
Долговой В. И., доктором психологических наук, деканом факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск
ГУ r\J
977230412015920