КОНЦЕПТ
Карелина Е. О. Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания социальных работников в Комплексном центре социального обслуживания населения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. -
ноучно-м.етоЪич.есши эАмрошшй щрна, AuR^oil/'T^losl.htOm4 -"ос": р-г.
ART 75031 УДК 159.9 issn 2S04-120X.
Карелина Екатерина Олеговна,
магистрант ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск kotenka [email protected]
Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания социальных работников в Комплексном центре социального обслуживания населения
Аннотация. В статье представлен анализ эмоционального выгорания социальных работников в КЦСОН. Раскрыта модель психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания социальных работников в КЦСОН. Ключевые слова: эмоциональное выгорание, социальные работники, социальная работа.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Социальная работа, с нашей точки зрения, - это деятельность, которая является ключевой в оказании помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, где социальные работники в первую очередь выполняют функцию «эмоциональных доноров» для своих клиентов. От качеств личности, основ поведения и профессиональных данных социальных работников зависит, не только уровень оказываемой помощи гражданам, но и индивидуальное состояние самих социальных служащих. Стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе своей работы ежедневно, ежечастно, постоянное проникновение в суть проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье самого социального работника. Поэтому профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом (Богомолова Н. Н., Долгова В. И., Жариков П. Н., Куличенко Р. М., Куцуро-ва A. M., Попов Ю. В., Кмить К. В., Сафаргалиева С. Ф., [1-9]).
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально провести психолого-педагогическую коррекцию эмоционального выгорания социальных работников.
Впервые термин «эмоциональное выгорание», был использован в 1974 г. Американским психиатром и психоаналитиком Гербертом Фройденбергером для характеристики психологического состояния здоровых людей находящихся в интенсивном и тесном общении с пациентами (клиентами) в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [цит. по 9].
Синдром «эмоционального выгорания» обычно определяют, как состояние физического, эмоционального и интеллектуального истощения, вызванного длительной вовлеченностью в эмоциональное экстремальные ситуации. Это состояние характеризуется чувством эмоционального истощения, развитием негативного или безразличного отношения к людям и растущим обесцениванием своей компетентности [8]. Основными признаками синдрома сгорания являются: ощущение эмоционального истощения; наличие негативных чувств по отношению к клиентам; негативная самооценка.
Социальная работа - это многосторонняя профессиональная деятельность, направленная на содействие людям, социальным группам в решении социальных
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Карелина Е. О. Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания социальных работников в Комплексном центре социального обслуживания населения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. -ART 75031. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.
/L7™ эгUJ0 п.л- uKL: , nitP://e-;oncep'
ru/2015/75031.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965.
ART 75031 УДК 159.9 issn 2304-i20X.
проблем, прежде всего по преодолению личностных и социальных трудностей, посредством поддержки, защиты, обслуживания, коррекции и реабилитации.
Социальные работники помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни и в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане: пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из «групп риска», лицам с девиантным поведением и др.
Они стремятся сделать их жизнь лучше, разделяют с ними горести и заботы, проблемы и несчастья, сострадают и вселяют надежду. Учитывая специфику деятельности, социальный работник постоянно попадает в стрессовые ситуации, в связи с чем ему свойственен синдром «выгорания». В результате этого человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение, появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.
В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья работников социальных учреждений. Работники социальных служб самые первые сталкиваются с проблемами людей, которые обращаются к ним за помощью в кризисных и тяжелых ситуациях. Самое простое, что может предложить социальный работник своим подопечным, - это личное участие, понимание, принятие человека таким, какой он есть. Общение - это часто наиболее доступная и необходимая помощь для обратившихся. Для каждого подопечного требуется все новые и новые силы социального работника. А это неизменно приводит к истощению, к стрессу и эмоциональному выгоранию специалистов, которые нуждаются в психолого-педагогической коррекции самочувствия, активности, настроения и других психофизиологических и психологических характеристик социальных работников (Долгова В. И. [1, 2, 4]).
Исследование проводилось в три этапа:
1-й этап - теоретический (2012-2013) - теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме синдрома эмоционального выгорания и психолого - педагогической коррекции «эмоционального выгорания», определение концепции и основной методологии исследования, определение цели, задач, экспериментальной гипотезы и методов исследования.
2-й этап - эмпирический (2013) - определение экспериментального плана исследования, подбор методик, адекватных целям и задачам исследования, формирование экспериментальной выборки, сбор эмпирических данных. Проведена математическая обработка полученных данных с помощью методов математической статистики.
3-й этап - аналитический (2013-2014) - анализ полученных результатов, интерпретация полученных данных методами качественного и количественного анализа, оформление исследования [9].
В работе были использованы комплекс методов и методик.
Теоретические методы: анализ, систематизация, обобщение, моделирование, «дерево целей». Эмпирические методы: эксперимент, тестирование по методикам: Методика диагностика уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, Опросник Профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н. Е. Методика К. Маслач и С. Джексон.
Анализ (от греч. - разложение, расчленение) - операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между пред-
«vi О nj
КОНЦЕПТ
Карелина Е. О. Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания социальных работников в Комплексном центре социального обслуживания населения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. -
ноучно-м.етоЪич.есши эАмрошшй щрна, AuR^oil/'T^losl.htOm4 -"ос": р-г.
ART 75031 УДК 159.9 issn 2S04-120X.
метами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.
Обобщение понятий - логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема, но менее конкретного содержания; форма приращения знания путём мысленного перехода от частного к общему в некоторой модели мира, что обычно соответствует и переходу на более высокую ступень абстракции.
Исследование проводилось с опорой на следующие понятия.
Анализ литературы - это метод научного исследования, предполагающий операцию мысленного или реального расчленения целого на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.
Тест - система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития или состояние определенного психологического качества или свойства отдельного индивида - объекта наблюдения. Стандартизованная методика психодиагностическая, инструмент для объективного измерения одного или нескольких аспектов целостной личности через вербальные или невербальные ответы или через другие виды поведения.
Тестирование - это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Дерево целей - это структурированный иерархический перечень целей организации, в котором цели более низкого уровня подчинены и служат для достижения целей более высокого уровня.
Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) в научном методе - метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Эксперимент является краеугольным камнем эмпирического подхода к знанию.
Психологическое моделирование - «создание моделей навыков и психических процессов на основе описаний глубинной структуры субъективного опыта».
Математическая статистика - наука, разрабатывающая математические методы систематизации и использования статистических данных для научных и практических выводов. Во многих своих разделах математическая статистика опирается на теорию вероятностей, позволяющую оценить надёжность и точность выводов, делаемых на основании ограниченного статистического материала. Назначение Т-критерия Вилкоксона. Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых.
Разработанная нами программа коррекции состояла из психологических упражнений, игр и релаксации.
Были проведены методики диагностики эмоционального выгорания социальных работников в Комплексном центре социального обслуживания населения
Результаты апробации психокоррекционной работы по снижению эмоционального выгорания социальных работников осуществлялись на основе сравнительных данных констатирующего и формирующего эксперимента. Сравнение проходило на основе повторного проведения методик апробированных в п. 2. 2.
По методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, в констатирующем и формирующем эксперименте полученные результаты начального и
ru Q м
КОНЦЕПТ
наут.о-методический электронный журнал ART 75031 УДК 159.9
конечного среза показали изменения (рис. 1, 2, 3).
Карелина Е. О. Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания социальных работников в Комплексном центре социального обслуживания населения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. -ART 75031. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2015/75031.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
эмоционального выгорания по всем шкалам
so öS IQ 2С Ol IQ
0 e;
01 T
О
IQ ■
e; о
SC
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Констатирующий Формирующий
Не сформировавшаяся Фаза в стадии Сформировавшаяся фаза формирования фаза
Фаза эмоционального выгорания: напряжение
Рис. 1. Распределение результатов исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко после проведения программы коррекции в фазе напряжение
Результаты формирующего эксперимента по изучению уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, показывают, что произошли изменения по всем исследуемым шкалам.
Уровень напряжения в сформировавшейся фазе был снижен до 0% (0 человек), изначально сформировавшаяся фаза напряжения была зафиксирована у 3% (1 человек), это говорит о том, что напряжение связанное у испытуемых с работой изменилось на боле комфортные ощущения, появилось больше уверенности в себе и своих силах. Уровень напряжения в стадии формирования также изменился, на этапе констатирующего эксперимента составлял 31% испытуемых (10 человек), после проведения программы коррекции 19% (6 человек). На этапе констатирующего эксперимента не сформировавшая фаза напряжения была зафиксирована у 66% испытуемых (21 человек), при проведении формирующего эксперимента у 0% (0 человек), это свидетельствует о том, что испытуемые научились справляться с негативными переживаниями, связанными с рабочим местом.
Рассмотрим изменения по шкале резистенция.
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 75031 УДК 159.9
Карелина Е. О. Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания социальных работников в Комплексном центре социального обслуживания населения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. -ART 75031. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2015/75031.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. ISSN 2304-120X.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
41%
28%
16%
6%
Констатирующий Формирующий
Не сформировавшаяся Фаза в стадии Сформировавшаяся фаза формирования фаза
Фаза эмоционального выгорания: резистенция
Рис. 2. Распределение результатов исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко после проведения программы коррекции в фазе резистенция
Уровень резистенции в сформировавшейся фазе при констатирующем эксперименте составлял 41% (13 человек), после проведения программы коррекции этот уровень снизился до 6%(2 человека). Также зафиксированы изменения фазы в стадии формирования, изначально 28% испытуемых (9 человек), после проведения программы коррекции снизился до 16% (5 человек). Не сформировавшаяся фаза резистенции при проведении констатирующего эксперимента составляла 31% испытуемых (10 человек), на этапе проведения формирующего эксперимента повысилась до 78% (25 человек). Это свидетельствует о том, что испытуемые научились более полному пониманию своих чувств и правильной демонстрации их, что способствует более успешному протеканию рабочего процесса.
Также изменения произошли по шкале истощение.
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
84%
28%
19%
3%
Констатирующий Формирующий
Сформировавшаяся фаза
Не Фаза в стадии
сформировавшаяся формирования фаза
Фаза эмоционального выгорания: истощение
Рис. 3. Распределение результатов исследования по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко после проведения программы коррекции в фазе истощение
PU г м
КОНЦЕПТ
Карелина Е. О. Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания социальных работников в Комплексном центре социального обслуживания населения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. -
ARL7f0LnэгJ0,4 п.л.- URL: , pt.
ru/2015/75031.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -
ART 75031 УДК 159.9 issn 2304-i20X.
Уровень истощения в сформировавшейся фазе составлял 19% (6 человек) и при проведении программы коррекции был снижен до 3% (1 человек), фаза в стадии формирования истощения при проведения констатирующего эксперимента была зафиксирована у 28% (9 человек) исследуемых, при проведении формирующего эксперимента у 13% (4 человека), не сформировавшаяся фаза истощения до программы коррекции составляла 53% (17 человек), после проведения программы коррекции увеличилась до 84% (27 человек). Это свидетельствует о том, эмоциональные контакты у исследуемых не вызывают сильных эмоциональных затрат, исследуемые проще воспринимают и переживают эмоциональное состояние клиентов.
По методике профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI) адаптация Водопьянова Н. Е. Методика К. Маслач и С. Джексон также проведен повторный срез после проведения программы коррекции и выявлены изменения (рис. 4, 5, 6).
100% 90% 80% 70°% 60°% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
65%
47%
34%
19% 16% 19%
Констатирующий Формирующий
Высокий Средний Низкий
Фаза эмоционального выгорания: эмоциональное истощение
Рис. 4. Распределение результатов исследования по методике профессиональное (эмоциональное) выгорание (МВ1) адаптация Водопьянова Н. Е. Методика К. Маслач и С. Джексон по шкале
эмоциональное истощение
По итогам проведение формирующего эксперимента количество испытуемых с высоким уровнем эмоционального истощения был снижен до 19%(6 человек), изначально этот уровень составлял 47% (15 человек), средний уровень эмоционального истощения изначально был зафиксирован у 34% исследуемых (11 человек), при проведении программы коррекции количество снижено до 16% (5 человек), низкий уровень был у 19% исследуемых (6 человек), при проведении программы коррекции низкий уровень выявлен у 65% (21 человек). Это свидетельствует о том, что у большинства испытуемых сформировалось положительное отношение к работе, снизилась психическая истощаемость, работа приносит больше положительных эмоций.
КОНЦЕПТ
Карелина Е. О. Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания социальных работников в Комплексном центре социального обслуживания населения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. -научно-методический электронный журнал АКТ 75031. - °'4 п. л. - ик1: http://e-koncept.
ДОТ 75031
УДК 159.9
ru/2015/75031.htm. ^БЫ 2304-120Х.
Гос. рег. Эл № ФС 77-49965.
100%
90%
>° 80%
в к 70%
е в о 60%
л е 50%
ч
о в 40%
1 л 30%
о 5С 20%
10%
0%
СЭО/
/и
44% 44%
■ 28%
1
1 9% 12%
1 1
Констатирующий Формирующий
Высокий Средний Низкий
Фаза эмоционального выгорания: деперсонализация
Рис. 5. Распределение результатов исследования по методике профессиональное (эмоциональное) выгорание (МВ1) адаптация Водопьянова Н. Е. Методика К. Маслач и С. Джексон
по шкале деперсонализация
Уровень деперсонализации также был снижен, при проведении констатирующего эксперимента высокий уровень составлял 44% (14 человек), после программы коррекции 9% (3 человека), средний уровень деперсонализации на этапе констатирующего эксперимента был зафиксирован 44% (14 человек) исследуемых, при проведении формирующего эксперимента у 63% (20 человек), низкий уровень составлял 12% (4 человека), при проведении формирующего эксперимента 28% (9 человек). Это говорит о том, что снизился негативизм связанный с работой, испытуемые активнее включаются в работу, более четко осознают свои сильные и слабые стороны.
100% 90%
80°% 70°% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
60% 60%
47%
31%
22%
■ 9%
1
Констатирующий Формирующий
Высокий Средний Низкий
Фаза эмоционального выгорания: редукция личных достижений
Рис. 6. Распределение результатов исследования по методике профессиональное (эмоциональное) выгорание (MBI)адаптация Водопьянова Н. Е. Методика К. Маслач и С. Джексон по шкале
редукция личных достижений
ги "7 (V
КОНЦЕПТ
Карелина Е. О. Психолого-педагогическая коррекция эмоционального выгорания социальных работников в Комплексном центре социального обслуживания населения // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. -ART 75031. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2015/75031.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75031 УДК 159.9
Высокий уровень редукции личных достижений был зафиксирован у 22% (7 человек) на этапе констатирующего эксперимента, снизился до 16% (5 человек), средний уровень до проведения программы коррекции эмоционального выгорания составлял 47% исследуемых, после проведения программы коррекции составлял 60% (19 человек), низкий уровень до программы коррекции зафиксирован у 25% 9* человек), после проведения программы составил 31% (10 человек). Это говорит о том, у испытуемых в большей степени стало проявляться положительное оценивание себя и своих профессиональных возможностей.
Таким образом, цель была достигнута. Мы теоретически обосновали и экспериментально провели возможности психолого-педагогической коррекции эмоционального выгорания социальных работников.
Ссылки на источники
1. Dolgova V. I. Aspects of Emotional Stability in Volunteers of Gerontology Programs // Advances in Gerontology. 2014. Vol. 4. No. 4. P. 275-279.
2. Dolgova V. I. Impact of The Arch Suburb on The State of Health, Activity and Mood of A Person // BIOSCIENCES BIOTECHNOLOGY RESEARCH ASIA, November 2014. Vol. 11 (Spl. Edn. ). P. 307-311.
3. Богомолова Н. Н Современные когнитивные модели убеждающей коммуникации // Социальная психология. Хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект - Пресс, 2008. С. 74-79.
4. Долгова В. И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 17-24.
5. Жариков П. Н. Борьба с синдромом «профессионального выгорания» социальных работников // Работник социальной службы. 2011. №4. C. 131-135.
6. Куличенко Р. М. Проблема профессионального выгорания в деятельности социального работника // Державинские чтения. Академия социальных и образовательных технологий: материалы общероссийской научно-практической конференции. Февр. 2011. - Тамбов: ТГУ, 2011. - С. 125-129.
7. Куцурова, A. M. Феноменология профессиональной деформации педагога // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ «Университетские чтения-2008». -Пятигорск: ПГЛУ, 2008. - Ч. I. -C. 108-112.
8. Попов Ю. В., Кмить К. В. Эмоциональное «выгорание» - только лишь результат профессиональных отношений? // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2012. №2. С. 98-101.
9. Сафаргалиева С. Ф. . Программа профилактики эмоционального выгорания сотрудников центра социального обслуживания // Работник социальной службы. 2011. №10. С. 93-94.
ISSN 2304-120Х
Ekaterina Karelina,
graduate student, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk kotenka [email protected]
Psychological-pedagogical correction of emotional burnout social workers in Integrated centre social services
Abstract. The article presents the analysis of emotional burnout of social personnel in ksson. Disclosed model of psychological-pedagogical correction of emotional burnout of social workers in ksson.
Key words: emotional burnout, social workers, social work. Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
772304
120 159
r\j С) r\j
977230412015913