КОНЦЕПТ
Яковлева М. В. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75019. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-
наушо-методический электронный журнал "g^^SJ19^1™. - Гос реГ Эл № ФС 77-49965.
ART 75019 УДК 159.9 - .
Яковлева Марина Владимировна,
студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный
педагогический университет», г. Челябинск
Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования
Анноатция. В статье представлены результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования. Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность педагогов, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Инклюзивное образование основано на принципе доступности образования для всех учащихся, в том числе и для инвалидов. Это подход целостный, комплексный, основанный на интересах ребенка. Основой инклюзивного подхода должен стать ориентир на нормальное психическое развитие каждого ученика, а не на отклонения в виде девиации или патологии. Понимание сути такого подхода и его принятие позволяет повышать самооценку людей с ограниченными возможностями здоровья и дает им право на равные права и возможности. Для системы отечественного образования такой подход имеет огромное инновационное значение (В. И. Долгова, С. Н. Сорокоумова, В. А. Ткаченко, О. А. Шумакова [1, 2, 3, 4, 6]).
Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения (В. Е. Орел, Т. В. Фор-манюк, К. Чернисс [5, 7, 8]).
Эмоциональное выгорание - это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.
Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом - как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.
Эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера.
База исследования: Казахстан, С. Кордай, СШ № 4 им. Б. Больтриковой. В данном учебном заведении с момента его основания обучались дети с некоторыми отклонениями в здоровье, так и просто неуспевающие дети. Рассмотрим базу исследования более подробно.
Началась история школы необычно. С того, что в 1991 году в Кордайском районе открылся хозрасчетный участок по оказанию услуг репетиторов при районном управлении образования. Таким образом, сначала началась работа с детьми в индивидуальном порядке. Ребята получали достойное образование, популярность курсов росла, а вместе с этим росло и число обратившихся за помощью. Все чаще звучали предложения о создании целых классов.
f\j ■Л f\j
ART 75019
науш.о-методический электронный журнал
УДК 159.9
Яковлева М. В. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01.
- ART 75019. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75019.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965.
- ISSN 2304-120X.
Первый из них был открыт уже в 1992 году на базе школы № 51. Позже в 1993 году для дальнейшей работы педагогам, занимавшимся с детьми, было выделено помещение по улице Жибек-Жолы.
Там и поселилась нынешняя 4 школа, которая тогда была лишь филиалом другой школы - 51ой. Уже через год в ней насчитывалось пять классов, а следующий учебный год - 1995-1996 стал первым для школы №4. Начав столь необычно свою историю, к сегодняшнему дню школа добилась ощутимых результатов и в образовании детей, и в их творческом и спортивном развитии. По данным на середину 2012 года, в школе обучалось 437 человек. В том числе дети с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольное образование получали 126 человек.
Количественный состав сотрудников - 97, из них 56 - педагоги, и 41 человек -сопровождающий персонал. Большинство педагогов высококвалифицированные профессионалы. 45% из них имеют высшую квалификационную категорию, 40% -первую и 8% - вторую. Более того, у каждого педагога есть возможность усовершенствовать свои навыки на конкурсах, конференциях и семинарах. В частности, для них организованы педагогические конкурсы «Ученик - учителю», «Авторские модели учебных занятий», «Учитель года», «Педагогический дебют» и другие.
Особое внимание в 4 школе им. Б.Больтриковой уделяется детям с ограниченными возможностями. Для них организован внеурочный досуг. Он проходит во взаимодействии с партнерами школы: музыкальной школой № 5, Центром детско-юношеского творчества, областным краеведческим музеем, библиотекой и другими.
Здесь широко представлена система дополнительного образования детей. На базе школы функционируют кружки художественно-эстетической направленности. Это театральный коллектив «Малыши», фотостудия «Кадр», секции «Художественное слово», «Умелые руки», «Клуб игры на гитаре», «Отряд юных инспекторов движения», а так же клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?».
Испытуемыми стали педагоги, в количестве 50 человек с разной длительностью профессиональной деятельности.
Из них: 31 учителей-предметников, 12 учителей начальных классов, 2 педагога-организатора, 2 социальных педагога,1 педагог-психолог, 1 музыкальный руководитель, 1 библиотекарь.
Все испытуемые -женщины от 22 до 63лет. Средний возраст 39.6 лет. Условно вся выборка была разделена на 5 групп по стажу работы в школе: 0-5 лет; 5-10 лет; 10-15 лет; 15-20 лет; более 20 лет.
Имеют образование: 68% высшее, 32% среднее специальное.
Тестирование проводилось небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы показателей.
Обработка анкет преподавателей позволила нам сделать следующие выводы.
Наверное, самым важным фактором для успешного обучения является личное отношение учителя к ребенку с инвалидностью. Проанализировав итоги анкетного опроса, мы увидели, что 68% опрашиваемых учителей хотят оказать педагогическую поддержку ребенку с инвалидностью. Каждый четвертый педагог испытывает к таким детям жалость. Почти 8% испытывает психологический дискомфорт при виде ребенка-инвалида. Только 4% ответили, что не встречали детей с инвалидностью. Большинство (56%) считают, что ребенку-инвалиду лучше всего обучаться в общеобразовательной школе. Каждый третий педагог (36%) придерживается мнения, что такому ребенку место в коррекционной школе. Почти 12% опрашиваемых учителей
ART 75019
научно-методический электронный журнал
УДК 159.9
Яковлева М. В. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01.
- ART 75019. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75019.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965.
- ISSN 2304-120X.
указывают на эффективность надомного обучения, из них 2/3 отмечают дистанционную форму обучения как наиболее приемлемую для детей, имеющих инвалидность. Таким образом, педагоги школы в большинстве своем понимают необходимость включения детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс. Обучение в коррекционных школах, скорее всего, кажется некоторым преподавателям наиболее приемлемым и эффективным из-за страха, что те ученики, которые имеют специальные образовательные потребности и нуждаются в особой поддержке, не будут этого получать в должной мере в обычном общеобразовательном процессе.
Оценивая возможность обучения ребенка с инвалидностью в школе, где работают респонденты, 72% указали, что такие дети уже обучаются. Но 4% отметили, что обучение возможно уже сейчас, а 24% считают, что сначала необходимо создать дополнительные условия (техническое оборудование школы, специальная подготовка персонала, дополнительная работа с родителями и детьми по пониманию инвалидности и т. д.).
Интересен тот факт, что вопреки бытующему в обществе мнению по поводу негативного влияния присутствия детей-инвалидов на успеваемость других учащихся класса, 72% учителей говорят о том, что совместное обучение детей с инвалидностью и без нее в одном классе не влияет на общую успеваемость класса в целом. В то же время 20% опрашиваемых отметили обратное: 10% из них считают, что при совместном обучении нарушается общее внимание класса во время уроков, 10% опасаются появления конфликтов в классе, 20% отмечают непропорциональное отвлечение учителя к ребенку, имеющему инвалидность; 60% - невозможность сохранения одинаковой требовательности учителя ко всем ученикам. Эти проблемы ,скорее всего решаемы, если учитель будет стараться приблизить учебные задачи к потребностям ученика, оценивая его способности.
Еще одним барьером на пути к инклюзивному образованию является негативное отношение родителей детей без инвалидности к совместному обучению их детей с детьми, имеющими инвалидность. Это подтверждают ответы 60% респондентов. Из них больше половины (64%) видят решение этой проблемы в проведении дополнительных занятий и бесед с родителями по просвещению в сфере инвалидности. Около 1/5 учителей отмечают необходимость дружеских отношений родителей детей с инвалидностью и без нее. 16% опрашиваемых отрицают негативное отношение родителей.
Исследование показало, что, по мнению педагогов, у родителей детей с особыми потребностями возникает ряд опасений по поводу обучения их ребенкав общеобразовательной школе. Об этом говорят 60% опрашиваемых учителей. Пути решения данной проблемы они видят в проведении семинаров и тренингов с родителями ребенка-инвалида. 8% считают, что необходимо заручиться гарантией безопасности со стороны директора школы. 8% респондентов отметили, что родителей ничего не успокоит. 14% не ответили на поставленный вопрос.
В современном российском обществе существует мнение, что дети-инвалиды -это изгои. Зачастую над ними издеваются одноклассники. Создание доброжелательной атмосферы в классе ложится на плечи учителей. О своей готовности создать такую атмосферу при совместном обучении детей с инвалидностью и без нее говорит почти 80% респондентов. 8% не готовы, 4% считают, что им это не требуется. Около 8% опрашиваемых учителей затрудняются ответить на поставленный вопрос. Для создания доброжелательной атмосферы в классе нуждаются в дополнительной информации о проблемах детей с инвалидностью 2 педагога, в дополнительных заня-
м Q м
ART 75019
научно-лштодический электронный журнал
УДК 159.9
Яковлева М. В. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01.
- ART 75019. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75019.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965.
- ISSN 2304-120X.
тиях - тренингах по психологической подготовке - 6 человек, в привлечении к работе с классом других специалистов - 3 человека, в привлечении к сотрудничеству родителей - 1 человек. Остальные 13 опрашиваемых учителей не ответили на этот вопрос. Это дает возможность предполагать, что подавляющее большинство педагогов школы понимает, что при правильном воспитании между обычными детьми и детьми с инвалидностью складываются вполне прочные и длительные отношения. Эта дружба помогает детям лучше относиться к разнообразию. Ученики чувствуют себя более комфортно в инклюзивных классах и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них.
Около 82% респондентов отметили необходимость проведения обучающих семинаров для учителей по пониманию проблем детской инвалидности. Однако на вопрос: «Какую именно информацию об инвалидности Вы хотели бы получить?» только 20% дали ответ. Преподаватели выделили следующие вопросы:
1) Как вести себя в случае агрессии инвалида и обычного без патологий?
2) Почему увеличивается количество детей-инвалидов?
3) Как относятся к православной вере дети с ограниченными возможностями?
4) Каковы гарантии на выбор профессии и дальнейшее обучение после окончания школы имеют дети с инвалидностью?
5) Наиболее эффективные методики работы с инвалидами.
6) Возможные трудности.
На основании этих ответов можно сделать следующий вывод: жизненный опыт педагогов школы дает им какие-то знания и навыки работы с детьми, имеющими инвалидность. Но они сами чувствуют потребность в повышении качества и уровня своей просвещенности по особенностям развития ребенка, связанных с инвалидностью, путям решения проблем доступности образования для таких детей. Подводя итоги проведенного анкетирования, следует отметить:
- В среде преподавателей школы имеют место мифы и стереотипы относительно инвалидов и инклюзивного образования.
- Около половины преподавателей психологически готовы к обучению детей с инвалидностью в общеобразовательной школе при создании определенных условий, учитывающих потребности детей, имеющих инвалидность.
- Необходима организация семинаров, бесед, дополнительных занятий по пониманию инвалидности для родителей, детей и персонала школы.
- Необходимо обеспечить доступность здания школы для обучения в ней детей с разными формами инвалидности.
- Необходимо изменить учебный процесс с учетом особых потребностей детей имеющих инвалидность.
Ссылки на источники
1. Долгова В.И. Инновационная культура: сущность и составляющие//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2001. № 2. С.
2. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции//Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 7 (13). С. 17-22.
3. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психологические закономерности формирования инновационной культуры//Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1. С. 206-209.
4. Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей: социальная реабилитация детей-инвалидов. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 2. С. 3-6.
5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование: Психологический журнал.: М.: Наука, 2009. С.80-86.
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Яковлева М. В. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 25019. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-
наушо-методический электронный журнал "g^^SJ19^1™. - Гос реГ Эл № ФС 77-49965.
ART 75019 УДК 159.9 - .
6. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра РАН, 2010. №3. С.10-12.
7. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителям // Вопросы психологии. М.: Школа-Пресс, 2009. № 6. С. 57-63.
8. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет // Журнал практического психолога. 2000. № 9. С. 17-19.
Marina Yakovleva,
student, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected]
An empirical study of emotional burnout teachers of inclusive education Abstract. The article presents the results of an empirical study of burnout in teachers of inclusive education.
Keywords: emotional burnout, professional work of teachers, inclusive education, children with disabilities.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «<Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
PU г м
977230412015913