Научная статья на тему 'Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования'

Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1031
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / CHILDREN WITH DISABILITIES / EMOTIONAL BURNOUT / INCLUSIVE EDUCATION / PROFESSIONAL WORK OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Марина Владимировна

В статье представлены результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An empirical study of emotional burnout teachers of inclusive education

The article presents the results of an empirical study of burnout in teachers of inclusive education.

Текст научной работы на тему «Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования»

КОНЦЕПТ

Яковлева М. В. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75019. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-

наушо-методический электронный журнал "g^^SJ19^1™. - Гос реГ Эл № ФС 77-49965.

ART 75019 УДК 159.9 - .

Яковлева Марина Владимировна,

студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный

педагогический университет», г. Челябинск

marina-19-74@mail.ru

Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования

Анноатция. В статье представлены результаты эмпирического исследования эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования. Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональная деятельность педагогов, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья. Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Инклюзивное образование основано на принципе доступности образования для всех учащихся, в том числе и для инвалидов. Это подход целостный, комплексный, основанный на интересах ребенка. Основой инклюзивного подхода должен стать ориентир на нормальное психическое развитие каждого ученика, а не на отклонения в виде девиации или патологии. Понимание сути такого подхода и его принятие позволяет повышать самооценку людей с ограниченными возможностями здоровья и дает им право на равные права и возможности. Для системы отечественного образования такой подход имеет огромное инновационное значение (В. И. Долгова, С. Н. Сорокоумова, В. А. Ткаченко, О. А. Шумакова [1, 2, 3, 4, 6]).

Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе профессиональной деятельности педагога в форме стереотипа эмоционального поведения, проявляющегося в особенностях профессионального общения (В. Е. Орел, Т. В. Фор-манюк, К. Чернисс [5, 7, 8]).

Эмоциональное выгорание - это динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда налицо все три фазы стресса: нервное напряжение, резистенция (сопротивление) и истощение.

Важно отметить, что авторы статей и работ по эмоциональному выгоранию, говорят о нем неоднозначно. В одном случае как о профессиональной деформации, которая негативно отражается на профессиональной деятельности педагогов, а в другом - как о механизме психологической защиты, который позволяет регулировать психику и защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.

Эмоциональное выгорание инициируется комплексом факторов, включающих индивидуально-психологические особенности педагога и специфические особенности профессиональной деятельности эмоционального характера.

База исследования: Казахстан, С. Кордай, СШ № 4 им. Б. Больтриковой. В данном учебном заведении с момента его основания обучались дети с некоторыми отклонениями в здоровье, так и просто неуспевающие дети. Рассмотрим базу исследования более подробно.

Началась история школы необычно. С того, что в 1991 году в Кордайском районе открылся хозрасчетный участок по оказанию услуг репетиторов при районном управлении образования. Таким образом, сначала началась работа с детьми в индивидуальном порядке. Ребята получали достойное образование, популярность курсов росла, а вместе с этим росло и число обратившихся за помощью. Все чаще звучали предложения о создании целых классов.

f\j ■Л f\j

ART 75019

науш.о-методический электронный журнал

УДК 159.9

Яковлева М. В. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01.

- ART 75019. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75019.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965.

- ISSN 2304-120X.

Первый из них был открыт уже в 1992 году на базе школы № 51. Позже в 1993 году для дальнейшей работы педагогам, занимавшимся с детьми, было выделено помещение по улице Жибек-Жолы.

Там и поселилась нынешняя 4 школа, которая тогда была лишь филиалом другой школы - 51ой. Уже через год в ней насчитывалось пять классов, а следующий учебный год - 1995-1996 стал первым для школы №4. Начав столь необычно свою историю, к сегодняшнему дню школа добилась ощутимых результатов и в образовании детей, и в их творческом и спортивном развитии. По данным на середину 2012 года, в школе обучалось 437 человек. В том числе дети с ограниченными возможностями здоровья. Дошкольное образование получали 126 человек.

Количественный состав сотрудников - 97, из них 56 - педагоги, и 41 человек -сопровождающий персонал. Большинство педагогов высококвалифицированные профессионалы. 45% из них имеют высшую квалификационную категорию, 40% -первую и 8% - вторую. Более того, у каждого педагога есть возможность усовершенствовать свои навыки на конкурсах, конференциях и семинарах. В частности, для них организованы педагогические конкурсы «Ученик - учителю», «Авторские модели учебных занятий», «Учитель года», «Педагогический дебют» и другие.

Особое внимание в 4 школе им. Б.Больтриковой уделяется детям с ограниченными возможностями. Для них организован внеурочный досуг. Он проходит во взаимодействии с партнерами школы: музыкальной школой № 5, Центром детско-юношеского творчества, областным краеведческим музеем, библиотекой и другими.

Здесь широко представлена система дополнительного образования детей. На базе школы функционируют кружки художественно-эстетической направленности. Это театральный коллектив «Малыши», фотостудия «Кадр», секции «Художественное слово», «Умелые руки», «Клуб игры на гитаре», «Отряд юных инспекторов движения», а так же клуб интеллектуальных игр «Что? Где? Когда?».

Испытуемыми стали педагоги, в количестве 50 человек с разной длительностью профессиональной деятельности.

Из них: 31 учителей-предметников, 12 учителей начальных классов, 2 педагога-организатора, 2 социальных педагога,1 педагог-психолог, 1 музыкальный руководитель, 1 библиотекарь.

Все испытуемые -женщины от 22 до 63лет. Средний возраст 39.6 лет. Условно вся выборка была разделена на 5 групп по стажу работы в школе: 0-5 лет; 5-10 лет; 10-15 лет; 15-20 лет; более 20 лет.

Имеют образование: 68% высшее, 32% среднее специальное.

Тестирование проводилось небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов. После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы показателей.

Обработка анкет преподавателей позволила нам сделать следующие выводы.

Наверное, самым важным фактором для успешного обучения является личное отношение учителя к ребенку с инвалидностью. Проанализировав итоги анкетного опроса, мы увидели, что 68% опрашиваемых учителей хотят оказать педагогическую поддержку ребенку с инвалидностью. Каждый четвертый педагог испытывает к таким детям жалость. Почти 8% испытывает психологический дискомфорт при виде ребенка-инвалида. Только 4% ответили, что не встречали детей с инвалидностью. Большинство (56%) считают, что ребенку-инвалиду лучше всего обучаться в общеобразовательной школе. Каждый третий педагог (36%) придерживается мнения, что такому ребенку место в коррекционной школе. Почти 12% опрашиваемых учителей

ART 75019

научно-методический электронный журнал

УДК 159.9

Яковлева М. В. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01.

- ART 75019. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75019.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965.

- ISSN 2304-120X.

указывают на эффективность надомного обучения, из них 2/3 отмечают дистанционную форму обучения как наиболее приемлемую для детей, имеющих инвалидность. Таким образом, педагоги школы в большинстве своем понимают необходимость включения детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс. Обучение в коррекционных школах, скорее всего, кажется некоторым преподавателям наиболее приемлемым и эффективным из-за страха, что те ученики, которые имеют специальные образовательные потребности и нуждаются в особой поддержке, не будут этого получать в должной мере в обычном общеобразовательном процессе.

Оценивая возможность обучения ребенка с инвалидностью в школе, где работают респонденты, 72% указали, что такие дети уже обучаются. Но 4% отметили, что обучение возможно уже сейчас, а 24% считают, что сначала необходимо создать дополнительные условия (техническое оборудование школы, специальная подготовка персонала, дополнительная работа с родителями и детьми по пониманию инвалидности и т. д.).

Интересен тот факт, что вопреки бытующему в обществе мнению по поводу негативного влияния присутствия детей-инвалидов на успеваемость других учащихся класса, 72% учителей говорят о том, что совместное обучение детей с инвалидностью и без нее в одном классе не влияет на общую успеваемость класса в целом. В то же время 20% опрашиваемых отметили обратное: 10% из них считают, что при совместном обучении нарушается общее внимание класса во время уроков, 10% опасаются появления конфликтов в классе, 20% отмечают непропорциональное отвлечение учителя к ребенку, имеющему инвалидность; 60% - невозможность сохранения одинаковой требовательности учителя ко всем ученикам. Эти проблемы ,скорее всего решаемы, если учитель будет стараться приблизить учебные задачи к потребностям ученика, оценивая его способности.

Еще одним барьером на пути к инклюзивному образованию является негативное отношение родителей детей без инвалидности к совместному обучению их детей с детьми, имеющими инвалидность. Это подтверждают ответы 60% респондентов. Из них больше половины (64%) видят решение этой проблемы в проведении дополнительных занятий и бесед с родителями по просвещению в сфере инвалидности. Около 1/5 учителей отмечают необходимость дружеских отношений родителей детей с инвалидностью и без нее. 16% опрашиваемых отрицают негативное отношение родителей.

Исследование показало, что, по мнению педагогов, у родителей детей с особыми потребностями возникает ряд опасений по поводу обучения их ребенкав общеобразовательной школе. Об этом говорят 60% опрашиваемых учителей. Пути решения данной проблемы они видят в проведении семинаров и тренингов с родителями ребенка-инвалида. 8% считают, что необходимо заручиться гарантией безопасности со стороны директора школы. 8% респондентов отметили, что родителей ничего не успокоит. 14% не ответили на поставленный вопрос.

В современном российском обществе существует мнение, что дети-инвалиды -это изгои. Зачастую над ними издеваются одноклассники. Создание доброжелательной атмосферы в классе ложится на плечи учителей. О своей готовности создать такую атмосферу при совместном обучении детей с инвалидностью и без нее говорит почти 80% респондентов. 8% не готовы, 4% считают, что им это не требуется. Около 8% опрашиваемых учителей затрудняются ответить на поставленный вопрос. Для создания доброжелательной атмосферы в классе нуждаются в дополнительной информации о проблемах детей с инвалидностью 2 педагога, в дополнительных заня-

м Q м

ART 75019

научно-лштодический электронный журнал

УДК 159.9

Яковлева М. В. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01.

- ART 75019. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75019.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965.

- ISSN 2304-120X.

тиях - тренингах по психологической подготовке - 6 человек, в привлечении к работе с классом других специалистов - 3 человека, в привлечении к сотрудничеству родителей - 1 человек. Остальные 13 опрашиваемых учителей не ответили на этот вопрос. Это дает возможность предполагать, что подавляющее большинство педагогов школы понимает, что при правильном воспитании между обычными детьми и детьми с инвалидностью складываются вполне прочные и длительные отношения. Эта дружба помогает детям лучше относиться к разнообразию. Ученики чувствуют себя более комфортно в инклюзивных классах и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них.

Около 82% респондентов отметили необходимость проведения обучающих семинаров для учителей по пониманию проблем детской инвалидности. Однако на вопрос: «Какую именно информацию об инвалидности Вы хотели бы получить?» только 20% дали ответ. Преподаватели выделили следующие вопросы:

1) Как вести себя в случае агрессии инвалида и обычного без патологий?

2) Почему увеличивается количество детей-инвалидов?

3) Как относятся к православной вере дети с ограниченными возможностями?

4) Каковы гарантии на выбор профессии и дальнейшее обучение после окончания школы имеют дети с инвалидностью?

5) Наиболее эффективные методики работы с инвалидами.

6) Возможные трудности.

На основании этих ответов можно сделать следующий вывод: жизненный опыт педагогов школы дает им какие-то знания и навыки работы с детьми, имеющими инвалидность. Но они сами чувствуют потребность в повышении качества и уровня своей просвещенности по особенностям развития ребенка, связанных с инвалидностью, путям решения проблем доступности образования для таких детей. Подводя итоги проведенного анкетирования, следует отметить:

- В среде преподавателей школы имеют место мифы и стереотипы относительно инвалидов и инклюзивного образования.

- Около половины преподавателей психологически готовы к обучению детей с инвалидностью в общеобразовательной школе при создании определенных условий, учитывающих потребности детей, имеющих инвалидность.

- Необходима организация семинаров, бесед, дополнительных занятий по пониманию инвалидности для родителей, детей и персонала школы.

- Необходимо обеспечить доступность здания школы для обучения в ней детей с разными формами инвалидности.

- Необходимо изменить учебный процесс с учетом особых потребностей детей имеющих инвалидность.

Ссылки на источники

1. Долгова В.И. Инновационная культура: сущность и составляющие//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2001. № 2. С.

2. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции//Наука и бизнес: пути развития. 2012. № 7 (13). С. 17-22.

3. Долгова В.И., Шумакова О.А. Психологические закономерности формирования инновационной культуры//Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1. С. 206-209.

4. Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей: социальная реабилитация детей-инвалидов. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 2. С. 3-6.

5. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование: Психологический журнал.: М.: Наука, 2009. С.80-86.

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

Яковлева М. В. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания педагогов инклюзивного образования // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 25019. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-

наушо-методический электронный журнал "g^^SJ19^1™. - Гос реГ Эл № ФС 77-49965.

ART 75019 УДК 159.9 - .

6. Сорокоумова С. Н. Психологические особенности инклюзивного обучения. // Известия Самарского научного центра РАН, 2010. №3. С.10-12.

7. Форманюк Т. В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителям // Вопросы психологии. М.: Школа-Пресс, 2009. № 6. С. 57-63.

8. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет // Журнал практического психолога. 2000. № 9. С. 17-19.

Marina Yakovleva,

student, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk marina-19-74@mail.ru

An empirical study of emotional burnout teachers of inclusive education Abstract. The article presents the results of an empirical study of burnout in teachers of inclusive education.

Keywords: emotional burnout, professional work of teachers, inclusive education, children with disabilities.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «<Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

PU г м

977230412015913

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.