Научная статья на тему 'Внедрение модульной программы формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды'

Внедрение модульной программы формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ К УПРАВЛЕНИЮ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ / РУКОВОДИТЕЛЬ / САМООЦЕНКА / Я-КОНЦЕПЦИЯ / HEAD / SELF-CONCEPT / SELF-ESTEEM / WILLINGNESS TO MANAGEMENT OF INNOVATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Наталья Александровна

В статье раскрыта модульная программа формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introduction of modular programmes of formation of emotional sustainability of pupils in terms of innovative educational environment

The article disclosed a modular program of formation of emotio national sustainability students in terms of innovative educational environment

Текст научной работы на тему «Внедрение модульной программы формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды»

ART 75012

научно-методический электронный журнал

УДК 159.9 49965. - ISSN 2304-120X.

Бородина Н. А. Внедрение модульной программы формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75012. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75012.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

Бородина Наталья Александровна,

аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск borodinana@mail.ru

Внедрение модульной программы формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды

Аннотация. В статье раскрыта модульная программа формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды. Ключевые слова: руководитель, Я-концепция, самооценка, готовность к управлению инновационными процессами.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Для современного российского образования характерным является внедрение в образовательный процесс стандартов нового поколения.

Стандарт определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья - в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Эмоциональную устойчивость считают одним из факторов, определяющих психическое и физическое здоровье школьников. Поэтому возникает потребность в обучении школьников правильно использовать резервы психики, повышать способность к гибкому самоуправлению, наиболее полному раскрытию физических и психических возможностей.

При изучении проблемы формирования эмоциональной устойчивости у старших школьников было выявлено, что исследования, непосредственно касающиеся данной проблемы, не столь многочисленны. Эмоциональная устойчивость рассматривается преимущественно в контексте вопросов эмоционального развития и эмоциональных свойств личности (Ильин Е. П., Долгова В. И., Чебыкин А. Я., Аболин Л. М., Белоус В. В., Хухлаева, О. В. [2, 4, 5, 7, 8, 9]).

Но вопрос, связанный с формированием эмоциональной устойчивости у старших школьников практически не изучен. Поэтому, актуальными являются определение понятия «эмоциональная устойчивость школьника», поиск факторов и критериев формирования эмоциональной устойчивости школьника, а так же организация её формирования у школьников в инновационной образовательной среде (Долгова В. И., Тка-ченко В. А., Яковлев Б. П., Жукова В. Ф., Степанов В. В., Ларина В. П. [1, 3, 6, 10]). Под руководством В. И. Долговой нами разработана Программа формирования эмоциональной устойчивости школьников в инновационной образовательной среде (Долгова

Активными участниками эксперимента стали 257 школьников в возрасте от 6 до 17 лет МОУ «СОШ № 11» г. Миасса Челябинской области, выбранные нами на добровольной основе.

В процессе формирующего эксперимента была реализована программа формирования эмоциональной устойчивости школьников в инновационной образовательной среде «Школа самостоятельной работы», построенная на модульной основе.

1 модуль. Мотивационный «Кто Я, какой Я?».

2 модуль. Когнитивный «Знакомство с основами психологии».

В. И. [1]).

f\j ■Л f\j

ART 75012

наут.о-методический электронный журнал

УДК 159.9 49965. - ISSN 2304-120X.

Бородина Н. А. Внедрение модульной программы формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75012. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75012.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

3 модуль. Рефлексивный «Самооценка индивидуального стиля эмоциональной устойчивости».

4 модуль. Конструктивно-проективный «Создание личных программ жизненного пути».

Первый модуль «Кто Я, какой Я» был посвящен самопознанию школьниками личностных качеств. Он включал в себя диагностический блок, который состоял из методик, использованных нами в констатирующей части исследования.

Полученные данные использовались нами для выработки конкретной стратегии построения программы «Школа самостоятельной работы», который бы максимально соответствовал составу экспериментальных классов и включал в себя беседы, занятия с элементами тренинга, тренинги, деловые игры и проектировочная деятельность по созданию старшеклассниками программ собственного развития. Данные методы и приемы ориентированы на то, чтобы сфокусировать внимание школьников на собственной личности и особых ее проявлениях в учебной и общественной деятельности, а также на личностях своих одноклассников.

Второй модуль «Знакомство с основами психологии» был направлен на ознакомление школьников с основами психологии, актуализацию их опыта и знаний в этой области. Полученная при этом информация о наиболее проблемных полях взаимодействия со сверстниками, педагогами и родителями являлась основанием для отбора и проведения деловых игр и тренингов, которые и составили основное содержание 1 -го этапа (классы рефлексивной самостоятельной деятельности) программы «Школа самостоятельной работы».

Третий модуль «Самооценка индивидуального стиля эмоциональной устойчивости» был представлен в конце 1-ого этапа программы формирования эмоциональной устойчивости. При прохождении школьниками занятий с элементами тренинга, детско-родительских тренингов и деловых игр проходила рефлексия личного стиля эмоциональной устойчивости. В то же время нарабатывались новые стратегии формирования эмоциональной устойчивости, повышался репертуар личных стилей.

Четвертый модуль «Создание личных программ по формированию эмоциональной устойчивости» был ориентирован на старшеклассников (9-11-ые классы) и предполагал преобразование своего стиля эмоциональной устойчивости на основе знаний, полученных о себе и своем классе в результате прохождения программы «Школа самостоятельной работы». Вовлечение всех участников программы в процесс проектирования индивидуальной стратегии формирования эмоциональной устойчивости и последующего его исполнения.

Образовательная программа для обучающихся «Школа рефлексивной самостоятельной работы».

1. Пояснительная записка

- Наименование. «Школа рефлексивной самостоятельной работы».

- Цель: формирование эмоциональной устойчивости у школьников.

- Задачи: 1. Развитие социальных и коммуникативных умений у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

2. Развитие эмоциональной сферы школьников. Формирование эмоциональной устойчивости.

3. Научить принимать на себя ответственность за свои поступки.

4. Научить работать в команде, развивать дух сотрудничества и взаимопомощи.

- Направленность и уровень программы. Программа рассчитана на обучающихся средних общеобразовательных школ.

ART 75012

научно-методический электронный журнал

УДК 159.9 49965. - ISSN 2304-120X.

Бородина Н. А. Внедрение модульной программы формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75012. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75012.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-

- Актуальность программы, научная обоснованность. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет роль образования на современном этапе развития России задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Начало обучения в школе - один из наиболее важных моментов в жизни человека. Главная особенность учеников начальной школы - первичное осознание позиции школьника через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым. Другая важная задача в работе с учениками начальной школы - установление атмосферы дружелюбия. В классе вокруг много ровесников, но они все чужие и далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности.

Подростковый и юношеский период - важнейший этап в жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Основные линии развития подростков в этом возрасте, связаны с прохождением ими важнейших личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Помощь детям, подросткам и старшеклассникам выработать эмоциональную устойчивость к личным и социальным кризисным ситуациям призвана данная программа.

- Длительность программы. Программа рассчитана на три года.

- Условия реализации, показания и противопоказания к применению. Занятия в каждом классе проходят один раз в неделю и включаются в школьное расписание занятий. Одно занятие длится 40 минут и включает три части: вводную, основную и заключительную. Занятия направлены на формирование эмоциональной устойчивости, сохранение психологического здоровья детей, обучению навыкам конструктивного общения, на сплочение коллектива и рассчитаны на присутствие всего класса.

- Способы взаимодействия специалистов. Программа предполагает взаимодействие специалистов школы в лице директора, зам. директоров по воспитательной и учебно-воспитательной работе, классных руководителей, медика, которые оказывают координирующую помощь при реализации программы.

- Кто реализует. Программа составлена и реализована педагогом-психологом МОУ «СОШ № 11» Бородиной Н. А. в тесном сотрудничестве с заместителем директора по воспитательной работе Фатиной Н. П.

5. Методы и средства (способы) оценки эффективности (результативности) программы.

С целью анализа эффективности программы перед началом реализации программы и по ее завершению проводятся исследования с помощью тестовых заданий. Их задача: мониторинг психо-эмоционального микроклимата в 1-11 классах, интерес к реализуемой программе (Долгова В. И., Ткаченко В. А. [3]).

Активное и заинтересованное участие школьников в поиске ответов на вопросы о формировании собственной эмоциональной устойчивости являлось их выходом в

ru о м

ART 75012

научно-лштодический электронный журнал

УДК 159.9

Бородина Н. А. Внедрение модульной программы формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75012. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75012.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

рефлексивную позицию по отношению к себе и к своим одноклассникам. При обсуждении связанных с этим вопросов школьники обращались к собственному опыту, к тем ситуациям, которые возникали в их жизненной практике.

В результате коллективных обсуждений школьники были сориентированы на необходимость построения личных стратегий эмоциональной устойчивости. Они говорили о том, что «занятия помогли заглянуть в себя...»; «удивительно, что такие простые упражнения оказывают такое сильное влияние»; «очень интересно узнавать новое о себе и тех людях, которых давно знаешь».

Таким образом, нам удалось достичь основных целей внедрения модульной программы формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды: получение опыта здесь и теперь и рефлексию этого опыта.

Результативность программы изучалась с помощью повторного тестирования.

На всем протяжении курса «Школа самостоятельной работы» прослеживался интерес к программе, как со стороны школьников, так и их родителей, педагогов и администрации образовательных учреждений, так и специалистов городского управления образования.

Результаты повторного диагностического исследования показали возросший интерес школьников к себе, к психологическим знаниям и повышение их психологической компетентности. Мы полагаем, что программа была полезна и прошла на достаточно высоком уровне.

В ходе реализации программы была спроектирована модель формирования эмоциональной устойчивости школьников в инновационной образовательной среде, которая включает взаимосвязь трёх наиболее значимых участников образовательно-воспитательного процесса: школьников, их родителей и педагогов.

Ссылки на источники

1. Долгова В.И. Исследование готовности выпускников вуза к внедрению инновационных технологий // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. - Март 2014, ART 2176. - СПб., 2014 г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2176.htm

2. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 17-24

3. Долгова В.И., Ткаченко В.А. Интегративные параметры управления инновационными процессами в образовании по результатам // Научное мнение. 2012. № 8. С. 89-103.

4. Ильин Е.П. - Психофизиология состояний человека. - СПб: Питер, 2005. - 492 с.

5. Ильин Е.П., Долгова В.И., Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.

6. Степанов В.В. Психологическое сопровождение как фактор становления и развития мотивацион-ной готовности педагогов к инновационной деятельности // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2010. - № 3. - С. 168-177.

7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). - М.: Генезис, 2005. - 167 с.

8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 классы). - М.: Генезис, 2005. - 207 с.

9. Чебыкин А.Я., Аболин Л.М.Исследование эмоциональной устойчивости и психологические средства ее формирования. // Психологический журнал. - 1984.- Том 5.-№4.- С.83-89.

10. Яковлев Б.П., Жукова В.Ф. Управление инновационными процессами в системе образования: компетентность и потенциал руководителя // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 2; URL: www.science-education.ru/102-5631 (дата обращения: 22.10.2013).

Выводы:

КОНЦЕПТ

Бородина Н. А. Внедрение модульной программы формирования эмоциональной устойчивости школьников в условиях инновационной образовательной среды // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75012. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75012.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75012 УДК 159.9

Natalia Borodina,

postgraduate student of the Department of theoretical and applied psychology, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk borodinana@mail.ru

The introduction of modular programmes of formation of emotional sustain-ability of pupils in terms of innovative educational environment Abstract. The article disclosed a modular program of formation of emotio national sustainability students in terms of innovative educational environment.

Key words: head, self-concept, self-esteem, willingness to management of innovation processes. Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

PU г м

977230412015913

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.