Научная статья на тему 'Коррекция памяти младших школьников'

Коррекция памяти младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3385
494
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПАМЯТЬ / CORRECTIONAL PROGRAM / MEMORY / PRIMARY SCHOOL WHO RAST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букреева Анастасия Алексеевна

В статье представлен анализ особенностей памяти младших школьников до коррекционной работы с ними. Показано, что память определяет основные направления изучения потенциальных возможностей психики младшего школьника; проведение соответствующих методик; организации работы коррекционно-развивающей программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correction memory schoolchildren

The article presents the analysis of the features of memory juniors to correctional work with them. It is shown that the memory determines the main directions of the study the potential of the psyche of the younger schoolboy; holding procedures; the organization of work, corrective-and-development program.

Текст научной работы на тему «Коррекция памяти младших школьников»

ART 75025

научно-методический электронный журнал

УДК 159.9

Букреева А. А. Коррекция памяти младших школьников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75025. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75025.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Букреева Анастасия Алексеевна,

студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный

педагогический университет», г. Челябинск

[email protected]

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей памяти младших школьников до коррекционной работы с ними. Показано, что память определяет основные направления изучения потенциальных возможностей психики младшего школьника; проведение соответствующих методик; организации работы коррек-ционно-развивающей программы.

Ключевые слова: коррекционно-развивающая программа, младший школьный возраст, память.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В большом толковом психологическом словаре память - это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта [1]. Память человеку помогает накапливать свой опыт и усваивать общественный, индивидуальный (Б. С. Волкова, О. В. Груздева, Е. Е. Данилова, И. В. Дубровина, А. К. Маркова, Е. Л. Яковлева, А. А. Реан [2, 3, 4, 8, 9, 10, 11]).

Закреплять, сохранять и воспроизводить свой опыт - среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек, именно эта способность является одной из важнейших. Эта способность составляет функцию памяти [11].

Память - это самая важная, познавательная функция. Она создает возможность для развития и обучения.

Память лежит в основе мышления, формирования речи, двигательных навыков, эмоциональных реакций , творческих процессов.

Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения. Различают память произвольную и непроизвольную, опосредованную и непосредственную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная, эмоциональная, образная и словесно- логическая [8].

Возрастные особенности памяти младших школьников: изначально младший школьник лучше запоминает наглядный материал: людей, предметы, которые ребёнка окружают, изображение предметов. Родителям и педагогам нужно быть внимательными, чтобы увидеть преобладающие виды памяти и включать с учетом этого в учебную деятельность ребенка те задания, которые строятся сначала на ведущем виде памяти, а затем развивают и другие [3].

Развивающая работа по развитию памяти позволяет сформировать у ребенка достаточно реалистичные образы восприятия окружающей действительности (В. И. Долгова, Н. В. Цветкова, Р. В. Овчарова [5, 6, 7]).

Что касается закономерностей словесного материала - младший школьник хуже запоминает слова, обозначающие абстрактные понятия, чем слова, обозначающие название предметов.

Ученики младшего школьного возраста сохраняют в памяти такой материал, который запоминается в памяти с опорой на наглядные образцы и является значимым.

Коррекция памяти младших школьников

f\j ■Л f\j

ART 75025

науш.о-методический электронный журнал

УДК 159.9

Букреева А. А. Коррекция памяти младших школьников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75025. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75025.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Хуже запоминают тот материал, который не опирается в процессе запоминания на наглядный образ и не является значимым при усвоении [3].

Что касается абстрактного материала: ребенок запоминает такой абстрактный материал, который является обобщением. И, наоборот, ребенок с трудом запомнит абстрактный материал, если он не раскрывается на определённом материале.

Обсуждая основы логической памяти, хочется коснуться использования мыслительных процессов в качестве опоры, инструмента запоминания. Именно такая память основана на понимании.

Процесс развития логической памяти у ребенка должна быть специально организован, поскольку, дети этого возраста самостоятельно не используют способы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к механическому запоминанию [11 ].

Рассуждая о конкретно-образном характере памяти, учащихся проявляется, он в том, что дети справляются даже с соотнесением, делением на части текста, если при этом опора на наглядность.

Важно сказать о том, что младшему школьнику вполне достаточно действие обобщения, то есть выделение некоторых общих признаков. Дети этого возраста легко овладевают и классификацией.

Затрагивая тему непроизвольного запоминания, следует особо отметить, что оно продолжает играть важную роль в накоплении опыта у младших школьников в условиях их активной деятельности [2].

В младшем школьном возрасте определяющее значение имеет наглядно-образная память. Эта особенность учеников обуславливается своеобразием других процессов, и, прежде всего, мышления.

Учащиеся этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, отношения между предметами и явлениями, устанавливать причинно-следственные связи и, но могут делать это лишь по отношению к образно представляемым связям. Их мышление характеризуется как конкретно-образное, что определяет необходимость организации передачи материала через опыт [10].

Материалы и методы

Исследование особенностей памяти младших школьников проводилось в естественных условиях учебно-воспитательного процесса МБОУ Еткульская НОШ.

Задачами программы являются: формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти, развитие памяти (расширение объема и устойчивости памяти).

В процессе занятий развивается активность ребёнка, которая способствует развитию психических процессов памяти, мышления, внимания, воображения и т.п. в наиболее понятной для него форме - игре. Кроме этого, использование игр способствует развитию навыков общения [7].

В данной работе представлены результаты первичной диагностики, которые создадут основу для составления коррекционно-развивающей программы, обладающей длительным положительным эффектом и соответствующей необходимым требованиям.

Методы: теоретические (системный подход, субъектно-деятельностный подход); эмпирические (исследование, наблюдение, беседа, эксперимент); психодиагностические (методика «Изучение логической и механической памяти»; методика «Заучивание слов» (предложена А. Р. Лурия); методика «Запомни рисунки»); методы формирующего эксперимента (комплексные образовательные и тренинговые взаимодействия по индивидуальному и психологическому направлению, ролевые игры) [6, 7, 9].

КОНЦЕПТ

Букреева А. А. Коррекция памяти младших школьников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75025. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75025.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77

научно-методический электронный журнал 49965 - ISSN 2304-120X. ART 75025 УДК 159.9

Результаты и обсуждение

В нашем исследовании уровень развития памяти изучался в нескольких аспектах: объем кратковременной зрительной памяти, оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания, особенностей логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Результаты исследования:

1. Низкий уровень

Память очень слабо развита. Наличие наглядной информации не будет улучшать запоминание материала, напротив, ее изобилие без достаточных речевых разъяснений может осложнять процессы восприятия и запоминания.

2. Средний уровень развития памяти

Память все еще характеризуется как простая, ассоциативная, она не может компенсировать недостатки кратковременной речевой памяти.

3. Хороший и высокий уровни развития памяти

Можно говорить о наличии структурной памяти, то есть о ее качественно более высоком уровне развития. При этом недостатки речевой памяти (средний уровень) могут быть легко компенсированы.

Когда память связывает информацию не линейно, «цепочкой», а структурно, то оказывается возможным не только простое накопление информации, но и периодическое ее преобразование [9].

Результаты первичной диагностики

Получившиеся результаты будут основой для коррекционно-развивающей программы.

В данной программе упор делается на все виды памяти:

- Зрительная

Роль данного вида памяти важна, и нужно уметь правильно использовать ее в процессе обучения.

Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать зрительный образ.

Это умение является одним из основных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти материала.

- Слуховая

ru о м

ART 75025

науш.о-методический электронный журнал

УДК 159.9

Букреева А. А. Коррекция памяти младших школьников // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75025. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75025.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

Уметь воспринимать информацию на слух очень важно для ребенка. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем.

Поэтому нужно использовать специальные упражнения для тренировки умения запоминать на слух.

- Двигательная

Данный вид памяти играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Разучивание движений развивает у ребенка координацию, дает разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе. Подвижные игры нужно включать в каждое занятие.

- Словесно-логическая

В процессе обучения основная нагрузка ложится на словесно-логическую память. Ее необходимо развивать.

Процесс формирования этой памяти начинается в начальной школе, и очень важно поддерживать его дополнительными занятиями.

В программу включены упражнения, которые постепенно формируют навыки логического запоминания. Выводы:

Память - это первичная умственная деятельность, в психологии она рассматривается в виде компонента специальных и общих способностей

Память - это основа способностей человека и условие формирования знаний, умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности.

Память является частью структуры интеллекта. Память - необходимое условие накопления багажа знаний и «интеллектуальных умений».

Память, имеет особенности возрастные и индивидуальные, как и все психологические процессы.

В настоящее время в науке изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из главных проблем психологии.

Ссылки на источники

1. Большой толковый психологический словарь. Сост. А.А. Роббер. - М., 2000г.

2. Волкова Б.С. Психология младшего школьника. - М., 2002.

3. Груздева О.В. Детская практическая психология. - Красноярск: РИО ГОУ КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004.

4. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Москва « Academ A», 1999.

5. Долгова В.И. Психофизиологические детерминанты готовности к инновационной деятельно-сти//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 12. С. 17-24.

6. Долгова В.И., Овчарова Р.В. Психологические детерминанты нравственного развития дошколь-ника//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 6. С. 40-48.

7. Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте//Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. № 7. С. 89-98.

8. Дубровина И.В. Практическая психология образования. - М., 1998.

9. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. - М., 2001.

10. Маркова А.К., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.

11. Психология детства. Учебник. Под ред. А.А. Реана - СПб.: Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003.

ГУ r\J

КОНЦЕПТ

Букреева А. А. Коррекция памяти младших школьни ков // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75025. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon cept.ru/2015/75025.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77 49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 75025 УДК 159.9

Anastasia Bukreeva,

student of Psychology Department, Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk [email protected] Correction memory schoolchildren

Abstract. The article presents the analysis of the features of memory juniors to correctional work with them. It is shown that the memory determines the main directions of the study the potential of the psyche of the younger schoolboy; holding procedures; the organization of work, corrective-and-development program. Key words: correctional program, primary school who Rast, memory.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PU г м

977230412015913

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.