КОНЦЕПТ
Саитгалина Э. С. Развитие памяти у детей старшего |и| дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75021. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75021.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77
научно-методический электронный журнал 49965 - ISSN 2304-12°Х.
ART 75021 УДК 159.9
Саитгалина Эльмира Салаватовна,
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск
Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. В статье представлены результаты исследования уровня развития памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: память, старший дошкольный возраст, образная память, словесно-логическая память, кратковременная память, долговременная память, оперативная память.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Период дошкольного возраста - один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, интеллектуальные способности, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка.
Память в детском возрасте, является одной из основных, центральных, психических функций. С точки зрения психического развития: не мышление, стоит в начале развития, а определяющим моментом в начале развития является память ребенка.
Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Значение памяти огромно, без неё невозможна никакая деятельность.
Проблеме памяти посвящены исследования П. П. Блонского, А.Бэна Л. С. Выготского, К. Грооса, Л. В. Занкова, В. Я. Ляудис, Н. М. Сеченова, В.А. Сумароковой, и других учёных. Авторами обсуждались вопросы функционирования памяти и механизмы её нарушений. Изучены полнота, точность, прочность произвольного и не произвольного запоминания, зависимость запоминания от индивидуальных особенностей.
По мнению учёных Л. И. Божович, Л. С. Выготского, З. М. Истоминой, память носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание.
При хорошо организованной психолого-педагогической работе дети овладевают понятиями, приобретают способность к умозаключениям, обобщениям. В старшем дошкольном возрасте дети учатся мыслить, сравнивать, классифицировать, группировать, находить характерные признаки.
В исследовании были проведены следующие методы и методики:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической литературы, моделирование.
2. Эмпирические - эксперимент, тестирование по методикам: «Изучение зрительной произвольной памяти», «Оценка слуховой памяти - 10 слов» А. Р. Лурия, методика А. Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание», для математической обработки результатов исследования применяли Т-критерий Вилкоксона.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 с. Аргаяш, дети в количестве 20 человек в возрасте 6,4-6,7 лет.
f\j ■Л f\j
КОНЦЕПТ
Саитгалина Э. С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75021. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75021.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 75021 УДК 159.9
К 6 годам жизни в психике ребенка появляется важное новообразование - у него развивается произвольная память. К произвольному запоминанию и воспроизведению малыши обращаются в сравнительно редких случаях, когда такая необходимость возникает непосредственно в их деятельности или когда этого требуют взрослые. В то же время, именно этому виду памяти предстоит сыграть наиболее важную роль в предстоящем обучении в школе, поскольку возникающие в процессе такого обучения задачи, как правило, требуют постановки специальной цели запомнить. Чтобы они могли запомниться непроизвольно, ему необходимо будет производить для запоминания сознательные волевые усилия и использовать определенные приемы. А этому можно и нужно заранее научиться.
У ребенка 5-7 лет можно и нужно развивать все виды памяти - образную и словесно-логическую, кратковременную, долговременную и оперативную. Таким образом, можно сделать следующие выводы по развитию памяти у детей дошкольного возраста:
преобладает непроизвольная образная память;
словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребенка;
- складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка;
- формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания.
Обследовались дети 6,4-6,7 лет подготовительной группы. В эксперименте принимали участие 20 человек, из них 8 девочек и 12 мальчиков.
Дети данной подготовительной группы посещают детский сад с ясельного возраста. Все дети из полных семей. Детей из многодетной семьи в данной выборке -3 человека.
Дети в этой группе очень активны на занятиях, проявляют интерес к окружающему миру. Психологический климат в группе благоприятный: дети стремятся помогать друг другу и взрослым, слушают воспитателя на занятиях внимательно, серьезных конфликтов в данной группе нет. Характеристика эмоционально-волевой сферы детей позволяет организовывать работу с детьми на более продуктивном уровне. Дети на занятиях ведут себя активно, дисциплинированно, любят играть в подвижные и развивающие игры, слушать сказки, петь песни, конструировать, собирать мозаики. Некоторые посещают музыкальные и спортивные кружки. Участвуют в районных выставках. Принимают участия в музыкальных конкурсах, в спортивных состязаниях. Родители всегда поощряют начинания своих детей, принимают участие во всех праздниках.
В ходе проведения констатирующего среза диагностики сформированности памяти детей старшей группы в количестве 20 человек получены следующие результаты.
Данные уровня развития зрительной произвольной памяти представлены на рис. 1.
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 75021 УДК 159.9
Саитгалина Э. С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75021. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75021.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
CD CQ
О Ц
CD Т
О
CQ ■
О
Уровень развития зрительной произвольной памяти Рис. 1. Результаты диагностики зрительной произвольной памяти на констатирующем этапе
Из рис. 1 видно, что высокий уровень сформированности зрительной, произвольной памяти обнаружен у 10% (2 чел.), они внимательно рассмотрели картинки и смогли без особых затруднений вспомнить показанные им картинки.
35% (7 чел.) находятся на среднем уровне, то есть они назвали 6-7 картинок из 10, при назывании картинок сильно торопились и повторяли название одних и тех же картинок по два раза.
55% (11 чел.) плохо справились с заданием, смогли вспомнить лишь 3-4 картинок, то есть у них низкий уровень сформированности зрительной произвольной памяти.
Из результатов диагностики следует, что уровень сформированности зрительной произвольной памяти дошкольников находится на низком уровне, то есть нуждаются в развивающей работе по развитию зрительной памяти.
Результаты диагностики по методике А. Р. Лурия «Оценка слуховой памяти -10 слов» приведены на рис. 2.
CD CQ О Ц. CD Т О со
I
о
Уровень развития слуховой памяти Рис. 2. Результаты диагностики слуховой памяти на констатирующем этапе
Высокий уровень сформированности слуховой памяти в данной выборке обнаружено лишь у 10% (2 чел.), после прочтения они вспомнили 5 слов из 10, он уложился в отведенное время для выполнения задания и внимательно слушал.
КОНЦЕПТ
Саитгалина Э. С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75021. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75021.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
научно-методический электронный журнал 49965 - ISSN 2304-120Х. ART 75021 УДК 159.9
30% (6 чел.) находятся на среднем уровне развития, так они смогли вспомнить 3-4 слова.
На низком уровне находятся 60% (12 чел.). Они сумели вспомнить лишь 12 слова, так как при зачитывании слов сильно отвлекались на посторонние предметы.
По результатам диагностики можно сделать вывод, что уровень развития слуховой памяти находится на среднем и низком уровне.
Данные уровня развития словесно - логической памяти по методике А. Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание» представлены на рис. 3.
CD СО
О Ц
CD Т О со
I
ц
о
80 70 60 50 40 30 20 10 0
70
30
1
1
1 0
Уровень развития словесно-логической памяти Рис. 3. Результаты диагностики словесно-логической памяти на констатирующем этапе
Высокий уровень сформированности словесно-логической памяти в данной выборке детей не обнаружен, то есть ни один ребенок не смог запомнить 8-10 слов по выбранной им картинке. У 30% (6 чел.) детей обнаружен средний уровень сформированности словесно-логической памяти, то есть только треть детей смогли найти логические связи в процессе запоминания (7-5 слов из 10).
У 70% (14 чел.) детей обнаружен низкий уровень сформированности словесно-логической памяти, в процессе опосредованного запоминания запомнили менее половины слов (1-4 слов из 10).
Следовательно, можно сделать вывод, что словесно-логическая память дошкольников находится на низком уровне развития.
Дети всей группы нуждаются в проведении с ними развивающей работы по развитию памяти. В развивающую программу были включены упражнения и игры, направленные на развитие различных видов памяти дошкольников.
Выводы
Исследование памяти дошкольников выполнялось в три этапа: подготовительный, экспериментальный и контрольно-обобщающий.
По методике «Изучение зрительной произвольной памяти», проведенный с целью определения уровня развития зрительной произвольной памяти дошкольников, получили следующие результаты:
Высокий уровень сформированности зрительной произвольной памяти обнаружено у 10% (2 чел.); средний уровень сформированности зрительной произвольной памяти у 35% (7 чел.); на низком уровне - 55% (11 чел.).
ГУ r\J
КОНЦЕПТ
Саитгалина Э. С. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 01. - ART 75021. - 0,2 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/75021.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
научно-ллетодический электронный журнал 49965 - ISSN 23°4-120Х. ART 75021 УДК 159.9
По методике «Оценка слуховой памяти - 10 слов» А. Р. Лурия, проведенный с целью изучения слуховой памяти дошкольников, получили следующие результаты:
У 10% (2 чел.) высокий уровень развития слуховой памяти, у 30% (6 чел.) -средний уровень; у 60% (12 чел.) - низкий уровень развития слуховой памяти.
По методике А. Н. Леонтьева «Опосредованное запоминание», проведенный с целью изучения словесно-логической памяти дошкольников, получили следующие результаты.
Высокого уровня развития словесно-логической памяти в данной выборке детей не обнаружено, у 30% (6 чел.) детей - средний уровень, у 70% (14 чел.) детей низкий уровень развития словесно-логической памяти.
Из результатов диагностики видно, что развитие памяти находится на среднем и низком уровне. Следовательно, дети всей группы нуждаются в развивающей работе по развитию памяти.
Elmira Cathalina,
Chelyabinsk State-Hydrated Pedagogical University, Chelyabinsk The development of memory in children preschool age Abstract. The article presents the results of the study the level of development of memory in children preschool age.
Keywords: memory, preschool age, shape memory, verbal-logical memory, short-term memory, long term memory, working memory.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
PU г м
977230412015913