УДК 159.99 © Шишкова И.М., 2013 СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ВРАЧЕЙ И ПЕДАГОГОВ)
Аннотация. Статья посвящена проблеме эмоционального выгорания в профессиональной деятельности врачей и педагогов, рассмотрены понятие «эмоциональное выгорание», особенности профессиональной деятельности врачей и педагогов, проведено детальное сравнение наличия и особенностей исследуемого синдрома у врачей и педагогов.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, профессиональная деятельность врача, профессиональная деятельность педагога.
© Shishkova I.M., 2013 COMPARATIVE STUDY OF THE EMOTIONAL BURNOUT SYNDROME IN PROFESSIONAL ACTIVITY (ON THE EXAMPLE OF DOCTORS AND TEACHERS)
Abstract. The article discusses the problem of the emotional burnout syndrome in professional activity of doctors and teachers, the term «emotional burnout», circumstances of doctor's and teacher's professional activity. The research revealed significant differences between the levels and intensity of the syndrome of emotional burnout among the surveyed representatives of the medical and pedagogical activities.
Key words: emotional burnout, syndrome of emotional burnout, professional activity of a doctor, professional activity of a teacher.
В условиях развития современного общества остро встает вопрос о важности психологической атмосферы в различных сферах человеческой деятельности. В настоящее время происходит падение рейтинга социально значимых
профессий (врач, педагог, социальный работник и др.), увеличивается конкуренция за рабочие места, теряется уверенность людей в стабильности своего рабочего положения.
Работа с людьми уже сама по себе предполагает высокие эмоциональные нагрузки и напряжение, высокую вероятность возникновения конфликтов и профессионального стресса. Последствия эмоциональных перегрузок и стрессов отражаются как на физическом, так и на психологическом самочувствии.
Таким образом, повышается вероятность развития синдрома эмоционального выгорания. В связи с этим увеличивается потребность в исследовании данной проблемы, выявлении частоты её проявления.
Важно отличать синдром эмоционального выгорания от хронической усталости, личностных и возрастных кризисов. Проблема психологического здоровья личности - одна из наиболее важных в современных нестабильных, напряженных условиях жизни человека и общества.
Понятие «эмоциональное выгорание» впервые было введено в психологию американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Этим понятием он характеризовал людей, которые в связи с профессиональной деятельностью находятся в постоянном эмоциональном напряжении, интенсивно и тесно общаются с другими. Изначально в эту группу попали специалисты, работающие в кризисных центрах и психиатрических клиниках, а в 1982 г. Р.Шваб расширил группу профессионального риска, включив в нее учителей, полицейских, юристов, тюремный персонал, политиков, менеджеров всех уровней.
Исследованием эмоционального выгорания занимались такие ученые, как К. Маслач, Дж. Гринберг, Э. Морроу, Б. Перлман и Е.А. Хартман. Отечественные исследователи Г.С. Абрамова и Ю.А. Юдчиц в 1998 рассматривают «синдром эмоционального выгорания» как состояние «профессиональной деформации» [1]. Авторы указывают, что симптомы выгорания проявляются у профессионалов, работающих в системе «человек - человек».
Исходя из имеющейся на данный момент информации об истории развития исследований синдрома эмоционального выгорания, можно сделать вывод о высокой степени интереса различных ученых, исследователей, психиатров и психологов к проблеме эмоционального выгорания.
Профессиональная деятельность человека оказывает огромное влияние на образ жизни, развитие индивидуальности человека. Особенностью педагогической и медицинской деятельности, имеющей отношение к исследуемой нами теме, является высокая эмоциональная напряженность.
Одним из ключевых требований, предъявляемых к личности педагога, является способность к сочувствию, сопереживанию [2]. Постоянная самоотдача не проходит для преподавателя бесследно. Развитию синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога также способствуют такие факторы, как непризнание высокой социальной роли профессии педагога, принижение его социального статуса, ограничение овладения новыми навыками в профессиональной деятельности. Выгоранию подвергаются индивиды с изначально высокой профессиональной мотивацией, которые впоследствии испытывают разочарование вследствие несовпадения реальной профессиональной ситуации с идеальными представлениями.
Специфика же медицинской деятельности состоит в вынужденном нахождении специалиста среди чужих отрицательных эмоций, которые, безусловно, не могут не оказывать негативного воздействия [5]. Зачастую медицинский работник сам становится объектом раздражения, агрессии своего пациента. Однако, человек не может остаться равнодушным к таким проявлениям эмоций: постоянное столкновение со страданиями, болью, горем других людей, специалист не может не реагировать на них. При этом он вынужден выстраивать психологический барьер, защищающий его самого от подобных проявлений.
Медицинский работник должен обладать множеством качеств, без которых невозможна его работа в медицинской сфере. Он должен соблюдать этиче-
ские нормы, быть гуманным, сдержанным, терпеливым, вежливым, добросовестным и ответственным, любить свою профессию, быть готовым помогать людям. Медработник должен уметь общаться, слушать пациента, быть внимательным. Однако, требования, предъявляемые к данным специалистам, противоречивы. Наряду с обладанием высоким уровнем эмпатии медработник должен быть эмоционально устойчивым - чрезмерная эмоциональность может помешать профессиональной деятельности. При этом личностные особенности медицинского работника способны сделать его уязвимым, привести к возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Существуют четыре чувства, которые составляют эмоциональную сторону синдрома эмоционального выгорания: вина перед собой и другими за то, что не сделал, не успел; стыд (не так получилось, не имел права на ошибку, должен всегда быть правильным), обида (не получил награду за жертву), страх (не получится, не поймут) [3]. Как утверждает в своей работе К. Маслач, «деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто очень трудно поддерживать продолжительное время» [4].
В последнее время проблема личности как субъекта труда оказывает большое влияние на развитие психологических исследований. Одним из важных аспектов исследования данной проблемы являются изменения, которые происходят с личностью в ходе выполнения ею профессиональной деятельности. На развитие синдрома эмоционального выгорания в деятельности врачей и педагогов оказывают влияние как личностные качества специалистов, так и окружающие их условия (обстановка в семье, отношения с коллегами, организационные характеристики и тд.).
В исследовании приняли участие 60 человек. Из них: 30 человек - врачи, 30 человек - педагоги. Среди 30 врачей - 15 мужчин, 15 женщин. Среди педагогов соотношение то же 15:15. Возраст испытуемых - от 38 до 57 лет, стаж работы
по специальности - от 15 лет до 31 года. Изучение особенностей эмоционального выгорания проводилось с помощью следующих методик исследования:
1) диагностики эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко);
2) диагностики профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой).
Анализ результатов исследования проводился по следующим параметрам: интегральный итоговый показатель методики диагностики профессионального выгорания К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой; итоговые суммарные значения по фазам напряжения, резистенции и истощения диагностики эмоционального выгорания личности В.В. Бойко.
На основании полученных данных можно предположить, что врачи более подвержены формированию синдрома эмоционального выгорания, чем педагоги, что может быть обусловлено спецификой профессиональной деятельности в медицинской сфере.
Согласно результатам методики диагностики профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой), а также фаз напряжения и резистенции диагностики эмоционального выгорания личности В.В. Бойко выборка врачей превзошла выборку педагогов по уровню эмоционального выгорания.
По результатам фазы истощения диагностики эмоционального выгорания личности В.В. Бойко выборка врачей не превосходит выборку педагогов по уровню эмоционального выгорания. Полученный результат можно трактовать неоднозначно.
1. Фаза истощения у врачей и педагогов сформирована одинаково: выборка врачей не превосходит выборку педагогов по уровню сформированности фазы, как и выборка педагогов не превосходит выборку врачей.
2. Фаза истощения не сформирована ни у представителей медицинской, ни у представителей педагогической сфер деятельности.
Отсутствие сформированной фазы истощения говорит о высокой сопротивляемости испытуемых стрессу.
Таким образом, в ходе исследования выявлены значимые различия между уровнями и выраженностью синдрома эмоционального выгорания у принимавших участие в исследовании представителей медицинской и педагогической сфер деятельности. Опираясь на полученные результаты, мы можем сделать вывод о различиях уровней исследуемого синдрома у врачей и педагогов, а также о более высокой степени выраженности исследуемого синдрома у врачей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. М.: Наука, 1998.
272 с.
2. Ананьев Б.А. Введение в психологию здоровья. СПб.: Питер, 1999. 123 с.
3. Maslach C. Job burnout: How people cope // Public Welfare. 1978. № 34. P. 111-124.
4. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. № 7. С. 3-9.
5. Ясько Б.А. Психология личности и труда врача: Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 320 с.