Научная статья на тему 'Исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания'

Исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1947
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EMOTIONAL BURNOUT / PROFESSIONAL ACTIVITY MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рокицкая Юлия Александровна

В статье анализируются современные концепции формирования эмоционального выгорания и мотивации профессиональной деятельности педагогов в их взаимной обусловленности. Автором представлены результаты корреляционного исследования взаимосвязей между показателями эмоционального выгорания и мотивации профессиональной деятельности педагогов, осуществлено статистическое сравнение показателей мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рокицкая Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of professional activity motivation of teachers with different levels of emotional burnout

The modern concepts of formation of emotional burnout and motivation of professional activity of teachers in their mutual conditionality are analyzed. The results of correlation studies of the relationship between the indicators of emotional burnout and motivation of professional activity of teachers carried out a statistical comparison of indicators of professional activity of teachers with different levels of emotional burnout are presented.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания»

Сведения об авторах: Долгова Валентина Ивановна,

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. E-■mail: [email protected]

Бецкова Наталья Валерьевна,

магистрант, факультет психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about authors: Dolgova Valentina Ivanovna,

Doctor of Sciences (Psychology),

Academic Title of Professor,

Professor, Department of Theoretical

and Applied Psychology,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

Betskova Natalia Valerievna,

Master student, Department of Theoretical and Applied Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 151.8 ББК 88.40

Ю.А. Рокицкая

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 5

го

В статье анализируются современные концепции формирования эмоционального выгорания и мотивации профессиональной деятельности педагогов в их взаимной обусловленности. Автором представлены результаты корреляционного исследования взаимосвязей между показателями эмоционального выгорания и мотивации профессиональной деятельности педагогов, осуществлено статистическое сравнение показателей мотивации профессиональной деятельности педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, мотивация профессиональной деятельности.

Y.A. Rokitskaya

STUDY OF PROFESSIONAL ACTIVITY MOTIVATION OF TEACHERS WITH DIFFERENT LEVELS OF EMOTIONAL BURNOUT

The modern concepts of formation of emotional burnout and motivation of professional activity of teachers in their mutual conditionality are analyzed. The results of correlation studies of the relationship between the indicators of emotional burnout and motivation of professional activity of teachers carried out a statistical comparison of indicators of professional activity of teachers with different levels of emotional burnout are presented.

Key words: emotional burnout, professional activity motivation.

с

H о

0

X

.0

ф

H

к к ф s

S 2

É 3

1 2

о О

о

® s

о о

Û.S с U

ü i и m ГО 5

4

о m s 0 а.

<u ^

n

ГО -û cû x О T

ф m

о го О О.

5 о

к го

J S

О

CL <

2

Актуальность исследования проблемы эмоционального выгорания и мотивации профессиональной деятельности педагогов в их взаимной обусловленности детерминирована возрастающими требованиями со стороны государства и общества к личности и здоровью педагога, качеству реализуемой им профессиональной деятельности. Высокая социальная значимость, ответственность, интенсивность, публичность, нормативность интеллектуализация и эмоциональная нагруженность профессии педагога способствует формированию синдрома эмоционального выгорания, что выражается в профессиональном разочаровании, деморализации, в истощении и ухудшении психического здоровья педагогов, снижении эффективности профессиональной деятельности (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Т.В. Форманюк и др.).

Термином «burnout (эмоциональное сгорание)» Х.Дж. Фрейденбергер охарактеризовал психологическое состояние здорового человека, систематически включенного в интенсивное, эмоционально нагруженное общение [цит. по 10]. Обобщенный анализ современных представлений о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ) позволяет кристаллизировать основные предпосылки его возникновения - это пролонгированное воздействие профессиональных стрессов средней интенсивности, приводящее к постепенной утрате эмоциональной, когнитивной и физической энергии. Соответственно к основным симптомам СЭВ принято относить: истощение (эмоциональное, умственное физическое), личная отстраненность, снижение удовлетворения от реализуемой деятельности. Нередко СЭВ синоними-зируют с понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать этот феномен в аспекте деформации личности под влиянием профессиональных стрессов.

Теоретический анализ современных концепций [3; 6; 10] к динамическим моделям формирования эмоционального выгорания позволяет отнести: модель Б. Перлмана, Е.А. Хартмана, модель М. Буриша, модель Р.Т. Голембиевско-

го, Р.Ф. Мунзенридера, а также модель В.В. Бойко, взятую за основу представленного эмпирического исследования.

Подход В.В. Бойко характеризуется функционально-динамической интерпретацией феномена. По определению автора, эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип психического, чаще всего профессионального поведения, выполняющего функцию психологической защиты посредством полного или частичного исключения эмоций, позволяющего человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Формирование СЭВ в динамике, по мнению автора, включает в себя 1) фазу «тревожного напряжения»; 2) фазу «резистенции» (сопротивление стрессу); фазу «истощения» [3].

Концепции профессиональной (трудовой) мотивации представлены в работах зарубежных (Д. Аткинсон, Д. Мак-грегор, А. Маслоу, У. Рейф, Х. Хекхаузен, Ф. Херцберг) и отечественных (В.А. Бодров, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, Е.С. Кузьмин, А.К. Маркова, К.К. Платонов, А.А. Реан, В.Д. Шадриков и др.) психологов. Под мотивацией понимается совокупность факторов, организующих и направляющих поведение, деятельность человека, которые могут быть обусловлены внутренними (психическими, физиологическими) и внешними (профессиональными, социальными, экономическими, экологическими) раздражителями [2, с. 234]. В свою очередь, мотивация профессиональной деятельности (МПД), или профессиональная мотивация - это «действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией» [9, с. 386], «совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [8].

О дисфункциональном влиянии эмоционального выгорания на показатели профессиональной деятельности, в том числе и мотивацию профессиональной

деятельности представителей профессий социального типа, указывают В.В. Бойко, Е.В. Котова, В.Е. Орел, Т.А. Саблина и др. А ряд исследователей (С.П. Безносова, К. Маслач, П. Торнтон, Р. Шваб, А. Шпе-ер и др.) мотивационный фактор напрямую коррелируют с эмоциональным выгоранием. Так в определении С.П. Безносовой отмечается, что эмоциональное выгорание как устойчивое, прогрессирующее, негативно окрашенное психологическое явление, характеризующееся психоэмоциональным истощением, развитием дисфункциональных установок и поведения на работе, потерей профессиональной мотивации, проявляющееся в профессиональной деятельности [1]. Механизм эмоциональной детерминации мотивационных процессов личности в концентрированном виде находит выражение в мотивирующей функции эмоций и активном участии субъективных переживаний в регуляции деятельности. Мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных явлений, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность (В.К. Вилюнас, Э. Даф-фи, С.Л. Рубинштейн) [5, с. 10]. Таким образом, при эмоциональном выгорании присущий эмоциям многотрековый механизм санкционирования мотивации деятельности педагога нарушается, и начинает превалировать либо трек сугубо негативного эмоционального импульса, либо фиксируется полное его истощение. И первая, и вторая траектории обусловливают снижение мотивационного потенциала педагога.

В стройную логику концепций, постулирующих антимотивационную функцию эмоционального выгорания, диссонанс вносят представления о том, что мотивационная сфера педагога, ценности и смыслы профессиональной деятельности выступают мощным фактором, определяющим профессиональное развитие, задающим его содержание, направленность, интенсивность и тенденции использования личностного ресурса (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, П.Н. Ермаков, Д.А. Леонтьев) [4; 7], что позволяет посмотреть на мотивацию профес-

сиональной деятельности в ракурсе ее ресурса компенсации деструктивных следствий синдрома эмоционального выгорания.

Представленные положения объективизируют противоречивость теоретических взглядов на природу анализируемых конструктов психики человека и определили цель ее эмпирического исследования: проанализировать корреляционные взаимосвязи между показателями эмоционального выгорания и мотивацией профессиональной деятельности педагогов; изучить особенности МПД педагогов с различным уровнем ЭВ.

Выборку исследования составили педагоги МБОУ СОШ № 7 и МБОУ СОШ № 9 г. Куса Челябинской области в количестве 58 человек.

Методы исследования: 1) синдром эмоционального выгорания педагогов изучался психодиагностической методикой В.В. Бойко, которая позволяет оценить уровень выраженности симптомов в каждой фазе эмоционального выгорания, сформированность основных фаз ЭВ (напряжение, резистенция, истощение), а также уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания педагога; 2) мотивационные конструкты профессиональной деятельности педагогов измерялись психодиагностической методикой изучения структуры мотивации труда В.К. Гербачевского. Компоненты мотивационной структуры в используемом опроснике разделены на четыре группы: ядро мотивационной структуры личности, компоненты достижения трудных целей, мотивы прогнозных оценок деятельности субъекта, причинные факторы соответствующей деятельности.

Для обработки данных были использованы методы математико-стати-стического анализа: коэффициент корреляции К. Пирсона, t-критерий Стью-дента (для несвязанных выборок) (программа "SPSS 19.0 for WINDOWS").

Гипотеза исследования базируется на предположении о взаимосвязи между мотивационными характеристиками и показателями эмоционального выгорания педагогов, а именно, что педагоги с различным уровнем эмоционального

СП

о

го

ч ф

с

I-

о о

X

ф

I-

к к

ф S

го

a о

о

X -О

о о Q.S С ^

nil

3-Я ГО 5

4

о m

1:2 О.

ф ^

X ± ГО .0 СО X

о т

4S ф ^

о го О О. S о

к го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

¡£ О

0_

<

о.

выгорания имеют статистически достоверные различия в показателях структуры мотивации профессиональной деятельности. Для подтверждения гипотезы о статистической связи между исследуемыми переменными (показателями эмоционального выгорания и мотивации профессиональной деятельности) проводился корреляционный анализ.

Корреляционный метод, в качестве метода статистической оценки формы, знака и тесноты связи исследуемых признаков или факторов позволил нам изучить отношение (связь) между переменными, не опосредованное вмешательством исследователя, манипулированием этими переменными. Наличие прямых статистически значимых корреляционных взаимосвязей между исследуемыми переменными будет являться статистическим обоснованием предположения о том, что мотивация профессиональной деятельности педагогов являются показателем их эмоционального выгорания. Наличие отрицательных статистически значимых корреляционных связей между исследуемыми переменными служит обоснованием предположения о компенсирующей функции мотивации.

Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о выраженной взаимообусловленности эмоционального выгорания и показателей профессиональной мотивации педагогов. Мы наблюдаем 41 статистически значимую корреляционную связь, с уровнем значимости от р< 0,04 до р< 0,001, что составляет 18 % от общего числа возможных взаимосвязей.

В корреляционной плеяде (рис. 1) статистически значимых связей превалируют прямые (положительные) взаимосвязи 61% (25 корреляционных взаимосвязей), которые означают то, что, чем выше показатели СЭВ, тем выше показатели МПД, или, чем выше показатели мотивации, тем выше показатели СЭВ. Причем распределение в процентном соотношении зафиксированных взаимосвязей характеризуется увеличением их количества и тесноты по мере нарастания интенсивности СЭВ. Так симптомы 1 фазы («напряжения») имеют 23% (5 взаимосвязей), показатели

2 фазы («резистенция») уже 36 % (8 взаимосвязей), а симптомы 3 фазы эмоционального выгорания («истощение») обладают 41 % (9 взаимосвязей) со значениями МПД от общего количества взаимосвязей. Выявленная тенденция позволяет установить, что формирование СЭВ имеет моти-вационную обусловленность.

Качественный анализ взаимосвязей позволяет отметить, что, чем выше выраженность симптомов ЭВ, тем более выражены волевые усилия в ходе выполнения профессиональной деятельности, переживаемые субъектом тенденции к прекращению профессиональной деятельности, проявление индивидом инициативы и находчивости при решении поставленных перед собой задач, мобилизации усилий, необходимых для достижения целей деятельности. показатель трудолюбия или готовности прилагать усилия в реализации своего потенциала.

Из числа выявленных статистически значимых взаимосвязей 49% (16 взаимосвязей) имеют отрицательный (обратный) характер, отражающий, что, чем выше мотивы профессиональной деятельности, тем ниже выраженность симптомов ЭВ (рис. 2). И напротив, чем выше симптомы ЭВ, тем ниже обозначенные мотивы профессиональной деятельности.

Анализ корреляционных связей обнаруживает следующие тенденции. Увлеченность своей профессиональной деятельностью, ее субъективная привлекательность для педагога, оценка им своего потенциала, вера в свои силы, ощущение того, что он может больше, чем реализует сейчас, придание личностной значимости результатам деятельности, понимание субъектом собственных возможностей в достижении поставленных целей, ожидаемый уровень результатов деятельности, придание значения высоким результатам в деятельности других субъектов присущи педагогам с низким уровнем эмоционального выгорания

Важно отметить, что незначительную численность мотивов, которые не имеют корреляционные взаимосвязи с ЭВ. Это такие как: «познавательный», «состязательный», «самоуважения», «мотив оценки уровня притязаний».

Рис. 1. Коррелограмма положительных статистически значимых взаимосвязей мотивов профессиональной деятельности и симптомов эмоционального выгорания педагогов

Примечание к рисункам 1 и 2 : 1. Цифрами обозначены симптомы эмоционального выгорания: 1 - переживание психотравмирующих обстоятельств; 2 - неудовлетворённость собой; 3-загнанность в клетку; 4 - тревога и депрессия; 5 - среднее значение по фазе «Напряжение»; 6-неадекватное избирательное эмоциональное реагирование; 7 - эмоционально-нравственная дезориентация; 8 - расширение сферы экономии эмоций; 9 - редукция профессиональных обязанностей; 10 - среднее значение по фазе «Резистентности»; 11 - эмоциональный дефицит; 12 - эмоциональная отстранённость; 13 - деперсонализация; 14 - психосоматические и психовегетативные нарушения; 15 - среднее значение по фазе «Истощение».

2. Буквами обозначены мотивы профессиональной деятельности: ВМ - внутренний мотив; ПМ - познавательный мотив; МИ - мотив избегания; МС - состязательный мотив; МСД - мотив к смене текущей деятельности; МСУ - мотив самоуважения; МЗР - личностной значимости результатам деятельности; МСЗ - мотив сложности задания; МВУ - мотив проявления волевого усилия; МУР - мотив оценки уровня достигнутых результатов; МОП - мотив оценки своего потенциала; ММУ - мотив мобилизации усилий; МОР - мотив ожидаемого уровня результатов деятельности; МЗР - мотив закономерность результатов; МИ - мотив инициативность.

3. Линиями обозначены статистически значимые корреляционные взаимосвязи: прямая корреляционная связь, обратная корреляционная связь

ш

о

го

ч ф

с

I-

о

0

X .0 с; ф

I-

к к ф ^

го

§е

1 3

1 2

о о

о

О £

о о

С и

О _ 2 и т го ^ 10 ф

ь £

0 т

о ^

ф ^

1 1 ГО .0 ш х

о т ф ц

о го О О.

о

к го

о

0_

<

о.

Рис. 2. Коррелограмма отрицательных статистически значимых взаимосвязей мотивов профессиональной деятельности и симптомов эмоционального выгорания педагогов

Таким образом, корреляционный анализ позволяет выделить СЭВ педагога в качестве взаимосвязанной переменной с показателями МПД. Поскольку сам по себе корреляционный анализ не позволяет сделать выводы о причинно-следственных отношениях между исследуемыми переменными, а служит лишь статистической основой для выдвижения подобной гипотезы (В.Н. Дружинин, А.А. Реан), то для проверки гипотезы о том, что мотивы профессиональной деятельности у педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания имеют статистически достоверные отличия, был использован метод контрастных групп. При использовании данного метода объект исследования представляет собой две группы испытуемых, обладающих максимально

различными среднегрупповыми значениями критериальной переменной, в качестве которой выступил уровень эмоционального выгорания педагогов.

Выборка исследования была поделена на три подгруппы по уровню эмоционального выгорания в которую вошли педагоги с низким (КГ1 - 18 человек), со средним уровнем (25 человек) и высоким уровнем (КГ2 - 15 человек) эмоционального выгорания. Из дальнейшего статистического анализа были исключены педагоги со средним уровнем значений по интегральному показателю ЭВ для достижения максимальной контрастности групп по исследуемому признаку. Контрастность групп по показателю имеет статистическое подтверждение при сравнении средних значений (^критерий Стьюдента - 9,6574, при р<0,000000).

Статистическое сравнение результатов с использованием метода «критерий раз-исследования МПД педагогов в контраст- личия» (^критерий Стьюдента) и пред-ных группах (КГ1 и КГ2) осуществлялось ставлено в таблице 1.

Табл. 1. Результаты статистического сравнения средних значений показателей МПД педагогов с различным уровнем эмоционального выгорания ^ = 33)

Показатели МПД М(КГ1) М(КГ2) t-критерий Стьюдента

1 Внутренний мотив 14,37 11,17 2,38* p<0,03

2 Мотив сложности задания 7,21 9,50 -2,09* p<0,04

3 Мотив проявления волевого усилия 14,95 17,33 -2,31* p<0,03

4 Мотив оценки достигнутых результатов 9,11 11,83 -2,90** p<0,01

5 Мотив ожидаемого уровня результатов деятельности 9,42 11,67 -2,10* p<0,04

Применение ^критерия Стьюдента (таблица 1) показало, что изучаемые показатели профессиональной мотивации педагогов КГ1 и КГ2 имеют статистически достоверные различия в 5 случаях измерения из 15 возможных. А именно, у педагогов, имеющих высокий уровень ЭВ и показатели профессиональной мотивации, отмечены более высокие значения. Причем это мотивы из группы компонентов мотивации, связанных с достижением достаточно трудных целей деятельности педагогов. Исключение составляет внутренняя мотивация, представляющая

собой ядро мотивационной структуры личности, которая более выражена у педагогов с низким уровнем ЭВ.

Исследование подтвердило рабочую гипотезу о тесной связи эмоционального выгорания и мотивации профессиональной деятельности педагогов. Полученные результаты исследования могут быть использованы в практике различных структур, призванных оптимизировать процессы профессионального становления и развития педагогов, осуществлять профилактику их профессиональных де-струкций.

Библиографический список

1. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2005. - 272 с.

2. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности [Текст]: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

3. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Филин, 1996. - 472 с.

4. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

5. Вилюнас, В.К. Психология эмоций [Текст] / В.К. Вилюнас. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.

6. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2008. - 336 с.

7. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002 - 512 с.

8. Куприянов, Е.А. Взаимозависимость личностных конструктов и профессиональной мотивации у специалистов в области информационных технологий [Текст]: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.А. Куприянов. - М., 2007. - 26 с.

9. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие [Текст] / под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. - СПб: Питер, 2000. - 560 с.

10. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 57-64.

СО

о

го Ч Ф С

I-

о о

X

ф

I-

к к

ф S

го

а о

о

X .0

о о с и

ü i m го ^

4

о m

12 О.

ф ^

X ± ГО .0 со х

о т ф ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о го О О. S о

References

1. Beznosov S.P. Professional deformation of the personality. SPb.: Rech, 2005. P. 272. [in Russian].

2. Bodrov V.A. Psychology of professional suitability. Textbook for universities. Moscow: PER SE, 2001. P. 511. [in Russian].

3. Boyko V.V. Energy emotions in communication: a look at ourselves and others. M.: "Filin", 1996. P. 472. [in Russian].

4. Vilyunas V.K. Psychological mechanisms of human motivation. M.: Izd-vo MGU, 1990. - 288 p. [in Russian].

5. Vilyunas V.K. Psychology of emotions. SPb.: Piter, 2008. P. 496. [in Russian].

6. Vodopyanova N.E., Starchenkov E.S. The burnout syndrome: diagnostics and prevention. SPb.: Piter, 2008. P. 336. [in Russian].

7. Ilyin E.P. Motivation and motives. SPb.: Piter, 2002. P. 512. [in Russian].

8. Kupriyanov E.A. Interdependence of personal constructs and professional motivation of specialists in the field of information technology. Author's abstract. Dis. ... cand. of sciences. (Psychology). M., 2007. P. 26. [in Russian].

9. The workshop on General, experimental and applied psychology: Textbook.the allowance / Under the General editorship of A. A. Krylov, S. A. Manichev. SPb: Izd-vo "Piter", 2000. P. 560. [in Russian].

10. The syndrome of "emotional combustion" as indicator of professional disadaptation of the teacher. Voprosy psikhologii, 1994. №. 6. P. 57-64. [in Russian].

Сведения об авторе: Рокицкая Юлия Александровна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]

Information about the author: Rokitskaya Yulia Alexandrovna,

Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor, Department of Theoretical and Applied Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

к го

S

О

□L <

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.