Научная статья на тему 'Профессиональная мотивация и уровень эмоционального выгорания у педагогов'

Профессиональная мотивация и уровень эмоционального выгорания у педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1170
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / АНАЛИЗ / ПЕДАГОГИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / PROFESSIONAL MOTIVATION / EMOTIONAL BURNOUT / ANALYSIS / TEACHERS / RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Веселова Ольга Александровна

В статье анализируется взаимосвязь профессиональной мотивации и уровня эмоционального выгорания преподавательского состава средней школы и дошкольного образовательного учреждения. Приводятся данные эмпирического исследования и его результаты. Анализ показал, что у большинства педагогов преобладает высокий и очень высокий уровень эмоционального выгорания и промежуточный мотивационный комплекс. При изменении показателя эмоционального выгорания от низкого уровня к высокому направление профессиональной мотивации меняется от внутренней к внешней мотивации. Сделан вывод, что мотивация педагогической деятельности тесно сопряжена с таким явлением, как синдром эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Веселова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MOTIVATION AND LEVEL OF EMOTIONAL BURNING OUT OF TEACHERS

The article analyzes the relationship of professional motivation and the level of emotional burnout of the teaching staff of high school and preschool educational institutions. An empirical study and its results are presented. The analysis showed that most educators are dominated by a high and very high level of emotional burnout and an intermediate motivational complex. When the rate of emotional burnout changes from a low to a high level, the direction of professional motivation changes from internal to external motivation. It is concluded that the motivation of pedagogical activity is closely associated with such a phenomenon as emotional burnout syndrome.

Текст научной работы на тему «Профессиональная мотивация и уровень эмоционального выгорания у педагогов»

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ И УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ Веселова О.А. Email: Veselova672@scientifictext.ru

Веселова Ольга Александровна — магистрант, кафедра практической психологии, Воронежский государственный педагогический университет, г. Воронеж

Аннотация: в статье анализируется взаимосвязь профессиональной мотивации и уровня эмоционального выгорания преподавательского состава средней школы и дошкольного образовательного учреждения. Приводятся данные эмпирического исследования и его результаты. Анализ показал, что у большинства педагогов преобладает высокий и очень высокий уровень эмоционального выгорания и промежуточный мотивационный комплекс. При изменении показателя эмоционального выгорания от низкого уровня к высокому направление профессиональной мотивации меняется от внутренней к внешней мотивации. Сделан вывод, что мотивация педагогической деятельности тесно сопряжена с таким явлением, как синдром эмоционального выгорания.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, эмоциональное выгорание, анализ, педагоги, взаимосвязь.

PROFESSIONAL MOTIVATION AND LEVEL OF EMOTIONAL BURNING OUT OF TEACHERS Veselova O.A.

Veselova Olga Aleksandrovna — Undergraduate, DEPARTAMENT OF PRACTICAL PSYHOLOGY, VORONEZH STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY, VORONEZH

Abstract: the article analyzes the relationship of professional motivation and the level of emotional burnout of the teaching staff of high school and preschool educational institutions. An empirical study and its results are presented. The analysis showed that most educators are dominated by a high and very high level of emotional burnout and an intermediate motivational complex. When the rate of emotional burnout changes from a low to a high level, the direction of professional motivation changes from internal to external motivation. It is concluded that the motivation of pedagogical activity is closely associated with such a phenomenon as emotional burnout syndrome. Keywords: professional motivation, emotional burnout, analysis, teachers, relationship.

УДК 159.9.072

Профессия учителя — одна из наиболее старейших и социально ценных. Потребность в существовании педагогов возникла в незапамятные времена и по сей день является актуальной, ведь накопление и передача опыта — одна из главных социальных и экономических задач государства.

В настоящее время, важной проблемой в любой образовательной организации является вопрос мотивации деятельности педагогических работников. Об этом говорит кадровый дефицит по данной отрасли. Какое бы современное оборудование не стояло в учебных кабинетах, как бы ни были перспективны современные цифровые технологии обучения, если персонал слабо мотивирован, высокой эффективности работы добиться сложно.

Проблема мотивации персонала довольно широко рассматривается сегодня в литературе. С позиций основных теоретических подходов, мотивация определяется как движущая сила человеческого поведения, в основе которой находится взаимосвязь потребностей, мотивов и целей человека. В отечественной психологии мотивы рассматриваются в связи с изучением структуры человеческой деятельности и сознания. Один из наиболее фундаментальных подходов, посвященных мотивации в отечественной психологии, — теория деятельности, разработанная С.Л. Рубенштейном и А.Н. Леонтьевым на основе трудов Л.С. Выготского. В сфере управления персоналом в зарубежной психологии различают две группы теорий мотивации — содержательные (теории Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак-Клеланда и др.) и процессуальные (Виктора Врума, Дж. Стейси Адамса, Лаймана Портера и Эдварда Лоулера и др.) [5].

Сущность мотивации трудовой деятельности рассмотрена в научных трудах ряда отечественных ученых в области экономики труда, управления персоналом, менеджмента и психологии. При всех различиях эти определения сближает единое мнение о том, что мотивация - это, по сути, заявка на трудовое поведение, выбор мотивов, побуждающих человека к труду, к соответствующей активности.

Мотивация педагогической деятельности, заслуживает особенного внимания и тщательного изучения. Это связано с тем, что одним из факторов, сопряженных проблемой мотивации преподавателей, является такое явление как синдром эмоционального выгорания.

Согласно Дж. Фрейденбергу «эмоциональное выгорание», или «профессиональное выгорание», - это состояние предболезни, которое относится к стрессам и усложняет поддержание здорового образа жизни. [7].

В настоящее время общепринятым является определение эмоционального выгорания, данное К. Маслач, С.Е. Джексон, которые определили это понятие как синдром физического и эмоционального истощения (включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам). [6].

Причины проявления эмоционального выгорания у педагогов имеют специфический характер. Это и низкая заработная плата, и отсутствие престижности данной профессиональной деятельности в современном обществе, и трудности работы с детьми и с их родителями, и большая загруженность бумажной работой. Следует вспомнить и о многомерности профессиональной деятельности педагога, выражающейся в сочетании задач обучения, воспитания, развития и т.д.

Как отмечает Е.А. Василевская, педагоги очень часто оказываются неготовыми к изменениям собственных личностных состояний, что приводит к глубоким психологическим переживаниям, «эмоциональному истощению», появлению психосоматических нарушений, отрицательно сказывающихся как на личности, так и на эффективности профессиональной деятельности [1].

В структуре педагогической деятельности существует множество факторов, провоцирующих возникновение профессиональной деформации личности. Так, например, С.Б. Серякова к ним относит «психологические и эмоциональные перегрузки, высокий уровень требований и повышенную ответственность за выполняемую работу, сохранность контингента, обязательное выполнение субъект-субъектного принципа работы с детьми» [4, ^ 118].

На наш взгляд изучение взаимосвязи мотивации профессиональной деятельности педагогов с уровнем их эмоционального способствует повышению эффективности трудовой деятельности преподавателей и сохранению их психологического здоровья. Нами было проведено исследование особенностей мотивации профессиональной деятельности педагогов с разным уровнем эмоционального выгорания на базе МБОУ СОШ № 45 и МБДОУ № 6 для детей раннего возраста г. Воронежа. Общее количество испытуемых составило 50 человек. Возрастной диапазон варьируется от 21 до 59 лет. Были использованы следующие психодиагностические методики:

- методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана) [3];

- анкета по изучению мотивационных факторов педагогической деятельности (авторская);

- опросник «Профессиональное выгорание», разработанный на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптированный Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. [2].

Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследов ания. Диагностика мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А. Реана показала, что 38% (19 чел.) имеют оптимальный мотивационный комплекс. Представители этой группы мотивированы самим содержанием своей профессиональной деятельности, стремлением достичь в ней успеха. В своей профессии они видят возможность самореализации, часто выступают инициаторами нововведений в своей педагогической деятельности. Худшим мотивационным комплексом характеризуются 4% (2 чел.) испытуемых. Их трудовая активность обусловлена мотивами избегания, желанием работать без критики. Такие мотивы связаны с потребностью самозащиты. Остальные 58% (29 чел.) педагогов имеют другие сочетания профессиональной мотивации, которые считаются промежуточными с точки зрения их эффективности.

Согласно результатам анкеты, для педагогов главными источниками, побуждающими к активной трудовой деятельности, выступают: заработок (64%), положительный результат трудовых усилий (60%) и хорошие отношения в трудовом коллективе (42%). Большинство

педагогов в качестве факторов, влияющих на снижение трудовой активности, отмечают перегруженность работой (62%), несовершенство организации оплаты труды (58%) и некомпетентность руководителя (42%).

Результаты исследования по методике диагностики профессионального выгорания К. Маслач и С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой показали, что у педагогов преобладает высокий (34%) и очень высокий (34%) уровень эмоционального выгорания. 28% преподавателей имеют средний уровень и только 4% низкий уровень эмоционального выгорания.

В результате анализа взаимосвязи профессиональной мотивации и уровня эмоционального выгорания с помощью точного критерия Фишера было установлено, что при увеличении показателя эмоционального выгорания от низкого уровня к высокому уровню изменяется направленность профессиональной мотивации от внутренней к внешней мотивации. То есть, чем выше уровень эмоционального выгорания, тем в большей степени выражена внешняя мотивация, и соответственно, менее выражена внутренняя мотивация.

Полученные данные позволяют говорить о наличии взаимосвязи между уровнем эмоционального выгорания и мотивацией. Данные результаты будут интересны и полезны школьным психологам и руководителям образовательных организаций в их профессиональной деятельности, так как зная мотивационные профили личности педагогов и уровень выраженности у них эмоционального выгорания, психолог может помочь выстроить более конструктивное отношение учителей к их профессиональной деятельности, тем самым уменьшив эмоциональное истощение и способствуя улучшению психологического климата в коллективе.

Список литературы / References

1. Василевская Е.А. Психологическая поддержка педагогов с синдромом эмоционального выгорания: автореф. дис. ... канд псих. наук: 19.00.07. Самара, 2015. 23 с.

2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: Диагностика и профилактика. Санкт-Петербург: Полиус, 2015. 336 с.

3. Реан А.А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб. Изд-во Михайлова В.А., 1999. 288 с.

4. Серякова С.Б. Компетентность педагога: психолого-педагогические аспекты: монография. М.: Прометей МПГУ, 2008. 232 с.

5. ТолочекВ.А. Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. 479 с.

6. Maslach C., Leiter M.P. Early predictors of job burnout and engagement // Journal of Applied Psychology, 2008. Vol. 93. P. 498-512.

7. FreudenbergerH.J. Staff burn-out // Journal of Social Issues. Zurich, 1974. Vol. 30. Р. 32-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.