УДК 159.98
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ С ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГА
© 2013
М.С. Мищенко, аспирант
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины, Умань (Украина)
Аннотация: Синдром эмоционального выгорания - это явление, приводящее к негативным изменениям в структуре субъекта деятельности, способствующее снижению эффективности профессиональной деятельности. В работе охарактеризованы черты личности, играющие значимую роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. Автором осуществлен анализ различных подходов к определениям взаимосвязи черт личности и синдрома эмоционального выгорания.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, черты личности, стресс, локус контроля.
Исследование особенностей черт личности во взаимосвязи с эмоциональным выгоранием - важная область изучения данного феномена. Личностные характеристики людей, приходящих в профессию, так же, как характер профессиональной деятельности, играют значимую роль в формировании синдрома эмоционального выгорания. С точки зрения К. Маслача и М. Лейтера, выгорание - это результат несоответствия между личностью и работой [1, с. 175].
Анализ литературы свидетельствует, что проблема эмоционального выгорания нашла свое отражение в работах зарубежных и отечественных ученых, характеризующих индивидуальные черты личности (Е. Махер, С. Джексон, Р. Шулер), типы личностей (Дж. Фрейденберг), зависимость между синдромом эмоционального выгорания и проявлением акцентуаций характера (Н. Водопьянова, К. Леонгард).
Однако сложный характер синдрома эмоционального выгорания, а также многообразие интерпретаций его причин и проявлений требует поиска новых путей, исследовательских стратегий по оптимизации профессиональной деятельности, адаптации личности к быстро меняющимся социальным, подчас экстремальным условиям. Особенный интерес, в этом контексте, вызывает изучение взаимосвязи эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности в процессе профессионального становления психологов, чья деятельность связана с решением сложных ситуаций, высоким напряжением и другими воздействиями социальной среды. На решение этой проблемы направлено наше исследование.
Цель статьи - на основе теоретического анализа литературы изучить возможные личностные предпосылки развития синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у будущих практических психологов.
Личностные особенности во многом определяют успешность, либо неуспешность адаптации, и, в то же время, сама адаптация является мощным стимулом для развития личности. Очевидно, что личностные особенности формируют в каждом отдельно взятом случае уникальные, неповторимые целостные комплексы, которые, в зависимости от их природы, могут быть отнесены к чертам характера, темперамента, социально-психологических свойств личности.
Для развития выгорания важно и то, как практический психолог преодолевает стресс. Исследования показывают, что наиболее уязвимы те, кто реагирует на него агрессивно, несдержанно, противостоят ему любой ценой. Такие люди склонны недооценивать сложность стоящих перед ними задач и время, необходимое для их решения [2, с. 35].
Важное значение для человека и его организма имеет свойство противостоять не только факторам, вызывающим стресс, но и к воздействию длительных стрессов, что определенным образом относятся к выгоранию.
К. Кондо считает, что страстно, с особым интересом работающие, долгое время помогая другим, начинают чувствовать разочарование, так как не удается достичь ожидаемого эффекта. Такая работа сопровождается
чрезмерной потерей психологической энергии и приводит к психосоматической усталости и эмоционального истощения, и как результат - беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, головных болей, нарушения сна, а также семейные проблемы [3, с. 61].
По мнению А. Пайнс, Э. Аронсон, К. Маслач, П. Торнтон наиболее важные личностные характеристики, способствующие развитию эмоционального выгорания - это повышенная личностная тревожность, низкая самооценка, склонность к чувству вины, выраженная эмоциональная лабильность, пассивные избегающие стратегии выхода из сложных ситуаций, экстернальный локус контроля [4, с. 46].
Локус контроля является устойчивым свойством индивида и формируется в процессе его социализации. Склонность приписывать результаты деятельности внешним факторам называется «внешний локус контроля» (экстернальность). Приписывание результатов деятельности внутренним факторам называется «внутренний локус контроля» (интернальность). Экстернальность связывают с плохой адаптацией, возможно потому, что человек не верит в то, что его судьба зависит от него самого и это приводит к возникновению синдрома эмоционального выгорания.
Исследования показывают, что у людей с экстер-нальным локусом контроля чаще бывают психологические проблемы, чем у людей с интернальным. Э. Фарес сообщает, что тревога и депрессия у экстерналов выше, а самоуважение ниже, чем в интерналов [5, с. 25].
Люди, которым присущий внутренний локус контроля, более уверены в себе, последовательны и настойчивы в достижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешены, общительны, дружелюбны и независимы, а внешний - наоборот, уверены в своих возможностях, неуравновешенные, тревожные, подозрительные, агрессивные.
Итак, локус контроля является чрезвычайно важной характеристикой личности психолога, а его уровень влияет на осуществление им различных действий в процессе жизнедеятельности, а также на их успешность и эффективность.
Еще одной особенностью является склонность к ин-троверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Как правило, такие люди тяжело перестраивают свои жизненные планы, поведенческие стереотипы, поэтому самостоятельно редко могут справиться с проблемой эмоционального выгорания [6, с. 55].
Личностные черты эмоциональной неустойчивости, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, ин-троверсии имеют определенное значение в формировании синдрома эмоционального выгорания [4, с. 54].
Перечень личностных качеств, способствующих развитию синдрома эмоционального выгорания Е. Махер дополняет авторитаризмом и низким уровнем эмпатии. Тем самым вступают в противоречие данные о связи вы-
сокого уровня сострадания и выгорания данным о связи низкого уровня эмпатии с высоким уровнем выгорания. Больше всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе.
Еще одна, самая уязвимая категория «выгорания», -это люди, с головой погружаемые в работу, обесценивающие и отодвигающие на второй план свои потребности. Они склонны таким путем бежать от проблем, возникающих в личной жизни. В своем стремлении к идеалу такие люди становятся чрезмерно увлечены работой. Они испытывают сильную потребность быть необходимыми и важными. Как правило, такие люди очень зависят от внешних оценок, особенно одобрения [7, с. 9].
При овладении человеком профессиям неизбежно происходит изменение структуры его личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, способствующих успешности деятельности, а с другой - изменение, подавление и даже разрушение балансирующих структур, не участвующих в процессе профессионального становления.
Также синдрому эмоционального выгорания более подвержены люди, испытывающие постоянный внутренний конфликт, связанный с работой (например, женщины, у которых существует внутреннее противоречие между работой и семьей) [7, с. 9].
В исследованиях С. Джексон, Р. Шулер отмечается, что низкая самооценка может обусловить выгорания и при этом быть отражением влияния выгорания [8, с. 30].
Дж. Фрейденберг, описывая «выгорающих» как «сочувствующих, гуманных, мягких людей, легко увлекающихся, идеалистов, ориентированных на других, интровертированных, фанатичных, и одновременно, неустойчивых к стрессам», определил типы личностей, наиболее подверженных эмоциональному выгоранию:
1. Гиперответственный тип - человек полностью посвящает себя работе, имеет тенденцию слишком много брать на себя. Зажатый с трех сторон: власти своих нужд, потребностей клиентов и руководства.
2. Однонаправленный работник, чрезмерно преданный работе, недовольный жизнью. Он использует работу, как заменитель социальной жизни, настолько углубляясь в нее, что не остается времени на себя. Это приводит к потере собственного Я.
3. Авторитарный рабочий, полагающийся на свои полномочия, чтобы управлять другими людьми, и ожидающий повиновения со стороны подчиненных больше всего, несмотря на огромные эмоциональные затраты.
4. Трудоголик - профессионал, склонный отождествляться с теми, с кем и для кого он работает. Он рискует слишком и на длительное время втянуться в работу, теряя себя в жизни [9, с. 432].
Существуют различные мнения относительно влияния личностных характеристик, но является неоспоримым тот факт, что личностные качества играют важную роль в противостоянии СЭВ.
М. Барабанов считает, что к эмоциональному выгоранию скорее всего приводит позиция профессионала, верящего и соблюдающего четырех мифов: мне нельзя ошибаться; я должен быть сдержанным; я не имею права быть предвзятым; я обязан быть во всем примером для подражания [10, с. 54].
Итак, источник «выгорания», наверное, невозможно связать с отдельными факторами. Анализируя выше изложенный материал следует отметить, что оно является результатом интеграции особенностей личности профессионала, его межличностных отношений и профессиональной ситуации, в которой он находится.
В результате анализе ряда исследований
Н. Водопьяновой показана зависимость между синдромом эмоционального выгорания и проявлением акцентуаций. По классификации К. Леонгарда, основанной на оценке стиля общения человека с окружающими, выделяют ригидный, возбудимый, демонстративный,
педантичный, гипертимный, дистимный, циклоидный, экзальтированный, тревожный, эмотивный, экстравер-тированный и интровертированный типы.
Акцентуации характера могут развиваться под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют свойства нервной системы, особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональная деятельность, физическое здоровье.
На основании проведенных исследований С. Иевлева и Т. Шаталовой, выявлена взаимосвязь трех типов акцентуаций с развитием феномена эмоционального выгорания:
1. Педантичный - добросовестность, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка.
2. Демонстративный (люди этого типа стремятся быть во всем первыми, всегда быть в центре внимания).
3. Эмотивный - склонность воспринимать чужую боль, как собственную, что граничит с патологией, с саморазрушением, и все это - при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам [11, с. 64].
Н. Аминов характеризует проявление взаимосвязи индивидуальных различий в предрасположенности к развитию синдрома эмоционального выгорания с типологическими свойствами нервной системы (слабостью, лабильностью), что может, по его мнению, косвенно свидетельствовать о существовании природных предпосылок устойчивости к эмоциональному выгоранию [12].
В связи с тем, что акцентуации характера усиливаются под влиянием профессиональных или организационных стрессов и способствуют социальной дезадаптации, можно предположить, что они повышают вероятность развития выгорания работников [2, с. 46].
А. Пайнс исследовала связь эмоционального выгорания с мотивацией. В расчет брались разные мотивы трудовой деятельности: удовлетворенность заработной платой, ощущение значимости себя на рабочем месте, профессиональное продвижение, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Исследования показали, если работа оценивается как незначимая в глазах и возникает неудовлетворенность профессиональным ростом, то синдром эмоционального выгорания развивается быстрее. Также люди, испытывающие неудовлетворенность профессиональным ростом и недостаток автономии, больше подвержены выгоранию [3, с. 61].
Среди профессиональных требований, способствующих возникновению синдрома эмоционального выгорания, Е. Старченкова выделяет когнитивно сложные коммуникации, эмоционально насыщенное деловое общение, необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности, адаптацию к новым людям, меняющиеся профессиональные ситуации, поиск новых решений, высокую ответственность за дело и других, самоконтроль и волевые решения, неинтересную и не любимую работу, необходимость творческого поиска [2].
Одной из наиболее популярных особенностей личности, связанной с выгоранием является «личностная выносливость». Данная характеристика в зарубежной психологии определяется как способность личности быть высокоактивной каждый день, осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Люди с высокой степенью данной характеристики имеют низкие значения по шкале эмоционального истощения и деперсонализации и высокие по шкале редукции профессиональных достижений [13].
В работах Л. Талбот и Д. Людмен отмечается, что наличие чувства юмора и его использование в профессиональной деятельности снижает эмоциональное выгорание и деперсонализацию, положительно влияет на профессиональные достижения [13].
В процессе исследования феномена эмоционально-
го выгорания наблюдается сложная взаимосвязь между степенью выгорания, стажем, полу, статусу и степени удовлетворенности профессиональным ростом. По некоторым данным, профессиональный рост, обеспечивающий человеку повышение его социального статуса, уменьшает степень выгорания [14-16]. В этих случаях с определенного момента может появиться отрицательная корреляция между стажем и выгоранием: чем больше стаж, тем меньше выгорание. В случае неудовлетворенности карьерным ростом профессиональный стаж способствует выгоранию работников [2, с. 33].
Относительно взаимосвязи пола и эмоционального выгорания, различия четко проявляются при рассмотрении отдельных составляющих синдрома. Так, обнаружено, что мужчинам больше присущи высокая степень деперсонализации и высокая оценка своей профессиональной успешности, а женщины более склонны к эмоциональному выгоранию [17].
Обобщая многочисленные исследования, направленные на изучение взаимосвязи выгорания и личностных особенностей, в качестве основной детерминанты эмоционального выгорания следует выделить такие социально-психологические характеристики личности, как ее адаптативные возможности (например, социальная адаптация личности), стрессоустойчивость (эмоциональная устойчивость личности), социальная активность и ряд других. Черты характера, имея своей естественной предпосылкой особенности нервной системы, формируются и развиваются в течение жизни, в деятельности, под влиянием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия человека с окружающей средой [18, 19].
Индивидуальные характеристики человека (установки, потребности, интересы, особенности интеллекта и др.) значительно влияют на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Возможно, личностные особенности не является главной причиной, запускающий процесс выгорания. Но, вероятно, может быть выделена своеобразная личностная «склонность» к выгоранию. Отдельные качества личности, играющие определенную роль в формировании синдрома эмоционального выгорания (стратегии сопротивления стрессу, локус контроля, самооценка, агрессивность, тревожность, эмоциональная сензитивность и т.д.) могут быть объединены в общих типах личности.
Таким образом, полученные нами результаты подтвердили гипотезу в отношении взаимосвязей синдрома эмоционального выгорания и социально-психологических характеристик личности.
В то же время это направление требует дальнейшего развития и рассмотрения новых подходов к определениям взаимосвязи черт личности и синдрома эмоционального выгорания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лазарева, Н. Диагностика синдрома эмоционального выгорания [Текст] / Н. Лазарева //Школьные технологии. - 2009. - №1. - С.175.
2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - СПб: Питер, 2005. - 336 с. - ISBN 5
- 469 - 00289 - 6
3. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгора-
© 2013
ния» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. I Т. В. Форманюк II Вопросы психологии, №6, 1994.
4. Папанова, О.А. Психолого-педагогические условия профилактики синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 I Папанова Ольга Анатольевна. -Курск, 2008. - 175 с.
5. Акимова, М.Н. Актуальные проблемы деятельности педагога-психолога [Текст] I М.Н. Акимова. -Самара: СИПКРО, 2001. - 110 с.
6. Воробьева, М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: дис. канд. психол. наук 19.00.07 I Воробьева Марина Анатольевна. - Екатеринбург, 2008. - 231 с.
7. Дудяк В. Емоційне вигорання [Текст] I В. Дудяк.
- К.: Главник, 2007. - 126 с. - ISBN 966-8774-30-2
8. Малышев И.В. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания у социально-психологических характеристик личности в экстремальных условиях профессиональной социализации: дис. канд. психол. наук 19.00.05 I Малышев Иван Викторович. - Саратов, 2010. - 201 с.
9. Проблеми загальної та педагогічної психології [Текст]: збірник наукових праць інституту психології ім. Г.С.Костюка НАПНУ I ред. С.Д. Максименко. - К.: Гнозіс, 2010. Т.12. Ч.6. - 507 с.
10. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» [Текст] I М.В. Барабанова II Вестник Моск. ун-та. Сер. «Психология», 1995. - №1. - С. 54.
11. Горохова М.Ю. Роль личностного фактора в возникновении и развития феномена «эмоционального выгорания»: дис. канд. психол. наук 19.00.07 I Горохова Маргарита Юрьевна. - Москва, 2004. - 242 с.
12. Аминов, Н. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей [Текст] I Н. Аминова ИВопросы психологии. - 1998. -№5. - С.71-77.
13. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] I В.Е. Орёл. М.: Изд-во «Институт психологии Ран», 2005. - 330 с.
14. Василенко А.Ю. Самоактуализация личности как фактор профилактики синдрома эмоционального выгорания II Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 1. С. 35-39.
15. Смирнов В.А., Антонова И.И., Антонов С.А., Ахмадеева Г.Ч. Установление показателей эффективности «бережливого производства» II Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 3. С. 146-153.
16. Василенко А.Ю. Возможности профилактики синдрома эмоционального выгорания: личностные факторы II Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 53-55.
17. Maslach C., Lackson S.E. The Maslach Burnout Inventory. Palo Alto, CA Consulting Psychologists Press, 1986.
18. Шевцов А.М. Психологический анализ причин коррупционных действий, связанных с ошибками в управлении человеческими ресурсами II Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 4 (24). С. 116-121.
19. Василенко А.Ю. Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов II Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 3. С. 66-69.
RELATIONSHIP BURNOUT WITH PERSONALITY TRAITS PSYCHOLOGIST
M.S. Mishchenko, post-graduate student
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University, Uman (Ukraine)
Annotation: Emotional burnout syndrome is a phenomenon that leads to negative changes in the structure of the subject, promotes reducing of the professional activity’s efficiency. The paper described the personality traits that play a significant role in the formation of emotional burnout. The author analyzes the different approaches to determine the relationship of personality traits and emotional burnout syndrome.
Keywords: emotional burnout, personality traits, stress, locus of control.