ных групп оценок на шкале: наивысшие оценки других (идеализированные другие), оценки «выше «Я», оценки равноценно «Я», «ниже Я» и группа крайне низких «антиидеальных» оценок.
Рисунок 1 - Ценностно-смысловая интерпретация типичной ценностной структуры оценок себя и «других». (Числа - это номера «(других» в порядке их оценивания)1
Изучение психологического содержания данной структуры позволило также интерпретировать ее как проявление индивидуальных ценностных установок. Было показано, что «высота» ценностной оценки и частота мысленного обращения к образу другого является показателем глубины и устойчивости идентификации с другим. А общая конфигурация ценностных оценок «других» в сознании человека представит ценностную структуру его личностной и социальной идентичности» [4]. Устойчивые компоненты визуальной структуры в корреляционных исследованиях были интерпретированы как установки к оценке (переживанию) абсолютности идеального/антиидеального; к переживанию идеального как недоступного/доступного (возможного) для себя; к переживанию возможного и реального; реального и желаемого/ нежелательного; нежелательного и допустимого/ недопустимого. Структура данных ценностных установок соотносится со структурой образа Я по Е.Т. Хиггинсу: Я «идеальное» - «должное» - «возможное» - «реальное» [5], при этом выявленная структура является еще более многоплановой. Очевидно, что смысловое содержание названных установок соотносится с выполнением жизненных задач, с самореализацией/самоосуществлением
1 Основа рисунка заимствована из ранней публикации автора [3]. Подписи на рисунке изменены в соответствии с зад ач ам и д анной стать и.
человека. Поэтому можно объяснить существование данных установок взаимосвязью деятель-ностного (онтологического) и ценностного слоев.
Выводы. Ценностная структура «других» в потоке сознания выявляет значимых других, отражает разную степень идентификации с ними, репрезентирует ценностную структуру идентичности личности. Ценностная структура идентичности взаимосвязана с рефлексивным, хронотопиче-ским и духовным «слоями» сознания.
Список литературы
1 Зинченко В. П. Ценности в структуре сознания // Вопросы Философии. - 2011. - №08. - С. 85-97.
2 Николаева И. А. Новый метод исследования личностных ценностей Часть 1. Изучение содержания личностных ценностей // Сибирский психологический журнал. - 2010. -№38. - С. 70-76.
3 Николаева И. А. Новый метод исследования личностных ценностей Часть 2. Структурные феномены ценностных отношений //Сибирский психологический журнал. - 2011. -№39. - С. 112-120.
4 Николаева И. А. Ценностные установки и ценностные оценки себя и других в формировании и диагностике идентичности // Психологическая антропология: диалог парадигм : сборник материалов VI Сибирского психологического форума (12-14 ноября 2015 г., г. Томск) /под. ред. проф. С. А. Богомаза. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2016. - С.169-173.
5 Higgins E. Tory How Self-Regulation Creates Distinct Values: The Case o f Promotion and Prevention Decision Making/Distinct Values From Self-Regulation// JOURNAL OF CONSUMER PSYCHOLOGY (2002). 12. 177-191. ttps://doi. org/10.1207/S15327663JCP1203_01.
УДК 316.6 (075.8)
Овчарова Р.В., Агафонцева Е.М. Курганский государственный университет, Курган
ВЛИЯНИЕ СПЕЦИФИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СОТРУДНИКОВ МЧС
Аннотация. Эмпирическое исследование МЧС (представителей аппарата управления и пожарных) показало, что профессиональная деятельность сотрудников МЧС способствует формированию эмоционального выгорания; синдром эмоционального выгорания в большей степени сформирован в группе аппарата управления. Установлена взаимосвязь параметров эмоционального выгорания, образующих три симптомо-комплекса. Чем ниже оцениваются собственные возможности и достижения, чем меньше удовлетворенность самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром эмоционального выгорания.
Ключевые слова: профессиональная деятельность в экстремальных условиях, сотрудники МЧ С , э м о ц и о н а л ь н ое в ы горание .
Ovcharova R.V., Agafontseva E.M. Kurgan state University, Kurgan
THE INFLUENCE OF SPECIFIC PROFESSIONAL ACTIVITIES ON THE EMOTIONAL BURNOUT OF AGENTS OF MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES
Abstract. Empirical study of the impact of professional activities on the emotional burnout of emergency agents (representatives of the management and firefighters) has shown that professional activity of the employees of the Ministry of emergency measures contributes to the formation of emotional burnout; syndrome of emotional burnout is formed even more greatly in the group of administrative apparatus. The interrelation of parameters of emotional burnout, forming three complexes of symptoms, is established. The lower the estimation of the person's own capabilities and achievements, the less satisfaction with self-realization in the professional sphere the person has, the clearer the emotional burnout syndrome is.
Keywords: professional activity in extreme conditions, agents of Ministry of Emergency Measures, emotional burnout.
Актуальность исследования. Большую значимость для исследователей приобретает сегодня изучение психических состояний личности в процессе профессиональной деятельности. В первую очередь привлекает внимание исследователей деятельность в экстремальных ситуациях, опасных для жизни, негативно влияющих на психическое здоровье. Непосредственное отношение к категории «трудных» психических состояний субъекта и процессу личностных изменений, происходящих под влиянием условий профессиональной среды, имеет синдром эмоционального выгорания. К категории работников, подверженных риску развития эмоционального выгорания, относятся и сотрудники МЧС, профессиональная деятельность которых имеет ряд специфических особенностей, осложнена множеством негативных факторов, приводящих к существенным личностным деформациям. Их профессиональная успешность определяется профессиональными знаниями, развитием профессионально важных личностных качеств и умениями противостоять профессиональным деформациям.
Предметом исследования является взаимосвязь эмоционального выгорания и профессиональной деятельности сотрудников МЧС.
Цель исследования - изучение влияния профессиональной деятельности на эмоциональное выгорание сотрудников МЧС.
Методы исследования: методика изучения синдрома эмоционального выгорания В.В. Бойко;
методика диагностики профессионального выгорания (МВ1) К. Маслач, С. Джексон в адаптации Н.Е. Водопьяновой [1; 3].
База исследования: Главное Управление МЧС России по Курганской области. Эмпирическая выборка состоит из 104 человек и представлена 2 группами:
1) сотрудники Центра управления в кризисных ситуациях МЧС России по Курганской области (представители аппарата управления, 52 человека);
2) сотрудники Федеральной противопожарной службы МЧС России по Курганской области, ПЧ-3; ПЧ-6 (пожарные, 52 человека).
Практическая значимость определена тем, что данные исследования могут быть использованы психологами МЧС при работе с проблемами, возникающими у сотрудников в процессе профессиональной деятельности.
Феномен эмоционального выгорания. Синдром эмоционального выгорания - сложный психофизиологический феномен. Он трактуется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Проявляется данный синдром в депрессивном состоянии сотрудников, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни в целом. Известны компоненты эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность.
Эмоциональное выгорание возникает в процессе профессиональной деятельности специалиста и представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций. Выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать свои ресурсы. В то же время синдром выгорания имеет негативные последствия для профессиональной деятельности, межличностных отношений и соматического здоровья сотрудников.
Состояние выгорания первоначально возникает на существующем индивидуально-личностном основании. Содержание профессиональной деятельности, ее организационные и социально-психологические характеристики активируют и поддерживают воздействие состояния «выгорания». Однако в любой профессии можно встретить специалистов, которые полноценно приспосабливаются к любым условиям профессиональной деятельности без каких-либо признаков эмоционального выгорания. Тем не менее, в профессиях экстремального профиля, к которым относятся сотрудники МЧС, сохранение профессионального здоровья предполагает обязательное обращение к системе профилактики профессиональных деструкции [1; 2; 5].
Особенности эмоционального выгорания у сотрудников МЧС. Профессия сотрудников МЧС сопряжена с действием сильнейших стрес-согенных факторов. Неопределенность складывающейся обстановки, постоянное ожидание опасности, необходимость непрерывного анализа быстро меняющейся обстановки, напряженная работа внимания, столкновение с человеческим горем оказывают мощное и неоднозначное влияние на психику человека, требуют мобилизации всех его физических и психических возможностей для эффективного решения стоящих задач.
Проявление синдрома эмоционального выгорания на начальных стадиях его формирования характерно для большинства представителей экстремальных профессий. При этом индивидуальные особенности личности (низкие адаптационные возможности, недостаточная эмоциональная устойчивость) в экстремальных условиях играют важную роль в формировании синдрома эмоционального выгорания, снижая способности к саморегуляции и не позволяя ей развиваться полноценно.
Деятельность пожарного соединяет в себе разные аспекты: обучение, труд, спорт и боевые действия в экстремальных условиях по спасению людей, тушению пожаров, ликвидации аварий на промышленных предприятиях, в других чрезвычайных ситуациях [4; 7]. Очевидна социальная значимость и экологическая ценность труда пожарных. Характерны и глубокие переживания социального порядка, когда на глазах у специалиста кто-либо или что-либо гибнет [6].
Специфика данной профессиональной деятельности предъявляет вполне конкретные требования к психологическим качествам и состояниям ее сотрудников. Поэтому владение приемами профилактики профессионального выгорания и встраивание системы профилактики в структуру профессиональной деятельности является важным фактором сохранения профессионального здоровья и профессионального долголетия [6].
Анализ результатов эмпирического исследования специфики синдрома эмоционального выгорания сотрудников МЧС. Для выявления различий в эмоциональном выгорании у сотрудников МЧС (управленческое звено и пожарные) проведен анализ достоверных различий с использованием критерия Стьюдента.
В ходе проведенного исследования эмоционального выгорания сотрудников МЧС, по методике В.В. Бойко, были получены следующие
результаты (таблица 1).
Фаза «Напряжение» - начальная стадия эмоционального выгорания. Является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. В группе аппарата управления фаза сформировалась у 1,9% (1 человек) испытуемых, в стадии формирования находится у 7,7% (4 человека) испытуемых. Фаза Напряжение в группе пожарных является несфор-мированной у 100% (52 человека) испытуемых. Таким образом, степень выраженности эмоционального выгорания в фазе напряжения, выше у сотрудников аппарата управления.
Фаза «Резистенция» - сопротивление нарастающему стрессу, формирование защиты. Профессионал осознанно или неосознанно стремится восстановить психологический комфорт, старается снизить давление внешних обстоятельств. Фаза сформировалась у 5,8% (3 человека) испытуемых в группе аппарата управления и у 7,7% (4 человека) испытуемых в группе пожарных. В стадии формирования в группе аппарата управления данная фаза находится у 36,5% (19 человек) испытуемых и у 9,6% (5 человек) испытуемых в группе пожарных. Степень выраженности эмоционального выгорания в фазе «резистенция», выше у пожарных.
Фаза «Истощение» характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме выгорания становится неотъемлемым атрибутом личности.
Фаза сформировалась у 3,8% (2 человека) испытуемых в группе аппарата управления, находится в стадии формирования у 9,6% (5 человек) испытуемых. В группе пожарных фаза не сформировалась у 100% (52 человека) испытуемых. Таким образом, степень выраженности эмоционального выгорания в фазе «истощение» выше у сотрудников аппарата управления (рисунок 1).
%
□ цукс
нагряжение
резистенция
истощение
Рисунок 1 - Сформированные фазы эмоционального выгорания у сотрудников МЧС
Таблица 1 - Степень сформированности фаз эмоционального выгорания у сотрудников МЧС
Фазы выгорания Аппарат управления (ЦУКС) Пожарные
Не сформирован % Формируется % Сформирован % Не сформирован % Формируется % Сформирован %
Напряжение 90,4 7,7 1,9 100 0 0
Резистенция 57,7 36,5 5,8 82,7 9,6 7,7
Истощение 86,6 9,6 3,8 96,2 3,8 0
Таким образом, сравнительный анализ результатов, полученный при исследовании фаз эмоционального выгорания у сотрудников МЧС, показал, что все фазы: «напряжение», «резистен-ция», «истощение» сформированы в группе аппарата управления (ЦУКС). Фазы «напряжение», «истощение» в этой группе, имеют большие значения, чем у пожарных.
В группе пожарных сформировалась одна фаза - «резистенция». У пожарных в большей степени выработана психологическая защита на основе экономии эмоций и упрощения профессиональных обязанностей, чем у аппарата управления (ЦУКС).
Сравнительный анализ результатов, полученных при обследовании симптомов эмоционального выгорания у сотрудников МЧС, показал, что в группе аппарата управления (ЦУКС) из 12 симптомов выгорания, сформированы 10 симптомов:
1 Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование - 25% (13 чел.)
2 Редукция профессиональных обязанностей -19,2% (10 чел.)
3 Эмоционально-нравственная дезориентация - 15,4% (8 чел.)
4 Переживание психотравмирующих обстоятельств - 13,5% (7 чел.)
5 Эмоциональный дефицит - 11,5% (6 чел.)
6 Неудовлетворенность собой - 9,6% (5 чел.)
7 Эмоциональная отстраненность - 9,6% (5 чел.)
8 Загнанность в клетку - 3,9% (2 чел.)
9 Расширение сферы экономии эмоций - 2% (1 чел.)
10 Тревога и депрессия - 2% (1 чел.)
В группе пожарных сформировались следующие симптомы:
1 Симптом «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» - профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничи-
вает эмоциональную отдачу за счёт выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Ограничивают включение эмоций в профессиональное общение 26,9% (14 человек) испытуемых. Этот показатель ниже в группе аппарата управления (ЦУКС) - 25% (13 человек) испытуемых. У 23,1% (12 человек) испытуемых в группе пожарных симптом находится в стадии формирования. Этот показатель выше в группе аппарата управления (ЦУКС) - 36,5% (19 человек) испытуемых.
2 Симптом «Эмоционально-нравственная дезориентация» - у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к человеку, он защищает свою стратегию: «это не тот случай, чтобы переживать», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Это свидетельствует о том, что эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства. Симптом сформировался у 11,5% (6 человек) испытуемых. Этот показатель в группе аппарата управления (ЦУКС) выше - 15,4% (8 человек) испытуемых. В стадии формирования симптом находится у 25% (13 человек) испытуемых. Этот показатель достоверно выше в группе аппарата управления (ЦУКС) - 32,7% (17 человек) испытуемых.
3 Симптом «Редукция профессиональных обязанностей» наблюдается у 11,5% (6 человек) испытуемых. В основном они упрощают деятельность, требующую больших эмоциональных затрат. Этот показатель достоверно выше в группе аппарата управления (ЦУКС) - 19,2% (10 человек) испытуемых. Данный симптом находится в стадии формирования у 7,7% (4 человека) испытуемых. Этот показатель выше в группе аппарата управления (ЦУКС) - 19,2% (10 человек) испытуемых (рисунок 2).
Проведенное психологическое исследование эмоционального состояния сотрудников МЧС позволяет утверждать, что сотрудники выработали
1 - Переживание психотравмирующих обстоятельств; 2 - Неудовлетворенность собой; 3 - Симптом загнанности в клетку; 4 - Симптом тревоги и депрессии; 5 - Неадекватное избирательное реагирование; 6 - Эмоционально-нравственная дезориентация; 7 - Расширение сферы экономии эмоций; 8 - Редукция профессиональных обязанностей; 9 - Эмоциональный дефицит; 10 - Эмоциональная отстраненность; 11 -Личностная отстраненность; 12 - Психосоматические
и психовегетативные нарушения Рисунок 2 - Сформированные симптомы эмоционального выгорания у сотрудников МЧС
собственную психологическую защиту, основанную на экономии эмоции и упрощении профессиональных обязанностей.
Сравнительный анализ результатов, полученных при обследовании симптомов эмоционального выгорания у сотрудников МЧС, показал, что в группе пожарных меньшее количество сотрудников с высоким и средним уровнем эмоционального выгорания.
Следует отметить, что у пожарных отмечается меньшее количество сложившихся и доминирующих симптомов эмоционального выгорания, чем в группе аппарата управления.
На основании этих данных можно заключить, что сотрудники аппарата управления (ЦУКС) более подвержены синдрому «профессионального выгорания». Синдром эмоционального выгорания полностью сформировался у 36% (19 человек) испытуемых в группе управленцев, у пожарных это только 15% (8 человек) испытуемых. У 29% (15 человек) испытуемых аппарата управления (ЦУКС) синдром эмоционального выгорания находится в стадии формирования. В группе пожарных синдром формируется у 21% (11 человек) испытуемых (рисунки 3, 4).
сформирован 35%
сформирован 36%
Рисунок 3 - Степень сформированности синдрома эмоционального выгорания у сотрудников аппарата управления (ЦУКС)
формируется 21%
Значимые различия в особенностях эмоционального выгорания у сотрудников МЧС (представителей аппарата управления (ЦУКС) и пожарными) по методике В.В. Бойко выявлены по 4 показателям:
• «Неудовлетворенность собой» ^ =2,696, р<0,01),
• «Тревога и депрессия» ^ = 1,988, р<0,05),
• «Эмоционально-нравственная дезориентация» (а = 2,630, р<0,01),
• «Редукция профессиональных обязанностей» (а = 1,995, р<0,05).
Рисунок 4 - Степень сформированности синдрома эмоционального выгорания у сотрудников противопожарной службы
Для выявления значимых различий особенностей эмоционального выгорания у сотрудников МЧС - представителей аппарата управления и пожарных использован Т-критерий Стьюдента. Распределение результатов выборки не отличается от нормального.
1 - Неудовлетворенность собой; 2 - Тревога и депрессия;
3 - Эмоционально-нравственная дезориентация;
4 - Редукция профессиональных обязанностей Рисунок 5 - Сравнительный анализ сформированности синдрома эмоционального выгорания у сотрудников МЧС
Таким образом, синдром эмоционального выгорания как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия в большей степени сформирован в группе аппарата управления (ЦУКС).
Значимые различия в особенностях эмоционального выгорания у сотрудников МЧС - у представителей аппарата управления и у пожарных по методике МВ1 К. Маслач, С. Джексон (адаптация Н.Е. Водопьяновой), выявлены по двум показателям: «Деперсонализация» ^=2,752, р<0,01), «Редукция личных достижений» ^ = 2,684, р<0,01).
Деперсонализация как деформация отношений с другими людьми может проявляться как в повышении зависимости от окружающих, так и в усилении негативизма, циничности установок и чувств по отношению к людям, которым оказывается профессиональная помощь. Этот показатель достоверно выше в группе аппарата управления (ЦУКС).
Редукция личных достижений может проявляться либо в тенденции негативно оценивать себя, занижать свои профессиональные достижения и успехи, в негативизме по отношению к служебным достоинствам и возможностям либо в преуменьшении собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим. Этот показатель достоверно выше в группе пожарных (рисунок 6).
■ II"
жШШ г
г
| /--- 1
1
□ деперсонализация ■ редукция личных достижений
1 - ЦУКС; 2 - Пожарные Рисунок 6 - Сравнительный анализ сформированности синдрома эмоционального выгорания у сотрудников МЧС
Таким образом, сравнительный анализ сформированности синдрома эмоционального выгорания у сотрудников МЧС выявил, что профессиональная деятельность сотрудников МЧС способствует формированию эмоционального выгорания; синдром эмоционального выгорания в большей степени сформирован в группе аппарата управления (ЦУКС).
Взаимосвязь параметров эмоционального выгорания. Для изучения взаимосвязи параметров эмоционального выгорания был проведен корреляционный анализ с использованием коэффициента Пирсона.
В результате обнаружено из 225 возможных связей (100%) 97 реальных статистически значимых связей (43%). Среди значимых корреляций сильные связи составили 5,7%, а средние - 84%. Это указывает на то, что рассматриваемые связи имеют выраженный характер.
Показатель «Эмоциональное истощение» имеет корреляционные связи со следующими показателями: «Переживание психотравмирующих обстоятельств» (г=0,446), «Неудовлетворенность собой» (г=0,526), «Загнанность в клетку» (г=0,583), «Тревога и депрессия» (г=0,385), «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (г=0,479), «Эмоционально-нравственная дезориентация» (г=0,248), «Расширение сферы экономии эмоций» (г=0,495), «Редукция профессиональных обязанностей» (г=0,455), «Эмоциональный дефицит» (г=0,410), «Эмоциональная отстраненность» (г=0,553), «Личностная отстраненность (деперсонализация)» (г=0,504), «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (г=0,455).
Показатель «Деперсонализация» имеет корреляционные связи со следующими показателями: «Переживание психотравмирующих обстоятельств» (г=0,206), «Неудовлетворенность собой» (г=0,412), «Загнанность в клетку» (г=0,395), «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (г=0,459), «Эмоционально-нравственная дезориентация» (г=0,281), «Расширение сферы экономии эмоций» (г=0,306), «Редукция профессиональных обязанностей» (г=0,408) , « Эмо циональ н ый дефи цит» (г=0,385) , 78
«Эмоциональная отстраненность» (г=0,412), «Личностная отстраненность (деперсонализация)» (г=0,447), «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (г=0,235), «Эмоциональное истощение» (г=0,671).
Показатель «Редукцияличных достижений», имеющий отрицательное значение имеет отрицательные корреляционные связи со следующими показателями: «Неудовлетворенность собой» (г=-0,404), «Загнанность в клетку» (г=-0,408), «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (г=-0,229), «Эмоционально-нравственная дезориентация» (г=-0,240), «Расширение сферы экономии эмоций» (г=-0,304), «Редукция профессиональных обязанностей» (г=-0,224), «Эмоциональный дефицит» (г=-0,334), «Эмоциональная отстраненность» (г=-0,311), «Личностная отстраненность (деперсонализация)» (г=-0,229), «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (г=-0,274), «Эмоциональное истощение» (г=-0,467), «Деперсонализация» (г=-0,458).
Таким образом, посредством корреляционного анализа установлена взаимосвязь параметров эмоционального выгорания, образующих три мощных симптомокомплекса. Чем ниже оцениваются собственные возможности и достижения, чем меньше удовлетворенность самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром эмоционального выгорания. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития.
Вывод. В современных условиях возрастает потребность в изучении психологической устойчивости профессионала как его способности управлять своим эмоциональным состоянием, избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнение и поступки других людей, свои поступки с устоявшимися нормами, оптимально организовывать свое поведение в трудных ситуациях профессионального взаимодействия.
Эмпирическое исследование влияния профессиональной деятельности на эмоциональное выгорание сотрудников МЧС у представителей аппарата управления и пожарных показал, что профессиональная деятельность сотрудников МЧС способствует формированию эмоционального выгорания; синдром эмоционального выгорания в большей степени сформирован в группе аппарата управления. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, о том, что синдром эмоционального выгорания в большей степени сформирован в группе пожарных, нашла лишь частичное подтверждение.
Установлена взаимосвязь параметров эмоционального выгорания, образующих три мощных симптомокомплекса. Чем ниже оцениваются собственные возможности и достижения, чем меньше удовлетворенность самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром эм о ц и о н ал ь н о го в ы го ра н ия .
Список литературы
1 Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - Санкт-Петербург : Питер, 2009.
2 Водопьянова Н. Е., Серебрякова А. Б., Старченкова Е. С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности //Вести. С-Петерб.ун-та. Сер. 6. - 1997. -Вып. 2 (№ 13) - С.48-52.
3 Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - Санкт-Петербург : Питер, 2011.
4 Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Психопрофилактика стрессов. - Москва : Проспект. - 1993. - 220 с.
5 Малышев И. В. Сравнительный анализ проявления синдрома выгорания в экстремальных видах профессиональной деятельности // Вестн. Костром. гос. ун-та им.
Н.А. Некрасова. Сер. : Психол. науки. «Акмеология образования». - 2008. - Т. 14. - № 4. - С. 134-139.
6 Очерки поведенческой психологии здоровья. Аргументы, факты, тесты: Научно-методическое пособие / под ред. Н. А. Барабаш. - Кемерово : Изд-во Кемеровской
Государственной Медицинской Академии, 1995.
7 Самонов А. П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях. - Пермь, 2012.
УДК 159.9
Овчарова Р.В., Жигарева Н.А.
Курганский государственный университет,
Курган
КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО И ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЗАПУЩЕННЫХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. В статье доказана связь нарушений семейного воспитания с развитием социально-педагогической запущенности, то есть с неразвитостью субъектных свойств личности подростка как субъекта самосознания, общения и деятельности. Приведены результаты использования технологий комплексной психологической коррекции социально-педагогической запущенности и повышения уровня субъектных свойств личности и нарушений семейного воспитания подростков.
Ключевые слова: нарушения семейного воспитания, комплексная психологическая коррекция, социально-педагогическая запущенность подростков.
Ovcharova R.V., Zhigareva NА. Kurgan state University, Kurgan
CORRECTION OF DISORDERS OF FAMILY EDUCATION OF SOCIALLY AND EDUCATIONALLY NEGLECTED TEENAGERS
Abstract. The article proves the connection of disorders of family education with the development of socio-pedagogical neglect, i.e. lack of development
of the subjective qualities of the adolescent personality as a subject of self-consciousness, communication and activities. The results of the use of technologies of integrated psychological correction of socio-pedagogical neglect and raise of the level of subjective properties of the person and disorders of the family education of adolescents.
Keywords: disorders of family education, complex psychological correction, social-educational neglect of teenagers.
Актуальность исследования. Рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков затрудняет их обучение, воспитание и социальную адаптацию. Такие учащиеся составляют школьную группу риска, в которой наиболее широко представлены социально и педагогически запущенные подростки. Учитывая специфику подросткового возраста, когда у детей не только формируются чувство взрослости, отчуждение от родителей, высокая критичность по отношению к ним, но и сохраняется влияние семьи на формирование ценностных ориентаций и социальных норм, можно прогнозировать особую роль семейного воспитания как фактора профилактики и коррекции социально-педагогической запущенности подростков.
В психолого-педагогической науке и практике возникает противоречие между большой распространенностью данной группы риска, существенным атрибутом которой являются нарушения семейного воспитания, и неразработанностью программ коррекции этих нарушений. Сегодня востребованы новые технологии работы с деви-антными учащимися, соответствующие современной социальной ситуации развития подростков.
Соответственно, может быть поставлена научная проблема: каким образом нарушения семейного воспитания обусловливают характер запущенности подростков?
Научная новизна исследования состоит:
• в изучении нарушений семейного воспитания в аспекте их влияния на социально-педагогическую запущенность подростков;
• в расширении представлений о методах коррекции семейных отношений социально-педагогически запущенных подростков.
Практическая значимость исследования заключается:
• в возможности использования результатов исследования в консультативной практике (в семейном консультировании);
• в работе с социально и педагогически запущенными подростками для планирования и осуществления диагностической, профилактической, коррекционной работы;
• в возможности использования материалов исследования в преподавании учебных курсов «Психология семьи», «Социально-педагогическая запущенность детей и подростков».
База исследован ия: мун и ци пальное бюд-
79