Научная статья на тему 'Феномен профессионального выгорания специалистов МЧС России'

Феномен профессионального выгорания специалистов МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1984
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сидорович Ю. С.

Статья посвящена феномену профессионального выгорания у специалистов МЧС России: спасателей и пожарных. Приводится краткий обзор литературы по данному вопросу, обозначается специфика деятельности данных профессий, и излагаются результаты исследования феномена выгорания у российских спасателей и пожарных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сидорович Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The burnout phenomena of rescuers and fire workers of EMERCOM of Russia

The article is about burnout phenomena of rescuers and fire workers of EMERCOM of Russia. It contents literature overview, some information about rescuers work particulars and results of our research in field of burnout of these specialists.

Текст научной работы на тему «Феномен профессионального выгорания специалистов МЧС России»

Сер. 6. 2007. Вып. 2. Ч. I

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Ю.С. Сидорович

ФЕНОМЕН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ МЧС РОССИИ

Термин burnout (эмоциональное сгорание) введен американским психиатром Х.Дж. Фроуденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами или пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.

Синдром профессионального выгорания широко изучен зарубежными авторами, такими как С. Maslach, S. Jackson, 1981; Е. Aronson, A. Pines, 1983; S. Walker, M. Cole, 1989; С Kyriacou, 1987; С. Maslach, M. P. Leiter, 1997 и др. Последние несколько лет эта проблема стала привлекать внимание и отечественных авторов, изучавших различные аспекты профессионального выгорания. Были разработаны методы его исследования на российской выборке (В.В. Бойко, В.Е. Орел, A.A. Рукавишников, Е.С. Старченкова, Н.Е. Водопьянова и др.1).

В настоящее время существует единая точка зрения на сущность и структуру феномена психического выгорания. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой), деперсонализацию (циничное отношение к труду и объектам своего труда) и редукцию профессиональных достижений (возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере,

лллоиотттгл TiaxrArmvA rj

wvwjiiuunv iivji VUVAU U iiwuу ,

Синдром психического выгорания приводит к негативным последствиям, таким как ухудшение психического и физического здоровья, нарушение системы межличностных отношений, снижение эффективности профессиональной деятельности, развитие негативных установок по отношению к коллегам, учащимся и др.

В нашем исследовании мы изучили феномен профессионального выгорания у специалистов МЧС России, пожарных и спасателей.

Естественно, что в специальностях, где профессиональная деятельность связана с экстремальными условиями, проблема накопления профессионального стресса встает особенно остро.

Труд пожарных и спасателей отличается большой сложностью, сопровождается воздействием опасных и вредных факторов, большими физическими и нервно-психологическими нагрузками. Специалисты МЧС работают в экстремальных условиях, представляющих угрозу для их жизни и здоровья. Комплекс физических, химических и биологических факторов окружающей среды (ненормированный график работы, контакт с телами погибших, работа в средствах индивидуальной защиты и в спецодежде, резкая смена климатических поясов, общение с пострадавшими, физическая нагрузка, усталость, недостаток сна, критические температуры) в сочетании с сильными

© Ю.С. Сидорович, 2006

психогенными раздражителями (угроза здоровью и жизни, вид погибших, обгоревших и травмированных людей), а также дефицит информации и времени на обдумывание, ответственность за результаты деятельности, боязнь совершить ошибку, необходимость принятия адекватного решения, высокая ответственность за выполнение задачи, наличие неожиданных, внезапно возникающих препятствий и т. п. вызывают у специалистов сильный эмоциональный стресс, нервно-психические расстройства, что является причиной заболеваний, травматизма и гибели. В среднем только за один год при пожарах погибает 35-45 работников пожарной службы, причем в это число не входят умершие через 7 дней после травмы или погибшие от сердечных приступов по причине стресса

В виду ситуации, сложившейся в России и мире в целом (многочисленные природные и техногенные катастрофы, террористические акты и прочие всевозможные чрезвычайные ситуации), работа спасательных и пожарных формирований все более и более

ЛЛ/«ГЛаЙ(\ПЛТТ1 Л/1ТТ ППТЩЛЛИ ТТФЛ Л1ТДТТТ ППИ'ИА Ч(1/'ПЛПЛП|1ТТ ЛЛП^а 1ПТЛПТТ1 тттлттатг ИП>Т/ТГТЧ ■,>

1ТЮ1 ^ииа^ш, ни снызмгкг п^^л^диоаю 1 л оаш1Ю1Л

в деятельности такого рода. От результатов их работы зависят жизнь и здоровье людей. Поэтому необходимо изучать факторы, которые снижают эффективность работы спасателей и пожарных. А уровень профессионального выгорания пожарных и спасателей - это один из тех показателей, который необходимо учитывать в работе, как и самим специалистам МЧС, так и сотрудникам сопровождающий служб (психологи, медики и т. д.).

В нашем исследовании приняли участие 111 человек, специалистов МЧС России. Из них 23 человека - спасатели (Северо-западный региональный спасательный отряд, Центроспас, Южно-региональный спасательный отряд, Региональная служба спасения) и 88 человек - пожарные (Муниципальные пожарно-спасательные формирования, спец. часть и федеральные пожарные подразделения МЧС России). Все испытуемые - мужчины. Средний возраст участников 30,7±8,6 лет.

Для изучения процесса профессионального выгорания мы использовали три методики: опросник Бойко, опросник профессионального выгорания ПВ (модификация МВ1) 'и экспресс-методику для определения уровня выгорания.

Исследовании дало следующие результаты.

Показатели профессионального выгорания специалистов экстремального профиля в целом ниже, чем у представителей других профессий.

Мы связываем этот факт, прежде всего, с коллективным характером работы специалистов МЧС. Работа и в пожарном карауле, и в спасательном экипаже - это всегда работа в команде. Причем в такой команде, где каждый участник может быть уверен в профессионализме человека, работающего рядом.

По результатам нашего исследования, специалисты МЧС имеют следующие показатели выгорания по методике ПВ. Первый параметр выгорания по данному опроснику - эмоциональное истощение, переживание опустошенности и бессилия. В нашей выборке мы получили среднее значение, равное 15,2 баллам. Существуют три градации выгорания в данном опроснике: низкое, высокое и среднее. Для параметра «эмоциональное истощение» уровень до 16 баллов является низким. Таким образом, специалисты МЧС, несмотря на постоянное пребывание в эмоционально перегруженных ситуациях, не находятся в состоянии эмоционального истощения. У Н.Е. Водопьяновой указан следующий уровень выгорания по параметру эмоционального истощения: в российской выборке вообще - 19,73, у врачей - 27,3 балла, у людей, чья работа связанна с телефонными переговорами (консультанты-психологи, операторы справочных центров) - от 17,8 до 25,6 баллов, у торговых агентов - 18,67.

Уровень выгорания по второму параметру опросника ПВ - деперсонализация, дегуманизация отношений с другими людьми (проявление черствости, бессердечности, цинизма или грубости) - 5,8. Это нижняя граница среднего уровня выгорания. Фактор личностной отстраненности присутствует в профессиональной деятельности спасателей и пожарных в любом случае, поскольку специфика работы не позволяет до конца включиться в деятельность. Но в данном случае он не очень высок, и ниже, чем в среднем по России (7,78).

И последний параметр - редукция и занижение собственных достижений, потеря смысла и желания вкладывать личные усилия на рабочем месте. Средний результат - 31,8 - соответствует среднему уровню выгорания. Возможно, здесь играет роль как раз фактор коллективизма. Человек начинает недооценивать свой личный вклад в работу и негативно оценивать себя. Результат в работе таких специалистов всегда очевиден, но далеко не всегда, можно оценить вклад каждого конкретного человека. И в какой то момент происходит занижение собственных профессиональных достижений в пользу общей работы.

Практически все специалисты, принявшие участие в нашем исследовании, гордятся тем, что они имеют такую работу, и всегда осознают ее важность.

Результаты исследования выгорания по другим методикам также свидетельствуют о невысоком уровне профессиоанльного выгорания у пожарных и спасателей.

Согласно методике В.В. Бойко, существуют три фазы выгорания, в каждой из которых по 4 симптома. Первая фаза - напряжение. В нашем исследовании мы получили, что около 83 % специалистов ^ЛЧС не демонстрируют признаков выгорания по данному показателю, 13 % находятся в группе риска, и только 4 % - имеют очень высокий уровень выгорания именно в этой фазе. Таким образом, среднее значение, которое мы получили, равно 19, т. е. в нашей выборке данная фаза не сформировалась. Многие исследователи, в том числе сам В.Бойко, считают, что выгорание - это поэтапный процесс, т. е. профессионал проходит определенные стадии выгорания.

Фаза напряжения - это первая стадия, в которой начинают проявляться симптомы выгорания. Нервное (тревожное) напряжение является предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотрав-мирующих факторов. Тревожное напряжение включает несколько симптомов. Во-первых, это переживание психотравмирующих обстоятельств (среднее в нашей выборке - 5,9). В работе спасателей и пожарных таких обстоятельств более чем достаточно. Затем тревога и депрессия (5,3), «загнанность в клетку» (3,7) и, наконец, неудовлетворенность собой (4,4). Все эти симптомы возникают на начальной стадии выгорания, когда специалист сталкивается с различного рода проблемами, и ему не хватает внутренних ресурсов для их преодоления.

Мы полагаем, что люди, которые выбирают для себя такие опасные профессии, как пожарный или спасатель, априори имеют более высокий уровень стрессоустойчивости и такой набор личностных, психофизиологических и физических характеристик, который позволяет им «проскочить» через фазу напряжения. Они воспринимают проблемы не так серьезно, как это могут делать специалисты других профессий. У них как бы выше порог чувствительно сти.

Однако мы знаем, что как только в какой-либо сфере нашей жизни возникают различного рода неприятности или проблемы, независимо от субъективной оценки важности этих событий, так или иначе, появляется напряжение. И мы пытаемся справиться с ним, найти рациональный способ решения. Если это не удается в случае профессиональной

деятельности, то происходит переход на следующую стадию выгорания - резистенция. Сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снижению давления внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.

Эта фаза, по результатам нашего исследования, имеет наибольшие показатели - 47. Максимальное значение для каждой фазы - 120, но, начиная с показателя 37, мы можем говорить о том, что выгорание по этой фазе уже произошло. Как и в двух других фазах, здесь имеется четыре симптома. Из них наибольшее значение имеет неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (17). Больше 45 % респондентов имеют очень высокие показатели по этой фазе. Есть два варианта избирательного эмоционального реагирования. В первом случае речь идет о выработанном со временем полезном навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами эмоции довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: легкая улыбка, приветливый взгляд, мягкий, спокойный тон речи, сдержанные реакции на сильные раздражители, лаконичные формы выражения несогласия, отсутствие категоричности, грубости. Совсем иное дело, когда профессионал неадекватно «экономит» на эмоциях, ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования на ситуации субъектов деятельности. Действует принцип «хочу или не хочу»: сочту нужным - уделю внимание данному партнеру, будет настроение - откликнусь на его состояния и потребности.

Анализируя результаты, мы опирались на опыт взаимодействия с данной категорией людей. Каждый день они сталкиваются с чужим горем, со смертью, с потерями. А человеческой природе свойственно стремиться к некому балансу и снижению воздействия всех факторов, которые могут его нарушить. И, по нашему мнению, высокий уровень выгорания именно в фазе резистенции - это защитная реакция.

Второй симптом в этой фазе - редукция профессиональных обязанностей. Средний показатель по нашей выборке - 14, т. е. симптом формируется. Человек старается всеми возможными способами избежать выполнения своих профессиональных обязанностей: с работой связано слишком много негативных эмоций и пропадает уверенность в собственных силах. Поскольку на специалистах МЧС лежит огромная ответственность за других людей, на такие высокие значения следует обратить особое внимание.

Также в этой фазе у испытуемых складывается симптом эмоционально- нравственной дезориентации (среднее значение равно 10). Он является логическим продолжением неадекватного реагирования в отношениях с другими людьми. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он защищает свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться». Подобные мысли и оценки со всей очевидностью свидетельствуют о том, что эмоции не пробуждают или недостаточно стимулируют нравственные чувства.

И, наконец, четвертый симптом в этой фазе - расширение сферы экономии эмоций. Здесь самый низкий показатель (среднее - 6,5). То есть специалисты не переносят негативные эмоции, связанные с работой, на свою семью, близких и друзей. Это, по нашему мнению, еще раз говорит о том, что такое эмоциональное реагирование является защитным, и, возможно, даже помогает спасателям и пожарным в работе.

Последней фазой выгорания по методике Бойко является истощение. Эта фаза характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса

и ослаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибутом личности. Показатели по этой фазе, в нашей выборке, достаточно низкие - среднее равно 28, т. е. эта фаза также не сформирована. Единственный симптом в этой фазе, имеющий достаточное значение, - это эмоциональная отстраненность (11 - средний показатель). Личность почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности. Почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни негативные. Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы работы с людьми эмоциональная защита. Человек постепенно научается работать, как робот, как бездушный автомат, хотя в других сферах он живет полнокровными эмоциями. Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом выгорания. Около 15 % респондентов имеют сложившийся симптом эмоциональной отстраненности, а 39 % - складывающийся.

Все три фазы связанны между собой. Резистенция имеет взаимосвязи с истощением (г = 0,532, р < 0,01) и с напряжением (г = 0,203, р < 0,05). Истощение и напряжение между собой также коррелируют (г = 0,382, р < 0,01).

И последняя методика, используемая нами - это Экспресс-методика, также связанная с двумя другими опросниками в нашем исследовании. Причем взаимосвязей достаточно много: все три фазы выгорания по Бойко и две шкалы из трех по методике ПВ. Это в очередной раз свидетельствует о правомерности рассмотрения синдрома профессионального выгорания как целого комплекса различных симптомов, тесно связанных между собой.

Анализируя результаты, мы еще раз акцентируем внимание, что уровень выгорания специалистов МЧС не очень высок. Но необходимо и далее изучать данную проблему с целью более глубокого понимания и поиска возможностей работы по профилактике и коррекции профессионального выгорания специалистов экстремального профиля, пожарных и спасателей.

1 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996; Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005; Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. Т, 22. № 1.

1 Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А, Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб., 1997.

[Рецензент: канд. психол. наук Л.А. Цветкова]

Статья принята к печати 22 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.