МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 2410-700Х
и осуществлении собственной деятельности в разнообразных ситуациях межличностного общения, в отличие от нормально развивающихся сверстников.
Таким образом, проведенное исследование выявило, что подростки с задержкой психического развития имеют скудные представления о себе, низкий уровень осознания своего Я. Они, в большинстве, склонны к неадекватному завышению самооценочных суждений, что говорит о низкой критичности и неспособности к объективной оценке своих качеств и черт, что в свою очередь приводит к неустойчивости поведения и зависимости от мнения окружающих. Список использованной литературы:
1. Джеймс У. Психология. М., 1991
2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986
3. Роджерс К. О становлении личностью. М.: Прогресс, 1994
4. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996
© Звягина Д.В., 2016
УДК 159.9
Карамова Эльвира Ильдусовна,
Кандидат психологических наук, Башкирский Государственный Педагогический Университет г. Уфа. РФ
Хусаинова Лилия Ильвировна студент, Башкирский Государственный Университет г. Уфа, РФ
ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПОЖАРНЫХ С РАЗНЫМИ ЛИЧНОСТНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ
Аннотация
В статье рассмотрены подходы к изучению эмоционального выгорания специалистов экстремальных и коммуникативных профессий. Целью нашего исследования было изучить проявления выгорания у пожарных с разными личностными особенностями. По результатам исследования выявлены спасатели, у которых сформированы отдельные фазы выгорания. Установлено, что к данной группе относятся сотрудники с «невротично-депрессивными» особенностями личности; устойчивыми к выгоранию оказались «уравновешенно-экстровертированные» пожарные. Полученные результаты могут использоваться при проведении профессионального отбора и медико-психологического сопровождения личного состава.
Ключевые слова
Эмоциональное выгорание, личностные особенности, профессиональная деятельность,
экстремальная деятельность.
Профессиональный труд пожарных отличается высокими физическими и психическими нагрузками при выполнении служебных задач, связанных с риском для жизни, ответственностью за спасение пострадавших в условиях экстремальной деятельности. Сильные психотравмирующие факторы, с которыми сталкиваются спасатели, влияют на рост числа заболеваний связанных с неблагоприятными последствиями подобных условий труда. В связи с этим большое значение приобретает изучение феномена эмоционального выгорания - состояния, которое оказывает негативное воздействие не только на психофизиологическое здоровье, но и на эффективность профессиональной деятельности.
Еще в 70-ые годы ученые (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, С.Е. Джексон, К. Маслач) заметили, что у работников в сфере коммуникативной и экстремальной деятельности встречается эмоциональное истощение.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
Такие специалисты на конкретном этапе своей профессиональной деятельности постепенно теряли к ней интерес, начинали формально относиться к выполнению своей обязанностей, проявляли конфликтность при общении с коллегами, а также переходили на злоупотребление алкоголем. Это в дальнейшем приводило как к психосоматическим нарушениям, так и к сугубо психологическим (когнитивным, эмоциональным, мотивационным) изменениям личности.
Психологические исследования, касающиеся работников экстремальных профессий показывают подверженность их синдрому эмоционального выгорания (А.А.Реан, А.К.Маркова, Е.Т.Лунина, Т.В.Форманюк, Е.Д.Юрченко, Н.Е.Водопьянова, Т.Н.Ронгинская и др.). Работы В.В. Бойко, Н.Е. Водопьяновой, В.Е.Орел, Т.В. Форманюк и др. посвящены анализу изучения выгорания, причинам и последствиям, методам его психодиагностики и помощи специалистам при его возникновении. Однако недостаточно исследований, направленных на изучение особенностей взаимосвязи эмоционального выгорания и личностных качеств у специалистов экстремальной сферы деятельности, что делает настоящее исследование актуальным.
Наибольший интерес для нашей работы представляют исследования В.В. Бойко, который считает, что эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.«Выгорание» -функциональный стереотип, так как позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Однако, в то же время, выгорание отрицательно сказывается на выполнении профессиональных обязанностей и отношениях с людьми[1].
В своих работах В.В. Бойко определил следующие фазы и симптомы синдрома эмоционального выгорания:
1)Фаза напряжения является предвестником развития и запускающим механизмом формирования синдрома профессионального выгорания. Она включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, чувство безысходности, тревога и депрессия.
2)Фаза резистентности проявляется в снижении человеком эмоционального реагирования на эмоциогенные факторы, и включает симптомы: неадекватного избирательного эмоционального реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей.
3)Фаза истощения характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстранённость, личностная отстранённость (деперсонализация), психосоматические и вегетативные проявления[2].
Таким образом, синдром эмоционального выгорания представляет собой комплексное явление, и, по мнению многих исследователей, ему предшествует период повышенной активности, который M. Burish называл как «предупреждающая фаза» - период чрезмерного участия, когда человек поглощен работой и отказывает себе во многих потребностях, забывая о собственных нуждах [7].
Синдром выгорания складывается под воздействием ряда факторов, имеющих субъективный, социально-психологический и объективный характер[3, 6].
В экстремальной психологии Ю.С. Шойгу выделены объективные, субъективные и социально-психологические факторы риска развития выгорания сотрудников[6].К объективным факторам относятся: условия труда спасателей и пожарных, ответственность за жизнь и здоровье людей; хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Субъективные факторы включают в себя сдержанность эмоций, интенсивность восприятия события, иррациональные убеждения, слабую мотивацию к профессии, нравственные дефекты личности. Социально-экономическая ситуация в регионе, имидж профессии, дестабилизирующая организация деятельности относятся к социально-психологическим факторам риска развития выгорания. Вполне очевидно, что специфика данной профессиональной деятельности предъявляет вполне конкретные требования к психологическим качествам и состояниям ее сотрудников.
В исследованиях М.И. Марьина сформулированы требования к психологическим качествам пожарных, рассмотрено проявление выгорания профессионала, которое заключается в дезинтегрированности структуры
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
тех или иных особенностей личности, упрощении личностных подструктур, исключении гуманистической составляющей из их содержания, в деформации когнитивной сферы[5].
В нашем исследовании рассматривались проявления эмоционального выгорания у пожарных с разными личностными особенностями.
Использовались методики «Диагностики эмоционального выгорания» В.В. Бойко, Фрайбургский личностный опросник (FPI-B^ математической обработкой данных факторного анализа8ТАТ18Т1СА 10.0.
Эксперимент проводился среди сотрудников подразделений пожарной охраны города Уфа. Всего в исследовании приняло участие 83 человека, в возрасте 20-56 лет.
Результаты исследования показали, что у36% сотрудников сформированы отдельные фазы выгорания. Фаза резистенции занимает лидирующее положение по сформированности симптомокомплексов (24%). С психологической стороны это означает, что у пожарных проявляются попытки облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, уменьшаются резервы организма для работы в предлагаемом режиме, и в качестве сопротивления возникающему стрессу, психика начинает бессознательно удалять факторы, ставшие стрессогенными: сочувствие, эмпатию, сопереживание. Сопротивляясь возрастающему напряжению, стремясь не довести его до крайней точки, специалисты снижают давление внешних обстоятельств за счет избирательности эмоционального выгорания и упрощения профессиональных задач.
На втором месте находится фаза истощения, 8% опрошенных находятся в стадии формирования данной фазы, которая проявляется утратой интереса к окружению, агрессивными реакциями, появлением симптомов депрессии. Начинается процесс утраты профессиональных ценностей и здоровья. Организм больше не в силах мобилизоваться, чтобы найти ресурс для сопротивления стрессу. Физические и психологические силы спасателей исчерпаны, способность эффективно функционировать стремится к нулю. Именно в этой стадии специалисты наиболее подвержены заболеваниям. С практической стороны, данная категория сотрудников нуждается в психологической коррекции и медицинской реабилитации.
Наименьшие показатели выраженности имеет фаза «напряжения» (4%), которая проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, неудовлетворенностью собой, избранной профессией, чувством собственной бесполезности, возникновением тревоги и депрессии. Нервное напряжение создают повышенная ответственность, трудность контингента, хроническая негативная психоэмоциональная атмосфера экстремальной ситуации.
При исследовании личностных особенностей пожарных-спасателей наиболее выраженными оказались показатели «общительность» (7,1), «маскулизм/феминизм» (5,9), «уравновешенность» (5,7), а значения «невротичности» (2,3), «депрессивности» (2,4) и «эмоциональной лабильности» (2,6) занимают последние позиции. Это означает, что в основном в подразделениях пожарной охраны трудятся коммуникабельные, активные, смелые сотрудники, которые умеют владеть собой, легко приспосабливаются к новым условиям, им свойственны решительность и мужественность, эмоциональная устойчивость. Однако среди них имеются сотрудники с дезадаптивными признаками невротичности и депрессивности, составляющие «группу риска». Они характеризуются тревожностью, неуверенностью, сниженным фоном настроения.
Для получения целостной картины, отражающей личностные особенности пожарных со стадиями выгорания, был проведен факторный анализ, в результате которого было выделено два фактора.
В первый фактор с максимальными весами вошли: фаза напряжения (0,78), фаза резистенции (0,71), фаза истощения (0,81), невротичность (0,77), депрессивность (0,78), застенчивость (0,77) и эмоциональная лабильность (0,76). Его можно условно назвать «невротично-депрессивным».
Для данной группы характерно снижение общего энергетического тонуса и истощение нервной системы, ощущение своей несостоятельности, исключение эмоций из сферы профессиональной деятельности, что является приобретенной эмоциональной защитой. На этой стадии симптоматика проявляется на психовегетативном и психосоматическом уровнях. Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоциональная защита - "выгорание" - самостоятельно уже не справляется с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии. Также
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_
сотрудников, вошедших первую группу, характеризует подавление спонтанности, сверх ответственность, осторожность, осмотрительность. Они недостаточно уверены в себе, склонны к беспокойству и сомнениям. Это люди с ослабленной нервной системой, вследствие чего у них наблюдается усталость и истощение. При этом они отличаются большей чувствительностью к действию внешних раздражителей разной модальности (зрительной, слуховой и т.д.). Эмоциональная сфера таких людей отличается столкновением противоположных тенденций: высокий уровень притязаний сочетается с потребностью в причастности к интересам группы, эгоистичность- с альтруистическими декларациями, агрессивность - со стремлением нравиться окружающим. В ситуации стресса им свойственны выраженные вегетативные реакции, снижены показатели внимания и памяти. Защитные механизмы создают почву для психосоматических расстройств, т.е. таких физиологических заболеваний, которые развиваются в тесной связи с негативными эмоциональными переживаниями. Перечисленные свойства личности при экстремальных условиях деятельности способствуют развитию выгорания.
Во втором факторе наибольшую весовую нагрузку получили такие свойства, как уравновешенность (0,71), открытость (0,72), экстраверсия (0,74). Данный фактор назвали «уравновешенно-экстравертированный».
Данным сотрудникам свойственны непринужденность в общении, богатство и яркость эмоциональных проявлений, готовность к сотрудничеству, чуткое внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечность. Они имеют много друзей, в дружбе заботливы, отзывчивы, теплы в отношениях, всегда принимают живое участие в судьбах своих товарищей. Сами переживают и радуются вместе с ними, активно помогают окружающим. Эти пожарные обладают высокой способностью к адаптации в неблагоприятных условиях, не стремятся избежать требований действительности, имеют высокий порог фрустрации, выносливы к физическим и психическим нагрузкам. Умеют строить гармоничные отношения с другими людьми, открыты к изменениям и принимают свой и чужой опыт во всем его многообразии.
Итак, анализ показал, что фазы выгорания связаны с такими личностными особенностями пожарных, как невротичность, депрессивность, застенчивость и эмоциональная лабильность. Наряду с неуверенностью и тревогой выгорание спасателей представляет собой состояние эмоционального и физического истощения, возникающее в результате продолжительной эмоциональной нагрузки. Примерно у 36% специалистов сформированы отдельные фазы выгорания. Синдром выражается в хронической усталости, пониженном фоном настроения, безразличии к происходящим вокруг событиям, стремлении к изоляции, сведении общения с другими людьми к минимуму, уклонении от обязанностей и ответственности, потере профессиональной мотивации, что отрицательно влияет на деятельность специалистов альтруистических и коммуникативных профессий, к которым относятся пожарные-спасатели.
Вторую группу сотрудников характеризует высокая эмоциональная устойчивость и активность, низкая подверженность выгоранию (64%). Эти пожарные-спасатели обладают определенными профессионально важными психологическими качествами и личностными особенностями, а именно эмоциональной стабильностью, толерантностью к стрессу и фрустрации; средним уровнем личностной и ситуативной тревожности; стеничностью реакций на сложности и опасность; умеренной склонностью к риску; уверенностью в себе.
Таким образом, проявления эмоционального выгорания связаны с личностными особенностями пожарных. Отсутствие или недостаточное развитие профессионально важных психологических качеств способствует формированию синдрома эмоционального выгорания и снижает эффективность профессиональной деятельности специалистов в экстремальных условиях. Результаты исследования могут использоваться в практике психологического обеспечения личного состава в рамках профессионального отбора и служебной подготовки сотрудников, а также при разработке специальных восстановительных программ для пожарных по преодолению негативных последствий профессионального стресса.
Список использованной литературы
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В.Бойко. - М.: Информационно -издательский дом «Филин»,1996. - С.8.
2. БойкоВ.В.Методика диагностики уровня эмоционального выгорания / В.В. Бойко // Практическая
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х
психодиагностика. Методики и тесты / ред. Д.Я.Райгородский.- Самара, 1999.
3. Евдокимов В.И.Факторы риска формирования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России / В.И. Евдокимов, Т.И. Шевченко / Вестн. психотерапии. - 2006. - № 19(24). - С. 74-84.
4. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса, - СПб.: изд-во Сентябрь, 2010. - 260 с.
5. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс]. -Электрон.дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2013.
6. Психология экстремальных ситуаций: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл; Академия, 2009. - 320 с.
7. Burisch M. (1989): Das Burnout-Syndrom. Berlin: Springer.
© Карамова Э.И., Хусаинова Л.И., 2016
УДК 159.964
Каткова Александра Сергеевна,
аспирант Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И.Вернадского» (г. Ялта) Е-тай: katkova.aleksasha@mail.ru
ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА-ПСИХОЛОГА
Аннотация
В статье исследована проблема диалогического взаимодействия в профессиональной деятельности будущего психолога на основе научно-методологического анализа литературы. Раскрыты основы диалогического взаимодействия в психокоррекционном процессе. Обоснована гипотеза о том, что способность психолога обеспечивать диалогическое взаимодействие определяет уровень успешности осуществления диагностико-коррекционной работы.
Ключевые слова
Диалог, диалогическое взаимодействие, сознание, бессознательное, психокоррекция, психодинамический
подход, профессиональная деятельность психолога.
Профессия психолога предполагает постоянное взаимодействие с людьми. Благодаря хорошо развитым умениям и навыкам в области общения и проведения психологической работы, психолог может свободно устанавливать профессиональный контакт и осуществлять гибкость общения во взаимодействии с людьми в процессе оказания психологической помощи. Теоретико-методологические подходы к изучению проблемы диалога, которые направлены на исследование феноменологии, форм, видов, а также использования самого феномена как механизма предполагают углубленного изучения и усовершенствования в прикладном аспекте. Процесс диалогического взаимодействия психолога с респондентом является основным и незаменимым инструментом в работе психолога. При диалогическом взаимодействии в психокоррекционной процессе психолог употребляет различные психологические техники, методы и приемы, направленные на познание целостности психического (сознание и бессознательное). При подготовки будущих специалистов-психологов не уделяется достаточного внимания диалогу при профессиональной деятельности психолога, в связи с этим, возникшая система подготовки оказывается неэффективной. Теоретико-методологический аспект изучения функциональной значимости диалога в психологической практике психолога раскрыт во многих научных исследованиях, но недостаточно изучен в