ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде
1
ТРЕТЬЯКОВА Вера Степановна,
доктор филологических наук, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития Российского профессионально-педагогического университета, Екатеринбург
Аннотация
В статье представлен обзор отечественной и зарубежной научной литературы по проблеме эмоционального выгорания личности. Приведены результаты исследования психологического состояния и особенностей протекания эмоционального (профессионального) выгорания преподавателей колледжа
Ключевые слова:
педагогическая среда, психодиагностика, синдром эмоционального выгорания, эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений
□01 10.24411/2307-4264-2019-10211
Вопросы изучения синдрома эмоционального выгорания нашли должное отражение в теории и практике психологической науки. Наибольшую известность получили теории сущностного содержания и структуры C. Maslach [21], S. Jackson, R. Schwab, R. Schuler [19], C. Maslach, W. B. Schaufeli, M. P. Leiter [23], В. В. Бойко [1], Л. С. Чутко [17] и др.; классификациям подходов, моделей и концепций выгорания посвящены исследования R. S. Lazarus, S. Folkman [20], С. К. Нарто-вой-Бочавер [7] и др.; разработкой психодиагностического инструментария для его измерения занимались В. В. Бойко [1], А. А. Рукавишников [11], Н. П. Фетискин [15] и др.; последствия выгорания и различные средства профилактики и коррекции последствий синдрома исследовали Н. Н. Пряжников, Е. Г. Ожегов [9], В. Е. Орел [8], А. В. Емельяненкова, Н. Н. Са-фукова [4], Н. В. Назарук [6]; изучению профессионального выгорания педагогов посвящены труды W. Evers, W. Tomic, A. Brouwers [18], М. В. Борисовой [2], Т. В. Форманюк [16], Е. А. Чикаревой [13] и др.
Феномен выгорания (burnout) привлек к себе внимание исследователей в 1970-е годы, хотя как социальное явление он был известен гораздо раньше, что нашло отражение даже в художественной литературе (например, главный герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч»). Изучая данное состояние, ученые выявили, что оно является результатом внутреннего конфликта человека с действительностью, которую трудно изменить, и человек в борьбе с существующими проблемами исчерпывает собственные эмоциональные ресурсы. Такое психологическое состояние человека не является показателем болезни, но его можно определить как «предболезненное состояние, которое проявляется в форме дезадаптации; переходное от нормы к болезни» [12, с. 18], как вероятность возникновения болезни.
В настоящее время нет четкой концепции относительно природы и механизмов возникновения эмоционального выгорания, его структуры и сущностного содержания. С. К. Нарто-ва-Бочавер отмечает, что данное понятие образует «размытое смысловое поле» [7, с. 20], а В. Е. Орел считает, что большинству современных исследований присуща мозаичность, т. е. освеще-
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта № 18-013-01147.
Третьякова В. С. Исследование синдрома эмоционального выгорания в педагогической среде // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. -№ 2. — С. 71-85.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ние отдельных компонентов выгорания и характеристик личности, его провоцирующих, что не позволяет представить данное явление как целостную концепцию [8].
Сегодня наиболее приемлемой в психологической науке считается концепция эмоционального выгорания (синоним: профессиональное выгорание) C. Maslach [21], C. Maslach и S. Jackson [22], которые предложили трехкомпонентную модель выгорания. Структурно она представлена тремя составляющими. Первый компонент является основой — это эмоциональное истощение (исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов, эмоциональная перенасыщенность). Второй компонент — деперсонализация (деформации отношений с другими людьми) и третий — редукция личных достижений (чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, своей профессиональной деятельности).
Обобщая различные теории и подходы к пониманию эмоционального выгорания, можно выделить основные характеристики данного феномена. Эмоциональное выгорание — это:
- процесс, который имеет определенные фазы своего развития; динамика развития выгорания заключается в процессе роста эмоционального истощения;
- «специфическое состояние умственного, эмоционального и психического истощения, связанное с профессиональной деятельностью и возникающее у психически здоровых людей, ранее успешно функционировавших на определенном уровне профессионального мастерства» [8, с. 4];
- «долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов» [3, с. 4];
- область психического, в которой развивается ориентированность, или локус burnout, на проблему или на себя как в представлениях или чувствах, так и в поведении и деятельности;
- «дисфункция, вызванная в профессиях «субъект-субъектного» типа (учителя, медицинский персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов, психологи и т. д.), где основным предметом труда являются человеческие проблемы и трудности» [8, с. 4];
- «механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия, выработанный личностью» [1] с целью экономии своих энергетических затрат обычно в профессиональном поведении.
В научной литературе отмечаются последствия эмоционального выгорания. Обобщая их многообразие, отметим наиболее часто приводимые в специальной литературе:
- понижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональная перенасыщенность, опустошенность и истощенность;
- психологическая неустойчивость личности как склонность к демонстрации невротических, психотических или просто опасных для других людей моделей поведения;
- болезненное разочарование в работе, снижение качества работы и коммуникаций (деформации профессиональных отношений, избега-
ние и дистанцирование, пренебрежение обязанностями по отношению к другим);
- негативизм относительно своих профессиональных достижений и возможностей, самонеприятие;
- снижение физического потенциала, психосоматические расстройства;
- дезинтеграция личности «как потеря организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей» [10, с. 96].
Таким образом, нарушения могут затрагивать различные стороны личности человека и его профессиональной деятельности: межличностные, поведенческие и психофизиологические [3, с. 9].
Группу профессионального риска представляют люди, чья профессиональная деятельность связана с длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях общения. Такие ситуации являются сутью ежедневной профессиональной деятельности людей социономи-ческих профессий, или «субъект-субъектного типа, предметом изучения, изменения, развития и обслуживания которых являются люди разного возраста, группы населения, сообщества и целые социальные системы» [14, с. 152]. Эти профессии еще называют человековедческими, поскольку их особенность заключается в том, что как субъектом деятельности, так и объектом его внимания является человек. Между субъектом и объектом складываются особые человеческие отношения, а основной труд затрачивается на взаимодействие между ними. К этой группе относятся все профессии сферы управления, услуг, медицинские профессии и, конечно же, педагогические.
Установлено, что синдром эмоционального выгорания (СЭВ) имеет полоролевые и возрастные закономерности развития. Так, женщины подвержены выгоранию в большей степени, чем мужчины [7, с. 24], а молодые люди чаще, чем пожилые (адаптированность человека возрастает в зрелом возрасте с приобретением жизненного опыта). Хотя, если говорить о педагогах, то существует другое мнение: СЭВ чаще всего подвержены педагоги старшего поколения (40 лет и старше) [13, с. 4]. Именно те работники, которые самоотверженно посвящают свою жизнь работе, активные, решительные, прямолинейные, бескомпромиссные, высоко требовательные к себе, и находятся в зоне риска. Скорее «выгорают сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий» [5, с. 382].
Исследования также показывают, что «люди западной культуры сильнее, чем восточной, склонны драматизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени создает более благоприятную почву для психосоматических расстройств» [10, с. 96].
Профессия педагога характеризуется напряженной коммуникацией в разноплоскостных отношениях «учитель — ученик — родители — коллеги — руководство». Постоянная включенность во множество социальных связей, взаимодействий «может нарушить необходимую личностную автономность, независимость в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, помешать слышать свое Я, следо-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
вать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь» [10, с. 107]. Постоянная напряженность, связанная с необходимостью внутренней настройки на определенное поведение, мобилизация сил для активных и целесообразных действий, ежедневное нахождение в состоянии повышенной ответственности за учеников; потребность держать под контролем несколько компонентов учебно-воспитательного процесса, настраивание на работу с разновозрастными категориями учеников, с разными уровнями подготовки, информационные перегрузки и др.*, — все это может привести педагога к полному эмоциональному истощению в конце рабочего дня.
Кроме того, на эмоциональное состояние педагога влияет организационный климат в коллективе и отношение администрации. Если администрация не обеспечивает всевозможную поддержку своим сотрудникам, если в коллективе отсутствует корпоративная сплоченность, имеют место внутренние конфликты, жесткий контроль, отстраненность от принятия решений и т. д., то такая эмоционально отрицательная атмосфера обязательно скажется на психологическом состоянии всех членов коллектива.
Французскими учеными было установлено, что учителя женского пола более восприимчивы к высокому эмоциональному истощению и обесцениванию личных достижений, в то время как учителя-мужчины — к высокой деперсонализации. Преподаватели начальной школы оказались более склонными к высокому эмоциональному истощению, но менее восприимчивыми к высокой деперсонализации и редукции личных достижений, чем их коллеги на более высоких образовательных уровнях. Преподавание в школах для обездоленных, а также число обучаемых, по мнению авторов двухфакторной модели, также связано с более высокими показателями по шкалам эмоционального истощения и деперсонализации [24]. Авторы обнаружили значительную связь между семейным положением и выгоранием: одинокие учителя более восприимчивы как к деперсонализации, так и к регрессии личных достижений, чем те, кто проживает не один. Это наблюдение подтверждает гипотезу о семье как о ресурсе для преодоления стрессовых ситуаций.
В психологической литературе не существует единой классификации факторов, детерминирующих эмоциональное выгорание. Ученые используют различные основания и соответственно выделяют несколько классификаций факторов, обусловливающих его возникновение. Так, В. Е. Орел предлагает мультифакторный подход к структуре выгорания, выделяя три группы факторов: индивидуальные / личностные особенности; организационные / содержание труда и социально-психологические / взаимоотношения в организации, отношение к объекту труда [8]. Г. С. Никифоров, кроме указанных факторов, выделяет статусно-ролевые и экзистенциальные [10, с. 108-109].
Подводя итог научному диалогу по проблеме эмоционального выгорания, следует отметить, что на современном этапе развития психологии
* О социально-психологических особенностях труда педагога см.: Третьякова В. С., Мухлынина О. В. Управленческая деятельность по преодолению профессиональных деформаций педагогов колледжа // Профессиональное образование и рынок труда. — № 1 (36). — 2019. — С. 55-65.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
существует очевидная разноплановость подходов к исследованию данного феномена.
Магистрантами Российского государственного профессионально-педагогического университета было проведено исследование факторов эмоционального выгорания педагогов колледжа*. Цель исследования — определение уровня и особенностей эмоционального выгорания педагогов колледжа (доминирующих симптомов и стадий их формирования, тяжести выгорания и пр.).
В исследовании использовались теоретические методы: анализ литературы, синтез, систематизация, которые применялись для изучения теоретических подходов к определению сущности эмоционального выгорания и его специфики у педагогов; эмпирические: наблюдение, беседа, психодиагностические методики; экспериментальный, позволяющий определить выраженность эмоционального выгорания у педагогов; метод математической статистики и интерпретационный метод.
Для сбора данных о наличии и проявлениях эмоционального выгорания были выбраны четыре наиболее известные психодиагностические методики изучения эмоционального выгорания: диагностика профессионального «выгорания» К. Маслач и С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой); диагностика эмоционального «выгорания» личности
B. В. Бойко; определение психического «выгорания» А. А. Рукавишникова; «интегральная оценка эффективности профессиональной деятельности учителя» Н. П. Фетискина.
Экспериментальную выборку составили 63 педагога: 38 женщин (60,3%) и 25 мужчин (39,7%) в возрасте от 28 до 52 лет. Средний возраст испытуемых составил 39 ± 2,1 года, стаж педагогической деятельности — от 2 до 24 лет (средний стаж — 10,6 ± 1,5 года).
Также проводилась оценка эффективности профессиональной деятельности педагогов студентами колледжа с применением стандартизированного психологического теста. К оценке были привлечены 48 студентов (28 девушек — 58,3% и 20 юношей — 41,7%) II-III курсов колледжа.
Диагностика профессионального «выгорания» (К. Маслач,
C. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой) [15, с. 252-253]
Уровень выгорания оценивался по трем шкалам: «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений». Установлено, что большинство испытуемых имеют средний уровень по всем трем шкалам эмоционального выгорания. Наиболее высокими являются показатели по шкале «эмоциональное истощение»: для 18 педагогов (28,6%) характерен высокий уровень выраженности данного симптома. Эмоционально истощенным педагогам присуще чувство постоянной нехватки сил на выполнение своих профессиональных обязанностей, эмоциональное перенапряжение, снижение общего эмоционального фона, растущее равнодушие к профессиональной деятельности (рис. 1).
У 14 преподавателей (22,2%) диагностирован высокий уровень деперсонализации, что проявляется в обезличивании межличностных отно-
* Исследование проводилось на базе автономного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж» в 2016-2017 гг.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Рис. 1. Распределение педагогов по уровням шкал эмоционального выгорания, %: 1 — «эмоциональное истощение»; 2 — «деперсонализация»; 3 — «редукция личных достижений»
шений со студентами и коллегами, негативизме и различной степени циничности. Наиболее низкими, в сравнении с показателями других шкал, оказались показатели по шкале «редукция личных достижений». Так, низкий уровень диагностирован у 26 человек (41,3%), высокий — у девяти человек (14,3%). Эти данные свидетельствуют о том, что большинство обследуемых педагогов имеют позитивные тенденции в оценивании себя и собственных профессиональных достижений.
Также осуществлялась оценка «тяжести» выгорания по сумме баллов всех шкал. Установлено, что число педагогов, у которых сумма баллов по трем шкалам опросника находилась в диапазоне от 0 до 37 баллов (низкие значения эмоционального выгорания), составило 25 человек (39,7%). Высокие значения тяжести эмоционального выгорания (более 62 баллов) диагностированы у 16 человек (25,4 %), средние (38-61 балл) — у 22 человек (34,9%).
Методика диагностики эмоционального выгорания личности В. В. Бойко [15, с. 276-279]
Оценивались сформированность симптомов эмоционального выгорания, его фаз, нахождение педагога на той или иной стадии выгорания, а также итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания. Для определения доминирующих симптомов целесообразно рассматривать результаты тестирования по каждой из трех шкал опросника.
Анализ сформированности отдельных фаз выгорания позволил получить следующие результаты. У 26 обследованных педагогов (41,2%) сформировалась фаза резистенции, пограничного состояния между напряжением и истощением; у 14 человек (22,2%) диагностирована
Рис. 2. Распределение педагогов по уровням сформированности фаз эмоционального выгорания, %: 1 — «напряжение»; 2 — «резистенция»; 3 — «истощение»
сформировавшаяся фаза истощения. Наименьший уровень выраженности имеет фаза напряжения — у девяти преподавателей (12,7%) (рис. 2).
По шкале «Напряжение», которая включает четыре симптома: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворенность собой», «расширение сферы экономии эмоций» и «тревога и депрессия» — получены следующие данные (табл. 1).
Сложившийся симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств» диагностирован у восьми преподавателей (12,7%). Данный симптом проявляется как осознание психотравмирующих факторов деятельности и формирование представлений о неразрешимости травмирующей ситуации. При этом появляется и накапливается отчаяние и негодование.
«Неудовлетворенность собой» сформировалась у шести человек (9,5%), что свидетельствует о недовольстве собой, выбранной профессией или конкретными обязанностями; негативные эмоции направлены не столько вовне, сколько на себя. Симптом «загнанность в клетку» установлен у семи человек (11,1%) и характеризуется состоянием интеллектуального и эмоционального ступора. Сформировавшийся симптом «тревоги и депрессии», являющийся крайней точкой в формировании фазы напряжения, диагностирован у трех человек (4,8%).
Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования» установлен у 11 человек (17,5%). Для педагогов характерно выборочное реагирование в ситуациях межличностного взаимодействия: действует принцип «сочту нужным — уделю внимание подопечному или
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Таблица 1
Распределение показателей по выраженности симптомов эмоционального выгорания у педагогов в фазе напряжения, %
Название симптома Выраженность симптома
сложившийся складываю- не сложившийся щийся
Переживание психотравмирующих обстоятельств 12,7 15,9 71,4
Неудовлетворенность собой 9,5 9,5 81,0
«Загнанность в клетку» 11,1 3,2 85,7
Тревога и депрессия 4,8 4,8 90,4
Таблица 2
Распределение показателей по выраженности симптомов эмоционального выгорания у педагогов в фазе резистенции, %
Название симптома Выраженность симптома
сложив- складываю- не сложив-
шийся щийся шийся
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование 17,5 14,3 68,2
Эмоционально-нравственная дезориентация 7,9 17,5 74,6
Расширение сферы экономии эмоции 6,3 20,6 73,1
Редукция профессиональных обязанностей 23,8 31,7 44,5
партнеру, не сочту — имею право». При этом педагог полагает, будто он поступает правильно (табл. 2).
Сложившийся симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» диагностирован у пяти человек (7,9%). В данном случае профессионал не осознает, что не проявляет должной заинтересованности и эмоционального отношения к своим подопечным, делит их на «хороших» и «плохих». «Расширение сферы экономии эмоций», когда симптомы эмоционального выгорания проявляются вне профессиональной деятельности (в общении с семьей, друзьями, знакомыми), установлен у четырех человек (6,3%). «Редукция профессиональных обязанностей», то есть попытка уменьшить их количество, облегчить их или «переложить на плечи» других, характерна для 15 испытуемых (23,8%).
Падение общего энергетического тонуса и ослабление нервной системы наступают на третьей фазе эмоционального выгорания (согласно В. В. Бойко) — фазе «истощения» (табл. 3).
Симптом «эмоционального дефицита», характерный для данной фазы, выявлен у пяти человек (7,9%). При этом у педагогов появляется резкость, грубость, обидчивость, ощущение того, что профессионал не может помогать своим подопечным, соучаствовать и сопереживать. Симптом «эмоциональной отстраненности» диагностирован у четырех человек (6,3%): педагог почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности, формируется профессиональная
Таблица 3
Распределение показателей по выраженности симптомов эмоционального выгорания у педагогов в фазе истощения, %
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Название симптома Выраженность симптома
сложившийся складывающийся не сложившийся
Эмоциональный дефицит 7,9 3,2 88,9
Эмоциональная отстраненность 6,3 15,9 77,8
Личностная отстраненность(деперсонализация) 3,2 12,7 84,1
Психосоматические и психовегетативные нарушения 7,9 19,1 73,0
деформация. Сложившийся симптом «личностной отстраненности (деперсонализации)», который проявляется и вне сферы профессиональной деятельности, выявлен у двух человек (3,2%). Педагог приходит к выводу, что работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности, т. е. происходит изменение ценностных ориентаций личности. Симптом «психосоматических и психовегетативных» нарушений диагностирован у пяти человек (7,9%). Направление негативных эмоциональных переживаний вглубь собственной психики, а не на окружающих приводит к возникновению у данных преподавателей неприятных ощущений в области сердца, сосудистых реакций, обострению хронических заболеваний.
Таким образом, исследование показывает, что наименее выраженными в данной выборке педагогов оказались симптомы «эмоционального дефицита», «неудовлетворенности собой», «тревоги и депрессии». Однако обращают на себя внимание складывающиеся симптомы «редукции профессиональных обязанностей» (31,7%), «расширения сферы экономии эмоций» (20,6%), «психосоматических и вегетативных нарушений» (19,1%), «эмоционально-нравственной дезориентации» (17,5%). Отметим, что эти четыре доминирующих симптома относятся к фазе рези-стенции, которая является переходной от напряжения к истощению.
При интерпретации результатов, прежде всего, принимается во внимание выраженность каждого из симптомов (не сложившийся, складывающийся, сложившийся), которая колеблется в пределах от 0 до 30 баллов. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального выгорания. В каждой из стадий выгорания возможна оценка в пределах от 0 до 120 баллов, в соответствии с ней судим о сформированности каждой из них (нес-формировавшаяся, на стадии формирования, сформировавшаяся). Общий показатель тяжести эмоционального выгорания подсчитывается путем сложения балльных значений по всем трем стадиям. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома выгорания, можно дать достаточно объемную характеристику личности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
6,3% 11,]%
■ Крайне низкое "Низкое "Среднее "Высокое " Кран не высокое
Рис. 3. Распределение педагогов по уровням выраженности «психоэмоционального истощения», %
■ Крайне низкое ■Низкое »'Среднее "Высокое " Край не высокое
Рис. 4. Распределение педагогов по уровням выраженности «личностного отстранения», %
В результате расчета итогового показателя синдрома эмоционального выгорания (суммы показателей всех 12 симптомов) установлено, что общий балл в диапазоне от 0 до 120 набрал 21 человек (33,4%), в диапазоне от 121 до 240 — 31 человек (49,2%), в диапазоне от 241 до 360 — 11 человек (17,4%).
Психодиагностики по методике «Определение психического выгорания» А. А. Рукавишникова [15, с. 249-252]
Показатели эмоционального выгорания обследуемых преподавателей определялись по трем шкалам: «психоэмоциональное истощение», «личностное отстранение» и «профессиональная мотивация». Установлено, что крайне высокие значения по первой шкале имеют четыре человека (6,3%), высокие значения — 18 человек (28,6%) (рис. 3).
Крайне высокий уровень «личностного отстранения» выявлен у восьми человек (12,7%), высокий — у 14 человек (22,2%) (рис. 4). У этих педагогов наблюдается негативизм и уменьшение количества контактов с окружающими, проявления циничного отношения к людям, повышенная критичность, безразличие как к собственной карьере, так и к работе
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
мча/ ' , ]■>-)%
0,0%
33,4%
39,6%
■ Крайне шикая ■ Низкая * Средняя « Высокая ■ Крайне высокпя
Рис. 5. Распределение педагогов по уровням выраженности «профессиональной мотивации», %
других людей (коллег, студентов). Можно предположить, что педагоги с крайне высоким уровнем «личностного отстранения» социально дезадаптированы, а необходимость постоянного общения с множеством людей усугубляет их негативное состояние.
Шкала «профессиональной мотивации», в отличие от двух предыдущих шкал, демонстрирует позитивный характер, так как крайне низкие значения в группе не выявлены (рис. 5).
У восьми педагогов (12,7%) диагностированы низкие значения «профессиональной мотивации», что на личностном уровне проявляется в неудовлетворенности собой как профессионалом, чувстве низкой профессиональной эффективности, заниженной самооценке. Кроме этого может наблюдаться неудовлетворенность выбором профессии, отношениями в коллективе, снижение потребности в достижениях. Средние значения по шкале «профессиональной мотивации» установлены у 25 человек (39,6%). Высокой мотивацией в сфере профессиональной деятельности характеризуются 21 человек (33,4%), крайне высокой — девять человек (14,3%). Эти результаты могут свидетельствовать о достаточно удовлетворительном состоянии системы мотивирования сотрудников колледжа.
Также рассчитывался индекс психического выгорания (ИПВ). У трех человек (4,8%) его значения были крайне высокими, у 15 человек (23,8%) — высокими, у 26 человек (41,3%) — средними, у 15 человек (23,8%) — низкими и у четырех человек (6,3%) — крайне низкими.
Таким образом, обработка и анализ результатов стандартизированных опросников, которые заполнялись самими педагогами, позволили установить наличие у них эмоционального выгорания, определить фазу его развития, а также степень выраженности отдельных симптомов. Среди респондентов были выделены 18 педагогов (28,6%), у которых диагностирована высокая выраженность эмоционального выгорания по всем трем методикам. Также была выделена группа риска по развитию эмоционального выгорания — 26 педагогов (41,2%), у которых данный синдром находится на стадии резистенции.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Методика «Интегральная оценка эффективности профессиональном деятельности учителя» Н. П. Фетискина [15, с. 252-253].
В эмпирическом исследовании эмоционального выгорания педагогов также принимали участие студенты колледжа, которые выступили в качестве своеобразных экспертов, оценивающих преподавательскую деятельность всех членов экспериментальной выборки.
Результаты мнений студентов, оценивающих профессиональные качества педагогов, представлены в таблице 4.
В целом можно сделать вывод о том, что студенты высоко оценивают дидактическую (54 преподавателя) и методическую (50 преподавателей) компетентность преподавателей, а также отмечают удовлетворенность посещением занятий большинства педагогов. Установлено, что большинство педагогов предпочитают авторитарный стиль педагогического руководства.
Деятельность самих студентов на учебных занятиях носит в основном формальный характер выполнения учебного долга, а ее продуктивность является низкой и тоже достаточно формальной. Это свидетельствует о низкой заинтересованности и недостаточной учебной и познавательной мотивации самих учащихся, что является отдельной научной и прикладной проблемой и требует специального рассмотрения.
Полученные результаты отражают реальную ситуацию в педагогическом коллективе колледжа и дают ориентиры для разработки программ профилактики, преодоления выгорания или сведения к минимуму его последствий. При систематической работе по актуализации личностных ресурсов и оптимизации организационных (средовых) условий труда процесс выгорания может быть не только остановлен, но и преобразован в «продуктивное горение» [3, с. 10]. Программы могут включать комплекс социально-психологических, организационно-распорядительных, экономических мер и форм работы, коррекционных и профилактических мероприятий по исключению или ослаблению влияния негативных психологических факторов на педагога. Направлениями деятельности могут стать:
- выявление индивидуально-психологических особенностей личности педагогов, провоцирующих развитие эмоционального выгорания (психодиагностика);
- установление управленческих и организационных причин формирования эмоционального выгорания (собеседование руководства колледжа с преподавателями с целью выяснения ситуаций, провоцирующих развитие эмоционального выгорания);
- повышение корпоративной культуры, сплочение сотрудников (план корпоративных мероприятий на учебный год, помощь и содействие со стороны коллег по работе и руководства в решении профессиональных проблем);
- коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с сотрудниками, имеющими СЭВ, и группой риска (индивидуальная консультативная и психокоррекционная работа педагога-психолога);
- снижение психоэмоциональной и физической нагрузки для педагогов с СЭВ (контроль учебной и аудиторной нагрузки, соблюдение графика отпусков);
Таблица 4
Распределение педагогов по показателям эффективности профессиональной
деятельности,%
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
Название показателя Преподаватели, %
Речевая компетентность: речь эмоционально окрашенная, четкая речь монотонная, трудная для восприятия 46,0 54,0
Интонационная выразительность: имеет положительные формы неприятная, неуверенная 65,1 34,9
Информативность занятия: высокая низкая 58,7 41,3
Стиль педагогического руководства: демократический авторитарный либерально-попустительский 22,3 58,7 19,0
Характер практической деятельности учащихся на занятиях: продуктивный формальный 38,1 61,9
Продуктивность практической деятельности учащихся на занятии: высокая низкая, формальная 25,4 74,6
Доминирующая целеполагающая направленность учащихся: творческая самореализация глубокое знание предмета повышение социального статуса формальное выполнение учебного ролевого долга 15,9 28,6 23,8 31,7
Удовлетворенность учащихся занятиями по предмету: достаточно выражена выражена разномотивационная неудовлетворенность 73,0 27,0
Деятельностные состояния учащихся: положительные эмоциональные состояния пассивно-отрицательные активно-отрицательные 44,5 41,3 14,2
Направленность мыслительной деятельности учащихся: доминирование познавательной направленности выключенность из познавательной деятельности, наличие «вакуума» в мыслительной сфере 66,7 33,3
Дидактическая компетентность: высокая низкая 85,7 14,3
Методическая компетентность преподавателя: высокая низкая 79,4 20,6
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
- повышение мотивации педагогов, заинтересованности в карьерном росте (организация участия сотрудников в инновационных проектах, региональных конкурсах; составление плана карьеры преподавателей; премирование);
- организация досуговой деятельности педагогов (создание спортивной секции для преподавателей колледжа);
- адаптация молодых преподавателей к условиям работы в образовательной организации (реализация программы «Школа молодого преподавателя»);
- обучение педагогов навыкам саморегуляции, психокоррекции деструктивных личностных качеств;
- повышение управленческой компетентности руководства (обучающие семинары, тренинги специалистов) и др.
Таким образом, в результате проведенной психодиагностики эмоционального выгорания педагогов, а также интегральной оценки эффективности их педагогической деятельности были выявлены доминирующие симптомы эмоционального выгорания у преподавателей колледжа, что является важным для конкретной образовательной организации. Принимая во внимание результаты исследования, руководитель и психологи организации смогут направить свои усилия на создание в колледже организационно-распорядительных, экономических и социально-психологических условий, способствующих снижению симптомов и преодолению эмоционального выгорания у преподавателей.
Литература
1. Бойко В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. — СПб: Питер, 2003. — 474 с.
2. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С. 97-104.
3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практич. пособие.— 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 343 с.
4. Емельяненкова А. В., Сафукова Н. Н. Особенности синдрома «эмоционального выгорания» личности специалистов различных профессий системы «человек — человек» / Интеграция образования и науки на основе научно-образовательного центра: сб. тр. участников Всерос. науч.-практ. конф. (Ульяновск,15-16 дек. 2005 г.). — В 2 ч. — М., 2005. — Ч. 1. — С. 106-110.
5. Кравченко Е. В. Синдром эмоционального выгорания как результат профессионального стресса // Проблемы современного педагогического образования. — 2015. — № 1(49). — С. 377 — 383.
6. Назарук Н. В. Влияние «выгорания» на выбор стратегий совлада-ющего поведения у учителей: сб. науч. тр. Института психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины / Под ред. С. Д. Максименко. — Киев: Милле-ниум, 2005. — Т. 7. — Вып. 4. — С. 270-279.
7. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. — 1997. — № 5. — С. 20-28.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА
8. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. — М.: Изд-во Ин-та психологи РАН, 2005. — 329 с. [Электронный ресурс] // URL: https://www.litres.ru/v-e-orel/sindrom-psihicheskogo-vygoraniya-lichnosti/ chitat-onlayn/page-2/ (дата обращения — 19.05.2019).
9. Пряжников Н. Н., Ожегова Е. Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. — 2008. — № 2. — С. 87-95.
10. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб: Питер, 2006. — 607 с.
11. Рукавишников А. А. Опыт создания методики для диагностики психического выгорания // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. — 1998. — Т. 4. — Вып. 1. — С. 283-284.
12. Семичев С. Б. Предболезненные психические расстройства. — Л.: Медицина, 1987. — 183 с.
13. Синдром профессионального (эмоционального) выгорания в педагогической среде: метод. пособие / Сост. Е. А. Чикарева. — Хабаровск, 2018. — 30 с.
14. Третьякова В. С. Социономические профессии в парадигме социопсихологических требований к субъекту профессиональной деятельности // Акмеология профессионального образования: сб. 14-й Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 14-15 марта 2018 г.). — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. — С. 151-156.
15. Фетискин Н. П., Козлов В.В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии. — 2002. — 340 с.
16. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994. — № 6. — С. 57-64.
17. Чутко Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. — 3-е изд. — М.: МЕДпресс-информ, 2015. — 256 с.
18. Evers W., Tomic W., Brouwers A. Burnout Among Teachers. Students' and Teachers' Perceptions Compared // School Psychology International. — 2004. — Vol. 25(2). — Рр. 131-148.
19. Jackson S., Schwab R., Schuler R. Toward an understanding of the burnout phenomenon // Journal of Applied Psychology. — 1986. — Vol. 71 (4). — P. 630-640.
20. Lazarus R.S., Folkman S. The concept of coping // Stress and Coping. N.-Y., 1991. — Рр. 189-206.
21. Maslach C. Burnout: A social psychological analysis / The Burnout syndrome // ed. J. W. Jones, Park Ridge. — London: London House, 1982. — Рр. 30-53.
22. Maslach C., Jackson S. E. Maslach Burnout Inventory. — Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1996. — 218 p.
23. Maslach C., Schaufeli W. B., Leiter M. P. Job burnout / Annu. Rev. Psychol. — 2001. — Vol. 52. — Pр. 397-422.
24. Van Dierendonck D, Schaufeli W. B., Buunk B. P. Towards a process model of burnout: results from a secondary analysis / European Journal of Work and Organizational Psychology. — 2001. — Vol. 10(1). — Pр. 41-52.