Научная статья на тему 'Факторы профессионального "выгорания"сотрудников МЧС России'

Факторы профессионального "выгорания"сотрудников МЧС России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3430
361
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SYNDROME OF PROFESSIONAL BURNOUT / DEPERSONALIZATION / REDUCED PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS / EMOTIONAL EXHAUSTION / FACTORS OF BURNOUT / PROFESSIONAL ACTIVITY / СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО "ВЫГОРАНИЯ" / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / РЕДУКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ИСТОЩЕНИЕ / ФАКТОРЫ ВЫГОРАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ширванов А.А., Камнева Е.В.

В статье рассматриваются синдром профессионального «выгорания» и факторы его формирования. Целью исследования стало выявление психологических особенностей личности сотрудников МЧС как факторов, способствующих или препятствующих их профессиональному выгоранию. Отмечается, что выгорание присутствует у всех респондентов, только в разной степени выраженности, одним из личностных факторов которой является интроверсия как черта характера. Сделаны выводы о необходимости разработки новых программ для профилактики, снижения и компенсации профессионального выгорания сотрудников МЧС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ширванов А.А., Камнева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL FACTORS OF EMERCOM STAFF "BURNOUT"

The article discusses the syndrome of "professional burnout"and factors of its formation. The aim of the study was to identify the psychological characteristics of the personality of employees of the Ministry of emergency situations as factors that facilitate or hinder their professional burnout. It is noted that burnout is present among all the respondents, only in varying degrees of severity, one of the personal factors which is the introversion as the trait. The conclusions about the need to develop new programmes for the prevention, reduction and compensation of professional burnout of emergency workers.

Текст научной работы на тему «Факторы профессионального "выгорания"сотрудников МЧС России»

УДК 316.6

Ширванов А.А., Камнева Е.В.

ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО "ВЫГОРАНИЯ"СОТРУДНИКОВ МЧС

РОССИИ

В статье рассматриваются синдром, профессионального «выгорания» и факторы его формирования. Целью исследования, cm,ало выявление психологических особенностей личности сотрудников МЧС как факторов, способствующих или, препятствующих их профессиональному выгоранию. Отмечается, что выгорание присутствует у всех респондентов, только в разной степени выраженности, одним, из личностных фа,кт,оров которой является интроверсия как черт,а, характера. Сделаны, выводы, о необходимости разработки новых программ для профилактики, снижения и компенсации профессионального выгорания сотрудников МЧС.

Ключевые слова: синдром, профессионального «выгорания», деперсонализация, редукция, профессиональных достижений, эмоциональное истощение, фа,кт,оры, выгорания, профессиональная, деятельность.

Shirvanov A.A., Kamneva E.V. PROFESSIONAL FACTORS OF EMERCOM STAFF "BURNOUT"

The article discusses the syndrome of "professional burnout "and factors of its formation. The aim of the study was to identify the psychological characteristics of the personality of employees of the Ministry of emergency situations as factors that facilitate or hinder their professional burnout. It is noted that burnout is present among all the respondents, only in varying degrees of severity, one of the personal factors which is the introversion as the trait. The conclusions about the need to develop new programmes for the prevention, reduction and compensation of professional burnout of emergency workers.

Keywords: syndrome of professional burnout, depersonalization, reduced professional, achievements, emotional exhaustion, factors of burnout, professional activity.

Отличительной особенностью профессиональной деятельности сотрудников Министерства чрезвычайных ситуаций России является постоянное столкновение с опасностью, что создает условия, связанные с угрозой не только для их жизни, физического и психического здоровья, но и для окружающих. Сложность деятельности работников МЧС заключается в воздействии различного характера экстремальных ситуаций, разнообразии профессиональных задач, существенной физической и психологической нагрузке, что предполагает высокие требования к личности сотрудника. Во время и после экстремальных ситуаций возникают различные негативные психические состояния, для которых характерны острые или хрониче-

ские эмоциональные переживания. Эти переживания (страх, паника, отчаяние, ужас) могут иметь такую степень интенсивности, что начинают оказывать на человека дезорганизующее воздействие. Интенсивность и напряженность работы специалистов МЧС проявляются, прежде всего, на психологическом уровне, в возникновении насыщенных отрицательных эмоциональных переживаний, стрессовых реакций, последствием чего является эмоциональное и умственное истощение, физическое утомление, избирательность реагирования, редукция профессиональных достижений, то есть формирование синдрома профессионального «выгорания».

Феномен профессионального психического «выгорания» исследовался психологами Э.

2016'2(29)

Морроу, Дж. Гринбергом, К. Мае. тч. В.В. Бойко, Н.Е Водопьяновой, В.Е. Орлом и др. [2; 7; 10], однако до настоящего времени существуют противоречия в определениях и понятиях.

Профессиональное выгорание большинством авторов рассматривается в качестве синдрома, развивающего на фоне хронического стресса и ведущего к истощению ресурсов личности профессионала. Опасность выгорания представляется в том, что это долговременный процесс, который приводит к снижению эффективности выполняемой профессиональной деятельности, и как следствие, к появлению чувства неуверенности в себе, к неудовлетворенности работой и личной жизнью.

Синдром психического (профессионального) «выгорания» также рассматривается как выработанная личностью психологическая защита, позволяющая полностью или частично исключать эмоции в ответ на избранные пси-хотравмирующие воздействия [1].

Профессиональное выгорание рассматривается нами как частный случай профессиональной личностной деформации из-за эмоционально затрудненных и напряженных отношений в профессиональной деятельности [5], проявляемый:

в переживании опустошенности и бессилия, снижении эмоционального фона, равнодушии и отгороженности от переживаний другого человека или эмоциональном перенасыщении (эмоциональное истощение);

в деструкции и дегуманизации отношений с другими людьми, в обезличивании и формализации межличностных контактов, ухудшении отношения к людям, а иногда и к себе лично (деперсонализация);

в уменьшении ценности собственной профессиональной деятельности, снижении ощущения компетентности в ней, потеря желания прилагать личностные усилия в своей работе и т .п. (редуцирование профессиональных достижений).

Исследователями профессионального выгорания описывается значительное количество

симптомов данного явления однако, следует отметить, что они одновременно все проявляются не часто, так как выгорание развивается достаточно индивидуально.

Последствия выгорания могут проявляться в психологических изменениях личности и психосоматических нарушениях, что немаловажно для социального и психосоматического здоровья личности.

Особый интерес в описываемом контексте представляет исследование проблемы факторов, способствующих формированию «выгорания» специалистов МЧС.

Среди факторов, детерминирующих выгорание, отечественные и зарубежные психологи выделяют особенности профессиональной деятельности и личностные особенности профессионалов [4; 6; 9; 10; 11].

Н.Е. Водопьянова к профессиональным факторам риска выгорания относит:

когнитивно-сложные и/или эмоционально-насыщенные коммуникации;

высокие требования к саморазвитию и повышению профессиональной компетентности;

высокую ответственность за выполняемое дело и других людей;

высокую динамичность и значительный объем профессиональных коммуникаций;

необходимость успешной адаптации к стремительно меняющимся профессиональным ситуациям и новым людям [2].

В значительной части исследований, посвященных феномену «профессионального выгорания», делается акцент на влияние стажа работы в данной профессии и возраста специалиста. В то же время, следует отметить, что, по мнению ряда ученых (Huebner, Mills, 1994; Dietzel, Coursev, 1998; Oktav, 1992; Haddad, 1998), личностные особенности в большей степени влияют на развитие синдрома выгорания, нежели демографические характеристики и факторы рабочей среды.

Например, В.В. Бойко отмечает, что развитию синдрома эмоционального выгорания способствуют такие качества, как склонность к

Ширванов A.A., Камнева E.B.

эмоциональной холодности и к интенсивному переживанию негативных обстоятельств, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [1].

К. Кондо (Копёо, 1991) считает наиболее уязвимыми к выгоранию тех, кто предпочитает в стрессовых ситуациях стратегию соперничества, при преодолении ведет себя несдержанно, а иногда и агрессивно, а также — «трудоголиков», тех, кто работает до самозабвения [3].

К личностным факторам, способствующим выгоранию, также относят следующие показатели предрасположенности к стресс-реакциям: соотношение интернальности и экстерналь-ности как показатель степени ответственности личности за свою жизнь;

предпочитаемые человеком стратегии преодоления стрессовых ситуаций;

поведение типа А, которое определяется как четко проявляющийся образ жизни, для которого характерны стремление к достижению успеха и состязательности, напористость, агрессивность, постоянное ощущение нехватки времени, стремление преобладать в коллективе, деятельность на «износ», желание добиться успеха во многих сферах деятельности одновременно, стремление контролировать поведение других людей, неумение отдыхать, быстрая и громкая речь, порывистые движения, повышенная возбудимость и т.п. (М. Фридман, Р. Розенман).

Внешний (экстернальный) «локус контроля» имеет взаимосвязь с эмоциональным истощением и деперсонализацией, а выбор пассивной стратегии избегания взаимосвязан с формированием эмоционального истощения и редуцированием профессиональных достижений. Причем чем выше уровень выгорания, тем более представлены в поведении профессионала пассивные, асоциальные и агрессивные модели совладающего поведения.

Одним из важных факторов, взаимодействующим с выгоранием, являются степень самостоятельности и независимости сотрудника в своей профессиональной деятельности и наличие возможности принимать самостоятель-

но важные решения. Большинство исследователей выгорания (Byrne, 1994; De Jonge, Schaufeli, 1998; Leithwood, Menzies, Jantzi, Leithwood, 1996, McGrath, Reid, 1989) отмечают указанные характеристики в качестве факторов, препятствующих его развитию.

Целью исследования стало выявление психологических особенностей личности сотрудников МЧС как факторов, способствующих или препятствующих их профессиональному выгоранию.

При проведении исследования применялись: опросник «Профессиональное выгорание» К. Маслач и С. Джексон, адаптированный Н.Е. Водопьяновой, опросник SACS («Strategie Approach to Coping Scale») (в российском вари-анте—«Модели преодолевающего поведения») и «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик.

В исследовании принимали участие 80 сотрудников МЧС, работающих в разных службах. Возраст респондентов — от 21 года до 50 лет.

Согласно результатам нашего исследования следует отметить, что низкий уровень выгорания выявлен у 25 % испытуемых; средний уровень выгорания сформировался у 35 % испытуемых; высокий уровень выгорания отмечается у 25 % респондентов; очень высокий уровень выгорания присутствует у 15 % сотрудников МЧС, которые приняли участие в исследовании.

В результате проведенного с помощью программы «STATISTICА 6» факторного анализа были выделены три фактора. В первый фактор со значимыми положительными весами вошли экстраверсия, редукция профессиональных достижений и лабильность, а с отрицательными знаками — эмоциональное истощение, деперсонализация, интровертированность, избегание как модель преодолевающего поведения. Таким образом, факторами профессионального выгорания будут низкий уровень экстраверсии и высокий уровень интровертированности. При таком стиле общения, являющимся фактором выгорания и представляющим социальную пассив-

2016'2(29)

ность, индивид отличается замкнутостью, сдержанностью внешних проявлений чувств, эмоциональной и личностной отстраненностью от окружающих при одновременно более богатой внутрипсихической активности, что проявляется в высокой чувствительности к внешним воздействиям, напряженной внутриличностной работе по самосовершенствованию, а также склонностью к фантазированию.

Во второй и третий факторы не вошли показатели профессионального выгорания, и данные факторы оказались чистыми факторами личностных особенностей.

Таким образом, на основании анализа полученных данных можно сделать выводы, что «сильнее» «выгорают» специалисты, имеющие интровертированный характер, особенности которого не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий. У них отсутствует необходимый уровень жизнен-

ной энергии, они склонны к замкнутости, стремятся избегать общения, в связи с этим более избирательны в межличностных контактах, осторожны и недоверчивы в отношении новых людей, что приводит еще к большей замкнутости и к усиленной концентрации на предмете профессиональной деятельности. Именно такие личности не способны «сбрасывать» отрицательные переживания во внешнюю среду, что приводит к аккумулированию эмоционального дискомфорта и формированию более высокого уровня выгорания.

Полученные в исследовании результаты позволяют сделать выводы о необходимости разработки как новых программ для профилактики профессионального выгорания, так и методик снижения и компенсации профессиональных деформационных изменений сотрудников МЧС в контексте психологических факторов.

Литература

1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 1999. 105 с.

2. Водопьянова П.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб: Питер, 2005. 258 с.

3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001. 752 с.

4. Камнева Е.В. Личная социальная ответственность и профессиональное выгорание корпоративных служащих // Прикладная психология и психоанализ. 2015. № 2.

5. Камнева Е.В. Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел: факторы и формы проявления: Монография. — М.: ФГУ «ВНИИ МВД России», 2011. 108 с.

6. Лебедев А.П., Камнева Е.В., Буянова С.М. Влияние индивидуально-психологических особенностей на «профессиональное выгорание» сотрудников органов внутренних дел // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2012. № 3 (7). С. 58-63.

7. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. // Психологический журнал. Том 22, № 1, 2001. С. 1-19.

8. Шленков А.В., Кошкаров B.C. Функциональная модель развития устойчивости к эмоциональному выгоранию сотрудников пожарный частей / / Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». 2014. № 3. С. 115-119.

9. Dion G. Le burnout chez les educatrices et garderie: proposition d'un modele theorigue // Apprentissage et Socialisation. 1989. V. 12 (4). P. 205-215.

10. Maslach C., Jackson S.E., Leiter M.P. Maslach Bumout Inventory Manual (Third Edition). Palo Alto, California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996. P. 52.

11. Schaufeli W.I?.. Enzmann D. The Burnout companion for research and practice: A critical analysis of theory, assessment, research and interventions. Washington DC: Taylor and France, 1999. P. 409-417.

Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Пряжников Н.С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.