Научная статья на тему 'Взаимосвязь мотивационного комплекса и профессионального выгорания преподавателей среднего специального учебного заведения'

Взаимосвязь мотивационного комплекса и профессионального выгорания преподавателей среднего специального учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
637
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / PROFESSIONAL BURNOUT / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / TEACHERS / ВЗАИМОСВЯЗЬ / RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Семенюк Е. Ю.

Статья посвящена изучению проблемы профессионального выгорания преподавателей среднего специального учебного заведения и его взаимосвязи с мотивационным комплексом личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATIONSHIP OF MOTIVATION AND PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHERS OF SECONDARY SPECIALIZED EDUCATIONAL COLLEGE

This research aims to establish interdependence between the internal and external motivations and professional burnout of the teachers of the secondary specialized educational college.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь мотивационного комплекса и профессионального выгорания преподавателей среднего специального учебного заведения»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9:37.015.3; 159.922; 159.947.5; 159.944.3

Е.Ю. Семенюк

магистрант, кафедра педагогической психологии, ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет», г. Абакан

ВЗАИМОСВЯЗЬ МОТИВАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы профессионального выгорания преподавателей среднего специального учебного заведения и его взаимосвязи с мотивационным комплексом личности.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, мотивация, преподаватели, взаимосвязь.

E.Y. Semenyuk, Khakass Federal University, Abakan

RELATIONSHIP OF MOTIVATION AND PROFESSIONAL BURNOUT OF TEACHERS OF SECONDARY

SPECIALIZED EDUCATIONAL COLLEGE

Abstract. This research aims to establish interdependence between the internal and external motivations and professional burnout of the teachers of the secondary specialized educational college.

Keywords: teachers, motivation, professional burnout, relationship.

Современная эффективная организация трудовой деятельности невозможна без учета человеческого фактора. Правильно организованная трудовая деятельность определяет не только финансовое благополучие человека, но и его психическое здоровье, чувство собственного достоинства, а также удовлетворенность жизнью [4, с. 11]. В педагогической практике этот фактор приобретает первостепенное значение, поскольку воздействие профессионального стресса негативно отражается не только на педагогах, но и через них, опосредованно, на всех участниках педагогического процесса.

Одним из ключевых негативных явлений, сопровождающих педагогическую деятельность, является синдром профессионального выгорания. Этот феномен многими исследователями (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н.В. Самоукина, Т.Е. Ронгинская, К. Маслач) определяется как трехкомпонентный синдром, включающий эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений [1, с. 8-11]. Имеющиеся теоретические и эмпирические данные позволяют предположить, что синдром выгорания является следствием неблагоприятно разрешенных рабочих стрессов (Т.И. Ронгинская, Н.В. Самоукина, В.В. Бойко, М.М. Скугаревская, Р.И. Конечный, К. Маслач) [1, с. 8-11]. При этом сам синдром препятствует профессиональному росту и самореализации [4].

Современные исследования позволили выявить группы факторов, подавляющих развитие профессионального выгорания: организационные, статусно-ролевые, стили поведения в конфликтной ситуации, менеджерские умения (у педагогов - педагогическое мастерство [7, 9]) и базисные свойства личности: высокую экспрессивность, средние значения конформизма, эмоциональную устойчивость, адекватную самооценку [1, 4, 7, 9], а также, что важно для нашего исследования, высокую мотивацию саморазвития и профессионального роста [1, 2, 4, 5]. Действительно, если рассматривать синдром профессионального выгорания как результат хронического стресса, то важно учесть, что в теории Г. Селье биологический стресс-синдром имплицитно основывается на мотивационно-потребностных параметрах организма (Selye, 1936, 1974) [6].

Общий адаптационный синдром является неспецифической физиологической активаци-

ей организма в ответ на опасное событие и связан с жизненно важными потребностями человека, удовлетворение которых описывается как гомеостатический процесс [6]. Развиваемый М.Ш. Магомед-Эминовым личностный подход к изучению стресса опирается на идею о том, что мотивационный процесс предшествует как аффективному, так и когнитивному процессам. При этом психологический механизм стресса располагается в концептуальной плоскости понятия мотивации самосохранения и связанных с ней разнообразных ЭГО-процессов и функций [6]. Влияние личностной значимости действия на блокирование развития стресса отмечает и К.А. Абульханова-Славская: «Если задача выступает как личностно значимая, регуляция текущих состояний (утомление и т. д.) практически снимается сама собой...» [3].

Профессиональная деятельность человека определяется сложным мотивационным комплексом, который является динамической системой [2, 5, 6]. Для исследования отношения педагога к труду возможно классифицировать мотивы деятельности как внутренние, так и внешние [2]. Внутренняя мотивация, по мнению Э. Деси, возникает из потребностей человека самодетерминации и компетентности, являющимися одними из ведущих психологических потребностей Я человека [10]. Состояние внешней мотивации детерминировано силами внешними по отношению к Я, направленными на инициацию и/или регуляцию поведения человека. В этом состоянии человек воспринимает причины своего преднамеренного поведения как контролирующие. Он может ощущать собственные компетентность и эффективность, но внутренняя мотивация, а значит и удовлетворенность трудом будет отсутствовать [2, 10].

В настоящее время рассмотрение профессионального выгорания как проблемы искажения мотивационной сферы личности является актуальным и новым этапом исследования данного синдрома.

Объект исследования: мотивация как психодинамическая система личности, которая организует и регулирует деятельность на пути осуществления определенного жизненного отношения личности к окружающему миру, обеспечивает эффективность адаптации поведения личности в сложной среде.

Предмет исследования: взаимосвязь видов мотивации с профессиональным выгоранием педагогов ссуза.

Цель исследования: изучение и выявление взаимосвязей видов мотивации и профессионального выгорания преподавателей ссуза.

В связи с целью, в исследовании были определены и решались следующие задачи: 1. провести теоретический анализ литературы по проблеме изучения мотивации в зарубежной и отечественной психологии; 2. изучить сущность феномена профессионального выгорания и его особенности у педагогов ссуза; 3. определить особенности мотивационных комплексов у преподавателей ссуза; 4. выявить взаимосвязь видов мотивации и компонентов синдрома профессионального выгорания у педагогов ссуза.

Методологической основой исследования являются: 1) положения о мотивационной сфере личности и мотивации трудовой деятельности М.Ш. Магомед-Эминова, Э. Деси (Е. Deci), К. Замфира; 2) положения о синдроме профессионального выгорания Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, В.Д. Лозинской, Е.И. Вид.

Взаимосвязь мотивационного комплекса и профессионального выгорания педагогов исследовалась нами на базе краевого бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Минусинский сельскохозяйственный колледж» Были опрошены 30 преподавателей-женщин. В выборку были включены педагоги со стажем работы 6-7 и 25-26 лет. Именно на эти временные промежутки трудовой деятельности приходится пик профессионального выгорания, по данным В.Е. Орла [8, с. 68]. Исследования проводились в начале и середине первого семестра учебного года. Для изучения структуры мотивации трудовой деятельности использовались методики К. Замфира (в модификации А. Реана) и Т.Л. Бадоева. Для ди-

агностики профессионального выгорания использовались методики К. Маслач в адаптации Н.Е. Водопьяновой и В.В. Бойко. Интерпретационно-описательные методы представлены качественным и количественным анализом полученных данных с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

По результатам исследования, 28,5% опрошенных преподавателей имеют высокую степень выгорания, 14,3% - среднюю и 57,14% - низкую степень. Таким образом, 42,8% респондентов испытывают в разной степени влияние профессионального выгорания. Согласно результатам, полученным с помощью методики «Структура трудовой деятельности» Т.Л. Бадоева, было выявлено, что 14,8% респондентов не удовлетворены работой в целом, а 13,2% респондентов показали результаты, соответствующие высокой удовлетворенности трудом.

Согласно методике К. Замфира, исследовались уровни внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ), а также внешней отрицательной мотиваций (ВОМ). По мнению К. Замфира, существует тесная связь между мотивационным комплексом и удовлетворенностью трудом. Так, высокая степень удовлетворенности возможна только в условиях, когда внутренняя мотивация является определяющей. При внешней мотивации, наоборот, степень удовлетворенности имеет тенденцию к уменьшению: труд становится просто средством для достижения чего-то другого и не является целью сам по себе. Внешняя отрицательная мотивация приводит к различным деформациям личности.

Следовательно, успешной профессиональной деятельности соответствует следующий мотивационный комплекс: ВМ > ВПМ > ВОМ [1, 2]. Такая структура мотивационного комплекса была выявлена нами у 4 обследованных преподавателей (13,3% опрошенных). Этот факт еще раз указывает на необходимость психологического просвещения среди педагогов и формирование внутренней мотивации на ранних стадиях профессионального определения, являясь одним из эффективных методов гуманизации труда. Самым неадаптивным и негативно воздействующим на личность является соотношение ВОМ > ВПМ > ВМ. Этот мотивационный комплекс был выявлен у 7 из 30 преподавателей, что составляет 23,3% из выборки. У остальных опрошенных ведущими оказались внешние мотивы деятельности, включающие материальное поощрение, одобрение своей деятельности коллективом и др. При этом труд становится не целью, а средством для достижения чего-либо другого.

Результаты корреляционного анализа показали слабые обратные связи между внутренней мотивацией и эмоциональным истощением, между внутренней мотиваций и деперсонализацией (р = -0,44 и -0,091, соответственно), что вполне закономерно. Наличие высокого уровня эмоционального истощения может быть вызвано рядом разнообразных факторов: хроническими заболеваниями, неблагоприятными условиями труда (нагрузка сверх физиологической нормы), обстоятельствами личного характера и др. Возможно также, что отрицательная корреляция между уровнем внутренней мотивации и факторами профессионального выгорания не была выявлена, поскольку число опрошенных, имеющих необходимый мотивационный комплекс, оказалось мало.

Сравнительный анализ трех видов мотивации с уровнем редукции персональных достижений выявил положительную корреляцию между внешними положительной (р = 0,81) и отрицательной (р = 0,80) мотивациями и редукцией персональных достижений, а также сильную обратную зависимость между внутренней мотивацией и редукцией профессиональных достижений. То есть, чем выше внешние отрицательная и положительная мотивации, тем выше уровень редукции персональных достижений. А чем выше внутренняя мотивация, тем ниже уровень редукции персональных достижений. Таким образом, творческий потенциал педагога, который является движущей силой его профессионального роста и основой профессиональной состоятельности, при неблагоприятной структуре мотивационного комплекса страдает в первую очередь.

Выводы. Превалирование в мотивационном комплексе преподавателя внутренней мотивации ведет к незначительному снижению эмоционального истощения и деперсонализации, но при этом является средством самореализации личности, способствует раскрытию творческих способностей педагога, а значит и повышает удовлетворенность его своим трудом. Поскольку педагогическая деятельность является продуктивной, то ведущая роль внутренней мотивации в мотивационном комплексе повышает эффективность труда. Преобладание внешних видов мотиваций, наоборот, редуцируют творческий потенциал педагога, нанося тем самым ущерб эффективности профессиональной деятельности.

В таком случае, формирование адаптивного мотивационного комплекса преподавателей составляет весьма важный компонент более общей проблемы - возможности самореализации человека в сфере трудовой деятельности. Поскольку мотивационный комплекс является динамической системой, а профессиональное выгорание имеет процессуальный характер, то изучение их взаимосвязей и причинно-следственных отношений требует проведения углубленных исследований.

Заключение. В исследовании были выявлены взаимосвязи видов мотивации с профессиональным выгоранием преподавателей среднего специального учебного заведения. Полученные результаты могут служить основой для разработки психокоррекционной программы с целью профилактики и снижения уровня профессионального выгорания у педагогов средних специальных учебных заведений.

Список литературы:

1. Водопьянова Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - 160 с.

2. Замфир К. Удовлетворенность трудом: мнение социолога: пер. с рум. / К. Замфир. -М.: Политиздат, 1983. - 142 с.

3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие / В.А. Иванников. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.

4. Ильин Е.П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2011. - 224 с.

5. Кирхлер Э., Родлер К. Мотивация в организациях // Психология труда и организационная психология: пер. с нем. - Х.: Изд. «Гуманитарный центр», 2003. - Т. 1. - 144 с.

6. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности / М.Ш. Магомед-Эминов. - М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. - 496 с.

7. Митина Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина, Г.В. Митин, О.А. Анисимова; под общ. ред. Л.М. Митиной. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

8. Орел В.Е. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий. Синдром выгорания в современной психологии: состояние, проблемы, коллективная монография / под ред. В.В. Лукьянова, Н.Е. Водопьяновой, В.Е. Орла, С.А. Подсадного, Л.Н. Юрьевой, С.А. Игумнова ; Курск. гос. ун-т. - Курск, 2008. - 336 с.

9. Реан А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. -СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. - 479 с.

10. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопр. психологии. - 1996. - № 3. - С. 116-132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.