Научная статья на тему 'Диагностика профессионального «Выгорания» преподавателей базового вуза, работающих в филиалах северных городов'

Диагностика профессионального «Выгорания» преподавателей базового вуза, работающих в филиалах северных городов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ (СГОРАНИЕ) / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ / СИМПТОМОКОМПЛЕКС / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / THE EFFECTIVENESS OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / EMOTIONAL BURNING DOWN / PROFESSIONAL DESTRUCTIONS / DEPERSONALIZATION / COMPLEX OF SYMPTOMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикова Ольга Михайловна, Фоминых Елена Васильевна

Предлагается диагностический комплекс, позволяющий оценивать уровень профессионального «выгорания» преподавателей вуза при определении пригодности к научно-педагогической деятельности в филиалах северных городов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чикова Ольга Михайловна, Фоминых Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIAGNOSING OF PROFESSIONAL «BURNING OUT» OF MAIN HIGHER INSTITUTION LECTURERS, WORKING AT NORTHERN SUBSIDIARIES

The creation and application of diagnostic complex to define professional «burning down» of university lecturers in order to identify their suitability to scientific pedagogical activity at Northern subsidiaries.

Текст научной работы на тему «Диагностика профессионального «Выгорания» преподавателей базового вуза, работающих в филиалах северных городов»

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ БАЗОВОГО ВУЗА, РАБОТАЮЩИХ В ФИЛИАЛАХ СЕВЕРНЫХ ГОРОДОВ

О.М. Чикова (Тюмень), Е.В. Фоминых (Нягань)

Аннотация. Предлагается диагностический комплекс, позволяющий оценивать уровень профессионального «выгорания» преподавателей вуза при определении пригодности к научно-педагогической деятельности в филиалах северных городов. Ключевые слова: эффективность научно-педагогической деятельности, эмоциональное выгорание (сгорание), профессиональные деструкции, симптомокомплекс, деперсонализация.

Деятельность филиалов вуза в немалой степени зависит от уровня профессионально-личностного развития преподавательских кадров, которые обеспечивают учебный, методический и научный процессы. Специалист, привлекаемый к работе в филиалах, должен отвечать определенным требованиям. Во-первых, иметь высокий профессионализм и мобильность во всех сферах педагогической деятельности. Во-вторых, обладать способностью к оперативной модификации материала по дисциплине (дисциплинам), длительному интеллектуальному напряжению. В-третьих, иметь полное учебно-методическое оснащение по преподаваемой дисциплине (рабочие программы и методические разработки для практических занятий, программные требования к экзаменам и зачетам, учебные тесты и т.п.). В-четвертых, уметь оперативно включаться в процесс формирования личности студента, уделяя внимание организационной работе в филиале (конференции, олимпиады, индивидуальные консультации и т.п.). При соответствии этим требованиям существует необходимость сохранять и распределять в течение дня и всего «учебного года» нервно-психическую энергию, что возможно только при защищенности психической сферы. Одним из показателей готовности к экстремальной педагогической деятельности является адаптация к условиям Севера (минусовый температурный режим, резкие температурные перепады, нарушение биоритмов, тип и режим питания и т.п.).

Феномен «профессиональное развитие» содержательно и экспериментально обоснован в теориях дифференциально-диагностического направления (Ф. Парсонс), психодинамического направления (Э. Роу), теории решений (Д. Тидеман, О’ Хара), теории развития (Д. Сьюпер, И. Хейвигхерст), отечественных теориях и разработках Е.А. Климова, Л.М. Митиной, Э.Ф. Зеера [3-5]. Профессиональное развитие, с одной стороны, - это профессионально-личностная состоятельность преподавателя, а с другой - возникновение различного рода профессиональных кризисов.

Кризисы профессионального развития могут быть следствием выполнения еще одной полноценной годовой учебной нагрузки в филиале (филиалах); предъявления новых или кардинально измененных профессиональных требований к личности преподавателя; дезадаптации в условиях Севера и многого

другого. Мы имеем в виду личностные и профессиональные деструкции (P.M. Грановская, А.К. Маркова) и синдром «выгорания» (Х.Дж. Фрейденбергер, В.В. Бойко [1], А.А. Рукавишников, К. Маслач) как частный вариант их проявления.

В связи с методологическими разночтениями и понятийной путаницей в рамках данной проблемы возникает множество трудностей и разногласий в ее понимании и решении. Синдром «выгорания» представляет собой конструкт, включающий множество симптомов (К. Маслач, В.В. Бойко). Определенная комбинация симптомов образует симптомокомплекс (А.В. Петровский, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев), т.е. сочетание проявлений (симптомов) какого-либо явления («выгорания»), объединенных механизмом возникновения (перенапряжение в деятельности). Важно отметить, что, несмотря на обилие понятий: «эмоциональное выгорание», «психическое выгорание», «профессиональное выгорание», - речь идет об одном и том же психологическом феномене; большинство авторов сходятся во мнении, что процесс «выгорания» одновременно затрагивает эмоциональную, когнитивную и соматическую сферы личности и проявляется в выполняемой деятельности.

Симптомокомплекс синдрома эмоционального «выгорания» как система взаимосвязанных психических свойств определяется нами как порог развития, своеобразный механизм психологической защиты, который позволяет регулировать напряжение психики и защищать ее от формирования тотальных деформаций личности, чему способствует дополнительная работа в филиалах северных городов.

В этой ситуации возникает необходимость оценить готовность вузовских работников к экстремальной научно-педагогической деятельности в филиалах, что может обеспечить своевременная научная диагностика. Целью исследования является создание диагностического комплекса, способного оценивать уровень профессионально-личностного «выгорания» преподавателей вузов для определения пригодности к научно-педагогической деятельности в филиалах, расположенных в районах Севера.

Исследование проводилось на базе Тюменского государственного университета, в состав выборки вошли 32 преподавателя, которые выполняют вторую полноценную годовую нагрузку в филиалах:

профессоров - 3; доцентов - 14; старших преподавателей - 5; ассистентов - 10. Средний стаж профессиональной деятельности в вузе - 7 лет, в филиалах -4 года. Гендерный состав: 9 мужчин и 23 женщины.

Для реализации цели исследования был составлен диагностический комплекс, в который вошли: 1) методики оценки «выгорания»; 2) анкеты самооценки качества профессиональной деятельности преподавателей. Использование комплекса поможет определить на нашей экспериментальной выборке валидность и прогностическую надежность этих методик для реализации цели исследования.

I. Методики оценки «выгорания»: психического «выгорания» (А.А. Рукавишников); профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) (табл. 1).

При определении диагностического материала было проведено исследование двух теоретических подходов к проблеме: эмоционального «выгорания» (А.А. Рукавишников) и профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон). Эта стратегия увеличивает прогностическую способность и надежность созданного диагностического комплекса.

Для статистического подтверждения результатов содержательного анализа факторов «выгорания» был проведен их корреляционный анализ с использованием коэффициента ранговой корреляции Ч. Спирмена (табл. 2).

Содержательный и корреляционный анализ параметров методик показал, что показатели двух методик идентичны и выявляют состояние психической сферы, реализуемое в профессиональной деятельности.

Значения методик изучения «выгорания», полученные на экспериментальной выборке преподавателей вуза, были распределены по уровням выраженности фактора (низкий, средний и высокий). Особый интерес для нас представляют высокие показатели и их процентное соотношение с общим количеством обследуемых. Нами были получены следующие результаты: по шкале «Психоэмоциональное истощение» 32% испытуемых показали высокие значения; по шкале «Личностное отдаление» - 37,5%; по фактору «Профессиональная мотивация» - 25% (рис. 1).

Высокая степень выраженности синдрома «выгорания» по различным факторам зарегистрирована у 9 преподавателей, что составляет 28% общего количества обследуемых.

Наиболее выражен у преподавателей показатель «Личностное отдаление / Деперсонализация», затем -«Психоэмоциональное / Эмоциональное истощение». Преподаватели, вошедшие в эту группу, не способны обеспечить эффективную научно-педагогическую деятельность в филиалах по причине психоэмоционального истощения и выраженной социальной дезадап-

тации. Дополнительная учебная нагрузка в сложных условиях филиала профессионально неэффективна и небезопасна для их психического здоровья.

Следовательно, доказана правомочность методик («Психическое выгорание» и «Эмоциональное выгорание») для оценки уровня «выгорания» преподавателей вуза и их прогностичность при отборе к педагогической деятельности с большим профессиональным и психическим напряжением.

II. Анкеты самооценки качества профессиональной деятельности преподавателя.

Анализ существующего методического аппарата для оценки профессиональной деятельности преподавателей показал, что методики конструируются и используются только для решения локальных проблем отдельных подразделений вуза, они не охватывают всего диапазона работы преподавателя, не опираются на формальные, узаконенные положения. Полагаться на их прогностическую способность и основательность не приходится. Поэтому мы использовали следующую стратегию оценки профессиональной деятельности преподавателей вузов.

Во-первых, выбрали способ структурирования деятельности преподавателя вуза. Она относится к творческим типам деятельности, плохо поддающимся алгоритмизации, но может быть условно разделена на несколько типов независимо от статуса, должности и квалификации преподавателя: преподавание; методическая работа; научно-исследовательская и организационно-коммуникативная деятельность. Это исторически сложившиеся виды научно-педагогической деятельности в вузе, которые получили юридический статус и документальное обоснование [2]. Эта структура деятельности легла в основу разработки анкет самооценки качества профессиональной деятельности преподавателя.

Во-вторых, мы учли градацию профессорско-преподавательского состава в вузе (профессор, доцент, старший преподаватель, ассистент), что позволило создать 4 типа анкет, оценивающих все 4 вида профессиональной деятельности преподавателей. Следовательно, каждый из опросников имеет четыре фактора, соответствующих основным видам профессиональной деятельность.

По количественному распределению параметров шкал ведущим параметром деятельности профессора является научно-исследовательская деятельность, доцента - методическая и научно-исследовательская, старшего преподавателя - преподавательская и научно-исследовательская, у ассистентов доминирует преподавательская и организационная деятельность.

Опишем единый профиль профессиональной деятельности преподавателей вуза независимо от их квалификации, составленный по средним значениям выборки (рис. 2).

Т а б л и ц а 1

Содержательный анализ компонентов диагностического комплекса

Содержание параметров методик изучения «выгорания»

Методика определения психического «выгорания» (А.А. Рукавишников) Методика диагностики профессионального «выгорания» (К. Маслач - Н.Е. Водопьянова)

1. Психоэмоциональное истощение Процесс угасания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми. Симптомы: хроническое эмоциональное и физическое утомление, дистанцирование от окружающих с признаками депрессии и раздражительности 1. Эмоциональное истощение Нервно-психическое утомление, перенапряжение, опустошенность, угасание собственных эмоциональных ресурсов. Потеря активности и энтузиазма в деятельности, эмоциональные срывы

2. Личностное отдаление Специфическая форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми. Личностное отдаление, уменьшение количества контактов с окружающими, повышенная раздражительность, нетерпимость, негативизм в ситуациях общения 2. Деперсонализация Тенденция развития негативного, бездушного, циничного отношения к социуму. Возрастает обезличенность и формальность контактов. Скрытые и явные негативные установки. Вспышки раздражения, обилие конфликтных ситуаций

3. Профессиональная мотивация Уровень рабочей мотивации и активности в деятельности. Состояние мотивационной сферы оценивается такими показателями, как продуктивность и разнообразие профессиональной деятельности, позитивное самовосприятие себя как профессионала 3. Редукция личностных достижений Снижение чувства компетентности в своей работе, недовольство собой, уменьшение значимости выполняемой деятельности, негативное самовосприятие в профессиональной сфере. Явно выражено чувство собственной несостоятельности и неуверенности

Т а б л и ц а 2

Значимые корреляционные связи факторов методик изучения «выгорания»

Параметры методики «Психическое выгорание» (А.А. Рукавишников) Параметры методики «Профессиональное выгорание» (К. Маслач - Н.Е. Водопьянова) Коэффициент корреляции

Психоэмоциональное истощение Эмоциональное истощение +0,45

Личностное отдаление Деперсонализация +0,38

Профессиональная мотивация Редукция личных достижений -0,35

Индекс психического выгорания Суммарный показатель профессионального выгорания +0,53

100,00% 1 90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

25%

факторы психического выгорания

□психоэмоциональное истощение □личностное отдаление

□ профессиональная мотивация

2

1,8

1,6

1,4

1,2

1

0,8

0,6

0,4

0,2

0

-Л 1,45

Рис. 1. Доля высоких показателей по факторам психического «выгорания», %

Анализируя показатели, отметим, что:

1. В результате проведенного исследования подтвердилось предположение о лидирующей роли научно-исследовательской деятельности в вузе (1,5). Следовательно, соответствовать требованиям экстремальной научно-педагогической деятельности в филиалах в большей степени могут преподаватели, обладающие квалификацией профессора или доцента.

Рис. 2. Единый профиль профессиональной деятельности преподавателя вуза педагогической направленности

2. Вторым преобладающим направлением в профессиональной деятельности преподавателей вуза является организационно-коммуникативный тип (1,4), что предполагает выбор преподавателей для работы в филиалах, которые имеют навыки активной общественной работы.

3. Методическая работа, направленная на модернизацию основ процесса передачи знаний, занимает важное место в структуре профессиональной деятель-

ности преподавателей (1,4). Пригодны к деятельности по «вахтовому» методу только те преподаватели, предметы которых имеют дисциплинарный статус (изданная методическая учебная документация).

4. Педагогическая деятельность в традиционном виде осуществляется в соответствии с учебным планом, в полном объеме (1,3 балла) и является обязательным, контролируемым атрибутом вузовского преподавателя независимо от его квалификации. Это подтверждает условие отбора преподавателей для дополнительной деятельности в филиалах - полное выполнение основной нагрузки в головном вузе.

Проанализируем связь факторов «выгорания» и структурных компонентов профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о взаимосвязи структуры профессиональной деятельности и особенностей «выгорания», обратимся к корреляционному анализу данных с использованием коэффициента корреляции Ч. Спирмена (значимые корреляционные связи помещены в табл. 3).

Результаты, приведенные в табл. 3, позволяют сделать следующие заключения:

1. Компонент «педагогическая деятельность» имеет корреляционную связь с показателем «психическое выгорание» (0,42). Мы можем предположить, что это связано с достаточно жесткими профессионально-этическими требованиями (внешний аспект) деятельности в высшей школе и сформированной высокой личной ответственностью переподавателей (внутренний аспект). Естествен вывод о том, что эта деятельность энергозатратна и участие в педагогической деятельности в филиалах небезопасно для психического здоровья преподавателей.

2. Педагогическая деятельность провоцирует личностное отдаление / деперсонализацию преподавателей (0,37). Возможно, это связано с преобладающей формой взаимодействия преподавателей и студентов - информационной, отсутствием полилога. Обучение в филиалах строится по способу передачи информации, сжатое время взаимодействия исключает возможность полноценного взаимодействия и ограничивает обратную связь со студентами. Работа по «вахтовому методу» может провоцировать обезличенность и формальность контактов, раздражительность и возможность конфликтных ситуаций.

3. Научно-исследовательская деятельность влияет на уровень профессиональной мотивации / редукцию профессиональных достижений, о чем свидетельствует отрицательная корреляционная связь (-0,33). Активная научно-исследовательская деятельность формирует чувство профессиональной компетентности, уверенности, адекватного самовосприя-тия в профессиональной сфере. Такой род деятельности в филиалах практически затруднен или невозможен из-за недостатка времени, отсутствия экспериментальных лабораторных комплексов, источников научной информации, что может снижать мотивацию профессиональной деятельности.

4. Показатели «методическая деятельность» и «эмоциональное истощение» имеют отрицательную связь (-0,36), т.е. чем совершеннее методическая оснащенность преподавателя, тем сохраннее его психическая сфера. Мы можем предположить, что методическая оснащенность предметов, которые обеспечивает преподаватель, позволяет компенсировать эмоциональные и когнитивные перегрузки и, следовательно, является фактором пригодности к работе в филиалах.

5. Взаимосвязь организационно-коммуникативной деятельности и деперсонализации / личностного отдаления отражает отрицательная корреляционная связь (-0,40). Можно предположить, что при положительном отношении преподавателя к организационно-коммуникативной деятельности, состоящей в активном взаимодействии со студентами, участии в их учебной и внеучебной деятельности, динамика личностного отдаления преподавателей гораздо ниже. Такой род деятельности преподавателями в филиалах практически не выполняется, что провоцирует чувство профессиональной вины и, естественно, эмоциональное «выгорание».

На основании сказанного выше можно сделать следующие выводы.

1. Исследование педагогической деятельности преподавателей вузов показало, что данная область педагогической психологии изучена недостаточно, исследования малочисленны и фрагментарны.

2. Анкеты самооценки качества профессиональной деятельности преподавателей (по типам и направлениям деятельности), разработанные нами, могут быть использованы в системе мероприятий, направленных на оценку уровня профессионально-

Т а б л и ц а 3

Значимые корреляционные связи факторов «выгорания» и структурных компонентов профессиональной деятельности преподавателя вуза

Параметры методик Коэффициент корреляции

Педагогическая деятельность - Психическое / Профессиональное выгорание 0,42

Педагогическая деятельность - Личностное отдаление / Деперсонализация 0,37

Научно-исследовательская деятельность - Редукция личностных достижений / Профессиональная мотивация -0,33

Методическая деятельность - Психоэмоциональное истощение -0,36

Организационно-коммуникативная деятельность - Личностное отдаление / Деперсонализация -0,40

го развития педагогического персонала вузов любого типа.

3. Теоретический анализ проблемы «выгорания» позволил выбрать методики для изучения симпто-мокомплекса синдрома «выгорания» у преподавателей вуза. Содержательный и корреляционный анализ подтвердил валидность показателей методик «выгорания» на выборке преподавателей вузов.

4. Экспериментальное исследование симптомоком-плекса эмоционального «выгорания» и компонентов профессиональной деятельности преподавателей вузов педагогической направленности показало:

- преподавательская и организационно-коммуникативная деятельность провоцирует такой тип деформаций, как личностное отдаление /деперсонализация личности преподавателя;

- научно-исследовательская деятельность влияет на характер и уровень профессиональной мотивации / редукцию профессиональных достижений;

- методическая деятельность является наиболее безопасным для психической сферы преподавателя вуза типом деятельности, она в наименьшей степени взаимосвязана с симптомами эмоционального «выгорания».

5. Предложенная система анализа профессионального развития преподавателей может быть использована в управлении деятельностью профессорско-преподавательского состава со стороны учебной части, кафедр и других управленческих структур вуза для оценки готовности к деятельности в филиалах северных городов.

6. Проблема профессионально-личностного «выгорания» преподавателей в условиях инновационных изменений в образовании актуальна; экспериментально доказана необходимость организации процедуры отбора для деятельности в условиях профессионального и психического напряжения в филиалах северных городов.

Литература

1. Бойко В.В. Энергия эмоций: взгляд на себя и на других. СПб.: Питер, 2004. 470 с.

2. Громкова М. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 105-108.

3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический проект, 2003. 336 с.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

5. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998. 200 с.

THE DIAGNOSING OF PROFESSIONAL «BURNING OUT» OF MAIN HIGHER INSTITUTION LECTURERS, WORKING AT

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

NORTHERN SUBSIDIARIES

O^. Chickova (Tyumen), E.V. Fominykh (Nyagan)

Summary. The creation and application of diagnostic complex to define professional «burning down» of university lecturers in order to identify their suitability to scientific pedagogical activity at Northern subsidiaries.

Key words: the effectiveness of scientific and pedagogical activity, emotional burning down, professional destructions, depersonalization, complex of symptoms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.