Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
292
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ЭКОЛОГИЯ / ПРИРОДА / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / СФОРМИРОВАННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА / КОГНИТИВНЫЙ / МОТИВАЦИОННО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ / УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ / COGNITIVE INTEREST / ECOLOGY / NATURE / PRESCHOOL AGE / FORMATION OF COGNITIVE INTEREST / COGNITIVE / MOTIVATIONAL-EMOTIONAL / BEHAVIORAL-ACTIVITY / INFERENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Нуриева Алеся Радиевна, Газизова Фарида Самигулловна

В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов к природе у детей старшего дошкольного возраста. Авторы решают эту проблему посредством экологического дневника. Проведен эксперимент. В исследовательской работе использованы методики Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой и Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Нуриева Алеся Радиевна, Газизова Фарида Самигулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTERESTS IN NATURE IN CHILDREN OF THE PREPARATORY GROUP THROUGH THE ENVIRONMENTAL DIARY

The article deals with the problem of the development of cognitive interests in nature in older preschool children. The authors solve this problem through an ecological diary. An experiment was carried out. The research work used the methods of T.G. Bogdanova, T.V. Kornilova and N.E. Veraksy, T.S. Komarova, M.A. Vasilyeva.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА»

Педагогика

УДК 372

кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ К ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДНЕВНИКА

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития познавательных интересов к природе у детей старшего дошкольного возраста. Авторы решают эту проблему посредством экологического дневника. Проведен эксперимент. В исследовательской работе использованы методики Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой и Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Ключевые слова: познавательный интерес, экология, природа, дошкольный возраст, сформированность познавательного интереса, когнитивный, мотивационно-эмоциональный, поведенческо-деятельностный, умозаключение.

Annotation. The article deals with the problem of the development of cognitive interests in nature in older preschool children. The authors solve this problem through an ecological diary. An experiment was carried out. The research work used the methods of T.G. Bogdanova, T.V. Kornilova and N.E. Veraksy, T.S. Komarova, M.A. Vasilyeva.

Keywords: cognitive interest, ecology, nature, preschool age, formation of cognitive interest, cognitive, motivational-emotional, behavioral-activity, inference.

Введение. В дошкольном детстве у детей формируются основа личности. Формируется познавательный интерес к природе, которые на протяжении всей следующей жизни активно развивается.

Современные дети живут в условиях постоянных преобразований и технического прогресса. Они отдалены от природного простора и естественной среды обитания, познавать красоту окружающего мира становится всё труднее и труднее. Поэтому необходима целенаправленная работа с детьми, направленная на развитие познавательного интереса к природе, ее явлениям [3, с. 48].

Изложение основного материала статьи. Исследование было организовано на базе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №67 «Надежда» г. Набережные Челны.

Для определения уровня развития познавательных интересов у детей подготовительной к школе группы были использованы две основные методики:

- методика, описанная в исследовании авторского коллектива Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой, направленная на определение уровня познавательного интереса дошкольников старшего возраста;

- диагностика уровня сформированности познавательного интереса к природе у дошкольников старшего возраста, основанную на программе «От рождения до школы» разработанной авторским коллективом Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Для оценки уровня применялись следующие критерии оценки:

Таблица 1

Компо- Уровни

ненты Высокий Средний Низкий

Когнитивный Дошкольник проявляет интерес о к окружающему миру. Имеет глубокие знания и представления об окружающем мире,о видовом разнообразии природных объектов, их строении и жизнедеятельности, взаимосвязях с окружающей средой стремление к познанию природных объектов. Дошкольник имеет представления о видовом разнообразии природных объектов, их строении и жизнедеятельности, взаимосвязях с окружающей средой, умеет применять имеющиеся знания в объяснении реально наблюдаемых объектах. Делает простейшие умозаключения, проявляет интерес. Знания носят ситуативный характер. Представления о нормах отношения к животным и растениям болеедифференцированы. Замечает нарушение правил в природе, мотивирует необходимость их соблюдения отдельными ценностями природных объектов -практической пользой, красотой. Интереса к окружающему миру не проявляет.

Мотивационно-эмоциональный Дошкольник выражает эмоциональную отзывчивость, способность к восприятию информации о природе. Осознанность мотивов, потребностей, целей. Восприятиеприроды хорошо развито. Дошкольник проявляет эмоциональный интерес к природным явлениям. Заинтересован. Может охарактеризовать не «знаемое» о природе, а «переживаемое» на эмоционально-чувственном опыте. Эмоционально высказывает свои суждения о природных явлениях. Проявляет интерес к природным явлениям, но для эмоционального отклика требуется постоянное стимулирование. Дошкольник выражает чувства в некоторых простейших сочетаниях форм, цвета, звука и явлениям окружающей природы, выбор средств ограничен (один, два). Проявление заинтересованности, эмоциональной отзывчивости только при наличии личной выгоды или по просьбе (поручению) взрослого. Чаще выражает свою эмпатию на вербальном уровне.

Поведенчески-деятельностный Дошкольник демонстрирует умение наблюдать, анализировать, сравнивать, посильное эстетического преобразования действительности. Поступает в соответствии с эстетически сформированным вкусом. Поведенческие реакции и практические действия ребенок демонстрирует не с целью оценки взрослым правильности выполнения, а с точки зрения эстетической значимости (выражает чувства). В большей степени озабочен негативным отношением к природе других детей, чем собственными поступками. В целом проявляет положительное отношение к природе избирательной направленности. Характерно несовпадение суждений ребенка и его реального поведения в природе.

При этом уровни были представлены тремя основными: высоким средним и низким. Но дополнительно в системе оценки были применены компоненты: когнитивный, мотивационно-эмоциональный, поведенческо-деятельностный. И соответственно все три компонента были рассмотрены с позиции компонентов. Так, например, при оценке когнитивного компонента высоким его можно назвать, если у ребенка имеется представление об окружающей его природе, имеется стремление к узнавание новых для него природных явлений и прочих объектов. Средний уровень у дошкольника среднего возраста, который, не смотря на то, что имеет представление о видовых разнообразиях, но может сделать только простейшие умозаключения. Он имеет представление о видовом разнообразии и умеет применять данные на практике. Низкий уровень - у ребят, чьи знания о природе носят ситуационный характер. Имеют дифференцированное представления о животном мире, окружающей среде.

Определение уровня сформированности познавательного интереса к отношения дошкольников старшего дошкольного возраста к природе проводилось в ходе наблюдения и беседы с дошкольниками. Чаще всего вопросы детям задавались на прогулке. На прогулке так же велось наблюдение за детьми в рамках их отношения к природе. Беседа проводилась с ребенком в три этапа. На первом этапе мы определяли когнитивный компонент.

На втором этапе задавались вопросы для определения мотивационно-эмоционального компонента.

На третьем этапе задавались вопросы для определения поведенчески-деятельностного компонента.

При ответе на вопрос о возможности жить без природы все ребята, даже самые молчаливые ответили «нет». Однако причин, по которым люди не могут существовать без природы они назвать не смогли.

Для того, чтобы определить познавательный интереса у дошкольников старшего возраста по методике, описанной в исследовании авторского коллектива Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой было организовано наблюдение за детьми в ходе организованной образовательной деятельности. Данные наблюдений были сведены в таблицу, на основании которой составлен протокол.

Результаты исследования по определению уровня познавательного интереса дошкольников старшего возраста по методике Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой следующие: сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемой области знаний, теме проявлялась у 9 - воспитанников, стремление участвовать в дискуссии у 4 - воспитанников, желание отвечать и задавать вопросы замечено лишь у 2-х, ни один ребенок

эмоционально не переживает при преодолении затруднений в деятельности.

Средний процент развития познавательного интереса, выявленный по данным критериям составляет 13,5%. По результатам наблюдения мы приходим к выводу, что уровень развития познавательного интереса данной группы - очень низкий.

Ситуация в экспериментальной группе, исходя из анализа данных таблицы говорит о следующем: сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемой области, теме проявлялась у 8-воспитанников группы. Стремление участвовать в дискуссии обнаружено у 5-х, желание отвечать и задавать вопросы замечено лишь у 2-3 детей эмоционально переживает при преодолении затруднений в деятельности.

Средний процент развития познавательного интереса, выявленный по данным критериям, составляет 14,2%. По результатам наблюдения приходим к выводу, что уровень развития познавательного интереса у детей данной группы - низкий.

При рассмотрении поведения детей, в анализе по данной методике, видим, что большинство ребят пока не дотягивают до уровня сосредоточен, концентрирует внимание на изучаемой области. Так, ребята, которые отвечают по данному направлению это - Амина, Мирон, Зита, Арий, Ника, Лера в экспериментальной группе и Матвей. Лилия, Настя, Азалия в контрольной группе. Они не только демонстрируют высокий уровень познавательного интереса, но и при описании ребят можно охарактеризовать, как стремящихся к постоянному узнаванию. Эти ребята обладают пытливым умом и постоянно стремятся что-то узнать.

Следующий элемент методики - стремится участвовать в дискуссии. К сожалению на констатирующем этапе ни один из детей ( как контрольной так и экспериментальной группы) не отвечает по данному критерию. У ребят обеих групп наблюдаются проблемы с выстраиванием дискуссии. Они боятся лишний раз задать вопрос. Долго думают, прежде чем просто ответить на поставленный вопрос.

При этом уровень подготовки по данному направлению в контрольной группе несколько выше, чем в экспериментальной. Так в контрольной группе все же есть ребята, которые отвечают всем нужным параметрам в выстраивании дискуссии. К ним можно отнести - Азамата. Он умеет задавливать вопросы для определения информации по интересующей теме. Быстро идет на контракт, легко собирает нужную информацию. Настя, которая так же как и Азамат, легко вживается в образ пытливого ученого, собирающего информацию по крупицам.

Еще одна характеристика в методике Т.Г. Богдановой, Т.В. Корниловой - отвечает и задает вопросы. В данном направлении нет проблем только у двух ребят - Зиты и Ники в экспериментальной группе и Даниила, Азамата, Дамира в контрольной группе Они спокойно и задают вопросы и отвечают на них. Не хватает мастерства детям только при выстраивании дискуссии.

Последняя рассматриваемая характеристика в данной методике - эмоционально переживает при преодолении затруднений в деятельности. В данном направлении только двое ребят исследуемой группы могут похвастаться высоким уровнем не только вовлеченности, но и желании передавать свои эмоции. Такими ребятами в экспериментальной группе являются Зита и Амина, в контрольной - Азамат и Дамир. Для ребят не только характерно умение воспринимать информацию из окружающего их мира, но и умение обрабатывать ее, делать выводы. Они очень эмоционально переживаю при трудностях с обращением к информации, ранимы при обвинении их в отсутствии любопытства.

Далее была проведено исследование по определению уровня сформированности познавательного интереса к природе у дошкольников среднего возраста. Оценка детей делалась в ходе наблюдения и беседы за детьми на прогулке.

Таблица 2

Уровень сформированности познавательного интереса к природе, в экспериментальной и контрольной группах, на констатирующем этапе

Группа Критерии оценки Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Экспериментальная группа Когнитивный 32% 55% 14%

Мотивационно-эмоциональный 5% 59% 36%

Поведенчески-деятельностный 5% 55% 41%

Контрольная группа Когнитивный 30% 57% 13%

Мотивационно-эмоциональный 9% 57% 35%

Поведенчески-деятельностный 4% 52% 39%

Из данных таблицы видно, что по всем критериям оценки уровня сформированности познавательного интереса к природе в среднем от 52% до 59%. Так в экспериментальной группе по показателю когнитивной оценки высокий показатель у 32% детей, в контрольной группе по этому показателю 30%. Для детей этой группы характерно широкое представление об окружающем мире. Они стремится к познанию. Средний уровень у 55% детей экспериментальной группы и 57% контрольной группы. Для детей характерно иметь представления о видовом разнообразии природных объектов. Умение применять знания, которые у него есть. Низкий уровень у 14% экспериментальной группы и 13% контрольной. Для детей этой группы характерно наличие ситуационных знаний.

Рассматривая мотивационно-эмоциональный компонент оценки уровня сформированности познавательного интереса к природе, видим, что показатель в основном сформирован на уровне 57% - 59%.

Так в экспериментальной группе высокий показатель у 5% детей, в контрольной группе по этому показателю 9%. Для детей этой группы характерна эмоциональная отзывчивость и умение переживать. Они легко воспринимают окружающую их красоту.

Средний уровень у 59% детей экспериментальной группы и 57% контрольной группы. Для детей характерно эмоциональность в своих суждениях, однако прямого отношения к тому или иному образу у них нет. Низкий уровень у 36% экспериментальной группы и 35% контрольной. Для детей этой группы характерно отсутствие ярко выраженного интереса к природным явлениям. Они проявляют эмоциональную

отзывчивость только при условии собственной выгоды. Чаще всего свое отношение к окружающему выражают на вербальном уровне.

Рассматривая поведенческо-деятельностный компонент оценки уровня сформированности познавательного интереса к природе, видим, что в экспериментальной группе высокий показатель у 5% детей, в контрольной группе по этому показателю 4%. Средний уровень у 55% детей экспериментальной группы и 52% контрольной группы. Низкий уровень у 41% экспериментальной группы и 39% контрольной.

При рассмотрении методики видим, что для ребят характерно, при проявления когнитивного познавательного интереса к природе, активное участие в ответе на вопрос о понимании природы.

Однако, не все ребята экспериментальной группы так легко выстраивают диалог и умеют быстро и собрано давать ответы на постеленные вопросы. Они с большим удовольствием рассказывают, и описывать предметы, которые они бы отнесли к природе. Некоторые дети, при проведении методики, признались, что они с родителями каждую неделю на выходных ходят в парк. Именно поэтому, дети с удовольствием описывали деревья, кустарники, прочие объекты окружающей среды. Во всех ребятах очень высок уровень стремления узнавать что-то новое.

Следующий мотивационно-поведенческий элемент проводимой методики был направлен на определение чувств детей при обращении к природе. На данном этапе ребята, при ответе на такой вопрос, как «что вы чувствуете при обращении к природе» дети терялись. Многим из них было тяжело признаваться в своих чувствах. В контрольной группе ребята так же испытывали проблемы с ответами на поставленные в ходе проведения методики вопросы. Самым сложным для ребят был вопрос об описании их чувств.

При ответе на вопросы о своих чувствах, возникающих при наблюдении за красивыми явлениями ребята, зачастую, разводили руками не в силах описать свои эмоции.

Сложности с ответами возникли и на последнем - поведенческо-деятельностном компоненте. Дети при описании природы, с трудом дали ответ для чего она нужна. За то очень быстро сообразили, как за ней ухаживать, что нужно делать и как заботится.

В ходе констатирующего этапа было определено, что сосредоточенность, концентрация внимания на изучаемом объекте, теме проявлялась у очень небольшого процента исследуемых детей как контрольной, так и экспериментальной группы.

Средний показатель развития познавательного интереса, выявленный по данным критериям составляет от 3,5% до 4%.

По результатам наблюдения приходим к выводу, что уровень развития познавательного интереса детей контрольной и экспериментальной группы - очень низкий. Проведённая диагностика показала, что у исследуемых групп детей преобладает средний уровень сформированности познавательного интереса к природе.

Проведённая ранее диагностика показала, что исследуемых групп детей преобладает средний уровень сформированности познавательного интереса к природе. При этом требуется дополнительная работа, направленная на развитие познавательного интереса.

Основным фактором, который способствует развитию интеллектуальной активности детей, является природа. Именно, поэтому необходимо выстраивать такую организацию познавательной деятельности, при которой развитие познавательного интереса будет осуществляться через природу.

Основным инструментом при этом стал экологический дневник. При этом использовали разработки следующих авторов: Н.О. Никоновой, М.И. Талызиной «Экологический дневник дошкольника» разработаны по сезонам и с учетом возрастных особенностей; О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», для практических занятий с детьми разных возрастных групп педагогами ДОУ и родителями детей дошкольников.

Для развития познавательного интереса были организованны дополнительные занятия с применением экологического дневника, направленные на развитие познавательного интереса, которые были организованны только для детей экспериментальной группы. Дети контрольной группы продолжили заниматься по плану дошкольного учреждения.

В течение восьми месяцев с сентября по апрель в экспериментальной группе проводилось исследование, целью которого было формировать познавательного интереса к природе у детей средствами экологического дневника.

Для работы направленной на развитие познавательного интереса к природе у экспериментальной группы был разработан перспективный план, состоящий из целенаправленных занятий. Все занятия заканчивались заполнением экологического дневника и выполнением заданий из него. Ведение дневника способствовало решению задач развития познавательного интереса у старших дошкольников, рассчитанное на весь учебный год и затрагивающее разные виды деятельности (наблюдение, элементы экспериментирования, логические задания, развивающие игры, работу с народными приметами, знакомство с художественным словом).

Особое внимание уделяется самостоятельности детей в ведении и заполнении дневника наблюдений за природой. Это пособие состоит из 4-х тетрадей дневников: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Структура пособия подчинена логике учебного года и одновременно логике сезонных изменений в природе. Поэтому работа с пособием начинается с осени. Работу с каждым дневником мы ввели регулярно. Это способствовало вырабатыванию привычки, а затем и потребность наблюдать, интерес к исследовательской деятельности, в результате чего ребенок приобретает грамотную систему экологических представлений.

При проведении занятий много внимания обращалось именно на получение эмоционального ответа детей, обучение их умению наблюдать, анализировать.

Важной для формирования у детей познавательного интереса к природе, стало занятие на тему «Следы птиц». Поставленная в ходе занятия цель была направлена на ознакомление детей с разнообразием птиц, обитающих в городских парках и определения и их следов. На этой экскурсии отличился Амирхан, который быстро и верно определял следы не только всем известных голубей, но и сорок и синиц.

Очень понравилось детям задание на тему «Разноцветные облака в разноцветном небе», которое было организованно в марте. Целью его стало предоставление возможности понаблюдать за мартовским небом, причудливостью облаков. На экскурсии мы определяли, что такое облако, небо. Рассматривали особенности окрашивания неба. Определяли причину. Почему это происходит. Узнавали, как меняется солнце весной.

Выводы. Итак, проведённая ранее диагностика показала, что исследуемых групп детей преобладает средний уровень сформированности познавательного интереса к природе. Для работы направленной на

формирование эстетического отношения к природе у экспериментальной группы был разработан перспективный план, состоящий из целенаправленных занятий с применением экологического дневника.

Экологический дневник дошкольника, предназначен для использования воспитателями детских садов и родителями старших дошкольников и позволит организовать регулярное и целенаправленное обращение к природе для экологического образования мальчиков и девочек дошкольного возраста, реализовать личностно-ориентированную технологию в организации деятельности, направленной на экологическое освоение мира природы.

Литература:

1. Аблитарова А.Р., Ревинская Н.А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 107-110.

2. Воронкевич О.Н. Добро пожаловать в экологию. СПб.: Детство-Пресс, - 2018. - 124 с.

3. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Методы активизации познавательной деятельности, С.-Пб.: Знание, 2016. - С. 89.

4. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-7 лет. Серия «Экологическое воспитание в детском саду». Мозаика-синтез; М.: 2014. - 108 с.

5. Никонова Н.О. Экологический дневник дошкольника. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2016. - 16 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ

ПРОЦЕССУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации детей начальных классов в период перехода в основную школу. Авторами изучена проблема профилактики трудностей адаптации пятиклассников при переходе из начального в среднее звено образовательного процесса. Проведен эксперимент.

Ключевые слова: начальная школа, адаптация, дезадаптация, дискомфорт, риск, успеваемость, тревожность, конфликт, эмоциональное напряжение, познание, диагностика.

Annоtation. The article deals with the problem of adaptation of primary school children during the transition to basic school. The authors studied the problem of preventing adaptation difficulties in fifth-graders during the transition from primary to secondary education process. An experiment was conducted.

Keywords: primary school, adaptation, maladjustment, discomfort, risk, academic performance, anxiety, conflict, emotional stress, cognition, diagnosis.

Введение. Адаптация учащихся к средней школе является одним из видов учебной адаптации. Под адаптацией обучения учащегося при переходе от начальной школы к средней школе, мы понимаемя процесс взаимодействия личности учащегося пятого класса с образовательной средой начальной школы, в результате которого устанавливается оптимальное соответствие.

Опыт показывает, что речь у перехода детей из начальной школы в основную, тяжелый и переходный период. Отличающийся тем, что многие школьники испытывают эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, которая в свою очередь усложняет учебно-воспитательный процесс. Наблюдается, снижение успеваемости школьников, увеличивается школьная тревожность, падает интерес к учению и к школе вообще, дети становятся конфликтными и напряженными.

В связи виды с этим было подготовлено быть и проведено базе экспериментальное исследование по изучению профилактики трудностей адаптации пятиклассников при переходе из начального в среднее звено образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Эксперимент речи является была одним речи из основных всех методов роли научного быть познания дети вообще, педагогического речи исследования речи в частности. В его процедуре быть выделяют речи этап подготовки, проведения форм эксперимента, анализа речи результатов эксперимента этап и этап выработки этап практических один рекомендаций фазы и программы речи их внедрения.

Для изучения этапуровня адаптации пятиклассников к основной школе, с учетом этом специфики силе поставленных коем нами задач, было необходимо речь выявить речи наиболее речи надежные себя способы руки изучения коре этой проблемы.

Подбор лишь диагностических двух материалов темп для экспериментального речи исследования речи производился этом с расчетом быть на получение силе с помощью речи этих средств выше данных, позволяющих речь проверить выше выдвинутую были гипотезу.

Экспериментальное речи исследование была проводилось слух в одной из школ г. Набережные Челны. В эксперименте учавствовали учащиеся 5А и 5Б класса, общая численность выборки составила 50 человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В начале исследования был проведен констатитрующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента - организация и проведение диагностического исследования адаптированности пятиклассников к основной школе.

Как показывают данные, в экспериментальной и контрольной группе в начале учебного года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.