Научная статья на тему 'ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
468
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ДИСКОМФОРТ / РИСК / УСПЕВАЕМОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / КОНФЛИКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ / ПОЗНАНИЕ / ДИАГНОСТИКА / PRIMARY SCHOOL / ADAPTATION / MALADJUSTMENT / DISCOMFORT / RISK / ACADEMIC PERFORMANCE / ANXIETY / CONFLICT / EMOTIONAL STRESS / COGNITION / DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Галич Татьяна Николаевна, Нуриева Алеся Радиевна

В статье рассматривается проблема адаптации детей начальных классов в период перехода в основную школу. Авторами изучена проблема профилактики трудностей адаптации пятиклассников при переходе из начального в среднее звено образовательного процесса. Проведен эксперимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Галич Татьяна Николаевна, Нуриева Алеся Радиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF DIFFICULTIES OF ADAPTATION OF CHILDREN TO THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE BASIC SCHOOL

The article deals with the problem of adaptation of primary school children during the transition to basic school. The authors studied the problem of preventing adaptation difficulties in fifth-graders during the transition from primary to secondary education process. An experiment was conducted.

Текст научной работы на тему «ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

формирование эстетического отношения к природе у экспериментальной группы был разработан перспективный план, состоящий из целенаправленных занятий с применением экологического дневника.

Экологический дневник дошкольника, предназначен для использования воспитателями детских садов и родителями старших дошкольников и позволит организовать регулярное и целенаправленное обращение к природе для экологического образования мальчиков и девочек дошкольного возраста, реализовать личностно-ориентированную технологию в организации деятельности, направленной на экологическое освоение мира природы.

Литература:

1. Аблитарова А.Р., Ревинская Н.А. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема / Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2016. - С. 107-110.

2. Воронкевич О.Н. Добро пожаловать в экологию. СПб.: Детство-Пресс, - 2018. - 124 с.

3. Кругликов В.Н., Платонов Е.В., Шаранов Ю.А. Методы активизации познавательной деятельности, С.-Пб.: Знание, 2016. - С. 89.

4. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-7 лет. Серия «Экологическое воспитание в детском саду». Мозаика-синтез; М.: 2014. - 108 с.

5. Никонова Н.О. Экологический дневник дошкольника. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2016. - 16 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ПРОФИЛАКТИКА ТРУДНОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ

ПРОЦЕССУ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема адаптации детей начальных классов в период перехода в основную школу. Авторами изучена проблема профилактики трудностей адаптации пятиклассников при переходе из начального в среднее звено образовательного процесса. Проведен эксперимент.

Ключевые слова: начальная школа, адаптация, дезадаптация, дискомфорт, риск, успеваемость, тревожность, конфликт, эмоциональное напряжение, познание, диагностика.

Annоtation. The article deals with the problem of adaptation of primary school children during the transition to basic school. The authors studied the problem of preventing adaptation difficulties in fifth-graders during the transition from primary to secondary education process. An experiment was conducted.

Keywords: primary school, adaptation, maladjustment, discomfort, risk, academic performance, anxiety, conflict, emotional stress, cognition, diagnosis.

Введение. Адаптация учащихся к средней школе является одним из видов учебной адаптации. Под адаптацией обучения учащегося при переходе от начальной школы к средней школе, мы понимаемя процесс взаимодействия личности учащегося пятого класса с образовательной средой начальной школы, в результате которого устанавливается оптимальное соответствие.

Опыт показывает, что речь у перехода детей из начальной школы в основную, тяжелый и переходный период. Отличающийся тем, что многие школьники испытывают эмоциональный дискомфорт и увеличивается риск школьной дезадаптации, которая в свою очередь усложняет учебно-воспитательный процесс. Наблюдается, снижение успеваемости школьников, увеличивается школьная тревожность, падает интерес к учению и к школе вообще, дети становятся конфликтными и напряженными.

В связи виды с этим было подготовлено быть и проведено базе экспериментальное исследование по изучению профилактики трудностей адаптации пятиклассников при переходе из начального в среднее звено образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Эксперимент речи является была одним речи из основных всех методов роли научного быть познания дети вообще, педагогического речи исследования речи в частности. В его процедуре быть выделяют речи этап подготовки, проведения форм эксперимента, анализа речи результатов эксперимента этап и этап выработки этап практических один рекомендаций фазы и программы речи их внедрения.

Для изучения этапуровня адаптации пятиклассников к основной школе, с учетом этом специфики силе поставленных коем нами задач, было необходимо речь выявить речи наиболее речи надежные себя способы руки изучения коре этой проблемы.

Подбор лишь диагностических двух материалов темп для экспериментального речи исследования речи производился этом с расчетом быть на получение силе с помощью речи этих средств выше данных, позволяющих речь проверить выше выдвинутую были гипотезу.

Экспериментальное речи исследование была проводилось слух в одной из школ г. Набережные Челны. В эксперименте учавствовали учащиеся 5А и 5Б класса, общая численность выборки составила 50 человек.

В начале исследования был проведен констатитрующий эксперимент.

Цель констатирующего эксперимента - организация и проведение диагностического исследования адаптированности пятиклассников к основной школе.

Как показывают данные, в экспериментальной и контрольной группе в начале учебного года

преобладает средняя школьная мотивация: 40% и 36% соответственно. Это свидетельствует о том:

- что у детей наблюдается частичная адаптация к учебно-воспитательному процессу в основной школе;

- они не испытывают отрицательных и негативных эмоций по отношению к школьному обучению, усваивает программу и понимает учебный материал;

- у них неплохие отношения с коллективом и учителями, но у этих школьников не сформированы познавательные мотивы и школа их интересует исключительно вне учебной деятельностью, учебный процесс и получение знаний им не так интересно, как общение со сверстниками. Вместе с тем они требуют контроля со стороны педагогов.

8% и 4% пятиклассников экспериментальной и контрольной группы соответственно имеют высокий уровень школьной мотивации, 28% и 36% пятиклассников контрольной группы имеют хорошую школьную мотивацию. Это говорит о том, что на начало учебного года при переходе из начальной в основную школу дети хорошо адаптировались, у них наблюдается положительное отношение к школе, сформированы познавательные мотивы. Учебный материал эти дети легко усваивают, проявляют самостоятельность в учебном процессе, выполняют поручения педагогов, занимают благоприятное положение в группе сверстников.

У 16% пятиклассников экспериментальной и 24% пятиклассников контрольной группы выявлен низкий уровень школьной мотивации. Это говорит о том, что эти дети отрицательно относятся к школе и к учебному процессу в целом, успеваемость у них низкая, они часто не усваивают материал, нарушают дисциплину.

У 8% школьников экспериментальной группы выявлена дезадаптация, крайне негативное состояние школьников, требующее неотложной помощи со стороны педагогов, психологов. Эти дети не усваивают учебный материал, крайне негативно относятся к школе, общение со сверстниками и учителями у них неблагоприятное, в целом они не хотят посещать школу.

Таким образом, в начале эксперимента выявлены практически одинаковые результаты исследования школьной мотивации у пятиклассников экспериментальной и контрольной группы.

У детей наблюдается средняя школьная мотивация, выявлены два дезадаптированных ученика с негативной мотивацией, лишь меньше половины испытуемых хорошо адаптировались при переходе в среднее звено и у них выявлена хорошая или высокая школьная мотивация.

Эмоциональное отношение к школе в экспериментальной и контрольной группе:

Я испытываю в школе Экспериментальная группа Контрольная группа

Спокойствие 20% 16%

Усталость 48% 60%

Скуку 20% 28%

Радость 24% 20%

Уверенность в себе 8% 8%

Беспокойство 28% 20%

Раздражение 40% 48%

Чувство унижения 4% 0%

Страх 60% 64%

Благодарность 16% 20%

Симпатию к учителям 20% 24%

Желание приходить сюда 20% 12%

По данным, представленным в таблице, можно сказать, что в экспериментальной и контрольной группе пятиклассники испытывают страх, находясь в школе: 60% и 64% соответственно.

Также в контрольной группе выражена усталость у детей (60%) и раздражение (48%). В экспериментальной группе усталость испытывают 48% детей и раздражение 40% испытуемых.

Радость от посещения школы испытывают минимум пятиклассников, в экспериментальной группе - это 24% учеников, в контрольной группе - 20% испытуемых. Не хотят посещать школу многие школьники экспериментальной и контрольной группы: 80% и 88% соответственно.

Таким образом, было выявлено, что негативные чувства к школе превалируют над положительными как в экспериментальной, так и в контрольной группе в начале эксперимента. Это говорит о недостаточной адаптации пятиклассников.

В результате обработки данных метода экспертной оценки, было выявлено, что большинство пятиклассников экспериментальной и контрольной группы прошли адаптацию успешно: в зоне адаптации находятся 64% испытуемых экспериментальной группы и 76% контрольной группы.

Это свидетельствует о положительном отношении детей к школе, об адекватно воспринимаемых ими школьных требований, об хорошей успеваемости и дисциплине детей, о сформированности у них познавательных мотивов.

В зоне неполной адаптации находятся 28% испытуемых экспериментальной группы и 24% контрольной группы.

У данных детей школа не вызывает отрицательных эмоций, но у них не сформированы познавательные мотивы, для них школа больше развлечение, чем учебный процесс.

Неадаптированных пятиклассников не выявлено в контрольной группе, в экспериментально группе выявлено два человека в зоне дезадаптации. У этих учеников наблюдается отрицательное отношение к школе, иногда даже крайне негативное. У них низкая работоспособность, низкая успеваемость и дисциплина.

Выводы констатирующего эксперимента:

В начале эксперимента выявлены практически одинаковые результаты исследования.

По трем методикам, направленных на выявление уровня школьной адаптации у пятиклассников экспериментальной и контрольной группы.

1. У пятиклассников выявлена средняя школьная мотивация, выявлены два дезадаптированных ученика с негативной мотивацией, лишь меньше половины испытуемых хорошо адаптировались при переходе в среднее звено и у них выявлена хорошая или высокая школьная мотивация.

2. У многих пятиклассников в начале эксперимента выражены отрицательные эмоции к школе. Дети испытывают такие чувства, как страх, раздражение, усталость. Радость от посещения школы испытывают минимум пятиклассников, не хотят посещать школу многие школьники экспериментальной и контрольной группы.

Негативные чувства к школе превалируют над положительными, что говорит о недостаточной адаптации пятиклассников.

3. По мнению педагогов, многие пятиклассники смогли адаптироваться к основной школе в начале учебного года. Выявлено два неадаптированных школьника.

Таким образом, можно сделать вывод о среднем уровне адаптации у пятиклассников, многие дети смогли адаптироваться к основной школе при переходе из начальной школы.

У данных детей школа не вызывает отрицательных эмоций, но у них не сформированы познавательные мотивы, для них школа больше развлечение, чем учебный процесс. Многие пятиклассники испытывают страх, раздражение, усталость при посещении школы. Радость от посещения школы испытывают минимум пятиклассников.

Анализ результатов констатирующего эксперимента предопределил необходимость проведения формирующего эксперимента.

При разработке формирующего эксперимента были использованы рекомендации Р.В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе» и В.В. Петрусинского «Игры, обучение, тренинг, досуг».

Была разработана программа профилактики дезадаптации пятиклассников в период перехода из начальной школы в основную школу.

Формирующий эксперимент проводился в трех направлениях:

1. Работа с педагогами, классными руководителями пятых классов (доклад на тему: «Трудности адаптации к учебно-воспитательному процессу в основной школе пятиклассника». В конце даны рекомендации для педагогов и классных руководителей 5-классов. А также, представлены результаты констатирующего эксперимента в виде презентации).

2. Работа с родителями (родительское собрание на тему «Адаптация пятиклассников к основной школе». Были даны рекомендации для родителей, проведена ролевая игра «Услышать ребенка» и проведено анкетирование родителей).

3. Работа с пятиклассниками (10 профилактических занятий со школьниками, с целью предупреждения школьной дезадаптации в основной школе 2 раза в неделю).

Данная программа включала в себя совместную работу психолога, классного руководителя и учителей-предметников в начале обучения в пятом классе.

После завершения профилактической программы, составляется итоговый отчет, содержащий результаты первичного и вторичного диагностического исследования, выводы о проделанной работе.

Таким образом, проведение профилактической работы с пятиклассниками в период их перехода из начальной школы в основное звено, будет эффективно сказываться на их психологическом благополучии и физиологическом здоровье.

Пятиклассники быстрее адаптируются к новым учебным условиям основной школы, будут посещать школу с удовольствием и не бояться ее, стремится к знаниям.

Педагоги и родители получат знания о трудностях адаптационного периода пятиклассников и станут более компетентными в этом вопросе.

Для подтверждения эффективности проведенной работы было организовано и проведено повторное диагностическое исследование уровня адаптации (дезадаптации) пятиклассников.

Для выявления эффективности проведенной профилактической работы по устранению трудностей адаптации пятиклассников к учебно-воспитательному процессу в соновной школе было проведено повтороное контрольное диагностическое исследование уровня адаптированности с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.

В конце эксперимента были получены результаты, отличающиеся от результатов констатирующего эксперимента, что говорит о динамике развития и положительном сдвиге в развитии школьной мотивации в результтате профилактической работы по дезадаптации пятиклассников.

Произошел рост показателей, и если сравнивать результаты с предыдущем исследованием, то можно отметить уменьшение количества дезадаптированных детей до 0%, с низкой школьной мотивацией на 4%; увеличение количества детей с высокой школьной мотивацией на 4%, с хорошей школьной мотивацей на 12%.

Если сравнивать результаты контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группе, также можно увидеть различия в результатах школьной мотивации. С хорошей школьной мотивацией в экспериментальной группе больше детей, чем в контрольной группе на 4%, с низкой мотивацией в экспериментальной группе меньше детей, чем в контрольной группе на 8%, с высокой мотивацией одинаковое количество испытуемых.

В конце эксперимента были получены результаты, отличающиеся от результатов констатирующего эксперимента по методике «Что я чувствую к школе», что говорит о динамике развития и положительном сдвиге в эмоциональном отношении к школе в результтате профилактической работы по дезадаптации пятиклассников.

Произошел рост показателей, и если сравнивать результаты с предыдущем исследованием, то можно отметить уменьшение количества детей, испытывающих страх к школе на 36%, испытывающие усталость и раздражение на 24%. При этом увеличилось количество детей, желающих посещать школу на 40%, испытывающие радость от посещения школы на 16%, спросокйствие на 12%, уверенность в себе на 16%, благодарность на 8%, симпатию к учителям на 12%.

Если сравнивать результаты контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группе, также можно увидеть различия в результатах исследования эмоционального отношения к школе. Пятиклассников экспериментальной группы, испытывающих желание посещать школу, на 40% больше, чем детей контрольной группы. На 16% больше испытуемых экспериментальной группы, испытывающих радость

от посещения школы, чем в контрольной группе. Они также в большей степени испытывают симпатию к учителям, чем дети контрольной группы, результат отличается на 16%.

Дети контрольной группы в большей степени испытывают усталость от школы, это чувство преобладает в контрольной группе на 36%, чем в экспериментальной группе. Также для пятиклассников контрольной группы присуще раздражение, чем для пятиклассников экспериментальной группы, результат отличается на 28%. Пятиклассников контрольной группы, испытывающих страх от школы, на 24% больше, чем детей экспериментальной группы с этим же чувством.

В конце эксперимента были получены результаты, отличающиеся от результатов констатирующего эксперимента в методе экспертной оценки, что говорит о динамике развития и положительном сдвиге в развитии адаптированности пятиклассников к среднему звену в результтате профилактической работы по дезадаптации пятиклассников.

Произошел рост показателей, и если сравнивать результаты с предыдущем исследованием, то можно отметить уменьшение количества дезадаптированных детей до 0%, с неполной адаптацией на 12%; увеличение количества адаптированных детей на 20%.

Если сравнивать результаты контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группе, также можно увидеть различия в результатах адаптированности. Адаптированных детей в экспериментальной группе больше на 8%, чем в контрольной группе, частично адаптированных детей в экспериментальной группе меньше на 8%, чем в контрольной группе. Дезадаптированных детей не выявлено.

В конце эксперимента после проведения профилактической работы по снижению дезадаптированных пятиклассников были выявлены существенные изменения в уровне их адаптированности к основной школе. Если в начале года были отмечены средняя школьная мотивация, дети испытывали страх, раздражение, усталость и не хотели посещать школу.

А также были выявлен дезадаптированные дети и дети с частичной адаптацией, то после проведения профилактической работы по устранению трудностей адаптации пятиклассников к учебно-воспитательному процессу в основной школе школьная мотивация повысилась, возросли положительные эмоции к школе, появилось желание посещать школу, уменьшилось количество детей с частичной адаптацией, а количество деазадаптированных детей снизилось до 0.

В контрольной же группе, где профилактическая работа не проводилась, к концу эксперимента произошли незначительные изменения.

Выводы. Таким образом, сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа можно сделать вывод: профилактическая работа по устранению трудностей адаптации пятиклассников к основной школе привела к положительным количественным и качественным изменениям. Повторная диагностика подтвердила, что в конце эксперимента были получены результаты, отличающиеся от результатов констатирующего эксперимента, что говорит о положительной динамики адаптированности пятиклассников.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Артюхова И., Дереклеева Н., Савченко М. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе // Школьный психолог. - 2005. - №12. - С. 25-28.

2. Дмитриева П.В. Диагностика социальной адаптации пятиклассников к изменившимся условиям обучения // Молодой ученый. -2014. №3. - С. 784-786.

3. Зеленая Л.В. Проблема адаптации в педагогической психологии // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 43-45.

4. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. Волгоград: Учитель, 2010. - 238 с.

5. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, - 2010. - 368 с.

6. Сергачева О.С. Система работы классного руководителя по адаптации пятиклассников // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 230-237.

7. Шкуричева Н.А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 15-19.

Педагогика

УДК 372

кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В УДО

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативная компетентность - это сложная, многоплановая деятельность. Такая деятельность требует определенных навыков, дети старшего дошкольного возраста овладевают ими в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Проведено исследование по проблеме. Для диагностики коммуникативной компетенции были использованыметодики Ж. Пиаже; А.Г. Асмолова, О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой; А.И. Захарова, О.В. Дыбиной.

Ключевые слова: компетенция, коммуникация, диагностика, социальный опыт, формирование, деятельность, дошкольный возраст, речевые навыки, умственная деятельность.

Annotation. The article deals with the problem of the formation of communicative competence in older

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.