УДК 371.7
Воскрекасенко Ольга Александровна
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Пензенского государственного университета
АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ: ОСОБЕННОСТИ, ФАКТОРЫ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОСТИ
Voskrekasenko Olga Aleksandrovna
D.Phil. in Education Science, Associate Professor, Professor, Pedagogy and Psychology Department, Penza State University
ADAPTATION OF FIFTH GRADERS: FEATURES, FACTORS, PEDAGOGICAL ATTENTION TO SUCCESS
Аннотация:
В статье раскрываются сущность и особенности адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в основную. Показана детерминированность сложности протекания адаптации совпадением во времени внешнего и внутреннего кризисов, связанных с изменением образовательной ситуации и вступлением пятиклассников в младший подростковый возраст. Представлены показатели готовности обучающихся к переходу в основную школу и факторы, определяющие его эффективность. Раскрывается роль целенаправленной деятельности по педагогическому обеспечению успешной адаптации пятиклассников. Характеризуются основные направления и содержание процесса педагогического обеспечения адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в основную. Указан комплекс пропедевтических мероприятий, проводимых в четвертом классе. Характеризуется работа субъектов педагогического обеспечения адаптации обучающихся, осуществляемая непосредственно в пятом классе.
Ключевые слова:
адаптация, дезадаптация, педагогическое обеспечение, обучающиеся, основная школа
Summary:
The paper reveals the essence and features of adaptation of students during the transition to the fifth grade. The determination of the complexity of the course of adaptation is shown by the coincidence in time of external and internal crises associated with changes in the educational situation and the entry of fifth-graders into the younger adolescent age. The indicators of students' readiness to transfer to basic school and factors determining its effectiveness are presented. The role of purposeful activity in pedagogical attention to successful adaptation of fifth-graders is revealed. The main directions and content of the process of pedagogical attention to adaptation of students during the transition to the fifth grade are characterized. A complex of propaedeutic measures carried out in the fourth grade is listed. The work of the subjects of pedagogical attention to adaptation of students, carried out directly in the fifth grade, is characterized.
Keywords:
adaptation, maladjustment, pedagogical attention, students, basic school
Переход обучающихся из начальной школы в основную многие исследователи традиционно относят к кризисным периодам в жизни школьника, связанным с необходимостью мобилизации его адаптационного потенциала и осуществления системы мероприятий по педагогическому обеспечению успешной адаптации пятиклассников. Школьная практика подтверждает выводы ученых о том, что в этом возрасте обучающиеся переживают адаптационную ситуацию, близкую к той, которая уже была в первом классе (А.В. Абросимова, С.Г. Ахмерова, Н.Б. Буланова, Н.Ю. Дёмина, Е.В. Леонова, Н.В. Литвиненко, Т.В. Луговская, В.В. Николаева, И.Н. Сахарова, Е.Б. Терещенко, А.А. Фролов, Е.М. Чепракова и др.).
Под адаптацией пятиклассника в научных исследованиях понимается «многосторонний активный процесс вхождения школьника в новую социальную ситуацию развития, детерминированный объективными ... и субъективными .... факторами и содействующий формированию адекватных требованиям образовательной среды способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью как социально значимой, на эффективное взаимодействие с субъективно новой для школьника социальной средой, определяющей его дальнейшее личностное и социальное развитие» [1, с. 8].
Сложность адаптационной ситуации для пятиклассника детерминирована, по мнению целого ряда исследователей (Н.В. Литвиненко, Ю.А. Рябчука, А.А. Фролова, Г.А. Цукермана, Е.М. Чепраковой и др.), совпадением во времени «внешнего» и «внутреннего» кризисов. «Внешний» кризис связан с существенными переменами в укладе школьной жизни обучающегося, с трансформацией образовательной ситуации. «Внутренний» кризис связан с возрастными изменениями, преодолением целого ряда противоречий, формированием психических новообразований, характерных для подросткового возраста, распадом старых и построением новых связей и отношений.
Внешние изменения образовательной ситуации, вызывающие напряжение адаптационного потенциала пятиклассника, выражаются в возрастании по сравнению с начальной школой учебной нагрузки, интенсивности деятельности, темпов работы; увеличении в процентном отношении самостоятельной работы как в классе, так и дома; появлении новых форм организации учебной деятельности и новых требований к ней; расширении круга школьных предметов и методик их преподавания; необходимости установления контактов с новыми учителями-предметниками и классным руководителем; утверждении нового статуса в формирующемся ученическом коллективе и др.
Вышеназванные изменения внешних условий по времени совпадают с внутренними -вступлением в подростковый возраст, что, в свою очередь, осложняет процесс адаптации. Пятиклассник не просто подросток - он младший подросток. Подростковый период неоднороден и включает в себя три стадии. Первую стадию подросткового возраста Д.И. Фельдштейн называет локально-капризной, с характерной для нее актуализацией потребности в признании взрослыми, отношения с которыми часто обостряются. Так, одно из ключевых психических новообразований данного возраста - возникновение у подростка «чувства взрослости» - содержит в себе целый ряд психолого-педагогических противоречий (между ощущением себя взрослым и объективным положением пятиклассника, его официальным статусом; противоречия в отношениях со взрослыми и др.). Эти противоречия являются одной из традиционных причин возникновения конфликтных ситуаций в системах взаимодействия «учитель - ученик» и «ребенок - родитель», осложняя процесс социально-психологической адаптации обучающихся.
Помимо формирования у младших подростков чувства взрослости, на характер протекания адаптационных процессов значимое влияние оказывает смена ведущего вида деятельности с учебно-познавательной на общение. Как показывают исследования (Л.И. Божович, Т.В. Драгуно-вой, Н.В. Литвиненко, Е.В. Новиковой, Д.Б. Эльконина и др.), общение пятиклассника со сверстниками становится существенным фактором его психического развития, а желание занять определенное положение в классном коллективе - ведущей потребностью. Для пятиклассников общение со сверстниками часто приобретает большую ценность, чем традиционное общение с родителями. Это сказывается на мотивации к учебной деятельности, изменении отношения к ней, что не может не вызывать целый ряд проблем во взаимодействии с учителями-предметниками, классным руководителем, родителями.
Все, что связано с социальной ситуацией развития младшего подростка, оказывает влияние на протекание адаптационных процессов. В связи с этим часто много внимания педагоги, работающие с данной возрастной группой, уделяют социально-психологической составляющей адаптации, выводя на первый план в своей непосредственной практической деятельности по педагогическому обеспечению адаптации пятиклассников формирование их коммуникативных и эмоционально-волевых качеств. С этой целью достаточно часто используются тренинговые занятия, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков, нормализацию эмоционально-волевой сферы, коррекцию тревожных состояний и др.
В противоположность описанному выше подходу, ряд исследователей (Е.А. Овсяникова, О.Е. Панич, А.А. Фролов, М.Ю. Худаева, Е.М. Чепракова, Л.А. Ясюкова и др.) считают, что социальная составляющая дезадаптации пятиклассников является вторичной [2]. Первостепенные затруднения, по их мнению, обучающиеся пятых классов испытывают, в первую очередь, осваивая предметное содержание учебного материала. В связи с этим главное внимание в педагогическом обеспечении успешной адаптации пятиклассников необходимо уделить преодолению недостатков в уровне сформированности у них базовых, закладываемых в начальной школе учебных навыков, а также интеллектуальных способностей.
Описанные выше особенности младшего подросткового возраста обусловливают специфику протекания у пятиклассников процессов социально-психологической и учебной адаптации.
Успешность адаптации пятиклассников к новым условиям во многом определяется их готовностью к обучению в основной школе. Однако далеко не все выпускники начальной школы должным образом подготовлены к переходу на новую ступень. В связи с этим А.А. Шарамко выделяет составляющие такой готовности. Среди них:
«- сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
- сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).
- качественно новый, более взрослый тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
- эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
- личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе» [3, с. 147].
Степень успешности адаптации обучающихся пятых классов детерминирована комплексом внешних и внутренних факторов [4]. В ряду внутренних факторов можно выделить следующие: общее состояние здоровья обучающегося, его эмоционально-психологическую устойчивость, степень интеллектуального развития, навыки саморегуляции и самоконтроля, высокую работоспособность, самодисциплину и ответственность, развитые коммуникативные способности, а также сфор-мированность компонентов учебной деятельности и внутренней мотивации к ней. В ряду внешних факторов, оказывающих влияние на эффективность протекания адаптационных процессов у пятиклассников, выделяются: социально-экономические и психолого-педагогические характеристики семьи школьника; особенности образовательной среды общеобразовательной организации, ее психологическая комфортность; профессиональная компетентность учителей-предметников и классного руководителя, согласованность их действий; возможность для творческой самореализации обучающегося как в процессе учебной деятельности, так и во внеучебной деятельности и др.
Учет перечисленных факторов открывает возможность для целенаправленной организации деятельности по педагогическому обеспечению адаптации пятиклассников, целью которой выступает создание предпосылок для их успешной учебной и социально-психологической адаптации в основной школе. При этом речь идет не только о предпосылках успешной адаптации в пятом классе, но и о перспективах дальнейшего личностного развития и психологического благополучия.
Педагогическое обеспечение адаптации школьников данной возрастной группы включает в себя: систему подготовительных мероприятий в четвертом классе; непосредственное сопровождение адаптации пятиклассников.
В четвертом классе целесообразно проведение следующей пропедевтической работы.
1. Проведение методического объединения с участием завучей начальной и основной школы, учителей-предметников четвертых классов, школьного психолога, социального педагога и представителей родительского комитета с целью разработки комплексной программы подготовки обучающихся к переходу из начальной школы в основную.
2. Осуществление школьным психологом системы психодиагностических исследований четвероклассников и составление на основе анализа полученных результатов психолого-педагогических карт на обучающихся, в которых должны найти свое отражение как личностные и характерологические особенности ребенка, так и особенности семейного воспитания и взаимодействия со сверстниками.
3. Проведение комплекса мероприятий, включающих в себя участие четвероклассников в культурно-массовых мероприятиях совместно со старшими школьниками, встречи и беседы с будущими учителями-предметниками, организацию экскурсий по средней школе и знакомство с кабинетной системой и др.
Система подготовительных мероприятий создает предпосылки к успешному осуществлению непосредственной деятельности по педагогическому обеспечению адаптации пятиклассников и включает в себя:
1) ознакомление будущего классного руководителя и учителей-предметников с психолого-педагогическими картами на обучающихся, особенностями класса, его традициями и ставшим привычным стилем педагогического взаимодействия между обучающимися и учителем начального звена;
2) собрание психолого-педагогического консилиума с участием завуча по учебно-воспитательной работе, учителя, работавшего с пятиклассниками в начальной школе, новых учителей-предметников, социального педагога, школьного психолога и других специалистов;
3) консультирование школьным психологом учителей-предметников и классных руководителей по вопросам психолого-педагогического сопровождения адаптации пятиклассников;
4) осуществление психолого-педагогической диагностики уровня адаптированности пятиклассников и выделение на ее основе «группы риска»;
5) оказание социально-педагогической и психолого-педагогической поддержки обучающимся с выявленным в ходе диагностики низким уровнем адаптированности;
6) осуществление учителями-предметниками в первые месяцы обучения оценочной деятельности в авансирующем ключе с обязательным подробным разъяснением обучающимся принципов постановки той или иной отметки;
7) учет учителями-предметниками при выборе стратегии педагогического взаимодействия с пятиклассниками смены ведущего вида деятельности обучающегося с учебной на общение и, как следствие, снижение учебной мотивации;
8) работа классного руководителя по сплочению обучающихся в коллектив и формированию благоприятного психологического климата в нем;
9) проведение классным руководителем системы разъяснительной работы с родителями по раскрытию им возрастных особенностей младших подростков, а также особенностей протекания у них адаптационных процессов.
Таким образом, переход обучающихся из начальной школы в основную является сложной адаптационной ситуацией, детерминированной совпадением во времени «внешнего» и «внутреннего» кризисов. Понимание особенностей протекания адаптационного процесса у пятиклассников, факторов, определяющих его эффективность, позволяет выстроить полисубъектную систему деятельности по педагогическому обеспечению адаптации обучающихся как условие успешной учебной деятельности и психологического благополучия личности.
Ссылки:
1. Литвиненко Н.В. Адаптация школьников к образовательной среде в критические периоды развития : автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. Самара, 2009. 47 с.
2. Худаева М.Ю., Панич О.Е., Овсяникова Е.А. Особенности адаптации к школе пятиклассников с разным уровнем сформированности новообразований психики // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56 (10). С. 343-350 ; Чепракова Е.М., Фролов А.А. Педагогическая технология адаптации учащихся к предметному образованию в основной школе // Образование и наука. 2015. № 6 (125). С. 21-38.
3. Шарамко А.А. Особенности адаптации младших школьников в основной школе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7 (10). С. 146-148.
4. Леонова Е.В. Внешние и внутренние факторы адаптации учащихся к обучению в основной школе // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 5. С. 79-83.
Редактор: Фетисова Ирина Викторовна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович