Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение четвероклассников при переходе в основную школу'

Психолого-педагогическое сопровождение четвероклассников при переходе в основную школу Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2298
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТАРТОВАЯ ГОТОВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE / STARTING READINESS OF PUPILS / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / EXPRESS DIAGNOSTICS / CONTINUITY OF TRAINING / ELEMENTARY SCHOOL / INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайникова Татьяна Александровна

Трудности пятиклассника чаще всего обусловлены недостаточным уровнем психологической готовности к обучению. Психологическая незрелость младшего школьника к обучению в основной школе является своеобразным фундаментом для формирования у него школьной тревожности, дидактогенных неврозов, развития отклонений в психологическом и психическом здоровье. Вместе с тем, психологическая готовность учителя к работе с пятиклассниками предполагает знание педагогом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей младших подростков; умение прогнозировать возможные трудности, возникающие в ходе обучения и общения с подростками; умение создавать условия, в которых ученик будет успешен; умение помогать школьнику в налаживании конструктивного общения с новыми одноклассниками и преподавателями; стремление и умение оказывать учащемуся своевременную психологическую поддержку. Главной проблемой для педагогов основной школы является незнание индивидуальных особенностей пятиклассников. Поэтому впоследствии возникают трудности в обучении и воспитании школьников, в общении с ними. Кроме того, примерная основная образовательная программа по новым стандартам рекомендует учителям учитывать разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в познавательной деятельности, связанные с возрастными психофизиологическими индивидуальными особенностями детей. Это означает, что для правильного построения процессов школьного обучения следует прогнозировать динамику умственного развития учащихся на основе учета уровня их актуального развития. Следовательно, одним из приоритетных направлений деятельности педагога-психолога в начальной школе является формирование и выявление психологической готовности выпускников начальной школы к успешному обучению в пятом классе, а также оказание методической и консультативной помощи учителям-предметникам, которые будут работать с пятиклассниками. В статье мы обозначили направления психолого-педагогического сопровождения учащихся при переходе в основную школу, представили перечень рекомендуемых методик диагностирования школьников, в том числе и методики диагностирования УУД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крайникова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE FOURTH-GRADERS UPON TRANSITION TO THE MAIN SCHOOL

Insufficient level of psychological readiness for training more often causes difficulties of the fifth-grader. Psychological immaturity of the younger school student to training at the main school is a peculiar base for formation his school uneasiness, the didactic gene of neurosises, developments of deviations in psychological and mental health. At the same time, psychological readiness of the teacher for work with fifth-graders assumes knowledge the teacher of age and specific psychophysiological features of younger teenagers; ability to predict the possible difficulties arising during training and communication with teenagers; ability to create conditions in which the pupil will be successful; ability to help the school student with adjustment of constructive communication with new schoolmates and teachers; aspiration and ability to give to the pupil psychological support in time. The main problem for teachers of the main school is ignorance of specific features of fifth-graders. Therefore subsequently there are difficulties in training and education of school students, in communication with them. Besides, the approximate main educational program according to new standards recommends to teachers to consider dispersion at rates and directions of development of children, individual distinctions in the cognitive activity, connected with age psychophysiological specific features of children. It means that for the correct creation of processes of school training it is necessary to predict dynamics of intellectual development of pupils on the basis of the accounting of level of their actual development. Therefore, one of priority activities of the educational psychologist at elementary school is formation and detection of psychological readiness of graduates of elementary school to successful training in the fifth class, and also rendering the methodical and advisory help to subject teachers who will work with fifth-graders. In article author designated directions of psychology and pedagogical escort of pupils upon transition to the main school, submitted the list of recommended techniques of diagnosing of school students, including techniques of diagnosing of Universal Learning Activities.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение четвероклассников при переходе в основную школу»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЧЕТВЕРОКЛАССНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ

КРАЙНИКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА РГБУ «Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации работников образования», г. Черкесск, Карачаево-Черкесская республика, Российская Федерация, е-mail: [email protected]

Трудности пятиклассника чаще всего обусловлены недостаточным уровнем психологической готовности к обучению. Психологическая незрелость младшего школьника к обучению в основной школе является своеобразным фундаментом для формирования у него школьной тревожности, ди-дактогенных неврозов, развития отклонений в психологическом и психическом здоровье.

Вместе с тем, психологическая готовность учителя к работе с пятиклассниками предполагает знание педагогом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей младших подростков; умение прогнозировать возможные трудности, возникающие в ходе обучения и общения с подростками; умение создавать условия, в которых ученик будет успешен; умение помогать школьнику в налаживании конструктивного общения с новыми одноклассниками и преподавателями; стремление и умение оказывать учащемуся своевременную психологическую поддержку.

Главной проблемой для педагогов основной школы является незнание индивидуальных особенностей пятиклассников. Поэтому впоследствии возникают трудности в обучении и воспитании школьников, в общении с ними. Кроме того, примерная основная образовательная программа по новым стандартам рекомендует учителям учитывать разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в познавательной деятельности, связанные с возрастными психофизиологическими индивидуальными особенностями детей. Это означает, что для правильного построения процессов школьного обучения следует прогнозировать динамику умственного развития учащихся на основе учета уровня их актуального развития.

Следовательно, одним из приоритетных направлений деятельности педагога-психолога в начальной школе является формирование и выявление психологической готовности выпускников начальной школы к успешному обучению в пятом классе, а также оказание методической и консультативной помощи учителям-предметникам, которые будут работать с пятиклассниками. В статье мы обозначили направления психолого-педагогического сопровождения учащихся при переходе в основную школу, представили перечень рекомендуемых методик диагностирования школьников, в том числе и методики диагностирования УУД.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, стартовая готовность учащихся, универсальные учебные действия, экспресс-диагностика, преемственность обучения, начальная школа, индивидуальный образовательный маршрут.

Для ребенка начальная школа является первой и очень значимой ступенью школьной жизни. От степени овладения младшим школьником учебной деятельностью, умения учиться во многом зависит его дальнейшее обучение в основной школе, формирование положительного отношения к процессу обучения, к учителям, к самому себе.

Переход четвероклассников из начальной школы в основную является кризисным моментом в их жизни и нередко влечет за собой снижение успеваемости, ухудшение самочувствия, потерю интереса к учению в пятом классе. К началу обучения в основной школе дети приходят с различным уровнем актуального развития, особенно трудно адаптироваться к

новой школьной жизни ученикам, чье интеллектуальное развитие в силу различных причин отстает от нормы. Нельзя забывать и о том, что дезадаптивные проявления у детей 10-11 лет сочетаются с явлениями предкризисного (кризисного) характера их взросления. Следовательно, процесс вхождения бывших четвероклассников в новую ситуацию обучения в основной школе может стать и для учащихся, и для педагогов довольно болезненным [1].

Как правило, учителя начальной школы склонны перекладывать вину за неблагополучие пятиклассников на учителей-предметников, нового классного руководителя, у которых ранее вполне благополучные дети стали трудными, проблем-

ными. В свою очередь, педагоги, работающие в основной школе, предъявляют претензии к учителям начальных классов, которые плохо, с их точки зрения, подготовили младших школьников к новым условиям обучения.

В данной ситуации и пятиклассники, и их новые учителя переживают сложный период взаимной адаптации. Для учителей основной школы трудности работы с пятиклассниками чаще всего связаны с незнанием нового класса (индивидуальных особенностей новых учеников).

У учащихся падение успеваемости и рост психологических трудностей связан, в частности, с тем, что методы и содержание обучения при переходе в основную, а затем среднюю (полную) школу меняются недостаточно плавно, т. е. скачкообразно. Обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности школьников к включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня [2]. Необходимо решать проблему преемственности обучения в начальной и основной школе.

Следовательно, возникает задача: как за короткий промежуток времени помочь учителям-предметникам лучше узнать индивидуальные особенности будущих учеников, чтобы затем они смогли грамотно наметить и реализовать индивидуальные образовательные маршруты школьников.

Решить эту задачу поможет предлагаемый диагностический набор, явившийся результатом осмысления многолетнего опыта работы в качестве учителя и педагога-психолога начальной школы МКОУ «Гимназия № 17» г. Черкесска Карачаево-Черкесской республики.

Данная экспресс-диагностика должна выявить уровень развития наиболее важных учебных умений и навыков, базирующихся на свойствах психических процессов, помочь определить стартовую готовность четвероклассников к обучению в основной школе. В диагностический набор вошли методики исследования познавательной сферы младших школьников на этапе перехода к обучению в основной школе, которые использовались нами в течение многих лет и были отобраны как оптимальные (простые, информативные, легкие в обработке).

Конечно, по одной методике нельзя судить в целом о свойствах психических процессов учащихся. Компетентный психолог, исследуя любой психический процесс, будет использовать не менее двух взаимозаменяемых диагностических методик, чтобы получить достоверные сведения, но это очень длительный процесс.

Учителям важно, чтобы учащиеся успешно усваивали учебную программу, приобретали и совер-

шенствовали свои универсальные учебные навыки, получали высокие отметки, по которым администрация школы будет судить о качестве работы учителя, его компетентности. Поэтому психологу необходимо своевременно информировать учителей об особенностях актуального развития школьников, опираясь на которые, учителя смогли бы грамотно спланировать свою работу с учащимися, чтобы процесс обучения был и для учителей, и для школьников более продуктивным, интересным, целесообразным, чтобы и те, и другие получали удовольствие от совместной деятельности, от общения.

Но если у педагога или психолога есть необходимость или желание провести более глубокое исследование психических процессов у отдельных школьников, можно использовать и другие диагностические методики в групповой или индивидуальной работе с учащимися (такие как ГИТ, «Корректурная проба» и т. д.). Например, если экспресс-диагностика показала низкий уровень развития психических процессов школьника, тогда с помощью других методик психодиагностики можно уточнить или опровергнуть полученные ранее результаты.

Экспресс-диагностика младших школьников должна отвечать следующим требованиям:

- простота и процедурная доступность для проводящих исследование учителей и психологов;

- непродолжительность процедуры по времени, чтобы она не была утомительна для младших школьников;

- наличие элементов занимательности, поэтому желательны игровые формы;

- использование тестовых заданий, похожих на задания и упражнения, используемые в учебниках, рабочих тетрадях учащихся, чтобы исключить повышенный уровень тревожности младших школьников, который, в свою очередь, может исказить результаты диагностирования.

В диагностике стартовой готовности младших школьников к успешному обучению в основной школе, а также подготовке «Психологического паспорта выпускного класса начальной школы» (далее «Психологический паспорт класса») принимают участие педагог-психолог, классные руководители четвертых классов (учителя начальной школы), медицинский работник школы, учащиеся и их родители. Диагностирование учащихся и их родителей проходит в конце учебного года (в апреле-мае).

Педагог-психолог проводит экспресс-диагностику стартовой готовности четвероклассников к обучению в основной школе - руководит процессом выполнения заданий детьми. Он обрабатывает бланки, заносит результаты в «Психологический паспорт класса», обобщает и анализирует получен-

ные результаты, делает выводы, продумывает рекомендации для учителей и родителей. Кроме того, осуществляет необходимую групповую и индивидуальную консультативно-просветительскую работу с педагогическим и родительскими коллективами, оказывает методическую помощь учителям.

Классные руководители начальной школы заносят в «Психологический паспорт класса» четвертные и годовые оценки успеваемости по основным предметам (русскому языку, литературному чтению, математике).

Медицинский работник предоставляет педагогу-психологу сведения об актуальном состоянии здоровья младших школьников с указанием хронических заболеваний. Эти сведения фиксируются педагогом-психологом в «Психологическом паспорте класса».

Родители четвероклассников принимают участие в диагностике преобладающего типа темперамента у детей, а также уточняют сведения о состоянии здоровья детей. Полученные результаты обрабатываются и фиксируются педагогом-психологом в «Психологическом паспорте класса».

Предлагаемые методики просты, легко интерпретируемы, проведение психодиагностирования занимает не более 40-45 мин.

Диагностика интеллектуального развития, мотивов учения, учебных и внеучебных интересов проводится на одном уроке. Важно, чтобы это был первый, второй или третий урок по расписанию, - в это время у школьников еще сохраняется устойчивое внимание, высокий уровень работоспособности. Нежелательно, чтобы перед проведением диагностики младшие школьники писали проверочную работу или же занимались физкультурой, ритмикой, поскольку после этих уроков дети часто бывают возбужденными, расторможенными, что может исказить результаты диагностики. Учащихся следует рассадить по одному человеку за партой, чтобы исключить списывание ответов у товарища. Диагностику педагог-психолог проводит в отсутствие учителя начальных классов и классного руководителя будущих пятиклассников - в целях большей объективности. Соблюдение этих требований к проведению обследования позволяет получить достоверные результаты.

Далее представим структуру диагностики и входящие в диагностический набор методики.

1. Выявление уровня развития познавательных процессов школьника.

1.1. Диагностика преобладающего типа памяти дает информацию о сформированности следующих универсальных учебных действий (далее УУД): общеучебное универсальное действие - знаково-

символическое моделирование при запоминании; универсальное логическое действие - синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; регулятивное универсальное учебное действие - умение сохранять заданную цель, контролировать свою деятельность по результату, адекватно понимать оценку взрослого, сверстника).

1.2. Методика «Выделение существенных признаков» [3] дает информацию о сформированности следующих УУД: общеучебные универсальные действия - смысловое чтение как осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации; познавательные универсальные логические действия - анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков, подведение под понятия, выведение следствий; регулятивное универсальное учебное действие - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.

1.3. Методика Эббингауза (восполнение пропущенных в тексте слов) [4] дает информацию о сформированности следующих УУД: общеучебные универсальные действия - смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, определение основной и второстепенной информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме, учитывая стиль текста (художественный, научный, публицистический, официально-деловой); познавательные универсальные логические действия - установление причинно-следственных связей, синтез, построение логической цепи рассуждений.

1.4. Методика «Исправь ошибки» (П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая) [5] дает информацию о сформированности следующих УУД: общеучебные универсальные действия - выбор наиболее эффективных способов решения задачи (проблемы) в зависимости от конкретных условий; познавательное универсальное логическое действие - доказательство; регулятивные универсальные учебные действия - умение видеть ошибку и исправлять ее, умение контролировать свою деятельность по результату, актуальный рефлексивный контроль.

2. Диагностика школьной мотивации дает информацию о сформированности следующих УУД: личностные универсальные учебные действия -уровень сформированности внутренней позиции школьника, рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения, степень сформированности моральной самооценки.

Т. А. KRAYNIKOVA

2.1. Методика «Расскажи о школе» [6].

2.2. Методика незаконченных предложений [7].

3. Диагностика интересов.

3.1. Диагностика учебных интересов (ответ на вопрос: «Какие предметы в школе тебе больше всего нравится изучать?» и методика «Составь расписание») [7].

3.2. Диагностика внеучебных интересов (ответ на вопрос: «Чем ты любишь заниматься в свободное время?»).

4. Изучение темперамента методом наблюдения (опросник Н. Н. Обозова) [8].

Более подробное содержание приведенных методик, процедуры их проведения и обработки описаны в учебно-методическом пособии Т. А. Крайниковой [9].

По завершении диагностики особенностей проявления темперамента школьника педагог-психолог сообщает родителям четвероклассников о сильных и слабых сторонах каждого типа темперамента, рассказывает о том, как грамотно учитывать эти особенности в общении с подростком, в его учебной и трудовой деятельности. На этом же родительском собрании педагогу-психологу целесообразно познакомить родителей учащихся с общими результатами итоговой диагностики выпускников начальных классов, рекомендовать родителям некоторые игры, упражнения, задания по развитию интеллектуальных способностей ребенка. Следует также обратить особое внимание взрослых на способы, приемы формирования устойчивой положительной мотивации к учению школьников.

Важно помнить о том, что задача психолога, учителей состоит не в том, чтобы диагностировать и выносить оценки родителям младших школьников, указывая на их родительскую несостоятельность, а в том, чтобы помогать им в осознании необходимости становиться заботливыми, внимательными, ответственными родителями.

По завершению родительского собрания присутствующие взрослые получают буклет «Первый раз в 5 класс» [9]. Основная задача этого буклета -помочь родителям младших школьников подготовить детей к самостоятельному преодолению трудностей школьной жизни. Рекомендации, предлагаемые в буклете, покажут школьникам и их родителям способы формирования позитивного мышления и преодоления стрессовых ситуаций.

Предлагаемый комплект методик уже более десяти лет применяется педагогами-психологами МКОУ «Гимназия № 17» г. Черкесска. Нами создана компьютерная база данных, в которой хранятся все сведения о стартовой готовности младших школьников к обучению в 5 классе, постоянно ве-

дется статистический анализ получаемых данных. На основании этого анализа были внесены некоторые коррективы в содержание диагностического набора, выверены нормы, модифицированы бланки для ответов, сводная таблица «Психологический паспорт класса». Как и любая экспресс-диагностика, предлагаемый набор методик дает общее представление о развитии учащихся, в случае же выявления проблем или неоднозначных результатов рекомендуется провести более глубокую диагностику.

Многолетний опыт нашей работы свидетельствует о том, что информация, полученная с помощью предложенного комплекта, оказывается весьма полезной для учителей и родителей пятиклассников, помогает детям адаптироваться к новым условиям обучения и позволяет:

- отслеживать динамику психического развития детей, их продвижение в ходе школьного обучения (экспресс-диагностика является одним из этапов мониторинга учащихся, проводимого на протяжении всего обучения - при поступлении в школу, на момент окончания 1 класса и т. д.);

- осуществлять индивидуальное и дифференцированное психолого-педагогическое сопровождение пятиклассников в процессе учебной деятельности (в том числе, разработать индивидуальные образовательные маршруты учащихся);

- оптимизировать образовательный процесс в школе, деятельность учителей, педагогов-психологов в обучении, воспитании, коррекции интеллектуального развития и поведения подростков.

Объективная картина актуального развития ученика, расширение представлений о его достоинствах и недостатках помогают учителям и психологу наметить адекватную (реалистичную) зону ближайшего развития школьника и учесть ее в индивидуальных образовательных маршрутах учащихся. Опираясь на сильные стороны темперамента пятиклассника, его увлечения и интересы, учителя, психолог, родители имеют возможность сдерживать негативные проявления темперамента, предупреждая тем самым развитие акцентуаций характера. Полученные сведения позволяют более объективно оценить возможности, способности, знания, умения и навыки детей, организовать коррекционную работу по развитию когнитивных процессов. Педагоги, создавая индивидуальные ситуации успеха, повышают школьную мотивацию, уверенность в себе у пятиклассников. Результаты диагностики помогают родителям бывших четвероклассников объективно взглянуть на своего ребенка: лучше узнать его возможности, способности, учебные и внеучебные интересы, понять мотивы его поведения и создать необходимую для развития его личности образова-

тельно-воспитательную среду как дома, так и во внеучебных учреждениях системы дополнительного образования.

Таким образом, работая в содружестве, родители и педколлектив создают оптимальные условия для развития интересов, склонностей и способностей подростка в той или иной деятельности. В результате ребенок становится успешнее в учебе, в общении, во взаимодействии с окружающими, легче адаптируется к новым социальным условиям.

Литература

1. Князева Т. Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. СПб.: Речь, 2007. С. 5.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010. С. 21.

3. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. С. 222-223.

4. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М.: Издательство «Ось-89». 1998. С. 68.

5. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. С. 200-201.

6. Здоровьесберегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края / под ред. Г. М. Соловьева. Ставрополь: Сервисшкола, 2003. С. 128-129.

7. Жарова Л. В. На трудном этапе. Итоговая диагностика развития и учебной деятельности выпускников начальной школы // Начальная школа (журнал). 1999. № 12. С. 29-32.

8. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. М.: Издательство АСВ, 2004. С. 168-169.

9. Крайникова Т. А. Экспресс-диагностика стартовой готовности младших школьников к обучению в основной школе: Практическое руководство для учителей и педагогов-психологов начальной школы. М.: Генезис, 2014.

References

1. Knyazeva T. N. Psikhologicheskaya gotovnost' rebenka k obucheniyu v osnovnoj shkole: struktura, diagnostika, formirovaniye. SPb.: Rech', 2007.

2. Kak proyektirovat' universal'nye uchebnye dejstviya v nachal'noj shkole. Ot dejstviya k mysli: posobiye dlya uchitelya / А. G. Asmolov, G. V. Burmenskaya, I. A. Volodarskaya [i dr.]; pod red. A. G. Asmolova. 2-ye izd. M.: Prosveshheniye, 2010.

3. Tikhomirova L. F., Basov A. V. Razvitiye logicheskogo myshleniya. Populyarnoye posobiye dlya roditelej i pedagogov. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 1997. S. 222-223.

4. Anufriyev A. F., Kostromina S. N. Kak preodolet' trudnosti v obuchenii detej. Psikhodiagnosticheskiye tablitsy. Psikhodiagnosticheskiye metodiki. Korrektsion-nye uprazhneniya. M.: Izdatel'stvo «Os'-89». 1998. S. 68.

5. Tikhomirova L. F. Razvitiye poznavatel'nykh sposobnostej detej. Populyarnoye posobiye dlya roditelej i pedagogov. Yaroslavl': Akademiya razvitiya, 1997. S. 200-201.

6. Zdorov'yesberegayushchiye tekhnologii v sisteme obshchego obrazovaniya Stavropol'skogo kraya / pod red. G. M. Solov'yeva. Stavropol': Servisshkola, 2003. S. 128-129.

7. Zharova L. V. Na trudnom etape. Itogovaya diagnostika razvitiya i uchebnoj deyatel'nosti vypusknikov nachal'noj shkoly // Nachal'naya shkola (zhurnal). 1999. № 12. S. 29-32.

8. Ishkov A. D. Uchebnaya deyatel'nost' studenta: psikhologicheskiye faktory uspeshnosti. M.: Izdatel'stvo ASV, 2004. S. 168-169.

9. Krajnikova T. A. Ekspress-diagnostika startovoj gotovnosti mladshikh shkol'nikov k obucheniyu v osnovnoj shkole: Prakticheskoye rukovodstvo dlya uchitelej i pedagogov-psikhologov nachal'noj shkoly. M.: Genezis,

2014.

* * *

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE FOURTH-GRADERS UPON TRANSITION TO THE MAIN SCHOOL

KRAYNIKOVA TATYANA ALEKSANDROVNA RSBA «Karachay-Cherkess republican institute of professional development of educators», Cherkessk, the Karachay-Cherkess Republic, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

Insufficient level of psychological readiness for training more often causes difficulties of the fifth-grader. Psychological immaturity of the younger school student to training at the main school is a peculiar base for formation his school uneasiness, the didactic gene of neurosises, developments of deviations in psychological and mental health.

T. A. KRAYNIKOVA

At the same time, psychological readiness of the teacher for work with fifth-graders assumes knowledge the teacher of age and specific psychophysiological features of younger teenagers; ability to predict the possible difficulties arising during training and communication with teenagers; ability to create conditions in which the pupil will be successful; ability to help the school student with adjustment of constructive communication with new schoolmates and teachers; aspiration and ability to give to the pupil psychological support in time.

The main problem for teachers of the main school is ignorance of specific features of fifth-graders. Therefore subsequently there are difficulties in training and education of school students, in communication with them. Besides, the approximate main educational program according to new standards recommends to teachers to consider dispersion at rates and directions of development of children, individual distinctions in the cognitive activity, connected with age psychophysiological specific features of children. It means that for the correct creation of processes of school training it is necessary to predict dynamics of intellectual development of pupils on the basis of the accounting of level of their actual development.

Therefore, one of priority activities of the educational psychologist at elementary school is formation and detection of psychological readiness of graduates of elementary school to successful training in the fifth class, and also rendering the methodical and advisory help to subject teachers who will work with fifth-graders. In article author designated directions of psychology and pedagogical escort of pupils upon transition to the main school, submitted the list of recommended techniques of diagnosing of school students, including techniques of diagnosing of Universal Learning Activities.

Key words: psychology and pedagogical maintenance, starting readiness of pupils, universal educational actions, express diagnostics, continuity of training, elementary school, individual educational route.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.