УДК 159.9
АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
5th GRADERS' ADAPTATION TO MIDDLE SCHOOL ENVIRONMENT IN THE SECONDARY SCHOOL
© 2015
Н.М. Манахова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
(Россия, Самара),
N.M. Manakhova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (Russia, Samara)
Н.Н. Носачев
Средняя общеобразовательная школа №86 (Россия, Самара),
N.N. Nosachev Municipal Secondary School № 86 (Russia, Samara)
При переходе с начальной на среднюю ступень обучения ребенку-пятикласснику приходится преодолевать ряд трудностей. В период адаптации обнаруживается снижение успеваемости, мотивации к учению, выявляются признаки тревожности, сигналы отклоняющегося поведения. Изучение уровня мотивации способствует устранению некоторых трудностей в адаптации пятиклассников.
A 5th grader's adaptation to new learning conditions is a vital issue the child faces. During the transition from primary to secondary stage of education he has to overcome a number of difficulties. This period of adaptation may mean a decline in academic progress and thirst for learning, signs of anxiety and deviant behavior. Motivation analysis can eliminate some of the difficulties in the process of 5th graders' adaptation.
Ключевые слова: адаптация, мотивация, пятиклассники, условия обучения, среднее звено общеобразовательной школы.
Keywords: adaptation, motivation, 5th graders, learning environment, middle school, secondary school.
Измененные требования ФГОС ак- ции ребенка к школе - переход в 5 класс.
туализируют вопрос адаптации к новым Вместо одного учителя школьники начи-
условиям обучения в среднем звене обще- нают учиться у разных преподавателей.
образовательной школы. И если учитель начальных классов, как
В психологических словарях под правило, опекает своих ребят, помогает
адаптацией понимается приспособление им в преодолении проблем общения, то
человека к условиям социальной среды. учителя средних классов в основном от-
Она предполагает: 1) адекватное восприя- носятся более строго и требовательно. Да
тие окружающей действительности и са- и найти общий язык сразу с несколькими
мого себя; 2) адекватную систему отно- учителями бывает нелегко. Кроме того,
шений и общения с окружающими; 3) появляются новые предметы, более слож-
способность к труду, обучению, к органи- ные по сравнению с предметами началь-
зации досуга и отдыха; 4) способность к ной школы. У детей, переходящих в пя-
самообслуживанию и самоорганизации, к тый класс, возникают определенные
взаимообслуживанию и самоорганизации, трудности, связанные с усложнением
взаимообслуживанию в коллективе; 5) учебной деятельности и понижением мо-
изменчивость (адаптивность) поведения в тивации к ней.
соответствии с ролевыми ожиданиями Термин «мотив» является ключевым
других. в психологии и его определяют многие
Учеными выделяется четыре перио- ученые как внутреннее побуждение чело-
да адаптации. В своей работе мы подроб- века к данной деятельности, связанное с
но остановимся на втором этапе адапта- уд°влетв°рением °пределенн°й потреб-
72 Поволжский педагогический вестник. 2015. №3(8)
ности [2; 3; 4; 5; 7]. В качестве мотивов могут выступать как идеалы, интересы, убеждения, так и социальные установки, ценности личности.
Под мотивационной сферой личности А.А. Реан понимает совокупность стойких мотивов, имеющую определенную иерархию и выраженную направленность личности [6, с. 38].
В современной психологии термином «мотивация» обозначается два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих и определяющих активность индивида, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Несколько десятилетий назад был сформулирован закон Йеркса-Додсона, который установил прямую зависимость эффективности деятельности от силы мотивации.
Мотивация является важным показателем протекания адаптации. Когда адаптация происходит тяжело, то уровень мотивации снижается, желание ходить в школу ослабевает.
В октябре 2014/ 15 учебного года на базе МБОУ СОШ №86 г.о. Самара в параллели пятых классов (127 человек) проводилось психологическое исследование,
которое позволило узнать об особенностях протекания процесса адаптации детей к средней школе, а также об уровне школьной мотивации.
Исследование проводилось при помощи методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних классах школы (Ч.Д. Спилбергера, модификация
А.Д. Андреевой) [1].
Было установлено пять уровней мотивации:
I уровень - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации к учению и положительным эмоциональным отношением к нему.
II уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствующее социальному нормативу.
III уровень - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией.
IV уровень - сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению.
V уровень - отрицательное отношение к учению.
Полученные результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Диагностика уровня мотивации среди учащихся 5 к Результаты исследования показали, что во всех пятых классах преобладает третий, средний уровень, 48% школьников - дети с несколько сниженной познавательной мотивацией. Это можно объяс-
и эмоционального отношения к учению ;ов (127 человек)
нить тем, что процесс адаптации учащихся, переходящих из начального в среднее звено обучения, складывается из нескольких обстоятельств.
Н.М. Манахова, Н.Н. Носачев
1. Меняются условия обучения.
Обучаясь в начальной школе четыре
года, ребенок привыкает к требованиям одного учителя. Именно у этого конкретного учителя надо было завоевать авторитет. Учитель, со своей стороны, легко запоминал каждого ребенка, знал, на что он способен, находил наиболее эффективные способы взаимодействия с ним. Ребенок находился в одном и том же кабинете. С одним и тем же коллективом, учителем, набором требований. При переходе же в 5 класс ребенок сталкивается с проблемой множественности. Во-первых, становится много учителей-предметников. Во-вторых, каждый предмет изучается в своем кабинете, и таких кабинетов много. Пятикласснику следует освоиться в новых условиях: запомнить всех учителей-предметников по имени и отчеству, расположение кабинетов, расписание уроков и их изменения, все требования надо соблюдать. Авторитет придется зарабатывать не у одного учителя. Количество предметов увеличивается. Следовательно, и уровень тревожности возрастает.
2. Учебная деятельность пятиклассника невозможна без мотивации. У него присутствует желание хорошо учиться, чтобы, например, не огорчать, радовать своих родителей и т.д. На мотивацию обучения сильное влияние оказывает успех или неуспех деятельности, эмоции и интересы ребенка.
3. Повышенная эмоциональность пятиклассников. Присутствует эмоциональная нестабильность в поведении детей пятого класса (частые слезы, перепады настроения, немотивированные вспышки гнева).
После проведенного исследования была составлена карта мотивации к учению на каждого ребенка, проведено собрание с классными руководителями данных классов и учителями-предметниками, где были оглашены следующие рекомен-
дации по обеспечению нормальной адаптации учащихся пятых классов:
1) создавать ситуацию успеха для всех учеников;
2) развивать внутренние положительные мотивы, которые должны исходить от самого ребенка и побуждать его к активности в учебной деятельности;
3) с учетом того, что есть способные, но ленивые дети, менять нейтральные мотивы в положительные, при этом использовать положительные оценки деятельности ученика, например, в дневник делать записи с положительной, а не отрицательной коннотацией;
4) развивать коммуникативный мотив (свойственный пятиклассникам), учить детей сопереживать успехи и неудачи товарищей, выявлять состав неофициальных групп в классе и их лидеров, организовывать соревнования между группами. При этом избегать негативных оценок и замечаний в адрес ученика в присутствии класса, а соревнования в учебной деятельности организовывать не по успеваемости, а по изменению успеваемости в ходе учебы. Проявлять радость по поводу даже малого успеха любого ученика и приобщать к этой радости остальных учащихся;
5) вызывать положительные эмоции: для слабоуспевающих - специально их создавать (подбирать посильные задания, поощрять их удачи); для сильных -создавать положительные эмоции путем возбуждения радости от преодоления особых затруднений (решение задач повышенной сложности, выполнение объемного задания).
Проведенное исследование позволило выявить детей, которые нуждаются во внимании и помощи психолога в первую очередь. С детьми, показавшими неблагополучие в результате этого обследования, была проведена дополнительная диагностика, а там, где необходимо, -коррекционная работа. Литература
1. Андреева А.Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М. : АПН СССР, 1988. С. 129-147.
2. Божович Л.И. Отношения школьников к учебе как психологическая проблема // Божо-вич Л.И. Проблемы формирования личности : Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995. С. 55-107.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М. : Педагогика,
1991.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1975.
5. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения : Кн. для учителя. М. : Просвещение, 2003.
6. Реан А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ в деятельности педагога // Вопр. психологии. 1990. №2. С. 72-82.
7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : В 2 т. Т. II. М. : Педагогика.1989.