Научная статья на тему 'ПРЕДИКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРЕДИКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
188
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДИКТОРЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЯЗЫКОВЫЕ БАРЬЕРЫ / PREDICTORS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / FOREIGN STUDENTS / SOCIAL SECURITY / LANGUAGE BARRIERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бисерова Галия Камильевна

В статье представлены результаты исследования предикторов социальной и психологической адаптации иностранных студентов к новой образовательной среде российских вузов. Актуальность исследования обусловлена проблемой успешности-неуспешности адаптационных процессов, в которые включены молодые люди, приехавшие получать образование в Российской Федерации. В случае успешности этих процессов студенты-иностранцы быстро включаются в учебный процесс, принимают новую культуру и входят в систему новых межличностных отношений. Однако, отмечают, что люди иной культуры достаточно сложно интегрируются в новое общество, что детерминировано разными социально-психологическими предикторами. Мы исследовали 35 студентов-иностранцев Елабужского института Казанского федерального университета (экспериментальная группа) и 39 студентов-россиян (контрольная группа). Использовались методики на выявление удовлетворенности чувства социальной безопасности и психологической адаптированности к новым условиям. Полученные результаты позволили констатировать низкий уровень адаптация студентов-иностранцев, что послужило основанием для определения психолого-педагогических условий вхождения в новое учебно-профессиональное сообщество. Предложены эффективные предикторы адаптации - коррекционные мероприятия по преодолению психологического дискомфорта, языкового барьера и культурного диссонанса, а также включение иностранцев в личные и образовательные отношения с коммуникаторами-носителями русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бисерова Галия Камильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREDICTORS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS TO EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES

The article presents the results of a study of predictors of social and psychological adaptation of foreign students to the new educational environment of Russian universities. The relevance of the study is due to the problem of success or the lack of success of adaptation processes of young people who came to get an education in the Russian Federation. If these processes are successful, foreign students quickly involve in the educational process, adopt a new culture and enter the system of new interpersonal relations. However, it is note that that people of a different culture are quite difficult integrate into a new society, which is determined by different socio-psychological predictors. We studied 35 foreign students of the Elabuga Institute of Kazan Federal University (experimental group) and 39 Russian students (control group). Methods were used to identify satisfaction with a sense of social security and psychological adaptation to new conditions. The results showed a low level of adaptation of foreign students, which served as the basis for determining the psychological and pedagogical conditions for entering a new educational and professional community. Effective predictors of adaptation are proposed, such as corrective measures to overcome psychological discomfort, language barrier, and cultural dissonance, as well as the inclusion of foreigners in personal and educational relationships with native Russian communicators.

Текст научной работы на тему «ПРЕДИКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

учителей и родителей оказала действенную помощь в профилактике и предупреждении у первоклассников школьной дезадаптации.

Литература:

1. Айгумова З.И. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общей редакцией А.С. Обухова. - М.: Юрайт, 2019. - 424 с.

2. Ахметшина И.А. Подготовка социальных педагогов к работе с различными категориями детей // Профессиональное образование: современная теория и инновационная практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной педагогическому наследию академика РАО Мухаметзяновой Гузел Валеевны (10 октября 2018 года); под научной редакцией Р.Х. Гильмеевой; в 2-х томах, том 1. - Казань: ФГБНУ «ИППСП», 2018. - 332 с. - С. 49-53.

3. Балакирева Н.А. Соотношение показателей вербального и невербального интеллекта с характеристиками языковой успешности обучения младших школьников // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. - 2009. - №3-4. - С. 9-14.

4. Возрастная и педагогическая психология: учебник / под ред. Б.А. Сосновского. - М.: Юрайт, 2018. - 359 с.

5. Воронкина М.А. Специфика дезадаптации в младшем школьном возрасте // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - 2016. - №1. - С. 176-180.

6. Галагузова М.А. Социальная педагогика: учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2016. - 320 с.

7. Зыбина Л.Н., Мантурова Н.М. Родительское отношение и школьная дезадаптация учащихся младших классов // Антология российской психотерапии и психологии: Материалы Международного конгресса. - М.: МГПУ, 2018. - С. 86-90.

8. Кулямин С.Б., Олешко С.Н. Усвоение норм поведения в младшем школьном возрасте как профилактика социальной дезадаптации в школе // Векторы образования: от традиций к инновациям: Материалы III всероссийской научно-практической конференции. - М.: АСОУ, 2016. - С. 147-149.

9. Социальная педагогика: учебник и практикум / Н.А. Соколова [и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 309 с.

Психология

УДК 159.922

кандидат педагогических наук, доцент Бисерова Галия Камильевна

Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального Университета (г. Елабуга)

ПРЕДИКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ К УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлены результаты исследования предикторов социальной и психологической адаптации иностранных студентов к новой образовательной среде российских вузов. Актуальность исследования обусловлена проблемой успешности-неуспешности адаптационных процессов, в которые включены молодые люди, приехавшие получать образование в Российской Федерации. В случае успешности этих процессов студенты-иностранцы быстро включаются в учебный процесс, принимают новую культуру и входят в систему новых межличностных отношений. Однако, отмечают, что люди иной культуры достаточно сложно интегрируются в новое общество, что детерминировано разными социально-психологическими предикторами. Мы исследовали 35 студентов-иностранцев Елабужского института Казанского федерального университета (экспериментальная группа) и 39 студентов-россиян (контрольная группа). Использовались методики на выявление удовлетворенности чувства социальной безопасности и психологической адаптированности к новым условиям. Полученные результаты позволили констатировать низкий уровень адаптация студентов-иностранцев, что послужило основанием для определения психолого-педагогических условий вхождения в новое учебно-профессиональное сообщество. Предложены эффективные предикторы адаптации - коррекционные мероприятия по преодолению психологического дискомфорта, языкового барьера и культурного диссонанса, а также включение иностранцев в личные и образовательные отношения с коммуникаторами-носителями русского языка.

Ключевые слова: предикторы, социально-психологическая адаптация, иностранные студенты, социальная безопасность, языковые барьеры.

Annоtation. The article presents the results of a study of predictors of social and psychological adaptation of foreign students to the new educational environment of Russian universities. The relevance of the study is due to the problem of success or the lack of success of adaptation processes of young people who came to get an education in the Russian Federation. If these processes are successful, foreign students quickly involve in the educational process, adopt a new culture and enter the system of new interpersonal relations. However, it is note that that people of a different culture are quite difficult integrate into a new society, which is determined by different socio-psychological predictors. We studied 35 foreign students of the Elabuga Institute of Kazan Federal University (experimental group) and 39 Russian students (control group). Methods were used to identify satisfaction with a sense of social security and psychological adaptation to new conditions. The results showed a low level of adaptation of foreign students, which served as the basis for determining the psychological and pedagogical conditions for entering a new educational and professional community. Effective predictors of adaptation are proposed, such as corrective measures to overcome psychological discomfort, language barrier, and cultural dissonance, as well as the inclusion of foreigners in personal and educational relationships with native Russian communicators.

Keywords: predictors, socio-psychological adaptation, foreign students, social security, language barriers.

Введение. Современный подход рассматривают европейское образовательное пространство как единое мировое, нацеливающее систему высшего профессионального образования на абсолютно другой уровень подготовки будущих специалистов, основанный на тесной взаимосвязи образовательной и профессиональной мобильности современных студентов. Образовательная миграция содействует развитию межкультурных связей и коммуникаций между странами, способствует формированию положительного взгляда студентов и преподавателей на культуру, образ жизни, традиции разных стран.

Примечательно, что количество студентов-иностранцев, прибывших для обучения в России, выросло с 2,3% (в 2011 г.) до 10% (к 2020 г.), что, в определенном смысле, соотносится с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 гг. Предоставление образовательных услуг гражданам иностранных государств предполагает наличие определенных требований к адаптации в новой образовательной среде и создание политкультурного пространства, способствующего благоприятному течению этого процесса [1].

Интеграционная политика не предполагает адаптацию мигрантов через ассимиляцию и отказ от собственной этнической и культурной идентичности, а скорее, как процесс «превращения» в целостную систему слабо связанных между собой объектов (индивидов, групп, государств). Это означает установление связей между социальными институтами, группами, ветвями власти и наличие определенной единой общественной идеологии и выработке диалога культур между представителями коренного населения и иностранными гражданами. Такой диалог - не просто взаимодействие представителей разных этносов, а интеграции одной культуры в другую, направленная на снижения количества этнических конфликтов. Именно диалог призван решить возникающие проблемы между коренным населением и иностранцами [4].

Важнейшим условием «включения» студентов в новую образовательную среду является адаптация. Межличностные конфликты в этой среде отражают определенную степень низкой интегрированности студентов-иностранцев в новое образовательное пространство. Малая включенность в контент вуза проявляется у прибывших студентов в повышенной тревожности, сильном напряжении низкой мотивации к учебе и, как следствие, в неудовлетворенности обучением в целом, что, в результате, вызывает нарастающее чувство отчуждения [5, с. 35].

Большая часть молодых людей приспосабливаются к новой социокультурной реальности по принципу адаптивной асимметрии: студент-адаптант, при изменении способов поведения, все же сохраняет внутреннее чувство дистанцирования от новой социальной среды, что препятствует процессу дальнейшей социальной адаптации, усвоению и признанию ценностей, норм и требований этой среды. Однако, на основе этого чувства формируются так же паттерны их поведения, происходит приспособление к социальному статусу «иностранец» и социальной роли «студент» [6, с. 136].

В настоящее время имеется ряд исследований социальной и психологической адаптации человека. Однако, в контексте учебно-профессиональной деятельности иностранных студентов, её собственно психологическая сущность остается недостаточно изученной. В этом смысле, для повышения успешности обучения и уровня профессиональной подготовки студентов-иностранцев актуализируются такие параметры исследования, как выявление у них удовлетворенности чувством социальной безопасности и психологической адаптированности к новым жизненным условиям.

Изложение основного материала статьи. Изначально, проблема интеграции человека в новый социум и последующая его адаптация в этом социуме рассматривалась через призму философии, где общество представлялось как как агрегат автономных единиц, действующих на основе эгоистических интересов, а социальная интеграция - как система общих ценностей и норм. Личность, при этом, описывалась не как пассивный, а как позитивно настроенный участник процесса эволюции, и подчеркивалась роль образования в личностном становлении [2, с. 90]. Образовательный процесс, положительно встраиваясь в процесс адаптации, определяет поведение молодого человека в целом, влияя и повышая его мотивацию к изучению культуры, традиций и обычаев страны пребывания, к ее сложившимся традициям. Закладываются новое отношение к будущей профессии; осваиваются новые формы учебной работы, студенты адаптируются к новому типу коллектива (учебного) и осваивают новые бытовые условия студенческого общежития и новые формы проведения свободного времени, апробируя, тем самым, новые образцы «студенческой» культуры [2, с. 91].

Адаптация, с позиций социологического подхода, трактуется предполагает, как бы, приспособление индивида к социальных нормам и традициям субкультурных ценностей определенной группы, к примеру, профессиональной. И, как отмечает О.В. Лунева, приспособление здесь возможно понимать, как адаптацию, позволяющую выживать, приспосабливаясь и встраиваясь в социум, при активной позиции субъекта [3, с. 243]. Если же мы имеем в виду приспособление индивида не в частные (субкультурные), а в общие (культурные) ценности и традиции, характеризующие общество в целом, то это все же следует рассматривать не как адаптацию, а как социализацию, как макропроцесс.

Для преодоления возникающего социально-психологического дискомфорта и повышения уровня жизни и обучения, для психологически безопасного вхождения в учебно-профессиональную деятельность важна коррекционная работа, осуществление которой, на наш взгляд, необходимо, важно и продиктовано возникшими в новой социальной среде предикторами, отрицательно влияющими на процесс адаптации студентов. Основными из них можно считать, во-первых, тот факт, что большинство прибывших на обучение в нашу страну не обладают, в полной мере, информацией о политических, экономических, социальных процессах, происходящих в ней. Во-вторых, к своему возрасту эти молодые люди уже, как правило, обладают своей определенной жизненной позицией, целевыми установками и представлениями о своих собственных ценностях. В-третьих, они имеют свои особенности специфического характера: этнические, психологические и личностные. В-четвертых, все осложняется психофизиологическими изменениями в организме, которые обусловлены суровыми климатическими условиями России, низкими температурами, что часто приводит к стрессовым состояниям. В-пятых, возникающие бытовые трудности и трудности в коммуникациях: по вертикали (с преподавателями и администрацией вуза), и по горизонтали (в межличностном общении в учебной группе, в общежитии, на улице).

Таким образом, можно условно определить четыре группы предикторов, иначе говоря, психологических барьеров, тормозящих процесс адаптации студентов-иностранцев в новой образовательной среде: психофизический, обуславливающий переустройство индивида, связанное со сменой климата и возникающим, в этой связи, психоэмоциональным напряжением, выражающимся, например, в тоске по дому; учебно-познавательный, связанный с «языковым барьером» и преодолением разности в системе образования, а так же столкновение с более сложными требованиям учебного заведения и организацией учебного процесса; социокультурный, предполагает освоение новой социокультурной среды, преодоление коммуникативного барьера, знакомство культурой страны пребывания; бытовой, связанный с проживанием в общежитии, с несформированным навыком самообслуживания. Эти предикторы, при отрицательном воздействие на адаптантов, могут привести к возникновению у них чувства неудовлетворенности их

потребности в социальной безопасности, к ощущению незащищенности и отвержения представителями российской культуры. Наличие психологических адаптационных барьеров в совокупности с неудовлетворенностью потребности во взаимодействии с педагогами и сокурсниками-россиянами усиливает внутриличностный конфликт мотивов, потребностей, поведения, вызванные различиями культурных традиций и ценностей.

На основе анализа результатов наблюдения за учебной деятельностью студентов из Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана и анализа их социально-бытовой и личностной адаптации, нами была проведена экспериментальная работа. Наблюдение проводилось с сентября 2019 года по июнь 2020 года. Изучались проблемы студентов-иностранцев в социально-бытовой сфере, трудности принятия ими российской ментальности, языковые барьеры, особенности взаимодействия со студентами-россиянами.

Гипотеза исследования строилась на предположении, что социально-психологическая адаптация студентов-иностранцев будет более эффективной, если в образовательный процесс будут включены определенные коррекционные мероприятия.

Формирующий эксперимент включал психодиагностический метод с использованием опросника «Оценка удовлетворенности личности в потребности в безопасности», автор О.Ю. Зотова, опросник «Шкала социально-психологической адаптированности», авторы Роджерс К., Даймонд Р., в адаптации Снегиревой Т.В.

Исследование социально-психологической адаптации иностранных студентов к учебно-профессиональной деятельности включало три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Экспериментальная группа включала 35 человек: 5 девушек, 30 юношей. Все молодые люди живут в студенческом общежитии; в России находятся впервые. Контрольная группа состояла из 39 студентов-россиян: 19 юношей и 20 девушек. Возраст испытуемых: от 18 до 24 лет.

На констатирующем этапе (сентября-октябрь 2019 года) исследовались студенты контрольной и экспериментальной групп по вышепредставленным методикам. Результаты опросника «Оценка удовлетворенности личности в потребности в безопасности» показали, что у иностранцев и россиян в целом неудовлетворена потребность в защищённости. Можно объяснить это тем, что все студенты-первокурсники -приезжие, следовательно, для каждого из них обучение в институте стало новой социальной реальностью. В то же время, для 23 % российских студентов потребность в безопасности удовлетворена, тогда для всех иностранцев - нет.

Достоверность различий исследуемых групп по удовлетворенности потребности в безопасности определялась при помощи ^критерия Стьюдента. Статистические различия были выявлены на уровне р=0.0098. Студенты-иностранцы имеют большую степень неудовлетворенности, нежели россияне. Это связано с тем, как мы считаем, что иностранцев приезд в Россию подтолкнул к значительным изменениям в культурной жизни и в социальном окружении. Это привело к обострению чувства социальной незащищённости, понижению психологического ресурса сопротивляемости.

Результаты по опроснику «Шкала социально-психологической адаптированности» указывают на то, что для студентов-иностранцев характерны более низкие показатели принятия других, эмоциональной комфортности и по общему показателю адаптации.

Статистические различия между выборками студентов измерялись по ^критерию Стьюдента. Показатель «приятие других» у иностранцев более низкий, нежели у студентов-россиян (р=0.0077), что можно объяснить определенным нежеланием положительного взаимодействия с новыми людьми, внутренним несогласием с их чувствами, оценочным отношением к действиям и поведению россиян. По показателю «эмоциональная комфортность» можно увидеть, что иностранные студенты проявляют неприятные, тягостные чувства беспокойства, неуверенности и, в некоторых случаях, даже подавленности. Для них характерна неготовность к открытому выражению собственных чувств (р=0.0065). По показателю «самоприятие» достоверных различий не выявлено: объективная самооценка своих качеств со всеми достоинствами и недостатками (р=0.083). Не выявлены статистически значимые различия по показателям «интернальность» (р=0.37), «стремление к доминированию» (р=0.093): и россияне, и иностранцы равно принимают ответственность за собственные решения и поведение, не показывая стремления к манипулированию другими людьми.

Выявлен низкий показатель социально-психологической адаптации у иностранцев по сравнению со студентами из России (р=0.0063), что указывает на наличии чувства дезадаптации, неудовлетворенности в новом социальном статусе, в новом окружении и отрицательном отношении к новому обществу.

Итак, результаты констатирующего эксперимента выявили отрицательные предикторы социально-психологической адаптации студентов-иностранцев в учебно-профессиональной деятельности: неудовлетворенность потребности в социальной безопасности, что связано с трансляцией своего статуса в учебной группе, с соседями по общежитию - российскими студентами и с ощущениями незащищенности, связанные с тревогой быть непонятым представителями российской культуры; высокая социальная фрустрированность вследствие неудовлетворения потребности во взаимодействии с российскими студентами и преподавателями; низкий уровень общей адаптации, который препятствует полноценной и менее болезненной интеграции в образовательную среду вуза; высокая ситуационная тревожность, усиливающая внутриличностный конфликт мотивов, потребностей, поведения вызванные различиями культурных традиций и ценностей.

Второй этап эксперимента (октябрь 2016 г. - май 2017 г.) предполагал введение в учебно-воспитательный процесс со студентами-иностранцами коррекционных мероприятий, улучшающих их социально-психологическую адаптацию к учебно-профессиональной деятельности.

Языковой барьер, как основная трудность, зачастую вызывает у приезжих чувство отчуждённости и страха общения. Это проявляется на учебных занятиях в пассивности и обособленности от сокурсников-россиян и, к тому же, усугубляется культурным барьером, связанным с принятием / непринятием иного мировоззрения и общественного сознания. Помощь в преодолении социально-психологического дискомфорта в образовательной среде возможна, на наш взгляд, через проведение ряда коррекционных мероприятий: например, используя групповые тренинговые формы работы в формате «Психологической гостиной» и с обязательным включением в работу как иностранных, так и российских студентов. Упражнения, повышающие самооценку и уверенность в себе, беседы, ролевые и деловые игры способствуют сплочению коллектива, улучшению коммуникативных навыков и создание психологически безопасной образовательной среды. Безбарьерная коммуникация с носителями разных социальных, этнических,

национальных норм служит важнейшей психологической поддержкой в усвоении культурно-языковых образцов и повышения степени их конгруэнтности с собой и окружающей средой.

Эффективным адаптационным форматом является «Клуб русского языка», представляющий корпоративную форму обучения иностранных студентов русскому языку. Оптимальное проживание языкового стресса, преодоление страха общения на русском языке; укрепление мотивации академической успеваемости, погружению иностранцев в атмосферу российской ментальности - все это, безусловно, поможет им освоиться на новой территории.

Установлению социально-эмоциональных контактов, развитию поликультурного сознания и толерантного отношения к различным этническим группа способствовали различные культурно-массовые мероприятия, как комплекс запланированных встреч, вечеров, праздников. Студентам разных национальностей предоставлялась возможность продемонстрировать культуру и традиции своего народа. Комплекс культурно-массовых мероприятий включал: «Народный театр», «Кухня народов мира», «Навруз», «Фольклорный майдан», «Спортивный праздник», «Фестиваль искусств». Можно отметить, как достижение, развитие интереса к историко-культурным традициям разных народов и определенную гармонизацию в межличностном взаимодействии.

Включенные в учебно-воспитательный процесс вуза коррекционно-адаптационные мероприятия наглядно и объективно продемонстрировали положительную динамику межличностного взаимодействия, повышение интереса к учебным занятиям, включенности в спортивные, научные и воспитательные мероприятия учебного заведения.

На контрольном этапе (июнь 2017 года.) оценивалась эффективность проведенной коррекционной работы по тем же методикам. Подтвердить достоверность различий по результатам каждой методики позволил метод математической статистики t-критерий Стьюдента.

Результаты диагностических данных контрольного этапа по опроснику «Оценка удовлетворенности личности в потребности в безопасности»: иностранные студенты показывают положительную динамику и видна достаточно большая разница значений. Заметно снижение количества неудовлетворённых (27.93%) и увеличение частично удовлетворённых (40%).

Абсолютным положительным показателем является появление иностранных студентов с удовлетворённой потребностью в безопасности (24 %), что свидетельствует о повышении чувства приспособления к новой социальной среде, увеличивается чувства социальной защищённости и чувства сбалансированности внутренней позиции с реальной социальной средой. Российские студенты не показали динамику и изменение значений, т.е. показатели потребности в безопасности у них прежние. По t-критерию Стьюдента различия выявлены лишь на уровне тенденции (p=0.0047).

Результаты по опроснику «Шкала социально-психологической адаптированности»: повысились показатели «эмоциональная комфортность» (35.44 ± 12.53) и «общий показатель адаптации» (32.11 ± 13.05) у студентов-иностранцев. Эмоциональный комфорт, как один из показателей адаптации, транслирует психическое равновесие, повышение интереса к окружающему миру и способности к установлению дружеских контактов с россиянами. У российских студентов не отмечена динамика исследуемых показателей. Статистические различия между выборками студентов по t-критерию Стьюдента есть только в показателе «приятие других» (p=0.0081), демонстрирующий оценочное отношение студентов-иностранцев к действиям и поведению российских граждан. Следовательно, у иностранных студентов все еще не сформирована до конца привычка к условиям жизни и обучения в России, хотя при этом новый социум перестал восприниматься как угрожающий, что и указывает на определенное развитие адаптационного ресурса.

Выводы. Итак, коррекционная работа смягчает, ускоряет и оптимизирует социально-психологическую адаптацию иностранных студентов к учебно-профессиональной деятельности (как и предполагалось в гипотезе исследования). Примечательно, что в новых образовательных условиях они почувствовали себя комфортнее и спокойнее, осознавая, что их воспринимают как товарищей, а не как представителей другой страны. Адаптационные предикторы обозначились в возросшем переживании студентами-иностранцами эмоционального комфорта и трансформации значимых в их возрасте потребностей, ценностей и убеждений, которые стали носить признаки благополучия и реализовываться в учебно-профессиональной деятельности.

Практическая значимость нашего исследования заключается в последующей возможности осуществления психологического сопровождения иностранных студентов в учебных заведениях страны. Коррекционные мероприятия, как эффективный формат социально-психологической адаптации и полноценной и безболезненной интеграции молодых людей в образовательную среду вуза служат минимизации ощущений незащищенности, отчужденности и фрустрированности при интеграции в новую социальную действительность.

Литература:

1. Постановление Правительства Российской федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» http://static.govemment.ru/media/files/313b7NaNS3VbcW7qWYslEDbPCuKi6lC6.pdf.

2. Зайнуллин Л.И. Социальная адаптация как одна из стратегий вхождения иммигрантов в принимающее сообщество (философский анализ) // Философские науки. - № 5 (67). - 2016. - С. 89-92.

3. Лунева О.В. Адаптация социальная // Знание. Понимание. Умение, 2018. - №3. - С. 240-247.

4. Brisset, C. Psychological and sociocultural adaptation of university students in France: the case of Vietnamese international students / C. Brisset, S. Safadar, R. Lewis, C. Sabatier. Elsevier. International Journal of Intercultural Relations.2010. P. 413-426.

5. Tarasova S.I., Dukhina T.N., Limonova O.O., Kolesnikova T.V., Makhova I.N. Socio-Psychological Adaptation of First Year University Students. Especial. Vol. 38 (N° 56). 2017. P. 35.

6. Meng, Q., Zhu, C., & Cao, C. Chinese international students' social connectedness, social and academic adaptation: The mediating role of global competence. Higher Education, 75(1), 2018. P. 131-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.