Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com
2020, №4, Том 8 / 2020, No 4, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-4-2020.html
URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/ 19PSMN420.pdf
DOI: 10.15862/19PSMN420 (http://dx.doi.org/10.15862/19PSMN420)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Смирнов В.М., Болучевская В.В., Михайлова Л.В., Абдрахманова Р.О., Киликаева Е.И. Анализ социально-психологической адаптации иностранных студентов в медицинских вузах Южного федерального округа // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4, https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN420.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/19PSMN420
For citation:
Smirnov V.M., Boluchevskaya V.V., Mikhailova L.V., Abdrakhmanova R.O., Kilikaeva E.I. (2020). Analysis of the socio-psychological adaptation of foreign students at medical universities in the Southern Federal District. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 4(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/19PSMN420.pdf (in Russian). DOI: 10.15862/19PSMN420
УДК 159.9:616-003.96:316.47 ГРНТИ 15.81.21
Смирнов Вадим Максимович
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Волгоград, Россия Студент факультета «Социальной работы и клинической психологии», специальность «Клиническая психология»
E-mail: [email protected]
Болучевская Валентина Викторовна
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Волгоград, Россия Доцент кафедры «Общей и клинической психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=610809
Михайлова Людмила Викторовна
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Волгоград, Россия Доцент кафедры «Микробиологии, вирусологии, иммунологии с курсом клинической микробиологии»
Кандидат медицинских наук E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=628710
Абдрахманова Радмила Охасовна
ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Астрахань, Россия Ассистент кафедры «Микробиологии и вирусологии»
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=711754
Киликаева Евгения Ивановна
ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Волгоград, Россия Старший преподаватель кафедры «Общей и клинической психологии»
E-mail: [email protected]
https:// mir-nauki. com
Анализ социально-психологической адаптации иностранных студентов в медицинских вузах Южного
федерального округа
Аннотация. В статье представлены результаты психодиагностического исследования социально-психологической адаптации иностранных студентов в медицинских вузах Южного федерального округа. Социально-психологическая адаптация - динамический аспект вовлечения личности индивида в систему социально значимых отношений, социально-психологических и профессиональных коммуникаций, в реализацию соответствующих ролевых функций. Установлено, что студенты-медики подвержены многим факторам риска, нарушающим гармоничный процесс социально-психологической адаптации. Среди ведущих факторов выделяют следующие: изучение одного из самых сложных языков - русского; различия в культуральных, коммуникативных и языковых особенностей иностранных студентов и жителей России; риск раннего эмоционального выгорания в ходе получения практических навыков и интенсивных по продолжительности занятий на младших курсах в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. В ходе исследования было выявлено, что студенты в обеих выборках имеют нормативный уровень социально-психологической адаптации, несмотря на обучение в разных регионах и на разных языках (студенты ВолгГМУ проходят обучение на английском, студенты АГМУ - на французском и русском, как иностранном). Вместе с тем установлено, что наиболее предпочитаемыми стратегиями поведения в стрессогенных ситуациях в обеих группах являются дистанцирование, положительная переоценка, бегство-избегание и конфронтация. Авторами представлен статистический анализ данных, который свидетельствует о том, что статистически значимых отличий в социально-психологической адаптации между двумя выборками нет ни по одному из проведённых тестов. Результаты данного исследования могут быть использованы профессорско-преподавательским составом, ориентированным на адаптационное сопровождение иностранных студентов в медицинских вузах, кураторами и преподавателями медико-биологической направленности для мотивационной и коррекционной деятельности педагогического процесса. Кроме того, эти результаты будут полезны и для индивидуальной психокоррекции респондентов с высокими показателями дезадаптации, низкими показателями коммуникабельности и тем, кто имеет проблемы с самооценкой собственных возможностей.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; иностранные студенты; медицинские вузы; копинг-стратегия; стресс; языковой барьер; дезадаптация
В настоящий момент к высшим учебным заведениям, в том числе и к медицинским вузам, предъявляется ряд требований самой разной направленности: формирование у учащихся глубоких теоретических знаний, практико-ориентированный подход на всём протяжении обучения, развитие аналитико-синтетических и созидательных способностей, освоение актуальных профессиональных навыков для создания кадрового потенциала. Однако всё чаще преподаватели высшей школы отмечают необходимость фасилитации успешной психолого-педагогической и социально-психологической адаптации студентов, задействование их личностных ресурсов, ведь для усвоения всех необходимых компетенций студентам необходимо прикладывать много усилий, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Необходимым условием для активации всех этих процессов является успешная социально-психологическая адаптация [1].
Введение
https:// mir-nauki. com
Социально-психологическая адаптация - динамический аспект вовлечения личности индивида в систему социально значимых отношений, социально-психологических и профессиональных коммуникаций, в реализацию соответствующих ролевых функций.
Возможность адаптироваться, преодолевать жизненные невзгоды, реализовать себя в жизненном пространстве, оптимизировать самооценку и уровень притязаний на жизнь - всё это является доминантным фактором успешного личностного развития будущего специалиста медицинского профиля. Тем более, что процесс обучения в вузах сопровождается изменениями на психофизиологическом уровне, а также в пространстве психических состояний, обусловленных, в первую очередь, изменением социальной среды.
Изучение изменений адаптивных возможностей студентов, в частности, иностранных студентов, приобретает фундаментальное значение. Современные векторы развития в высших учебных заведениях имеют тенденцию к сохранению и оптимизации психического здоровья своих обучающихся. Ведь эффективность социально-психологической адаптации во многом зависит от того, как студент воспринимает себя в постоянно изменяющихся условиях жизнедеятельности. Искажение или нарушение тонких социально-психических процессов может привести к нарушениям адаптивным функциям, и как следствие - к ухудшению успеваемости [2].
Такие психолого-педагогические концепции, как прагматизм, экзистенциализм, бихевиоризм, биопсиходуховный подход могут помочь в достижении целей социально-психологической адаптации иностранных студентов. Но стоит учитывать, что они должны идти в параллель процессам воспитания и обучения, так все стороны педагогической работы взаимосвязаны и всегда реализуются на практике совместно [3].
Постоянные исследования, помогающие выявлять трудности в адаптационных процессах учебной деятельности, как на начальных этапах (младшие курсы), так и на протяжении всего процесса обучения (3 курс и старше) - это чрезвычайно важные задачи, которые ставят перед собой представители профессорско-преподавательского состава учебных заведений во всех регионах нашей страны [4].
Адаптационные механизмы психики студентов при поступлении в высшее медицинское учебное заведение в другой стране является основообразующим фактором, детерминирующим, в большинстве случаев, эффективность педагогического процесса в целом, и в формировании учебных мотивов в частности.
Формирование учебных мотивов деятельности студентов оказывает влияние на процесс самоактуализации личности, во многом зависящей от соответствующего уровня адаптации, от творческой реализации и поставленных задач перед ней [5].
Естественно, что большая часть иностранных студентов не могут какое-то время сформировать эти мотивы, так как по приезде в Россию сталкиваются с большим количеством трудностей. Зона их комфорта меняется кардинальным образом: жилищные условия, как правило, составляют общежития, все бытовые дела студенты полностью выполняют сами, без помощи родителей. Им приходиться осваиваться в другой языковой среде. В такие сенситивные моменты многие просто не могут сосредоточиться на учёбе. Неотъемлемое влияние на социально-психологическую адаптацию в то же время оказывает привыкание к традициям и региональным особенностям. Ведь в России каждый регион имеет не только свои отличительные черты в привычном жизненном русле, но и в образовательном процессе: где-то медицинские университеты имеют разнообразный, но не многолетний опыт в социально-психологическом сопровождении иностранных студентов только, где-то обучают только на определённых языках и т. д. [6].
https:// mir-nauki. com
Языковой барьер - это то, с чем многим студентам не под силу справиться за первые 1-2 года обучения. Несмотря на то, что уровень английского, французского и других языков у иностранных студентов очень высок, многие россияне не владеют ими на должном уровне, чтобы студенты могли комфортно ощущать себя в ходе общения. Подобные факты подтверждают появление у иностранных студентов психологических затруднений, влияющих на процесс адаптации к новой социальной среде. Именно этим обусловлено различие в постановке задач в социально-психологической адаптации между российскими студентами и зарубежными - это совершенно иные условия обучения, методы педагогического общения, система оценивания ответов и т. д. [6].
Подобные барьеры вызывают порой самые негативные последствия в процессе обучения: развитие дистрессового влияния, тревожные чувства на фоне учебной нагрузки, где студентам-медикам необходимо посещать различные учебные корпусы, фантомные центры и научные лаборатории по всему городу в течение одного дня. Такие нагрузки зачастую не соответствуют ожиданиям многих обучающихся. При этом социальные детерминанты, которые опосредуют негативные стресс-реакции, - это не что иное, как личностные качества индивида (темпераментальные, волевые, характерологические) [7].
Помимо всего прочего, неуспешная социально-психологическая адаптация может вызывать психосоматические расстройства и депривационную системность восприятия информации в обществе. Многие несовпадения в культуральных особенностях вызывают так называемый «культурный шок». Данное явление тщательно исследовал К. Оберг. В дальнейшем учёные М. Сегалл, Я. Путинга и Д. Берри продолжили использовать дефиницию «стресс аккультурация», включающую в себя поэтапную динамику изменений в эмоциональной сфере: (1) гипертимия; (2) идеаторная заторможенность; (3) неадекватное чувство уверенности и удовлетворённости [8]. Подобный вариант ассимиляционного процесса наблюдается при сильных различиях в менталитете, культуре и мировоззрении, а также при специфических индивидуально-типологических свойствах человека. Как правило, это состояние проходит уже к середине обучения студентов в вузе.
Так как студенты-медики относятся к специалистам помогающих профессий социономического типа, они подвергаются самым разным рискам эмоциональных нарушений. Уровень стрессогенности трудовых отношений очень высок. Часто случается, что имеющихся психологических качеств у студентов не хватает. Практические навыки они получают уже на младших курсах, учитывая, что во время пандемии коронавирусной инфекции стресс-факторы удваиваются по интенсивности воздействия [9]. Будущие медики могут приобрести раннее эмоциональное выгорание, которое повлияет не только на успех социально-психологической адаптации, но и на профессионально-личностное становление. К тому же, эмоциональное выгорание может привести к недостаточному овладению предметными и коммуникативными технологиями, ошибочным интерпретациям парциальных моментов профессиональной деятельности, что лишь усугубит ситуацию в ходе образовательного процесса [10].
Учитывая весь комплекс факторов, влияющих на развитие адекватной социально-психологической адаптации иностранных студентов, выявляется необходимость психодиагностических исследований, которые помогут определить стратегии и методы превентивных процедур для создания успешного и эффективного образовательного процесса.
Целью проведенного исследования выступил анализ социально-психологической адаптации студентов, обучающихся в разных медицинских вузах Южного федерального округа.
В исследовании принимали участие зарубежные студенты 2 и 3 курсов лечебного, стоматологического и педиатрического факультетов из двух университетов Южного
https:// mir-nauki. com
федерального округа: Астраханский государственный медицинский университет и Волгоградский государственный медицинский университет.
Первая группа респондентов включала в себя студентов из ВолгГМУ в составе 171 человека, приехавших из Индии, Малайзии, Египта и Ирака (из них: 113 человек (66.1 %) - это студенты мужского пола, 58 человек (33.9 %) - женского). Волгоградские студенты проходят обучение на английском языке. Вторая группа исследуемых составила объём равный 164 студентам (из них: 88 человек (53.7 %) - юноши, а 76 человек (46.3 %) - девушки) - эти студенты прибыли из Марокко, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и обучаются в АГМУ на французском и русском, как иностранном. Общий объём двух выборок равен 335 иностранным студентам в возрасте от 17 до 24 лет.
Для достижения цели исследования был подобран психодиагностический инструментарий, в которой вошли: (1) социологическая анкета первичных данных; (2) диагностический опросник социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда (в адаптации Т.В. Снегирёвой); (3) диагностический опросник «копинг-стратегии» Лазаруса-Фолкмана (в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой); (4) статистический анализ данных с помощью пакета Statistic 21. Все опросники были переведены на английский и французский языки с последующей филологической экспертизой на предмет смысловых несовпадений. Некоторые студенты из Узбекистана и Казахстана попросили варианты на русском языке.
Психодиагностическое исследование осуществлялось в свободное время от основных занятий. Все респонденты дали своё добровольное согласие на тестирование. Выслушав внимательно инструкции, студенты приступали к заполнению анкет и опросников. Примечательно, что лишь студенты из ближнего зарубежья задавали уточняющие вопросы вслух, а студенты из арабских стран и Индии и Малайзии приписывали на полях свои вопросы, заметки и замечания. В целом, никаких осложнений при исследовании не наблюдалось. В процессе обработки данных было замечено некое различие в том, что именно писали ребята на страницах стимульного материала. Например, студенты из Индии писали фразы с позитивным настроем: (1) «How is the josh?:)))»; «Hello my anonymous friend who reads all this!»; «Bad experience is the best experience of my life!»; «Positive attitude is the secret of my success» и т. д. Фразы сопровождались смайлами, рисунками подмигиваний и довольных лиц. В свою очередь многие студенты из Египта и Ирака писали негативно окрашенные фразы, касающиеся тестирования по отдельным блокам вопросов. Некоторые студенты отмечали «некачественное построение фраз», слишком личный характер вопросов, при этом выделяя всё ручками красного цвета, восклицательными знаками и знаками вопросов.
В качестве основных результатов диагностики социально-психологической адаптации были получены усреднённые значения по 6 интегральным шкалам и 2 субшкалам теста «социально-психологической адаптации»: (1) адаптация; (2) дезадаптция; (3) принятие других; (4) интернальность; (5) самовосприятие; (6) эмоциональная комфортность; (7) стремление к доминированию; (8) эскапизм.
Среднее значение по субшкале «Адаптация» среди студентов составило xср = 115.4. Это значение соответствует среднему уровню адаптированности, что показывает достаточную социально-психологическую адаптацию к среде. Также среднее значение по субшкале
Методы и материалы
Результаты и их обсуждение
«Дезадаптация» в обеих выборках составляет Хср = 101.1, что соответствует нормативным показателям. Выявление средне-выраженных результатов по данным субтестам может быть связано с тем, что половина респондентов из Астраханского университета - жители ближнего зарубежья. В некоторых семьях студентов из Казахстана и Узбекистана говорят на русском языке, их культура ближе к России, в отличие от студентов из дальних стран.
По шкале «Принятие других» усреднённый балл студентов составляет Хср = 53.4, что соответствуют среднему уровню дружелюбности в отношении других людей и окружающей среды. Интегральный показатель «Принятие других» отражает уровень потребности личности в общении и взаимодействии с другими. Низкий уровень по показателям данной шкалы выявлен лишь у 20 студентов (6 % от всей выборки). Можно предположить, что большая часть молодых людей в обеих выборках имеют нормативные показатели в процессе общения. Степень толерантности по отношению к различным поведенческим признакам других людей имеет положительный характер.
По шкале «Самовосприятие» обе группы имеют показатели со средним значением Хср = 53.5. Значение соответствует средне-выраженному уровню самооценки, а также свидетельствует об умеренной оценке своих личностных свойств и возможностей, удовлетворенности собой и уверенности в своей деятельности. По шкале «Интернальность», которая характеризует степень внутреннего и внешнего волевого контроля, у студентов выявлен показатель усреднённого значения Хср = 58.2. Люди с такими баллами требовательны к себе и собственными поступками, эмоционально стабильны, обладают высокой самокритикой. Дифференциальная характеристика таких показателей может быть интерпретирована характерологическими свойствами и личностными качествами марокканских студентов, отличающихся своей структурностью и внимательностью к овладению учебным материалом.
По шкале «Эмоциональная комфортность» наблюдается среднее значение Хср = 52.3. Подобный показатель описывает преобладание адекватного эмоционального реагирования даже в самых сложных и эмоционально значимых событиях. По шкале «Стремление к доминированию» результативность студентов составила Хср = 47 баллов. Так же, как и в предыдущих шкалах, данные среднего значения «стремления к доминированию» по выборке входит в нормативный диапазон средне-выраженного уровня лидерских и доминантных качеств. Такие студенты могут лишь в некоторых ситуациях влиять на других, убеждать их в своём мнении, навязывать свою точку зрения. Возможно, что определённые различия в доминантных видах поведения обусловлены национальными традициями иностранных студентов, и их культуральными особенностями.
Результаты диагностики по субшкале «Эскапизм» показали следующее: респонденты демонстрируют вполне адекватный уровень ухода от проблем в свои собственные представления и размышления - средний показатель по выборке составил Хср = 15.2 баллов.
Изучение различий совладающего поведения с помощью диагностики копинг-стратегий показало, что наиболее предпочитаемыми стратегиями поведения в стрессогенных ситуациях в обеих группах являются дистанцирование (Хср = 57.2), положительная переоценка (Хср = 55.3), бегство-избегание (Хср = 53.9) и конфронтация (Хср = 53.5). При наличии высоких показателей по перечисленным копингам у студентов могут возникнуть психологические и психические нарушения: от проблем с коммуникацией до неврозов. Однако полученные показатели в совокупности отражают умеренное применение выбранных способов совладания со стрессом. В совокупности они характеризуют способность к сопротивлению затруднениям в ходе учебной деятельности, оптимизацию эмоциональных состояний и снижение интенсивности эмоциональных реакций на фрустрационные воздействия за счёт критической оценки и адекватного отреагирования. Данное сочетание стратегий также отражает постоянную
https:// mir-nauki. com
идеаторную активность в стрессовых ситуациях, что способствует укреплению и созданию новых синаптических контактов при обработке поступающей информации в психическое пространство.
Статистическая обработка количественных данных проходила в 3 этапа: (а) проверка на закон нормального распределения; (б) проверка на статистические различия между двумя выборками; (в) корреляционный анализ показателей тестового материала на усиливающие сочетания.
При применении теста Колмогорова-Смирнова для определения распределения были получены данные, свидетельствующие о нормальном распределении значений в обеих выборках (p > 0.05 по всем шкалам). Для определения степени значимости различий между выборками по факту обучения в двух разных университетах, был использован t-критерий Стьюдента. Расчёт производился по основополагающим шкалам, где были получены следующие данные по тесту «социально-психологической адаптации»: «Адаптация» (t = 0.166), «Дезадаптация» (t = 0.289), «Принятие других» (t = 0.878), «Интернальность» (t = 2.588), шкала «Самовосприятие» (t = 0.522), шкала «Эмоциональный комфорт» (t = 0.158), «Стремление к доминированию» (t = 1.396) и «Эскапизм» (t = 0.101). По методике «диагностика копинг-стратегий»: «Конфронтация» (t = 1.003), «Дистанцирование» (t = 0.578), «Самоконтроль» (t = 1.555), «Поиск социальной поддержки» (t = 0.378), «Принятие ответственности» (t = 2.005), «Бегство-избегание» (t = 0.289), «Планирование решения проблемы» (t = 0.095) и «Положительная переоценка» (t = 0.147). Характер полученных данных говорит о том, что статистически значимых отличий в социально-психологической адаптации между двумя выборками нет ни по одному из проведённых тестов.
Для проведения корреляционного анализа использовался коэффициент корреляции Пирсона (r-Пирсона). В ходе проведённого анализа было выявлено наличие обратной корреляционной связи между показателями «Адаптация» и «Конфронтация»: r > -0.9 (при p < 0.05). Это свидетельствует о том, что адаптационная активность усиливается при проявлении энергии агрессии для достижения поставленных целей. Статистически значимая корреляционная связь наблюдается между показателем «Адаптация» и копинг-стратегией «Принятие ответственности»: r > 0.7 (при p < 0.05). Понимая и принимая роль своей личной ответственности за участие в любом виде деятельности, студенты тем самым детерминируют улучшение социально-психологической адаптации. Тенденция к появлению корреляционной связи наблюдается и между признаком «Самовосприятие» и стратегией поведения «Положительная переоценка»: r > 0.4 (при p < 0.05). Такая связь обуславливает возможность рассмотрения возникших проблем перед студентами за счёт адекватной оценки уровня притязаний.
На основе полученных данных в ходе психодиагностических процедур можно сделать следующий вывод: обе группы обследуемых представляют собой образец успешного процесса социально-психологический адаптации. Вопреки тому, что многие студенты испытывают трудности по тем или иным признакам, из 335 обследуемых студентов в обоих учреждениях только у 12 наблюдаются признаки полной дезадаптации. Большая часть студентов, несмотря на все свои индивидуальные различия, активно стремятся к социальному взаимодействию: они открыты к общению с другими людьми, не имеют выраженных отклонений в самовосприятии своих качеств. Результаты исследования говорят о хорошем уровне работы адаптивных механизмов у исследуемых групп. Статистически значимых различий по показателям социально-психологической адаптации между выборками не выявлено.
Выводы
Результаты данного исследования могут быть использованы профессорско-преподавательским составом, ориентированным на адаптационное сопровождение иностранных студентов в медицинских вузах, кураторами и преподавателями медико-биологической направленности для мотивационной и коррекционной деятельности педагогического процесса. Кроме того, эти результаты будут полезны и для индивидуальной психокоррекции респондентов с высокими показателями дезадаптации, низкими показателями коммуникабельности и тем, кто имеет проблемы с самооценкой собственных возможностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Междисциплинарный подход к психолого-педагогической адаптации студентов медицинского вуза / Михайлова Л.В., Мохаммад Амин Н.А., Авилова Т.М., Чумаков В.И. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - №4. - С. 135-139.
2. Авдеенко А.С. Психологическая адаптация студентов вуза // Вестник совета молодых учёных и специалистов. - 2016. - №2(13). - С. 4-8.
3. М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. Психология и педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. - 3-е изд., доп. и перераб. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2018. - 240 с.
4. Гнатышина Е.А., Уварина Н.В., Савченков А.В. Характеристика адаптационных процессов в вузе в условиях социокультурной динамики: сравнительный анализ адаптационных процессов иностранных и отечественных студентов вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2018. - №2. - С. 34-43.
5. Оспанова Ж.Б. Особенности мотивации учения иностранных студентов в медицине // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2019. - №4(1). - С. 167-174.
6. Адаптация иностранных студентов к обучению в медицинском вузе Российской Федерации / Кошель В.И., Ходжаян А.Б., Амлаев К.Р., Знаменская С.В., Маяцкая Н.К. // Медицинское образование и вузовская наука. - 2017. - №1(9). - C. 49-51.
7. Сороковикова Э.Г. Психофизиологические состояния студентов в стрессогенной ситуации экзамена // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - №4. - С. 217-221.
8. Резников Е.Н. Психологические аспекты адаптации иностранных студентов в России // Вестник РУДН, серия «Психология и педагогика». - 2010. - №1. - С. 612.
9. Современные проблемы медицинского образования как угроза национальной безопасности России / Балахонов А.В., Бубнова Н.А., Варзин С.А., Матвеев В.В. и др. // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2020. - № 1(29). - С. 40-46.
10. Черникова Т.В., Волчанский М.Е., Болучевская В.В. Психопрофилактика эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий системы здравоохранения в процессе непрерывной профессиональной подготовки // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. - 2012. -№3(43). - С. 100-103.
Smirnov Vadim Maksimovich
«Volgograd state medical university» Ministry of health of the Russian Federation, Volgograd, Russia
E-mail: [email protected]
Boluchevskaya Valentina Viktorovna
«Volgograd state medical university» Ministry of health of the Russian Federation, Volgograd, Russia
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=610809
Mikhailova Lyudmila Viktorovna
«Volgograd state medical university» Ministry of health of the Russian Federation, Volgograd, Russia
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile. asp?id=628710
Abdrakhmanova Radmila Ohasovna
«Astrakhan state medical university» Ministry of health of the Russian Federation, Astrakhan, Russia
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=711754
Kilikaeva Evgeniya Ivanovna
«Volgograd state medical university» Ministry of health of the Russian Federation, Volgograd, Russia
E-mail: [email protected]
Analysis of the socio-psychological adaptation of foreign students at medical universities in the Southern Federal District
Abstract. The article presents the results of a psychodiagnostic study of the socio-psychological adaptation of foreign students at medical schools in the Southern Federal District. Socio-psychological adaptation is a dynamic aspect of involving an individual's personality in a system of socially significant relationships, socio-psychological and professional-activity communications, in the implementation of the corresponding role functions. It has been established that medical students are exposed to many risk factors that violate the harmonious process of socio-psychological adaptation. Among the leading factors, the following are distinguished: the study of one of the most complex languages - Russian; differences in the cultural, communicative and linguistic characteristics of foreign students and residents of Russia; the risk of early emotional burnout during the acquisition of practical skills and intensive on the duration of classes in junior courses in a pandemic of new coronavirus infection. The study revealed that students in both samples have a normative level of socio-psychological adaptation, despite studying in different regions and in different languages (Volgograd State Medical University students study in English, ASMU students in French and Russian as a foreign language). At the same time, it was established that the most preferred strategies for behaviour in stressful situations in both groups are distance, positive reassessment, flight-avoidance and confrontation. The authors presented a statistical analysis of the data, which indicates that there are no statistically significant differences in the socio-psychological adaptation between the two samples for any of the tests performed. The results of this study can be used by the teaching staff, focused on the adaptation support of foreign students in medical universities, tutors and teachers of biomedical orientation for motivational and correctional activities of the pedagogical process. Also, these results will be useful for individual psychological correction of respondents with high maladaptation rates, low sociability indicators, and those who have problems with self-assessment of their capabilities.
Keywords: socio-psychological adaptation; foreign students; medical universities; coping strategy; stress; language barrier; maladaptation