Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ НЕВРОТИЗАЦИИ И ФРУСТРАЦИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

УРОВЕНЬ НЕВРОТИЗАЦИИ И ФРУСТРАЦИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
355
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / АДАПТАЦИЯ / ФРУСТРАЦИЯ / НЕВРОТИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / САМОВОСПРИЯТИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМФОРТНОСТЬ / СТРЕМЛЕНИЕ К ДОМИНИРОВАНИЮ / ЭСКАПИЗМ / MEDICAL STUDENTS / ADAPTATION / FRUSTRATION / NEUROTIZATION / INTERNALITY / SELF-PERCEPTION / EMOTIONAL COMFORT / DESIRE FOR DOMINANCE / ESCAPISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина Л.А., Кубекова А.С.

В статье представлены результаты исследования уровня невротизации и фрустрации и их взаимосвязь с социально-психологической адаптацией у студентов медицинского ВУЗа, а также разработка практических рекомендаций для психологов. Для оценки исследования адаптации и невротизации и фрустрации у студентов медицинского ВУЗа мы использовали следующие психодиагностические методики: «Торонтская алекситимическая шкала» Д. Тэйлора; диагностика уровня невротизации Л.А. Вассермана, диагностика уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (в адаптации В.В. Бойко). В работе были использованы математико-статистические методы обработки данных, U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Ч. Спирмена. Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующий вывод: низкие показатели невротизации и фрустрации связаны с высокой социально-психологической адаптацией у студентов. Выявлены группы риска студентов 1, 4, 6 курсов с высокими показателями невротизации и фрустрации студентов медицинского вуза, данные результаты исследования позволяют определить конкретную стратегию психологического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костина Л.А., Кубекова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF NEUROTIZATION AND FRUSTATION AS AN INDICATOR OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF STUDENTS OF A MEDICAL UNIVERSITY

The article presents the results of a study of the level of neurotization and frustration and their relationship with socio-psychological adaptation in students of a medical university, as well as the development of practical recommendations for psychologists. To evaluate the study of adaptation and neurotization and frustration in students of a medical university, we used the following psychodiagnostic methods: D. Taylor's Toronto Alexithymic Scale; diagnosis of the level of neurotization L.A. Wasserman, diagnosis of the level of social frustration L.I. Wasserman (in adaptation V.V. Boyko). In the work, mathematical and statistical methods of data processing, the Mann-Whitney U-test, and C. Spearman's correlation analysis were used. An empirical study led to the following conclusion: low rates of neurotization and frustration are associated with students’ high socio-psychological adoptation. The risk groups of students 1, 4, 6 courses with high rates of neurotization and frustration of students of a medical university were identified, the folllowing research results allow us to determine a specific strategy for psychological support.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ НЕВРОТИЗАЦИИ И ФРУСТРАЦИИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

УДК: 316.6:378

Уровень невротизации и фрустрации как показатель социально-психологической адаптации студентов медицинского вуза

Level of neurotization and frustation as an indicator of socio-psychological adaptation of students of a medical university

Костина Л.А., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, kostina_agma@mail.ru

Кубекова А.С., ФГБОУ ВО «Астраханский государственный медицинский университет» Минздрава России, alya_kubekova@mail. ru

Kostina L., Astrakhan State Medical University, kostina_agma@mail.ru Kubekova A., Astrakhan State Medical University, alya_kubekova@mail.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.139.2.031

Ключевые слова: студенты медицинского вуза, адаптация, фрустрация, невротизация, интернальность, самовосприятие, эмоциональная комфортность, стремление к доминированию, эскапизм.

Keywords: medical students, adaptation, frustration, neurotization, internality, self-perception, emotional comfort, desire for dominance, escapism.

Аннотация. В статье представлены результаты исследования уровня невротизации и фрустрации и их взаимосвязь с социально-психологической адаптацией у студентов медицинского ВУЗа, а также разработка практических рекомендаций для психологов. Для оценки исследования адаптации и невротизации и фрустрации у студентов медицинского ВУЗа мы использовали следующие психодиагностические методики: «Торонтская алекситимическая шкала» Д. Тэйлора; диагностика уровня невротизации Л.А. Вассермана, диагностика уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (в адаптации В.В. Бойко). В работе были использованы математико-статистические методы обработки данных, U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ Ч. Спирмена. Проведенное эмпирическое исследование позволило сделать следующий вывод: низкие показатели невротизации и фрустрации связаны с высокой социально-психологической адаптацией у студентов. Выявлены группы риска студентов 1, 4, 6 курсов с высокими показателями невротизации и фрустрации студентов медицинского вуза, данные результаты исследования позволяют определить конкретную стратегию психологического сопровождения.

Abstract. The article presents the results of a study of the level of neurotization and frustration and their relationship with socio-psychological adaptation in students of a medical university, as well as the development ofpractical recommendations for psychologists. To evaluate the study of adaptation and neurotization and frustration in students of a medical university, we used the following psychodiagnostic methods: D. Taylor's Toronto Alexithymic Scale; diagnosis of the level of neurotization LA. Wasserman, diagnosis of the level of social frustration L.I. Wasserman (in adaptation V. V. Boyko). In the work, mathematical and statistical methods of data processing, the Mann-Whitney U-test, and C. Spearman's correlation analysis were used. An empirical study led to the following conclusion: low rates of neurotization and frustration are associated with students' high socio-psychological adoptation. The risk groups of students 1, 4, 6 courses with high rates of neurotization and frustration of students of a medical university were identified, the folllowing research results allow us to determine a specific strategy for psychological support.

Введение. Подготовка будущих специалистов в системе высшего образования рассматривается как одна из важнейших задач его модернизации. С поступлением в высшее учебное заведение юноши и девушки попадают в новые, непривычные для них социальные, бытовые, психологические условия, что включает в себя стереотипы и связанных с ним эмоциональных переживаний [1]. Социальная фрустрированность

появляется в том случае, когда при удовлетворении потребностей возникают какие-либо препятствия. Вследствие этого появляется состояние разочарования, в котором личность ощущает, что лишена того, к чему стремился. Влияние социальных фрустраторов (причины, которые вызывают фрустрированность) детерминировано принадлежностью субъектов к культурно-региональной [2], национальной [3],

профессиональной [4] группам, с другой стороны, особенности его материального и социального статуса [5], психологическими особенностями [6]. Но при этом необходимо отметить, что преодоление фрустрированности является важнейшей составляющей процесса адаптации студентов в новые условия обучения, что в целом определяет отношение студентов к процессу образования [7]. Невротические состояния связаны с нервно-психическим напряжением в процессе деятельности, которое продуцирует отрицательные эмоциональные переживания, такие как: тревожность, беспокойство, раздражительность, напряженность, нервно-психическое расстройство. Однако, по данным исследователей, невроз носит обратимый характер [8;9]. К сожалению, на данный момент крайне мало исследований, посвященных проблеме фрустрации и невротизации у студентов на протяжении всего учебного периода. В связи с этим исследование невротизации и социальной фрустрированности в процессе социально-психологической адаптации студентов, является актуальной задачей для разработки организации профилактических мероприятий.

Цель исследования заключалась в выявлении уровня невротизации и фрустрации как индикаторов социально-психологической

адаптации студентов 1, 4, 6 курсов медицинского ВУЗа и разработке практических рекомендаций для психологов образовательных учреждений.

Материал и методы исследования. Экспериментальное исследование составило выборку в количестве 1238 студентов 1, 4, 6 курсов в возрасте от 18 до 26 лет. Средний возраст - 22,3 года. Студенты Астраханского государственного медицинского университета, обучающиеся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Клиническая психология», «Медико-профилактическое дело», «Фармация» были распределены следующим образом: 1-ая группа -студенты первого курс; 2-ая группа - студенты четвертого курса; 3-я группа - студенты шестого курса. В исследовании были использованы психодиагностические методики: Методика социально-психологической адаптации (К.

Роджерс и Р. Даймонд), предназначенная для изучения социально-психологической адаптации и связанных с ней личностных особенностей. На основании данной методики определяется степень адаптированности-дезадаптированности в системе межличностных отношений. В опроснике выделяются 7 интегральных показателей выраженных в адаптации, принятии других, интернальности, самовосприятии, эмоциональной комфортности, стремлении к доминированию, эскапизме; Методика диагностики уровня невротизации Л.А. Вассермана, которая заключается в определении высокой эмоциональной возбудимости, вызывающей различные отрицательные переживания и отражается в тревожности, напряженности, беспокойстве, растерянности, раздражительности, возбудимости; Методика диагностики уровня социальной

фрустрированности Л.И. Вассермана (в адаптации В.В. Бойко), целью которой является определение уровня неудовлетворенности социальными достижениями в главных сферах жизни и деятельности. Обработка результатов исследования проводилась с использованием методов математической статистики: SPSS-21.0, и Microsoft Office Excel 2010. Оценка достоверности различий произведена с помощью непараметрического критерия для независимых выборок U-критерия Манна-Уитни.

Корреляционный анализ производился при помощи ранговой корреляции Ч. Спирмена.

Результаты исследования. При изучении социально-психологической адаптации (методика К. Роджерс и Р. Даймонд), опрошены 1238 студентов, было выявлено, что высокий уровень адаптации у 42% (145 человек) студентов первого курса, у студентов четвертого курса 42% (199 человек), среди студентов шестого курса этот показатель выше у 46% (196 человек). Низким уровнем адаптации обладают 7% (23 человека) студентов первого курса, 8% (37 человек) студентов четвертого курса, 7% (92 человека) студентов шестого курса, см. таблицу 1 . Контингент с низким уровнем адаптации составляет группу риска, который является отклонением в поведении.

Таблица 1. - Распределение по уровням адаптации (вся выборка)

Группы Курсы Вся выборка

1 курс 4 курс 6 курс

1 - высокий уровень адаптации 145 чел. (42%) 199 чел. (42%) 196 чел.* (46%) 540 чел. (44%)

2 - средний уровень адаптации 175 чел. (51%) 236 чел. (50%*) 195 чел. (46%) 606 чел. (49%)

3 - низкий уровень адаптации 23 чел. (7%) 37 чел. (8%) 32 чел. (8%) 92 чел. (7%)

U-критерий Манна-Уитни (p < 0,05)

В таблице 2 представлены результаты тестовой диагностики студентов медицинского вуза по методике диагностики уровня невротизации (Л.А. Вассерман). У студентов первой группы (первый курс) регистрируются низкие показатели невротизации личности - 25% (85 чел.). Первая группа характеризуется эмоциональной устойчивостью, положительным эмоциональным фоном переживаний, социальной смелостью. Исходя из результатов, было обнаружено, что высокий показатель

Результаты исследования социальной фрустрированности (Л.И. Вассерман, в адаптации В.В. Бойко), представленные в таблице 3, показали, что среди опрошенных студентов среди студентов первого курса (первая группа) высокий показатель социальной фрустрированности - 5% (16 чел.), у четвертого курса (вторая группа) высокими показателями обладают 9% (40 чел.), у студентов шестого курса (третья группа) - 19% опрошенных (82 чел.). Это результат отражает неудовлетворенность достижениями, осознанием недостигнутого, а также постоянный климат эмоционального напряжения у человека. Однако,

невротизации отмечается среди студентов второй группы (четвертый курс) - 28% (132 чел.), что свидетельствует о выраженной эмоциональной возбудимости, которая выражается в негативных переживаниях, таких как: тревожность, напряженность и раздражительность, что, вероятно, сопровождается повышенной утомляемостью, сниженным настроением, апатией. У студентов третьей группы (шестой курс) преобладал средний показатель невротизации - 52% (219 человек).

у основной массы студентов мы наблюдаем низкий уровень социальной фрустрированности, что, в свою очередь, является позитивным моментом.

Корреляционный анализ произведен с расчетом коэффициента ранговой корреляции Спирмена; результаты корреляции представлены в таблицах 4 и 5.

С интегральными показателями адаптации имеется отрицательная корреляционная связь с показателем невротизации студентов, чем более адаптированы студенты к новым условиям обучения, тем ниже показатели невротизации.

Уровни Курсы Вся выборка

1 курс 4 курс 6 курс

отсутствие фрустрированности 64 чел. 19% 56 чел. 12% 49 чел. 12% 169 чел. 14%

низкий 218 чел. 63% 303 чел.* 64% 258 чел. 61% 779 чел. 63%

умеренный 45 чел. 13% 73 чел. 15% 82 чел. 19% 200 чел. 16%

высокий 16 чел. 5% 40 чел. 9% 34 чел. 8% 90 чел. 7%

U-критерий Манна-Уитни ф < 0,05) Таблица 4. - Результаты корреляционного анализа между интегральным показателем адаптации и невротизацией

Показатели Вся выборка 1 курс 4 курс 6 курс

Коэффициент корреляции, г -0,423 -0,510 -0,361 -0,413

Уровень значимости, р 0,001 0,001 0,001 0,001

Таблица 2. - Результаты диагностики невротизации (сравнение по уровням, количество человек, %)

Уровни Курсы Вся выборка

1 курс 4 курс 6 курс

низкий 85 чел. 25% 104 чел.* 22% 112 чел. 26% 301 чел. 24%

средний 166 чел. 48% 236 чел. 50% 219 чел. 52% 621 чел. 50%

высокий 92 чел. 27% 132 чел. 28% 92 чел. 22% 316 чел. 26%

U-критерий Манна-Уитни ф < 0,05)

Таблица 3. - Результаты диагностики фрустрации (сравнение по уровням, количество человек, %)

Таблица 5. - Результаты корреляционного анализа между интегральным показателем адаптации и фрустрацией

Показатели Вся выборка 1 курс 4 курс 6 курс

Коэффициент корреляции, г -0,226 -0,328 -0,215 -0,179

Уровень значимости, р 0,001 0,001 0,001 0,001

Исходя из результатов корреляционного анализа, очевидно, что между интегральным показателем адаптации и уровнем социальной фрустрацированнсти имеется обратная отрицательная связь. Другими словами, чем выше уровень адаптации студентов, тем ниже социальная фрустрированность.

Таким образом, по результатам корреляционного анализа, очевидно, что на социально-психологическую адаптацию

студенческих групп оказывает влияние уровень невротизации и фрустрации. Адаптационный потенциал напрямую связан с эмоциональным состоянием у студентов: высокие значения фрустрации и невротизации оказывают негативное влияние на социально-психологическую адаптацию студентов медицинского вуза. Четвертый курс для студентов характеризуется периодом

психоэмоционального спада, потому что значительно снижается социально-

психологическая адаптация. Установлена необходимость формирования для студентов с низкой адаптацией и высокими показателями фрустрации и невротизации программы психологического сопровождения.

С целью контроля за психическим состоянием и социально-психологической адаптацией студентов медицинского вуза можно

использовать батарею методик, которые применялись в данном исследовании. Следующий этап должен состоять из работы с эмоциональными переживаниями студентов, который заключается в следующих известных и хорошо себя зарекомендовавших методах и приемах: 1) Коррекция отрицательных эмоциональных переживаний студентов психологом с помощью метода рациональной психотерапии (выработка альтернативных способов выхода из трудных ситуаций) Дж. Эллиса; 2) Аутогенная тренировка, аутотренинг и пр.; 3) Эриксоновский гипноз является высокоэффективным методом по работе с внутренними ресурсами психики человека. Именно в таком состоянии человеку открывается доступ к внутренним ресурсам, которые были забыты, но сохранились в бессознательном состоянии; 4) Обучение студентов навыкам саморегуляции собственных переживаний.

Заключение. Результаты проведенного исследования позволяют получить обоснованную информацию об уровне невротизации и фрустрации студентов медицинского

университета, о взаимосвязи с социально-психологической адаптацией, что имеет важное значение для разработки системы психопрофилактических мероприятий.

Литература:

1. Гончарова С.С. Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» - метод диагностики психологического преодоления в раннем юношеском возрасте // Практический психолог. -2006. - № 6.

2. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. -СПб.: Питер, 2003. - 464 с.

3. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. - 752 с.

4. Костина Л.А., Миляева Л.М. Социально-психологическая адаптация студентов к обучению в медицинском вузе / Л.А. Костина, Л.М. Миляева // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11. - С. 433-437.

5. Костина Л.А., Великанова Л.П., Фоменко О.И. К вопросу адаптации студентов в вузе / Л.А. Костина, Л.П. Великанова, О.И. Фоменко // Здоровье населения - основа процветания России / Материалы

VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2014. - С. 138-141.

6. Войнова В.И. Психологические особенности процесса принятия решений студентами вузов / В.И. Войнова, Л.А. Костина, М.А. Сергеева, А.С. Кубекова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7.

- № 2. - С. 43.

7. Сансызбаева К.З. Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации / К.З. Сансызбаева // Психология: проблемы практического применения / Материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.

- С. 63-71.

8. Тарабрина Н.В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях / Н.В. Тарабрина // Психологические исследования познавательных

процессов и личности. - М., 1983. - С. 121-125. формирования эмоций / Ю.П. Ярмонов. - М.:

9. Ярмонов Ю.П. Фрустрация как механизм Прогресс, 2014. - 135 с.

References:

1. Goncharova S.S. Questionnaire "Ways to overcome negative situations" - a method for diagnosing psychological overcoming in early adolescence // Practical Psychologist. - 2006. - № 6.

2. Isard K. Psychology of emotions / K. Isard. - St. Petersburg: Peter, 2003. - 464 p.

3. Ilyin, E.P. Emotions and feelings / E.P. Ilyin. St. Petersburg: Peter, 2002. - 752 p.

4. Kostina L.A., Milyaeva L.M. Socio-psychological adaptation of students to study at a medical university / L.A. Kostina, L.M. Milyaeva // Fundamental research. -2014. - № 11. - S. 433-437.

5. Kostina L.A., Velikanova L.P., Fomenko O.I. To the question of adaptation of students in high school / L.A. Kostina, L.P. Velikanova, O.I. Fomenko // Public health is the basis of Russia's prosperity / Materials of the VIII All-Russian scientific-practical conference with international participation. - 2014. - S. 138-141.

6. Voinova V.I. Psychological features of the decision-making process by university students / V.I. Voinova, L.A. Kostina, M.A. Sergeeva, A.S. Kubekova // World of science. Pedagogy and psychology. - 2019. - T. 7. - № 2. - P. 43.

7. Sansyzbaeva K.Z. The effect of anxiety on the level of social frustration / K.Z. Sansyzbaeva // Psychology: problems of practical application / Materials of the II Intern. scientific conf. (Chita, June 2013). - Chita: Publishing House Young Scientist, 2013. - P. 63-71.

8. Tarabrina N.V. Analysis of cognitive standards of personal response in frustrating situations / N.V. Tarabrina // Psychological studies of cognitive processes and personality. - M., 1983. - S. 121-125.

9. Yarmonov Yu.P. Frustration as a mechanism for the formation of emotions / Yu.P. Yarmonov. - M.: Progress, 2014. - 135 s.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.