Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/08PSMN 120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Ван Юаньян Взаимосвязь социально-психологической адаптации и эмоционального интеллекта у иностранных студентов // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Wang Y.Y. (2020). The relationship between socio-psychological adaptation and emotional intelligence of foreign students. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/08PSMN120.pdf (in Russian)
УДК 316.6 ГРНТИ 15.41.21
Ван Юаньян
ФГОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Москва, Россия
Аспирантка E-mail: [email protected]
Взаимосвязь социально-психологической адаптации и эмоционального интеллекта у иностранных студентов
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей социально-психологической адаптации иностранных студентов в российских вузах. Выборку исследования составили 90 иностранных студентов. Были выделены две группы по следующим критериям. Первую группу (группа А) составили 45 иностранных студентов, которые учатся в группах со своими соотечественниками и могут получать социально-психологическую помощь и поддержку от них. Вторую группу (группа Б) составили 45 иностранных студентов, которые обучаются в группах с разнообразным составом по владению языками и имеют ограничения в получении психосоциальной поддержки своих одногруппников. Описано состояние социально-психологической адаптации иностранных студентов в общем. Выявлено различие в социально-психологической адаптации между двумя группами иностранных студентов. Проанализирована связь социально-психологической адаптации с разными компонентами эмоционального интеллекта. Показано, что во-первых, иностранные студенты неудачно адаптируются в новом жизненном обстоятельстве; во-вторых, студенты в группах соотечественников отличаются от студентов в иноязычной группе в параметрах социально-психологической адаптации; в-третьих, надёжным предиктором социально-психологической адаптации студенческой молодёжи в иноязычной среде является опыт эмоционального интеллекта как глубинный ресурс личности и способность перерабатывать информацию и регулировать свои и чужие эмоции, содержащуюся в ситуациях делового общения.
Ключевые слова: студенческая молодёжь; социально-психологическая адаптация; эмоциональный интеллект; адаптация; иностранные студенты; официальные отношения; неофициальные отношения; межличностные отношения
Актуальность исследования социально-психологической адаптации иностранных студентов объясняется переживаниями тех трудностей, которые возникают у них в новой среде межличностного взаимодействия и общения. В современном мире объём студентов,
https:// mir-nauki. com
выезжающих в зарубежные вузы на долгосрочные сроки обучения, стремительно увеличивается в связи с возрастающим запросом на высокое качество кадров с опытом жизни и учёбы в других странах.
Социально-психологическая адаптация исследуется как динамический процесс активного взаимодействия личности с окружающей средой с целью достижения психологического благополучия и самоактуализации в изменяющихся жизненных обстоятельствах [1-6]. Социально-психологическая адаптация студенческой молодёжи в иноязычной среде исследуется в основном, в контексте бытовой адаптации [7; 8] социокультурной адаптации [9; 10], академической адаптации [7; 8] и адаптации к межличностным отношениям в новых жизненных обстоятельствах [11]. Все это подтверждает, что социально-психологическая адаптация характеризуется многоаспектностью. Её составляющие не изолированы друг от друга, а взаимосвязаны и составляют целостную функциональную систему, которая остаётся недостаточно исследованной.
Студенческая молодёжь, как особая социально-возрастная группа, обладает потенциальными возможностями и внутренними ресурсами, которые могут активно влиять на профессиональное и социальное становление. Эмоциональный интеллект как феномен, интегрирующий эмоциональную и когнитивную сферу, может занимать решающее место в социально-психологической адаптации студенческой молодёжи в иноязычной среде [12]. Однако взаимосвязи показателей социально-психологической адаптации и характеристик эмоционального интеллекта [13; 14] ещё мало исследованы.
Цель исследования состоит в изучении социально-психологической адаптации и связей ее особенностей с показателями эмоционального интеллекта у современной молодежи.
В исследовании приняли участие китайские студенты, обучающиеся в российских вузах в качестве бакалавров, магистров, аспирантов. В их составе: девушек - 51 чел. (59 %), юношей - 39 чел. (41 %). Возраст респондентов варьируется от 18 по 29 лет (М = 23,17; SD = 4,04). Выборка исследования была разделена на две группы по возможностям социально-психологической поддержки в учебных условиях: группа А включала 45 китайских студентов, обучающихся в составе соотечественников; группа Б включала 45 студентов, обучающихся в группах, состав которых разнообразен, а у иностранных студентов возникают ограничения в получении психосоциальной поддержки от своих одногруппников в связи с затрудненными навыками речевого общения и взаимодействия.
Были использованы следующие эмпирические методы: методика социально-психологической адаптации индивида в группе (А.В. Сидоренков, Е.С. Коваль); тест эмоционального интеллекта MSCEIT Дж. Мэйерса, П. Сэловей, Д. Карузо (адаптированный Фэн Тао на китайском языке).
Результаты изучения особенностей социально-психологической адаптации студенческой молодёжи всей выборки представлены в таблице 1.
Минимальная адаптированность к официальным отношениям в группе свойственна 14 студентам, чьи баллы варьируются от 14 по 38; средняя адаптированность - 57 студентам, чьи баллы были от 40 по 71; максимальная адаптированность - 19 студентам, их баллы - от 72 по 98. Минимальная адаптированность к неформальным отношениям свойственна 44 студентам, чьи баллы варьируются от 14 по 64; средняя адаптированность - 42 студентам, чьи баллы были от 65 по 91; максимальная адаптированность - 4 студентам, их баллы - от 91 по 98. Представленные данные в таблице 1 свидетельствуют также, что больше всего студентов имеют средние баллы по шкале адаптации к официальным отношениям в группе, и больше всех студентов имеют низкие баллы по шкале адаптации к неформальным отношениям в группе. Критерий и Манна-Уитни подтверждает значимость разницы между распределением
показателей адаптации к официальным отношениям в группе и показателями адаптации к неформальным отношениям в группе.
Таблица 1
Показатели социально-психологической адаптации по методике А.В. Сидоренкова и Е.С. Коваль по всей выборке ^ = 90)
Показатели адаптированности Официальные отношения Неформальным отношениям Разность (Критерий U Манна-Уитни)
Процентов студентов (%) Сред. зн. (X) Процентов студентов(%) Сред. зн. (X)
Минимальная адаптированность 15,6 % 29,64 48,9 % 49,23 U = 2,415.000*** (P = 0,000 < 0,001)
Средняя адаптированность 63,3 % 57,70 46,7 % 75,45
Максимальная адаптированность 21.1% 80,38 4% 95,5
Примечание: различия значимы на уровне ***р < 0.001;**р < 0.01; *р < 0.05
Результаты сравнения особенностей социально-психологической адаптации студенческой молодёжи в группах А и Б представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели социально-психологической адаптации в учебных группах (методика А.В. Сидоренкова и Е.С. Коваль)
^^Степень/группа Шкалы ^^^ адаптации Состав с минимальной адаптированностью Состав со средней адаптированностью Состав с максимальной адаптированностью Разность между группами
А Б А Б А Б
Официальные отношения в группе 18 % 13 % 58 % 69 % 24 % 18 % U 967,500
p 0,716
Неофициальные отношения в группе 60 % 38 % 38 % 56 % 2 % 6 % U 774,500
p 0,033*
Примечание: различия значимы на уровне ***р < 0.001;**р < 0.01; *р < 0.05
Результаты в таблице 2, показывают, что 76 % студентов из группы А и 82 % студентов из группы Б не достигали высокой адаптированности к официальным отношениям в группе, и 98 % студентов из группы А и 94 % студентов из группы Б не достигали высокой адаптированностью неформальных отношений в группе. Эти студенты характеризуются ощущением отличия собственных мнений, интересов, правил поведения и отношения от групповых и общепринятых в неформальных отношениях в группе; неудовлетворённостью своим статусом среди окружающих людей; ощущением невозможности реализовать свои компетентности и чувством недостатков поддержки, качественных отношениях, взаимопонимания с окружением.
Значимая разница в распределении данных по показателю адаптации к неформальным отношениям в группе указывает, что в иноязычной среде студенты менее адаптированы к неформальным отношениям среди соотечественников, по сравнению с теми студентами, обучающимися среди носителей языка учебного процесса. Данный факт свидетельствует, что в иноязычной среде для студентов более значим свой статус в неформальных отношениях с соотечественниками, и они притязают на признание среди соотечественников при социально-психологической адаптации.
Дальше, проведён простой регрессионный анализ связи отдельных компонентов эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации студенческой молодёжи в иноязычной группе.
Обозначения:
-^ положительные коэффициенты регрессии в
----------$> отрицательные коэффициенты регрессии в
Примечание: в - бета коэффициент значимый на уровне ***р < 0.001; **р < 0.01; *р < 0.05
Рисунок 1. Влияние эмоционального интеллекта на социально-психологическую адаптацию для студентов из группы Б (Ы = 45)
Как иллюстрируют в рисунке 1, значимые F-критерии Фишера также указывают, что для студентов из группы Б управление эмоциями - единственный компонент эмоционального интеллекта, который служит предиктором для социально-психологической адаптации. Сознательное управление эмоциями объясняет 6.8 % вариации адаптации к официальным отношениям в группе, 12.7 % вариации адаптации к неофициальным отношениям в группе. При увеличении сознательного управления эмоциями на одну единицу адаптация к официальным и неофициальным отношениям в группе соответственно повышается на 0,299 и 0,383 соответственно. Эмоция как содержание взаимодействия и взаимоотношений между людьми оправдаются непосредственно влиятельными для межличностных отношений. Сознательная регуляция полезно адаптации к межличностным отношениям в группе.
Таким образом, наши данные свидетельствуют, что, во-первых, социально-психологическая адаптация у студентов в иноязычной среде не достигает удовлетворительного уровня для обеспечения психологического благосостояния; во-вторых, студенческая молодёжь в группах соотечественников различается от тех в иноязычных группах в характеристиках социально-психологической адаптации; в-третьих, в иноязычной группе ключевым индикатором является управление эмоциями, и чем выше управление эмоциями, тем лучше студенты адаптируются в межличностных отношениях в группе. Эмоциональный интеллект как глубинный ресурс социально-психологической адаптации иностранных студентов в иноязычной среде.
Управление эмоциями
Адаптация к официальным отношениям в группе
Адаптация к неформальным отношениям в группе
ЛИТЕРАТУРА
1. Брудный В.И. Профессиональная и социально-психологическая адаптация студентов и молодых специалистов. М., 1976.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как факто самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерения / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. -351 с.
3. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. - 252 с.
4. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика. - Белгород, 2002, - 198 с. С. 24.
5. Миллер Л.В. Социально-психологическая адаптация мигрантов в иных этнокультурных и социально-экономических условиях: теоретический аспект // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы: научное издание / Под ред. Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева. - М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 2007. - С. 149-168.
6. Офицеркина Н.С. Социально-психологическая адаптация молодежи в рыночной экономике: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997. - 198 с.
7. Лебедева Н.В. К вопросу о социально-психологической адаптации иностранных студентов в российских вузах // Альманах мировой науки. 2016. № 2-2(5). - С. 112-114.
8. Пугачев И.А., Будильцева М.Б., Варламова И.Ю. Адаптация иностранных учащихся к условиям обучения в российском вузе: комплексный подход // 2018. Vol.15. №. 2. - C. 225-235.
9. Набивачева Е. Проблемы адаптации иностранных студентов в вузе // Высшее образование в России. 2006. №12. - С. 89-92.
10. Сергеева Л.В. Социально-психологические проблемы адаптации иностранных студентов в межкультурной образовательной среде // Вестник ТГПУ. 2017. №5. С.111-114.
11. Ван Ю. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов: проблемы исследований в англоязычной литературе // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. №2. https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN218.pdf.
12. Тарабакина Л.В., Ван Ю. Социально-психологическая адаптация студенческой молодежи в иноязычной среде: ресурсный подход // Педагогика и психология образования. 2008. № 3. - C. 139-150.
13. Панкова Т.А. Роль эмоционального интеллекта в социально-психологической адаптации молодых специалистов // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 4 (18). URL: http://www.psystudy.ru/index.php/ num/2011n4-18/522-pankova18.html.
14. Потуткова С.А. Взаимосвязь социального интеллекта и адаптивности безработных на этапах поиска работы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2011. - 21 с.
https:// mir-nauki. com
Wang Yuanyang
Moscow pedagogical state university, Moscow, Russia E-mail: [email protected]
The relationship between socio-psychological adaptation and emotional intelligence of foreign students
Abstract. The article presents the results of an empirical study on the features of socio-psychological adaptation of foreign students in Russian universities. The study sample consisted of 90 foreign students. Two groups were identified according to the following criteria. The first group (group A) consisted of 45 foreign students who study with their compatriots in groups and can receive social and psychological assistance and support from them. The second group (group B) consisted of 45 foreign students who study with a diverse composition in language proficiency in groups and have limitations in receiving psychosocial support from their classmates. The state of socio-psychological adaptation of foreign students is generally described. The difference in socio-psychological adaptation between the two groups of foreign students is revealed. The connection of social and psychological adaptation with different components of emotional intelligence is analyzed. It is shown that, firstly, international students failed to successfully adapt to a new life circumstance; secondly, students in groups of compatriots differ from students in foreign-language group with regard to the parameters of socio-psychological adaptation; thirdly, the experience of emotional intelligence as a deep resource of personality and the ability to process information and regulate their own and others' emotions serves as a reliable predictor of socio-psychological adaptation of students in a foreign environment.
Keywords: student youth; socio-psychological adaptation; emotional intelligence; adaptation; foreign students; official relations; unofficial relations; interpersonal relations
08PSMN120