Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Гордиенко В.Н., Гордиенко Т.И. Уровень эмоционального интеллекта как психологический фактор адаптированности студентов к вузу // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Gordienko V.N., Gordienko T.I. (2019). A level of emotional intelligence as a psychological factor of students' adaptability to educational environment. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN219.pdf (in Russian)
УДК 159.9 ГРНТИ 15.31.31
Гордиенко Валерий Николаевич
Управление образования Администрации города Усть-Илимска, Усть-Илимск, Россия Заместитель начальника Управления образования по дошкольному, общему и дополнительному образованию
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=301145
Гордиенко Татьяна Ивановна
ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», Иркутск, Россия
Доцент кафедры «Иностранных языков для технических специальностей №1»
Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_profile.asp?id=976462
Уровень эмоционального интеллекта как психологический фактор адаптированности студентов к вузу
Аннотация. Авторами представлены результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта как психологического фактора, влияющего на процесс адаптации студентов первого курса к академической и социальной среде высшего учебного заведения. В исследовании приняло участие 63 студента бакалавриата пяти направлений подготовки технического университета. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью экспресс -диагностики уровня адаптированности студентов к ВУЗу М.С. Юркиной и А.А. Смирнова и опросника ЭмИн Д.В. Люсина. Для анализа эмпирических данных применялись таксономический анализ, описательные статистики, критерий Джонкхира-Терпстры. В результате таксономического анализа выделено 15 различных групп студентов, характеризующихся различным соотношением уровней дидактической, социальной и профессиональной адаптированности. Сравнительный анализ уровня эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов в группах с различным уровнем адаптированности показал, что существует тенденция изменений уровня всех компонентов эмоционального интеллекта при переходе от одной к группе к другой. Установлено, что для студентов с низким уровнем адаптированности к требованиям академической и социальной среды вуза свойственен низкий уровень как межличностного, так и внутриличностного эмоционального интеллекта. Для студентов с высоким уровнем социальной, дидактической и профессиональной адаптированности к вузу характерен высокий уровень всех структурных компонентов
https://mir-nauki.com
эмоционального интеллекта. Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть учтены при разработке различных адаптационных программ для студентов, в том числе, направленных на развитие эмоционального интеллекта как психологического фактора, обеспечивающего эффективные варианты социально-психологической адаптации к академической и социальной среде высшего учебного заведения.
Ключевые слова: вузовская адаптация; уровень адаптированности к вузу; социальная адаптация; дидактическая адаптация; профессиональная адаптация; психологический фактор; эмоциональный интеллект
Актуальность представленных в статье результатов исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, проблема адаптированности студентов к вузу имеет важное практическое значение, поскольку, как показано в ряде зарубежных и отечественных исследований, академическая, социальная и профессиональная адаптация являются важным «промежуточным звеном» в прогнозировании возможной траектории процесса обучения студента в высшем учебном заведении [1], объективным предиктором в оценке риска отчисления студентов из вуза [2], а исследование критериев и факторов адаптированности студентов к вузу представляется значимой научной задачей [3]. Во-вторых, эмоциональный интеллект отнесен к числу ключевых компетенций человека труда 21 века [4], а его развитие становится важной практической задачей образования. В-третьих, перспективностью исследований эмоционального интеллекта в качестве психологической детерминанты адаптации человека к различным видам деятельности и общения [5].
Анализ научных исследований по проблеме взаимосвязи социально-психологической адаптации студентов вузов и эмоционального интеллекта показывает, что изучению данного вопроса посвящены публикации С.П. Деревянко [6], А.Н. Кутейниковой А.Н. и Д.Д. Шандлоренко [7], Е.Г. Спаустинайтис [8], Е. Белоносовой [9] и др. Отметим, что в исследованиях подчеркивается, что адаптация студентов, особенно студентов первого курса, является важным условием успешности обучения.
Теоретическую основу исследования составили положения о вузовской адаптации как процессе содержательного и творческого приспособления студента к требованиям учебной деятельности и избранной им профессии; как едином психологическом конструкте, включающем в себя социальную, дидактическую и профессиональную адаптацию [10]. В то же время, результативность процесса социально-психологической адаптации во многом определяется уровнем развития отдельных психологических ресурсов человека, а также их структурой, обеспечивая тем самым эффективные варианты адаптации, позволяющие преодолевать сложные жизненные ситуации [11]. Одним из ведущих психологических ресурсов личности, способствующих конструктивному функционированию человека, выступает эмоциональный интеллект [12].
Теоретическую основу данного исследования составили также представления об эмоциональном интеллекте как «совокупности ментальных способностей, обеспечивающих идентификацию, понимание причин и управление, как собственными эмоциями, так и эмоциями других людей для успешного достижения целей и задач профессиональной деятельности и общения». В соответствии с двухкомпонентной моделью эмоционального интеллекта Д.В. Люсина, эмоциональный интеллект включает в себя внутриличностный эмоциональный интеллект - понимание и управление собственными эмоциями (ВЭИ) и межличностный эмоциональный интеллект - понимание и управление эмоциями других людей (МЭИ) [13]. Указанная модель обладает высоким объяснительным и прогностическим потенциалом в исследовании данного конструкта.
Эмпирическое исследование проведено на базе ФГБОУ ВО «Иркутский национальный исследовательский технический университет», в исследовании приняли участие 63 студента бакалавриата пяти направлений подготовки в возрасте 17-19 лет, из них 35 юношей (55,6 %) и 28 девушек (44,4 %). Для сбора эмпирических данных были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к ВУЗу М.С. Юркиной и А.А. Смирнова [14]. Методика включает в себя три шкалы: социальная адаптация, дидактическая адаптация, профессиональная адаптация.
2. Опросник ЭмИн Д.В. Люсина [15]. Методика позволяет исследовать следующие структурные элементы эмоционального интеллекта, представленные в опроснике в шкалах: (1) Шкала межличностный эмоциональный интеллект, включающая в себя способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими (МЭИ). (2) Шкала внутриличностный эмоциональный интеллект, объединяющая способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими (ВЭИ). (3) Шкала понимание эмоций (ПЭИ, способность к пониманию своих и чужих эмоций). (4) Шкала управление эмоциями (УЭ, способность к управлению своими и чужими эмоциями).
Для анализа эмпирических данных применялись следующие математико-статистические методы: таксономический анализ, критерий Джонкхира-Терпстры (Jonckheere-Terpstra test). Расчеты проводились в программе SPSS 9.00 for Windows.
В начале исследования посредством таксономического анализа решалась задача выделения типологических групп студентов по уровню их индивидуальной меры выраженности адаптированности к вузу (см. таблица 1) [2].
Таблица 1
Распределение студентов по типологическим группам
Уровни адаптации Номер таксона Всего Доля всей выборки, %
социальная дидактическая профессиональная
низкий низкий низкий 1 10 15,9
низкий средний низкий 2 6 9,5
низкий средний средний 3 4 6,3
низкий высокий средний 4 2 3,2
средний низкий низкий 5 17 27,9
средний низкий средний 6 3 4,8
средний средний низкий 7 6 9,5
средний средний средний 8 3 4,8
средний высокий средний 9 3 4,8
средний средний высокий 10 1 1,6
средний высокий низкий 11 2 3,2
высокий высокий высокий 12 2 3,2
высокий средний средний 13 1 1,6
высокий средний низкий 14 1 1,6
высокий низкий средний 15 2 3,2
В результате анализа выделено 15 различных групп студентов, характеризующихся индивидуальной мерой выраженности адаптированности к вузу по каждому отдельному компоненту адаптации. Отметим, что студенты, объединенные в 1-ый таксон (10 человек), 2-ой таксон (6 человек), 5-ый таксон (17 человек), характеризуются преимущественно низкими показателями вузовской адаптации. Студентов, имеющих высокий уровень всех структурных компонентов адаптированности (12-ый таксон) всего 2 человека.
В таблице 2 представлены результаты анализа распределения показателей структурных элементов эмоционального интеллекта студентов. Обратим внимание, что показатели внутриличностного, межличностного эмоционального интеллекта, и понимания эмоций у студентов имеют преимущественно средний уровень. При этом по шкале управления эмоциями выявлено преобладание показателей выше среднего и высоких.
Таблица 2
Распределение показателей структурных элементов эмоционального интеллекта студентов
Элементы эмоционального интеллекта Уровень выраженности, в %
низкий ниже среднего средний выше среднего высокий
МЭИ - межличностный эмоциональный интеллект 6,3 9,6 50,8 25,4 7,9
ВЭИ - внутриличностный эмоциональный интеллект 6,3 14,3 49,2 17,5 12,7
ПЭ - понимание эмоций 9,5 17,5 44,4 20,7 7,9
УЭ - управление эмоциями 6,3 11,2 36,5 34,9 11,1
На следующем этапе осуществлен расчет Мх - выборочной средней показателей уровня эмоционального интеллекта для каждой типологической группы. Результаты расчета представлены в таблице 3.
Таблица 3
Среднее значение показателей уровня эмоционального интеллекта студентов по типологическим группам
Элементы эмоционального интеллекта Типологические группы студентов по уровню их индивидуальной меры выраженности адаптированности к вузу
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
МЭИ -межличностный эмоциональный интеллект 39,6 37,3 42,2 44,5 43,0 43,3 42,6 47,6 54,6 58,0 42,0 57,0 50,0 41,0 53,0
ВЭИ -внутриличностный эмоциональный интеллект 37,5 36,8 44,7 44,0 45,1 55,3 40,1 46,4 51,3 58,0 46,0 55,0 41,0 38,0 48,5
ПЭ - понимание эмоций 38,8 37,1 44,0 45,5 41,6 48,0 36,5 44,0 53,0 57,0 42,5 53,0 48,0 36,0 53,5
УЭ - управление эмоциями 38,3 37,0 43,0 43,0 45,8 50,6 46,3 50,3 53,0 59,0 45,5 59,0 43,0 43,0 48,0
Анализ показывает, что структурные компоненты эмоционального интеллекта не имеют однородной выраженности в типологических группах студентов.
Сравнительный анализ уровня эмоционального интеллекта студентов первого курса с различным уровнем адаптированности к вузу осуществлялся с помощью критерия J-Джонкхира-Терпстры. Данный критерий, как и более популярный критерий H-Краскала-Уоллеса, позволяет проверять гипотезу о различии более двух выборок по уровню выраженности изучаемого признака. Однако в отличие от критерия Н-Краскала-Уоллеса критерий J-Джонккхира-Терпстры позволяет осуществить более детальный анализ и нередко выявляет различия там, где критерий Н-Краскала-Уоллеса показывает отрицательный результат. Также критерий J-Джонкхира-Терпстры позволяет установить направление изменения (возрастания или убывания) различий при переходе от выборки к выборке [16]. Результаты расчета J-критерия-Джонкхира-Терпстры представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты расчета критерия J-Джонккхира-Терпстры
Элементы эмоционального интеллекта J Р
МЭИ - межличностный эмоциональный интеллект 1155,500 0,000
ВЭИ - внутриличностный эмоциональный интеллект 1096,500 0,005
ПЭ - понимание эмоций 1099,500 0,004
УЭ - управление эмоциями 1191,000 0,000
Расчеты критерия показали, что эмпирические показатели J-критерия превышают критические значения для р < 0,05 и р < 0,01 и в соответствии с правилами статистического вывода мы можем констатировать, что между сравниваемыми группами существуют не случайные различия в уровне развития всех компонентов эмоционального интеллекта, а также выявлена тенденция изменений уровня всех компонентов эмоционального интеллекта при переходе от одной группе к другой. Иными словами, уровень эмоционального интеллекта и его структурных компонентов связан с уровнем индивидуальной меры выраженности адаптированности к вузу студентов первого курса; уровень адаптированности к вузу релевантен уровню эмоционального интеллекта.
В содержательном плане отметим, что для студентов с высоким уровнем социальной, дидактической и профессиональной адаптированности к вузу (12 таксон, n = 2) характерен высокий уровень всех структурных компонентов эмоционального интеллекта. Студенты данной группы имеют высокий уровень как межличностного, так и внутриличностного эмоционального интеллекта. Для них характерно развитое эмоциональное самосознание, что проявляется в умении распознавать и идентифицировать, вербально описывать собственные эмоции; они способны достаточно точно распознавать эмоции других людей на основе невербальных проявлений; чутки к переживаниям других людей; способны вызывать у других людей различные эмоции; способны управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта, наряду с другими факторами, обеспечивает высокий уровень адаптированности студентов данной группы к требованиям академической и социальной среды вуза.
Для студентов с низким уровнем социальной, дидактической и профессиональной адаптированности к вузу (1 таксон, n = 10) свойственен низкий уровень как внутриличностного, так и межличностного эмоционального интеллекта. Они могут испытывать трудности в понимании и управлении, как собственными эмоциями, так и эмоциями других людей; не способны точно оценивать непосредственную, эмоционально насыщенную ситуацию. Для них характерны эмоциональная ригидность, признаки алексетимии. Обладают отрицательными ожиданиями в отношении социальных контактов. Низкий уровень развития эмоционального интеллекта у студентов данной группы, вместе с иными факторами, затрудняет процесс адаптации к требованиям академической и социальной среды высшего учебного заведения, что обуславливает возрастание риска отчисления и влияет на последующую жизненную траекторию студентов.
Таким образом, исходное предположение о том, что уровень эмоционального интеллекта является психологическим фактором адаптированности студентов к вузу, эмпирически обосновано.
В целом проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы. Исследование процесса адаптации студентов к требованиям академической и социальной среды вуза, и факторов её обуславливающих, является в настоящее время актуальной научной и практической задачей. Решение данной проблемы призвано снизить риски отчисления студентов из вуза и возможные деформации их жизненных траекторий. В исследовании показано, что более 50,0 % студентов первого курса имеют низкий уровень адаптированности
к вузу и нуждаются в разнообразных дополнительных мерах психолого-педагогической поддержки, способствующих их конструктивной интеграции в академическую и социальную среду вуза.
Эвристическим потенциалом в изучении процесса адаптации студентов обладает поиск психологических факторов, обеспечивающих эффективные варианты адаптации, позволяющие конструктивно справляться с жизненными трудностями. Результаты эмпирического исследования позволили обосновать, что важным психологическим фактором личности, способствующим высокому уровню адаптированности студентов к вузу, является уровень развития эмоционального интеллекта. Вместе с тем в исследовании установлено, что студенты имеют преимущественно средний уровень развития всех структурных компонентов эмоционального интеллекта. Сравнительный анализ уровня эмоционального интеллекта и его отдельных компонентов в зависимости от уровня адаптированности студентов к вузу показал, что низкому уровню адаптированности к вузу соответствует низкий уровень эмоционального интеллекта, и наоборот. Для студентов с низким уровнем адаптированности к требованиям академической и социальной среды вуза свойственен низкий уровень как межличностного, так и внутриличностного эмоционального интеллекта. Для студентов с высоким уровнем социальной, дидактической и профессиональной адаптированности к вузу характерен высокий уровень всех структурных компонентов эмоционального интеллекта.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть учтены при разработке различных адаптационных программ для студентов. Целесообразным, с нашей точки зрения, представляется проведение со студентами первого курса психологического тренинга, направленного на развитие эмоционального интеллекта, как условия снижение риска их социально-психологической дезадаптации. К настоящему времени нами разработана и апробирована в работе со старшеклассниками программа психологического тренинга [17], которая может быть использована в работе специалистов психологических служб высших учебных заведений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горбунова, Е.В. Влияние адаптации первокурсников к университету на вероятность их отчисления из вуза (на примере студентов бакалавриата НИУ ВШЭ) / Е.В. Горбунова [Электронный ресурс] // Universitas. 2013. Том 1. № 2. -С. 59-84 URL: https://universitas.hse.ru/data/2013/05/22/1298235855/universitas2_ эмпирические%20исследования2.pdf (дата обращения: 07.09.2018).
2. Гордиенко, Т.И. Индивидуальная мера выраженности адаптированности студентов первого курса к вузу как предиктор риска отчисления / Т.И. Гордиенко [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 № 6, https://mir-nauki.com/PDF/42PSMN618.pdf (дата обращения: 17.03.2019).
3. Киселева, И.Н., Маланов, И.А., Будаева, Т.Б. Особенности профессиональной адаптации студентов высшей школы [Текст] / И.Н. Киселева, И.А. Маланов, Т.Б. Будаева // Учёный записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 6. С.105-110.
4. The 10 skills you need to thrive in the Fourth Industrial Revolution. World economic forum. URL: https://www.weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-revolution/ (дата обращения: 07.11.2018).
5. Андреева, И.Н. Структура и типология эмоционального интеллекта [Текст] / И.Н. Андреева // диссертация ... доктора психологических наук: Минск, 2017. - 359 с.
6. Деревянко, С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов [Текст] / С.П. Деревянко // Инновационные образовательные технологии. - 2007. - № 1 (9). - С. 92-95.
7. Кутейников, А.Н., Шандлоренко, Д.Д. Эмоциональный интеллект как фактор адаптации к учебному процессу [Электронный ресурс] / А.Н. Кутейников, Д.Д. Шандлоренко // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-22. - С. 50195024; URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=38151 (дата обращения: 08.11.2018).
8. Спаустинайтис, Е.Г., Социально-психологическая адаптация студентов и развитие эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] / Е.Г. Спаустинайтис // Высшая школа: проблемы и перспективы: 12-я Междунар. науч.-метод. конф., Минск, 22-23 окт. 2015 г. В 2 ч. Ч. 2. - Минск, 2015. - С. 85-89. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/149202/1/Спаустинайтис_Конференция %204.2-043-045.pdf (дата обращения: 08.11.2018).
9. Белоносова, Е. Развитие эмоционального интеллекта как условие адаптации студентов к обучению в вузе [Электронный ресурс] / Е. Белоносова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. № 26-1, 2016. - С. 101-106 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26029335 (дата обращения: 08.11.2018).
10. Смирнов, А.А. Психология вузовской адаптации: учеб. пособие [Текст] / А.А. Смирнов, Н.Г. Живаев; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 115 с.
11. Киселева Т.С. Эмоциональный интеллект как жизненный ресурс и его развитие у взрослых [Текст] / Т.С. Киселева // автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Т.С. Киселева. - М., 2015. - 26 с.
12. Солодкова, Т.И. Эмоциональный интеллект как личностный ресурс преодоления синдрома выгорания и его развитие у педагогов [Текст] / Т.И. Солодкова // автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Т.И. Солодкова. - Иркутск, 2011. - 23 с.
13. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте [Текст] / Д.В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. С. 29-36.
14. Юркина, М.С., Смирнов, А.А. Разработка и апробация методики для экспресс-диагностики уровня адаптированности студентов к ВУЗу [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 1. - С. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/razrabotka-i-aprobatsiya-metodiki-dlya-ekspress-diagnostiki-urovnya-adaptirovannosti-studentov-k-vuzu (дата обращения: 07.10.2018).
15. Люсин, Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные [Текст] / Д.В. Люсин // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 264-279.
16. Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов [Текст] / Под науч. ред. А.Л. Тулупьева. СПб.: «Речь», 2002. - 134 с.
17. Гордиенко В.Н., Солодкова Т.И. Эмоциональный интеллект как ресурс личности. Тренинг для старшеклассников [Текст] / В.Н. Гордиенко, Т.И. Солодкова // Школьный психолог: методический журнал для педагогов-психологов, № 3, 2013. - С. 9-13 (приложение на CD-диске).
Gordienko Valery Nikolaevich
The education department of Ust-Ilimsk's municipal administration, Ust-Ilimsk, Russia
E-mail: [email protected]
Gordienko Tatyana Ivanovna
Irkutsk national research technical university, Irkutsk, Russia
E-mail: [email protected]
A level of emotional intelligence as a psychological factor of students' adaptability to educational environment
Abstract. The article contains the results of the empiric research of emotional intelligence as a psychological factor affecting first year students' adaptability to academic and social university environment. 63 students of the bachelor's degree of the Technical University majoring in 5 specialties participated in it. To collect empiric data The Express Psychodiagnostic Test of Students' Levels of Adaptability by M.S. Yurkina and A.A. Smirnov and EMIN Questionnaire for Emotional Intelligence by D.V. Lussin were employed. The taxonomic analysis, descriptive statistics and Jonckheere-Terpstra test were applied to analyze empiric data. The taxonomic analysis allowed dividing the students into 15 groups demonstrating different correlations between didactic, social and professional adaptability. The comparative analysis of the level of emotional intelligence and its components in the groups with different levels of adaptability showed a clear tendency of level change in all the components of emotional intelligence from group to group. It was determined that the students with a low level of adaptability to requirements of academic and social university environment were characterized by a low level both of interpersonal and intrapersonal emotional intelligence. The students with a high level of social, didactic and professional adaptability to the educational environment were characterized by a high level of the structural components of emotional intelligence. The results of the research are of high practical value as they can be taken into account when designing various adaptive programmes for students that aim at developing emotional intelligence as a psychological factor which provides with effective ways of social and psychological adaptation of students to academic and social environment of an establishment of higher education.
Keywords: adaptation to university; a level of adaptability to university; social adaptation; didactic adaptation; professional adaptation; a psychological factor; emotional intelligence