Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В УДО'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В УДО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
284
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАЦИЯ / ДИАГНОСТИКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ФОРМИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ / УМСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPETENCE / COMMUNICATION / DIAGNOSIS / SOCIAL EXPERIENCE / FORMATION / ACTIVITY / PRESCHOOL AGE / SPEECH SKILLS / MENTAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Галич Татьяна Николаевна, Нуриева Алеся Радиевна

В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативная компетентность - это сложная, многоплановая деятельность. Такая деятельность требует определенных навыков, дети старшего дошкольного возраста овладевают ими в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Проведено исследование по проблеме. Для диагностики коммуникативной компетенции были использованыметодики Ж. Пиаже; А.Г. Асмолова, О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой; А.И. Захарова, О.В. Дыбиной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миннуллина Розалия Фаизовна, Галич Татьяна Николаевна, Нуриева Алеся Радиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PRESCHOOLERS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM IN UDL

The article deals with the problem of the formation of communicative competence in older preschool children. Communicative competence is a complex, multifaceted activity. Such activities require certain skills; children of senior preschool age master them in the process of assimilating the social experience accumulated by previous generations. Research on the problem has been carried out. To diagnose communicative competence, the methods of J. Piaget were used; A.G. Asmolova, O.V. Dybina, A.Yu. Kozlova; A.I. Zakharova, O.V. Dybina.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В УДО»

от посещения школы, чем в контрольной группе. Они также в большей степени испытывают симпатию к учителям, чем дети контрольной группы, результат отличается на 16%.

Дети контрольной группы в большей степени испытывают усталость от школы, это чувство преобладает в контрольной группе на 36%, чем в экспериментальной группе. Также для пятиклассников контрольной группы присуще раздражение, чем для пятиклассников экспериментальной группы, результат отличается на 28%. Пятиклассников контрольной группы, испытывающих страх от школы, на 24% больше, чем детей экспериментальной группы с этим же чувством.

В конце эксперимента были получены результаты, отличающиеся от результатов констатирующего эксперимента в методе экспертной оценки, что говорит о динамике развития и положительном сдвиге в развитии адаптированности пятиклассников к среднему звену в результтате профилактической работы по дезадаптации пятиклассников.

Произошел рост показателей, и если сравнивать результаты с предыдущем исследованием, то можно отметить уменьшение количества дезадаптированных детей до 0%, с неполной адаптацией на 12%; увеличение количества адаптированных детей на 20%.

Если сравнивать результаты контрольного эксперимента в экспериментальной и контрольной группе, также можно увидеть различия в результатах адаптированности. Адаптированных детей в экспериментальной группе больше на 8%, чем в контрольной группе, частично адаптированных детей в экспериментальной группе меньше на 8%, чем в контрольной группе. Дезадаптированных детей не выявлено.

В конце эксперимента после проведения профилактической работы по снижению дезадаптированных пятиклассников были выявлены существенные изменения в уровне их адаптированности к основной школе. Если в начале года были отмечены средняя школьная мотивация, дети испытывали страх, раздражение, усталость и не хотели посещать школу.

А также были выявлен дезадаптированные дети и дети с частичной адаптацией, то после проведения профилактической работы по устранению трудностей адаптации пятиклассников к учебно-воспитательному процессу в основной школе школьная мотивация повысилась, возросли положительные эмоции к школе, появилось желание посещать школу, уменьшилось количество детей с частичной адаптацией, а количество деазадаптированных детей снизилось до 0.

В контрольной же группе, где профилактическая работа не проводилась, к концу эксперимента произошли незначительные изменения.

Выводы. Таким образом, сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа можно сделать вывод: профилактическая работа по устранению трудностей адаптации пятиклассников к основной школе привела к положительным количественным и качественным изменениям. Повторная диагностика подтвердила, что в конце эксперимента были получены результаты, отличающиеся от результатов констатирующего эксперимента, что говорит о положительной динамики адаптированности пятиклассников.

Литература:

1. Артюхова И., Дереклеева Н., Савченко М. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе // Школьный психолог. - 2005. - №12. - С. 25-28.

2. Дмитриева П.В. Диагностика социальной адаптации пятиклассников к изменившимся условиям обучения // Молодой ученый. -2014. №3. - С. 784-786.

3. Зеленая Л.В. Проблема адаптации в педагогической психологии // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 43-45.

4. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. Волгоград: Учитель, 2010. - 238 с.

5. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М.: Эксмо, - 2010. - 368 с.

6. Сергачева О.С. Система работы классного руководителя по адаптации пятиклассников // Народное образование. - 2009. - № 7. - С. 230-237.

7. Шкуричева Н.А. Изучение взглядов учителя на проблему адаптации школьников к ученическому коллективу // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 15-19.

Педагогика

УДК 372

кандидат педагогических наук, доцент Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук, доцент Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В УДО

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативная компетентность - это сложная, многоплановая деятельность. Такая деятельность требует определенных навыков, дети старшего дошкольного возраста овладевают ими в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Проведено исследование по проблеме. Для диагностики коммуникативной компетенции были использованыметодики Ж. Пиаже; А.Г. Асмолова, О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой; А.И. Захарова, О.В. Дыбиной.

Ключевые слова: компетенция, коммуникация, диагностика, социальный опыт, формирование, деятельность, дошкольный возраст, речевые навыки, умственная деятельность.

Annotation. The article deals with the problem of the formation of communicative competence in older

preschool children. Communicative competence is a complex, multifaceted activity. Such activities require certain skills; children of senior preschool age master them in the process of assimilating the social experience accumulated by previous generations. Research on the problem has been carried out. To diagnose communicative competence, the methods of J. Piaget were used; A.G. Asmolova, O.V. Dybina, A.Yu. Kozlova; A.I. Zakharova, O.V. Dybina.

Keywords: competence, communication, diagnosis, social experience, formation, activity, preschool age, speech skills, mental activity.

Введение. В современной науке достижения старших дошкольников в построении отношений с другими людьми отражаются в понятии «коммуникативная компетентность». В научных трудах имеется ряд исследований, посвященных анализу этой проблемы. Формирование коммуникативной компетенции у старших дошкольников предполагает развитие речевой деятельности и речевого поведения, соблюдение социальных норм речевого общения, правил речевого поведения. Нами было проведено исследование, где должны были изучить процесс формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников.

Изложение основного материала статьи. Эмпирическое исследование формирования коммуникативной компетенции у старших дошкольников проводилось на базе муниципального бюджетное дошкольного образовательного учреждения г. Набережные Челны в старшей группе №8 и №5. Выборка составила 56 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Характеристика выборки представлена в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика выборки исследования

Экспериментальная группа (старшая группа №8) Контрольная группа (старшая группа №5)

количество 28 28

возраст 5-6 лет 5-6 лет

мальчики 16 14

девочки 12 14

Коммуникативную компетенцию у старших дошкольников мы оценивали по следующим критериям: коммуникативно-речевой навык, направленный на учет позиции собеседника; навык согласования действий по достижению общей цели для осуществления совместной деятельности; умение распознавать эмоциональное состояние другого человека, умения называть это состояние и учитывать его при взаимодействии; умение адекватно воспринимать партнера в процессе взаимодействия детей друг с другом, умения вести диалог, получать информацию, конструктивно решать конфликтные ситуации; умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, принимать участие в коллективных делах.

Для диагностики коммуникативной компетенции нами были использованы методики: «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже); «Совместное рисование» (А.Г. Асмолов); «Отражение чувств» (О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой); «Интервью» (А.И. Захарова); «Необитаемы остров» (О.В. Дыбиной).

Рассмотрим уровень коммуникативно-речевых навыков, направленных на учет позиции собеседника экспериментальной группы. В результате проведения методики «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) в экспериментальной группе были получены следующие результаты.

Большинство детей (57%)имеют средний уровень коммуникативно-речевого навыка, направленных на учет позиции собеседника.

14% детей показали высокий уровень коммуникативно-речевых навыков, направленных на учет позиции собеседника.

29% детей имеют низкий уровень коммуникативно-речевых навыков, направленных на учет позиции собеседника.

В результате проведения методики «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) в контрольной группе были получены следующие результаты:

- 57% имеют средний уровень коммуникативно-речевого навыка, направленных на учет позиции собеседника;

- 18% детей показали высокий уровень коммуникативно-речевых навыков, направленных на учет позиции собеседника;

- 25% детей имеют низкий уровень.

Можно сделать вывод, что дети экспериментальной и контрольной группы обладают средним уровнем коммуникативно-речевых навыков, направленных на учет позиции собеседника.

Такие результаты связаны с тем, что интеллектуальный аспект коммуникативной компетенции у старших дошкольников недостаточно развит: дети недостаточно осознают потенциал различных позиций и точек зрения; есть трудности в ориентации на позицию других людей, отличную от собственной; в соотнесении признаков предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, в координации разных пространственных позиций.

Далее мы исследовали навык согласования действий по достижению общей цели для осуществления совместной деятельности дошкольников. Рассмотрим результаты методики «Совместное рисование» (А.Г. Асмолов) экспериментальной группы.

У большинства (54%) детей навыка согласования действий по достижению общей цели для осуществления совместной деятельности сформированы на среднем уровне. Дошкольники показали нейтральное эмоциональное отношение к совместной деятельности, взаимодействовали друг с другом в силу необходимости.

14% детей навыки согласования действий по достижению общей цели для осуществления совместной деятельности сформированы на высоком уровне. Пары дошкольников рисовали с удовольствием и интересом, проявили позитивное эмоциональное отношение к совместной деятельности.

32% детей навыки согласования действий по достижению общей цели для осуществления совместной деятельности сформированы на низком уровне. Мы отметили у детей покорность, без внутреннего согласия

авторитету партнера. Также мы обратили внимание на упрямую настойчивость на своем мнении.

Рассмотрим результаты методики «Совместное рисование» (А.Г. Асмолов) контрольной группы:

- 54% детей имеют навык согласования действий по достижению общей цели для осуществления совместной деятельности сформированный на среднем уровне;

- 14% дошкольников обладают навыком согласования действий по достижению общей цели для осуществления совместной деятельности сформированы на высоком уровне;

- 32% старших дошкольников контрольной группы проявили навык согласования действий по достижению общей цели для осуществления совместной деятельности на низком уровне.

Итак, дети экспериментальной и контрольной группы имеют средний уровень сформированности навыков согласования действий по достижению общей цели для осуществления совместной деятельности.

Такие результаты объясняются тем, что у детей недостаточно развиты:

- навык детей договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать;

- навык взаимного контроля по ходу выполнения деятельности: дети не замечают у друг у друга отступления от первоначального замысла, а если и замечают, то не реагируют;

- проявляют нейтральное эмоциональное отношение (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости).

В результате проведения методики «Отражение чувств» (О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой) в экспериментальной группе были получены следующие результаты:

Уровень умения распознавать эмоциональное состояние другого человека, называть это состояние и учитывать его при взаимодействии большинства детей (50%) средний. Дети справились с заданием с помощью взрослого. Высокий уровень диагностирован у (11%) детей исследуемой группы. Дошкольники самостоятельно, правильно определяли эмоциональные состояния сверстников и взрослых, объясняли их причину, делали прогнозы дальнейшего развития ситуации. Низкий уровень диагностирован у (39%) дошкольников. Дети затруднялись в определении эмоциональных состояний изображенных на картинках людей, не могли объяснить их причину, предположить дальнейшее развитии ситуации.

В результате проведения методики «Отражение чувств» (О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой) в контрольной группе были получены следующие результаты:

Уровень умения распознавать эмоциональное состояние другого человека, называть это состояние и учитывать его при взаимодействии контрольной группы составляет:

- высокий уровень - у (7%) детей контрольной группы;

- средний уровень - диагностирован у (57%) детей контрольной группы;

- низкий уровень - диагностирован у (36%) детей контрольной группы.

По данным эксперимента можно сделать вывод, что умение распознавать эмоциональное состояние другого человека, называть это состояние и учитывать его при взаимодействии у дошкольников экспериментальной и контрольной группы развито на среднем уровне. Такие результаты связанны с тем, что дошкольники плохо понимают эмоциональные состояния; с трудом могут о них рассказать.

Результаты проведения методики «Интервью» (А.И. Захарова) в экспериментальной группе:

Уровень умения адекватно воспринимать партнера в процессе взаимодействия детей друг с другом, умения вести диалог, получать информацию, конструктивно решать конфликтные ситуации экспериментальной группы составляет: высокий уровень у (7%) детей; средний уровень диагностирован у (54%) дошкольников; низкий уровень диагностирован у (39%) детей.

Результаты проведения методики «Интервью» (А.И. Захарова) в контрольной группе: высокий уровень -у (7%) детей контрольной группы; средний уровень - диагностирован у (61%) детей контрольной группы; низкий уровень - диагностирован у (32%) детей контрольной группы.

По данным эксперимента можно сделать вывод, что умение адекватно воспринимать партнера в процессе взаимодействия детей друг с другом, вести диалог, получать информацию, конструктивно решать конфликтные ситуации контрольной группы у дошкольников экспериментальной и контрольной группы развито на среднем уровне.

Результаты проведения методики «Необитаемы остров» (О.В. Дыбиной) в экспериментальной группе: высокий уровень у (7%) детей старшего дошкольного возраста; средний уровеньдиагностирован у (50%) дошкольников; - низкий уровень диагностирован у (43%) детей исследуемой группы.

Результаты проведения методики «Необитаемы остров» (О.В. Дыбиной) в контрольной группе: высокий уровень - у (7%) детей старшего дошкольного возраста контрольной группы; средний уровень -диагностирован у (54%) детей контрольной группы; низкий уровень - диагностирован у (39%) детей контрольной группы.

По данным эксперимента можно сделать вывод, что умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, принимать участие в коллективных делах у исследуемых дошкольников развито на среднем уровне

Подведем итог исследования коммуникативной компетенции у старших дошкольников.

Таблица 2

Результаты исследования уровня навыков коммуникативного общения

Критерии Экспериментальная группа Контрольная группа

низкий средний высокий низкий средний высокий

Коммуникативно-речевой навык, направленный на учет позиции собеседникаМетодика «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже) 29% 57% 14% 25% 57% 18%

Навык согласования действий по достижению 32% 54% 14% 29% 50% 21%

общей цели для осуществления совместной деятельностиМетодика «Совместное рисование» (А.Г. Асмолов)

Умение распознавать эмоциональное состояние 39% 50% 11% 36% 57% 7%

другого человека, называть это состояние и

учитывать его при взаимодействии Методика «Отражение чувств» (О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой)

Умение адекватно воспринимать партнера в 39% 54% 7% 32% 61% 7%

процессе взаимодействия детей друг с другом, умения вести диалог, получать информацию,

конструктивно решать конфликтные ситуации Методика «Интервью» (А.И. Захарова)

Умение вести диалог со взрослыми и 43% 50% 7% 39% 54% 7%

сверстниками, принимать участие в коллективных делах Методика «Необитаемый остров» (О.В. Дыбиной)

Мы можем сделать вывод, что коммуникативная компетенция у старших дошкольников экспериментальной и контрольной группы развита на среднем уровне: интеллектуальный аспект коммуникативной компетенции у старших дошкольников недостаточно развит; недостаточно развиты: навык договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать; навык взаимного контроля по ходу выполнения деятельности; проявляют нейтральное эмоциональное отношение (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости); плохо понимают эмоциональное состояние сверстников, взрослых; с трудом могут о нем рассказать; недостаточно развита положительная активность в общении, дети сами не инницируют общение.

Исходя из результатов констатирующего эксперимента, нами была разработана программа по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста.

Для формирования коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы нами были выбраны следующие виды деятельности: театральные игры, коллективный рисунок, коллективное применение, командная работа, тренировка, упражнения.

На этапе формирующего эксперимента нами была разработана и внедрена программа по формированию коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.

Программа включает в себя 12 занятий по формированию коммуникативной компетенции: «Дружелюбные парни»; «Садовники» (коллективная посадка рассады); «Вспомни лето» (коллективный рисунок); «Рука друга»; «Лесная поляна» (коллективная заявка); «Дружная команда» (коллективная заявка); «Понимать друг друга»; «Поможем Золушке»; «Коллективная уборка группы» (коллективная работа); «Ты мой друг, а я твой друг» (тренировка); «Дружба» (тренировка); «Цветок дружбы и добра» (тренировка).

Мы начали эксперимент по формированию занятия «Дружелюбные парни». На занятии мы создали образ мышления для совместной деятельности и сформировали способность оценивать нашу и коллективную деятельность. Потом у нас был занятие «Садовники». Одним из самых интересных для детей стал коллективный розыгрыш на тему «Вспомни лето». Дети улучшили способность самостоятельно действовать в соответствии с намеченным алгоритмом для достижения создания выразительного образа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующим был занятие на тему «Рука друга». У детей дошкольного возраста экспериментальной группы сформировались этически ценные навыки и поведение по отношению к другим людям.

Одним из самых увлекательных было занятие коллективной заявки на тему «Лесная поляна». Ребята изобразили средства приложения коллективной работы «Лесная поляна», распределяя обязанности между собой.

Затем у нас был занятие по коллективной заявке на тему «Дружная команда». На этом занятии мы продолжали учить детей чувствовать себя уверенно в группе сверстников. Игра «Рукопожатие» была направлена на сплочение группы. Игра «Урожай» продолжала учить детей чувствовать себя уверенно в команде сверстников. В игре «Бабушкины клубки» сформировалось желание сказать что-то приятное кому-то.

В игре «Исследователь» закреплена возможность координировать свои действия в совместной игре. «Мои чувства» сформировали адекватную самооценку.

Затем мы организовали занятие на тему «Мы понимаем друг друга». В этом упражнении дети разъяснили, что такое настроение и от чего оно зависит. Дошкольники научились прислушиваться к мнению своих товарищей.

Далее мы провели занятие на тему «Поможем Золушке». Эта деятельность способствовала формированию элементарных общепринятых норм и правил поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Занятие «Коллективная групповая уборка» научил детей участвовать в организованной работе группы сверстников, связывать их деятельность с работой других.

Тренинг на тему «Ты мой друг, а я твой друг» выработал бережное отношение к людям, умение учитывать интересы других.

Игра «Подарок» заставила детей задуматься о своих действиях и действиях окружающих. Игра «Вежливые слова» научила детей гибко использовать мимику, пантомиму и голос в общении, чтобы поделиться своим опытом.

Тренинг на тему «Дружба» сформировал навыки группового взаимодействия и сплоченности среди детей экспериментальной группы. Ребята научились принимать групповые решения.

Заключительная тренировка была «Цветок дружбы и добра». Мы мотивировали детей делать добрые дела, добрые дела на благо других.

В конце формирующего эксперимента мы проверили результаты формирования коммуникативной компетенции у детей экспериментальной и контрольной группы.

Таблица 3

Результаты исследования уровня навыков коммуникативного общения

Критерии Экспериментальная группа Контрольная группа

низкий средний высокий низкий средний высокий

Коммуникативно-речевой навык, - 43% 57% 21% 54% 25%

направленный на учет позиции собеседникаМетодика «Левая и

правая стороны» (Ж. Пиаже)

Навык согласования действий по - 46% 54% 21% 50% 29%

достижению общей цели для

осуществления совместной деятельности Методика «Совместное рисование» (А.Г. Асмолов)

Умение распознавать - 46% 54% 21% 65% 14%

эмоциональное состояние другого

человека, называть это состояние и

учитывать его при взаимодействии Методика «Отражение чувств» (О.В. Дыбиной, А.Ю. Козловой)

Умение адекватно воспринимать - 47% 53% 25% 61% 14%

партнера в процессе взаимодействия

детей друг с другом, умения вести диалог, получать информацию, конструктивно решать конфликтные

ситуации Методика «Интервью» (А.И. Захарова)

Умение вести диалог со взрослыми - 39% 61% 29% 57% 14%

и сверстниками, принимать участие в коллективных делах Методика «Необитаемый остров» (О.В. Дыбиной)

Из таблицы 3 мы видим, что по всем методикам дети старших групп показали средний уровень.

Выводы. Мы можем сделать вывод, что коммуникативная компетенция у старших дошкольников экспериментальной группы достигла высокого уровня, а в контрольной группе осталась на среднем уровне.

Такие результаты связаны с тем, что старшие дошкольники экспериментальной группы:

- научились понимать потенциал различных позиций и точек зрения, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной;

- научились соотносить признаки предметов с особенностями точки зрения наблюдателя, хорошо координируют разные пространственные позиции;

- научились координировать, взаимоконтролировать действия с партнером, помогать друг другу, следить за реализацией принятого замысла, совместно планировать общие действия;

- научились хорошо понимать и объяснять эмоциональные состояния окружающих;

- научились получать необходимую информацию в общении (задавать наводящие вопросы), вести продуктивный диалог со взрослыми и сверстниками;

- сформирована положительная активность в общении, научились самостоятельно инициировать общение.

Исходя из результатов контрольного эксперимента, мы можем утверждать, что программа по формированию коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста эффективна.

Литература:

1. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: дисс. к.п.н. - Волгоград, 2001. - 168 с.

2. Антипова В.М., Колесина К.Ю., Пахомова Г.А. Компетентностный подход к организации дополнительного образования в университете // Педагогика. 2006. - № 8. - С. 57-62.

3. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 80 с.

4. Гурова, Р.Г. Нравственные проблемы воспитания. - М.: Педагогика, 2011. - 247 с.

5. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. - М.: Владос, 2008. - 48 с.

6. Захарова Т.В., Басалаева Н.В., Казакова Т.В., Игнатьева Н.К. Коммуникативная компетентность: понятие, характеристики // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 2-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.