Педагогика
УДК 371
магистрант Шайхутдинова Алия Раушановна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы патриотического воспитании детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Представлен обзор научной литературы, основных документов и положений по проблеме. Особое внимание уделено содержании и условиям формирования представлений о родном городе у детей старшего дошкольного возраста. Проведена научно-исследовательская работа.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, дошкольный возраст, морально-нравственное развитие, социокультурные ценности, воспитательная среда, условия, социализация.
Annotation. The article discusses the problems of patriotic education of preschool children in the conditions of preschool education. A review of the scientific literature, basic documents and provisions on the problem is presented. Particular attention is paid to the content and conditions for the formation of ideas about the hometown of older preschool children. Conducted research work.
Keywords: patriotism, patriotic consciousness, preschool age, moral development, sociocultural values, educational environment, conditions, socialization.
Введение. Воспитание чувства патриотизма должно осуществляться уже с первых ступеней становления личности, то есть в дошкольный период. Ведь именно дошкольник будет в будущем ответственен за покой и процветание своей страны.
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования также уделяется особое внимание патриотическому воспитанию дошкольников, а именно созданию соответствующих условий для формирования основ патриотического сознания детей дошкольного возраста, их положительной социализации, эффективного морально-нравственного развития [39, c. 11]. В одной из образовательных областей ФГОС, таком как «Познавательное развитие», прописывается необходимость формирования представлений детей о малой родине и об Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках [39, c. 27].
Изложение основного материала статьи. Патриотизм приобретает статус высшей ценности в современном обществе. Данное понятие означает чувство любви к Родине, готовность действовать ради ее процветания и благосостояния. Система образования основным направлением в области воспитания выделяет воспитание патриотизма. Первоначальной ступенью реализации данного направления становится дошкольное образование. Нами была проведена научно-исследовательская работа. Для достижения цели исследовательской работы и подтверждения гипотезы эмпирической деятельности проводилась на базе МБДОУ № 20 «Сказка» общеразвивающего вида и МБДОУ № 26 «Семицветик» комбинированного вида Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В данном исследовании принимали участие воспитанники старшей группы «Ромашки» и «Непоседы» (дети 5-6 лет). Общая выборка составила 44 ребёнка. 22 ребенка составили экспериментальную группу, а 22 - контрольную группу (дети не принимали участия в процессе реализации работы по ознакомлению с родным городом).
Положительные результаты по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста зависят от эффективной примерной образовательной программы, корректно составленной основной образовательной программы группы и правильно организованной воспитательно-образовательной среды. Успешное развитие детей в процессе ознакомления с родным городом может быть достигнуто путем тесной связи познавательного процесса с эмоциональной сферой ребенка, которая наблюдается в игре, предметной деятельности, общении, образовательной деятельности и других видах деятельности, свойственных дошкольному возрасту.
Педагоги детских садов «Сказка» и «Семицветик» выстраивают воспитательно-образовательную деятельность на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» под общей редакцией Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой [31, c. 30].
В дошкольном учреждении № 20 «Сказка» педагогами разработан практико-ориентированный проект «Елабуга белокаменная, музеями прославленная», который активно реализуется в процессе воспитания и обучения и направлен на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Основная цель проекта лежит в воспитании гражданина и патриота своего города, формирование нравственных ценностей, также в создании предметно-развивающей среды, способствующей успешному становлению личности дошкольника.
Нами была проведена беседа со старшими дошкольниками, которая была составлена, опираясь на диагностику А.О. Ястребцовой «Мониторинг уровней развития патриотических чувств у дошкольников к родному городу» [38, c. 66]. Проводилась беседа индивидуально с каждым ребенком в тихой и непринужденной обстановке. В ходе беседы нами были заданы следующие вопросы: Как называется наша страна? Как называется столица России? Какие национальности живут в нашей стране? Как называется город, в котором ты живешь? Сколько городу лет? На какой улице ты живешь? Почему она так называется? Какие памятники установлены в нашем городе? Какие великие люди родились и/или жили здесь? Какая река протекает в нашем городе?
Для оценки результатов беседы уровни были взяты из диагностики «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А.Я. Ветохиной [10, с. 63] и образовательной области «Познание» примерной основной образовательной программы «Мир открытий» [31, с. 128]. результате было выявлено,
что в экспериментальной группе большее количество старших дошкольников 54% (12 детей) обладают средним уровнем патриотической воспитанности. 14% детей (3 ребенка) показали высокий уровень, 32 % детей (7 старших дошкольников) - низкий уровень сформированности знаний патриотического характера и развития патриотических чувств.
Анализ беседы с детьми контрольной группы показал, что 59% (13 детей) обладают средним уровнем патриотической воспитанности, высокий уровень был выявлен у 14% (3 ребенка), низкий уровень - у 27% (6 детей).
На основе проведенной беседы с детьми экспериментальной группы можно сделать выводы о том, что большинство старших дошкольников знают название своей страны (77%), однако у 64% детей затруднение вызвал вопрос о столице страны. Игорь Б., Алена Г. и Максим Р. ответили, что столицей Российской Федерации является Казань, в то время как Алексей М. и Руслан Ш. считали Елабугу столицей нашей страны. 68% смогли перечислить представителей некоторых национальностей. Многие дошкольники (95%) правильно назвали город, в котором проживают. Однако большинство детей не знали достопримечательностей города, не смогли перечислить известных людей, родившихся и/или живших здесь, плохо осведомлены о природных объектах малой родины. Чаще всего дети перечисляли определенные особенности или признаки памятных мест. Например, Аэлика Л. описала памятник И.И. Шишкину «дяденька, который стоит на вершине горы с кисточкой в руках», а Руслан Ш. представлял себе Чертово городище как «башенку, где обитают демоны и чудища». 77% смогли ответить на вопрос о том, на какой улице они проживают.
Результаты беседы со старшими дошкольниками контрольной группы показали, что у большинства детей в словаре закреплены названия страны (82%) и родного города (91%). Только 45% детей смогли назвать столицу России. 55% владеют определенными знаниями о национальностях, проживающих на территории нашей страны. Некоторые дети (Ругая А. и Амир З.) смогли перечислить более семи народов. Они назвали удмуртов, чувашей, русских, татар, башкир, марийцев, армян, цыган. Многие дети (73%) знают название улицы, на которой они проживают. У большинства детей (68%) не сформированы представления о достопримечательностях города, известных людях, родившихся и/или живших в Елабуге (77%). 27% детей знают возраст своей малой родины, 27% осведомлены о реках, протекающих на территории Елабуги. Хаким А. знает название реки Тойма только потому, что он часто ходит на рыбалку с дедушкой.
Дошкольники в обеих группах путали страну с республикой. Когда просили назвать столицу страны, многие называли Казань или Елабуга. При перечислении национальностей, живущих на территории страны, дети называли в основном татар, русских, удмуртов, иногда башкир. Дети владеют недостаточными знаниями о достопримечательностях города, о его выдающихся гражданах, природных объектах.
Патриотическое воспитание дошкольников должно осуществляться не только в условиях детского сада, но и в рамках семьи. Первостепенная роль в воспитании детей патриотами своей Родины принадлежит именно родителям. В семье рождаются первоначальные патриотические чувства. Ведь родители являются живым воплощением патриотов своей Отчизны. Для эффективного осуществления патриотического воспитания подрастающего поколения необходимо тесное сотрудничество семьи и дошкольной организации.
Нами было проведено анкетирование с родителями детей старшей группы «Ромашки» и «Непоседы» с целью изучения уровня их знаний о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Выборка состояла из 44 человек. Анкета является модифицированным вариантом опросника Партретовой В.Г. [42]. Она содержала вопросы с единичным или несколькими вариантами ответа: Что подразумевается под понятием «патриотическое воспитание»? Необходимо ли патриотическое воспитание детей дошкольного возраста? Как вы считаете, кто несет ответственность за патриотическое воспитание дошкольников? Как осуществляется патриотическое воспитание в вашей семье? Какую помощь вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу?
В результате анализа проведенного опроса с родителями выяснилось, что большинство родителей (84%) владеют определенными знаниями в области патриотического воспитания детей и активно воспитывают ребенка патриотом своего Отечества. Для того чтобы способствовать формированию у своих детей патриотических чувств, они рассказывают о членах семьи, принесших вклад в сохранение мира и обеспечения процветания своего Отечества, организуют походы в музеи и выставки, проводят экскурсии по памятным местам города, принимают участие или посещают праздники патриотической направленности. У 16% взрослых наблюдается низкий уровень знаний патриотического характера, следовательно, они уделяют этому мало внимания или совсем не занимаются патриотическим воспитанием своих детей.
Анкетирование родителей показало, что многие родители осознают значимость патриотического воспитания дошкольников. В их понимании данный процесс означает воспитание любви к Родине, семье, воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа. Они создают благоприятные условия в семье для реализации данного направления воспитания, готовы к сотрудничеству с дошкольным образовательным учреждением.
Таким образом, по результатам беседы на констатирующем этапе у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень знаний патриотической направленности и сформированности патриотических чувств - 54% у первой и 59% у второй групп, высокий уровень выявлен у 14% детей обеих групп. Низкий уровень показали 32 % детей экспериментальной группы и 27% контрольной. После анализа работы по патриотическому воспитанию и выявления уровня сформированности патриотических чувств у старших дошкольников нами был проведен формирующий этап с детьми экспериментальной группы. Данный этап включал в себя организацию различных форм работы с дошкольниками, которые проводились один или несколько раз в неделю.
В целях пробуждения интереса к родному городу, закрепления в словаре детей названия страны и ее столицы была организована беседа «Моя большая и малая Родина». Она началась с сюрпризного момента, когда дети обнаружили под дверью коробку. В коробке был пазл с изображением родного города, который необходимо было собрать, и приветственное письмо от Краеведа, в котором он приглашал детей отправиться в путешествие по стране и родному краю. Наличие сюрпризного момента вызвал интерес у детей к предстоящей деятельности, позволил раскрепостить их. В ходе беседы дети активизировали знания о своей Родине. Работа также была направлена на то, чтобы дети умели различать большую и малую Родину. Интересными были ответы детей на вопрос «Как называется страна, в которой мы живем?». В представлении
девочки страна - это детский сад, в который она ходит, и называется Сказка. мальчик понимает под большой Родиной Республику Татарстан, а другой. - свой родной город.
Дети показали свои умения ориентировки по карте (указывали расположение Российской Федерации, Москвы, Республики Татарстан и Елабуги). Работа с картой вызвала восторг у детей, так как такая деятельность ранее с ними не проводилась. В понимании некоторых детей Российская Федерация охватывает всю карту мира.
Программным содержанием викторины «Знатоки своего города» являлось закрепить знания детей об истории родного города, достопримечательностях; пробудить интерес к изучению своего города; активизировать мышление, воображение, умение работать в коллективе; воспитывать чувство гордости за свой город.
Дети были поделены на две команды «Фиксики» и «Смурфики» с помощью волшебного мешка, в котором были помещены картинки с изображением персонажей мультфильмов. Сама викторина была организована наподобие телешоу «Поле чудес». Каждая команда крутила барабан. На какой номер укажет стрелка, соответствующее этому номеру задание и выполняли. Обе команды показали отличные знания о родном городе: знают исторические факты города, около 5-6 достопримечательностей, называют главные улицы города. Некоторые дети давали развернутые ответы на вопросы задания «Блиц-опрос».
Основная образовательная деятельность по окружающему миру «Природа родного края» подразумевала обогащение и закрепление знаний старших дошкольников о животных и растениях, реках родного края.
Сюрпризный момент (получение письма от старичка Лесовичка-Танайки) позволил настроить детей на предстоящую деятельность. Занятие было построено в форме путешествия в лес Елабуги. Атмосфера леса была создана с использованием мелодий «Звуки леса», показом презентации. Занятие строилось в игровой форме, так как задания были предоставлены в форме дидактических игр. Следующей, понравившейся дошкольникам, стала игра «Рассели по «этажам» леса». Дети хорошо ориентировались в животном и растительном мире, правильно определяя место их жительства и обитания. После проведения первых нескольких форм работы наблюдался заметный прогресс. У детей, которые первоначально обладали недостаточными знаниями о родном городе, сформировались определенные представления о Елабуге. Они почти без затруднений давали ответы на вопросы, при этом чаще верные. Менее активные дети стали проявлять себя, без страха или стеснения начали делиться своими знаниями и высказывать свои мнения.
Одной из основных целей организованной воспитательно-образовательной деятельности являлось научить детей понимать и ценить красоту своей малой родины. Для реализации этой цели мы провели ООД по рисованию «Город мой любимый». Занятие началось с игровых приемов на приветствие, чтобы вызвать положительный эмоциональный настрой у детей и создать благотворную и доброжелательную обстановку. Далее последовал сюрпризный момент, когда дети получили посылку от Кроша (персонажа мультфильма), который хотел узнать о городе, в котором жили ребята. В ходе образовательной деятельности дети отвечали на вопросы, просмотрели фотографии с изображениями улиц города и различных зданий, расположенных там.
Была создана проблемная ситуация: детям было предоставлено изображение города Кроша (на ватмане с нарисованным солнцем, небом и травой), где отсутствовали какие-либо здания и растительность. Дети вызвались помочь Крошу: «Давайте построим ему детскую площадку, чтобы он мог поиграть там с друзьями», «Здесь не хватает детского сада, где он сможет найти себе друзей». Дети на альбомных листах нарисовали, что могло быть в городе Кроша (дома, магазины, детские площадки, фонтаны, деревья и другое). Затем вырезали свои рисунки и приклеили их на ватман.
С детьми дошкольного возраста необходимо вести поликультурное воспитание, то есть сформировать у них определенные представления о разных народах. Нами было организовано ООД по познавательному развитию «Вместе дружно мы живем». Занятие началось с того, что к дошкольникам пришли в гости дети разных национальностей. Гости провели игру на приветствие и знакомство. В ходе беседы с детьми обсуждалось разнообразие народов, проживающих на территории города, сравнивали их национальную одежду. Нами была организована дидактическая игра «Отгадай и назови», в ходе которой ребята отгадывали загадки и давали ответ на языке представителей разных национальностей (русский, татарский, башкирский, удмуртский). Затем дети знакомились с обычаями этих народов и элементами национальных танцев в ходе подвижной игры «Покажи и повтори». Двое детей самостоятельно вызвались показывать движения национальных танцев.
Итоговой формой работы стала организованная образовательная деятельность по аппликации «Интересное о Елабуге». Данное занятие проводилось для того, чтобы освежить и закрепить знания детей о родном городе (улицах, достопримечательностях, природе, известных людях и другое). В процессе воспитательно-образовательной деятельности составляли с детьми альбом о городе Елабуга. В ходе занятия детям были заданы вопросы, ответы на которые позволили определить, насколько дети хорошо осведомлены о своем родном городе. На завершающем этапе занятия для формирования положительных впечатлений о Елабуге и поднятия эмоционального настроя детей была проведена игра «Елабуга какая?». Для Танзили К. Елабуга «завораживающая», в представлении Дмитрия Ф. она «сказочная». По мнению Ляйсан Я. и Адели Я., их родной город «яркий и добрый».
В ходе и в результате проведенных форм работ с детьми старшей группы «Ромашки» наблюдался рост знаний дошкольников о своем родном городе. Они ознакомились с историей города, начали хорошо ориентироваться в ее улицах, достопримечательностях, выдающихся людях, национальностях, у них сформировались определенные представления о природе родного края.
Таким образом, комплексную и целенаправленную работу по патриотическому воспитанию посредством ознакомления с родным городом детей экспериментальной группы старшего дошкольного возраста можно считать успешной. Все поставленные цели были достигнуты.
В рамках контрольного этапа была организована беседа со старшими дошкольниками и сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по родной Елабуге». Игра проводилась с подгруппами детей. Дошкольникам была зачитана следующая инструкция «Представь, что к нам в гости приехали туристы из Японии. Полученные результаты были проанализированы и обработаны. На контрольном этапе дети экспериментальной группы показали хороший результат. По результатам беседы было выявлено, что в экспериментальной группе увеличилось количество детей с высоким уровнем знаний о родном городе и сформированности патриотических чувств. Их стало 45% (10 детей). Значительно меньше детей с низким уровнем, всего 5% (1
ребенок) из всей группы детей. Дети допускали меньше ошибок, не затруднялись при ответах на вопросы. Кто-то смог правильно и уверенно ответить на все вопросы. В контрольной группе у нескольких детей сохранился низкий уровень (14%). Однако и в данной группе наблюдались улучшения. Дошкольников со средним уровнем стало больше (68%), а с высоким - 18%. Результаты можно увидеть графически.
Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по родной Елабуге» проходила в четырех подгруппах. Здесь необходимо выделить старших дошкольников из экспериментальной группы. Можно сказать, что все дети справились с заданием отлично. Наблюдение показало, что формирующий этап положительно повлиял на дошкольников. 56% детей показали высокий уровень.
В контрольной группе можно выделить только троих детей. Эти дети обладали высоким уровнем (14%). В данной группе осталось такое же количество детей с низкими показателями. Результаты задания для наглядности даны ниже. Опираясь на приведенные выше данные можно сказать о том, что ознакомление с родным городом эффективно влияет на патриотическое воспитание детей.
Как видно по результатам сюжетно-ролевой игры и из сравнительной таблицы, после проведения формирующего этапа у дошкольников экспериментальной группы наблюдаются положительные показатели. Если на первом этапе исследования детей с низким уровнем было 7, то на контрольном этапе всего лишь 1 ребенок. Если детей, получивших высокие показатели, было 3, то на третьем этапе более 10. Данные результаты говорят о том, что у старших дошкольников расширился и обогатился объем знаний патриотического характера, что проведенная целенаправленная деятельность способствовало формированию у них патриотических чувств.
Результаты показывают, что без комплексной и целенаправленной работы у детей контрольной группы не наблюдаются значительные улучшения. Однако и в данной группе дошкольников есть небольшие изменения результатов. Отсутствие формирующего этапа у детей контрольной группы не значит, что с ними не велась воспитательно-образовательная деятельность патриотической направленности. Воспитатели проводили с ними соответствующие занятия, организовывали игровые и творческие виды деятельности, направленные на ознакомление с большой и малой Родиной. Значительно увеличилось количество детей со средним уровнем - 15, а было на констатирующем этапе 13. Детей с низкими показателями уменьшилось в два раза: было 6 дошкольников, стало 3.
Выводы. После проведения формирующего этапа заметны положительные сдвиги в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с родным городом.
Исходя из этого, можно говорить о том, что знакомство с малой родиной благотворно влияет на расширение знаний и формирование патриотических чувств детей.
Литература:
1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий . - М.: Изд-во «Учитель», 2007. - 208 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 20162020 годы» - [Электронный ресурс] URL: http://static.govemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1j sKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 21.02.2018).
3. Богомягкова Е.Н. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ДОУ. // Молодой ученый. - Казань, 2017. - № 1 (07). - С. 19-23.
Педагогика
УДК 377.112.4
доцент кафедры огневой подготовки Якоб Андрей Анатольевич
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); преподаватель кафедры огневой подготовки Суровец Дмитрий Викторович Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар)
ДЕТЕРМИНАНТЫ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА МВД В КОНТЕКСТЕ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются подходы к проблеме структурного анализа детерминации компетентности преподавателя вуза МВД в контексте группирования профессионально-значимых качеств в компетентностные модели, основанные на представлениях преподавателей об успешной профессиональной идентичности.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная идентичность, модели педагогической компетентности преподавателя, профессионально-значимые качества, образовательная среда вуза МВД.
Annotation. The article discusses approaches to the problem of structural analysis of the determination of the competence of a teacher at a university of the Ministry of Internal Affairs in the context of grouping professionally significant qualities into competency models based on the teachers' ideas about successful professional identity.
Keywords: competence, professional identity, models of pedagogical competence of a teacher, professionally significant qualities, educational environment of the university of the Ministry of Internal Affairs.
Введение. Сегодня назрел такой момент, когда поле профессионального образования должно, опережая время, реагировать на те глобальные изменения, которыми насыщена в настоящее время социально-экономическая ситуация развития страны, в которой потребность рынка в конкурентоспособных специалистах зачастую вступает в противоречие с уровнем и содержательным наполнением подготовки специалистов. Запрос практики заходит в тупиковую ситуацию, при которой все те формы подготовки, которые релевантны целям образовательного процесса, уже не в состоянии на компетентностном уровне решать весь широкий спектр задач, стоящих перед специалистами.