3. Мухина Т.Г., Щербакова Е.Е., Плешков А.В. Фрейм технология как условие развития креативности студентов. Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. С. 338.
4. Плешков А.В., Щербакова Е.Е., Щербакова М.В. Организация креативного образовательного процесса в вузе. В сборнике: ВЕЛИКИЕ РЕКИ' 2017 труды конгресса 19-го Международного научно-промышленного форума: в 3 томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2017. С. 243-245.
5. Стукаленко Е.Н., Щербакова Е.Е. Создание элективного курса "развитие педагогической креативности" у студентов в условиях многоуровневого образования. В сборнике: ВЕЛИКИЕ РЕКИ' 2011 Труды конгресса 13-го Международного научно-промышленного форума: в 2-х томах. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. 2012. С. 99-100.
6. Щербакова Е.Е., Щербакова М.В. Педагогическое сопровождение формирования креативности будущих дизайнеров // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2013 - № 4(41).
7. Щербакова Е.Е. и др. Принципы построения предметно-пространственной среды в образовательной организации // "International Electronic Journal of Mathematics Education". - 2016 - Volume 11 Issue 10 URL: http://iejme.com/makale/1614
8. Щербакова Е.Е., Щербакова М.В. Педагогическое сопровождение формирования креативности студентов (теоретико-методологический аспект). В сборнике: Инновационные технологии в образовательной деятельности Материалы Всероссийской научно-методической конференции. Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева. 2016. С. 130-136.
9. Щербакова Е.Е. Рекомендации для преподавателей по формированию креативности у студентов технических специальностей. Вестник НГТУ им. Р.Е.Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2013. № 2. С. 93-100.
10. Щербакова Е.Е. Развитие педагогической креативности преподавателей в системе высшего образования. В сборнике: Актуальные проблемы социальной коммуникации материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции. 2012. С. 397-398.
11. Щербакова Е.Е. Педагогическая креативность как фактор профессионального развития студентов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2006., 22 с.
Педагогика
УДК: 378.2
старший преподаватель кафедры дошкольного образования Яковлева Саргылана Степановна
Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» (г. Якутск)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ РЕГИОНЕ
Аннотация. В статье актуализируется проблематика патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в поликультурном регионе. Автор подходит к решению данной проблемы посредством разработки модели патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом поликультурных ценностей региона. Автором разработаны критерии и показатели сформированности компонентов патриотизма (когнитивный, эмоционально-мотивационный, деятельностный) у детей старшего дошкольного возраста в поликультурном регионе. Получены и охарактеризованы основные результаты исследования.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, поликультурный регион, критерии сформированности компонентов патриотизма, модель патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Annоtation. The article research the problems of Patriotic education of children of preschool age in a multicultural region. The author approaches the problem by developing a model of Patriotic education of children of preschool age, taking into account the multicultural values of the region. The author has developed criteria and indicators of formation of components of patriotism (cognitive, emotional-motivational, activity) in children of senior preschool age in a multicultural region. The main results of the study are obtained and characterized.
Keywords: patriotic education, multicultural region, criteria of formation of components of patriotism, model of Patriotic education of children of preschool age.
Введение. В соответствии с национальными целями, определенными Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», приоритетным направлением государственной политики является образование. Необходимо обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций, укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации [11.
Актуальность и востребованность исследуемой проблемы определяется потребностями системы дошкольного образования и существующим противоречием между необходимостью понимания теоретической сути и отличительных черт патриотического воспитания детей дошкольного возраста в поликультурном регионе и уровнем его реализации в педагогической деятельности.
Разрешение данного противоречия, его теоретическая и практическая значимость определили выбор темы нашего исследования «Педагогические условия патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в поликультурном регионе».
Целью работы является обоснование педагогических условий, обеспечивающих эффективность патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в поликультурном регионе.
Изложение основного материала статьи. Проблема патриотического воспитания является предметом значительного числа исследований ученых (Сократ, Демокрит, Я.А. Коменский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский и др.).
В настоящее время накоплен весомый опыт в исследовании патриотического воспитания: патриотизм подрастающего поколения в условиях регионального образования (Р.И. Жуковская, Н.Г. Зеленова, С.А. Козлова, Л. В. Никонова, Г.Н. Мусс, Л.Е. Осипова, и др.).
Ближе всего к теме данного исследования относятся работы В.В. Пионтковского, А.Г. Черняк, посвященные патриотическому воспитанию молодежи в поликультурном регионе, внедрению патриотизма через систему образования субъекта страны [2, 31.
Патриотизм определяется как совокупность высших качеств личности (любовь к Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые поведение и деятельность. Формирование личности человека происходит в трех его наиболее важных сферах жизни - сознании, отношениях и деятельности. Патриотизм в первую очередь должен проявляться в патриотических поступках, социальной активности [41.
В ДОО патриотическое воспитание приоритетно осуществляется на основе этнокультурных ценностей (на основе культуры родного народа), недостаточно учитываются социокультурные (культура общества) и поликультурные (в общности культуры разных народов) особенности региона.
Мы исходили из того, что система критериев оценки базовых уровней патриотизма должна объективно отражать когнитивный (Б.П. Битинас, Б.Т. Лихачев), эмоционально-мотивационный (А.А. Глебов, Э.В. Ильенков, С.А. Хамматова, И.Т. Фролов) и деятельностный (И.В. Бестужев-Лада, Р.Г. Яновский) критерии сформированности компонентов (знание, отношение, мотивы, поведение) патриотизма дошкольника [5]. В результате, мы разработали следующие критерии оценки сформированности компонентов патриотизма у старших дошкольников в поликультурном регионе (см. табл. 1).
Таблица 1
Критерии сформированности компонентов патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в
поликультурном регионе
Критерии Показатели Уровни
ЗНАНИЯ (Когнитивный компонент) Знание Семья - знает фамилии, имена, отчества матери, отца, брата, сестры, бабушки, дедушки; знает имена других внуков, прабабушки, прадедушки, тети, дяди; о том, что их детей родители называют племянниками, племянницами; дни рождения ближайших родных, другие семейные праздники, знает свой адрес, кем работают родные, где учатся. Детский сад - знает, что в детском саду есть младшая, старшая, средняя, подготовительная группы, название своей группы, имена одногруппников, воспитателей, помощников воспитателей, названия других групп, других работников, знание своей национальности, знание названий национальностей одногруппников, знает адрес детского сада, что находится рядом. Город - знает название города, называет достопримечательности, памятники, культурные и досуговые центры; знает, когда отмечают День города, узнает флаг, герб, гимн города, знает какие профессии есть городе. Страна - знает название страны, региона, символику, столиц, городов, народов страны, региона, может назвать себя, свою семью, одногруппников и жителей его города россиянами. Знает факты из героического прошлого страны. Может назвать несколько национальных праздников: День Победы, День России, 8 марта, 23 февраля, Пасха, Ысыах, Курбан -Байрам, Бакалдын, Масленица, Николин День и др. Может назвать писателей, поэтов, других знаменитых людей страны, знает произведения литературы других народов. Мир - знает название других стран, городов, может назвать их достопримечательности. Высокий уровень - 10 -12 баллов - наличие достаточных знаний о себе, о семье, городе, стране, мире.
Средний уровень - 6-9 баллов -есть интерес к поставленным в беседе вопросам, но на некоторые из них не может ответить.
Низкий уровень - 5 и меньше баллов -в большей степени не дифференцирует понятий о собственной семье, детском саде, городе, стране, мире.
ОТНОШЕНИЕ (Эмоционально-мотивационный компонент) Семья - с интересом, эмоционально рассказывает о своей семье, гордится родными, может проявить желание выбрать ту же профессию, что его родственник, с радостью описывает внешность кого-либо из родных, вспоминает семейные праздники, предвкушает их наступление, может рассказать о своем доме, об игрушках, знает почему взрослые должны работать, а дети учиться. Детский сад - есть устойчивое положительное отношение к детскому саду, ребенок с удовольствием приходит в детский сад, может назвать несколько друзей, нравится еда, есть любимые блюда, нравятся сказки, которые читают ему родители, воспитатели. Вспоминает мероприятия в детском саду, рассказывает о том, кем он был на утреннике и пр. Город, страна - может рассказать о своем городе, поделиться о том, где побывал, куда любит ходить, знает немного об истории своего города, гордится героическим прошлым страны, считает свой город красивым, может привести примеры красивых мест, насколько интересны сказки, есть пара любимых сказок, нравится рисовать, слушать речь разных народов, произведения народного искусства, может поделиться о том, что он надевал или видел национальный костюм своей и другой национальности, пробовал национальные блюда, играл в национальные игры. Мир - хочет побывать, уже побывал в разных странах мира, но хочет жить в своей стране. Высокий - 10 баллов - наличие положительных чувств, уважение к своей семье, городу, стране, своей национальности, гордится достижениями своей страны, проявляет интерес к культурному наследию.
Средний - 6-8 баллов -рассказывает о своей семье, нравится проводить время с друзьями в детском саду, с охотой рассказывает о том, где провел каникулы, считает свой город красивым, но не интересуется культурным наследием.
Низкий - 5 и меньше баллов - с неохотой делится фактами из жизни, не дифференцирует свою и другие национальности, не проявляет интерес к культурному наследию.
ПОВЕДЕНИЕ (Деятельностный компонент) Готовность детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада, города, страны. Готовность проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится Высокий - 10 баллов - готов заботиться о родных, преобразить город, проявляет дружелюбие, считается с интересами близких и друзей, дает оценку поступкам, с удовольствием участвует в национальных праздниках.
Средний - 6-8 баллов -анализирует поступки с помощью взрослого, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами одногруппников.
Низкий - 5 и меньше баллов - не готов оказывать помощь окружающим, может не проявлять дружелюбия.
Определение уровней сформированности компонентов патриотизма проводилось на констатирующем этапе. Для этой цели мы применяли разработанную нами диагностическую методику.
На основе разработанных нами критериев, были определены уровни сформированности компонентов патриотизма детей старшего дошкольного возраста в поликультурном регионе и был составлен опросник из трех блоков вопросов, раскрывающих содержание компонентов патриотизма. При подсчете результатов в этом обследовании за каждый правильный (положительный) ответ насчитывался 1 балл, после чего подводилась общая сумма баллов, которая и являлась количественным показателем общего уровня сформированности компонентов патриотизма. Детям контрольной и экспериментальной групп было предложено ответить на вопросы по трем опросникам. Диагностика проводилась в виде беседы. Беседа проводилась индивидуально с письменного согласия родителей, с каждым ребенком с использованием
наглядного материала по трем разделам в разные дни. В зависимости от конкретных условий, вопросы уточнялись или изменялись.
На констатирующем этапе в результате анализа и диагностики образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении было выявлено что, в силу своих возрастных особенностей дети старшего дошкольного возраста осознают свою национальность, но не различают национальную принадлежность своих сверстников. Выбор симпатий и антипатий детей основывается на личных качествах: умение играть, выполнять какую-либо деятельность лучше других и внешних данных. Анализируя полученные данные констатирующего эксперимента, мы выявили преобладание среднего и низкого уровней сформированности компонентов патриотизма у детей контрольных и экспериментальных групп. Ответы родителей позволяют сделать вывод о том, что главным определением патриотического воспитания является воспитание уважения и любви к своей Родине, почти ни один родитель не связывает патриотическое воспитание с воспитанием на основе поликультурных ценностей региона.
Мы убеждены, что при разработке и реализации современных моделей патриотического воспитания необходимо отталкиваться от развития ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа и на этой основе формировать сознательный гуманистический патриотизм, гражданскую ответственность, а также высокую культуру межнационального общения.
Разработанная нами педагогическая модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом поликультурных ценностей региона включает в себя следующие компоненты: цель, подходы, принципы, содержание образовательной деятельности, реализуемой в различных видах деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, изобразительная, музыкальная), диагностика, ожидаемые результаты; повышение педагогической компетентности педагогов в области патриотического воспитания на основе поликультурных ценностей края.
В реализации модели применялись следующие методы, в т. ч. такие инновационные методы как беседа, проектный метод, методы проблемного обучения, метод портфолио, игровые методы, ИКТ-технологии, метод диалога.
Формы - игровые формы, проблемно-практические, проблемно-игровые ситуации, т.е. в форме совместной образовательной деятельности.
Средства - фольклор разных народов, произведения изобразительного искусства, народные игры, музыка, современные ИКТ - средства.
Для подбора методического материала на формирующем этапе нами учитывался национальный состав в экспериментальных группах.
Нами была предпринята попытка оптимизации содержания образовательной деятельности с учетом поликультурных ценностей в различных видах деятельности ребенка, предусмотренных Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования.
Воспитание патриотизма у старших дошкольников ориентировано на когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, а содержание патриотического воспитания ориентировано на воспитание любви и уважения к малой родине, ее истории и культуре, формирование чувства гордости за людей, живущих на русском севере, их достижения и успехи, привитие интереса к явлениям социальной жизни, доступных возрасту.
Реализация модели патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в поликультурном регионе, предполагает системное формирование компонентов патриотизма в различных видах деятельности на основе ценностных представлений и эмоционально-ценностного отношения к родному краю и культуре его народов. Предложенная функционально-содержательная модель может быть основанием для разработки образовательных программ дошкольного образования, направленной на формирование и развитие патриотических качеств у детей дошкольного возраста в поликультурном регионе.
Выводы. По результатам контрольных срезов, проведенных в начале исследования мы выявили, что у детей контрольных групп показатели практически не изменились, а в экспериментальных группах произошли существенные изменения. Существенно сократилась доля низкого уровня, увеличилась доля детей со средними показателями.
Показатели отразили факт успеха проведенного нами эксперимента, т. к. наблюдалась взаимосвязь между всеми критериями, что логично отражает основную идею эксперимента: посредством обеспечения педагогических условий добиться положительной динамики уровней, что характеризует эффективность процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста в поликультурном регионе.
Таким образом, опытно - экспериментальная работа доказала действенность, целесообразность и эффективность разработанных нами педагогических условий патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в поликультурном регионе.
Литература:
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» / [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://fzakon.ru/ukazy-prezidenta/ukaz-prezidenta-rf-ot-07.05.2018-n-204/ (дата обращения: 16.09.2018).
2. Пионтковский, В. В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования: дисс ... д. пед. наук. / В.В. Пионтковский. - Якутск, 2006. - 326 с.
3. Черняк, А.Г. Патриотическое воспитание студентов вузов в условиях поликультурного общества: дисс. ...к. пед. н. / А.Г. Черняк. - Тверь, 2013. - 182 с.
4. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания // Москва: Научная цифровая библиотека, 01 ноября 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193922984&archive=1194448667&start _from=&ucat=& (дата обращения: 17.12.2018).
5. Мусс, Г. Н. Теория и практика патриотического воспитания: учебное пособие / Г.Н. Мусс // Москва-Берлин: Directmedia, 2015. - 182 с.
Педагогика
УДК:372.881.1
старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин Ярош Мария Александровна
Ставропольский краевой институт развития образования,
повышения квалификации и переподготовки работников образования (г. Ставрополь)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ КОМПАРАТИВНО-ОПОРНОЙ СУБКОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ВТОРОГО ИНОСТРАННОГО
ЯЗЫКА
Аннотация. В данной статье рассматривается сущность коммуникативно-методической компетенции учителя второго иностранного языка и дается краткое описание модульной программы, направленной на формирование различных ее компонентов в рамках повышения квалификации. В качестве ключевой составляющей рассматриваемой компетенции выделяется компаративно-опорная субкомпетенция, как компонент, детерминирующий специфику рассматриваемой компетенции; обозначена ее структура. В работе описываются этапы реализации обучения по модульной программе. Анализируются входные и выходные данные владения учителями иностранных языков составляющими компаративно-опорной субкомпетенции. На основе полученных результатов делается вывод об эффективности предлагаемой модели обучения и целесообразности ее внедрения в курсовую подготовку педагогов.
Ключевые слова: учитель второго иностранного языка, профессиональная компетентность учителя второго иностранного языка, компаративно-опорная субкомпетенция, модульное обучение, результаты опытного обучения.
Annotation. The article discusses the essence of communicative and methodological competence of the second foreign language teacher and provides brief description of the modular programme aimed at forming of its different components during the further training. The comparative and supporting subcompetence is considered as a key component of the competence under consideration determined its specific features; its structure is defined. The stages of training on modular programme are presented in the article. It is analyzed input and output data of level of proficiency of the components of comparative and supporting subcompetence. Based on the findings, concluding that it is effective and useful to implement the proposed educational model at the teacher training.
Keywords: the second foreign language teacher, the professional competence of the second foreign language teacher, the comparative and supporting subcompetence, modular training, the results of experimental training.
Введение. Профессиональная компетентность учителя второго иностранного языка явление комплексное и многоплановое, по этой причине отсутствует единство мнений исследователей относительно ее структурного наполнения. Так, С.В. Тетина, Л.Н. Ястребова в качестве ключевого компонента в структуре профессиональной компетентности учителя ИЯ выделяют иноязычную коммуникативно-методическую компетенцию [2; 6].
Многоязычная коммуникативно-методическая компетенция является важной составляющей профессиональной компетентности учителя второго иностранного языка и подразумевает под собой не только владение, как минимум, двумя иностранными языками, но и понимание специфики влияния первого иностранного языка на изучение второго и учет данных особенностей в преподавании дисциплины. Анализ исследуемой компетенции позволил выделить в ее структуре ряд составляющих, послуживших целевой основой формирования отдельных модулей в рамках проектирования модели повышения квалификации учителя второго иностранного языка. Обозначенная модель сконструирована на основе модульного подхода, где «...учебный модуль - структурированный набор учебных элементов, предназначенных для освоения модульной единицы деятельности» [4, с. 339]. В рамках программы предложено десять блоков, ряд которых является обязательным к изучению, прохождение остальных же остается на усмотрение обучающегося.
В рамках опытного обучения реализация модели в полном объеме невозможна по объективным причинам ввиду краткосрочности курсовых мероприятий (72 часа), поэтому был исследован результат освоения модуля, направленного на формирование компаративно-опорной субкомпетенции, как ключевой составляющей многоязычной коммуникативно-методической компетенции учителя второго иностранного языка. Работа проводилась в ходе плановой курсовой подготовки педагогов по иностранному языку на базе ГБУ ДПО СКИРО ПК и ПРО.
Целью данного исследования является оценка эффективности предложенной обучающей модели и целесообразности ее внедрения в образовательный процесс по повышению квалификации учителя второго иностранного языка.
Изложение основного материала статьи. Поскольку реализация обучения по спроектированной модели в полном объеме невозможна, целесообразным представлялось внедрение одного из ключевых (инвариантных) модулей. Выбор модуля, направленного на формирование компаративно-опорной компетенции учителя, обусловлен двумя причинами. Во-первых, результаты анкетирования показали, что данная субкомпетенция сформирована у учителей на недостаточном уровне [5, с. 29]. Во-вторых, овладение именно этим компонентом многоязычной коммуникативно-методической компетенции дает возможность понимания психолингвистических аспектов ситуации искусственного трилингвизма, а также способности к учету указанных аспектов в преподавании ИЯ2.
Процесс обучения в рамках данного модуля был выстроен по следующей траектории:
1. Входное анкетирование.
2. Ознакомление с лекционным материалом.
3. Промежуточный контроль усвоения когнитивного компонента.
4. Промежуточный контроль практических умений и навыков.
5. Этап коррекции (в случае необходимости).
6. Выполнение психологического тестирования.
7. Итоговое анкетирование.
Рассмотрим реализацию каждого этапа опытного обучения.
На этапе входного анкетирования оценивался уровень владения компонентами компаративно-опорной субкомпетенции, такими как: