Научная статья на тему 'Метод проектов в патриотическом воспитании старших дошкольников'

Метод проектов в патриотическом воспитании старших дошкольников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1148
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Виноградова И.А., Андреева Т.Н.

В статье представлены результаты патриотического воспитания старших дошкольников с использованием метода проектов. Анализируются данные исследования патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Описываются конкретные формы и содержание патриотического воспитания в рамках реализации проекта «Мой город Москва».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метод проектов в патриотическом воспитании старших дошкольников»

40

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Виноградова И.А.* *, Андреева Т.Н.*

Московский городской педагогический университет, г. Москва Лицей № 1550, г. Москва

В статье представлены результаты патриотического воспитания старших дошкольников с использованием метода проектов. Анализируются данные исследования патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Описываются конкретные формы и содержание патриотического воспитания в рамках реализации проекта «Мой город - Москва».

Ключевые слова: метод проектов, патриотическое воспитание, патриотическая воспитанность, старшие дошкольники.

Современное общество предъявляет новые требования к дошкольному образованию. На смену традиционному образованию приходит образование, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Достижению этих целей в полной мере способствует метод проектов как современная технология образовательного процесса.

В основе метода проектов лежит интеграция различных образовательных областей, что позволяет формировать у детей дошкольного возраста целостную картину мира.

Использование метода проектов на дошкольной степени образования имеет свою специфику, поэтому важно определить алгоритмы, механизмы, содержание данной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Актуальность использования метода проектов в деятельности дошкольных образовательных организаций определяется требованиями профессионального стандарта к педагогам дошкольного образования, где указывается на необходимость организации видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра, продуктивная, конструирование с использованием традиционных и альтернативных форм и методов [2].

Важным направлением деятельности дошкольных организаций становится патриотическое воспитание подрастающего поколения. В дошкольном возрасте происходит усвоение ценностных ориентиров, которые становятся основой мировоззрения взрослого человека.

* Ведущий научный сотрудник лаборатории образовательных инфраструктур Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук, доцент.

* Воспитатель Лицея N° 1550.

Современные педагогические технологии

41

В настоящей статье мы представляем результаты работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников в рамках проекта «Мой город -Москва». Работа по патриотическому воспитанию осуществлялась на базе ГБОУ «Лицей № 1550» г. Москвы с участием воспитанников, родителей и педагогов старшей группы.

Начальным этапом экспериментальной работы по патриотическому воспитанию стало выявление особенностей патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Оценка патриотической воспитанности осуществлялась по следующим компонентам: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Исследование патриотической воспитанности осуществлялось с использованием следующих методик:

1. Беседа «Что я знаю о Москве», направленная на выявление уровня сформированное™ представлений детей о родном городе (авторская).

2. Методика «Моя мечта», направленная на диагностику поведенческого компонента патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста (авторская, на основе разработок Н.В. Мик-ляевой) [1].

3. Методика «Потому что...», направленная исследование эмоциональной составляющей патриотической воспитанности детей по отношению к родному городу (авторская).

4. Анкета для родителей «Мое отношение к патриотическому воспитанию» (авторская).

5. Наблюдения за детьми в различных видах деятельности с целью исследования сформированности когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов патриотической воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Анализ данных, полученных с использованием указанных методик, показал, что 23 % детей имеют низкий уровень представлений о городе - дети не имеют достаточного количества знаний о родном городе, не знают названий крупных музеев, театров, парков культуры и отдыха, выставочных залов. Плохо ориентируются в своем микрорайоне. Родители не уделяли должного внимания по этим проблемам детей. Ответы детей представлены следующими формулировками: я не знаю, в каком районе живу; я не ходила в музей; я не знаю, кто основал наш город.

Анализ ответов воспитанников показал, что 52 % детей имеют средний уровень - дети не ориентируются в представлениях о Москве, как столице нашего государства, но у них есть знания о некоторых достопримечательностях города и своего микрорайона. Они проявляют интерес к истории города, но допускают много неточностей в названиях ряда центров культуры. Ответы детей представлены следующими формулировками: Красная площадь - это где Кремль; я был на большой башне и поднимался на быстром лифте, это Останкинская башня; у Макдональдса есть памятник Пушкину.

42

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Анализ ответов воспитанников показал, что 25 % детей имеют высокий уровень - дети ориентируются в представлениях о Москве, как столице нашего государства и имеют достаточное количество знаний о родном городе. Проявляют устойчивый интерес к памятникам культуры, уверенно их называют, но при этом отмечается узкая направленность информированности, акцентированная, только на широко известных памятных местах. Ответы детей представлены следующими формулировками: я живу в Москве, моя страна Россия; с бабушкой я была в Третьяковской галерее, музее Космонавтики и в Кремле в Оружейной палате; я живу в «Беговом» районе, на станции метро «Динамо».

Проанализировав результаты беседы, мы выявили, что есть дети, которые хорошо ориентируются в некоторых достопримечательностях родного города и своего микрорайона. А есть и такие, которые имеют недостаточно точное представление и допускают много неточностей в названиях ряда центров культуры, у них отсутствуют знания о музеях, театрах, памятниках города Москвы. Так же выяснилось, что Москва для них это, прежде всего, «Красная площадь, величественный Кремль, Спасская башня с ее курантами и рубиновыми звездами. Нам же хотелось, чтобы дети знали историю Москвы, кто её основал, ее прошлое, ближе познакомились со своим микрорайоном. Удивительно, но факт: дети не придавали значения тому, в каком районе живут, как он называется и чем знаменит.

Обобщив результаты, полученные в ходе исследования патриотической воспитанности, мы выявили, что когнитивный и эмоциональный компоненты патриотической воспитанности сформированы на уровне 33 % от возможного, поведенческий - на 12 % от возможного.

Нами были опрошены родители, с целью изучения отношения к проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Информация, полученная в ходе анкетирования, показала разные подходы родителей к данному вопросу. Несмотря на актуальность, проблема патриотического воспитания дошкольников не находит должного решения в современной практике семейного воспитания. Это обусловлено целым рядом причин:

1. Неосознанное отношение родителей в организации условий для формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

2. Недостаточное взаимодействие дошкольной организации и семьи в вопросах патриотического воспитания детей.

3. Изменение семейных устоев и традиций.

4. Отсутствие у родителей представлений о необходимости целенаправленной работы по патриотическому воспитанию.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости построения системы работы дошкольной организации по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в сотрудничестве с семьей.

Для решения вопросов патриотического воспитания на современном этапе необходимы новые технологии работы с детьми и семьей. Поэтому

Современные педагогические технологии

43

мы пришли к необходимости использования метода проектов в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. В данной статье мы представляем опыт работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников в рамках проекта «Москва - город, где мы живем».

Цель проекта: формирование патриотической воспитанности у детей дошкольного возраста в процессе знакомства с городом, в котором они живут.

Задачи проекта: знакомство детей с историей города, с главными достопримечательностями: музеями, театрами, улицами, парками, памятниками; со спортивными объектами города; формирование у детей чувства гордости за свой город, любовь к нему, желание сделать его ещё прекраснее, формирование у родителей активную жизненную позицию по вопросам патриотического воспитания.

Интегрируемые образовательные области по ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественноэстетическое развитие».

Этапы реализации проекта:

1 этап - обоснование актуальности темы, мотивация её выбора; формулирование задач и цели проекта.

2 этап - разработка диагностического инструментария.

3 этап - реализация проекта в соответствии с перспективным планированием.

4 этап - оценка уровня сформированное™ нравственно-патриотических чувств.

5 этап - представление проекта.

6 этап - рефлексия результатов.

Как уже отмечалось раньше, осуществление работы по патриотическому воспитанию требует от воспитателя хорошей подготовки к осуществлению данного направления профессиональной деятельности. С этой целью мы углубленно изучали имеющую литературу по истории нашего города, посещали музеи и другие достопримечательности нашего города, пополняли личную библиотеку и собирали литературу для детей, подобрали дидактические игры:

- Дидактическая игра «Собери картинку». Цель: учить собирать целое из частей, развивать мышление детей. Содержание игры: играют два ребенка. Необходимо собрать картинку по образцу (картинки отличаются фоном). Кто первый соберет картинку тот и победил.

Эта игра подойдет для индивидуальной работы с детьми и для самостоятельной деятельности.

- Дидактическая игра «По улицам города». Цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Содержание игры: Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов. Свои ответы дети сопровождают показом на макете. Вопросы к детям:

44

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Какие дома на нашей улице? Какое движение на нашей улице - одностороннее или двустороннее? Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины? Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу? Как обозначается пешеходный переход? Как регулируется движение на улице? Какие сигналы светофора вы знаете?

Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены? Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила дорожного движения. Затем дети берут на себя роли пешеходов и водителя. Выигрывает тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.

- Дидактическая игра «Помоги добраться до указанного места».

Цель: учить выполнять правила, держать цель от начала до конца. Содержание игры: в игре участвуют 2-4 ребенка, на каждого игрока фишка определенного цвета, очерёдность хода определяют с помощью игрового кубика. Игрокам необходимо добраться до указанного места. Кто первый дойдет до указанного места, тот и победит.

- Дидактическая игра «Какие люди живут в твоём городе».

Цель: расширить знания детей о разнообразных профессиях взрослых, их названиях. Воспитывать интерес и уважение к труду. Содержание игры: Дети берут картинку с изображением человека определенной профессии и говорят, чем он занимается. Повар... (варит еду), врач... (лечит людей), учитель... (учит детей), строитель. (строит дома), художник. (рисует картины), пианист. (играет на пианино), писатель. (пишет книги), портниха. (шьет одежду), прачка. (стирает одежду), уборщица. (моет полы), продавец. (продает товар), фотограф. (фотографирует людей), воспитательница. (воспитывает детей), ткачиха. (ткет ткани), машинист. (ведет поезд), контролер . (проверяет билеты), машинистка. (печатает на машинке) и т.д.

- Дидактическая игра «Прогулка по городу» Цель: развивать интерес к истории своего города. Содержание игры: На игровом поле картинки с изображением города Москвы. Игра начинается с нижнего ряда картинок. По цифре, выпавшей на кубике, определяется картинка, по которой будет складываться рассказ и отмечается фишкой (у каждого игрока свой цвет). Следующий ход кубика определяет выбор картинки следующего ряда, таким образом, отдельно по каждому этапу, определяется «маршрут прогулки» ключевых картинок сюжета, которые используются для составления рассказа о городе.

А так же изготовили атрибуты для творческих сюжетно-ролевых игр: «Путешествие по городу», «Мы пришли в музей».

Воспитание патриотических чувств у дошкольника невозможно осуществить без тесного взаимодействия с семьей. Необходимо не столько педагогическое просвещение родителей, сколько подключение семьи в разработку содержания, форм и методов патриотического воспитания старших

Современные педагогические технологии

45

дошкольников. Одним из важнейших компонентов этой работы является формирование у самих родителей представлений об основных целях и задачах патриотического воспитания детей.

Мы продумали формы, методы работы и способы их включения в совместную работу с семьей:

- консультации, с целью привлечь родителей к обсуждению вопросов патриотического воспитания дошкольников;

- экспресс-опросы и индивидуальные беседы, целью которых является изучение данной проблемы и установление между педагогами и родителями делового сотрудничества. В ходе проведенных опросов и бесед, мы пришли к выводу, о необходимости работы по патриотическому воспитанию детей в современных условиях.

- выставки творческих работ детей, ширмы и папки-передвижки, фотовыставки, подбор методической и познавательной литературы и др.;

- совместные встречи (семейные гостиные, тематические игры, представление семейных проектов, досуги, дни открытых дверей, конкурсы и викторины);

- привлечение родителей к сбору познавательного материала для пополнения экспозиции в группе. Создание мини-музея по теме проекта.

Следующий этап был направлен на уточнение, расширение и систематизацию знаний детей о столице нашей родины. С этой целью мы стали собирать с детьми иллюстрации, открытки, статьи из газет и журналов, стихи, справочную и художественную литературу о Москве. Привлекли к этой работе родителей. Подготовили серию тематических занятий, бесед, целью которых было познакомить детей со своим городом, микрорайоном, систематизировать полученные впечатления и направить их интересы на то главное, что характеризует нашу столицу, культурную и духовную жизнь москвичей.

В работе мы опирались на опыт и знание детей, двигались от простого к сложному, учитывали психологические особенности детей, их эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления. Работа носила комплексный характер.

Практическому усвоению, знакомству с художественным наследием и историей нашего народа способствовала такая форма работы, как семейные экскурсии в музеи любого профиля: краеведческие, исторические, художественные и др., - совмещая их с прогулками по достопримечательным местам. После экскурсии проводились совместные досуги в группе детей и родителей, и это прекрасная возможность для детей отразить свои впечатления, вспомнить увиденное. Такие семейные экскурсии не только воспитывают чувства восхищения, уважения к памятникам истории и достопримечательностям родного города у детей и у взрослых, но и способствуют улучшению детско-родительских взаимоотношений в семье, насыщая интерес-

46

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

ным содержанием семейный досуг. Так, в группе был оформлен информационный стенд «Где мы были, мы расскажем». Неизгладимое впечатление на ребят произвели храм Василия Блаженного, Царь пушка и Царь колокол. Если по той иной причине не удавалось побывать на наблюдаемом объекте, использовались картины, иллюстрации, слайды, художественная литература.

Одна из нетрадиционных форм взаимодействия педагогов с родителями воспитанников в процессе формирования ценностных ориентиров - защита детско-родительских проектов. Семья совместно представляет проект посещения музея или выставки, памятников истории, достопримечательностей, прогулки по Москве. Защита проекта проходила на тематических семейных гостиных. Она сопровождалась презентацией, совместным рассказом родителей и детей о своих впечатлениях. Результаты семейных экскурсий и путешествий оформлялись родителями вместе с детьми в виде фотоальбомов, видеоматериалов, презентаций, рисунков, разнообразных поделок и других форм сотворчества детей и взрослых.

Общение в неформальной обстановке семейных гостиных создает условия для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений семей, возрождения традиционной культуры семейного воспитания.

Взаимодействие с семьей осуществлялось нами с использованием информационных технологий. Так, мы создали сайт, где мы размещали необходимую информацию для родителей: материалы прошедших семейных гостиных, консультации, ответы на вопросы, презентации, совместные работы с детьми воспитателей и родителей. Благодаря таким многообразным интерактивным формам взаимодействия родители чувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами.

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности. Знакомство с двором, улицей, на которой живет ребенок, районом дают начало формированию у детей представлений о родном городе, его устройстве, истории, достопримечательностях. Самым ярким событием были походы, во время которых дети не только знакомились с местностью, в которой расположен район, но и любовались самыми красивыми местами нашего района. Для многих детей это было целым открытием и оставило неизгладимый след в памяти.

Целевые экскурсии в школу, библиотеку, помогали детям познакомиться с функциями и устройством различных учреждений района, что формирует у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях района.

При ознакомлении с историей района была организована, поисковая деятельность: дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об

Современные педагогические технологии

47

истории названия района, улицы, на которой они живут. Взрослые сообщали ребятам об известных людях района: улица М. Расковой названа в честь советской лётчицы, Боткинский проезд - назван в честь врача терапевта С.П. Боткина. На занятиях дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание экспонатов, представленных в мини-музее группы, способствовало уточнению и дополнению знаний детей.

С большим интересом дети совместно с родителями работали со схемой нашего микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисовал дорогу из дома в детский сад. На ней обозначали названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминали адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняли правила безопасного поведения на улице.

Эффективным способом ознакомления детей с городом является моделирование. Работая с планом города, дети придумывали, какими символами обозначить известные достопримечательности города, такие, как Красная площадь, Большой театр, Храм Христа Спасителя. Аналогичная работа проводилась и со схемой района. Фишки с обозначением известных объектов района - детский сад, школа, магазины, библиотека, спортивный комплекс, детский ландшафтный парк и другие - придумывались и изготавливались вместе с детьми. Дети устраивали соревнование, кто быстрее поставит фишки в нужное место. На примере своего района дети знакомятся с устройством города, его структурой, назначением различных учреждений и служб; им становятся понятными материальные и духовные потребности людей; они узнают, что люди разных профессий трудятся па благо района, города, стараются сделать жизнь горожан удобнее, интереснее. Интерес к истории и культуре, чувство причастности к жизни своего района, своей малой родины.

По итогам знакомства с городом нами была организована викторина. Разрабатывая план викторины, мы старались реализовать задачи по приоритетному направлению нашей работы. В дальнейшем она проходила как соревнование между двумя группами старшего возраста. Дети демонстрировали друг другу свои знания о Москве. Мы были довольны, что наши воспитанники получали знания о родном городе в интересной для них форме. Мы обозначили команды, каждая придумала себе название, ввели фишки, которые вручались за правильный ответ. В конце викторины фишки подсчитывались, и по их количеству определилась команда-победитель.

В ходе нашей работы в группе был создан мини-музей о Москве, куда дети вместе с родителями приносили из дома книги о нашем городе, иллюстрации, картинки, открытки, значки, магниты с достопримечательностями города, сувениры, совместные поделки и разные вещи. Создание такого минимузей - это целая воспитательно-образовательная система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку вхождение в сложный мир искусства,

48

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

погружает его в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия. Его использование превращает дошкольную образовательную организацию в центр духовно-нравственного, этнокультурного и эстетического воспитания не только детей, но и ближайшего социума, приобщения их к истокам традиционной народной культуры, воспитания их в духе любви к Родине, к России, к Москве, к ее культуре, истории, традициям, художественному наследию.

Реализация данного проекта возможна в любой образовательной организации. Основными участниками этого проекта являются дети, родители, педагоги, отношения которых строятся на основе сотрудничества и уважения.

Эффективность осуществленной работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием метода проектов была определена с помощью методик констатирующего этапа.

Данные контрольного этапа исследования позволили нам сделать следующие выводы, что основные изменения происходят в когнитивном компоненте патриотической воспитанности (с 33 % до 75 % соответственно). Изменения в поведенческом компоненте оказались самыми незначительными (с 27 % до 55 % от возможного). Изменения в эмоциональном и поведенческом компоненте состоят в следующем: дети стали больше проявлять патриотических чувств, больше проявлять уважения к историческому прошлому; с большим удовольствием и интересом отражать свои представления о Москве в продуктивной деятельности. Полученные данные вполне объяснимы, так как именно формирование поведенческого компонента патриотической воспитанности представляется наиболее трудным. Формирование у детей умений отразить полученные знания в деятельности и поведении является длительным процессом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, в ходе работы над проектом у детей возрос интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Сформировались основы патриотических чувств: любовь, гордость, уважение к своему городу, в котором они живут. Проведенная работа показала, что дети с огромным желанием и интересом принимали участие в этом проекте. Результатом проведенной работы являются положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания: вырабатывается активная позиция по данному вопросу; формируется чувство ответственности за духовно-нравственное становление своих детей.

Список литературы:

1. Микляева Н.В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. - М.: Сфера, 2013. - 144 с.

2. Нормативная база современного дошкольного образования. Закон об образовании, ФГОС ДО, порядок организации образовательной деятельности. - М.: Просвещение, 2014. - 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.