ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ
© Веснина Т.В.*
Детский сад № 5 «Теремок», Белгородская область, Корочанский район, с. Погореловка
Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами ознакомления с историей родного края. Показано, на примере муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения, детский сад № 5 «Теремок», с. Погореловка, Корочанского р-на, Белгородской области организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию.
Статья адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам, обучающимся по направлению дошкольная педагогика. Ключевые слова патриотическое воспитание, история родного края.
Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.
Для осуществления процесса патриотического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» определены задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной - родным городом.
Содержание раздела конкретизируется на том, какие представления должны быть сформированы у старших дошкольников, о малой Родине, о родном городе, что дошкольники должны быть социально активными в делах и поступках, эмоционально воспринимать и проявлять чувства по отношению к поступкам других людей, проявлять интерес к истории и культуре родного края и т.д. [1].
В процессе ознакомления дошкольников с историческим наследием родного края были поставлены следующие задачи:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к родному дому (семье), улице, городу, краю;
* Воспитатель.
- развивать умения у детей видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору и т.д.;
- знакомить детей трагическими и героическими событиями минувшей войны, с выдающимися горожанами прошлого и настоящего времени;
- развивать чувства ответственности и гордости за культурно исторические достопримечательности города.
Последовательность проводимой работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края, проводилась в несколько этапов:
1 этап: «Воспитание любви к родному краю на базе дошкольного образовательного учреждения»
Цель: воспитывать эмоционально-положительное отношение к тем местам, где ребенок родился и живет: к семье, родному дому, улице, детскому саду.
Вид из окна, панорама родного города, детский сад, семья, родная природа - все это малая Родина. Поэтому на базе дошкольного образовательного учреждения были проведены следующие мероприятия, которые способствовали развитию патриотических чувств к родным местам, к местам, где живет ребенок, к малой Родине:
1. Использование мультимедийного оборудования для знакомства детей с памятными местами города Короча, просмотр и прослушивание рассказов о районе и городе в котором живут дети, где находится их детский сад.
2. Прогулки по близлежащим улицам города. Были проведены прогулки по городу с целью углубления знаний детей о труде взрослых, о природе края, формирования у детей представления о том, что современный город красив и благоустроен, в городе много новостроек. При знакомстве с улицами города дети проявляли интерес к их названиям.
3. Использование продуктивных видов деятельности. Рисование на тему «Дом, где я живу», «Детский сад в который я хожу». На занятиях по рисованию попытались запечатлеть те места, где они любят гулять. Рисунки получились яркими, насыщенными, с различными сюжетами. Дети отобразили в рисунках наиболее любимые места: свой двор, площадку детского сада, парк, где они катались на каруселях. Проанализировав рисунки детей можно сделать вывод, что запас представлений о городе значительно пополнился, это повлияло на содержание рисунков, на яркие цвета изображения сюжетов.
4. Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу Короча».
5. Словестно-дидактические игры: «Узнай по описанию», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Продолжи рассказ», «Кто подберет больше слов», «Кто, где живет?». Например: Игра «Узнай по описанию». Цель: закрепить представления о достопримечательностях г. Короча, активизировать мышление, память; игра «Кто подберет больше слов». Цель: формировать быстроту реакции на слово, обогащать словарь детей, развивать умение подбирать подходящие по смыслу прилагательные к существительным, обозначающим памятные места города; игра «Продолжи рассказ» Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, грамотно и связно строить свое высказывание (например, были предложены такие фразы: наш город называется...; жителей нашего города называют...; в краеведческом музее много ... и т.д.).
Предложенные детям игры помогли детям закрепить, расширить и систематизировать знания о родном городе, вспомнить, что есть в музеях, выставках.
6. Оформление с детьми уголка в групповой комнате по патриотическому воспитанию. Благодаря помощи родителей наших воспитанников, собраны предметы деревенской утвари, одежды, народно - прикладного искусства, фотографии военных лет, элементы одежды и предметов военных лет (пилотка, военный ремень, бескозырка, тельняшка и т.д.)
2 этап: «Достопримечательности г. Короча и Корочанского района»
Цель: познакомить с историей и достопримечательностями г.Короча и Корочанским районом, воспитывать у детей интерес и гордость за его героическое прошлое.
Любовь к Родине начинается с чувства к своему городу. Важно, чтобы родной город предстал перед ребенком как самое дорогое, красивое, неповторимое. Поэтому были проведены следующие мероприятия по ознакомлению с г. Короча и Корочанским районом.
1. Знакомство с гербом г. Короча и Корочанского района.
Формирование знаний у детей о родном городе было начато с ознакомлением детей с современным гербом г. Короча и Корочанского района.
2. Посещение Корочанской центральной районной библиотеки им. Н.С. Соханской.
В библиотеки была организована выставка книг о Великой отечественной войне 1941-1945 годов и приглашены ветераны тыла, которые рассказали детям о том, как они работали во время войны, как старались помочь солдатам которые защищали нашу Родину.
3. Экскурсия в Корочанский районный историко-краеведческий музей.
Дети познакомились с музейными экспонатами. Узнали о том, что фонды музея пополнялись за счет экспонатов, приносимых в дар жителями города и района. Организатором и первым директором музея была А.И. Дол-
гополова, известный краевед, ветеран педагогического труда, Почетный житель города Короча. Дети узнали о том, что музей образован в 1994 году, а для размещения музейных экспозиций было старинное здание по улице Дорошенко, построенное в конце XIX века. Несмотря на свою молодость, музей уже достиг в своей работе определенных успехов: он стал победителем областного смотра муниципальных музеев по организации и празднованию 60-летия Победы.
На базе музея действует клуб юных краеведов «Потомки». С дошкольниками было организовано посещение занятия этого клуба, на котором была организована выставка мастеров декоративно-прикладного искусства Корочанского района.
4. Знакомство с Корочанским районным Домом ремесел.
Дети познакомились с мастерами и руководителями кружков декоративно-прикладного творчества. Дети узнали о том, что самим можно изготавливать поделки из дерева, соломы, лоскутков ткани, изготавливать мягкие игрушки и т.д.
5. Экскурсия в корочанские сады.
Совместно с родителями и администрацией ДОУ была организована экскурсия в ЗАО «Корочанский плодопитомник» - крупнейшее в Короче предприятие, которое всегда дает стране богатый урожай, несмотря на любые погодны условия. Дети узнали, что в Короче выращены абсолютно новые, доселе неизвестные сорта яблони, груши, вишни, алычи, которые скоро смогут порадовать всех потребителей своими вкусовыми качествами. Детям было предложено принять участие в сборе урожая яблок.
Во время экскурсии и трудовой деятельности дети эмоционально воспринимали увиденное, а затем долго обсуждали и испытывали чувство гордости за то, что они проживают в таких местах.
6. Посещение Соборной церкви.
Священнослужители церкви проводят среди молодежи просветительскую работу. По договоренности с нами познакомили детей с историей церкви. Детям рассказали о том что, в Соборной церкви хранится образ Архангела Михаила и считается, что образ архангела хранит корочанский народ от бед, что церковь считается культурным наследием исторического прошлого родного края, где сейчас проживают дети.
Таким образом, итоги наблюдений, осуществлённых в процессе проводимой работы по патриотическому воспитанию дошкольников средствами ознакомления с историей родного края позволяют сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. Заметно изменяются взаимоотношения детей, они проявляют большое внимание к художественным произведениям о родном крае, о родине, о подвигах совершенных людьми во время военных действий и в мирное время. Дети стали рассказывать друг другу интересные истории о жизни своих родных. У ребят появилось желание иг-
рать в народные игры. В сюжетно-ролевых играх детей нашли отражение, полученные знания о быте крестьян, семейных традициях, русских народных костюмах. Появился интерес к сравнению предметов окружающего мира, познанию их особенностей и назначения. Дети научились самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. В продуктивных видах деятельности стали проявлять инициативу и творчество. Героические события Отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области культуры, воспринимаются детьми как нравственные идеалы и являются благодатной почвой для формирования любви к своей Родине.
Список литературы:
1. Детство: Примерна основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб.: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 528 с.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И РОДИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
© Виноходова Н.Ю.*
Детский сад № 5 «Теремок»,
Белгородская область, Корочанский район, с. Погореловка
В статье представлено содержание работы по взаимодействию педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по формированию мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе. Рассматриваются идеи вовлечения родителей во взаимодействие с дошкольным образовательным учреждением, которые представлены несколькими разделами: непосредственное общение с родителями, письменные (литературно-методические) формы взаимодействия, взаимодействие родителей друг с другом.
Статья адресована воспитателям, методистам дошкольных образовательных учреждений.
Ключевые слова: мотивационная готовность, взаимодействие с семьей.
В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельно-
* Заведующий.