Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПАТРИОТИЗМЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПАТРИОТИЗМЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
483
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАТРИОТИЗМЕ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / СТРУКТУРА ПАТРИОТИЗМА / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / PATRIOTIC EDUCATION / MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION / PATRIOTISM / SENIOR PRESCHOOL AGE / IDEAS ABOUT PATRIOTISM / LEGAL FRAMEWORK / FEDERAL EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / SUBJECT-DEVELOPING ENVIRONMENT / STRUCTURE OF PATRIOTISM / AGE FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкарёва Надежда Алексеевна, Тарасевич Евгения Александровна

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, на современном этапе, является наиболее актуальным и необходимым. В обществе наблюдается снижение уровня патриотизма и гражданственности населения. В дошкольных образовательных организациях педагоги не уделяют должного внимания вопросу патриотического воспитания дошкольников. В статье рассматривается вопрос развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Содержание статьи включает раскрытие актуальности, теоретических основ, представление результатов исследований на базе детского сада. Описываются особенности развития представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста на разных этапах, выдвинутые в работах российских исследователей С.А. Козловой, М.Ю. Новицкой, А.Я. Ветохиной, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко, Г.Я. Затулиной и др. Исследование организационно-педагогических условий в дошкольной образовательной организации представлено в четырех направлениях: изучение детей старшего дошкольного возраста, анализ развивающей предметно-пространственной среды, опрос педагогов на сформированность готовности к развитию представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста и изучение сформированности представлений у родителей воспитанников в вопросах патриотического воспитания. В конце статьи анализируется состояние дошкольной организации по развитию представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста и представлены рекомендации по совершенствованию организационно-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF IDEAS ABOUT PATRIOTISM IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

Patriotic education of the younger generation, at the present stage, is the most relevant and necessary. There is a decrease in the level of patriotism and citizenship of the population in the society. In preschool educational organizations, teachers do not pay due attention to the issue of Patriotic education of preschool children. The article deals with the development of ideas about patriotism in children of senior preschool age in the conditions of a preschool educational organization. The content of the article includes the disclosure of relevance, theoretical foundations, and presentation of research results based on kindergarten. The article describes the features of the development of ideas about patriotism in preschool children at different stages, put forward in the works of Russian researchers S.A. Kozlova, M.Yu. Novitskaya, A.Ya. Vetokhina, N.K. Dedovskikh, V.D. Kalishenko, G.Ya. Zatulina and others. The study of organizational and pedagogical conditions in pre-school educational organizations is presented in four directions: the study of children of senior preschool age, the analysis of the developing subject-spatial environment, the survey of teachers on the formation of readiness to develop ideas about patriotism in preschool children and the study of the formation of ideas in parents of pupils in matters of Patriotic education. At the end of the article, we analyze the state of preschool organizations for the development of ideas about patriotism in older preschool children and provide recommendations for improving organizational and pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПАТРИОТИЗМЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Tarasevich Evgeniya Alexandrovna FEATURES OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ...

pedagogical sciences

УДК 373

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0042

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПАТРИОТИЗМЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2020

AuthorlD: 798950

SPIN: 7031-1335

ORCID: 0000-0002-2308-5188

Шинкарёва Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии и педагогики дошкольного образования» Тарасевич Евгения Александровна, бакалавр Иркутский государственный университет (664053, Россия, Иркутск, улица Нижняя - Набережная, 6, e-mail:evgesha.tarasevich@mail.ru)

Аннотация. Патриотическое воспитание подрастающего поколения, на современном этапе, является наиболее актуальным и необходимым. В обществе наблюдается снижение уровня патриотизма и гражданственности населения. В дошкольных образовательных организациях педагоги не уделяют должного внимания вопросу патриотического воспитания дошкольников. В статье рассматривается вопрос развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Содержание статьи включает раскрытие актуальности, теоретических основ, представление результатов исследований на базе детского сада. Описываются особенности развития представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста на разных этапах, выдвинутые в работах российских исследователей С.А. Козловой, М.Ю. Новицкой, А.Я. Ветохиной, Н.К. Дедовских, В.Д. Калишенко, Г.Я. Затулиной и др. Исследование организационно-педагогических условий в дошкольной образовательной организации представлено в четырех направлениях: изучение детей старшего дошкольного возраста, анализ развивающей предметно-пространственной среды, опрос педагогов на сформированность готовности к развитию представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста и изучение сформированности представлений у родителей воспитанников в вопросах патриотического воспитания. В конце статьи анализируется состояние дошкольной организации по развитию представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста и представлены рекомендации по совершенствованию организационно-педагогических условий.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание, патриотизм, старший дошкольный возраст, представления о патриотизме, нормативно-правовая основа, федеральный образовательный стандарт дошкольного образования, предметно-развивающая среда, структура патриотизма, возрастные особенности.

FEATURES OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF IDEAS ABOUT PATRIOTISM IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

© 2020

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department "Psychology and pedagogy of preschool education" Tarasevich Evgeniya Alexandrovna, bachelor's degree

Irkutsk State University

(664053, Russia, Irkutsk, 6, Nizhnyaya-Naberezhnaya stree, e-mail:evgesha.tarasevich@mail.ru)

Abstract. Patriotic education of the younger generation, at the present stage, is the most relevant and necessary. There is a decrease in the level of patriotism and citizenship of the population in the society. In preschool educational organizations, teachers do not pay due attention to the issue of Patriotic education of preschool children. The article deals with the development of ideas about patriotism in children of senior preschool age in the conditions of a preschool educational organization. The content of the article includes the disclosure of relevance, theoretical foundations, and presentation of research results based on kindergarten. The article describes the features of the development of ideas about patriotism in preschool children at different stages, put forward in the works of Russian researchers S.A. Kozlova, M.Yu. Novitskaya, A.Ya. Vetokhina, N.K. Dedovskikh, V.D. Kalishenko, G.Ya. Zatulina and others. The study of organizational and pedagogical conditions in pre-school educational organizations is presented in four directions: the study of children of senior preschool age, the analysis of the developing subject-spatial environment, the survey of teachers on the formation of readiness to develop ideas about patriotism in preschool children and the study of the formation of ideas in parents of pupils in matters of Patriotic education. At the end of the article, we analyze the state of preschool organizations for the development of ideas about patriotism in older preschool children and provide recommendations for improving organizational and pedagogical conditions.

Keywords: Patriotic education, moral and Patriotic education, patriotism, senior preschool age, ideas about patriotism, legal framework, Federal educational standard of preschool education, subject-developing environment, structure of patriotism, age features.

ВВЕДЕНИЕ

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, на современном этапе, является наиболее актуальным и необходимым. Патриотизм характеризуется социальным содержанием. Понятие «любовь к родине» включает в себя: заботу об интересах страны и готовность встать на ее защиту; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и у наследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом). Главной проблемой современности является нехватка патриотизма как одного из основополагающих

качеств гражданина своей страны. Системе образования, как одному из главных социальных институтов, принадлежит одна их главных ролей в патриотическом воспитании подрастающего поколения, развитии у детей любви к родине, преданности своему Отечеству, желания сохранять народные традиции, культуру, и приумножать их, также в развитии готовности встать на защиту большой и малой Родины.

Важность и необходимость развития чувства патриотизма отражена в нормативно-правовых документах различного уровня.

Так в «Национальной доктрине образования Российской Федерации» (2001 г.), определены задачи, касающиеся патриотического воспитания:

- обеспечение исторической преемственности поко-

166

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Тарасевич Евгения Александровна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ...

лении;

- сохранение, распространение и развитие национальной культуры;

- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России;

- воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, гражданской ответственностью, правовым самосознанием, духовностью и культурой [1].

Многими педагогами, психологами исследовались различные аспекты патриотического воспитания (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова К.Д. Ушинский,

A.Н. Радищев, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская,

B.А. Сухомлинский, и др.).

Патриотизм, чаще всего в исследованиях рассматривается как нравственное качество, зависящее от планомерной, целенаправленной работы. Наилучший способ достигнуть цели патриотического воспитания это начать процесс с детства. Дошкольный возраст выступает сен-зитивным периодом в развитии данного нравственного качества. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда у ребенок активно погружен в процесс социализации.

Организации дошкольного образования, являясь начальным звеном или уровнем системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей дошкольного возраста первичные представления об окружающем мире, отношениях его объектов, а также первичные представления о малой родине и Отечестве, ценностях нашего народа, традициях, праздниках, об особенностях природы и др. Данное содержание находит свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [2].

В последнее время исследователи заинтересовались вопросами ознакомления детей дошкольного возраста с окружающей действительностью. Ими были рассмотрены основные направления по ознакомлению детей с окружающей действительностью, содержание, возрастные особенности применения детьми полученных знаний, и конечно же, их актуальность для самих детей. Изучая теоретические положения, связанные с проблемой нашего исследования, мы отметили недостаточную научную разработанность основ процесса патриотического воспитания детей дошкольного возраста, что оказало неблагоприятное влияние на работу организаций дошкольного образования.

МЕТОДОЛОГИЯ

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России представлено понятие патриотизма. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков под патриотизмом понимают чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом. В концепции сказано также, что патриотизм включает в себя две составляющие, это чувство гордости за своё Отечество (малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос) и активная гражданская позиция, готовность к служению Отечеству [3].

По иному патриотизм рассматривается в Российской педагогической энциклопедии, он рассматривается как некий принцип. «Патриотизм - это социально-политический, и нравственный принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу об её интересах и готовность к её защите от врагов» [4].

Идеи патриотического воспитания нашли свое отражение в трудах таких педагогов как В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский и др. [5].

В.А. Сухомлинский был убежден, что воспитание любви к Родине, патриотизма как глубокого и сильного чувства - высшая миссия и первейший долг педагога, высшая мудрость педагогической профессии. Он считает, что патриотическое воспитание является основой нравственного воспитания подрастающего поколения

167]_

«Главным мерилом человеческого достоинства» называл патриотизм К.Д. Ушинский. Он также рассматривал патриотизм как одно из важнейших педагогических средств в воспитании детей [8]. Понятие «патриотизм» рассматривалось учеными и позднее [9-12].

И.Ф. Харламов пишет, что патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость [13].

И.Ф. Харламов рассматривал и саму структуру патриотизма. В структуру патриотизма входит: «чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины» [13].

Структуру патриотизма в своих исследованиях также раскрывала Мусина В.Е. [14], Т.М. Суходолова [15].

Т.М. Суходолова выделила три составляющие: патриотическое сознание; патриотическое отношение; патриотическую деятельность [15].

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач организации дошкольного образования. Этот процесс достаточно сложный, но вполне осуществимый в дошкольном возрасте.

Сложность процесса патриотического воспитания в дошкольном детстве заключается в возрастных особенностях детей данной категории. Сложность связана с невозможностью осуществления его в какие-либо ограниченные сроки. Процесс патриотического воспитания и формирования тех или иных нравственных качеств в целом, это непрерывный процесс, который только берет свое начало в дошкольном детстве. В этом и заключается основная задача педагогов дошкольного образования: формировать и развивать представления о патриотизме у детей дошкольного возраста.

С.А. Козлова, Т.А. Куликова в своих трудах описывают усложнение содержания патриотического воспитания. Они рассматривают патриотизм как сложное, многоаспектное чувство: «в него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др.» [16].

Авторы представляют собой процесс нравственно-патриотического воспитания в несколько этапов.

Первый этап представляет собой работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию бережного отношения к объектам окружающего мира, желания и готовности трудиться и действовать на благо всей группы. На данном этапе с переходом на второй этап, в среднюю группу, работа направлена на формирование представлений о ближайшем окружении. Содержание связано с семьей, детским садом, улицей, городе, стране.

На третьем этапе в старшем дошкольном возрасте содержание дополняется традициями, обычаями русского народа, расширяются представления об искусстве и Отечестве [16].

Ранее С. А. Козловой, Н. К. Дедовских, В. Д. Ка-лишенко удалось определить конкретные этапы патриотического воспитания дошкольников [17].

Авторы отмечают, что конец средней группы начало старшей приурочен к развитию представлений о стране. Решение данной задачи усложнено тем, что оно требует наличие абстрактного мышления, так как детям сложно представить реальные масштабы страны, в этом

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Tarasevich Evgeniya Alexandrovna pedagogical

FEATURES OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ... sciences

помогает карта. При изучении достопримечательностей страны многие дети не могут увидеть их «в живую». Но реализуя данное содержание педагог использует все возможные средства: иллюстрации, видеофильмы, художественную литературу, практическую деятельность и т.д. На этом этапе важно уже знакомить детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном. Стоит уделять внимание знакомству детей с людьми, жившими и живущими в родной стране. В первую очередь это те люди, которые прославили страну своими научными открытиями, произведениями искусства, спортивными достижениями, героическими поступками, а также трудовыми заслугами. Одна из характеристик патриотизма является готовность встать на защиту Родины, страны, Отечества. В дошкольном детстве сложно еще говорить об этой готовности и не стоит ее ждать. Важно рассказывать о людях, которые уже вставали на защиту страны в тяжелые для России годы. Рассказать не только о подвигах взрослых, но и о героизме детей и подростков. В этом может помочь художественная литература, рассказывающая о тяготах тех лет [17].

Данная работа базируется на уже ранее сформированных представления детей в группах младшего и среднего дошкольного возраста и только усложняется, расширяется и пополняется.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С целью выявления исходного уровня развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста и ресурсные возможности педагогических условий нами были подобраны диагностические методики, разработаны опросники для педагогов и родителей, экспертные листы оценки развивающей предметно-пространственной среды.

Исследование проводилось на базе МБДОУ Иркутска. В исследовании приняла участие старшая группа детей из 25 человек. Возрастной диапазон составляет от 5 до 6 лет.

Для выявления исходного уровня развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста были подобраны следующие методики: анкета «Уровень патриотического воспитания дошкольников» М. Ю. Новицкой, С. Ю. Афанасьевой, Н. А. Виноградовой, Н. В. Микляевой, [18] диагностика на основе программы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» под редакцией А.Я. Ветохиной, диагностика отношения дошкольников к традиционной русской культуре на основе комплексной программы «Детство» Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. [19].

Сопоставив данные по трем критериям когнитивному, мировоззренческо-ценностному, мотивационно-по-требностному, и проанализировав их, мы получили следующие результаты:

- у 55 % детей выявлен средний уровень развития представлений о патриотизме для них характерно: могут назвать свое имя, фамилию, название страны, города; правильно может выбрать из представленных иллюстраций флаг, герб, России, герб города; не могут назвать свой домашний адрес, достопримечательности родного города Иркутска, не могут описать или описывают особенности природы родного края только с помощью взрослого; затрудняется назвать праздники и народные игрушки; способен проявлять дружелюбие к сверстникам, но иногда проявляет агрессию и не может договориться с детьми, прибегают к помощи взрослого при урегулировании конфликтов;

- 15% детей находятся на высоком уровне: имеют представления о себе (имя, фамилия, свой адрес), родном городе (название, достопримечательности, особенности природы), стране России (название, государственной символике, столице, достопримечательностях, особенностей природы, народности), культуре страны (народные праздники, игрушки, предметы быта), о членах семьи и семейных отношениях, проявляют желание 168

и заботятся об окружающей среде, окружающих людях, проявляют дружелюбие;

- у 30% детей выявлен низкий уровень развития представлений о патриотизме. Дети на данном уровне не могут самостоятельно, без помощи взрослого назвать название страны, родного города и домашний адрес, но узнают на предложенных картинках флаг, герб нашей страны; отсутствуют представления о достопримечательностях родного города; не знает названия улиц; возникают трудности в припоминании народных праздников, игрушек; не стараются заботиться об окружающих и не проявляет дружелюбия.

Представим ответы детей по когнитивному компоненту.

детей, находящихся на высоком уровне сформиро-ванности когнитивного компонента в развитии представлений о патриотизме не было выявлено.

У 35 % детей старшей группы выявлен средний уровень. Дети знают свое имя, фамилию, название страны, города, с помощью взрослого могут выбрать флаг, герб своей страны. Но затрудняются назвать свой адрес, назвать достопримечательности родного города, не могут узнать гимн России, герб города; затрудняются назвать народные праздники, предметы быта на Руси, игрушки, природные богатства России (делает это после пояснений взрослого). Так Витя К., Алиса П., Платон О., Яна Д., Яна Б., Демид Ш., Коля С. знают название страны «Россия», города «Иркутск»; услышав гимн, говорят «не знаю, что за песня», «я ее не слышал» и др. Алиса П. смогла назвать поговорку «Делу время, а потехе час». Перечислим русские народные сказки, которые дети называли: «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Лиса и заяц», «Теремок», «Про козлят и волка», «Репка», «Колобок» и др. На вопрос о народных праздниках многие отвечают: «день рождение».

65% детей находятся на низком уровне сформиро-ванности когнитивного компонента в развитии представлений о патриотизме. Дети с помощью взрослого могут назвать страну и город, узнать флаг и герб, не знают свой адрес. Не узнают гимн страны, предметы была и элементы народного костюма, не могут назвать достопримечательности города, русские народные сказки, загадки, потешки, колыбельные, игрушки, промыслы. Так при возможности выбора страны из перечисленных Марьяна Е. говорит, что страна называется «Япония». Прохор К. называет страну «Иркутск». Юля Г., Вова Д., Юнона Ф., Эльмир Г., Матвей Б., Полина Д., Лиза К., Катя К., Дамир М., Маша М., Ульяна П. отвечают «не знаю» или ограничиваются молчанием. На вопрос о достопримечательностях города отвечают: «музыкальный театр, детский сад, Ангара» другие не дают ответа.

С целью определения уровня готовности педагогов к развитию представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста нами был проведен опрос.

На его основе мы пришли к выводу о том, что 22% педагогов, находящихся на повышенном уровне сфор-мированности готовности к развитию представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста характеризуются:

- знанием теоретических основ патриотического воспитания детей дошкольного возраста;

- умением планировать и организовывать деятельность с детьми, родителями, организовывать для этого развивающую предметно-пространственную среду;

- владением технологиями развития представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста;

- способностью анализировать собственную деятельность по развитию представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста.

Педагоги данного уровня организуют работу по развитию представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста, знают какие средства и технологии можно использовать, организуют работу с родителями, создают необходимые условия, систематически проводят Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Шинкарёва Надежда Алексеевна, Тарасевич Евгения Александровна ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ...

рефлексию и оценку собственной педагогической деятельности, для поиска эффективных приемов, методов, средств, планирования индивидуальной работы с детьми по развитию представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста.

48 % педагогов находящихся на базовом уровне сформированности готовности к развитию представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста характеризуются следующим:

- наличием недостаточных теоретических представлений в области развития представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста;

- отсутствием планомерной работы с детьми, родителями по развитию представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста;

- недостаточностью созданных условий в группах дошкольного возраста;

- недостаточным уровнем владения технологиями развития представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста;

- отсутствием систематического рефлексивного анализа собственной педагогической деятельности.

Педагоги (30%), находящиеся на критическом уровне сформированности готовности к развитию представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста характеризуются:

- отсутствием теоретических знаний в области развития представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста;

- неумением учитывать уровень развития представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста в организации и планировании деятельности с детьми и родителями;

- низким уровнем владения технологиями развития представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста;

- отсутствием рефлексивного анализа собственной профессиональной деятельности.

у 10% выявлено родителей, обладающих достаточными представлениями в области развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста. Родители знают, что такое патриотизм, с какого возраста необходимо начинать работу по развитию представлений о патриотизме и видят в ней необходимость для детей. Родители знают с помощью чего можно развивать представления о патриотизме у ребенка и создают для этого необходимые условия дома.

У 40 % родителей, принимавших участие в исследовании, были выявлены частичные представления в области развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста. Эти родители имеют представления о том, что такое патриотизм, но не знают с какого возраста необходимо начинать работу по развитию представлений о патриотизме. Так же они понимают необходимость работы в данной области, но создают недостаточные условия дома. На вопрос о том, что такое патриотизм, они отвечают: «Любовь к Родине», «Очень широкое понятие, начиная с Родины, и заканчивая ближним окружением». На вопрос о том, с какого возраста необходимо начинать работу по развитию представлений о патриотизме, они пишут: «Как можно раньше» или «Ближе к школьному возрасту», «с 7» и др. Отвечая на вопрос, как они развивают представления о патриотизме у ребенка, пишут: «На собственном примере», «Игры, беседы, встречи с ветеранами», «Рассказы о стране, городе, где мы живем».

50 % родителей имеют недостаточные представления в области развития представлений о патриотизме у детей старшего дошкольного возраста. Они не знают, что такое патриотизм, ставя прочерк в ответе на вопрос, с какого возраста необходимо начинать работу, пишут: «не знаю», «с 7-8 лет». Родители на вопрос об условиях, созданных дома, отвечают: «Зачем дома?», «нет» или ставят прочерк.

Одним из важных условий развития представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная среда. Качественная и количественная оценка РППС проводилась в соответствии с методическими рекомендациями для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования»[18]. Так как перечень, по нашему мнению, представлен не в полном объеме для патриотического центра и центра художественной литературы, а так же не учитывается региональный компонент, мы дополнительно представили перечень материалов, которые располагались в центрах группы. Также анализ предметно-пространственной среды осуществляется на основе общих принципов, предъявляемых федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, таких как насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, доступность, безопасность.

Проанализировав РППС группы детей 5-6 лет на соответствие принципам ФГОС ДО мы пришли к выводу о том, что наполнение развивающей предметно-пространственной среды частично соответствует принципам ФГОС. Элементы центров безопасны и соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям и правилам пожарной безопасности. Обеспечена доступность к центрам и наполнению, но некоторые книги и иллюстрации находятся на недоступном для детей уровне. Центр художественной литературы соответствует принципу трансформируемости, он изменяется, но патриотический и региональный центры статичны. Центры однообразны по содержанию, представлены книги, иллюстрации, портреты и магниты с изображением Байкала. Представленное наполнение центров не является полифункциональным и используется лишь по прямому назначению в центрах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВЫВОДЫ

Полученные данные свидетельствуют о необходимости планирования и организации работы с педагогами по развитию когнитивного, деятельностного, рефлексивного компонента готовности к развитию представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста, работы с родителями по формированию представлений в области патриотического воспитания у детей дошкольного возраста, с детьми шестого года жизни по развитию представлений о патриотизме и работы по обогащению развивающей предметно-пространственной среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Образование и Церковь. Сборник документов. - Иркутск : ОГУ «ЦСИУМ», 2002. — 13 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. — М. : Сфера, 2016. — 96 с.

3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://schoo1.ru/fgos/koncepcija_dukhovno-nravstv-vospitanija.pdf. - Загл. с экрана.

4. Панов В.Г. Российская педагогическая энциклопедия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/15.php. - Загл. с экрана.

5. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в восьми томах. Т. 4. Педагогические работы 1936—1939. Москва : Педагогика, 1984. 809 с.

6. СухомлинскийВ. А. Сердце отдаю детям. Москва: Концептуал, 2016. 312 с.

7. Елисеева Е.В. К вопросу гражданско-патриотического воспитания в педагогической теории и практике В.А. Сухомлинского. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pnu.edu.ru/media/ ejournal/articles-20l7/TGU_7_326.pdf. - Загл. с экрана.

8. Кондукторова Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. - № 1 (7). — С. 3-7.

9. Техти В.Л. Основные направления патриотического воспитания в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 117-119.

10. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм

Shinkareva Nadezhda Alekseevna, Tarasevich Evgeniya Alexandrovna FEATURES OF ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL ...

pedagogical sciences

и социализация //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.

11. Саратовцева Н.В., Королева А.А. Единство трудового и патриотического воспитания современной молодежи //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 144147.

12. Ежов Д.А. Государственный патриотизм в системе политических ценностей российской молодежи //Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 372-374.

13. Харламов И. Ф. Педагогика: учебник— М.: Гардарика, 2015. — 520 с.

14. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие — Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013 — 156 с.

15. Суходолова Т.М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников [Текст].: автореф. дисс.... канд. пед. наук. — Челябинск, 1975. — 27 с

16. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Д/в № 9 - 2001.

17. Козлова С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Козлова С. А., Дедовских Н. К.,. Калишенко В. Д и др.; - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 1-50.

18. Новицкая М. Ю., Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе /Новицкая М. Ю., Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Издательство: Дрофа, 2010 г. 156 с.

19. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2019.

Статья поступила в редакцию 13.07.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

170

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.