Научная статья на тему 'Развитие мясного скотоводства в Оренбургской области'

Развитие мясного скотоводства в Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
839
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯСНОЕ СКОТОВОДСТВО / СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ / ФОРМЫ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОВАЦИИ / BEEF CATTLE BREEDING / PROSPECTS OF THE INDUSTRY DEVELOPMENT / FORMS OF INVESTMENTS SUPPORT AND STIMULATION / TECHNOLOGICAL INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Квочкин Александр Николаевич, Квочкина Валентина Ивановна, Феоктистова Екатерина Николаевна

В статье рассмотрены состояние и перспективы развития мясного скотоводства в Оренбургской области, оценены условия и возможности для разведения мясных пород крупного рогатого скота, наращивания поголовья и объёмов производства продукции мясного скотоводства. Обозначены формы государственной поддержки и привлечения инвестиций в отрасль. Выявлена сложившаяся в последние три года отрицательная динамика численности поголовья скота специализированных мясных пород в секторе крупных сельскохозяйственных предприятий области. Выстроен рейтинг субъектов Российской Федерации по максимальной численности скота специализированных мясных пород. Даны предложения, направленные на стимулирование предприятий, имеющих специализированный мясной скот, к наращиванию его поголовья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Квочкин Александр Николаевич, Квочкина Валентина Ивановна, Феоктистова Екатерина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BEEF CATTLE BREEDING DEVELOPMENT IN THE ORENBURG REGION

The present-day situation and prospects of beef cattle breeding development in the Orenburg region are considered in the article. The conditions and potentials for beef cattle breeding and increase of cattle population as well as the volumes of meat products output have been evaluated. The forms of State support and investments attraction into the industry are indicated. The negative dynamics of cattle populations of specialized beef cattle breeds having been developed for the last three years in the sector of large farm enterprises of the region has been revealed. The rating of subjects of the Russian Federation based on the maximum population of cattle of specialized beef breeds has been assessed. The suggestions directed to stimulate the increase of beef cattle population at livestock enterprises specialized at raising improved beef breeds are made.

Текст научной работы на тему «Развитие мясного скотоводства в Оренбургской области»

В Оренбургской области за пять последних лет сложился стабильный показатель использования пашни — 6034,8 тыс. га. При этом агрохимическое обследование земель в регионе свидетельствует о низком содержании минеральных веществ и снижении плодородия почв, что обусловливает необходимость внесения в почву минеральных, органических удобрений и принятия мер по выводу из оборота низкопродуктивных и вводу в оборот пахотнопригодных земель, а также строгое соблюдение культуры земледелия.

В марте 2016 г. на заседании Совета старейшин Оренбургской области отмечалось, что министерство сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности слабо использует право по принудительному изъятию у собственников участков земель сельскохозяйственного назначения в случае их ненадлежащего использования или неиспользования с целевым назначением в течение трёх и более лет и продаже их с публичных торгов.

Таким образом, можно утверждать, что в Оренбургской области необходимо разработать программу экологического мониторинга земель, определиться с собственниками земельных участков и произвести полный кадастровый учёт земель. Это в свою очередь потребует совершенствования организации системы управления земельными ресурсами и землеустройством (оформление прав на землю, выделение в натуре земельных участков владельцам пая, субсидирование затрат на кадастровые работы, определения земель для внутрихозяйственного строительства, использование при кредитовании залоговой базы в виде земельных участков и т.д.). Как следствие, земельным службам управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, курируемым министерством экономического развития, надлежит навести порядок в вопросах оформления и регистрации земель.

Региональным структурам Министерства сельского хозяйства РФ, которым переданы функции по нормативно-правовому регулированию, контролю за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, необходимо обеспечить разработку и внедрение методики, обладающей высокой степенью полезности и удовлетворяющей

запросы субъектов Российской Федерации по регулированию земельных отношений в рамках исполнения задач, обозначенных в декабрьском 2015 г. Послании Президента России.

Реализация названных мер диктуется объективными причинами и необходимостью выхода из затянувшегося экономического кризиса.

«Россия способна прокормить отборными, экологически чистыми продуктами не только себя, но и ещё полмиллиарда человек. Не менее 10% расходной части федерального бюджета нужно выделять на развитие агропромышленного комплекса. Для его возрождения основную ставку следует делать на крупные коллективные хозяйства и кооперацию. Возрождение промышленности и сельского хозяйства — это то, что обеспечит реальное импортозамещение. Ответственная власть должна заниматься их восстановлением и наведением порядка в финансовой сфере» [1].

Литература

1. Доклад Г. А. Зюганова на Всероссийском совете трудовых коллективов 5 марта 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: kprf.ru/party-live/cknews/152524.html.

2. Послание Президента России Федеральному Собранию 03.12.2015 г. [Электронный ресурс]. URL: www.kremlin.ru/ events/president/news/50864.

3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-Ф3 (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) / «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773.

4. Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О землеустройстве» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016. «КонсультантПлюс» [Электронныйресурс]. URL: base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=32132.

5. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_law_37816.

6. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) /«КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL: www.consultant.ru/ document/ cons_doc_law_70088.

7. Майоров А.А. Развитие федеральных целевых программ и инфраструктуры поддержки предприятий // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. 2011. № 5. С. 17.

8. Обзор рынка земельных участков Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: afkgroup.com/analitika-i-metodiki/post-585.

9. Растениеводство. Министерство сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: mcx.orb.ru.

10. Управление и распределение земельными ресурсами. Нормативно-правовые акты, документы. Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL: mpr.orb.ru

Развитие мясного скотоводства в Оренбургской области

А.Н. Квочкин, к.э.н., профессор, В.И. Квочкина, к.э.н., ЕН. Феоктистова, аспирантка, ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ

Нормализация положения дел в мясном скотоводстве и ускоренное развитие этой отрасли в ближайшие годы является одной из стратегических

задач, поставленных в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг. [1].

Оренбургская область является уникальной в том плане, что именно здесь в период 1986—1990 гг.

была разработана и реализована система выращивания и откорма крупного рогатого скота на мясо, показавшая высокие результаты. Среднесуточный прирост живой массы составлял 602 г, средний сдаточный вес одной головы — 422 кг, затраты корма — около 11 ц кормовых единиц на килограмм привеса, затраты труда — 8 чел-час на 1 ц прироста живой массы [2].

В нынешних условиях Оренбургская область относится к тем немногим субъектам РФ, где в качестве приоритетной рассматривается задача развития специализированного мясного скотоводства. Область одна из первых среди субъектов Российской Федерации подготовила и реализовала целевую программу развития мясного скотоводства. Её реализация позволила к концу 2012 г. увеличить поголовье крупного рогатого скота в области, в том числе и скота специализированных мясных пород. Удельный вес животных мясных пород в общем поголовье крупного рогатого скота превысил уровень дореформенного периода и составил 15,8%.

На следующем этапе, начиная с 2013 г., в области реализуется ведомственная целевая программа «Развитие мясного скотоводства Оренбургской области на 2013—2015 гг.» поддержанная Министерством сельского хозяйства России. По состоянию на 1.01.2014 г. поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств Оренбургской области составило 644,9 тыс. гол., из которого 128,3 тыс. гол. (19,9%) приходилось на скот специализированных мясных пород. Маточное поголовье мясных коров составило 51,4 тыс. гол. По итогам 2014 г. поголовье специализированного мясного скота в области увеличилось ещё на 8,8 тыс. гол., или на 6,9%, и это третий по Российской Федерации показатель после Брянской (рост на 88,6 тыс. гол., или на 53,8%) и Воронежской (11 тыс. гол., или на 10,9%) областей и на уровне Калининградской области (рост на 8,9 тыс. гол., или на 32,9%) [3]. Однако крайне тревожно резкое сокращение поголовья специализированного мясного скота в секторе крупных сельскохозяйственных предприятий области в этот же период. Так, по предприятиям этого круга поголовье скота мясных пород в 2014 г. к уровню 2013 г. сократилось на 26,8%, с 53148 до 38884 гол., а коров — на 26,2%, с 20850 до 15389 голов. В результате сокращения поголовья специализированного мясного скота в общественном секторе, происходившего последние 3 года, область уступила своё лидерство по численности его поголовья не только Брянской области и Республике Калмыкии, но и Ставропольскому краю и Воронежской области. При этом Брянская и Воронежская области продолжают активно наращивать поголовье специализированного мясного скота.

Потенциал дальнейшего развития отрасли мясного скотоводства в значительной степени зависит от состояния племенной базы. И в этом плане в области предприняты значительные усилия для

развития племенного хозяйства. По состоянию на начало 2014 г. в области работало 4 племенных завода и 25 племенных репродукторов с поголовьем 11,5 тыс. гол. племенных коров. За годы реализации программы численность племенного скота удалось увеличить более чем в 3,5 раза — с 7,9 тыс. гол. скота, в том числе 3,2 тыс. коров, и с 13,1% в общем маточном поголовье до более 20% от поголовья коров мясных пород, имевшихся во всех категориях хозяйств области, включая сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальных предпринимателей и хозяйства населения. Это создаёт условия для организации эффективной работы по воспроизводству стада во всех перечисленных секторах.

Концепция развития мясного животноводства Оренбургской области предусматривает последовательное наращивание инновационной активности в отрасли. Необходимо обеспечить повсеместный переход на прогрессивную ресурсосберегающую технологию воспроизводства и выращивания мясного скота, основные элементы которой состоят в следующем:

• сезонные зимние отёлы в период с января по март;

• содержание скота по системе «корова — телёнок» до отъёма телят в 6-8-месячном возрасте;

• содержание коров с телятами на пастбищах максимально длительный период;

• удлинение пастбищного периода за счёт создания культурных пастбищ и пастбищ для использования в продлённый осенний и ранний весенний период, стравливаемых в процессе выпаса скота;

• создание достаточных страховых запасов сухих кормов для обеспечения подкормки скота в зимний период и период невозможности использования пастбищного корма;

• скармливание концентрированных кормов только в форме полноценных комбикормов, сбалансированных по элементам с учётом питательной ценности имеющейся естественной кормовой базы, состояния и половозрастной группы животных;

• содержание скота в помещениях облегчённого типа, в том числе и в зимний период;

• обязательная выбраковка неоплодотворён-ного маточного поголовья.

Применение этой технологии позволяет значительно снизить себестоимость производства высококачественного мяса от скота мясных и помесных пород скота. Это обеспечивается за счёт максимально эффективного использования пастбищного периода и дешёвых пастбищных кормов, так как период выращивания (18—20 мес.) проходит в два пастбищных сезона и одну зимовку. В первый пастбищный период обеспечивается получение живой массы молодняка при отъёме в возрасте 6—8 мес. — 200—220 кг. Во второй пастбищный период

должен быть обеспечен максимальный нагул взрослого скота (14—16-месячного) до максимальных весовых кондиций и показателей упитанности и передача его на убой в возрасте 18 мес. с весом 400-450 кг.

Важное место в кормлении мясного скота должно уделяться пастбищным и грубым кормам.

Особое внимание следует уделить малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям, в хозяйствах которых сосредоточено более 2/3 всего поголовья специализированного мясного скота в области. На базе лучших из них за счёт привлечения сверхремонтных тёлок мясных и молочных пород и выбракованных низкопродуктивных молочных коров следует комплектовать небольшие стада и фермы с поголовьем в 100-200 гол. и создавать фермерские хозяйства семейного типа, что наряду с наращиванием масштабов мясного производства будет способствовать стабилизации социально-трудовой сферы, особенно в поселениях, испытывающих проблемы с занятостью и низким уровнем доходов сельских домохозяйств. Кроме того, это позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы в отрасль за счёт программ развития малых семейных ферм и поддержки начинающих фермеров.

Эффективным механизмом наращивания специализированного поголовья мясного скота в области могут стать выплаты хозяйствам за ввод в основное стадо первотёлок мясных пород при условии несокращения общей численности маточного поголовья коров, достигнутого за предыдущий период. В расчёте за каждую первотёлку, введённую в стадо, предлагается выплачивать 8 тыс. руб. Это позволит ежегодно на 20% планово обновлять имеющееся в общественном секторе поголовье коров мясных пород и наращивать его на 12-14% в год. Ежегодная сумма средств на реализацию предложенной формы стимулирования мясной отрасли, по нашим расчётам, может составить до 38 млн руб.

Дополнительным фактором к ускоренному развитию мясного скотоводства становятся инновации в молочном скотоводстве. Уже сегодня, при уровне молочной продуктивности коров, достигнутом в секторе сельскохозяйственных организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, — 5371 кг на корову в год [3] потребности населения России в молоке и молочной продукции можно было бы обеспечить, имея поголовье коров в 9,5—10,0 млн гол. Но при таком маточном поголовье не может быть обеспечено производство необходимого объёма говядины (из расчёта 25 кг на человека в год). Для этого оно должно составлять 23—24 млн гол. коров. Следовательно, открываются новые возможности для развития специализированного мясного скотоводства и наращивания поголовья коров специализированных мясных пород до 10—12 млн гол., что было бы

адекватно внутренним потребностям страны в мясе-говядине. Эту задачу целесообразно решать прежде всего за счёт регионов с большими площадями естественных пастбищ и сенокосов, а также малопродуктивной пашни, которую целесообразно занимать под выращивание кормовых культур. К числу таких регионов в полной мере относится и Оренбургская область, имеющая потенциал естественных кормовых угодий в 3,2 млн га и 0,5 млн га неиспользованной малопродуктивной пашни и огромный опыт в разведении мясного скота. С учётом этого потенциала, а также поголовья овец, коз и лошадей, использующих также естественные кормовые угодья, поголовье крупного рогатого скота в области может быть увеличено, как минимум, вдвое.

Дальнейшее развитие мясного скотоводства в России и Оренбургской области в частности невозможно без привлечения реальных инвестиций в отрасль. Их приток нельзя обеспечить, не создав дополнительные стимулы для инвестора. Положение осложняется длительным сроком окупаемости инвестиций в специализированном мясном скотоводстве. Товарная продукция в этой подотрасли поступает к реализации на полтора - два года позже, чем в аналогичных проектах в молочном скотоводстве, не говоря уже о сроках начала реализации продукции в проектах по свиноводству и птицеводству. В этой связи, по нашему мнению, было бы целесообразно, наряду с принятыми в рамках госпрограммы мерами поддержки мясного скотоводства принять и дополнительные меры стимулирования, выравнивающие или по крайней мере приближающие условия инвестирования в проекты мясного скотоводства к проектам в молочном скотоводстве. Так, в молочном скотоводстве предусматриваются дополнительные выплаты (субсидии) в размере 2 руб. на литр молока, что позволяет в инвестиционных проектах по молочному скотоводству в случае закупки нетелей в первый же год реализации проекта получить дополнительно до 8 тыс. руб. на голову при достижении продуктивности первотёлок на уровне 4-5 тыс. л молока. При этом поступление средств начинается практически уже в первые месяцы после закупки скота и формирования основного стада. От закупленной нетели мясной породы первая товарная продукция в виде реализации приплода, выращенного на мясо, может быть получена не ранее 16—18 мес. А если закупаются тёлки случного возраста, то период ожидания товарной продукции удлиняется до 28—30 мес. Таким образом, предложение о выплате субсидий за перевод первотёлок мясных пород в основное стадо в размере 8 тыс. руб. за голову, о чём мы писали выше, стало бы дополнительным стимулом для инвесторов и в какой-то мере содействовало выравниванию условий инвестирования в проекты молочного и мясного скотоводства.

Перспективы роста мясного скотоводства заключаются как в совокупности производственно-экономических факторов, так и в условиях сбыта продукции отрасли. Необходимы маркетинговые инновации в сфере реализации мяса крупного рогатого скота. Важным условием повышения эффективности мясного скотоводства является создание современной технологической базы по убою, глубокой переработке и реализации мяса скота на завершающем этапе технологической цепочки производства продукции.

Переход от реализации скота в живой массе к продаже конечной продукции с высокой добавленной стоимостью позволит 30—50% от конечной цены мясной продукции сохранить в распоряжении производителей — инициаторов проектов развития мясного скотоводства и, следовательно, оставлять в отрасли, а не перераспределять предприятиям сектора переработки и торговли. Это также повысит экономическую эффективность, ускорит окупаемость и сократит риски инвестиционных проектов в сфере мясного скотоводства. Как подчеркнул в докладе на семинаре-совещании по развитию мясного скотоводства в Оренбургской

области губернатор Юрий Берг: «Главная проблема регионального животноводства не в недостатке кормов или неумении выращивать скот, а в сбыте и переработке» [4].

Наиболее приемлемым вариантом сосредоточения производства, переработки и реализации мяса КРС (красное мясо, мраморное мясо) в единой организационно-производственной структуре может быть создание специализированного регионального мясного кластера.

Литература

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы. М., 2012. 204 с.

2. Квочкин А.Н., Квочкина В.И., Квочкин И.А. Необходимость информационно-правового обеспечения при организации сельскохозяйственного консультирования // Финансово-кредитный механизм: состояние, перспективы. Информационно-правовое обеспечение оказания консультационных услуг: сборник научных статей преподавателей, магистрантов и студентов по итогам международной научно-практической конференции 4—5 июня 2015 г. / отв. редактор Т.В. Коновалова. Тамбов, 2015. 150 с.

3. Национальный доклад «О ходе и результатах развития в 2014 году государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы». М., 2015. 149 с.

4. Развитие мясного скотоводства Оренбургской области [Электронный ресурс]. URL http//www. mcx.ru>news.

Влияние аграрной реформы на вектор трансформации регионального хлопкового подкомплекса

К.К. Давлатов, д.э.н., М.Р. Курбонов, к.э.н., Таджикский НУ

Проведение аграрной реформы в Таджикистане, являясь основной предпосылкой разработки новой модели стратегического развития сельского хозяйства, стало фундаментальной базой разработки перспективной и стратегической модели развития хлопкового сектора. Кроме того, она способствовала развитию непроизводственных отраслей, созданию новых форм хозяйствования, выходу на мировые рынки и решению ряда социальных проблем в основных сферах национальной экономики страны. Между тем доля сельского хозяйства в экономике Таджикистана в последние годы снижается (табл.).

Данные таблицы свидетельствуют о том, что влияние аграрной реформы на развитие основных

отраслей национальной экономики прослеживается разнообразно. Например, в исследуемом периоде заметны уменьшение доли промышленности в производстве ВВП с 41,81% в 1990 г. до 14,7% в 2013 г. и сокращение доли сельского хозяйства соответственно с 42,51 до 19,6%. На отрасли строительства, торговли, транспорта и связи аграрная реформа оказала положительное влияние, т.е. анализируемые показатели отраслей в данный период выросли соответственно в 10,1; 4,9, и 6,8 раза. Следовательно, в трансформационном периоде тенденция развития отраслей национальной экономики изменила курс в сторону рыночных механизмов.

Для устойчивого развития агропромышленного комплекса Таджикистана важное значение имеет формирование зональной специализации отрасли хлопководства и укрепление перерабатывающих,

Доля основных отраслей национальной экономики в реформенный период 1990-2013 гг., %*

Отрасль Год 2013 г., % к 1990 г.

1990 1995 2000 2005 2010 2013

Промышленность 41,81 39,41 33,15 22,72 14,7 14,7 35,2

Сельское хозяйство 42,51 36,6 25,12 21,19 19,6 19,6 46,1

Строительство 1,01 1,52 2,13 4,64 10,2 10,2 10,1 раза

Торговля 4,06 7,33 10,72 16,19 20,0 20,0 4,9 раза

Транспорт и связь 1,8 2,8 4,7 7,4 11,2 11,2 6,8 раза

Примечание: * — по расчётам автора [1]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.