Научная статья на тему 'Развитие культуры межконфессиональных отношений у студентов медицинского вуза'

Развитие культуры межконфессиональных отношений у студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / МЕДИЦИНСКИЙ ВУЗ / СТУДЕНЧЕСТВО / УЧЕБНАЯ И ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова Людмила Геннадьевна, Слотин Владимир Евгеньевич, Поляков Алексей Геннадьевич

В данной статье рассматриваются особенности развития культуры межконфессиональных отношений у студентов медицинского вуза в учебной и внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие культуры межконфессиональных отношений у студентов медицинского вуза»

УДК 378.18+215

Л.Г. Сахарова, В.Е. Слотин, А.Г. Поляков РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

L.G. Sakharova, V.E. Slotin, A.G. Polyakov DEVELOPMENT OF CULTURE OF INTERCONFESSIONAL RELATIONS AMONG STUDENTS IN HIGHER MEDICAL SCHOOL

ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава

ГОУ ВПО Филиал Московского государственного индустриального

университета в г. Кирове

В данной статье рассматриваются особенности развития культуры межконфессиональных отношений у студентов медицинского вуза в учебной и внеучебной деятельности.

Ключевые слова: культура межконфессиональных отношений, медицинский вуз, студенчество, учебная и внеучебная деятельность.

The article is dedicated to peculiarities in the development of culture of interconfessional relations among medical students and in their educational and extra-curricular activity.

Key words: culture of interconfessional relations, higher medical school, students, educational and extra-curricular activity.

Сущность понятия «культура межконфессиональных отношений

Врачебная деятельность в современных условиях предполагает постоянное общение с представителями различных социальных групп, в том числе и религиозных. Сочетание профессиональных особенностей общения и общих нравственных норм определяют основы профессиональной этики. От молодого специалиста, работающего в рамках сферы «человек-человек», требуется высокий уровень развития коммуникативных качеств. В настоящее время компетентное и бесконфликтное общение зависит от уровня общей образованности специалиста медицинской сферы, учета особенностей поведения пациентов, зависящих и от религиозной принадлежности.

Межконфессиональные отношения - это общение представителей различных конфессиональных групп в самых разнообразных сферах жизни и деятельности человека, включая и медицинскую сферу. Педагоги делают акцент на важность когнитивной составляющей данного понятия: «Культура межконфессиональных отношений - наличие у человека представлений о сути своей религиозной культуры, уважения и понимания других религиозных культур, наличия стремления к взаимопониманию с представителями других конфессиональных групп» [1].

В настоящее время прослеживается тенденции культурологического подхода к процессу воспитания личности, включающему воспитание религиозной толерантности и культуры межконфессиональных отношений. В начале 1990-х гг., при анализе всестороннего развитие личности в

педагогической литературе (Е.В. Бондаревская, О.С. Гозман, В.С. Кукушкин, Б.Т. Лихачев, М.Г. Яновская и др.) отмечается важность интеграции интеллектуальной, политической, нравственно-правововй и эстетической культуры личности, основой которых является комплекс таких норм и сложных гражданских чувств, как понимание приоритета общечеловеческих ценностей, «учиться учению и труду», умелого сочетания интересов общества, коллектива и личности, доверие и терпимость к людям [2].

Опираясь на базовые компоненты содержания процесса воспитания «человека культуры» выявленные Е.В. Бондаревской, мы сформулировали базовые компоненты содержания процесса воспитания культуры межконфессиональных отношений у учащейся молодежи:

- интериоризация учащейся молодежью универсальных общечеловеческих ценностей, отраженных в различных религиозных учениях: осмысление единства человеческого рода и себя как неповторимой части; диалог между различными культурами и народами; свобода, равенство, человечность;

- освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и

религиозной культур: художественных, музыкальных, литературных,

нравственных путем ознакомления, их охраны, возрождения в творческих видах деятельности;

- развитие опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание религиозных прав человека;

- накопление опыта проживания эмоционально-насыщенных ситуаций

гуманного поведения: проявление учащейся молодежью религиозной

терпимости;

- самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, проектирование поведения в поликонфессиональной среде, овладение способами самосовершенствования

Воспитывающая роль социально- гуманитарных дисциплин

Воспитание культуры межконфессиональных отношений в ГОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Росздрава осуществляется в рамках учебной и внеучебной деятельности студентов. Общий результат обеспечивается междисциплинарной интеграцией усилий по развитию культуры межконфессиональных отношений в ходе практических занятий, научно-исследовательской деятельности в рамках изучаемых дисциплин.

В контексте формирования общей политической культуры осуществляется ознакомление студентов с правовыми основами регулирования государственно религиозных и межконфессиональных отношений. Традиционную приверженность к сохранению межконфессионального мира в России отмечали многие философы и политики, включая современных. В апреле 2007 года Президент РФ

В.В. Путин в Послании Федеральному собранию Российской Федерации отметил: «Наша страна исторически формировалась как союз многих народов

и культур. И основу духовности самого Российского народа испокон веков составляла идея общего мира - общего для людей различных национальностей и конфессий» [3].

Так же молодым специалистам-врачам необходимы знания по основам религиоведения с целью предотвращения конфликтных ситуаций и непонимания при обслуживании пациентов, принадлежащих к различным конфессиональным группам [4].

В Г осударственных образовательных стандартах высшего и профессионального образования Российской Федерации, образовательных программах высшего и послевузовского профессионального образованиях, программах развития воспитательной работы вузов дан ориентир на формирование системы знаний и социально-личностных компетенций у студентов, являющихся основой культуры межконфессиональных отношений.

К числу социально-личностных компетенций относятся: адаптационноцивилизационные, социально-организационные, коммуникативные; ценностно-смысловые, социально-трудовые.

Например, врачам, как и педагогам, в профессиональном плане необходимо принимать участие в межконфессиональном диалоговом взаимодействии, учитывать специфику поведения людей в медицинском учреждении, продиктованную религиозными нормами. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для специальности 040100 - Лечебное дело (Квалификация-Врач) ориентирует на то, чтобы студент в ходе изучения обязательных социально-гуманитарных дисциплин (философии, отечественной истории, биоэтики и др.) получил представления о роли религии в истории, роли христианства в европейской цивилизации, роли православия в России, культурной самоидентичности и культурных традициях, тенденциях культурной интернационализации в современном мировом процессе, национально-государственных интересах России, гражданском обществе, основных направлениях внутренней и внешней политики России. При подготовке специалистов данной квалификации, осуществляющих работу с людским потенциалом, рекомендуется включать для изучения дисциплины социальногуманитарного цикла, имеющие региональную, национально-этническую специфику [5].

Профессионально-этическая подготовленность будущего специалиста любой сферы профессиональной деятельности формируется всем циклом учебных дисциплин специальности. Формирование же культуры межконфессиональных отношений в первую очередь осуществляется в рамках, социально-гуманитарного цикла, входящих в состав федерального и регионального компонентов Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования: отечественная история,

политология, социология, философия и др.

Анализ тематики факультативных и элективных курсов в вузах Российской Федерации, направленных на более углубленное формирование

coциaльнo-личнoстных качеств, значимых для развития культуры межконфессиональных отношений, показал, что в большинстве вузов студентам предлагаются курсы лишь косвенно способствующие формированию. Например, для будущих специалистов медицинской сферы вузах России практикуются следующие факультативные и элективные курсы, направленные на формирование КМКО: Религиоведение, Христианская антропология, История взаимоотношений РПЦ и государства в Х-ХХ вв., Краеведение (ГОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Росздрава), Религиозная этика, Религия и современность, Коммуникативная деятельность, История религий, Социально-демографические проблемы в Республике Башкирия (ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет). Элективный курс «Религиоведение» в качестве одной из главных задач ставит развитие у студенческой молодежи культуры межконфессиональных отношений. Это обусловлено поликонфессиональным и многонациональным составом академии.

Они позволяют понять и наметить общую канву междисциплинарных связей при формировании социально-личностных компетенций, составляющих основу культуры межконфессиональных отношений. Данные выводы нами осуществлены на основе анализа рабочих программ, их социально-личностной направленности, целей и задач образования и воспитания (обращенных к личности студента), определения значимости ответов в соответствии с поставленными нами в рамках нашего исследования (рис. 1).

ГСЭ-бб %

ИСОВ-35% ОПД-Іб %

Рис. 1. Роль учебных дисциплин и воспитательной деятельности вуза в формировании социально-личностных компетенций у будущих специалистов медицинской сферы. Обозначения: ГСЭ - общегуманитарные и социальноэкономические дисциплины, ИСОВ - интегрированная система обучения и воспитания, ОПД - дисциплины отраслевой подготовки

Использование потенциала студенческих молодёжных объединений в воспитании культуры межконфессионального общения

В высших учебных заведениях нередко количество учебных часов на изучение социально-гуманитарных дисциплин является недостаточным. Выходом из данной ситуации может являться инновация Кировской государственной медицинской академии. Суть ее в том, что академия осуществляет сотрудничество с молодежными объединениями историкопатриотического и краеведческого характера (ИКМНО «Самобытная Вятка»; объединение «Основы поликультурного общения», клуб «Согласие» при Центре детского творчества с изучением прикладной экономики г. Кирова и др.) по проблемам формирования у молодежи ключевых компетенций и воспитанию духовно-нравственных качеств. Молодежные объединения более свободны в выборе сфер деятельности. Они могут являться как структурным подразделением вуза, так иметь самостоятельный характер.

Одной из эффективных форм работы со студентами-медиками, членами молодежных объединений является проведение учебных мастерских с участием специалистов в области этнологии, психологии, педагогики, религиоведения. Главным принципом организации работы в рамках молодежных объединений является ориентация на практическую работу: научные исследования, проблемный поиск, решение практических задач, моделирование возможных ситуаций. Широко применяется метод «культурных ассимиляторов», способствующий погружению в возможную ситуацию и поиск наиболее приемлемого выхода из нее, не порождающего конфликтную ситуацию. Данный метод успешно используется в ходе массовых мероприятий: вечеров национальных культур, народно-религиозных праздников, краткосрочных экспедиций и экскурсий к местам компактного проживания различных этноконфессиональных групп в Кировской области.

При организации научной работы студентов-медиков следует обращать внимание на ее практическую значимость для будущей профессиональной деятельности. Тематика рефератов и научных статей должна строиться на основе интеграции медицинских и религиоведческих знаний. Например, « Роль ежедневной молитвы о здравии в культуре православия», «Врачевание в христианской агиографии», «Христианский взгляд на болезнь: взаимосвязь духовного и физического начал» и др. [6].

Профилактике конфликтов в медицинской сфере на религиозной почве способствует развитие представлений о региональной специфике религиозного сознания населения.

Изучение истории развития народной медицины, влияние религии на отношение к медицине, использование положительного религиозного влияния на эмоционально-психологическое состояние пациентов имеет важное значение для формирования профессиональной компетентности будущего врача. В Кировской области, являющейся сельскохозяйственным регионом, длительное время сохранялось и сохраняется особое доверие к знахарству. По данным социологических опросов, проведенных студентами-медиками, в 2007-2008 гг.

среди 1705 человек, представляющих различные этноконфессиональные группы в Кировской области, 8,5% опрошенных главной причиной становления своей религиозности и обращения к той, или иной религии отметили свою болезнь, или болезнь родственников, 28-40% респондентов верят в экстрасенсов и колдовство [7]. Работа с архивными источниками, отражающими примеры особого тяготения жителей региона к знахарству, ориентирует будущих врачей на внимательное отношение к пациентам, профилактику негативных последствий излишнего доверия к народнорелигиозной медицине. В период новейшего времени об особенностях жизни в вятской деревне отмечалось: «До сих пор существуют суеверия, знахарство, ворожба, колдовство <...>. Прежде чем обращаться к медперсоналу, обращаются к своим знахаркам и ворожейкам» [8]. Подобные примеры способствуют стимулированию эмоциональной сферы и активизации познавательного интереса у студенческой молодежи к вопросу связи религии и медицины. Умение тактично убеждать наиболее религиозную часть населения в значимости официальной медицины при уважительном отношении к религиозным чувствам пациента - одна из составляющих профессиональной этики врача.

Таким образом, воспитание культуры межконфессиональных отношений у студентов медицинских вузов в условиях учебной и внеучебной деятельности, интеграции усилий совместно со студенческими молодежными объединениями способствует не только формированию профессиональных компетенций, но гражданственности, активной жизненной позиции, стремления к сохранению социального мира.

Список литературы:

1. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов

педагогических специальностей / Под ред. В.С. Кукушкина. М.: МарТ, 2006. 336 с.

2. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: «Прометей», 1992. 102 с.

3. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина // Российская газета. 2007. №90. С. 3.

4. Сахарова Л.Г. Формирование культуры межконфессиональных отношений у молодежи: учебно-методическое пособие. Киров, 2009. С. 5-18, 64.

5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность - Лечебное дело. Квалификация - врач. М., 2000. С.4-6; Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность-«Товароведение и экспертиза товаров (по областям применения). Квалификация-товаровед. М., 2000. С. 16-19.

6. Сахарова Л.Г. Формирование культуры межконфессиональных отношений у молодежи: учебно-методическое пособие. Киров, 2009. С. 64-65.

7. Поляков А.Г. Религиозное сознание населения Кировской области // Самобытная Вятка: история и культура. Сборник научных статей. Киров, 2007.

С. 126-134.

8. Сахарова Л.Г. Формирование культуры межконфессиональных отношений у молодежи: учебно-методическое пособие. Киров, 2009. С. 51.

9. Государственный архив социально-политической истории Кировской области. Ф.1255. Оп 2., Д.3, Л.73.

Сведения об авторах:

Сахарова Людмила Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных наук ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава; e-mail: vas701 @rambler.ru.

Слотин Владимир Евгеньевич - кандидат исторических наук, преподаватель кафедры социальных наук ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава; e-mail: cosiology@rambler.ru.

Поляков Алексей Геннадьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарно-социальных дисциплин ГОУ ВПО Филиал

Московского государственного индустриального университета в г. Кирове; email: agp 17 @rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.