УДК 316.3+159.942+37.01+614.2
Л.Г. Сахарова, Т.Б. Агалакова ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
L.G. Sakharova, T.B. Agalakova PECULIARITIES IN FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE
WITH MEDICAL STUDENTS
ГОУ ВПО Кировская Минздравсоцразвития
В статье определяется значимость формирования коммуникативной культуры и основ поликультурного общения у студентов медицинского вуза. Особое место в развитии коммуникативных умений занимают дисциплины социально-гуманитарного цикла, в особенности иностранные языки. Среди наиболее эффективных педагогических приемов выделена актуализация эмоциональной сферы посредством фольклора, исторических примеров, общения в поликультурном пространстве.
Ключевые слова: коммуникативная культура, поликультурное общение,
эмоциональная сфера.
The article states importance of the formation of communicative culture and basics of cross-cultural communication with medical students. Social and humanitarian sciences as well as foreign languages make great contribution to the development of communicative skills. The most effective teaching method is arrangement of positive emotional atmosphere and tolerant relations. To serve this purpose folklore, some facts from the history of different nations and nationalities, cross-cultural communication are widely used.
Key words: communicative culture, cross-cultural communication, emotional sphere.
Введение
Современное российское общество, характеризующееся постепенной трансформацией системы ценностей и ценностных ориентаций, бурно меняет свои политические, экономические и культурные установки, а также сталкивается с изменениями социально-экономических, гуманистических и интеллектуальных устоев. Динамические преобразования российского общества, начавшиеся в начале XXI века, затронули все его уровни и сферы и привели к смене социальных установок пользователей услуг различного рода, в том числе и медицинских. Происходящие в современном российском здравоохранении изменения связаны не только с его ценностной переориентацией, выраженной в замене принципа социальной справедливости на постулат экономической эффективности системы охраны здоровья, но и в создании новых ценностно-нормативных принципов профессиональной деятельности субъектов здравоохранения, поскольку в настоящее время человек предъявляет повышенные требования не только к качеству и результатам медицинского обслуживания, но и к содержанию этого процесса.
Система высшего медицинского образования в последнее время радикально меняется. Это связано, в первую очередь, с реформированием системы российского здравоохранения, когда осуществляется переход от социально-ориентированной модели организации медицинской помощи к либеральной. Либеральная модель предполагает повышение экономической эффективности медико-социальных систем, их более полное включение в рыночный механизм. Кроме того, отечественное высшее образование претерпевает изменения вследствие его присоединения к Болонскому процессу, результатом которого должно стать включение в мировое образовательное пространство. В рамках перехода на Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения особое внимание уделяется формированию общекультурных компетенций и особенно коммуникативной культуры. Главная роль в этом отводится социально-гуманитарным дисциплинам.
Коммерциализация российского здравоохранения заметным образом меняет характер взаимоотношений врача и пациента. Это требует особого внимания к подготовке врачей, ставит задачу развития их коммуникативной культуры на всех этапах профессиогенеза. Современное медицинское образование включает в себя незначительный набор предметов, развивающих личностное начало в человеке, при этом существует постоянная угроза их редукции в пользу специальных медицинских дисциплин.
Коммуникативная культура студентов медицинского вуза
Вопрос формирования коммуникативной культуры личности является одним из наиболее актуальных в культурологической, психологической, педагогической и социологической литературе. Пристальное внимание ученых к вопросам коммуникативной квалификации человека ХХ! века объясняется прямой зависимостью между возможностью и качеством существования человека в социальном мире и его готовностью, способностью, умением общаться с людьми. Наблюдаемая в России в последние десятилетия тенденция к снижению уровня культуры взаимодействия среди молодежи обостряет потребность в изучении процессов формирования коммуникативной культуры. Речь идет о подготовке таких специалистов, которые были бы разносторонне и глубоко образованными людьми, высокогуманными, творчески мыслящими и быстро адаптирующимися к новым условиям.
Проблемы профессионализации в процессе получения медицинского образования рассматриваются в пересечении и взаимопроникновении областей образования и медицины, хотя многие другие социальные сферы современного общества также задействованы в этом процессе. Исследование такого взаимодействия достаточно актуально, так как профессиональная подготовка происходит в ситуации постоянно меняющихся требований к личности специалиста со стороны эволюционирующего российского общества, быстро развивающейся под воздействием инновационных
преобразований профессиональной среды, смены моделей российского здравоохранения.
В последние годы появился ряд работ, посвященных вопросам формирования коммуникативных умений. Аспекты исследований охватывают процессы формирования навыков межличностного общения (Дрокина С.В.), совершенствование коммуникативной культуры будущих педагогов (Знаменская С.В., Крашницкий В.И., Сабурова С.В. и др.), студентов технических вузов (Горбуновой Н.Ф., Пеньковой О.В., Сидоренко Г.А.), социальных работников, менеджеров (Дашкин М.Е.), юристов (Казанина Т.В.), специалистов социально-культурной сферы (Титова В.Б.) и др. Исследования С.Л. Герасименко, М.Б. Мусохрановой, И.В. Шешневой и др. посвящены отдельным компонентам коммуникативной культуры будущих врачей, акцент в этих работах сделан на педагогических аспектах формирования коммуникативных умений студентов.
Коммуникативная культура специалиста представляет собой комплексное образование, включающее его профессионально-речевую ответственность, свободное владение устной и письменной монологической и диалогической речью, умение отбирать и использовать языковые средства, наиболее уместные в профессионально значимых речевых ситуациях, знание этики общения и т.п. [1].
Понятие «компетенция» и «компетентность» являются основой любой профессиональной культуры. В педагогической, управленческой, экономической, инженерной и медицинской деятельности составляющей и довольно существенной частью профессиональной культуры выступает коммуникативная компетентность. Воспитание профессиональноориентированной коммуникативной компетентности охватывает формирование знаний языка, установок на профессиональную направленность и жизненные позиции личности и реализовывается в профессиональных видах деятельности посредством использования форм и методов обучения, которые подходят данному виду деятельности и отвечают задачам создания профессионально-ориентированной коммуникативной компетентности студента. При этом отмечается важность данной проблемы -как особой деятельности, целостной системы общения личности в условиях любой профессии. Следовательно, врач владеет коммуникативной культурой, если владеет профессиональными коммуникативными умениями. Формирование коммуникативной культуры будущего врача должно ориентироваться на формирование умения общаться в поликультурном пространстве [2].
Особенности сформированности коммуникативной культуры у студентов Кировской государственной медицинской академии
В 2010-2011 учебном году нами было проведено социологическое исследование на тему «Факторы, влияющие на развитие коммуникативной культуры врача».
Анализ ответов показал, что у студентов Кировской государственной медицинской академии завышенная самооценка собственной коммуникативной культуры: 78,8 % респондентов считают, что у них высокий уровень способности к установлению контактов, и развита способность к выстраиванию эффективного межличностного общения.
Однако при завышенной самооценке собственной коммуникативной культуры студенты признают, что дисциплины («Основы поликультурного общения», «Этика делового общения», «Социология», «Социология
медицин», «Иностранный язык» и др.), которые способны повысить их коммуникативную культуру, развить навыки эффективного взаимодействия, необходимы в учебном процессе.
По собственной оценке студентов (в опросе участвовали 234 человека, студенты 1-3 курсов Кировской государственной медицинской академии), наибольшее влияние на формирование их коммуникативной культуры оказывают следующие факторы: семья (80,3 %), Интернет (65,3 %), а также преподаватели вуза (63,4 %) (рис. 3).
90
80
70
60
50
40
30
20
10
0
ННе имеет влияния ПИмеет слабое влияние □ Имеет сильное влияние
1
2
3
4
5
6
7
8
Рис. 3. Факторы, влияющие на формирование коммуникативной культуры студентов, %. Обозначения: 1 - семья, 2 - преподаватели в школе, 3 - друзья, 4 - средства массовой информации, 5 - Интернет, 6 - преподаватели вуза, 7 - студенты, 8 - книги
Показателен результат ответов на вопрос об использовании в общении врача и пациента медицинских терминов, не понятных пациенту. Мнения опрашиваемых студентов разделились: 49 % респондентов считают
оправданным использование не понятной пациенту медицинской лексики, в то время как 51 % отрицательно относятся к подобному словоупотреблению, считая, что это осложняет взаимодействие врача и пациента.
В данном случае обнаруживается момент раздвоенности сознания студентов: с одной стороны, восприятие ими ситуации осуществляется с позиции пациента (отсюда затруднение в понимании), с другой стороны, в
процессе обучения в вузе происходит вхождение в профессиональное языковое поле и, как следствие, осознание того, что специальные медицинские термины являются неотъемлемой частью профессиональной культуры врача.
Присоединение отечественной системы образования к Болонскому процессу обязывает к достаточно высокому уровню владения иностранным языком. При этом 96,6 % респондентов согласны с тем, что необходимо знать иностранный язык, однако оценивают свои знания иностранного языка как недостаточно высокие.
Актуализация эмоциональной сферы в процессе формирования коммуникативной культуры у студентов медицинского вуза
Особое внимание в процессе формирования коммуникативной культуры студентов медицинского вуза также должно уделяться развитию ценностных ориентаций у студентов.
Роль ценностных ориентаций в процессе профессионального самоопределения состоит в формировании осознанно обусловленной, индивидуальной структуры профессиональных предпочтений, ценностного отношения к профессиям, профессиональных идеалов и путей, способов их достижения, отражающей в субъективной значимости объективно важные состояния действительности для удовлетворения потребностей, которые стремится реализовать человек при выборе профессии. Таким образом, система ценностных ориентаций - это важнейший компонент структуры личности, отражающий избирательное отношение человека к социальным ценностям и определяющий долговременные линии поведения, направленные на достижения этих ценностей. Этому способствуют как аудиторная работа в рамках дисциплин «Социология», «Биоэтика», «История медицины», так и внеаудиторная работа: это занятия в студенческих научных обществах, участие в работе молодежных общественных организаций, волонтерская деятельность.
На сегодняшний день поликультурное воспитание студенческой молодежи имеет большое значение в условиях современных глобализационных процессов.
Социальный заказ государства и общества сводится к формированию личности, способной быстро адаптироваться в поликультурном пространстве в рамках бытовой и профессиональной деятельности.
Современному обществу присущи проблемы, связанные с глобализацией, в том числе в сфере культуры и образовании. Многие учёные мира высказывают определённые опасения, обусловленные процессами, несущими угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов. Это вызывает сопротивление и протест людей, живущих в различных социально культурных системах.
С другой стороны, человек является участником многообразных социальных отношений. Современный учебный, трудовой коллектив является поликультурным образованием, в рамках которого объединены
люди, принадлежащие к различным национальным, конфессиональным, возрастным группам. Отсюда вытекает необходимость формирования в молодёжной среде навыков бесконфликтного общения в поликультурном коллективе.
Среди ключевых компетенций, имеющих «надпредметный и надпрофессиональный характер», служащих залогом жизненного успеха и эффективного функционарования общества, в странах Европейского Союза выделяют компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, такие как уважение к другим и способность жить с людьми других культур, языков, религий, различных ценностных ориентаций [2].
Национальное и религиозное многообразие Российской Федерации и наличие конфликтов на религиозной почве на повестку дня ставят важность формирования такой ключевой компетенции как способность молодежи контактировать на принципах уважения с представителями иных культур.
Научно-методическая деятельность включает разработку и внедрение новых методик поликультурного воспитания детей и молодежи в условиях интеграции усилий учреждений дополнительного и высшего
профессионального образования. За пять лет работы в данном направлении создан учебно-методический комплекс формирования культуры межнациональных и межконфессиональных отношений у молодежи.
Большое внимание уделяется стимулированию эмоциональной сферы, что способствует формированию культуры межнациональных и межконфессиональных отношений. Среди методов и приемов,
способствующих созданию ярких эмоциональных стимулов значимости проявления толерантных качеств в рамках общения в поликультурном коллективе, являются исторические примеры проявления культуры
межнациональных и межконфессиональных отношений в сфере бытовых, профессиональных отношений, использование краеведческого материала, воспоминаний жителей региона о значимости проявления данного качества в различных жизненных ситуациях [3].
Формированию положительного эмоционального настроя и проявлению толерантности способствует изучение фольклорных
произведений, отражающих народную мудрость в плане значимости сохранения межнационального и межконфессионального мира. Например, для студентов, овладевающих медицинскими специальностями в ГОУ ВПО
«Кировская государственная медицинская академия», разработан
специальный курс «Основы поликультурного общения», главный акцент делается на изучение и формирование культуры межнациональных и межконфессиональных отношений у специалистов медицинской сферы.
В условиях переходного периода кафедра социальных наук Кировской государственной медицинской академии осуществляет экспериментальную деятельность по реализации данного направления в условиях интеграции ресурсов непосредственно кафедры, различных структур академии, учреждений дополнительного образования молодежи г. Кирова и
молодежных общественных организаций. Клуб межнационального общения
«Согласие» является совместным проектом с Центром детского творчества с изучением прикладной экономики г. Кирова, так как в медицинской академии обучаются студенты различных национальностей и конфессий из ряда зарубежных государств. Девиз клуба был разработан самими студентами: «Через согласие и знание мы строим мир и понимание».
Клубная деятельность на основе принципа добровольного участия позволяет на основе авторских программ уделять внимание наиболее сложным вопросам воспитания молодежи, к которым относится и формирование культуры межнациональных и межконфессиональных отношений. Хотя методика формирования данных ставших универсальными ценностей реализуется по классическому типу: создание положительноэмоциональной мотивирующей среды, формирование знаний о сути и своей и иных национально-религиозных культур, особенностей взаимосвязей медицины и религии. Деятельностный подход позволяет активизировать научно-исследовательскую и общественно-просветительскую проектную работу по профилактике национально-религиозного экстремизма в молодежной среде. В 2009-10 гг. при участии кафедры социальных наук был реализован ряд городских проектов «Молодежь против экстремизма». Студенчество г. Кирова предлагает самые неординарные пути решения проблемы экстремизма в молодежной среде, что в определенной мере свидетельствует об активной гражданской позиции. В качестве примера приведем некоторые названия студенческих работ: «Молодежный туризм как форма поддержания межконфессионального мира», «Правовые основы противодействия экстремизму», «Клуб межнационального общения
«Согласие»: деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде» и др. [4].
В ответ на требования времени в Государственные образовательные стандарты всех звеньев системы профессионального образования в качестве обязательной включена иноязычная дисциплина, целью которой является формирование и развитие коммуникативной компетенции будущего специалиста-участника профессионального общения на иностранном языке в сфере науки, техники, производства и образования. Однако знания только иностранного языка недостаточно для эффективного общения с представителями других культур. Каждое слово на иностранном языке отражает другой мир и другую культуру. Поэтому необходимо постоянное, на протяжении всего курса обучения иностранной речевой деятельности ознакомление студентов через изучаемый язык с историей и современной жизнью данной страны, ее традициями и культурой. Знание и понимание культурных, исторических, социальных процессов исключительно важно для определения диапазона эмоционального отношения к народу-носителю языка, для интеллектуального проникновения в иностранную культуру, ибо за каждым национальным языком стоит культурная специфика образа мира, состоящего из элементов и явлений, неотъемлемых и существенных для данного народа [5]. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том,
что дисциплина «Иностранный язык» способствует формированию у студентов способности к ведению диалога культур.
Одним из важных условий развития коммуникативной культуры в процессе изучения иностранного языка в вузе является, на наш взгляд, отбор аутентичного учебного материала с учетом актуальности проблемы для студентов. На первом курсе обучения предлагаются следующие темы: "Медицинское образование в России, США, Великобритании, Германии; сравнительная характеристика систем образования"; "Стоматологическое образование в России, Германии, англоговорящих странах; сравнительная характеристика систем образования". Наблюдение и практический опыт показывают, что именно на этом этапе поступивших интересуют проблемы современных требований к высшему образованию по их профилю, содержание обучения в вузах, формы работы студентов за рубежом. В этом плане для обучающихся представляют интерес источники из журналов, газет, сети Интернет на английском языке, освещающие опыт учебы в вузах наших друзей из зарубежных стран. Содержание этих источников позволяет мотивировать самостоятельную познавательную и коммуникативную деятельность на занятии и самостоятельную исследовательскую работу студентов. Изучение тем "Рабочий день студента-медика", "Кировская государственная медицинская академия", "История медицины", "Великие люди в медицине" благоприятно влияет на процесс обучения, развивает кругозор студентов новой информацией не только о родной стране, но и о странах изучаемого языка.
Особое внимание в процессе лингвистической подготовки будущего медицинского работника уделяется развитию эмоционального компонента коммуникативной культуры. С этой целью на втором курсе обучения проводится анализ структуры и содержания бесед на иностранном языке между врачом и пациентом, в ходе которого студенты знакомятся с техниками эмпатического и активного слушания, формулирования вопросов. Подобные задания способствуют развитию коммуникативных стратегий участников общения. Также студенты рассуждают, о чем не следует медику спрашивать пациента.
Для практического использования моделей социального взаимодействия, лежащих в основе коммуникации, обучающимися разработан ряд интерактивных (ролевых) игр по теме «На приеме у врача». При контроле подобного рода заданий делается акцент на знание национальных традиций и культуры, этикетных формул, употребление медицинской терминологии, выражений речевых намерений.
Влияние национально-культурного аспекта дисциплины «Иностранный язык» на становление личности обучаемого в медицинском вузе заключается в формировании у него толерантного отношения к представителям других культур, внутренней готовности к активному выполнению профессиональных обязанностей и уверенности в собственных возможностях в условиях поликультурного общества, что является необходимым условием повышения конкурентоспособности будущего специалиста. Таким образом,
реализация концепции поликультурного образования средствами иностранного языка помогает достичь более существенных результатов в подготовке высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов международного уровня.
Заключение
Методика формирования коммуникативных умений у студентов высших профессиональных учебных заведений медицинской направленности реализуется посредством поэтапного формирования знаниевого, ценностного и мотивационного компонентов; создания положительно-эмоциональной мотивируемой среды в процессе межконфессионального диалогового взаимодействия студентов в условиях специфической
этноконфессиональной среды вуза и региона; стимулирования творческой деятельности, направленной на обогащение понятия «коммуникативная культура студентов».
Список литературы:
1. Левчук К.А., Чусовлянова С.В., Губа Т.И. Проблема формирования ценностей у студентов медицинского вуза в процессе профессионализации // Биоэтика. 2009. № 4.
2. Чусовлянова С. В. Коммуникативная культура как элемент
профессиональной культуры врача [Электронный ресурс] //
Институционализация социологии медицины: проблемы, методы,
перспективы развития: Материалы Интернет - конференции. - Новосибирск: НГМУ, 1-30 июня 2009. Режим доступа: http://ngmu.ru/.
3. Сахаров В. А. Сахарова Л.Г. Эмоциональные аспекты духовнонравственного воспитания личности в отечественной педагогике. Киров, 2010. С.97-146.
4. Сахарова Л.Г. Формирование культуры межконфессиональных отношений у молодежи. Учебно-методическое пособие. Киров, 2009.
5. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 67 с.
Сведения об авторах:
Сахарова Людмила Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных наук ГОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития, e-mail: [email protected].
Агалакова Татьяна Борисовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков ГОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития, e-mail: [email protected].