Научная статья на тему 'Социокультурный подход к воспитанию будущих врачей и медицинских сестер'

Социокультурный подход к воспитанию будущих врачей и медицинских сестер Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
417
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология медицины
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / БЕСКОНФЛИКТНОЕ ОБЩЕНИЕ / PROFESSIONAL EDUCATE / MEDICAL INSTITUTION / CONFLICT-FREE INTERACTION / POLYCULTURAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гвоздецкая Е. А., Сахарова Л. Г.

Рассмотрены тенденции в области высшего и среднего профессионального образования в вопросах поликультурного воспитания будущих специалистов медицинской сферы, выражающиеся в ориентации на бесконфликтное взаимодействие в пространстве медицинского учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гвоздецкая Е. А., Сахарова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The sociocultural approach to education of future physicians and medical nurses

The article deals with the trends in the field of higher and specialized professional education concerning the issues of polycultural education of future medical specialists. It is demonstrated that the core position is for the orientation to conflict-free interaction in area of medical institution.

Текст научной работы на тему «Социокультурный подход к воспитанию будущих врачей и медицинских сестер»

имуществ полученного образования, удовлетворенность профессиональным статусом.

Ключевые слова: высшее сестринское образование, профессиональный статус специалистов, трудовые траектории

The nursing higher education and the professional carrier of specialists: the results of sociologic survey. L.M. Mukharyamova, G.A. Moiseyeva The Kazan state medical university, Kazan

The article presents the results of sociological survey organized on the faculty of management and nursing higher education to study the attitude of students and interns to the process and outcomes of education. Such factors as motivation of selecting faculty, perception of professional activities, advantages of received education and satisfaction of professional status are discussed.

Key words: nursing higher education, professional status of specialist, labor trajectory

ЛИТЕРАТУРА

1. ВалахЕ.А. // Глав. мед. сестра. — 2008. — № 4. — С. 57—66.

2. Кузьминов Я.И. // Вопр. образования. — 2004. — № 1. — С. 5—32.

3. Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010—2020 годы [Электронный ресурс] http://www. nursemanager.ru/pravo/sports.html

4. Решетников А.В. Медико-социологический мониторинг: Руководство. — М., 2003.

5. РешетниковА.В. // Социол. мед. — 2011. — № 1. — С. 3—15.

Поступила 10.02.12

© Е. А. ГВОЗДЕЦКАЯ, Л. Г САХАРОВА, 2012 УДК 61-051:[378.661+377.5:61]

Е. А. Гвоздецкая1, Л. Г. Сахарова2

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ И МЕДИЦИНСКИХ

СЕСТЕР

1МОУ СПО Арзамасский медицинский колледж; 2БОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия

При анализе теоретических исследований по вопросам развития и реформирования высшего и среднего профессионального образования можно выделить два подхода к оценке цели и результата воспитания студентов.

Первый подход ориентирован на следование традициям высшего и среднего профессионального образования, когда доминантами являются ориентация на всестороннее развитие личности, личностных качеств специалиста (Е.О. Галицких, В.А. Журавлев, В.Ф. Сахаров, А.В. Хуторской, Г.И. Щукина и др.).

Второй подход опирается на европейско-американские традиции развития деловых качеств, нормативности, когда цель задается через стандарт. Главное в подготовке специалиста для любой сферы деятельности — это компетентность как способность решать профессиональные задачи на базе теоретических знаний (Э.Ф. Зеер, А.А. Зимняя, А.А. Жук, Д.А. Иванов, О.Е Лебедев, В.Д. Шадриков, Б.Д. Эльконин и др.).

Интеграция указанных подходов в современных условиях развития высшей школы России позволяет адаптироваться к ускорению темпов социокультурного развития общества с помощью средств образования и воспитания. В практике работы высших учебных заведений появляются новации и инициативы в решении сложных проблем современной педагогики высшей школы, среди которых выделяется и проблема поликультурного воспитания культуры студенческой молодежи. В современных условиях деятельности медицинских учреждений больной обладает многочисленными социокультурными характеристиками, которые должен учитывать медицинский персонал, особенно медицинские сестры, которые осуществляют более тесное участие в общении с больными.

Современный молодой человек должен обладать навыками бесконфликтного общения в поликультурном коллективе. В последние два десятилетия актуальной

Е.А. Гвоздецкая — преподаватель (cosiology12@rambler.ru); Л.Г. Сахарова — канд. истор. наук, доцент, зав. каф. (vas701@ rambler.ru)

для общества становится проблема роста среди молодежи религиозности, демонстрации своей религиозной принадлежности. В соответствии с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" среди приоритетных задач современного российского вуза выделены:

• формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

• сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

• распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня"[1].

Среди общекультурных компетенций, имеющих "над-предметный и надпрофессиональный характер", служащих залогом жизненного успеха и эффективного функционирования общества, в странах Европейского союза выделяют компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе, такие как уважение к другим и способность жить с людьми других культур, языков, религий.

Ориентация на социокультурный подход к подготовке специалистов медицинской сферы позволяет учитывать многочисленные социокультурные характеристики больного, определять на основе этого общие диалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единство преемственности и поступательности (традиций и инноваций) в процессе взаимодействия медицинского персонала и больного.

В медицинском учреждении у человека на первый план выходит социальная характеристика "больной". Параллельно с этим, однако, каждая личность позиционирует себя и с точки зрения других характеристик: профессиональных, статусных, гендерных (пол, возраст), религиозных, национальных и многих иных.

Сообщество медицинского учреждения, включающее многочисленные социальные контакты, является в своем роде поликультурным сообществом. Особое место в современных культурно-мировоззренческих установках занимает культурный плюрализм. В этих

условиях поликультурность как сторона общения медицинского персонала и больного представляется органичной и необходимой [6, 4].

Проблема поликультурного взаимодействия в различных сферах в последнее десятилетие обсуждается в педагогическом сообществе ректорами высших профессиональных учебных заведений, преподавателями, редакторами ведущих педагогических журналов: А. Г. Асмоловым (системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения), А. С. Запе-соцким (культурологические основания современного образования), Г.Н. Макаровой (воспитание культуры межнациональных отношений в вузе), В.А. Хуторским (принцип человекообразности в воспитании), Ф.Ф. Ха-рисовым (национальная культура как фактор социализации обучающихся в системе образования).

Развитие теории профессионального образования рассматривается в контексте современной педагогической теории, изучения социокультурных механизмов возникновения и решения проблем воспитания современной студенческой молодежи.

Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения развивают тенденцию необходимости воспитания общекультурных компетенций, исходя из сложного поликультурного состава современного общества.

Специфика подготовки специалистов в различных отраслях (педагогика, медицина, сфера управления) предполагает в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами необходимость воспитания основ бесконфликтного поликультурного общения, взаимодействия в бытовой и профессиональной сферах межконфессиональных отношений: формирования культурных потребностей и повышения культурно-образовательного уровня различных групп населения, реализации просветительских программ в целях популяризации научных знаний и культурных традиций людей [7].

Интеграция усилий высшего и среднего профессионального образования в вопросах поликультурного воспитания будущих специалистов медицинской сферы имеет большое значение. Общие тенденции, выражающиеся в ориентации на бесконфликтное взаимодействие в поликультурном пространстве медицинского учреждения, обеспечивают качественное предоставление медицинских услуг. Медицинская сестра, как и врач, является важнейшим субъектом и объектом, влияющим на формирование многоаспектного общения с больными.

Будущим медицинским сестрам как представителям самой гуманной в мире профессии важно научиться бесконфликтно общаться в сложном поликультурном пространстве медицинского учреждения — поликлиники, стационарного лечебного учреждения, санаторно-курортного комплекса. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060501 "Сестринское дело" ориентирует на формирование комплекса компетенций, базирующихся на идеях культурного плюрализма как объективного свойства социальной действительности, организацию деятельности медицинского персонала с учетом современных общественных тенденций:

• понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии;

• осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профес-

сиональных задач, профессионального и личностного развития;

• работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

• бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;

• быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку;

• вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

• формировать мотивацию здорового образа жизни у контингента [8].

В настоящее время стала традиционной критика методик теоретического, оторванного от практики преподавания социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин, которые в большей мере способствуют формированию теоретической основы развития социокультурных знаний и умений. Современные педагоги-практики развивают идею об интеграции учебной и воспитательной деятельности, формированию вариативной части стандартов, дающих возможность развивать значимые для современного социума социально-личностные и профессиональные качества у студентов.

Педагоги актуализируют необходимость модернизации методик преподавания дисциплин и воспитательных мероприятий в высших и средних профессиональных учебных заведениях, ориентируют на осмысление исторического опыта, обстоятельств, условий, ситуаций, которые они намерены включить в процесс воспитания.

Отчасти позволяет решить проблему воспитания студенчества возможность вариативного выбора элективных курсов, направленных на реализацию установок Федерального государственного образовательного стандарта. Так, авторами для студентов медицинских вузов и колледжей разработан элективный курс "Основы поликультурного общения". Содержание курса предусматривает рассмотрение тем, связанных с изучением этноконфессиональной культуры, гендерных особенностей поведения и общения, тенденций социальной мобильности и практического развития коммуникативных умений в поликультурном пространстве [2].

Одна из эффективных форм работы со студентами-медиками — проведение учебных мастерских с участием специалистов в области этнологии, психологии, педагогики, религиоведения. Главным принципом организации работы в рамках изучения элективных курсов является ориентация на практическую работу: тренинги, научные исследования, проблемный поиск, решение практических задач, моделирование возможных ситуаций. Широко применяется метод "культурных ассимиляторов", способствующий погружению в возможную ситуацию и поиск наиболее приемлемого выхода из нее, не порождающего конфликтной ситуации. Указанный метод также успешно используется во внеучебной деятельности: вечерах национальных культур, народно-религиозных праздниках, краткосрочных экспедициях и экскурсиях к местам компактного проживания различных этноконфессиональных групп в Кировской области.

При организации научной работы студентов-медиков следует обращать внимание на ее практическую значимость для будущей профессиональной деятельности. Тематика рефератов и научных статей должна строиться на основе интеграции медицинских, социологических и религиоведческих знаний, например

"Роль ежедневной молитвы о здравии в культуре православия", "Врачевание в христианской агиографии", "Христианский взгляд на болезнь: взаимосвязь духовного и физического начал" и др. [5].

Профилактике конфликтов в медицинской сфере на этноконфессиональной почве способствует развитие представлений об этноконфессиональном сознания населения.

Изучение истории развития народной медицины, влияние религии на отношение к медицине, использование положительного религиозного воздействия на эмоционально-психологическое состояние пациентов имеет важное значение для формирования профессиональной компетентности будущего врача. В Кировской области, являющейся сельскохозяйственным регионом, длительное время сохранялось и сохраняется особое доверие к знахарству. По данным социологических опросов, проведенных студентами-медиками в 2007—2008 гг., среди 1705 опрошенных, представляющих различные этнокон-фессиональные группы в Кировской области, 8,5% главной причиной становления своей религиозности и обращения к той или иной религии назвали свою болезнь или болезнь родственников, 28—40% верят в экстрасенсов и колдовство [3]. Работа с архивными источниками, отражающими примеры особого тяготения жителей региона к знахарству, ориентирует будущих врачей на внимательное отношение к пациентам, профилактику негативных последствий излишнего доверия к народно-религиозной медицине. Об особенностях жизни в вятской деревне описали: "До сих пор существуют суеверия, знахарство, ворожба, колдовство. Прежде чем обращаться к медперсоналу, обращаются к своим знахаркам и ворожейкам" [8]. Подобные примеры способствуют стимулированию эмоциональной сферы и активации познавательного интереса у студенческой молодежи к вопросу связи религии и медицины. Умение тактично убеждать наиболее религиозную часть населения в значимости официальной медицины при уважительном отношении к религиозным чувствам пациента — одна из составляющих профессиональной этики врача.

Таким образом, знания и умения социокультурного плана, воспитание культуры межконфессиональных и межнациональных отношений у будущих специалистов медицинской сферы в условиях учебной и внеучебной

деятельности, интеграции усилий высшего и среднего профессионального образования могут способствовать формированию не только профессиональных компетенций, но гражданственности, активной жизненной позиции, стремления к сохранению социального мира.

Рассмотрены тенденции в области высшего и среднего профессионального образования в вопросах поликультурного воспитания будущих специалистов медицинской сферы, выражающиеся в ориентации на бесконфликтное взаимодействие в пространстве медицинского учреждения.

Ключевые слова: профессиональное образование, медицинское учреждение, поликультурный коллектив, бесконфликтное общение

The sociocultural approach to education of future physicians and medical nurses

Ye.A. Gvozdetskaya, L.G. Sakharova

The Kirov state medical academy, Kirov

The article deals with the trends in the field of higher and specialized professional education concerning the issues of poly-cultural education of future medical specialists. It is demonstrated that the core position is for the orientation to conflict-free interaction in area of medical institution.

Key words: professional education, medical institution, poly-cultural staff, conflict-free interaction

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон "О высшем и послевузовском образовании". — М., 2002.

2. Основы поликультурного общения: Учеб.-метод. пособие / Сост. Сахарова Л.Г., Слотина Н.Н., Марков В .И. — Киров, 2011.

3. Поляков А.Г. // Самобытная Вятка: история и культура: Сборник науч. статей. — Киров, 2007.

4. Решетников А. В. Социология медицины: Руководство. — М., 2010.

5. Сахарова, Л.Г. Формирование культуры межконфессиональных отношений у молодежи: Учеб.-метод. пособие. — Киров, 2009.

6. СыродееваА.А. Поликультурное образование. — М., 2001.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего и профессионального образования по направлению подготовки 060103 Педиатрия (квалификация (степень) "специалист". Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 8 нояб. 2010 г. № 1122. — М., 2010.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 060501 "Сестринское дело". — М, 2009.

Поступила 15.02.12

© Л.И. КАСПРУК, 2012 УДК 614.2:377.5:61

Л.И. Каспрук

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРОВЕДЕННОГО С УЧАСТИЕМ РАБОТНИКОВ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ЗВЕНА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО Оренбургский областной центр повышения квалификации работников со средним медицинским

и фармацевтическим образованием

Основной задачей перспективных программ подготовки медицинских работников среднего звена является дальнейшее развитие первичной медико-санитарной помощи, что стало требованием времени. Программно-целевые мероприятия по улучшению подготовки кадров

Л.И. Каспрук — д-р мед. наук, преподаватель (dyziner2008@ rambler.ru).

должны проводиться по тем направлениям: изучение состояния и тенденций развития территорий; разработка не менее трех вариантов прогноза потребности кадров, разработка комплексного плана мер по улучшению качества подготовки кадров [1]. Политика формирования кадров здравоохранения (в том числе и среднего звена) в любой территории должна стать координирующей основой в проведении реструктуризации здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.