ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 008:323.1:37
Л.Г. Сахарова
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ К РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кировская государственная медицинская академия L.G. Sakharova
EXPERIMENTAL VERIFICATION READINESS OF STUDENTS' OF MEDICAL INSTITUTES TO THE DEVELOPMENT OF CULTURE OF INTER-CONFESSIONAL RELATIONS
Kirov state medical academy
В статье представлены некоторые результаты диагностирующего эксперимента по оценке готовности современных студентов к развитию культуры межконфессиональных отношений. Воспитание культуры межконфессиональных отношений является важной составляющей подготовки специалиста, ориентированного на деятельность в поликультурном (поликонфессиональном) пространстве. Анализ готовности к развитию культуры межконфессиональных отношений в ходе диагностирующего эксперимента у студенческой молодежи показал преобладание низкого и среднего уровня их готовности к овладению культурой межконфессиональных отношений. Развитие светских подходов к воспитанию культуры межконфессиональных отношений у студентов способствует подготовке высокообразованных специалистов, умеющих бесконфликтно общаться. Данное направление деятельности является одним из фундаментов укрепления социальной стабильности в Российской Федерации.
Ключевые слова: культура межконфессиональных отношений, студенческая молодежь, диагностирующий эксперимент.
This article presents some of the diagnose experiment results to assess the preparedness of modern students to the development of a culture of interconfessional relations. The upbringing of a culture of interconfessional relations is an important part of training of specialist oriented on activity in a multicultural (polyconfessional) space. Analysis of the readiness to development of culture of inter-confessional relations in the course diagnose the experiment, the student youth showed the dominance of low and medium level of their readiness to master the culture of inter-confessional relations. Development of secular approaches to developing a culture of interconfessional relations among students, contributes to the training of highly educated specialists who are able to seamlessly communicate. This direction of activity is one
of the foundations of strengthening of social stability in the Russian Fédération.
Key words: culture of interconfessional relations, student youth, diagnose experiment.
Цель работы: проанализировать результаты диагностирующей части экспериментальной деятельности по воспитанию культуры межконфессиональных отношений (КМКО) у современной студенческой молодежи.
Введение
Разработка концепции воспитания культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи медицинских вузов получает свое завершение в теоретическом осмыслении результата, который представлен как качественное новообразование - готовность выпускников вуза к мирному взаимодействию в социуме и профессиональной деятельности. Прогнозирование результатов осуществлялось в рамках теоретической разработки темы и диагностической части экспериментальной деятельности.
Важнейшей задачей диагностирующей части экспериментальной деятельности было выявление результатов воспитания культуры межконфессиональных отношений в соответствии с основными содержательными компонентами: мотивационным, когнитивным, эмоционально-волевым и деятель-ностным. Экспериментальная деятельность осуществлялась в Кировской государственной медицинской академии в период с 2003-го по 2012 г. и предполагала решение двух групп исследовательских задач в рамках диагностической части эксперимента (2003-2009 гг.): определение уровня готовности студентов к воспитанию культуры межконфессиональных отношений и определение результатов, достижение которых предполагалось на завершающем этапе формирующей части экспериментальной деятельности по воспитанию культуры межконфессиональных отношений у студентов [1].
Материалы и методы
Для обеспечения достоверности результатов применялся комплекс взаимодополняющих исследовательских методов: анкетирование, интервьюирование, изучение и анализ учебно-педагогической документации, программ, наблюдение за поведением студентов на занятиях, анализ результатов учебно-воспитательной деятельности вузов Волго-Вятского региона и педагогического опыта руководителей студенческих молодежных объединений г. Кирова, математические методы анализа результатов диагностирующей части эксперимента.
Результаты и их обсуждение (проблемы готовности студентов к участию в деятельности по развитию культуры межконфессиональных отношений)
Диагностирующая часть эксперимента заключалась в изучении исходного уровня сформированное™ культуры межконфессиональных отношений у современной молодежи в медицинской среде, готов-
ности к ее развитию. Критерии готовности к овладению культурой межконфессиональных отношений у студенческой молодежи представлены в Таблице 1. Данные критерии могут подвергаться дополнению и коррекции в ходе формирующей части эксперимента.
Таблица 1
Критерии готовности студентов к воспитанию культуры межконфессиональных отношений у студентов
Основные компоненты воспитания КМКО у студентов Основные критерии готовности студентов к воспитанию КМКО
Мотивационный - наличие познавательного интереса к воспитанию культуры межконфессиональных отношений
Когнитивный - наличие представлений о мире религиозного и традициях поддержания межконфессионального мира межконфессиональных отношений
Эмоционально-волевой - наличие эмпатии; - умение регулирования эмоций в сфере межконфессионального взаимодействия
Деятельностный - умение принимать право других на выражение собственной конфессиональной идентичности
Экспериментальная группа диагностирующей части эксперимента насчитывала 2567 человек - это студенты 1-5 курсов в возрасте 16-22 года, являющиеся либо постоянными членами молодежных объединений, либо принимающими непосредственное участие в их деятельности в 2006-2009 гг. Конфессиональный состав участников эксперимента был следующим: 79% - православная молодежь (включая старообрядцев - 9%), 9% - молодежь, исповедующая ислам, 4% - молодые люди, придерживающиеся православия и традиционной национальной религии удмуртов, или мари, 6% - атеисты, 2% - молодежь, представляющая другие религии (представители Армянской церкви, иеговисты, иудеи).
Основная часть респондентов обучалась в ФГБОУ ВПО Вятском государственном университете (на гуманитарном, электротехническом, химическом и архитектурно-строительном факультетах), ГБОУ ВПО Кировской государственной медицинской академии (на лечебном и педиатрическом факультетах), ГБОУ ВПО Арзамасском государственном педагогическом институте имени А.П. Гайдара (Нижегородская область) (на факультете психологии и педагогики дошкольного и начального образования, физико-математическом факультете), в Филиале Московского государственного университета потребительской кооперации в г. Арзамасе (на экономическом факультете), Филиале Московского государственного индустриального университета в г. Кирове (на факультете автомобильного сервиса).
На основе указанных методов и выделенных критериев (характеристик) готовности к развитию культуры межконфессиональных отношений условно был осуществлен анализ готовности молодежи к воспитанию культуры межконфессиональных отношений. В данной статье представлены лишь наиболее значимые критерии и характеристики готовности студентов к воспитанию культуры межконфессиональных отношений.
Диагностирующая часть эксперимента включала программу изучения исходного уровня культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи и комплекса социальных факторов, выступающих в качестве регуляторов воспитания культуры межконфессиональных отношений у современной молодежи. Приоритетная задача экспериментальной работы заключалась в том, чтобы стимулировать у студенческой молодежи стремление к овладению культурой межконфессиональных отношений. Особая трудность состояла в том, что воспитание культуры межконфессиональных отношений у молодежи - процесс, не поддающийся количественным измерениям и имеющий отсроченные временные результаты. Поэтому в основу изучения была положена совокупность авторских методик, ориентированных на самооценку сформированности культуры межконфессиональных отношений студенческой молодежью.
Обработка результатов осуществлялась в целом для всей исследуемой группы и индивидуально для каждого студента с занесением в карту личностного роста. Целесообразно рассмотреть наиболее важные критерии сформированности культуры межконфессиональных отношений.
Критерий сформированности мотивационного компонента культуры межконфессиональных отношений определялся ориентированностью студентов на развитие культуры межконфессиональных отношений и ее практической реализацией (Таблица 1).
Диагностика результатов готовности к развитию культуры межконфессиональных отношений по данному критерию осуществлялась на основе использования методики Л.С. Колмогоровой по выявлению ориентации студентов: на себя, дело и общение в рамках овладения культурой межконфессиональных отношений. Члены объединения должны были выбрать два варианта ответа:
1) в наибольшей степени выражавший их мнение;
2) наиболее далекий от их индивидуального мнения или наименее соответствующий действительности.
Молодежь была распределена по группам в соответствии с выбранными вариантами ответов: Я, Дело, Общение [2]. Направленность на себя (Я) выражалась в ориентации молодых людей на прямое вознаграждение, собственное удовлетворение работой, проявлялась агрессивность в достижении статуса, раздражительность, интравертивность.
Направленность на общение (О) характеризовалась стремлением молодежи в любых условиях поддерживать отношения с людьми, совместную деятельность, проявлялась зависимость от группы в социальном одобрении, потребность в эмоциональных отношениях с людьми.
Направленность на дело (Д) выразилась в заинтересованном решении деловых проблем, стремлении выполнять работу как можно лучше, ориентации на деловое сотрудничество, в способности отстаивать в интересах дела собственное мнение, полезное для достижения цели. Студенты, входящие в состав экспериментальной группы, предпочитали работать сообща, интеллектуально и эмоционально зависели от одобрения окружающих, принимали общение как личностный процесс взаимодействия, в том числе и в поликонфессиональном коллективе («общение» - 71%).
"Члены данной группы предпочитали такие личностные качества, как взаимоуважение, дружелюбие, взаимопомощь, избегание конфликтных ситуаций. Другая группа («дел о» - 15%) была ориентиров а на на качественное выполнение дела. Члены этой группы более всего ценили практичный ум, тщеславны, требовательны. Среди них обозначилась группа молод ежи, отличалась эгоизмом, которая ценила первенство во всем, работоспособность, предвзято относилась к другим членам молодежного объединения (Диаграмма 1).
Диаграмма 1 Характеристика направленности личности студентов эксперимента, %
80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
J
Дело
Общение
Выделение критериев и диагностика сформированное™ эмоционально-волевого компонента были осуществлены на основе методики Л.С. Колмогоровой. Для исследования использовалась процедура шкалирования, а именно метод парного сравнения [2]. Участники эксперимента выбрали, с одной стороны, наиболее значимые для них общепринятые ценности, с другой стороны, наиболее доступные.
Анализ результатов показал, что в качестве ценностных ориентации предлагались следующие ценности, являющиеся значимыми для развития культуры межконфессиональных отношений: здоровье; общение; помощь и милосердие; высокое материальное благосостояние, хорошее образование; вера в Бога; свобода и независимость от других в поступках; признание и уважение людей.
Высокие рейтинговые места для таких ценностей, как качественное образование, любовь, интересная работа, материальное благосостояние, здоровье, свобода как независимость в поступках и действиях. По доступности приоритетаыми оказались общение, уважение людей, приятное времяпрепровождение, вера в Бога. Таким образом, студенческая молодежь одинаково тяготеет как к материальным ценностям, так и ценностям нравственной направленности. Было подтверждено мнение о значимости для современной молодежи религиозных ценностей (Гистограмма 1).
Гистограмма 1 Соотношение уровней ценностных ориентаций у студенческой молодежи
50% 45% 40%
35% 30%
25% 20% 15% 10%
i 4,
ш
С целью выявления отношения молодежи к религии как значимой и доступной ценности в жизни молодых людей были использованы эмпирические методы анкетирования и интервьюирования на основе анкеты, разработанной сотрудниками Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории имени В.М. Васильева, и данные социологических исследований по проблеме роста религиозности среди населения Республики Марий Эл на рубеже ХХ-ХХ1 вв. с целью сравнения ситуации в соседней Кировской области. Анкета была доработана учеными-членами Историко-культурного молодежного общества «Самобытная Вятка» и автором исследования. По результатам опроса молодежи в 2003-2009 гг. была выявлена тенденция роста числа верующих среди молодежи как в Кировской области, так и в соседних регионах. Данная реалия делает актуальным необходимость развития у молодежи и такого параллельного религиозности качества, как культура межконфессиональных отношений [4, 5].
Данный факт свидетельствовал о ряде противоречий ценностных ориентаций у юношества. Поэтому важно было выяснить особенности нравственно-волевой регуляции у молодежи как способности к длительным нравственно-волевым напряжениям, связанным с чувством заботы об окружающих, ответственности и за свои действия, соотнесение своего мненияс мнением окружающих. На основе методики Л.С. Колмогоровой у студенческой молодежи экспериментальной группы был выявлен уровень сформированности нравственно-волевых привычек, ¡с которым относились основные навыки бытового и профессионального общения молодежи, привычка сдерживаться в эмоционально-напряженных ситуациях, умение длительно заниматься одним делом. Изучалось проявление студенчеством интереса к самовоспитанию и серьезной жизненной цели. Обработка данных позволила выявить три уровня развития эмоционально-волевой регуляции у представителей экспериментальной группы.
Высокий уровень (14-19%) отмечался, когда молодые люди проявляли весь комплекс бытовых и отчасти профессиональных привычек. У них было развито внимание, умение доводить начатое дело до конца, сдерживание негативных эмоций в общении, настроенность на позитивное взаимодействие.
Средний уровень (55-59%) характеризовался ситуативным проявлением волевых привычек, недостаточностью развития способности управлять своим поведением и эмоциями.
Низкий уровень (22-31%) отмечался у молодежи, которая была не способна к длительным нравственно-волевым напряжениям, не умеющей сдерживать негативные эмоции и управлять своим поведением.
Результаты диагностики позволили сделать вывод о недостаточном развитии эмоционально-волевой сферы как у представителей экспериментальной группы, так и представителей контрольной группы, неумении регулировать себя в процессе взаимодействия. Качество эмоционально-волевой регуляции является необходимой составляющей процесса развития культуры межконфессиональных отношений (Гистограмма 2).
Гистограмма 2 Соотношение уровней проявления эмоционально-волевых качеств у студенческой молодежи
Особый предмет исследования составила диагностика наличия у молодежи толерантности как значимого волевого качества на основе методики Г.В. Безюлевой и Г.М. Шеламовой, сходной, по сути, с методом парного сравнения Л.С. Колмогоровой. Члены экспериментальной группы должны были отметить из предложенного перечнякачества, которые совпадают с их взглядами в таблице «Характеристики раз -личий между толерантной и интолерантной личностью », предложенной педагогами.
На основе самоанализа студентов в экспериментальной и контрольной группах результаты были примерно одинаковыми. 58% молодых людей отнесли себя ¡с толерантной группе. Молодежь выделила у себя такие качества, как; знание своих достоинств и недостатков, выраженную в достаточной степени способность к эмпатии, стремление взять ответственность на себя, признание многообразия мир а, позиций и мнений, чувство юмора, стремление жить в свободном демократическом обществе.
Группа с выраженными интолерантными качествами составила 42%: молодые люди, стремящиеся замечать у себя больше достоинств, чем недостатков, обвинять в проблемах окружающих, отличающиеся невыраженностью эмпатии, стремлением снять с себя ответственность за происходящее, их устраивает авторитарное общество с сильной властью [2, 3]. (Диаграмма 2).
Диаграмма 2 Соотношение проявления толерантности и интолерантности в процессе межличностного общения студенческой молодежи
И - 42%
Т - 58%
И - выражена интолерантность в поведении Т - выражена толерантность в поведении
Самоанализ студенческой молодежи, не входящей в состав молодежных объединений, показал идентичные результаты. С целью достижения максимальной достоверности результатов опытно-экспериментальной работы на протяжении эксперимента применялся метод математической обработки, предполагавший определение средней арифметической величины полученных показателей, отражающих влияние результатов на количественные и качественные характеристики. На основе данного метода был
определен типичныи для всех групп уровень указанных характеристик.
Для нахождения средней арифметической величины использовалась формула:
X = а!+а2+аЗ+ап
-5
п
где а - показатель одного из выделенных критериев воспитания культуры межконфессиональных отношений или показатель одного члена экспериментальной группы, который выставлялся в соответствии с разработанными критериями: 3 балла - высокий уровень, 2 - средний, 1 - низкий;
п - общее количество показателей воспитания культуры межконфессиональных отношений среди молодежи или общее количество студентов, принявших участие в эксперименте [1].
Результаты диагностики заносились в сводные таблицы, дававшие возможность соотносить самооценку студентов с их оценкой педагогами. Обязательно вычислялась средняя величина, характеризовавшая в целом уровень нравственного развития каждого студента [1].
Сведение результатов в общую таблицу помогало выявлять объективность самооценки студентов, демонстрировало зависимость уровня воспитания культуры межконфессиональных отношений у студентов от их способности взаимодействовать с окружающими на уровне межконфессионального диалога. Как правило, ориентированные только на себя молодые люди с низким уровнем развития коммуникативных качеств имели и низкий уровень сформированное™ нравственно-волевой саморегуляции, отклонения в системе ценностных ориентации. Анализ дифференцирования студентов по уровням нравственного развития позволил установить, что значительное количество диагностированных студентов расходилось в своих представлениях об идеальных и доступных ценностях, слабо проявляло нравственные качества в поведении, ориентировалось на внешние моральные регуляторы, не всегда критично и требовательно относилось к себе, не умело сочувствовать окружающим. В некоторых случаях обнаруживались значительные расхождения самооценки студентов с их реальным поведением. Комплексный анализ результатов помог выявить следующие основные проблемы развития культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи:
• деформация представления об истинных ценностях;
• наличие неадекватной самооценки;
• преобладание эгоистической направленности личности;
• пассивность нравственных убеждений и идеалов личности;
• несформированность нравственно-волевых качеств;
• незнание норм и правил взаимодействия с людьми.
Таким образом, на основе анализа критериев готовности студентов к деятельности по развитию культуры межконфессиональных отношений были определены условно уровни данной готовности (Таблица 2, Диаграмма 3).
Таблица 2
Уровни готовности студенческой молодежи к воспитанию культуры межконфессиональных отношений
Уровень готовности студентов к деятельности по развитию КМКО Основные характеристики
Низкий уровень - наличие негативного отношения к проблеме; - категоричные оценки в отношении иных конфессиональныхкультур; - агрессивная настроенность; молодые люди считали иную точку зрения ошибочной, в качестве главного регулятора межконфессиональных отношений рассматривали правовые нормы, не исключая возможности их нарушения; - активное стремление к навязыванию своейточки зрения
Средний уровень - проявление интереса к содержательной стороне мероприятий; - наличие личного позитивного мнения о необходимости укрепления конфессионального взаимодействия и мира; - отсутствие самостоятельности и инициативности в плане общественно-педагогического влияния на ровесников; - отсутствие желания закрепиться в молодежном региональном сообществе; - отсутствие стремления к поддержанию социального мира, в том числе в сфере межконфессиональных отношений
Высокий уровень - способность к принятию других точек зрения; - желание активно участвовать в деятельности по развитию у себя лично и молодежи в целом культуры межконфессиональных отношений; - наличие познавательного интереса, инициативность, положительный эмоциональный настрой и стремление к общественной деятельности по развитию культуры межконфессионального общения у ровесников и представителей других возрастных групп населения региона
Диаграмма 3 Соотношение уровней готовности студенческой молодежи к деятельности по развитию культуры межконфессиональных отношений
Низкий -19%
Высокий - 24% Средний - 57%
Представленные частично итоги диагностической части экспериментальной работы могут быть подвергнуты сомнению в связи с недостаточной разработанностью проблемы в отечественной педагогике и отсутствием проверенных методик ее изучения. Однако эти результаты позволяют достаточно достоверно отразить социальную значимость проблемы и особенности готовности студентов к участию в реализации такой важной педагогической задачи, как участие в деятельности, направленной на воспитание культуры межконфессиональных отношений у студентов.
Выводы
1. Анализ готовности к развитию культуры межконфессиональных отношений в ходе диагностирую щего эксперимента у студенческой молодежи, в том числе и в Кировской ГМА, показал преобладание низкого и среднего уровня их готовности к овладению культурой межконфессиональных отношений. Результаты ориентировали на разработку целостной концепции воспитания культуры межконфессиональных отношений у студентов и ее дальнейшую апробацию в рамках формирующей части экспериментальной работы.
2. Развитие светских подходов к воспитанию культуры межконфессиональных отношений у сту-
дентов медицинских вузов способствует подготовке высокообразованных специалистов, умеющих бесконфликтно общаться.
Государственный заказ на подготовку специалистов медицинской сферы формируется в соответствии с идеалами оказания медицинской помощи в Российской Федерации «с учетом его физического состояния и соблюдения по возможности культурных и религиозных традиций» [6]. Современный выпускник медицинского вуза должен обладать умениями и навыками взаимодействия в поликонфессиональной среде и должен быть готов к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности. Данное направление деятельности является одним из фундаментов укрепления социальной стабильности в Российской Федерации.
3. Аналитическая оценка результатов диагностирующего эксперимента позволила сделать вывод о том, что в медицинских вузах следует ориентироваться на внедрение активных форм обучения и воспитания, развитие субъект-субъектных отношений в ходе воспитательной работы.
Список литературы
1. Сахарова Л.Г. Формирование культуры межконфессиональных отношений//Высшее профессиональное образование. Столица. 2009. № 3. С. 17-18.
2. Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьника: пракг. пособие для школьников [Текст]. -М., 2002, 346 с.
3. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике [Текст]. - М., 2002. 92 с.
4. Шабыкое В.И. Динамика религиозного сознания населения Республики Марий Эл (на материалах социологических исследований 1994-2004 гг.) [Текст]. //К истории межконфессионального согласия: Материалы Республиканской научно-пракгиче-ской конференции «Межконфессиональное согласие как фактор общественной модернизации». Йошкар-Ола: МАРНИЯЛИ, 2007. С.113-131.
5. Поляков А.Г. Современная этнорелигиозная ситуация в Кировской области: статистические све-дения//Религии народов Вятского края. Учебно-справочное пособие. Киров, 2009. С. 266-281.
6. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Текст]. М., 2011. С.11.
Сведения об авторе
Сахарова Людмила Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой социальных наук Кировской ГМА, e-mail: slg75@ rambler.ru.
УДК 159.9+37.015.3+378.1 Б.С. Тетенькин
ИЗУЧЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ КОЛЛЕКТИВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДР МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
Кировская государственная медицинская академия B.S. Tetenkin
STUDY OF THE COMPOSITION OF THE TEACHERS STAFF OF THE DEPARTMENT OF MEDICAL INSTITUTES
Kirov state medical academy
В содержании статьи автор раскрывает механизм изучения композиции коллектива преподавателей кафедры. Это должно способствовать более рациональному управлению профессиональной деятельностью его членов. Материал статьи может оказать существенную помощь заведующим кафедрами в приеме на работу сотрудников, подборе их социальных ролей, а также при ротации кадров. Студентам, сориентированным в управленческую деятельность, данная статья поможет в будущем в создании оптимальных рабочих групп и коллективов. Кураторам это также упростит решение проблемы управления студенческими коллективами.
Ключевые слова: коллектив, композиция, матрица, социограмма, рейтинговая величина.
In the article the author reveals the mechanism of studying the composition of the teachers staff of the Department. This should lead to a more rational management of professional activities of its members. The material can provide substantial assistance for heads of departments in the recruitment, selection of their social roles, as well as in staff rotation. Students oriented in management activities will find this article helpful in creating optimal working groups and teams. It will also solve curators' problem in students' societies management.
Key worlds: team composition, matrix, sociogram, rating value.
Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, как бы точкой, в которой пересекаются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных последствия: с одной стороны, определяет объективное место личности, с другой стороны, сказывается на формировании ее профессионализма.
Традиционно в социальной психологии изучаются прежде всего некоторые элементарные параметры группы: композиция, структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, который реализуется в исследовании. Группа, в которой эти параметры ярко выражены, и представляет собой коллектив.
Социальная психология [1-3] рассматривает несколько моделей развития коллектива, каждая из которых фиксирует специальные стадии или уровни в этом движении. Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода содержится в концепции, разработанной A.B. Петровским (2).
В данной статье раскрывается процесс исследования коллектива медицинских вузов через исследование его композиции. Выявление настоящих и потенциальных возможностей каждого из членов коллектива позволит более рациональному размещению кадров и их ротации.
Наряду с субъективными методами (наблюдение, изучение продуктов деятельности, беседа) применяются методы или группы методов, позволяющие через соответствующую обработку получить более объективные результаты (социометрия, референто-метрия, ранжирование и др.).
В нашей схеме для начала следует провести социометрию - группу взаимообусловленных методов, основанных на выборе партнера по определенной совместной деятельности.
После организационного этапа исследования применяются матрицы выбора, количество которых должно соответствовать количеству выявленных качеств личности или направлений выборов. Формулировать тему выбора следует конкретно, но несколько завуалированно от прямого назначения. Например, если конкретной целью ставится выбор заведующего кафедрой медицинского вуза, то матрицы формируются в зависимости от его основных необходимых личностно-профессиональных качеств:
1. Кто из членов вашего коллектива обладает высокой профессиональной компетентностью?
2. Кто, по вашему мнению, может быстро, четко и хорошо организовать какое-нибудь мероприятие?
3. Кто из ваших коллег искренне увлечен работой?
4. У кого из ваших коллег широкий круг профессиональных интересов?
5. Кто из коллег обладает чувством искреннего сопереживания?
6. К кому из членов вашего коллектива вы бы обратились за помощью, консультацией?
Существует несколько вариантов работы с матрицами. В общепринятых методиках количество выборов ограничивается (например, не более трех). Для гомогенных коллективов, составленных из специалистов приблизительно одного уровня и специализации, этот прием вполне оправдан, но только при условии длительной работы психологов по формированию ценностных ориентации членов коллектива, как это делается в передовых зарубежных странах.