УДК 378.18+215 ББК Ч33(2Рос)6*022
Сахарова Людмила Геннадьевна
Кандидат исторических наук, доцент кафедры социальных наук Кировская государственная медицинская академия
г. Киров
Sakharova Lyudmila Gennadievna
Candidate of History,
Assistant Professor Chair of Social Sciences Kirov State Medical Academy Kirov
Межпредметный подход к рассмотрению процесса развития идей воспитания культуры межконфессиональных отношений в отечественной педагогике Interdisciplinary Approach to the Process of Ideas Developing for Interconfessional Relations Culture Upbringing in the Russian Pedagogy
В статье рассматриваются особенности межпредметного подхода к развитию идей воспитания культуры межконфессиональных отношений в отечественной педагогике ХХ- начала ХХ1 вв. Проблема воспитания культуры межконфессиональных отношений рассматривается с исторической, философской, политологической, юридической точек зрения.
The article analyses characteristics of interdisciplinary approach to the interconfessional relations culture forming in the Russian pedagogy of XX -Beginning of XXI Century. The problem is considered from the points of view philosophy, political science and law.
Ключевые слова: межпредметный подход, правовой подход, социальнопедагогический подход, культура межконфессиональных отношений, студенческая молодежь.
Key words: interdisciplinary approach, legal approach, socio-pedagogical approach, culture of interconfessional relations, college kids.
Изучение специфики развития идей воспитания культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи требует его осмысления в широком социокультурном контексте, интегрирующем историю, философию, политологию, религиоведение, юридические и другие общественно-политические науки.
Реконструктивно-генетический мониторинг развития процесса
воспитания культуры межконфессиональных отношений невозможен без опоры
на различные представления о веротерпимости, религиозной толерантности, религиозной культуре, особенностях поведения верующих людей и атеистов, анализа их длительной эволюции и конкретных культурно-исторических трактовок, особенностях содержания понятия с точки зрения государственного, регионального и индивидуального подходов.
Для определения путей и способов воспитания у студенческой молодежи культуры межконфессиональных отношений, как основы социальной стабильности, важно сформировать представления об особенностях процесса развития идей к воспитанию культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи.
Междисциплинарный концепции рассмотрения проблемы предполагает, в первую очередь, определение сущностных признаков конкретно-исторических понятий «культура межконфессиональных отношений», «веротерпимость», «религиозная толерантность», обуславливающих социальный и
государственный заказы на воспитание у студенческой молодежи культуры межконфессиональных отношений.
Во вторую очередь, ее изучение в контексте конкретной политической и социокультурной ситуации, детерминирующей соответствующую модель воспитания культуры межконфессиональных отношений, как части гражданского воспитания, постановку педагогических целей и задач, отбор содержания и технологических средств.
Рассматриваемые категории претерпели значительные качественные изменения в ХХ - начале ХХІ вв.: от «веротерпимости» до «религиозной толерантности» и «культуры межконфессиональных отношений». Определяющую роль в формировании их содержания играло и продолжает играть государство.
Политические процессы в СССР, связанные с перестройкой всех сфер общественной жизни на основе общемировых либерально-демократических идей стали импульсов и для нового витка модернизации государственной религиозной политики. Новый виток эволюции понятий веротерпимости и культуры межконфессиональных отношений был связан с периодом рубежа ХХ-ХХІ вв. Распад крупнейшей в мире многонациональной державы СССР, обусловленный
многочисленными этноконфессиональными конфликтами, в сочетании с экономическими и территориальными, привел к необходимости поиска эффективных способов сохранения социального мира.
Правовой подход к воспитанию межконфессиональных отношений отражены в работах современного специалиста по правам человека С. А. Бурьянова. Свобода совести в современных условиях, по его мнению, является основополагающим неотъемлимым правом каждого человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой «специальных» ограничений в других гражданских правах и свободах [1, с.6].
Складывание основ государственности Российской Федерации осуществлялось на основе учета значимости сохранения социального мира и соблюдения прав человека.
В Статье 14-й новой Конституции Российской Федерации провозглашается: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» [2, с.7].
Конституция Российской Федерации ориентирует на поддержание мира в религиозной сфере взаимоотношений граждан. В соответствии со Статьей 29 «не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства» [3, с.11]. В качестве составной части духовно-нравственного воспитания молодежи в современных условиях развития поликультурного общества определяется воспитание культуры межнациональных и межконфессиональных отношений, тесно связанных между собой.
В Российской Федерации принят ряд государственных программ, направленных на реализацию принципа укрепления конфессионального мира в государстве и реализацию международных норм сосуществования людей в поликультурном обществе. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации в 2006-2010 гг.» рассматривает патриотическое воспитание как основу духовно-нравственного единства общества. Патриотическое воспитание в современной России тесно связано с
формированием понимания того, что «многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и взаимное проникновение способствует материальному и духовному прогрессу общества»[4,с.3], региональные программы и ежегодные планы интегрированной деятельности образовательных учреждений и молодежных объединений, направленные на профилактику экстремистских проявления в молодежной среде [5].
Основой развития политического подхода к воспитанию культуры межконфессиональных отношений стали следующие противоречия:
- стремление конфессий завоевать все большую популярность и число последователей: миссионерская деятельность особенно среди нерелигиозной части населения;
- тенденция к активной реализации свободы вероисповедания: внимание к публичной обрядовой практике и демонстрация чувства религиозного превосходства, провоцирующие конфликтные ситуации, и являющиеся поводом к совершению правонарушений;
- стремление к активному участию религиозных объединений в
политической, экономической и социальной жизни государства и отдельно взятых регионов: миротворческая, благотворительная, образовательная
деятельность;
- поиск путей к мирному сосуществованию в рамках единого государства с учетом позитивного исторического опыта.
Несмотря на противоречия религиоведы и политики отмечают наличие в современной России в межконфессиональных отношениях тенденции к становлению диалога и углубления взаимопонимания [6,с.335].
В обиходе появляются новые понятия, характерные для постсоветской России - это «религиозная толерантность», «культура межнациональных и межконфессиональных отношений». Анализ современных социальнофилософских теорий, позиции государства и мнения граждан, представителей различных религиозных конфессий и атеистов, позволяет определить суть новых понятий.
Основой формирования отношений между различными социальными группами становиться понятие «толерантность».
В Новейшее время суть толерантности определена более широко международными правовыми актами, в частности, «Декларацией принципов толерантности», принятой ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность в данной декларации обозначена как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности <...>. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность- это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира» [7]. И.И. Калычева, педагог и политик, попыталась отразить суть обыденного понимания толерантности современными людьми: «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей»[8, с.108].
Опираясь на современные социально-педагогические подходы к трактовке толерантности проблеме воспитания культуры межконфессиональных отношений, представленные в международных актах и психолого-педагогических трудах (Г.У. Солдатова, А.А. Сыродеева, М.Б. Хомяков, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова и другие) [9, с.10-11] мы сформулировали ряд общих критериев религиозной толерантности:
- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
- равноправие (равный доступ к социальным благам, управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей независимо от религиозной принадлежности;
- взаимоуважение членов группы или религиозного сообщества общества, доброжелательность, терпимое отношение к представителям различных религиозных конфессий;
- развитие возможности для участия в политической жизни всех членов общества независимо от религиозной принадлежности;
- сохранение и развитие культурной самобытности всех религиозных конфессий;
- охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
- возможность следовать своим традициям для всех религиозных культур, представленных в данном обществе;
- сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах этнических, межрелигиозных отношений.
Данные принципы рассматривают воплощение толерантности на уровне государства и на уровне общества: с одной стороны люди с их нравственно-религиозными убеждениями и взаимоотношениями, а с другой, пристрастное государство, подтверждающее права каждого гражданина и защищающее свои интересы.
Государство и общество должно способствовать подготовке цивилизованных членов, владеющих минимумом нравственных качеств, способствующих проявлению культуры межконфессиональных отношений. К признакам цивилизованности в плане межконфессиональных отношений можно отнести соответствие поведения элементарным морально-этическим нормам, законопослушность, наличие умения коммуникативного, межрелигиозного общения.
Содержанием воспитательного процесса, по мнению Б. Т. Лихачева, являются основы культуры, включающие: культуру духовных потребностей, которой относится религиозная культура, ориентация на социально-значимые духовные ценности, освоение основных понятий теории морали, культура человеческого общения [10, с.102].
Таким образом, анализ общественно-политических, социальноправовых и педагогических подходов в понимании сущности признаков рассматриваемых понятий позволяет наметить ориентиры развития процесса воспитания культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи в современных условиях. Основными субъектами воспитания культуры межконфессиональных отношений являются в первую очередь индивиды.
В правовом государстве приоритет принадлежит правам человека, регулирование и построение межконфессиональных отношений должно строиться на их основе. Отличительная особенность граждан правового
государства и гражданского общества - наличие демократических прав и свобод, включающих свободу совести. Ущемление данного права неприемлемо для Российской Федерации, осуществляющей свое развитие по пути построения правового государства и гражданского общества.
Воспитание у молодежи культуры межконфессиональных отношений должно строиться на основе межпредметного подхода, теоретических и практических исследований в области гражданского образования.
Библиографический список
1. Бурьянов, С.А. Конституционные гарантии, законодательство в сфере свободы совести [Текст]/С.А. Бурьянов // Свобода убеждений, совести и религии в современной России:специаль. Информ. аналит. доклад: монография.-М.:Хельсинская группа, 2007.-456 с.
2. Конституция Российской Федерации. [Текст].-М.: Юрист, 2000.-56 с.
3. Декларация принципов толерантности: резолюция 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 [Текст]/Первое сентября .2000.-№6.
4. Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)[ Текст].-М.:Норма, 2004.-67 с.
5. Ковалевский, М.М.Взаимоотношений свободы и общественной солидарности [Текст]/М.М. ковалевский//Хрестоматия по политологии:в 2-х т.-Арзамас: Арзамсский педагогический институт, 1994.-245 с.
6. Калачева, А.Г. Молодежь и поликультурное образование в высшей школе Беларуси: пособие для административно-управленческих кадров высшей школы [Текст]/ А.Г. Калачева.-Минск, 2003.-160 с.
7. Сыродеева, А.А. Поликультурное воспитание: Учебно-методическое пособие [Текст]/ А.А. Сыродеева.-М:МИРОС, 2001.-272 с. и др.
8. Лихачев, Д.С. Земля родная [Текст]/Д.С. Лихачев.-М.: Просвещение, 1983.-256 с.
Bibliography
1. Burianov, S.A. Constitutional Guarantees, Laws in the Sphere of Conscience Liberty [Text] / S.A. Burianov // The Liberty of Views, Conscience and Religion in Modern Russia: Special Informational and Analytical Report: Monograph. - M.: Helsinki Group, 2007. - 456 p.
2. Declaration of the Tolerance Principles: UNESCO General Conference Resolution 5.61, November, 16, 1995 [Text] / Pervoye Sentyabrya (The First of September). - 2000. - № 6.
3. Kalacheva, A.G. Youth and Polycultural Education in Higher Schools of Belarus: Textbook for Administrative and Management Staff of Higher School [Text] / A.G. Kalacheva. -Minsk, 2003. - 160 p.
4. Kovalevski, M.M. Relationships of Freedom and Social Solidarity [Text] / M.M. Kovalevski // Political Science Reader: In 2 Volumes. - Arzamas: Arzamas Pedagogical Institute, 1994. - 245 p.
5. Likhachev, D.S. The Native Land [Text] / D.S. Likhachev. - M.: Enlightenment, 1983. - 256 p.
6. Syrodeeva, A.A. Polycultural Education: Guidance Manual [Text] / A.A. Syrodeeva. -M.: MIROS, 2001. - 272 p.
7. The Constitution of the Russian Federation [Text]. - M.: Yourist, 2000. - 56 p.
8. The Federal Purpose Program Tolerant Conscience Settings Forming and of Extremism Prevention in the Russian Society (2001-2005) [Text]. - M.: Norma, 2004. - 67 p.