УДК 008: 323.1: 37
JI.Г. Сахарова, Е.А. Гвоздецкая
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ
МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ
L.G. Sakharova, Е.А. Gvozdetskaya CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF UPBRINGING THE CULTURE OF INTER-CONFESSIONAL RELATIONS IN STUDENTS OF HIGHER MEDICAL EDUCATION INSTITUTES
Кировская государственная медицинская академия
Арзамасский медицинский колледж
В статье раскрыты особенности содержания и воспитания культуры межконфессиональных отношений у студентов медицинского вуза как личностного и профессионального качества. Актуальность темы обусловлена требованиями к подготовке специалистов медицинской сферы, отраженных в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего и профессионального образования третьего поколения и Федеральным законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Ключевые слова: культура межконфессиональных отношений. Компетенции,
социально-гуманитарные дисциплины, воспитание.
The article reveals content and peculiarities of raising the culture of inter-confessional relations in students of higher educational medical institutes as personal and professional qualities. Relevance of the topic is determined by training requirements for specialists in medical sphere. They are reflected in the Federal state educational standards of higher and professional education of the third generation and in standards of Federal law “Public health care foundations in the Russian Federation”.
Keywords: culture of inter-confessional relations, key-skills, social sciences and the humanities, education.
Введение
Актуальность проблемы воспитания культуры межконфессиональных отношений у студентов медицинского вуза обусловлена рядом новых требований к подготовке будущих специалистов медицинской сферы и современными особенностями социального заказа на воспитание личности.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего и профессионального образования третьего поколения по специальностям 060-103 «Педиатрия» и 060101 «Лечебное дело» к числу общекультурных компетенций относят «способность и готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности», «готовность осуществлять свою деятельность с соблюдением принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики» [1].
Поликультурный состав пациентов предполагает наличие необходимость учитывать особенности поведения, определяемые в том числе и религиозной принадлежностью, а также стремление пациентов к выражению религиозной идентичности в условиях медицинских учреждений.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья , в том числе в религиозной сфере:
- «Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств»;
- Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи
реализуется путем «оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и соблюдения по возможности культурных и
религиозных традиций пациента» и др. [2].
Культура межконфессиональных отношений, как личное и
профессиональное качество, предполагает наличие у студентов (будущих специалистов в медицинской сфере) знаний и представлений о различных религиозных культурах и умение бесконфликтного общения в
поликонфессиональной среде. На современном этапе развития высшего профессионального образования данная проблема недостаточно разработана.
Актуальной педагогической задачей является разработка целостной концепции воспитания культуры межконфессиональных отношений у
студентов медицинского вуза. В данной статье мы предлагает основные концептуальные положения, определяющие целевой, содержательный и процессуальный компоненты воспитания культуры межконфессиональных отношений у студентов.
Основное содержание концепции воспитания культуры межконфессиональных отношений у студентов
Концепция воспитания культуры межконфессиональны отношений у студентов опирается национально-воспитательный идеал сформированности культуры межконфессиональных отношений у студентов, включает цель и задачи воспитания культуры межконфессиональных отношений у студентов, ценностные установки воспитания культуры межконфессиональных отношений у студентов в системе высшего образования, систему воспитательной работы высшего профессионального учебного заведения по воспитанию культуры межконфессиональных отношений у студентов, особенности управления процессом воспитания культуры межконфессиональных отношений, взаимодействие высших
профессиональных учебных заведений, религиозных организаций, учреждений дополнительного образования молодежи, институтов гражданского общества в воспитании культуры межконфессиональных отношений у студентов, примерные требования к условиям воспитания культуры межконфессиональных отношений и социализации у студентов.
Идеал воспитания культуры межконфессиональных отношений у студентов определяется социальным и государственным заказом.
Социальный заказ высшего профессионального образования устанавливается в следующей системе социальных и педагогических понятий и отношений между ними:
• нация — государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный и многоконфессиональный народ Российской Федерации;
• формирование национальной и религиозной идентичности — формирование у личности представления о многонациональном и многоконфессиональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
• многообразие культур и народов — культурное многообразие, существующее в стране и мире в целом;
• межконфессиональный мир и согласие — единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального и многоконфессионального народа Российской Федерации, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межконфессиональный мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;
• воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;
• национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
• базовые национальные ценности — основные моральные ценности,
приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях
многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Воспитание культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи ориентировано на достижение определённого идеала, то есть образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Для сохранения целостности страны нужна общая система воспитания культуры межконфессиональных отношений в условиях образования, имеющего светский характер.
Современный национальный воспитательный идеал определяется исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох, согласно Конституции Российской Федерации, согласно Закону Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании».
Современный идеал воспитания культуры межконфессиональных
отношений — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многоконфессионального народа Российской Федерации.
Данный идеал определяет цель и задачи воспитания культуры межконфессиональных отношений в рамках нашей концепции.
Важнейшей целью воспитания культуры межконфессиональных отношений у студентов и одной из приоритетных задач общества и государства является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного с области религии и межконфессиональных отношений гражданина России.
В сфере воспитания культуры межконфессиональных отношений воспитание студентов должно обеспечить:
• готовность и способность к развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению в сфере межконфессиональных отношений;
• готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;
• формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведенияв поликонфессиональной среде, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
• развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства в сфере межконфессиональных отношений: осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
• готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки в сфере межконфессиональных отношений;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
• осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;
В сфере общественных отношений воспитание культуры межконфессиональных отношений должно обеспечить:
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• понимание и поддержание таких нравственных устоев общества, значимых для поддержания мирных межконфессиональных отношений, таких как любовь, взаимопомощь, уважение к представителям иных религиозных
культур, ответственность за другого человека [3].
В сфере государственных отношений воспитание культуры
межконфессиональных отношений у студенческой молодежи должно содействовать укреплению и совершенствованию демократического правового государства и укреплению национальной безопасности.
Обеспечение воспитания культуры межконфессиональных отношений является ключевой задачей современной государственной политики
Российской Федерации.
Таким образом, воспитание культуры межконфессиональных отношений у студентов является первостепенной задачей современной системы высшего профессионального образования.
Содержание воспитания культуры межконфессиональных отношений определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.
Носителями базовых национальных ценностей являются различные
социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы,
составляющие многоконфессиональный и многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно воспитание культуры межконфессиональных отношений гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия студентами ценностей культуры межконфессиональных отношений семьи, культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества.
Основным содержанием воспитания культуры межконфессиональных отношений являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях
многоконфессиональногои многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.
Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, религиозном и этническом многообразии.
Базовыми национальными ценностями являются:
• патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога и др.
[4]
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства воспитания культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи
Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Основные принципы организации воспитания культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни студенчества осуществляется на основе:
• нравственного примера педагога;
• социально-педагогического партнёрства;
• индивидуально-личностного развития;
• интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
• социальной востребованности воспитания.
В современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное воспитание культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи.
Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации.
Организация социально-педагогического партнёрства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ высших профессиональных учебных заведений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.
Индивидуально-личностное развитие являлось безусловным приоритетом отечественной педагогики 90-х гг. XX в. и остаётся одной из важнейших задач современного высшего образования. В пространстве воспитания культуры межконфессиональных отношений оно приобретает полноту своей реализации.
Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации.
Воспитание культуры межконфессиональных отношений у студентов
должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ воспитания культуры межконфессиональных отношений.
Содержание воспитания концентрируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед студентами. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения, студенты вместе с педагогами, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
• истории России, истории российских народов, своей семьи, рода;
• жизненного опыта своих родителей, предков;
• традиционных российских религий;
• произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;
• периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
• фольклора народов России;
• общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• учебных дисциплин;
• других источников информации и научного знания.
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебной дисциплины, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад студенческой жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.
Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства воспитания культуры межконфессиональных отношений. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными дисциплинами, между вузом и обществом, школой и жизнью.
Выводы
Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни студента, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание студента происходят в процессе его добровольного и посильного включения в решение проблем сообщества. Полноценное воспитание культуры межконфессиональных отношений происходит, если воспитание не ограничивается информированием студентов о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для проявления культуры межконфессиональных отношений. Перспективным и актуальным вопросом является разработка целостных программ деятельности отдельных вузов по воспитанию культуры межконфессиональных отношений у студентов. Программы воспитания культуры межконфессиональных отношений
должны предусматривать добровольное и посильное включение студентов в решение реальных проблем межконфессиональных отношений вуза, села, района, города, области, республики, России.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего и
профессионального образования по направлению подготовки 060103 Педиатрия (квалификация (степень) «специалист»). Утвержден приказом Министерства и образования и науки Российской Федерации от «08» ноября 2010 г.№ 1122. С.5—6; Федеральный государственный образовательный
стандарт высшего и профессионального образования по направлению подготовки 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»). Утвержден приказом Министерства и образования и науки Российской Федерации от «08» ноября 2010. № 1118. С. 5—6;
2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в российской
Федерации». М., 2011. 10.с;
3. Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В. А. Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания граждан Российской Федерации. иМ.: «Просвещение», 2009;
4. Основы поликультурного общения. Учебно-методическое пособие /
Сост. Л.Г. Сахарова и др. Киров: «Лобань». 2011.
Сведения об авторах
Сахарова Людмила Геннадьевна, — кандидат исторических наук, доцент ГБОУ ВПО Кирвской ГМА Минздравсоцразвития России. Адрес: 61046 г. Киров. Ул. Московская д. 171, e-mail: vas701 @rambler.ru;
Гвоздецкая Елена Анатольевна — преподаватель Арзамасского медицинского колледжа, соискатель. Адрес: Нижегородская область, г. Арзамас, ул. Комсомольский бульвар, д.7/3, e-mail: gea75 @ rambler.ru.