МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Л.Г. Сахарова
В статье рассматриваются современные подходы к воспитанию культуры межконфессиональных отношений у студентов высших профессиональных учебных заведений, как части общей и профессиональной культуры будущего специалиста. Рассмотрены возможности использования ресурсов социально-гуманитарных дисциплин и внеучебной деятельности студентов.
Ключевые слова: культура межконфессиональных отношений, этноконфессиональные группы, деятельностный подход, социокультурный подход.
The modern approaches to the culture education of interconfessional relations among the students. The article is dedicated to the modern approaches to the culture education of interconfessional relations among the students. Possibilities of use of resources of socially-humanitarian disciplines and nonlearning activity of students are considered. Key words: culture of interconfessional relations, ethnic and confessional groups, activity approach, social and cultural approach.
Социальный заказ на подготовку специалиста для любой сферы деятельности ориентирует на развитие у молодых людей умения быстро адаптироваться в поликультурном пространстве. Современный учебный, научный, производственный коллектив, как правило, является поликультурным образованием, в том числе объединяет людей различных религиозных взглядов. Религиозное чувство для человека имеет большое значение, так как определяет связь с поколений, особенности поведения, и отчасти, стиль общения с другими людьми. Воспитание культуры межконфессиональных отношений способствует укреплению социальной стабильности в обществе в целом, каждой конкретной общественной корпорации. Целью данной статьи является анализ современных подходов к воспитанию культуры межконфессиональных отношений у студентов вузов.
В Послании президента РФ В.В. Путина (2007г.) Федеральному собранию Российской Федерации отмечалось: «Наша страна исторически формировалась как союз многих народов и культур. И основу духовности самого российского народа испокон веков составляла идея общего мира-общего для людей различных национальностей и конфессий» [1].
Задачей современных вузов является воспитание культуры межконфессиональных отношений у студенчества как части общей и профессиональной культуры. Под культурой межконфессиональных отношений мы понимаем целостный многоуровневый и
полифункциональный феномен, представляющий собой релевантностный компонент общей и профессиональной культуры студента, будущего специалиста, реализующийся в его личностной и профессиональной идентификации, формирующийся в процессе восприятия, освоения и осознания теоретической и прогматической сущности религиозно-культурного наследия. Овладение культурой межконфессиональных отношений, в период обучения в вузе, связано с
развитием социально-значимых качеств личности, способствующих широкому взаимодействию между представителями различных конфессиональных культур в сфере политики, экономики, труда и быта, в области светской и религиозной культуры, как в масштабах отдельно взятого коллектива, населенного пункта, государства, так и развивающегося в поликультурном плане мирового сообщества.
Существуют некоторые противоречия в разработке вопроса воспитания культуры межконфессиональных отношений у современного студенчества:
- между государственным заказом на формирование толерантной личности и отсутствием эффективной системы по ее воспитанию, учитывающей религиозную специфику регионов, исторические традиции поддержания межконфессионального мира;
- между светскими и религиозными трактовками культуры межконфессиональных отношений и необходимости формулирования универсального содержания данного социально-педагогического феномена;
- между тенденциями углубления религиозности молодежи, ростом нетерпимости к иноверцам и отсутствием мер профилактики религиозного экстремизма в студенческой среде, ограниченностью практического опыта работы вузов в данной сфере;
- между необходимостью воспитания культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности и отсутствием разработанности педагогических подходов к решению данной проблемы в системе современного высшего образования [2].
Данная проблема особую актуальность приобретает в России на рубеже ХХ-ХХ вв. в связи с либерализацией и демократизацией государственной религиозной политики и подходов в образовании. В педагогических подходах (Е.В. Бондаревская, О.С. Гозман, В.С. Кукушкин, Б.Т. Лихачев, М.Г. Яновская и др.) отмечается важность интеграции интеллектуальной, политической, нравственно-правовой и эстетической культуры, основой которых является комплекс таких норм и сложных гражданских чувств, как понимание приоритета общечеловеческих ценностей, умелого сочетания интересов общества, коллектива и личности, доверие и терпимость к людям.
Развитие воспитания в вузе может быть построено с учетом рекомендаций Е.В. Бондаревской к содержанию воспитания «человека культуры»:
- принятие студенческой молодежью универсальных общечеловеческих ценностей, отраженных в различных религиозных учениях: осмысление единства человеческого рода и себя как неповторимой части; диалог между различными культурами и народами; свобода, равенство, человечность;
- освоение материальных и духовных общечеловеческих ценностей общечеловеческой и религиозной культур - художественных, музыкальных, литературных, нравственных - путем ознакомления, их охраны, возрождения в творческих видах деятельности;
- развитие опыта гражданского поведения, участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание религиозных прав человека;
- накопление опыта проживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: проявления учащейся молодежью религиозной терпимости;
- самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, проектирование поведения в поликонфессиональной среде, овладение способами самосовершенствования [3].
Следует отметить, что в Государственных образовательных стандартах высшего и профессионального образования Российской Федерации, образовательных программах высшего и послевузовского профессионального образования, программах развития воспитательной работы вузов дан ориентир на формирование системы знаний и социально-личностных компетенций, являющихся основой культуры межконфессиональных отношений, у студентов.
К числу социально-личностных компетенций относятся адаптационно-цивилизационные, социально-организационные, коммуникативные, ценностно-смысловые, социально-трудовые.
Например, врачам и педагогам необходимо принимать постоянное участие в межконфессиональном диалоговом взаимодействии, учитывая специфику поведения людей в медицинском и образовательном учреждениях, продиктованную религиозными нормами [4].
Государственный образовательный стандарт высшего и профессионального образования для специальности «Лечебное дело» (квалификация - врач) ориентирует на то, чтобы студент в ходе изучения социально-гуманитарных дисциплин (философии, отечественной истории, биоэтики и др.) получил представления о роли религии в истории, роли христианства в развитии европейской цивилизации, роли православия в истории России). При подготовке специалистов в данной отрасли рекомендовано включать для изучения дисциплины социально-гуманитарного цикла, имеющие региональную, национально-этническую специфику [5].
Опираясь на традиционный принцип поэтапного формирования умений, связанных с содержанием понятия культура межконфессиональных отношений, можно выделить пять этапов ее развития в плане личностного и профессионального становления:
1. Мотивационно-ценностный, который связан с приобщением к ценностно-значимым общественным формам деятельности, осмыслением своей будущей профессиональной деятельности, к логике выстраивания собственной Я-концепции в сфере межконфессиональных отношений.
2. Когнитивный, ориентированный на овладение функциональными религиозно-историческими знаниями, осознания значения теоретических знаний в рамках практической деятельности и повседневного общения в условиях поликонфессионального пространства, понимание целей и задач межконфессионального взаимодействия через решение проблемных задач.
3. Деятельностный, направленный на осознание профессиональной среды и собственного места в ней, овладение способами воздействия на нее и достижение целей повседневного и профессионального межконфессионального взаимодействия.
4. Рефлексивный-определяющий поиск причин затруднения в достижении профессиональных целей, формирование способности у студентов к продуктивному самоопределению через культивирование различных форм рефлексивности.
5. Предметный - создание условий для перехода от учебно-познавательной к самостоятельной и социально-профессиональной деятельности
Общая гипотеза организации процесса воспитания культуры межконфессиональных отношений у студентов определенного вуза заключается в положении, что эффективность процесса воспитания культуры межконфессиональных отношений обеспечивается целенаправленностью и личностно ориентированной деятельностью учебно-воспитательной работы вуза, направленной на развитие активности и гуманности личности молодого человека, гражданина, будущего специалиста в какой-либо отрасли.
Как показывает анализ опыта высших учебных заведений Российской Федерации, особое внимание в реализации данного направления воспитания играют элективные курсы, такие как «Религиоведение», «Основы культуры межконфессиональных отношений», «Основы поликультурного общения», «Христианская антропология» и другие.
В высших учебных заведениях количество часов на изучение социально-гуманитарных дисциплин ограничено. Выходом из данной ситуации может служить ориентация на интеграцию ресурсов вузов, учреждений дополнительного образования молодежи, молодежных студенческих объединений по интересам.
Это обеспечивает создание комфортной эмоционально-ценностной среды вуза, которая ориентируется на удовлетворение потребности молодых людей в уважении, признании их творческого потенциала, возможности принятия различных точек зрения, диалогового взаимодействия между молодежным и педагогическим сообществом.
Особой популярностью среди молодежи в ГОУ ВПО «Кировская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития России» пользуются клубные объединения по интересам.
Студенты участвует в их работе на основе принципа добровольности, желания реализовать свои интересы и способности. Главными направлениями работы таких объединений в плане воспитания культуры межконфессиональных отношений являются: научные исследования, решение практических задач, общественная работа по профилактике экстремизма (вечера национально-религиозных культур, экскурсии, экспедиции к местам компактного проживания различных этноконфессиональных групп).
При организации научной работы обращается внимание на ее практическую значимость для будущей профессиональной деятельности. Тематика рефератов и научных статей должна строиться на основе интеграции религиоведческих и профессиональных знаний. Особое внимание при формировании культуры межконфессиональных отношений следует уделять мотивационному этапу, так как студенты часто задаются вопросом о необходимости развития умений бесконфликтного поведения в поликонфессиональной среде. В качестве приемов, влияющих на побуждение мотивов у студентов, нами использованы проблемные вопросы, наглядные исторические примеры важности сохранения мира в сфере межконфессиональных отношений,
примеры из художественной литературы, высказывания общественных и политических деятелей по вопросам межконфессиональных отношений.
Для эффективной деятельности молодежного объединения важно использовать все источники опыта межконфессиональных отношений у студенческой молодежи, включать нравственные категории в оценку всех видов межконфессионального взаимодействия; применять постоянное эмоциональное стимулирование, анализ особенностей межконфессионального взаимодействия.
Приведем некоторые примеры из опыта работы по воспитанию культуры межконфессиональных отношений у студенчества, способствующих развитию мотивации и положительного эмоционального настроя на формирование культуры межконфессиональных отношений.
Например, занятию «История и культура старообрядчества на Вятке» был представлен эпиграф, отражающий точку зрения современных ученых-лидеров старообрядчества на особенности культуры межконфессиональных отношений у данной религиозной группы: «Вынужденные обосновываться вдали от своей исторической родины, проживая среди других народов и вероисповеданий, бережно хранили свою веру, язык, культуру и традиции. Проживая в инородном и иноверческом окружении, носители древнего благочестия отличались дружеским отношением к местным жителям, они не были связаны репрессивным аппаратом властей на протяжении всей истории. Будучи трудолюбивыми, трезвыми, честными, пользовались уважением коренного населения» [7].
Эпиграфом к занятию на тему: «Многоконфессиональная Вятка» служили пословицы, широко бытующие у населения Вятского региона:
«Молись, а злых дел берегись!
-Все один Бог, что у нас, что у них» [8].
Примером значимости межконфессионального мира для развития экономики региона является описание особенностей организации ярмарок в южных поликонфессиональных районах Вятки: Ярмарки были приурочены к православным праздникам, сопровождались массовыми гуляниями. В них принимали участие русские, марийцы, татары и представители других этноконфессииональных групп.
В журналах Уржумского уездного земского собрания в 1884 году опубликован «Список ярмарок, Торжков и базаров Уржумского уезда Вятской губернии». Ярмарки в уезде проходили в нескольких крупных населенных пунктах. Так, в Буйском заводе ярмарка открывалась 25 января и шла в течение трех дней. Торговали на ней мануфактурным товаром, съестными припасами, изделиями из дерева и железа.
В починке Михайловскои Пилинской волости с 1 по 4 февраля проходила Стретенская ярмарка. На ярмарку привозили сельскохозяйственную продукцию. В июне здесь проходила трехдневная Ивановская ярмарка, на которой торговали скобяными изделиями.
В селе Шурма проходили две ярмарки. Первая с 8 по11 мая - Никольская, вторая-с 24 по
27 декабря - Рождественская. На ярмарки привозили меховые и мануфактурные товары, шорные, сапожные изделия, съестные припасы и другие товары [9].
Яркие и эмоциональные примеры способствуют формированию позитивного отношения к традициям предков, выражающихся в стремлении к сохранению мира в регионе.
Таким образом, воспитание культуры межконфессиональных отношений в современном вузе должно рассматриваться как важное направление воспитания, способствующее воспитанию толерантной личности, умеющей адаптироваться в сложном поликультурном пространстве и стремящейся к поддержанию социального мира. Данное направление воспитания способствует поиску и внедрению инновационных методов работы, направленных на развитие позитивных социально-личностных качеств у студенчества и развитию эмоциональной сферы.
Литература:
1. Послание Федеральному собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина//Российская газета.-2007.-№90.-С.3.
2. Зеленеева, Г.С. Из истории межконфессиональных отношений в марийском крае //Самобытная Вятка. Сборник научных трудов. Вып. 2./Отв. ред. А.Г. Поляков. Киров: «Лобань», 2009- С.41-56.
3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.:»Педагогика», 1992. -С.102.
4. Сахарова Л.Г. Формирование культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи: учебно-методическое пособие. Киров: «Лобань», 2009. - С. 56-67.
5.Сахарова Л.Г., Слотин В.Е., Поляков А.Г. Развитие культуры межконфессиональных отношений у студентов медицинского вуза / Вятский медицинский вестник. -2010.- №3. -С.71-74.
6. Государственный образовательный стандарт высшего и профессионального образования. Специальность -Лечебное дело. Квалификация-врач. М.,2000. С.4-7.
7. Подмазов А., Безгодов А. и др. Предисловие// Международные Заволокинские чтения. Сборник 1. Рига: ЭЛПА, 2006.-С.3.
8. Сахарова Л.Г. Воспитание культуры межконфессиональных отношений у студенческой молодежи в условиях экспедиционной деятельности //Высшее образование сегодня.-2009.-№2.
9. Сельские ярмарки Уржумского уезда / Уржумская старина. Выпуск 9.-1998.-сентябрь-октябрь.-С.30