Научная статья на тему 'Современный опыт воспитания культуры межконфессиональных отношений (на примере молодежных объединений)'

Современный опыт воспитания культуры межконфессиональных отношений (на примере молодежных объединений) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
494
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ / МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / CULTURE OF INTERCONFESSIONAL RELATIONS / PUBLIC YOUTH ORGANIZATION / STUDENTS / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахарова Людмила Геннадьевна

В данной статье рассматривается суть понятия «культура межконфессиональных отношений» и современные подходы к формированию у студенческой молодежи культуры межконфессиональных отношений в деятельности молодежных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахарова Людмила Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to the modern approaches to the upbringing the culture of interconfessional relations among student youth. The author turns her attention to the role of the youth organizations in this pedagogical process.

Текст научной работы на тему «Современный опыт воспитания культуры межконфессиональных отношений (на примере молодежных объединений)»

нию на 12 февраля 2007 г.] - М.: Маркетинг, 2007. - 186 с.

3. Ялунин В. У. Нормальное функционирование УИС будет обеспечено / В. У. Ялунин // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2002. - № 2. - С. 3-4.

4. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» от 30 декабря 2005 года №259.

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ (на примере молодежных объединений)

Л.Г. Сахарова

В данной статье рассматривается суть понятия «культура межконфессиональных отношений» и современные подходы к формированию у студенческой молодежи культуры межконфессиональных отношений в деятельности молодежных объединений.

Ключевые слова: культура межконфессиональных отношений, молодежное объединение, студенчество, молодежь.

The article is dedicated to the modern approaches to the upbringing the culture of interconfessional relations among student youth. The author turns her attention to the role of the youth organizations in this pedagogical process.

Key words: culture of interconfessional relations, public youth organization, students, youth.

Рубеж ХХ-ХХ1 вв. - это возврат России к традиционным ценностям в новых социальных условиях. Особо важное место в комплексе традиционных ценностей занимают ценности религиозные, определяющие духовно-нравственное развитие общества и различные направления воспитания подрастающего поколения. Рост интереса к религии у людей порождает множество проблем в социально-правовом и психолого-педагогическом планах. Возникает вопрос: «Какие образовательные учреждения и педагоги, какой квалификации могут

осуществлять преподавание предметов, направленных на изучение основ религий и религиозной истории?» Одновременно возникает и проблема формирования бесконфликтных межконфессиональных отношений в обществе.

Российская Федерация - сложное в конфессиональном и национальном планах образование. Каждый российский регион имеет свой специфический состав и традиции поддержания конфессионального мира. Значительная доля современных российских корпораций и коллективов имеют по-

ликонфессиональный характер. Для обеспечения их эффективного функционирования требуется создание условий, обеспечивающих уважение религиозных чувств членов коллектива.

Актуальность проблемы, направленной на поиск путей воспитания у молодежи культуры межконфессиональных отношений, обусловлена и развитием феномена поликультурности в различных сферах жизни общества: образовательной, торгово-экономической, медицинской, культурно-коммуникативной. Данный феномен порождает развитие негативных проявлений в молодежной среде, которые могут выражаться в постепенном динамичном развитии от простого непонимания до вооруженных столкновений, поэтому воспитание культуры межконфессиональных отношений у молодежи является сегодня одним из важнейших направлений педагогической деятельности современных вузов и молодежных объединений.

Культура межконфессиональных отношений - понятие многогранное, представляющее собой совокупность социально - значимых качеств личности, способствующих широкому взаимодействию между представителями различных конфессиональных групп в сфере политики, экономики, труда и быта, светской и религиозной культуры, как в масштабах отдельно взятого коллектива, населенного пункта, региона, государства, так и развивающегося в поликультурном плане мирового сообществах [1].

Данное понятие может рассматриваться в контексте понятия «религиозно-культурная компетентность»,

то есть воспитание современной молодежи как субъекта культурно-исторического процесса, отражающего позитивный опыт межконфессиональных отношений.

Критериями, определяющими результативность воспитания подрастающего поколения, выступают: сци-ентность, процессуальность и личностная адекватность.

К числу наиболее важных качеств личности, способствующих позитивному диалогу в поликонфессиональном пространстве, относятся: тактичность, доброжелательность, расположенность к другим, терпение, чуткость, умение владеть собой, гуманизм, любознательность, способность к сопереживанию [2].

Разработка приемлемой для светского образования педагогической технологии формирования культуры межконфессиональных отношений у молодежи - одна из важнейших задач современных педагогов. К числу приоритетных направлений данной работы можно отнести следующие:

- выявление наиболее прием ле-мых форм работы с молодежью в контексте правового поля;

- создание благоприятной воспитательной среды, закрепляющей положительный эмоциональный настрой на бесконфликтное общение в поликонфессиональной среде;

- отбор методов и средств, ориентирующих на деятельностное участие молодежи в воспитательном процессе.

Исходя из принципа светскости образования, наиболее приемлемой формой воспитания культуры межконфессиональных отношений у современной молодежи могут быть

некоторые институты гражданского общества, а именно - молодежные объединения историко-краеведческо-го и историко-культурного плана. В нашем исследовании к числу этих интересов можно отнести религиозное воспитание и формирование культуры межконфессиональных отношений в контексте светского воспитания.

В качестве нового научного подхода к формированию у молодежи религиозной толерантности следует выделить воспитание культуры межконфессиональных отношений в деятельности молодежных объединений на основе учета особенностей региональной этноконфессиональной специфики и исторического опыта поддержания конфессионального мира.

Современные историко-культур -ные и историко-краеведческие молодежные объединения, как самостоятельные, так и осуществляющие свою деятельность в качестве структуры образовательных учреждений, являются эффективной формой работы по воспитанию у молодежи культуры межконфессиональных отношений в рамках светского воспитания.

Можно назвать следующие преимущества молодежных объединений, позволяющие заниматься эффективным формированием культуры межконфессиональных отношений:

1) молодежное объединение гораздо менее стеснено в выборе направлений работы, чем учебные заведения. Воспитание культуры межконфессиональных направлений и изучение религиозной истории являются одними из направлений значительной части молодежных объединений Кировской области, например, историко-куль-

турного молодежного научного общества «Самобытная Вятка», клуба межнационального общения «Согласие», объединения «Основы поликультурного общения» и других;

2) обязательный принцип добровольности в организации деятельности молодежных объединений, являющихся институтом гражданского общества. Молодые люди принимают участие в работе молодежных объединений, исходя из своих интересов. Они могут занять позицию активного участника работы объединения или наблюдателя - слушателя, пассивного участника;

3) молодежные объединения ориентируются на широкомасштабное межведомственное сотрудничество регионального, межрегионального и международного плана. Они более мобильны в своей деятельности, так как опираются на инициативность молодежи и стремятся к развитию активной жизненной позиции у своих членов. Молодежные объединения ориентируются на создание воспитательной среды в региональном масштабе, лоббируя интересы молодежи в различных направлениях.

4) деятельность молодежных объединений базируется на активных методах работы, которые применяются и в православной педагогике, и в гуманистической педагогике. К их числу можно отнести информирование, пример, приучение, беседу, внушение, похвалу, одобрение, осуждение, требование-норму, коррекцию, самообразование, самоанализ, самокритику [3].

5) в рамках деятельности молодежного объединения воспитание культуры межконфессиональных

отношений может осуществляться в качестве ключевой и профессиональной компетенции, исходя из состава интересов его членов. В рамках воспитательной среды учебных заведений подобная многоплановая деятельность затруднительна. На современном этапе развития высшего и среднего профессионального образования данному направлению уделяется незначительное внимание. Однако в профессиональном общении педагогов, врачей, менеджеров и многих других специалистов знания и умения, составляющие суть культуры межконфессиональных отношений, имеют очень важное значение.

На основе проведенного автором многолетнего эксперимента можно сделать вывод, что деятельность молодежного объединения должна строиться поэтапно: от создания благоприятной воспитательной среды и актуализации познавательного интереса к теме межконфессиональных отношений до активной позиции по участию молодежи в процессах поддержания конфессионального мира и профилактике межконфессиональных конфликтов. Целенаправленная деятельность молодежного объединения выстраивается на основе ряда документов: устава, программы деятельности и планов работы на определенный период. Эффективный результат дает реализация межведомственных проектов, массовых молодежных мероприятий.

Например, одним из приоритетных направлений совместной деятельности клуба межнационального общения «Согласие» при Центре детского творчества с изучением прикладной экономики г. Кирова и Наци-

онально-культурной автономии татар г. Кирова являются творческие дела (КТД), направленные на изучение культуры ислама на Вятке, массовые народно-религиозные праздники (На-уруз, Сабантуй и др.).

Деятельность молодежного объединения по работе в данном направлении должна отличаться не только плановостью, но и включать в себя ряд последовательных этапов.

Первый этап связан с созданием благоприятной воспитательной среды, способствующей формированию у молодежи культуры межконфессиональных отношений. В качестве педагогического феномена, который следует развивать в рамках данного этапа, следует рассматривать актуализацию эмоциональной сферы. Через создание положительных эмоций у молодых людей формировать позитивное отношение к иной конфессиональной культуре и ее представителям. Эффективны в этом плане, по мнению современных педагогов (В.В. Крошкиной, В.А. Сахарова, М.Г. Яновской и др.), такие эмоциональные стимулы, как исторический пример, личный пример, наблюдение за реальной действительностью [4].

Позитивное влияние, как показывает практический опыт, отмечается от демонстрации примеров регионального плана поддержания конфессионального мира - это примеры консолидации усилий представителей различных конфессий в трудные периоды истории Отечества, например в период Великой Отечественной войны, региональных традиций поддержания конфессионального мира и опыта толерантного поведения.

Примером единения между старообрядцами и представителями официального православия в Кировской области может служить следующий пример: «Семья наша старообрядческая. Мы знали, что в деревне арестовывали наставников и наиболее яростных хранителей старой веры. Жили бедно в годы войны, кушать было нечего. Мы, подростки 14-17 лет, вместе с «мирскими» (официальное православие - Прим.авт.), мусульманами и марийцами (подразумевались представители традиционной марийской веры- Прим.авт.) трудились в колхозе. Делились друг с другом последним куском хлеба. Во время перерывов успевали вышивать. Вместе пели советские песни. Особенно любили песню «Приезжай, товарищ Сталин, приезжай, отец родной». Знали у них своя вера, у нас своя, а о правильности той или иной веры, даже разговоров не заводили. В клуб ходили вместе» [5].

Второй этап - «информирование» - направлен на формирование у молодежи представлений и знаний о сути родной и иных религиозных культур, в первую очередь представленных в регионе проживания молодежи, правовых нормах и исторических традициях, регулирующих межконфессиональные отношения. В деятельности молодежного объединения наибольший эффект отмечается от таких специфических форм работы, как экскурсии к объектам религиозного ландшафта, научно-исследовательские экспедиции к местам компактного проживания представителей различных этноконфессио-нальных групп, работа с печатными источниками в архивах, проблемные

семинары и лекции, тематические вечера.

Использование экспедиций как формы воспитания культуры межконфессиональных отношений у молодежи обусловлено по меньшей мере двумя причинами. Первая из них заключается в наличии возможности эффективно сотрудничать с людьми в рамках иной поликонфессиональной среды. Это умение является составной частью гражданского воспитания, подготовки к жизни в демократическом обществе. Вторая причина связана с задачами психолого-педагогического образования молодежи. Молодые люди учатся навыкам и умениям кооперирования и коммуникационной компетентности. Они приобретают умения выслушивать коллег и противников, уважать точку зрения оппонентов (представителей различных социальных групп), убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения, добиваться необходимых решений в различных инстанциях, участвовать в работе институтов гражданского общества. Деятельность в кооперации создает условия для формирования доброжелательной обстановки, обеспечивает более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса, повышения коммуникационной компетентности у молодежи.

Третий этап - «формирование» -связан с воспитанием у молодежи качеств личности, способствующих бесконфликтным отношениям в поликонфессиональном пространстве. Особая роль в рамках данного этапа отводится тренингам, играм, выполнению упражнений, направленных на формирование толерантности. В пла-

не формирования культуры межконфессиональных отношений как профессиональной компетенции следует обращать внимание на умение молодежи применять знания об особенностях религиозной культуры в плане пристрастий в пище (постной и скоромной), моды, особенностей общения между представителями различных полов, музыкальных пристрастий и проведения досуга. Задания на поиск выхода из проблемной ситуации, возникающей у представителя той или иной профессии, полезны в плане формирования специальных коммуникативных умений. Упражнение «культурный ассимилятор» эффективно для формирования культуры межконфессиональных отношений [6]. Главная цель упражнения заключается в анализе реально возникающих проблемных ситуаций и поиске выходов из них.

Показателен пример из практики деятельности современных медицинских учреждений: «В детскую поликлинику г. Кирова мама-мусульманка в традиционной одежде, в сопровождении мужа привела детей на осмотр. Молодой участковый врач вежливо попросил отца подождать в коридоре. Отец стал вежливо настаивать на присутствии вместе с женой и детьми в кабинете доктора. Врач разрешил, но обратил внимание на то, что присутствие посторонних людей мешает его работе и в поликлинике имеются свои правила.

Объяснение причин:

1. Отец детей некорректно повел себя в поликлинике, не обладая высоким уровнем культуры поведения в общественных местах.

2. Врач некорректно повел себя, не обладая знаниями о культуре ислама и особенностях посещения общественных мест.

3. Обслуживание в учреждениях здравоохранения в России не учитывает религиозных традиций пациентов.

4. Важно, чтобы врачи обладали знаниями и представлениями о религиозных особенностях населения региона. Эти знания они должны получать, обучаясь в университете.

Варианты решения проблемы: Вы выбрали ответ 1: Отец семейства повел себя вполне корректно, но он не сумел объяснить врачу причину необходимости своего присутствия в кабинете врача. Вы выбрали ответ 2: Врач исходил из обычных правил посещения врачебных кабинетов, он не имел представления об особенностях культуры ислама. Вы выбрали ответ 3: Для России является необычным явлением демонстрация своей религиозной принадлежности в учреждениях здравоохранения. Длительный период атеизма способствовал исключению из медицинской этики учета религиозной принадлежности пациента.

Вы выбрали ответ 4: Действительно, молодым специалистам-врачам необходимы знания по основам религиоведения с целью предотвращения конфликтных ситуаций и непонимания при обслуживании пациентов, принадлежащих к различным конфессиональным группам [7].

Таким образом, институты гражданского общества, в частности молодежные объединения, способны

вести эффективную педагогическую деятельность в плане реализации такой сложной задачи как формирование культуры межконфессиональных отношений. Их деятельность должна носить целенаправленный характер, строиться по принципу разработки и модернизации специфической технологической модели, позволяющей формировать эти знания и умения.

Литература:

1. Сахарова Л.Г. Формирование культуры межконфессиональных отношений у молодежи: Учебно-методическое пособие.-Киров: Изд-во «Лобань»,2009. - С. 21.

2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. - М.: Издательский центр АПО, 2002. - С. 15; Сахарова Л.Г. Формирование культуры межконфессиональных отношений у молодежи: Учебно-методическое пособие. - Киров: Изд-во «Лобань», 2009. - С.68.

3. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. -М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д.: Издательский центр «Март», 2004. - С.62.

4. Сахаров В.А. Эмоциональный фактор духовно-нравственного воспитания личности в отечественной педагогике (I пол. XX в.). - Киров: Изд-во «Лобань», 2008. - С.50-55; Яновская М.Г. Эмоциональный фактор нравственного воспитания и развития личности / Вестник Вят ГГУ/ Киров: Изд-во Вят ГГУ, 2005.- №12. - С.127-133.

5. Сахарова Л.Г. Воспитание культуры межконфессиональных отношений у молодежи в на Вятке в период новейшего времени (1918-начало XXI в.): Монография. - Киров: Изд-во «Лобань», 2008. - С.68.

6. Калачева И.И. Молодежь и поликультурное образование в высшей школе Белоруссии. - Минск: Тесей, 2003. - С.65.

7. Сахарова Л.Г. Формирование культуры межконфессиональных отношений у молодежи: Учебно-методическое пособие. -Киров: Изд-во «Лобань», 2009. - С.64.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

Н.В. Култашева

В статье представлена методика количественного определения уровня воспитанности учащихся на основе 25 показателей личности, предложенных профессором М.И. Шиловой. Представлена классификация четырех уровней воспитанности учащегося и определение воспитанности.

Ключевые слова: воспитанность, метод, количественное определение уровня воспитанности, коэффициент и индекс воспитанности.

This article presents the method of quantitative determination of the level of the students' education on the base of 25 personal indices offered by professor M. I. Shilova. The classification offour levels of students' education and determination of education are offered.

Key words: education, method, quantitative determination of the level of education, coefficient and index of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.