Научная статья на тему 'Развитие института уполномоченного экономического оператора в свете новейших изменений таможенного законодательства ЕАЭС'

Развитие института уполномоченного экономического оператора в свете новейших изменений таможенного законодательства ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
197
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРОЩЕНИЯ / CUSTOMS REGULATION / CUSTOMS CONTROL / AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR / SPECIAL SIMPLIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондрашова В. А.

В статье автором рассматривается институт уполномоченного экономического оператора, его становление и развитие. Также определяются основные изменения, касающиеся уполномоченного экономического оператора, связанные с вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондрашова В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR IN THE LIGHT OF THE CURRENT CHANGES IN CUSTOMS LEGISLATION OF THE EAEU

In the article the author considers the institution of authorized economic operator, its formation and development. It also defines the main changes concerning the authorized economic operator in connection with the entry into force of the Customs Code of the EAEU

Текст научной работы на тему «Развитие института уполномоченного экономического оператора в свете новейших изменений таможенного законодательства ЕАЭС»

Развитие института .

УДК 339.923

развитие института уполномоченного экономического оператора в свете новейших изменений таможенного законодательства еаэс

Кондрашова Валентина Александровна

Балтийский таможенный пост (центр электронного декларирования) Балтийской таможни СЗТУ ФТС России, заместитель начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля, к.э.н., e-mail: [email protected]

В статье автором рассматривается институт уполномоченного экономического оператора, его становление и развитие. Также определяются основные изменения, касающиеся уполномоченного экономического оператора, связанные с вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС

Ключевые слова: таможенное регулирование; таможенный контроль; уполномоченный экономический оператор; специальные упрощения

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF AUTHORIZED ECONOMIC

OPERATOR IN THE LIGHT OF THE CURRENT CHANGES IN CUSTOMS LEGISLATION OF THE EAEU

Kondrashova Valentina A.

Baltic customs of North Western Customs Directorate of FCS of Russia, the Electronic Declaration Center, Deputy Chief of Department of customs clearance and customs control, PhD, e-mail: [email protected]

In the article the author considers the institution of authorized economic operator, itsformation and development. Italso definesthe main changesconcerning the authorized economic operator in connection with the entry into force of the Customs Code of the EAEU

Keywords: customs regulation; customs control; authorized economic operator; special simplification

Для цитирования: Кондрашова В.А. Развитие института уполномоченного экономического оператора в свете новейших изменений таможенного законодательства ЕАЭС // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С15-18.

Одной из новаций в области таможенного регулирования, установленных вступившим в силу 01.07.2010 г. Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), стал институт уполномоченных экономических операторов (УЭО). Согласно статье 38 ТК ТС, Уполномоченный экономический оператор - юридическое лицо, отвечающее условиям, указанным в статье 39 ТК ТС, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными статьей 41 ТК ТС. Включение в реестр УЭО означает для юридического лица возможность пользования рядом облегченных процедур таможенного контроля, называемых специальными упрощениями. Согласно этой же ст. 41 ТК ТС, к специальным упрощениям относятся:

1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО;

2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТС;

3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО;

4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза [1].

Более чем за семь лет функционирования Таможенного союза накоплена обширная практическая база применения института УЭО, кроме того, выявлены пробелы и недоработки таможенного законодательства, допускающие

возможность использования преимуществ, предоставляемых УЭО, недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности.

Так, в марте 2016 г. в порту Усть-Луга сотрудниками ФСБ России были задержаны контейнеры-рефрижераторы, в которых, исходя из сведений, указанных в товаросопроводительных документах, должен был находиться строительный герметик. Фактически в двух контейнерах было обнаружено около 4,5 тыс. бутылок с алкогольной продукцией общей рыночной стоимостью порядка 61,7 млн руб. Товар ввозился в адрес УЭО ООО «Юго-восточная торговая компания» [2].

Аналогичный случай произошел в ноябре 2017 г. в порту г. Владивостока, где сотрудниками ФСБ России было задержано 80 контейнеров, в которых, судя по документам, перевозились строительные материалы. Проверка показала, что в контейнерах находились шубы, постельное белье и другие товары народного потребления. Сумма неуплаченных таможенных платежей оценивалась десятками миллионов рублей. Товар ввозился в адрес УЭО ООО «Портал».

Указанные случаи выявления крупномасштабных поставок товаров с нарушением норм таможенного законодательства с целью уклонения от уплаты таможенных платежей в полном объеме свидетельствуют о недостаточности имеющихся в распоряжении таможенных органов инструментов контроля за деятельностью УЭО.

Усовершенствованные нормы права, призванные пресечь упомянутые негативные тенденции, легли в основу положений Таможенного кодекса ЕАЭС (ТК ЕАЭС), заменившим ТК ТС и вступившим в силу с 01.01.2018 г.

Одним из нововведений стало категорирова-ние УЭО. Так, в соответствии с ТК ЕАЭС, выделяют три типа уполномоченных экономических операторов, отнесение к каждой из которых зависит, в том числе, от операционных и финансовых показателей организации, а также от степени добросовестности организации в области исполнения требований таможенного законодательства.

Другим важным изменением с 1 июля 2018 г. стала возможность подачи в электронной форме заявления о выпуске товаров до подачи таможенной декларации (основного упрощения, используемого УЭО), установленная вступившим в силу решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 г. № 171 «О заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары» [3]. Использование электронной формы подачи заявления позволяет автоматизировать, упростить и ускорить процесс анализа данных о товарной партии, содержащихся в заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

Вместе с тем, необходимо отметить, что существует ряд проблемных вопросов, связанных с контролем таможенных органов за деятельностью уполномоченных экономических операторов, решение которых не обеспечено вступившими в силу в 2018 году нормативными актами в сфере таможенного дела.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 326 ТК ЕАЭС при проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенным органам документах, начатой после выпуска товаров либо в иных случаях применения данной формы таможенного контроля таможенный орган вправе запрашивать и получать документы и (или) сведения, необходимые для проведения таможенного контроля в соответствии со ст. 340 ТК ЕАЭС.

При применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов, в соответствии с пунктом 4 статьи 120 ТК ЕАЭС, совместно с заявлением о выпуске товаров до подачи декларации на товары, подаваемым в виде документа на бумажном носителе, должны быть представлены:

1) документы, подтверждающие соблюдение условий выпуска товаров до подачи декларации на товары;

2) коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и стране назначения товаров, о товарах (наименование, товарный

знак, наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности госу-дарств-членови(или)национальный таможенныйре-естр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается заявление о выпуске товаров до подачи декларации на товары, описание, код в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков, количество, вес брутто и стоимость). При отсутствии необходимых сведений в документах недостающие сведения указываются в заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары [4].

Таким образом, на этапе оформления документов о выпуске товаров, до подачи декларации на товары, таможенная стоимость декларантом товара не заявляется, и, соответственно, должный контроль таможенной стоимости таможенным органом не осуществляется.

На основании вышеизложенного, представляется необходимым законодательно разъяснить порядок действий должностных лиц таможенных постов, осуществляющих таможенные операции в отношении товаров, декларируемых УЭО, в случае выявления признаков недостоверного заявления сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе с применением системы управления рисками, на этапе оформления декларации на товары (ДТ) и временной декларации на товары (ВДТ), выпущенные до подачи таможенной декларации с учетом того, что у должностных лиц таможенного поста отсутствуют правовые основания для принятия решения о проведении проверки после выпуска товара в отношении товара, задекларированного по ДТ (ВДТ), и выпущенного в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» до подачи таможенной декларации. Остается неясным, необходимо ли в этом случае направлять информацию в отделы таможенного контроля после выпуска товара для принятия решения по направлению контроля таможенной стоимости после выпуска [5].

В случае необходимости проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в отношении таможенной декларации после выпуска товаров возникает вопрос о порядке действий должностных лиц в случае, если на момент истечения срока по исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, а именно, не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, денежные средства для предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в связи с принятием решения о проведении проверки сведений по таможенной стоимости декларируемого товара отсутствуют.

Представляется также необходимым провести разработку и применение автоматических профилей риска, предусматривающих проведение

Развитие института

фактического таможенного контроля (таможенный осмотр, таможенный досмотр, применение инспек-ционно-досмотровых комплексов и т.д.) на этапе выпуска товара до подачи таможенной декларации, исходя из результатов анализа данных о декларируемой партии товара, содержащихся в электронной копии заявления о выпуске товара до подачи таможенной декларации.

Необходимо отметить еще ряд проблем правового и организационного характера, препятствующих реализации потенциала института УЭО, заложенного в действующем таможенном законодательстве. Так, в соответствии со ст. 386 Федерального Закона № 289-ФЗ от 03.08.2018 «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6] порядок взаимодействия между УЭО и таможенным органом устанавливается в соглашении о взаимодействии. В настоящее время типовая форма соглашения отсутствует. В связи с вышеизложенным необходимо разъяснить порядок заключения соглашения о взаимодействии с УЭО, включенного в реестр УЭО в соответствии с ТК ЕАЭС.

Не определен порядок контроля наличия на день подачи заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары (далее - заявление) у лица, подавшего такое заявление, неисполненной обязанности по подаче декларации на товары в отношении товаров, выпуск которых ранее был произведен до подачи декларации на товары в регионе деятельности таможенного органа, отличного от таможенного органа, в который подается заявление, что является основанием для отказа в регистрации заявления в соответствии с пп.7 п. 12 ст. 120 ТК ЕАЭС.

Для решения указанной проблемы представляется целесообразным доработать Автоматизированную Информационную Систему (АИС) таможенного оформления «АИСТ-М» в части реализации возможности на этапе регистрации ДТ осуществления проверки контроля наличия на день подачи заявления лица, подавшего такое заявление, неисполненной обязанности по подаче декларации на товары в отношении товаров, выпуск которых ранее был произведен до подачи декларации на товары.

В соответствии с п.п. 7, 10 ст. 137 ТК ЕАЭС в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары и в отношении которых декларация на товары подана не позднее срока, указанного в п. 16 ст. 120 ТК ЕАЭС, а в отношении товаров, декларантом которых выступает УЭО, - не позднее срока, указанного в п. 4 ст. 441 ТК ЕАЭС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин подлежит исполнению (специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате) до подачи декларации на товары [4]. Таким образом, неуплата таможенных

платежей в указанном случае до подачи ДТ (ВДТ) является достаточным основанием для принятия решения об отказе в регистрации ДТ в соответствии со ст. 111 ТК ЕАЭС в связи с тем, что не совершены действия, которые в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации, при этом порядок контроля уплаты подлежащих списанию таможенных платежей не определен (учитывая возможность одновременной подачи нескольких ДТ).

Таким образом, представляется целесообразным доработать программное средство АИСТ-М в части реализации возможности на этапе регистрации ДТ осуществления проверки неуплаты таможенных платежей до подачи ДТ (ВДТ).

Не разъяснен порядок действий должностных лиц таможенных постов в случае выявления признаков недостоверного заявления сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе с применением системы управления рисками, на этапе оформления ВДТ, а также в случае выявления признаков заявления недостоверных сведений о классификационном коде товара.

Так, в соответствии со ст. 386 ФЗ № 289-ФЗ таможенные органы, осуществляющие таможенные операции, взаимодействуют с УЭО при применении специальных упрощений, предусмотренных пп. 4 п. 2, пп. 1-4, 7, 9 п. 3 ст. 437 ТК ЕАЭС. Порядок указанного взаимодействия, включая регламент информационного обмена между УЭО и таможенными органами, а также состав и форматы данных, устанавливаются в соглашении о взаимодействии, заключаемом между уполномоченным таможенным органом и УЭО.

В соответствии с п.п. а) п.4 приказа ФТС России от 15.10.2013 г. № 1940 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» [7] должностные лица таможенных органов классифицируют товары в случае выявления неверной классификации. В соответствии с п.6 этого же приказа таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС до выпуска товаров проводят должностные лица таможенного органа, в должностные обязанности которых входят вопросы контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС при совершении таможенных операций до выпуска товаров.

В соответствии с п.32 приказа ФТС России от 15.10.2013 г. № 1940 таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС после выпуска товаров проводится должностными лицами таможенных органов, в должностные обязанности которых

входят вопросы контроля правильности классификации товаров после выпуска товаров.

Таким образом, учитывая, что на момент подачи ВДТ (декларации на товары) выпуск товаров уже был осуществлен ранее (выпуск товаров до подачи таможенной декларации по заявлению о выпуске товаров до подачи таможенной декларации) у должностных лиц таможенного поста отсутствуют правовые основания для принятия решения о классификации товаров.

Для решения указанной проблемы представляется целесообразным рассмотреть вопрос о внесении изменений в приказ ФТС России от 15.10.2013 г. № 1940, добавив раздел о порядке осуществления контроля правильности классификации по ТН ВЭД ЕАЭС, заявляемых в ВДТ товаров, выпуск которых был осуществлен ранее по заявлению о выпуске товаров до подачи декларации на товары.

В соответствии с п. 5 ч. 1. ст. 389 Федерального закона № 289-ФЗ одним из оснований для исключения юридического лица из Реестра УЭО является совершение таможенных операций с применением специальных упрощений в отношении ввозимых УЭО в Российскую Федерацию товаров, оплата которых осуществляется путем проведения финансовых операций через офшорные зоны. В силу установленных ограничений компетенции у таможенного органа отсутствует возможность установления факта проведения финансовых операций через офшорные зоны, в связи с чем возникает проблемный вопрос установления данного факта.

Для решения указанной проблемы представляется целесообразным разработать порядок проведения контроля за установлением факта проведения операций УЭО через оффшорные зоны.

Следует отметить, что решение затронутых в данной статье проблемных вопросов позволит снизить риск нарушения таможенного законодательства УЭО, возникновения задолженности по уплате таможенных платежей перед таможенным органом, а также упростить порядок взаимодействия

УЭО с таможенными органами - это благоприятно

отразится на деятельности УЭО.

Библиографический список:

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СПС «КонсультантПлюс».

2. Михальченко разгерметизировался. Владелец холдинга «Форум» частично признал вину в контрабанде алкоголя. URL: www.rbc.ru/newspaper/2017/11/29/5 a1cff9f9a79471e69d6b2a2

3. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 г. № 171 «О заявлении о выпуске товаров до подачи декларации на товары». url: https://www.alta.ru/tamdoc/17kr0171/

4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// СПС «КонсультантПлюс»

5. Кондрашова В.А., Мютте Г.Е. Актуальные вопросы применения таможенного законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности уполномоченными экономическими операторами // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 2 (62). С. 34-36.

6. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

7. Приказ ФТС России от 15.10.2013 № 1940 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза». URL: https://www.alta.ru/tamdoc/13pr1940/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.