S «
S
S о
X
s
л s о
X X
w
SS
Он
со О
и
w
£ о
С
W
3 X
л
<
Й
н «
<
УДК 339.5
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОПЕРАТОРАМИ
Кондрашова Валентина Александровна
Балтийский таможенный пост (центр электронного декларирования) Балтийской таможни СЗТУ ФТС России, заместитель начальника отдела таможенного оформления и таможенного контроля, e-mail:
Мютте Герман Евгеньевич
Турухтанный таможенный пост Балтийской таможни СЗТУ ФТС России, государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля, e-mail:
В статье проанализированы некоторые положения действующего таможенного законодательства и порядок его применения таможенными органами при осуществлении внешнеэкономической деятельности уполномоченными экономическими операторами. Выявлены возникающие проблемные вопросы и определены возможные варианты их решения
Ключевые слова: таможенное регулирование; таможенный контроль; уполномоченный экономический оператор; специальные упрощения
URGENT ISSUES OF APPLICATION OF CUSTOMS LEGISLATION
IN FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY BY AUTHORIZED ECONOMIC OPERATORS
Kondrashova Valentina A.
The Baltic customs checkpoint office (centre of paperless declaration) of Baltic Customs Service of NWCS of FCS of Russia, deputy director of Department of Customs declaration and Customs control, email:
Myutte German E.
Turukhtan customs checkpoint office of Baltic Customs Service of NWCS of FCS of Russia, state customs inspector of Department of Customs declaration and control
The article considers particular statements of current customs legislation and order of its implementation by customs bodies in foreign economic activity by authorized economic operators. Possible challenges are determined and options of meeting of challenges are revealed
Keywords: Customs legislation; Customs control; authorized economic operator, special simplification
Для цитирования: Кондрашова В.А., Мютте Г.Е. Актуальные вопросы применения таможенного законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности уполномоченными экономическими операторами // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 2 (62). С. 34-36.
Одной из новаций в области таможенного регулирования, установленных вступившим в силу Таможенным кодексом Таможенного союза (ТК ТС), стал институт уполномоченных экономических операторов (УЭО). В соответствии с положениями ТК ТС уполномоченный экономический оператор - юридическое лицо, отвечающее условиям, указанным в статье 39 ТК ТС [1], которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными ст. 41 ТК ТС. Включение в реестр УЭО открывает для юридического лица возможность пользования отдельными облегченными процедурами таможенного контроля, то есть специальными упрощениями. Согласно ст. 41 ТК ТС к специальным упрощениям, предоставляемым уполномоченному экономическому оператору, относятся:
1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО;
2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТС;
3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО;
4) иные специальные упрощения, предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза [1].
Одним из основных специальных упрощений, используемых УЭО при осуществлении внешнеэкономической деятельности, является выпуск товаров до подачи таможенной декларации. На основании ст. 197 ТК ТС «при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию таможенного союза отдельных категорий товаров, указанных в ст. 178 ТК ТС, а также при применении специальных упрощений в отношении УЭО в соответствии с п. 2 ст. 41 ТК ТС, выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены:
Актуальные вопросы применения
1) коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров;
2) обязательство в письменной форме о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений не позднее десятого числа месяца, следующего за месяцем выпуска товаров, содержащее сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары;
3) документы и сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением случаев, когда такие документы и сведения могут быть представлены на дату подачи таможенной декларации» [1].
С учетом рассматриваемой ст. 197 ТК ТС при выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров:
1) возникает у декларанта с даты такого выпуска;
2) прекращается при внесении (проставлении) в (на) таможенной декларации отметок о выпуске товаров.
В связи ростом объемов декларирования товаров УЭО с использованием специального упрощения «выпуск товаров до подачи таможенной декларации» возникает ряд актуальных вопросов, связанных с применением нормативных документов, регламентирующих порядок осуществления таможенного контроля товаров, перемещаемых УЭО.
Во-первых, ввиду п. 4 ст. 197 ТК ТС «выпуск до подачи таможенной декларации товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, применяется при условии, что сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного уполномоченным экономическим оператором в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса, если это предусмотрено законодательством государств - членов таможенного союза» [1].
Федеральным законом от 05.05.2014 № 115-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части совершенствования института уполномоченного экономического оператора» исключено седьмое предложение части 2 ст. 87 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 (выпуск до подачи таможенной декларации товаров, декларантом которых выступает уполномоченный экономический оператор, применяется при условии, что сумма подлежащих уплате ввозных таможенных пошлин, налогов не превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного
уполномоченным экономическим оператором в соответствии со ст. 39 ТК ТС) [2, 3].
Таким образом, в настоящее время законодательством Российской Федерации не определен порядок применения обеспечения уплаты таможенных пошлин при выпуске товаров до подачи таможенной декларации на товары в соответствии со ст. 197 ТК ТС. С учетом вышеизложенного открытым остается вопрос о том, возможно ли принятие решения о выпуске товара до подачи таможенной декларации в случае, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов превышает сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, предоставленного УЭО в соответствии со ст. 39 ТК ТС.
Кроме того, возникает и вопрос о том, возможно ли принятие решения о выпуске товара до подачи таможенной декларации в случае, если срок действия предоставляемого УЭО обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов согласно ст. 39 ТК ТС истекает ранее установленного пп. 2 п. 1 ст. 197 ТК ТС срока для подачи УЭО таможенной декларации (десятое число месяца, следующего за месяцем выпуска товаров) с учетом положений п. 3 ст. 86 ТК ТС.
Важность и потребность в конкретизации на законодательном уровне порядка выпуска товара до подачи таможенной декларации объясняется тем, что принятие решения о выпуске товара до подачи таможенной декларации в обоих перечисленных выше случаях влечет риск образования задолженности перед таможенным органом по уплате таможенных платежей.
Актуальным остается также вопрос об отсутствии технической возможности осуществления контроля за размером предоставляемого УЭО обеспечения уплаты таможенных платежей с учетом того, что таможенные органы, в которых могут производиться таможенные операции с товарами с применением специальных упрощений, различны.
Во-вторых, в соответствии с п. 1 ст. 69 ТК ТС «в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в установленном порядке» [1]. Пунктом 11 Порядка Контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376, также установлено, что «если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, не запрещенным таможенным
Актуальные проблемы современной экономики
35
законодательством Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров» [4].
При применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов в соответствии с п. 2 ст. 41 ТК ТС выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при условии, что декларантом представлены: коммерческие или иные документы, содержащие сведения об отправителе и получателе товаров, стране отправления и назначения товаров, наименование, описание, классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых четырех знаков, количество, вес брутто и стоимость товаров.
Таким образом, на этапе оформления Обязательства о подаче таможенной декларации таможенная стоимость декларантом товара не заявляется, контроль таможенной стоимости таможенным органом не осуществляется.
На основании вышеизложенного считаем, что на законодательном уровне следует разъяснить порядок действий должностных лиц таможенных постов, выполняющих таможенные операции в отношении товаров, декларируемых УЭО, в случае выявления признаков недостоверного заявления сведений о таможенной стоимости товаров, в том числе с применением системы управления рисками, на этапе оформления декларации на товары (ДТ) или временной декларации на товары (ВДТ), выпущенных до подачи таможенной декларации. С учетом того, что у должностных лиц таможенного поста отсутствуют правовые основания для принятия решения о проведении дополнительной проверки в отношении товара, задекларированного по ДТ (ВДТ) и выпущенного в соответствии с таможенной процедурой «выпуск для внутреннего потребления» до подачи таможенной декларации. Но нерешенным остается вопрос о том, необходимо ли в этом случае направлять информацию в отделы таможенного контроля после выпуска товара для принятия решения по направлению контроля таможенной стоимости после выпуска.
В случае признания действий должностных лиц по принятию решения о проведении дополнительной проверки в отношении таможенной стоимости в рамках СУР на этапе оформления ВДТ правомерными возникает еще один вопрос. В частности, важно знать, каков порядок действий должностных лиц в случае, если на момент истечения срока по исполнению обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов (десятое число месяца, следующего за месяцем выпуска товаров) денежные средства для предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей в связи с принятием решения о проведении дополнительной проверки по таможенной стоимости отсутствуют.
В-третьих, в соответствии с ч. 13 ст. 86 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ «выпуск товаров, декларантом которых выступает
уполномоченный экономический оператор, должен быть завершен в день регистрации декларации на товары в случае, если декларация на товары зарегистрирована не менее чем за четыре часа до окончания времени работы таможенного органа, а в случае, если декларация на товары зарегистрирована менее чем за четыре часа до окончания времени работы таможенного органа, - не позднее четырех часов после начала работы этого таможенного органа» [2]. Согласно разъяснениям СЗТУ ФТС России от 16.01.2017 № 12-01-18/00764 обязательство может рассматриваться в качестве таможенной декларации, а представление обязательства в таможенный орган - как декларирование товаров таможенному органу. При этом действующим законодательством не регламентирован порядок продления срока выпуска указанных товаров (в частности, при выявлении с использованием системы управления рисками рисков, предусматривающих проведение фактического контроля товаров). В данном случае, если принято решение о необходимости проведения таможенного досмотра в соответствии с выявленным профилем риска, срок проведения таможенного досмотра будет лимитирован сроком выпуска товара, установленным ч. 13 ст. 86 Федерального закона № 311-ФЗ, то есть продолжительность таможенного досмотра будет менее сроков, определенных для проведения таможенного досмотра на основании таможенного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, решение некоторых рассмотренных в статье проблемных вопросов позволит снизить риск возникновения задолженности по уплате таможенных платежей перед таможенным органом, определить единообразный порядок контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых УЭО с применением специального упрощения «выпуск товара до подачи таможенной декларации», а также упростить порядок взаимодействия УЭО с таможенными органами, что благоприятно отразится на деятельности УЭО.
Библиографический список:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).
2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 05.05.2014 № 115-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в части совершенствования института уполномоченного экономического оператора».
4. Решение комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.04.2017).