2 л
н и о
X
л
<
W H t*
W <
s О X X
W
S
s
w
s
X
w
С
s t* s s
à s
X
2s
ph
О
УДК 378.2
таможенный транзит: новые возможности для уполномоченных экономических операторов
Кулешов Александр Викторович
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры таможенных операций и таможенного контроля, к.т.н., доцент, e-mail: [email protected]
Шкленский Станислав Викторович
Северо-Западное таможенное управление, начальник отдела по внедрению перспективных технологий службы таможенного оформления и контроля, капитан таможенной службы, e-mail: [email protected]
В статье подробно рассмотрены действия уполномоченных экономических операторов и таможенных органов при оформлении электронных транзитных деклараций, описаны преимущества применения декларирования процедуры таможенного транзита в электронной форме для уполномоченных экономических операторов
Ключевые слова: уполномоченный экономический оператор; таможенный транзит; электронная форма транзитной декларации; завершение таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме
customs transit: new opportunities
for authorised economic operators
Kuleshov Alexander V.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Department of Customs Operations and Customs Control, Head of the Department, PhD, Associate Professor, e-mail: [email protected]
Shklensky Stanislav V.
The North-Western customs managing, Head of implementation of perspective technologies, captain of customs affairs, e-mail: [email protected]
The article thoroughly concentrates on authorized economic operators and customs bodies' actions related to producing electronic transit declarations. Advantages of paperless form of declaration of the procedures of customs transit for authorized economic operators are described
Keywords: authorized economic operators; customs transit; electronic form;electronic form of transit declaration; completion of the customs procedure of customs transit in electronic form
Для цитирования: Кулешов А.В., Шкленский С.В. Таможенный транзит: новые возможности для уполномоченных экономических операторов // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (61). С. 36-39.
В настоящее время довольно значительное количество субъектов хозяйствования уже имеют статус уполномоченного экономического оператора (УЭО). Уполномоченный экономический оператор в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ТС) - это определенная категория юридических лиц, пользующаяся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться специальными упрощениями таможенных процедур. Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку по доставке к месту назначения иностранных товаров.
Статус УЭО дает юридическому лицу следующие упрощения [1, ст. 41]:
- возможность хранить и осуществлять таможенное оформление ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза товаров на площадях
(складах) оператора, выпускать и использовать иностранные товары до подачи на них таможенной декларации;
- возможность осуществлять доставку иностранных товаров напрямую на его склады (помещения) без их предъявления в таможенный орган назначения (во внутренний таможенный орган);
- отсутствие ограничений по местам декларирования отдельных категорий товаров.
Рассмотрим более подробно возможность доставки иностранного товара на склад УЭО.
Доставка иностранного товара на склад оператора может быть осуществлена только с применением таможенной процедуры таможенного транзита. Таможенный транзит [1, ст. 215 п. 1] - это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории Таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом ТС, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты
Таможенный транзит: новые возможности ...
таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита предполагает декларирование таких товаров. В дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования» указано, что технология электронного декларирования должна быть распространена и на таможенную процедуру таможенного транзита [2].
На практике изначально подача электронной транзитной декларации проводилась в рамках эксперимента на основании распоряжения ФТС России от 18.02.2015 № 62-р «О проведении эксперимента по совершению таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» [3]. Эксперимент показал положительные результаты. Например, в настоящее время только в Северо-Западном таможенном управлении технологию электронного транзита применяют более 500 участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), действующих в зоне ответственности СевероЗападного таможенного управления. Об этом начальник Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) А.Н. Гетман сообщил на пресс-конференции, отметив, что всего в 2016 году таможенным органами СЗТУ было помещено под таможенную процедуру таможенного транзита в электронной форме более 43 тысяч транзитных деклараций.
На основании положительных результатов применения эксперимента по электронному декларированию таможенной процедуры таможенного транзита приказом Минфина России от 30.08.2016 № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» с 20 марта 2017 года электронное декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, перешло в статус штатной технологии, в том числе и для товаров, следующих на склады УЭО [4].
Порядок заполнения транзитной декларации законодательно закреплен в решении Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» [5]. Порядок совершения таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита в электронной форме, закреплен в вышеуказанном приказе Минфина России от 30.08.2016 № 144н. В соответствии с указанным Порядком взаимодействие УЭО с перевозчиком и таможенными органами в общем виде можно представить в виде блок-схемы, изображенной на рис. 1.
Рис. 1. Блок-схема взаимодействия участников таможенной процедуры
Рассмотрим более подробно действия участников таможенной процедуры таможенного транзита при ее таможенном оформлении в электронной форме и доставке товаров на склад УЭО.
Следует отметить, что инициатором оформления таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме выступает УЭО, он же в этом случае является и декларантом таможенной процедуры.
Основные действия, выполняемые УЭО в электронной форме, при оформлении таможенной процедуры таможенного транзита:
- до подачи транзитной декларации в электронной форме УЭО формирует электронный архив документов декларанта (ЭАДД), куда размещаются:
а) транспортные (перевозочные) и коммерческие документы, как правило, это товаро-транс-портная накладная и инвойс;
б) разрешительные документы на товар, если перемещение таких товаров через таможенную границу предполагает их наличие. Разрешительные документы могут быть сформированы как в электронном виде, так и в виде сканированных копий.
- отправка ЭАДД в центральную базу данных Центрального информационно-технического таможенного управления (ЦИТТУ). Информационная система после проверки представленных документов на соответствие действующему формату сохраняет их в электронном хранилище и присваивает каждому документу уникальный идентификационный номер (УИН) и отправляет его УЭО.
- получение от ЦИТТУ уникального идентификационного номера на сформированные документы.
- заполнение бланка транзитной декларации в электронном виде и формирование описи документов, на которые получены УИН.
- направление транзитной декларации и описи документов с помощью программных средств в таможенный орган отправления, который будет оформлять таможенную процедуру таможенного транзита после пересечения таможенной границы перевозчиком иностранных товаров и фактического прибытия в этот орган.
- обработка ЕАИС таможенного органа отправления первичного набора документов (выполняет форматный контроль и контроль электронной подписи УЭО) и присвоение им так называемого
уникального номера документа (УНД). УНД вместе с подтверждением получения транзитной декларации отправляется УЭО. Уполномоченное должностное лицо таможенного поста при получении ЭТД и описи осуществляет: запрос электронных документов, указанных в описи, из архива декларанта; проверку наличия в ЭТД и электронных документах сведений, установленных ст. 182 ТК ТС в срок не более двух часов с момента получения электронных документов. При наличии указанных сведений в ЭТД уполномоченное должностное лицо таможенного поста отправления регистрирует транзитную декларацию, а присвоенный регистрационный номер ЭТД автоматически направляется декларанту. Полученный УНД по аналогии с идентификатором предварительного информирования используется перевозчиком (водителем) при предъявлении товаров в момент прибытия в пункт пропуска, где расположен таможенный орган отправления.
- совершение действий уполномоченным должностным лицом таможенного органа отправления (после фактического прибытия иностранных товаров в пункт пропуска), предусмотренных гл. III Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Таможенного союза автомобильным транспортом, при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита и завершении таможенной процедуры таможенного транзита, а также временном хранении, утвержденной приказом ФТС России от 26.05.2011 № 1067; кроме того, данное лицо осуществляет:
1) проверку факта включения декларанта таможенной процедуры в реестр УЭО;
2) проверку факта предоставления УЭО специального упрощения, предусмотренного п.п. 3 п. 1 ст. 86 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
3) сверку информации об адресе места разгрузки, указанного в транспортных (перевозочных) документах, с информацией об адресах помещений, открытых площадках и иных территориях УЭО, где будут находиться товары, находящиеся под таможенным контролем;
4) выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в случае отсутствия выявленных рисков и (или) нарушений таможенного законодательства и при соблюдении условий, установленных п. 1 ст. 195 и 216 ТК ТС. Информация о выпуске в виде электронного сообщения по каналам связи направляется декларанту. ЭТД переходит в статус «Выпуск товаров». Вместе с выпуском декларанту приходит электронный документ «Информация о транзитных товарах». Уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления распечатывает один экземпляр ЭТД, проставляет оттиск личной номерной печати
в графе Б и выдает на руки перевозчику для предъявления в таможенном органе назначения;
5) проставляет в трех экземплярах транспортного (перевозочного) документа запись «Доставка товаров на территорию УЭО», которую заверяет подписью и оттиском личной номерной печати, в случаях предоставления УЭО специального упрощения, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 86 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации»;
6) вносит информацию об адресе помещения, открытой площадки или иной территории УЭО, где будут размещены товары, находящиеся под таможенным контролем, в поле «Комментарии» электронной транзитной декларации с помощью КПС «Транзитные операции».
Далее транспортное средство покидает таможенный орган отправления и начинает движение в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в сторону таможенного органа назначения для завершения таможенного транзита.
После того как перевозчик непосредственно прибудет в ЗТК УЭО, порядок последующих действий будет выглядеть следующим образом. Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита на территории УЭО, последний не позднее трех часов после прибытия транспортного средства в место нахождения УЭО, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа - не позднее трех часов после начала работы этого таможенного органа [6, ст. 87 ч. 1] направляет в электронном виде сведения о номере электронной транзитной декларации, представленных перевозчиком документах, дате и времени прибытия товаров, сведения о признаках изменения, удаления, уничтожения или замены средств идентификации или повреждения грузовых помещений транспортных средств (при их наличии).
Уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения регистрирует полученные сведения и по представленной УЭО информации и имеющейся информации у таможенного органа о данной таможенной процедуре таможенного транзита принимает решение о возможности или запрете удаления средств идентификации, наложенных на грузовые помещения транспортного средства, и необходимости таможенного осмотра или досмотра товаров и транспортных средств.
В случае, если в срок, установленный в соглашении между таможенным органом и УЭО, и который не может превышать пяти часов с момента получения документов и сведений от УЭО [6, ст. 87 ч. 2], таможенный орган назначения не уведомил о запрете снятия средств идентификации в связи с намерением осуществить проверку товаров и провести таможенный осмотр транспортного средства и (или) убедиться в сохранности средств идентификации, то разрешение таможенного органа на снятие средств идентификации считается полученным.
Таможенный транзит: новые возможности
В этом случае УЭО распечатывает полученное от таможенного органа назначения сообщение о завершении таможенного транзита, заверяет его своей печатью и передает перевозчику, тем самым уведомляя перевозчика о том, что он выполнил свои обязательства по доставке товара на склад УЭО.
После уведомления перевозчика УЭО удаляет средства идентификации и принимает товары от перевозчика. Факт приема товара фиксируется путем проставления соответствующих отметок на транспортных (перевозочных) документах.
УЭО направляет таможенному органу назначения в электронном виде сведения о номере транзитной декларации, дате и времени принятия товаров от перевозчика.
Таможенный орган назначения после регистрации полученной информации уведомляет УЭО в электронном виде о завершении таможенной процедуры таможенного транзита. Такое уведомление целесообразно осуществлять в автоматическом режиме.
УЭО распечатывает электронное сообщение таможенного органа назначения о завершении таможенной процедуры таможенного транзита и передает это сообщение перевозчику, тем самым информируя его о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
С момента получения электронного сообщения таможенного органа о завершении таможенного транзита товары считаются находящимися на временном хранении под ответственностью УЭО.
В рассмотренный алгоритм действий по применению электронной формы декларирования таможенного транзита целесообразно внести следующие изменения:
1. В таможенном органе назначения при прохождении транспортного контроля необходимо сделать фотоснимок запорных устройств транспортного средства, примерный вид которого представлен на рис. 2, и совместно с информацией, передаваемой в таможенный орган назначения, отправить также фотоснимок в электронном виде.
2. По прибытии в зону таможенного контроля УЭО он делает снимок запорных устройств транспортного средства с указанием даты и времени снимка и отправляет его в электронном виде совместно с необходимыми сведениями в таможенный орган назначения.
3. Таможенный орган назначения, получив от УЭО снимок запорных устройств, с помощью соответствующей программы идентифицирует его со снимком этого же запорного устройства, полученного от таможенного органа назначения.
Такой подход позволит таможенному органу назначения сократить время на принятие решения о завершении таможенной процедуры таможенного транзита, не влияя на качество принимаемого решения.
В целом применение электронной формы декларирования таможенного транзита
Рис. 2. Фотография запорных устройств транспортного средства
позволяет УЭО получить ряд преимуществ -сокращение бумажного документооборота;
- однократное предоставление документов в таможенный орган;
- подача электронной транзитной декларации в течение 30 дней с даты получения уникального идентификационного номера (УИН) до прибытия транспортного средства в пункт пропуска;
- возможность использования сведений, содержащихся в ЭТД, при регистрации прибытия на таможенную территорию Союза ввозимых товаров и транспортных средств в качестве предварительной информации о товарах и транспортных средствах;
- сокращение времени совершения таможенных операций и нахождения транспортного средства с товаром в пункте пропуска;
- использование документов, формализованных декларантом в электронном виде при формировании электронной транзитной декларации, для декларирования товаров в соответствии с избранной таможенной процедурой.
Библиографический список:
1. Таможенный кодекс Таможенного союза // Справочник ВЭД Инфо.
2. Дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования» («Таможня»). URL: http://www. asi.ru (дата обращения: 06.03.2017).
3. Распоряжение ФТС России от 18.02.2015 № 62-р «О проведении эксперимента по совершению таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» // Справочник ВЭД Инфо.
4. Приказ Минфина России от 30.08.2016 № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» // Справочник ВЭД Инфо.
5. Решение Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» // Справочник ВЭД Инфо.
6. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Справочник ВЭД Инфо.