2 л
н и о
X
л
<
W H t*
W <
s
0 X X
W
S
S
w S
1
w
С
s t* s s
à s
X
2S
Ph
О
УДК 339.543
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭЛЕКТРОННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ТОВАРОВ, ПОМЕЩАЕМЫХ
ПОД ПРОЦЕДУРУ ТАМОЖЕННОГО ТРАНЗИТА
Коробкова Марина Николаевна
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры таможенных операций и таможенного контроля, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются вопросы применения технологии электронного декларирования товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Охарактеризован порядок представления и обработки электронной транзитной декларации, выявлены проблемы и перспективы развития данной технологии в условиях единого таможенного пространства Евразийского экономического союза
Ключевые слова: информационные технологии; таможенный транзит; электронное декларирование; электронная транзитная декларация; таможенный орган отправления; таможенный орган назначения; декларант процедуры таможенного транзита
APPLICATION OF ELECTRONIC DECLARATION TECHNOLOGIES
FOR GOODS PLACED UNDER CUSTOMS TRANSIT PROCEDURE
Korobkova Marina N.
Russian Customs Academy St. Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Department of customs operations and customs control, head teacher, e -mail:[email protected]
The article deals with the application of electronic declaration technology for goods moved in accordance with the customs procedure for customs transit. The order of submission and processing of electronic transit declaration is considered, problems and prospects of development of this technology are revealed in the conditions of the common customs space of the Eurasian Economic Union
Keywords: information technologies; customs transit; electronic declaration; electronic transit declaration; customs body of departure; customs body of destination; declarant of customs transit procedure
Для цитирования: Коробкова М.Н. Применение технологии электронного декларирования товаров, помещаемых под процедуру таможенного транзита // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 1 (61). С. 32-35.
Сегодня одним из важных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации является применение передовых информационных технологий, позволяющих сократить сроки совершения таможенных операций, повысить уровень информационного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, обеспечить автоматическую обработку сведений, содержащихся в представляемых документах, и, как следствие, повысить оперативность принятия решений при проведении таможенного контроля. В ходе этой работы в России проводился эксперимент с целью внедрения в практическую деятельность таможенных органов технологии, предусматривающей электронное декларирование товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Первоначально порядок совершения таможенных операций при таможенном декларировании таможенной процедуры таможенного транзита в электронной форме регламентировался распоряжением ФТС России от 18.02.2015 № 62-р «О проведении эксперимента по совершению таможенными органами таможенных операций при таможенном
декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме» [1]. С 20 марта 2017 года на смену ему пришел приказ Минфина России от 30.08.2016 № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме». Данный Приказ устанавливает постоянный порядок электронного декларирования таможенного транзита, что фактически означает успешное завершение эксперимента и начало полномасштабного применения технологии электронного декларирования транзита во всех таможенных органах России.
Приказом Минфина № 144н регламентировано осуществление предварительного декларирования процедуры транзита, использование сведений, содержащихся в электронной транзитной декларации в качестве предварительной информации при прибытии товаров и транспортных средств на территорию РФ. В нем закреплено информационное взаимодействие в электронной форме таможенных
Схема подачи электронной транзитной декларации
органов и декларантов, в том числе с перевозчиками, если они не являются декларантами процедуры таможенного транзита [2].
Рассмотрим порядок представления электронной транзитной декларации (ЭТД). Следует помнить о том, что таможенный транзит - это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования [3].
При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация. Порядок заполнения транзитной декларации приведен в Решении Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации» [4]. Схема подачи электронной транзитной декларации (далее - ЭТД) представлена на рисунке.
Ключевые позиции в данной схеме занимают декларант таможенной процедуры таможенного транзита, таможенный орган открытия таможенного транзита (таможенный орган отправления), таможенный орган завершения таможенного транзита (таможенный орган назначения).
Охарактеризуем роль декларанта таможенной процедуры таможенного транзита. Для подачи транзитной декларации используется усиленная квалифицированная электронная подпись. С помощью подписи происходит наложение сигнатуры на электронные документы и транзитную декларацию. Подготовка данных документов осуществляется
с помощью информационной системы декларанта. Передача данных происходит через ассоциацию сетей Интернет.
Таможенный орган открытия таможенного транзита (таможенный орган отправления) осуществляет прием и регистрацию транзитной декларации и документов от декларанта, а также открывает на основе полученных данных процедуру таможенного транзита (осуществляет выпуск ЭТД). Все операции, производимые инспектором, фиксируются в системе электронного декларирования и сведения о них передаются декларанту.
Таможенный орган завершения таможенного транзита (таможенный орган назначения) является заключительным звеном с точки зрения «жизни» электронного документа «Транзитная декларация». В данном «узле» происходит фиксация даты и времени прибытия транспортного средства, а также завершается процедура таможенного транзита.
Информационный обмен по данной схеме инициализирует декларант, а завершает таможенный инспектор в таможенном органе завершения процедуры таможенного транзита. Порядок обмена условно можно представить в виде алгоритма, состоящего из девяти основных этапов.
Этап 1. Размещение документов в ЭАДД. Перед отправкой ЭТД все электронные документы, на основе которых заполнена транзитная декларация, размещаются в электронном архиве документов декларанта (ЭАДД). ЭАДД представляется собой хранилище, находящееся на сервере Центрального информационно-технического таможенного управления (ЦИТТУ) ФТС. Информационная система ЭАДД выполняет проверку документов на соответствие действующему формату, сохраняет полученные документы в хранилище и присваивает каждому документу уникальный идентификационный номер (УИН).
УИН отправляется декларанту. Получение УИН свидетельствует об успешном размещении документов в ЭАДД.
Этап 2. Запрос на открытие процедуры декларирования. После размещения документов в ЭАДД декларант формирует ЭТД и отправляет в информационную систему электронного декларирования запрос на открытие процедуры декларирования. При отправке запроса на открытие процедуры декларирования необходимо выбрать таможенный орган, которому будет отправлена транзитная декларация.
Этап 3. Передача Этд и описи электронных документов. После открытия процедуры ЭТД получает статус «Процедура открыта». Автоматизированная система декларанта отправляет в систему электронного декларирования первичный набор документов. В его состав входит подготовленная ЭТД и опись документов. Отправленный набор документов проходит сервер АСТО и попадает на таможенный пост отправления.
Этап 4. уведомление о регистрации документа. ЕАИС таможенных органов обрабатывает первичный набор документов (выполняет форматный контроль и проверку электронной подписи) и присваивает им так называемый уникальный номер документа (УНД). УНД вместе с подтверждением получения транзитной декларации отправляется декларанту. После получения подтверждения транзитная декларация переходит в статус «ТД предоставлена». Полученный УНД описи по аналогии с идентификатором предварительного информирования используется заинтересованным лицом (перевозчиком) при предоставлении товаров в момент прибытия в пункт пропуска.
Этап 5. Этд подана. После получения первичного набора документов информационная система таможенного поста формирует уведомление о получении ЭТД, которое направляется декларанту. ЭТД переходит в статус «ТД подана».
Этап 6. регистрация Этд. Уполномоченное должностное лицо таможенного поста отправления при получении ЭТД и описи осуществляет запрос электронных документов, указанных в описи, из архива декларанта; проверку наличия в ЭТД и электронных документах сведений, установленных ст. 182 ТК ТС, в срок не более двух часов с момента получения электронных документов. В случае отсутствия указанных сведений уполномоченное должностное лицо таможенного поста отправления формирует и направляет декларанту электронное сообщение «Отказ в регистрации ЭТД» и процедура декларирования закрывается. При наличии указанных сведений в ЭТД уполномоченное должностное лицо таможенного поста отправления регистрирует транзитную декларацию. Присвоенный регистрационный номер ЭТД автоматически направляется декларанту. ЭТД переходит в статус «ТД зарегистрирована».
В статусе «ТД зарегистрирована» возможны следующие действия:
- декларант может отправить электронное сообщение с отзывом транзитной декларации;
- инспектор может запросить дополнительные электронные документы от декларанта;
- инспектор может назначить проведение таможенного контроля и уведомить об этом декларанта в виде электронного сообщения.
Этап 7. выпуск товаров и открытие процедуры таможенного транзита. В случае отсутствия выявленных рисков и (или) нарушений таможенного законодательства и при соблюдении условий, установленных п. 1 ст. 195 и ст. 216 ТК ТС, уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления осуществляет выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Информация о выпуске в виде электронного сообщения направляется декларанту. ЭТД переходит в статус «Выпуск товаров». Вместе с выпуском декларанту приходит электронный документ «Информация о транзитных товарах». Уполномоченное должностное лицо таможенного органа отправления распечатывает один экземпляр ЭТД, проставляет оттиск личной номерной печати в графе Б и выдает на руки перевозчику для предъявления в таможенном органе назначения. Далее транспортное средство покидает таможенный орган отправления и начинает движение в сторону таможенного органа назначения.
Этап 8. Прибытие товаров в место доставки. Перевозчик товаров в течение срока, установленного п. 3 ст. 225 ТК ТС, с момента прибытия в место доставки, установленное таможенным органом отправления, сообщает таможенному органу назначения номер ЭТД путем представления распечатки ЭТД, заверенной ЛНП должностного лица таможенного органа отправления, осуществившего выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Уполномоченное должностное лицо таможенного органа по номеру транзитной декларации запрашивает из ЕАИС ЭТД. После получения ЭТД инспектор регистрирует прибытие транспортного средства в место доставки и направляет декларанту таможенной процедуры таможенного транзита электронное подтверждение о прибытии транспортного средства международной перевозки.
Этап 9. Завершение процедуры таможенного транзита. Если при применении форм таможенного контроля в отношении прибывших в место доставки товаров не выявлены признаки нарушения таможенного законодательства, уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения в возможно короткий срок завершает таможенную процедуру таможенного транзита. После завершения таможенного транзита уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения направляет декларанту таможенного транзита авторизованное электронное сообщение, содержащее сведения о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
Опросы участников ВЭД, прежде всего крупных организаций, ассоциаций, в целом говорят о положительной оценке бизнесом данной технологии. Ее неоспоримыми преимуществами, при условии полноценной работы программных средств, являются : доступность сервиса подачи ЭТД через «Личный кабинет участника ВЭД», возможность использования электронного архива документов декларанта, оперативность информационного обмена.
Но, как и в любой экспериментальной технологии, при электронном транзите существуют проблемные вопросы и недостатки, от решения которых зависит удобство и востребованность данной технологии участниками ВЭД. Например, реализуемая сегодня технология электронного декларирования таможенного транзита предусматривает использование в качестве ЭТД только транзитной декларации установленной формы. Остальные документы, в том числе карнет ATA, книжка МДП, транспортные накладные, которые согласно п. 2 ст. 182 ТК ТС могут использоваться в качестве транзитной декларации, отсутствуют в реализуемой сегодня технологии электронного декларирования процедуры таможенного транзита.
В ближайшее время заинтересованным лицам общими усилиями предстоит реализовать основной план развития электронного тамотранзита. Таможенным органам необходимо рассмотреть вопрос о возможности внедрения технологии автоматической регистрации ЭТД и разработке алгоритма ее осуществления.
Предусмотрено распространение технологии электронного транзита на таможенные органы государств - членов ЕАЭС, что закреплено решением от 30.11.2016 № 21/15 Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза. Согласно этому документу с 1 февраля по 31 июля 2017 года проводится эксперимент по совершению таможенных операций, связанных с выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и ее завершением на принципах электронного документооборота. В пилотную зону включены 59 таможенных постов, расположенных на территории России, 3 таможенных поста - в Республике Беларусь и таможенный пост - в Киргизии [5].
В заключение важно отметить, что декларирование товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в электронной форме, - это перспективная технология, направленная на расширение возможностей электронного документооборота, активное применение практики онлайн-решений и протоколирование любых значимых информационных процессов.
Библиографический список:
1. Распоряжение ФТС России от 18.02.2015 № 62-р «О проведении эксперимента по совершению таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме». URL: http://rulaws.ru/ acts/Rasporyazhenie-FTS-Rossii-ot-18.02.2015-N-62-r/ (дата обращения: 17.02.2017).
2. Приказ Минфина России от 30.08.2016 № 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме». URL: https://rg.ru/2016/12/20/minfin-prikaz144-site-dok.html (дата обращения: 18.02.2017).
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_94890/ (дата обращения: 17.02.2017).
4. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке органами заполнения транзитной декларации». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101902/ (дата обращения: 17.02.2017).
5. Письмо ФТС России от 01.02.2017 № 01-11/04730 «О направлении информации». URL: https://www.alta. ru/tamdoc/17p04730/ (дата обращения: 18.02.2017).