Научная статья на тему 'Правовой статус уполномоченного экономического оператора и специальные упрощения при совершении таможенных операций'

Правовой статус уполномоченного экономического оператора и специальные упрощения при совершении таможенных операций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
987
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / CUSTOMS UNION / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / CUSTOMS OPERATIONS / СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРОЩЕНИЯ / SPECIAL FACILITATION / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / LEGAL ENTITIES / ПЕНЗЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / PENZA REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агамагомедова Саният Абдулганиевна, Черницова Ирина Дмитриевна

Рассматриваются вопросы формирования и развития института уполномоченного экономического оператора в условиях Таможенного союза и Евразийского экономического пространства. Авторами выделены цели и условия получения данного статуса, определено понятие и виды специальных упрощений, которые предоставляются уполномоченным экономическим оператором. Приведен анализ деятельности уполномоченного экономического оператора, в том числе и в Пензенской области; определены перспективы развития данного института в современных условиях интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL STATUS OF AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR AND SPECIAL SIMPLIFY CUSTOMS OPERATIONS

The article examines the formation and development of the institution of authorized economic operator under the Customs Union and the Eurasian Economic Community. The authors highlighted the objectives and conditions for obtaining this status, defined the concept and types of special simplifications provided AEO. Provides analysis of AEO, including in the Penza region, identified prospects of this institution in the modern context of integration.

Текст научной работы на тему «Правовой статус уполномоченного экономического оператора и специальные упрощения при совершении таможенных операций»

УДК 339.543

ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА И СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРОЩЕНИЯ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

С. А. Агамагомедова, И. Д. Черницова

LEGAL STATUS OF AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR AND SPECIAL SIMPLIFY CUSTOMS OPERATIONS

S. A. Agamagomedova, I. D. Chernitsova

Аннотация. Рассматриваются вопросы формирования и развития института уполномоченного экономического оператора в условиях Таможенного союза и Евразийского экономического пространства. Авторами выделены цели и условия получения данного статуса, определено понятие и виды специальных упрощений, которые предоставляются уполномоченным экономическим оператором. Приведен анализ деятельности уполномоченного экономического оператора, в том числе и в Пензенской области; определены перспективы развития данного института в современных условиях интеграции.

Ключевые слова: уполномоченный экономический оператор, Таможенный союз, таможенные операции, специальные упрощения, юридические лица, Пензенская область.

Abstract. The article examines the formation and development of the institution of authorized economic operator under the Customs Union and the Eurasian Economic Community. The authors highlighted the objectives and conditions for obtaining this status, defined the concept and types of special simplifications provided AEO. Provides analysis of AEO, including in the Penza region, identified prospects of this institution in the modern context of integration.

Key words: authorized economic operator, the Customs Union, customs operations, special facilitation, legal entities, the Penza region.

В связи с развитием и совершенствованием таможенного регулирования в современных условиях интеграции таможенное законодательство ввело в правовую систему Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана (ТС) новый правовой институт - институт уполномоченного экономического оператора (УЭО).

Целями введения статуса уполномоченного экономического оператора являются:

- развитие полноценной системы взаимодействия таможенной службы и участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД);

- упрощение и ускорение таможенных процедур;

- ослабление административного давления и др.

По состоянию на 11 марта 2014 г. в реестре УЭО ФТС России находится 119 юридических лиц (при этом 9 из них имеют статус выданного свидетельства - «недействующий») [1].

В ТС деятельность УЭО регулируется ст. 38-41 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) [2], а в России - главой 6 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» [3].

Условиями получения статуса уполномоченного экономического оператора являются:

1) отсутствие задолженности по уплате таможенных платежей перед таможенными органами;

2) отсутствие фактов привлечения к административной ответственно -сти в течение одного года;

3) УЭО должен вести особую систему учета товаров, позволяющую сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении своих хозяйственных операций;

4) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при включении в реестр УЭО;

5) наличие системы учета товаров, позволяющей сопоставлять сведения, представленные таможенным органам при совершении таможенных операций, со сведениями о проведении хозяйственных операций;

6) осуществление внешнеторговой деятельности в течение срока, определенного законодательством государств - членов Таможенного союза, но не менее одного года со дня обращения в таможенный орган.

Для включения в Реестр УЭО таможенные органы осуществляют проверку документов и сведений, а также выездную таможенную проверку в месте нахождения заявителя. Если все необходимые документы, включая документы, подтверждающие предоставление обеспечения, представлены в полном объеме вместе с заявлением и заявитель создал все необходимые условия для осуществления таможенным органом выездной таможенной проверки, то срок включения в реестр не превысит 90 дней со дня принятия заявления к рассмотрению.

До момента принятия заявления к рассмотрению даже при наличии всех необходимых документов ФТС России требуется время для направления запросов в МВД России и ФНС России для проведения проверки. Таким образом, срок рассмотрения заявления увеличивается примерно еще на один месяц.

Уполномоченный экономический оператор обязан информировать таможенный орган, выдавший свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, об изменении сведений, заявленных им для выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

В настоящее время приказом ФТС России от 14.09.2011 № 1877 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по ведению реестра УЭО [4]. Регламентом определен порядок включения в реестр УЭО, в нем приводится образец заявления лица и перечень прилагаемых документов.

Согласно национальному таможенному законодательству РФ уполномоченным экономическим оператором может быть юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством РФ, осуществляющее ввоз товаров в Российскую Федерацию для использования в производствен-

ной и иной предпринимательской деятельности и вывоз товаров из Российской Федерации, включенное в реестр уполномоченных экономических операторов.

Форма и порядок выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, о приостановлении действия и отзыве этого свидетельства определяются законодательством государств - членов Таможенного союза.

Уполномоченный экономический оператор обязан информировать таможенный орган, выдавший свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, об изменении сведений, заявленных им для выдачи свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.

Кроме того, ФТС России утверждена типовая форма соглашения, заключаемого между таможенным органом и УЭО, которая определяет порядок взаимодействия между таможенным органом и УЭО, а также регламент их информационного обмена [5].

Уполномоченный экономический оператор - это субъект, вовлеченный в международную торговлю товарами, чья деятельность получила одобрение таможенной администрации как соответствующая нормам ВТамО (Всемирной Таможенной организации) или стандартам обеспечения безопасной цепи поставки товаров. Уполномоченный экономический оператор в Таможенном союзе - это определенная категория лиц, пользующаяся доверием таможенных органов, которым предоставляется возможность пользоваться специальными упрощенными процедурами.

Следует согласиться со специалистами, которые понимают «специальные упрощения» как исключительное право на совершение отдельных таможенных операций юридическими лицами, которые соответствуют условиям присвоения статуса УЭО, установленным таможенным законодательством Таможенного союза [6, с. 70].

Суть создания института УЭО в Таможенном союзе Белоруссии, Казахстана и России как раз и заключается в предоставлении определенной категории лиц, пользующихся доверием таможенных органов, возможности использовать специальные упрощения. Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.

К специальным упрощениям, которые может использовать уполномоченный экономический оператор, относятся:

1) временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО (без приобретения УЭО статуса склада временного хранения);

2) выпуск товаров до подачи таможенной декларации;

3) проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО (включая завершение таможенного транзита товаров, следующих в адрес УЭО при их ввозе). Причем право совершать таможенные операции на территории УЭО также распространяется на те товары, в отношении которых законом установлены особые места совершения операций с ними.

С введением статуса уполномоченного экономического оператора участники ВЭД нацелены на получение данного статуса. УЭО использует специальные упрощения, которые оптимизируют и значительно ускоряют таможенные процедуры. Но при этом возникает множество возможностей для нарушения законодательства. Именно по этой причине вся деятельность УЭО, начиная с информации, предоставляемой в заявлении, и заканчивая контролем получаемых товаров, находится под пристальным вниманием таможенных органов.

Институт УЭО - одна из новелл таможенного законодательства ТС. В условиях формирования Евразийского экономического пространства дальнейшее развитие данного института связано с решением целого ряда проблем. Одной из них является, например, возможность предоставления специальных преимуществ экономическим операторам, совершившим правонарушения в другом государстве, входящем в Таможенный союз [6, с. 72]. Решение этой и других проблем в рассматриваемой области основано на изучении положений ВТамО и зарубежного опыта таможенного администрирования с целью внедрения положительного опыта в сфере взаимодействия таможенных органов и бизнеса на национальную почву государств, образующих Евразийское экономическое пространство.

Национальным законодательством государств - членов ТС, установлены основания приостановления действия свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, что в свою очередь влечет приостановление статуса УЭО и невозможность применения специальных упрощений. Традиционно к ним относят подачу заявления юридического лица о приостановлении его деятельности, нарушение условий присвоения статуса УЭО, возбуждение дела об административном правонарушении в области таможенного дела, а также возбуждение уголовного дела в отношении субъектов управления юридического лица. Вместе с тем в законодательстве государств - членов ТС, и по этому вопросу имеются свои особенности.

Так, в России статус УЭО будет приостановлен в случае возбуждения в отношении юридического лица процедуры банкротства, непредставления отчетности по установленным формам. Следует отметить, что российский закон строго не устанавливает, какое количество условий о присвоении статуса УЭО должно быть нарушено для приостановления рассматриваемого статуса. Очевидно, что формулировка «в случае выявления несоблюдения уполномоченным экономическим оператором одного или нескольких условий» активирует субъективный фактор при принятии соответствующего решения по УЭО в таможенном органе.

Статьей 86 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес УЭО, при их ввозе в РФ в соответствии с ч. 3 ст. 87 № 311-ФЗ является специальным упрощением. Заметим, что это упрощение не содержится в перечне специальных упрощений, установленных ст. 41 ТК ТС. Более того, российское законодательство к иным специальным упрощениям относит предварительное таможенное декларирование товаров, подачу неполной таможенной декларации и периодическое таможенное декларирование в соответствии со ст. 193 и 194 ТК ТС и со ст. 211-215 № 311-ФЗ.

Проведенное Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) исследование правовых актов и правоприменительной практики в ТС выявило и другие особенности правового регулирования статуса УЭО. Отличительные особенности выявлены относительно требований и условий включения в реестр УЭО, вида деятельности юридического лица, количества сведений и документов, представляемых в таможенный орган для включения в реестр УЭО, гарантий статуса УЭО и возможности применения специальных упрощений, компетенции таможенных органов в рамках правоотношений, участником которых является УЭО.

Таким образом, с одной стороны, согласно ТК ТС институт УЭО как правовой инструмент содействия внешней торговле и упрощения таможенных процедур функционирует на таможенной территории ТС, а с другой -имеет национальные особенности и действует строго в рамках территорий каждого из государств - членов Таможенного союза.

Анализ деятельности отдельных предприятий Поволжского региона в статусе УЭО позволяет говорить о значительной экономии расходов и существенной оптимизации механизма «таможенной очистки». Так, за четыре месяца работы в статусе уполномоченного экономического оператора ОАО «ТД «Воткинский завод» - первый уполномоченный экономический оператор Удмуртии - сэкономило порядка 3 млн руб.

Основная экономия - 2,6 млн руб. - приходится на хранение импортных грузов, перемещаемых железнодорожным транспортом, в зонах таможенного контроля на станциях. До получения статуса УЭО зона таможенного контроля на станции время от времени не вмещала весь объем поступивших импортных контейнеров. В результате возрастало время хранения и, соответственно, увеличивались расходы предприятия. Возможность хранить товары на своих складах существенно облегчила жизнь предприятия: транспортные средства, перевозящие внешнеторговые грузы, следуют не в место нахождения таможенного органа, как это принято при применении общеустановленного порядка, а непосредственно на производственные объекты, в места хранения, определенные оператором.

В качестве еще одного бонуса от работы в статусе уполномоченного экономического оператора в ТД «Воткинский завод» отмечают сокращение времени выпуска импортных товаров таможенным органом. Дело в том, что для уполномоченных экономических операторов предусмотрено специальное упрощение - завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в их адрес. В этом случае товар не предъявляется таможенному органу для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, а сразу направляется на площадку оператора. Выпуск товаров также осуществляется в упрощенном порядке: как только УЭО получил товар от перевозчика и направил соответствующее уведомление в таможню, товар считается выпущенным. Однако есть одна оговорка: это упрощение распространяется на товар в том случае, если речь идет о выпуске до подачи декларации или о предварительном декларировании.

Руководство ОАО ТД «Воткинский завод» отстаивает позицию, выражающуюся в необходимости отрабатывать взаимодействие с таможенными органами постепенно, шаг за шагом [7].

В настоящее время в реестр уполномоченных экономических операторов ФТС России включены два пензенских предприятия - участника внешнеэкономической деятельности: ОАО Птицефабрика «Васильевская» (в соответствии с приказом Федеральной таможенной службы от 23 ноября 2012 г. № 2400) и ОАО «Биосинтез» (в соответствии с приказом ФТС России от 6 декабря 2013 г. № 2307) (табл. 1).

Таблица 1

Выдержка из реестра уполномоченных экономических операторов ФТС России [4]

Номер свидетельства ОРГАНИЗАЦИЯ УЭО (Наименование, ИНН)

10000/0067Б ОАО Птицефабрика «Васильевская» (ИНН 5809022198)

10000/0115 ОАО «Биосинтез» (ИНН 5834001025)

Как мы видим, это крупнейшие предприятия Пензенской области. Открытое акционерное общество Птицефабрика «Васильевская» - одно из крупнейших в Поволжском регионе агропромышленных предприятий с 40-летней историей. Предприятие, созданное в 1974 г., специализируется на производстве мяса птицы с законченным технологическим процессом. В 1990 г. к птицефабрике «Васильевская» был присоединен Государственный племенной птицезавод «Светлополянский». В 2010 г. приобретена птицефабрика «Заречная». В 2011 г. птицефабрикой введена в эксплуатацию площадка «Кома-ровская» (34 птичника), в 2012 г. - площадки «Восточная-2» (21 птичник) и «Степановская» (12 птичников). «Васильевская» птицефабрика - это крупнейшая в Пензенской области компания - производитель мяса птицы, которая обеспечивает продукцией не только рынок города, но и рынки Центрального и Поволжского регионов. Войдя в состав группы предприятий АПК «Черкизовский», птицефабрика активнее начала применять новейшие технологии выращивания птицы [8].

Акционерное общество «Биосинтез» - одно из старейших предприятий фармацевтической отрасли, созданное 50 лет назад как предприятие для производства субстанций антибиотиков. Сегодня это современное, динамично развивающееся предприятие полного технологического цикла - от производства субстанций до производства готовых лекарственных средств в различных формах выпуска. ОАО «Биосинтез» - это одна из немногих российских компаний, сохранивших производство субстанций, входящее в десятку крупнейших компаний - производителей фармацевтической продукции [9].

По мнению представителей данных предприятий, говорить о реальных выгодах, экономии и достижениях с учетом статуса УЭО говорить пока рано. Так, ОАО «Биосинтез» только получило данный статус и воспользоваться преимуществами пока не успело, так как необходимое соглашение о взаимодействии с таможенным органом находится в стадии разработки. Но следует подчеркнуть, что получение предприятиями данного статуса позволяет данным участникам ВЭД оптимизировать экспортно-импортные операции, сократить издержки на основе использования определенных упрощений. Так, для ОАО «Биосинтез» наиболее привлекательным специальным упрощением является возможность хранить товары на собственных территориях и площадках, не прибегая к складам временного хранения, а для ОАО Птицефаб-

рика «Васильевская» таким упрощением является возможность завершения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в их адрес, при предварительном декларировании. В целом необходимо развивать данный институт на региональном уровне, что безусловно позволит усилить внешнеэкономическую активность предприятий Пензенской области.

Таким образом, УЭО в России, Беларуси и Казахстане имеют разные статусы, элементы которых обладают своей спецификой и отличиями.

В результате процесс развития статуса УЭО в странах Таможенного союза имеет разноускоренный характер. По состоянию на 28.10.2013 в Российской Федерации в реестр УОЭ было включено 106 субъектов таможенных правоотношений, по состоянию на 26.11.2013 в Республике Беларусь в реестр УОЭ было включено 333 субъекта, по состоянию на 04.11.2013 в Республике Казахстан в реестр УЭО было включено 14 субъектов [10].

Каждая из стран ТС имеет представление о перспективах статуса УЭО с учетом особенностей национальной экономической системы. В одних случаях УЭО - это субъект таможенной инфраструктуры, уполномоченный таможенным органом на выполнение операций, оказание услуг с товарами, находящимися под таможенным контролем, а в других - это только пользователь таможенными привилегиями с целью сохранения конкурентоспособности производителя (продавца) или товара на рынке ТС.

В этой связи каждая страна ТС имеет свое представление о перспективах статуса УЭО в ТС. Так, Российская Федерация обозначила два основных направления перспективы развития для УЭО:

- унификация специальных упрощений для УЭО производственного или иного типа при условии, что такая унификация не приводит к сокращению преимуществ, льгот и привилегий для УЭО. При этом ожидаемый результат - сокращение издержек добросовестных участников ВЭД, связанных с хранением товаров и с простоем транспортных средств;

- осуществление выпуска товаров до подачи декларации на товары без расчета сумм обеспечения по конкретной товарной партии для всех УЭО. Ожидаемый результат - сокращение издержек УЭО и обеспечение выпуска товаров в сроки, не превышающие двух часов.

По мнению экспертов, для развития и совершенствования статуса УЭО в ТС на современном этапе могут быть предложены следующие направления:

- расширение перечня специальных упрощений для УЭО;

- категорирование статуса УЭО (по аналогии с ЕС);

- совершенствование требований и условий предоставления статуса УЭО, в том числе посредством формирования единых требований и условий в ТС;

- разработка единой программы УЭО на территории ТС;

- разработка единой процедуры авторизации (предоставления статуса УЭО) таможенными органами государств - членов ТС;

- взаимное признание правового статуса УЭО таможенными органами Беларуси, Казахстана и России;

- предоставление УЭО специальных упрощений на всей территории ТС;

- создание единой информационной системы взаимодействия таможен и операторов в рамках программы УЭО;

- организация взаимодействия УЭО с АЕО (Authorised Economic Operator) Европейского союза [11].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что введенный таможенным законодательством ТС новый институт - институт уполномоченного

экономического оператора - сформировался прежде всего на основе рамочных стандартов безопасности Всемирной торговой организации. Данный институт активно развивается и совершенствуется в условиях стремительных процессов экономической интеграции и формирования Евразийского экономического пространства. Правовой статус УЭО в государствах - членах ТС, несколько различается, при этом главным остается одно: возможность получения специальных упрощений для крупного, стабильного и законопослушного бизнеса. Что касается регионального рынка, то институт УЭО здесь только зарождается. Тем не менее, необходимо содействовать увеличению числа УЭО в регионе, что позволит усилить внешнеэкономическую направленность предприятий Пензенской области.

Список литературы

1. Реестр уполномоченных экономических операторов (по состоянию на 11.03.2014). -URL: http://ved.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id= 1690&Itemid=1971 (дата обращения: 20.03.2014).

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) // СПС «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/12171455/

3. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» // СПС «Гарант». - URL: http://base.garant.ru/12180625/

4. Приказ ФТС России от 14.09.2011 № 1877 (ред. от 10.09.2013) «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.11.2011 № 22310) // СПС «Гарант». - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12091983/

5. Приказ ФТС РФ от 20.09.2011 № 1914 «Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.11.2011 № 22420) // Российская газета. - 2011. - № 278. - 9 дек.

6. Некрасов, Д. В. Формирование правового института уполномоченного экономического оператора в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации / Д. В. Некрасов // Вестник РТА. - 2013. - № 3. -С. 67-72.

7. URL: http://www.tks.ru/news/nearby/2012/11/28/0005 (дата обращения: 27.03.2014).

8. Официальный сайт ОАО Птицефабрика «Васильевская». - URL: http://vpf-penza.ru/about_us/history.php (дата обращения: 28.03.2014).

9. Официальный сайт ОАО «Биосинтез». - URL: http://biosintez.com/ (дата обращения: 28.03.2014).

10. URL: http://expertft.ru/2013/02/o-razvitii-instituta-upolnomochennogo-ekonomicheskogo-operatora/ (дата обращения: 19.03.2014).

11. URL: http://www.customs-academy.net/?p=4370 (дата обращения: 28.03.2014).

Агамагомедова Саният Абдулганиевна кандидат социологических наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин,

Пензенский государственный университет E-mail: saniyat_aga@mail.ru

Agamagomedova Saniyat Abdulganievna candidate of sociological sciences, associate professor,

sub-department of state-legal disciplines, Penza State University

Черницова Ирина Дмитриевна Chernitsova Irina Dmitrievna

студентка, student,

Пензенский государственный университет Penza State University E-mail: i-rn93@yandex.ru

УДК 339.543 Агамагомедова, С. А.

Правовой статус уполномоченного экономического оператора и специальные упрощения при совершении таможенных операций / С. А. Агамагомедова, И. Д. Черницова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2014. - № 2 (10). - С. 27-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.