Научная статья на тему 'Оценка эффективности деятельности уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе'

Оценка эффективности деятельности уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1541
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худжатов М.Б.

В статье рассматриваются современные проблемы функционирования института уполномоченного экономического оператора (УЭО) в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Автором проводится анализ действующего таможенного законодательства ЕАЭС в сфере упрощений для УЭО, в результате которого дается оценка их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности деятельности уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе»

УДК 339.56

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

М.Б. Худжатов

Аннотация. В статье рассматриваются современные проблемы функционирования института уполномоченного экономического оператора (УЭО) в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Автором проводится анализ действующего таможенного законодательства ЕАЭС в сфере упрощений для УЭО, в результате которого дается оценка их эффективности.

Ключевые слова: уполномоченный экономический оператор, внешнеэкономическая деятельность, Евразийский экономический союз, таможенное регулирование, оценка эффективности.

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF THE AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

M.B. Khudzhatov

Abstract. The article considers the current problems of the functioning of the institute of the authorized economic operator (AEO) in the Eurasian Economic Union (EAEU). The author analyzes the current EAEU customs legislation in the area of simplifications for an AEO, as a result of which their effectiveness is assessed.

Keywords: authorized economic operator, foreign economic activity, Eurasian Economic Union, customs regulation, assessment of the effectiveness.

После распада СССР на постсоветском пространстве начали возникать интеграционные процессы между некоторыми из стран СНГ. Постепенно уровни интеграции углублялись, начиная с зоны свободной торговли и заканчивая экономическим союзом. Так, с 2015 г. свою деятельность начал Евразийский экономический союз (ЕАЭС), членами которого являются Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия.

В ЕАЭС ведется постоянная работа по упрощению и гармонизации таможенных процедур в целях развития международной торговли стран ЕАЭС с зарубежными странами. В рамках такой работы немаловажное значение имеет развитие института уполномоченного экономического оператора.

Уполномоченный экономический оператор (УЭО) - это коммерческая организация, занимающаяся внешнеторговой деятельностью и соответствующая стандартам безопасности Всемирной таможенной организации с точки зрения таможенной службы государства. Статус УЭО могут иметь любые компании, однако, как правило, это крупные импортеры и экспортеры, производители товаров, транспортные и брокерские компании, крупные логистические операторы и дистрибьюторы [1].

В рамках ЕАЭС уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, включенное в реестр УЭО, которому выдается свидетельство о включении в реестр УЭО. С даты вступления в силу данного свидетельства УЭО относится к категории низкого уровня риска.

В настоящее время в России статус УЭО имеют такие компании, как ПАО «АВТОВАЗ», АО «Индезит Интернэшнл», ООО «Нестле Россия», ПАО «Детский мир», АО «Донской табак», ООО «Лента», ООО «Пивоваренная компания Балтика» и др.

Согласно действующему таможенному законодательству ЕАЭС институт УЭО имеет следующие особенности [2]:

- для организаций предусмотрена возможность получения свидетельства о включении в реестр УЭО трех типов;

- УЭО вправе пользоваться на таможенной территории ЕАЭС специальными упрощениями, количество которых зависит от типа свидетельства (всего 17 упрощений);

- статус УЭО по желанию может получить любая организация, являющаяся участником внешнеторговой деятельности;

- статус УЭО признается на всей таможенной территории ЕАЭС.

Основным условием получения I типа свидетельства УЭО является предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей УЭО на сумму не менее одного миллиона евро. При этом УЭО имеет возможность постепенно снизить указанную сумму в случае, если его свидетельство не приостанавливалось:

- 2 года (на 3-й год сумма уменьшается до 700 тыс. евро);

- 4 года (на 5-й год сумма уменьшается до 500 тыс. евро);

- 5 лет (с 6-го года сумма уменьшается до 300 тыс. евро);

- 6 лет (с 7-го года сумма уменьшается 150 тыс. евро).

Наличие свидетельства УЭО I типа дает право пользования следующими упрощениями [5]:

Таможенное оформление товаров в первоочередном порядке при прибытии товаров на территорию ЕАЭС, их убытии с этой территории, таможенном декларировании и выпуске товаров.

Таможенные органы не требуют с УЭО представления обеспечения уплаты таможенных платежей в рамках процедуры таможенного транзита либо при выпуске товаров до завершения проверки документов или до получения результатов таможенной экспертизы. Выпуск товаров до подачи декларации на товары. Проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или досмотра в первоочередном порядке.

Признание таможенными органами в качестве средств идентификации пломб, наложенных УЭО на грузовые помещения транспортных средств или их части.

Основным условием получения II типа свидетельства УЭО является соответствие деятельности этого юридического лица определенным значениям критериев финансовой устойчивости (таблица 1).

Согласно данным таблицы 1 максимально возможным результатом финансовой устойчивости организации является 100 баллов. При этом совокупный показатель юридического лица, претендующего на получение статуса УЭО, должен достигать минимум 50 баллов.

Наличие свидетельства УЭО II типа дает право пользования следующими упрощениями:

1. Использование оператором средств идентификации, которые применяются таможенными органами.

2. Таможенные органы не требуют с УЭО представления обеспечения уплаты таможенных платежей в рамках процедуры таможенного транзита либо при выпуске товаров до завершения проверки документов или до получения результатов таможенной экспертизы.

3. Выпуск товаров по заявлению до подачи таможенной декларации на товары.

4. Временное хранение собственных товаров на территориях, принадлежащих или арендованных УЭО.

5. Создание зоны таможенного контроля на территориях, принадлежащих или арендованных УЭО, доставка товаров в такие зоны,

Таблица 1

Показатели финансовой устойчивости УЭО и их нормативные значения [4]

Наименование показателя Нормативное значение Значимость показателя в балльной системе

Размер чистых активов Не менее 9 млн руб. 30

Размер уставного капитала Не менее 6 млн руб. 10

Остаточная стоимость основных средств Не менее 6 млн руб. 10

Коэффициент автономии Не менее 0,3 10

Коэффициент общей (текущей) ликвидности Не менее 1,0 10

Рентабельность собственного капитала Не менее 5 % 5

Коэффициент финансовой устойчивости Не менее 0,6 15

Коэффициент обеспеченности текущей деятельности собственными оборотными активами Не менее 0,1 5

Коэффициент маневренности собственного капитала Не менее 0,2 5

таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на территории УЭО. 6. Совершение таможенного декларирования и выпуска товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, если такие таможенные органы расположены на территории одной страны ЕАЭС.

Условием получения III типа свидетельства УЭО является наличие стажа работы в статусе УЭО I или II типа не менее двух лет. УЭО III типа пользуется всеми упрощениями, которые предусмотрены для I и II типов УЭО. В таблице 2 показана сравнительная характеристика УЭО I, II и III типа с точки зрения использования ими упрощений.

Таблица 2

Упрощения по типам свидетельств УЭО

Упрощения для УЭО I тип II тип III тип

Совершение таможенных операций в первоочередном порядке + +

Таможенные органы не требуют с УЭО представления обеспечения уплаты таможенных платежей в рамках процедуры таможенного транзита либо при выпуске товаров до завершения проверки документов или до получения результатов таможенной экспертизы + +

Выпуск товаров до подачи декларации на товары + + +

Проведение таможенного контроля в случае его назначения в форме таможенного осмотра или досмотра в первоочередном порядке + + +

Признание таможенными органами в качестве средств идентификации пломб, наложенных УЭО на грузовые помещения транспортных средств + +

При транзите таможенные органы не определяют маршрут перевозки в отношении товаров, перевозимых УЭО + +

Грузовые операции с товарами под таможенным контролем, замена транспортных средств допускаются без разрешения таможенного органа, в зоне деятельности которого совершаются подобные операции + +

Временное хранение собственных товаров на территориях, принадлежащих или арендованных УЭО + +

Создание зоны таможенного контроля на территориях, принадлежащих или арендованных УЭО, доставка товаров в такие зоны, таможенное оформление и таможенный контроль в отношении товаров, находящихся на территории УЭО + +

Применение форм таможенного контроля на территориях, принадлежащих или арендованных УЭО + +

Таможенное декларирование и выпуск товаров в таможенном органе, отличном от таможенного органа, в регионе деятельности которого находятся товары, если такие таможенные органы расположены на территории одной страны ЕАЭС + +

Использование оператором средств идентификации, которые применяются таможенными органами + +

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Приоритетное участие в проводимых таможенными органами

пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокраще- + +

ние времени и оптимизацию порядка совершения таможенных

операций

Примечание. Составлено автором на основе анализа положений Таможенного кодекса ЕАЭС.

Вышеизложенные положения свидетельствуют о значительной привлекательности наличия у организации статуса УЭО. Вместе с тем в России институт УЭО имеет весьма ограниченную практику.

В настоящее время на территории России статус УЭО имеет 187 организаций, на долю которых приходится от 5 % до 8 % внешнеторгового товарооборота. Учитывая общее количество российских участников ВЭД, статус УЭО имеется только у 0,25 % организаций [8]. Столь малая доля обусловлена тем, что подавляющее большинство российских участников ВЭД считает нецелесообразным получение статуса УЭО с точки зрения финансовой эффективности. В этой связи проведем оценку эффективности деятельности УЭО в сравнении с деятельностью организации, не имеющей статуса УЭО.

Сначала необходимо определить и сравнить затраты на совершение таможенно-логистических операций в рамках одной товарной поставки:

Вариант 1 - у организации имеется статус УЭО.

Вариант 2 - у организации отсутствует статус УЭО.

Вышеуказанные затраты отражены в таблице 3.

Таблица 3

Затраты на совершение таможенно-логистических операций, руб.

Наименование операции Вариант 1 Вариант 2

Покупка и оформление карнета ТИР 7160

Оформление транзита в Евросоюзе 3193

Размещение на СВХ (импорт) 2077 2077

Размещение на СВХ (экспорт) 2077

Стоянка на СВХ 1240

Итого: 5270 12554

Далее определим годовые затраты организации со статусом УЭО и без такого статуса согласно данным таблицы 3 при условии, что количество импортных поставок за год составляет 150, а экспортных - 90:

Вариант 1: 5270 х 150 = 790 500 руб.

Вариант 2: 10477 х 150 + 2077 х 90 = 1 758 480 руб.

Экономический эффект в пользу статуса УЭО составляет 967 980 руб.

С учетом того, что для получения статуса УЭО I типа необходимо внесение денежной суммы обеспечения уплаты таможенных платежей в размере одного млн евро, альтернативные издержки, связанные с переводом денежных средств на счет Федерального казначейства, составят: 1 000 000 евро х 75 (курс евро) х 10,5 % = 7 875 000 руб. В результате получаем: 8 665 500 руб. (вариант 1) > 1 758 480 руб. (вариант 2).

Следовательно, первичный анализ затрат свидетельствует о невыгодности получения организацией статуса УЭО.

Далее, необходимо определить резервы оптимизации, которые возможны благодаря упрощениям УЭО.

Как уже ранее было отмечено, УЭО может рассчитывать на выпуск товаров до подачи декларации на товары по всем поставкам, то есть УЭО имеет возможность подачи декларации на товары по каждой поставке до 15 числа месяца, следующим за отчетным [7]. С учетом того, что все декларации УЭО будет подавать 10 числа каждого месяца, при равномерных поставках средняя продолжительность отсрочки уплаты таможенных платежей составит: 30/2 + 10 = 25 дней.

Оценим потенциальный экономический эффект в разрезе конкретных иностранных товаров, ввозимых УЭО:

1. Полотна трикотажные длинноворсовые (код ТН ВЭД ЕАЭС 6001100000 [3]), таможенная стоимость одной поставки: 50 000 евро х 75 = 3 750 000 руб. Ставка ввозной пошлины - 8 % , НДС - 20 % . Сумма таможенных платежей по одной поставке: (3 750 000 руб. х 8 %) + (3 750 000 руб. + 300 000 руб.) х 20 % = 1 110 000 руб. За год сумма таможенных платежей составит: 1 110 000 х 110 = 122 100 000 руб.

2. Прочие искусственные волокна (код ТН ВЭД ЕАЭС 5504900000), таможенная стоимость одной поставки: 80 000 евро х 75 =

6 000 000 руб. Ставка ввозной пошлины - 5 %, НДС - 20 %. Сумма таможенных платежей по одной поставке: (6 000 000 руб. х 5 %) + (6 000 000 руб. + 300 000 руб.) х 20 % = 1 560 000 руб. За год сумма таможенных платежей составит: 1 560 000 х 35 = 54 600 000 руб.

3. Пуговицы (код ТН ВЭД ЕАЭС 9606100000), таможенная стоимость одной поставки: 45 000 евро х 75 = 3 375 000 руб. Ставка ввозной пошлины - 15 %, НДС - 20 %. Сумма таможенных платежей по одной поставке: (3 375 000 руб. х 15 %) + (3 375 000 руб. + 506 250 руб.) х 20 % = 1 282 500 руб. За год сумма таможенных платежей составит: 1 282 500 х 5 = 6 412 500 руб.

Общая сумма уплачиваемых за год таможенных платежей в отношении всех товаров составит 183 112 500 руб., и альтернативные издержки будут равны: 183 112 500 руб. х 25/360 х 10,5 % = 1 335 187 руб.

В результате совокупный эффект от использования статуса УЭО увеличился до: 967 980 + 1 335 187 = 2 303 167 руб. Однако, полученного эффекта недостаточно для покрытия альтернативных издержек, связанных с получением статуса УЭО (7 875 000 руб.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В контексте получения статуса УЭО отметим, что одним из разрешенных способов обеспечения уплаты таможенных платежей является банковская гарантия [4]. Если предположить, что стоимость банковской гарантии равна 2 %, альтернативные издержки, связанные с получением статуса УЭО, составят 157 500 руб.

В результате, получение организацией статуса УЭО позволит ей снизить издержки на: 2 303 167 - 157 500 = 2 145 667 руб. в год.

Таким образом, оценка эффективности деятельности уполномоченного экономического оператора показала, что в долгосрочной перспективе наличие у организации статуса УЭО позволит ей значительно снизить издержки на совершение таможенно-логистических операций. При этом на начальном этапе функционирования УЭО в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей целесообразно использовать банковскую гарантию.

Библиографический список

1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18 мая 1973 г.) // СПС «Консультант

Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/ (дата обращения: 03.02.2019).

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/law/ podborki/tamozhennyj_soyuz/ (дата обращения 03.02.2019).

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_133133/ (дата обращения: 03.02.2019).

4. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_304093/ (дата обращения 03.03.2019).

5. Мозер С.В. Совершенствование института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2016. № 2 (23).

6. Некрасов Д.В. Административно-правовой статус уполномоченного экономического оператора в новом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Вестник Российской таможенной академии. 2017. № 3.

7. Худжатов М.Б., Адамова О.В. Актуальные проблемы внешнеэкономической деятельности при совершении таможенных операций // Экономические стратегии ЕАЭС: проблемы и инновации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2018.

8. Информационный портал ФТС России для участников ВЭД. URL: http:// ved.customs.ru/ (дата обращения: 03.02.2019).

М.Б. Худжатов

кандидат экономических наук

доцент кафедры таможенного дела

Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва

E-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.